Мобилизация цветных металлов
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Мобилизация цветных металлов была событием Второй мировой войны во Франции, начавшейся в 1941 году. Во время нее нацистская Германия реквизировала большое количество цветных металлов для своих оружейных заводов, включая олово , свинец , никель и медь . [1] При содействии режима Виши и под предлогом поддержки французского сельского хозяйства населению было предложено пожертвовать такие металлы, а церковные колокола и многие статуи были переплавлены. По оценкам некоторых кураторов, по приказу режима Виши было разрушено около 1700 статуй, в том числе более 100 в Париже. [2]
Исторический контекст
[ редактировать ]В 1941 году, когда шла операция «Барбаросса» , а война стала продолжительнее и дороже, чем ожидалось, немецкой промышленности требовалось больше металла, чем когда-либо, для производства оружия и боеприпасов. Медь была необходима для изготовления гильз для снарядов и пулеметных и винтовочных боеприпасов, а свинец, никель и марганец использовались в электрических батареях и аккумуляторных блоках . Сельское хозяйство в оккупированной Франции также нуждалось в металлах для производства пестицидов и удобрений (например, медный купорос был против плесени фунгицидом для винограда, а арсенат свинца был инсектицидом для защиты картофеля от колорадских жуков ), хотя эта причина также была просто прикрытием. реквизировать металлы, действительно предназначенные для использования в немецких военных целях. [3]
Чтобы удовлетворить эти потребности, в 1941 году началась кампания по реквизиции французских цветных металлов. За год до этого оккупанты уничтожили пятьдесят произведений искусства, которые нацисты считали символами поражения Германии в 1918 году и предполагаемых немецких зверств в начале Первой мировой войны. хотя некоторые города снесли и спрятали такие произведения до прибытия немцев, например, упавший немецкий орел на военном мемориале в Ла-Куард-сюр-Мер . [4]
Курс
[ редактировать ]В городах Франции были развешаны плакаты, призывающие население принять участие в кампании, отдав медь и свинцовые предметы повседневного обихода, такие как дверные ручки, котлы, лампы, подсвечники и велосипедные рамы, в центральный «налог на металл». [5] Чтобы избежать протестов и инцидентов, на плакатах упоминалось только сельскохозяйственное, а не военное использование металлов. [3] Французское государство платило группам и частным лицам 6 франков за килограмм свинца, 30 франков за килограмм латуни , меди, медных сплавов, бронзы и нейзильбера и 75 франков за килограмм олова.
Несмотря на пропаганду, в ходе первоначальной кампании было произведено недостаточно металла, поэтому были также реквизированы бронзовые статуи и произведения искусства. Закон, принятый 11 октября 1941 года, гласил, что «статуи и памятники из медных сплавов в общественных и административных местах, не представляющих художественного или исторического интереса, будут снесены». [6] [7] [8] Закон исключал установку бронзовых статуй на кладбищах, в музеях и на военных мемориалах, хотя Николя Раджи статуя Людовика XVI в Музее изящных искусств Бордо была принесена в жертву, как и мемориалы франко-прусской войны в Кутансе , Ньоре , Понтуазе , Кемпере. , Сен-Кантен и Верден . Национальные власти также выступали за сохранение произведений искусства, связанных с христианством и французской монархией, хотя статуи Жанны д'Арк в Больё-ле-Фонтен , Лангре и Меэн-сюр-Йевр были переплавлены.
Несмотря на то, что целью было оживление французской экономики, «полученные таким образом металлы [были] напрямую доставлены в Германию, чтобы восполнить нехватку первичных материалов в военной промышленности». [7] По мнению академика Кирилла Фримена, иконоборчество не было ни движущей силой, ни причиной кампании, которая руководствовалась скорее прагматическими мотивами, чем экономическими интересами. [7] Беате Питтнауэр отметила, что «прежде всего именно региональные сообщества выступили против принятия этого закона, чтобы предотвратить эффективный демонтаж статуй, снятых изолированно». [7] Режим Виши также воспользовался законом, сняв бюсты и статуи фигур, которые, по их мнению, представляли свободный республиканский дух или ценности, противостоящие национальной революции Виши. [9] Некоторые памятники, установленные почти веком ранее, представляли собой забытых исторических личностей — в провинциальных деревнях слава деятелей была по существу местной. [10]
В работе принимали непосредственное участие три министра кабинета министров, при этом службы в Париже и сети департаментов были переданы в ведение префектов. Произведения искусства были отобраны Министерством национального образования и его высшим комитетом изящных искусств, последний возглавлял Луи Отекёр . Группы по импорту и распространению металлов (Groupements d'Importation et de Répartition des Métaux или GIRM) руководили вывозом, транспортировкой и уничтожением избранных произведений искусства по всей Франции. Бронзы были перевезены поездом в район вокруг Парижа и переданы металлургическим компаниям по восстановлению, назначенным GIRM для их хранения перед отправкой в Германию.
