Воздушный запуск
Воздушный запуск — это практика выпуска ракеты , ракеты , самолета-паразита или другого полезного груза самолета с корабля-носителя или самолета-носителя. [1] Корабль с полезной нагрузкой или ракета часто прячутся под крылом более крупного корабля-носителя, а затем «сбрасываются» во время полета. [2] Его также можно хранить в бомбоотсеке, под основным фюзеляжем или даже на задней части самолета-носителя, как в случае с дроном D-21 . [3] Воздушный запуск дает несколько преимуществ по сравнению с наземным запуском, позволяя меньшему аппарату увеличить высоту и дальность полета, одновременно экономя вес топлива и оборудования, необходимых для самостоятельного взлета. [4]
История
[ редактировать ]В одном из первых случаев запуска с воздуха использовался дирижабль в качестве носителя и стыковочной станции для истребителей-паразитов-бипланов. Эти самолеты будут соединяться со своим базовым кораблем через трапециевидное приспособление, установленное на вершине верхнего крыла и прикрепленное к крюку, свисающему с нижней части дирижабля выше. [5] Таким образом, истребители можно было как запускать, так и поднимать, придавая дирижаблю скорость и ударную мощь самолетов, а истребителям - дальность и время задержки, как у дирижабля. С развитием авиационных технологий, особенно в области дальности полета, ценность дирижабля снизилась, и эта концепция устарела. [6]
Концепция истребителя-паразита позже несколько раз возрождалась в попытке решить проблему защиты бомбардировщиков от атак истребителей. Convair B-36 использовался для запуска с воздуха нескольких прототипов истребителей для обороны, но ни один из них не имел характеристик, которые могли бы сравниться с истребителями наземного базирования. [5] Даже самый большой бомбардировщик, когда-либо производившийся серийно, был слишком маленьким базовым кораблем для эпохи реактивных самолетов. Стыковка также представляла собой множество проблем. [7]
Воздушный запуск является стандартным способом запуска ракет класса «воздух-земля» и «воздух-воздух» и в основном используется для самолетов с ракетными двигателями, что позволяет им экономить топливо до тех пор, пока они не будут подняты на высоту более крупным самолетом. B-29, B-50 и B-52 служили носителями для исследовательских программ, таких как Bell X-1 и X-15. [8] [9]
В 1960-е годы самолет SR-71 использовался для запуска беспилотника Lockheed D-21/M-21 на скорости до 3 Маха. Однако это добавляло определенную сложность из-за структуры ударной волны вокруг самолета на сверхзвуковых скоростях. . После трех успешных испытаний четвертое привело к столкновению с самолетом-носителем, в результате которого оба корабля были разрушены, а один член экипажа утонул. Впоследствии проект был заброшен. [10] [11]
Во время разработки орбитального корабля «Спейс шаттл» в 1970-х годах НАСА использовало два модифицированных авиалайнера Боинг 747, известных как самолет-носитель «Шаттл», для запуска космического корабля «Шаттл Энтерпрайз», пилотируемого атмосферного испытательного корабля, используемого для проверки возможностей захода на посадку и приземления орбитального корабля. Эти самолеты впоследствии использовались в рамках программы космических шаттлов для перевозки шаттлов на большие расстояния. [12]
Ракета-носитель «Пегас» стала первой орбитальной ракетой воздушного базирования, когда она была запущена 5 апреля 1990 года частной компанией Orbital Sciences Corporation (ныне частью Northrop Grumman) с принадлежащего НАСА самолета B-52 Stratofortress. С тех пор он совершил более 40 полетов, в основном с собственного самолета Lockheed L-1011, известного как Stargazer. Компания Orbital Sciences разрабатывала ракету-носитель Pegasus II, которая должна была сбрасываться со специально построенного Stratolaunch Scaled Composites. Согласно прогнозам, способность «Пегаса» на низкой околоземной орбите составит 13 500 фунтов (6 100 кг). [13] [14]
В начале 2000-х годов B-52 использовался для запуска испытательного гиперзвукового самолета X-43. В последнее время метод запуска с воздуха приобрел популярность у поставщиков коммерческих запусков. Приз Ansari X-Prize в размере 10 миллионов долларов был выигран командой под руководством Берта Рутана и Пола Аллена за успешный запуск SpaceShipOne дважды подряд в течение 2 недель, что соответствовало критериям. [15] [16]
В 2010 году SpaceShipTwo стартовала ракета-носитель . Это был преемник ракеты-носителя SpaceShipOne , снятой с эксплуатации в 2004 году. Первый самолет SpaceShipTwo , VSS Enterprise, совершил 35 успешных полетов с 2010 по 2014 год. Однако 31 октября 2014 года ракета была уничтожена в полете из-за непреднамеренного флюгирования. . Майкл Олсбери был убит, а Питер Сиболд был тяжело ранен. [17] В 2016 году еще один корабль, VSS Unity, совершил свой первый полет, который прошел гладко. ВСС Юнити провел 20 испытательных полетов. Последний достиг космоса, но без коммерческого экипажа на борту. [18] 11 июля 2021 года SpaceShipTwo отправил в космос шесть человек. Двое были пилотами, остальные туристы. [19] [20] Virgin Galactic неоднократно заявляла о планах запустить SpaceShipTwo. Эти планы были отложены более чем на полтора года. Ожидается, что он полетит не ранее второго квартала 2023 года. [21] [22]
