Jump to content

Карл Фельско

Карл Фельско
Рожденный 18 мая [ OS 6] 1844 г.
Умер 1919 (74-75 лет) [ 1 ]
Национальность Балтийский немецкий
Известный Архитектура
Движение Эклектизм

Карл Иоганн Фельско ( латышский : Карлис Йоханс Фельско ; 18 мая [ OS 6] 1844–1919 гг. [ 2 ] ) был архитектором и сыном главного архитектора Риги Иоганна Даниэля Фельско . Он был одним из ведущих архитекторов периода строительного бума в Риге в конце 19 – начале 20 века. По его проектам было построено более 115 многоэтажных жилых и общественных зданий, фабрик и других зданий. Он был мастером стиля эклектика. Его работы, которые в основном можно увидеть в жилых домах Риги, включали тщательно расположенные филигранные элементы ордера, карнизы, фронтоны, гирлянды, картуши, гермы и многое другое. Его продуктивность значительно снизилась в начале 20 века с появлением стиля модерн.

Образование

[ редактировать ]

Строительное искусство сопровождало Фельско с колыбели; его отцом был главный архитектор Риги Иоганн Фельско (1844–1879). Карл Фельско получил прекрасное академическое образование. Он посещал Рижскую лютеранскую конгрегационалистскую школу и три года работал со своим отцом в частной практике, но с 1863 по 1865 год он посещал архитектурную школу Зигена в Вестфалии , Германия , затем продолжил обучение в Берлинской архитектурной академии и свой опыт и умения пополнил работая в частной практике у немецких архитекторов Германа фон дер Худе и Юлиуса Хеннике . С 1866 по 1867 год учился в Петербургской Академии художеств , где ему было присвоено звание Свободного художника. По возвращении в Ригу работал строительным инспектором в Рижском самоуправлении и одновременно преподавателем рисования и рисования в Рижской школе ремесленников. С 1875 по 1887 год Фельско был ассистентом профессоров Иоганна Коха и Густава Хильбига в Рижском политехническом институте. .

Карл Фельско был одним из самых продуктивных архитекторов периода строительного бума в Риге в конце 19 – начале 20 века. Единственными архитекторами, построившими больше зданий в Риге, были Константин Пекшенс и Янис Алкснис . По его проектам было построено более 115 многоэтажных кирпичных жилых и общественных зданий, фабрик и других зданий, а также неизвестное до сих пор количество деревянных домов. Многие из них исчезли из-за политики городских властей в 1970-х и 1980-х годах, примером может служить красивое деревянное здание на улице Бривибас, 175 (1898 г., снесено в 1988 г.).

Портфолио проектов

[ редактировать ]
Дом Швабе слева от Дома Черноголовых.

Именно в 1880-х годах в жизни этого архитектора начался удивительно продуктивный этап. Он был настоящим мастером стиля эклектика . Художественные методы эклектики были частью его, его тела и души. В этом стиле он достиг уровня настоящей профессиональной виртуозности. Его постройки можно встретить практически в каждом уголке Риги.

Трудно найти место в центре города, откуда не было бы видно здание работы Карла Фельско. Многие из них расположены в ансамбле бульваров – например, на улице Й. Алунана, 3, 4, 6 и 9 (1897, 1897, 1879 и 1885 гг.), 4 и 12, ул. Элизабетес (1883 и 1897 гг.), 10. , бульвар О. Калпака (1884 г.) и другие места. В Старой Риге его здания: улица Смилшу, 7 и 12 (1890 и 1897 годы), улица Грециниеку, 28 (1896 год), улица Вальню, 7 и 21 (1894 и 1893 годы) и улица Шкюню, 13 (1894 год). Последний; как и многие другие в Старой Риге, были созданы путем реконструкции старого здания. Например, здание по улице Калькю, 18 (1884 г.) получило два верхних этажа, сохранив при этом бесценные элементы и детали барокко в нижней части здания.