Центральные власти запретили фотографировать процесс выноса скульптур, а это значит, что этот процесс запечатлен на очень небольшом количестве фотографий и фильмов. Редкие снимки были сделаны в небольших или средних городах. Центральное правительство быстро разработало план замены некоторых бронзовых произведений искусства новыми каменными, которым не разрешалось быть «более или менее точной копией репы, об удалении которой было решено». За замену каменных скульптур заплатили сами города и деревни. Государство рекомендовало оставить деньги, полученные от продажи оригинальных бронзовых произведений искусства, на замену произведения искусства.
Некоторые скульптуры находились под угрозой, но в конце концов не были реквизированы, например, в садах Европы в Анси . Также было реквизировано почти тысяча церковных колоколов, в основном в Эльзасе-Лотарингии . [11] которая тогда была частью нацистской Германии. Мобилизация продолжалась на протяжении всей оккупации Франции с разной интенсивностью в зависимости от спроса. В 1943 и 1944 годах власти центральной Франции потребовали вернуть почти все памятники, пережившие первую волну кампании 1941 и 1942 годов. Парадоксально, но людей и материалов, необходимых для реквизиции статуй, практически не существовало, не осталось ни рабочих, ни транспортных средств. для этого. После окончания войны несколько произведений искусства были возвращены на свои первоначальные постаменты в родных городах.
Реакции
[ редактировать ]Результаты
[ редактировать ]Произведения искусства, утраченные во время мобилизации
[ редактировать ]Несмотря на то, что оригинальная гипсовая модель была утеряна, фотографии остаются единственным следом статуи, изготовленной из бронзы. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дентон 2007 , с. 140.
- ^ (на французском языке) Беате Питтнауэр, «Потеряйте свою эпоху». Разрушение парижских статуй и их сохранение с помощью фотографии. Диалектические отношения? , Перспектива. Новости искусствоведения , № 2, 31 декабря 2018, с. 247–256
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жан Соважон. «Предупреждение при сдаче цветных металлов» . Museedelaresistanceenligne.org . Проверено 23 июля 2015 г. .
- ^ (на французском языке) «Памятник погибшим 14-18 лет, или Павший орел – Ла-Куард-сюр-Мер – Е-монумен» . e-monumen.net . 05.11.2011 . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ (на французском языке) «Сдавайте медь и цветные металлы в пункты сбора налога на металлы (2012.05.112)» . webmuseo.com . Проверено 23 июля 2015 г. .
- ^ (на французском языке) «Закон № 4291 от 11 октября 1941 г. о сносе металлических статуй и памятников с целью перепроектирования» , Официальный журнал французского государства, № 283, 15 октября 1941 г., стр. 4440
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Питтнауэр 2018 .
- ^ Ричард 2020 .
- ^ (на французском языке) Кэтрин-Алиса Палагрет (25 января 2009 г.). «Жатва бронзы, литье статуй в годы Второй мировой войны» .
- ^ (на французском языке) Матье Шамбрион (октябрь 2013 г.). «Следы истории в общественном пространстве Центрального региона: отправка статуй на переплавку в условиях оккупации» (PDF) . Генеральная инвентаризация культурного наследия .
- ^ Ричард 2012 , с. 2, второй абзац.
- ^ (на французском языке) Филипп Клуте (16 сентября 2014 г.). «Бордо – Статуи тоже умирают…» Аквитания Онлайн . Проверено 24 июля 2015 г. .
Библиография
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]- (на французском языке) Чад Дентон, «Весы и меры: франко-германское экономическое сотрудничество посредством реквизиции цветных металлов, сравнение между Северной и Южной зонами», в Эрве Жоли (редактор), Экономика неоккупированной зоны : 1940-1942 , Париж, ЦТЗ, сб. «CTHS-история» (№24), 2007, 378 с. ( ISBN 978-2-7355-0627-9 ), с. 139–166.
Статуи
[ редактировать ]Колокола
[ редактировать ]- Персиваль Прайс (1948). Кампанология, Европа 1945-1947: Отчет о состоянии колоколов на европейском континенте в результате недавней войны, о конфискации и переплавке колоколов центральными державами, а также об исследовании тональных качеств изготовленных колоколов. Доступно через Dislogment во время войны . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета .
- (на французском языке) «Бернар Ришар, «Колокола Франции во время Второй мировой войны», Bell Heritage, № 69, январь-апрель 2012 г.» (PDF) .