В 2021 году Virgin Galactic объявила о планах создания SpaceShipThree . Это обеспечит транспортировку из пункта в пункт по всему миру. два корабля: VSS Imagine и VSS Inspire. Планируются [23] [24] В 2022 году Virgin Galactic объявила о планах по созданию новой ракеты-носителя класса «Дельта». Он сможет достичь орбиты. Ожидается, что он будет запущен в 2026 году. [25] [26]
См. также
[ редактировать ]- Композитный самолет
- Материнский корабль
- Пегас (ракета)
- Воздушный запуск на орбиту
- Воздушно-десантный авианосец
- Запуск ракетных саней
- Мегамасштабное проектирование
- КосмическийКорабльОдин
- КосмическийКорабльДва
- LauncherOne
- Список запусков Virgin Galactic
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алиреза Форузанде Тебризи (май 2015 г.). «Воздушный старт» (PDF) . Государственный университет Сан-Хосе . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ Ребекка А. Митчелл. «Концептуальный анализ методов воздушного запуска космических аппаратов» (PDF) . Университет Колорадо . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ «Дрон Lockheed D-21B | Музей авиации» . Музей полета . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «Ракета Пегас» . Нортроп Грумман . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «В то время ВВС разработали крошечный истребитель для запуска со стратегических бомбардировщиков» . Задача и цель . 27 октября 2022 г. Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Мирошниченко, Евгений (21-12-2022). "Из самолета в космос. История и перспективы систем воздушного старта" . Журнал The Universemagazine Space Tech . Retrieved 2023-04-09 .
- ^ «Борцы с паразитами: 40 лет было потрачено на то, чтобы заставить их работать» . Ученики полета . 24 января 2017 г. Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «Определение ВОЗДУШНОГО ЗАПУСКА» . www.merriam-webster.com . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «А-10С Тандерболт II» . ВВС . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «Локхид SR-71А» . Национальный музей ВВС США™ . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «Создание Черного дрозда» . Локхид Мартин . 10 января 2021 г. Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Гиббс, Ивонн (11 августа 2015 г.). «Самолет-челнок» . НАСА . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ KSC, Элейн Маркони. «НАСА – Пегас: Обратный отсчет 101» . www.nasa.gov . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «Ракета-носитель Pegasus XL | Национальный музей авиации и космонавтики» . airandspace.si.edu . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «Приз Фонда XPRIZE Ансари | Фонд XPRIZE» . XPRIZE . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ XPRIZE. «Mojave Aerospace Ventures выигрывает начавшееся соревнование» . XPRIZE . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Тарик Малик (28 июля 2015 г.). «Смертельная авария SpaceShipTwo, вызванная ошибкой второго пилота: NTSB» . Научный американец . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ «Ракетный самолет Virgin Galactic летит к краю космоса» . Новости Би-би-си . 22 мая 2021 г. Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Сотрудники Space com (14 июля 2021 г.). «На фотографиях: первый космический полет Virgin Galactic с полным экипажем и миллиардером Ричардом Брэнсоном» . Space.com . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Элизабет Хауэлл (10 июля 2021 г.). «Познакомьтесь с экипажем, стартующим на первом полностью укомплектованном экипаже космического корабля Unity 22 компании Virgin Galactic» . Space.com . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «Что будет дальше с Virgin Galactic? Генеральный директор обсуждает планы полетов во время телеконференции о прибылях и убытках – Albuquerque Journal» . www.abqjournal.com . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Фауст, Джефф (01 марта 2023 г.). «Virgin Galactic на заключительной стадии возвращения в полет» . Космические новости . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Майк Уолл (30 марта 2021 г.). «Познакомьтесь с VSS Imagine: Virgin Galactic представляет свой первый космический корабль SpaceShip III» . Space.com . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «Virgin Galactic представляет свой первый суборбитальный космический корабль SpaceShip III» . Инсайдер SpaceFlight . 05.04.2021 . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ «Virgin Galactic объявляет основных поставщиков космических кораблей класса Дельта» . www.virgingalactic.com . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Патраску, Даниэль (3 ноября 2022 г.). «Шестипассажирский космический корабль Virgin Galactic Delta поступит в производство в 2023 году, Bell on Deck» . автоэволюция . Проверено 9 апреля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исследование методов воздушного запуска РЛВ (AIAA 2001)
- «Информация ООО «ЭйрЛаунч» о проекте пусковой установки QuickReach» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года.