В 1889–1891 годах Фельско реконструировал простое двухэтажное здание рядом со знаменитым Домом Черноголовых , принадлежавшее мещанину Э. Шмидту. Он создал высокий и очень богато украшенный фронтон , богатый пластикой , обращенный прямо к Рижской ратуше . Его силуэт был похож на Дом Черноголовых, но с совершенно иной архитектурной отделкой. Это здание было сдано Шмидтом в аренду компании «Швабе» и, таким образом, стало для народа «Домом Швабе». Это здание представляло собой наиболее характерный образец эклектики, демонстрируя ритмично переплетающиеся стилизованные мотивы античной и ренессансной архитектуры и акцентированные горизонтальные карнизы , резко контрастирующие с вертикальными расположениями готических ниш Дома Черноголовых.

Рядом с ратушей на бывшей улице Свертувес, 11 раньше стоял еще один шедевр Фельско – торговое здание Якша (1900–1901). [ 3 ] спроектирован и построен в сотрудничестве с архитектором Карлом Нойбургером ; который в свое время был единственным современным универмагом во всем городе. Это здание также было разрушено, но пожилые жители Риги до сих пор помнят его богато украшенную фреску из керамической плитки , спроектированную нюрнбергским архитектором Теодором Эйрихом . Он имел стальную конструкцию и был одним из первых электрических лифтов в Риге.

Работы Фельско включали в себя множество новшеств в строительном искусстве того времени. Например, спроектированный им жилой дом на ул. Кришьяня, 25 или ул. Блауманя, 26 (1896 г.) был одним из первых зданий, планы которых были очень близки к секционным домам, построенным еще в 1980-х годах. Однако в основном Фельско проектировал и строил жилые дома. Некоторые из них были домом богатых и элитных жителей города - виллы, например, дом бизнесмена Дависа Эзитиса на улице Элизабетес, 59 (1889 г.), улице Аристида Бриана, 9 (1883 и 1889 гг.) или вилла на улице 37. , улица Слокас (1892 г.), принадлежавшая владельцу машиностроительного завода Herminghaus und Woormann . Похожий архитектурный подход можно найти в принадлежащем предпринимателю Рихарде Хромсе здании, расположенном на улице Базницас, 25 (1897 г.) и украшенном скульптурными украшениями популярного рижского художника Августа Волца. Это похоже на другие здания, спроектированные Фельско – на улице Кришьяна Валдемара, 27/29 (1902 г.), улице Элизабетес, 3 (1899 г.), улице Лачплеша, 36 (1900 г.), улице Гертрудес, 49 (1906 г.) и некоторых других. Все это многоэтажные кирпичные жилые дома, которые эффектно отражают архитектурный стиль и характер города. Городской пейзаж второй половины XIX века. Еще одним вкладом Фельско в эту сферу является серия жилых домов по улице Бривибас 157, 173, 193 и 195 (1898, 1897, 1898 и 1895 гг.), 9, 55, 71, 111, 117 и 123 по ул. Дзирнаву (1880 г.). , 1881, 1883, 1896, 1884 и 1887 гг.), улица Элизабетес, 24, 26 и 75 (1897, 1897 и 1890 гг.), а также улица Марияс 1, 4 и 5 (1884, 1896 и 1895 гг.). Вторую половину XIX века в архитектурной истории Риги часто называют периодом доходных домов.

Поздний эклектизм

[ редактировать ]

Увеличение выступающих и объемных деталей было отличительным признаком развития эклектики в ее поздний период. Наиболее характерными произведениями Фельско этого периода являются уже упомянутые жилые дома на улице Базницас, 25 и улице Кришьяня Валдемара, 27/29, а также дома на улице Дзирнаву, 43 (1898 г.), улице Элизабетес, 3 (1899 г.). , ул. Гертрудес, 22, 39 и 49 (1897 г., 1899 и 1906 гг.), ул. А. Калниня, 1 и 1а (обе 1895 г.), ул. Лачплеша, 13 и 36 (обе 1900 г.). Фасады этих зданий подобны фантастическим картинам с очень тщательно расположенными филигранными элементами ордеров, карнизами , фронтонами , гирляндами , картушами , гермами и многими другими элементами архитектурно-декоративной отделки. Воспроизведение более старых, исторических средств выразительности, на которых основывался стиль эклектики, сосредоточено по большей части на свободной интерпретации форм Возрождения; однако также можно встретить неоготику и другие неостили. Неоготику в интерпретации Фельско можно увидеть в жилых домах на улице Меркеля, 8 (1882 г.) и частично в бывшей насосной станции на улице Маскавас, 194 (1897 г.). Последнее здание можно отнести также к образцу особого подстиля эклектики, так называемого кирпичного стиля. Другой пример – водолечебное заведение Крюгера на улице Базницас, 18 (1884 г.) или целый ряд фабричных построек Фельско – например, бывшая Русско-Рейнская фабрика свинцовых красок на улице Кришьяня Барона, 130 (1902–1917 гг.). ), вагонно-механический завод «Феникс» на улице Бривибас, 201 (1895 г.) и другие. Фельско прекрасно разбирался в различных отделочных материалах. Иногда он переплетал кирпичи с деталями, отлитыми из цемента. Такие штрихи можно найти в бывшем манеже на ул. Стрелниеку, 8 (1895 г.), городском сиротском доме на ул. Зелю, 8 (1888 г.; в сотрудничестве с архитектором Карлом Нойбургером), газгольдере на ул. Матиса, 106 (1901 г.), и другие. Строгий, сильно деревенский формальный язык Стиль флорентийского ренессанса использован в оформлении бывших бань Зигра на улице Вальню, 10 (1887 г.), доходного дома на бульваре Бастея, 4 (1898 г.) и ряда других фасадов его зданий.

В начале 20 века, в период расцвета модерна , невероятная продуктивность Фельско заметно снизилась. Творческий метод нового стиля был слишком далек и чужд его художественному мышлению и подходу, хотя уже в 1897 году проект доходного дома по улице Тербатас, 41/43 предвосхищал элементы орнамента в формах модерна. Эти идеи, однако, не были реализованы и получили дальнейшее развитие, а в 1903 году на улице Блауманя, 28 появилось весьма внушительное здание. Его неоготический орнамент фасада переплетался с множеством монстров, птиц, химер , медведей, масок и других типично модерновых украшений и металлических изделий. [ 4 ] Здание удачно подчеркивает пересечение улиц Персес и Блауманя, а на улице Кришьяня Барона находится небольшой привокзальный двор.

Вышеупомянутые произведения составляют лишь малую часть того, чего архитектор добился для своего города за свою очень насыщенную и продуктивную жизнь и карьеру. Перед Первой мировой войной вместе с Эйженсом Лаубе и Вильгельмом Бокслаффом он был одним из трех официальных советников Рижского строительного управления, занимавшихся вопросами архитектуры.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Немецко-балтийский биографический лексикон . книжный магазин В. Хиршхейдт, Ведемарк. 1998. С. 210–211 . Проверено 4 апреля 2019 г. (ru)
  2. ^ * Немецко-балтийский биографический лексикон . книжный магазин В. Хиршхейдт, Ведемарк. 1998. С. 210–211 . Проверено 4 апреля 2019 г. (ru)
  3. ^ Сильвия Гроса; Эдуард Клявиньш. «Пластический и живописный декор периода модерна в архитектуре Риги рубежа XIX и XX веков» (PDF) . Латвийская Художественная Академия . п. 77 . Проверено 2 июля 2010 г.
  4. ^ "Карты и маршруты Рижского центра модерна" . Рижский центр модерна . Проверено 3 июля 2010 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Крастиньш, Янис (2002). Мастера архитектуры Риги 1850-1940 : Мастера архитектуры Риги 1850-1940 (на латышском и английском языках). Рига: Жумава. ISBN  9984-05-450-0 . OCLC   52258305 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: edfc8cc00a1e8c5d8a6f68ac668fdd58__1700786340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/58/edfc8cc00a1e8c5d8a6f68ac668fdd58.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karl Felsko - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)