Карл Фельско
Карл Фельско | |
---|---|
Рожденный | 18 мая [ OS 6] 1844 г. |
Умер | 1919 (74-75 лет) [ 1 ] |
Национальность | Балтийский немецкий |
Известный | Архитектура |
Движение | Эклектизм |
Карл Иоганн Фельско ( латышский : Карлис Йоханс Фельско ; 18 мая [ OS 6] 1844–1919 гг. [ 2 ] ) был архитектором и сыном главного архитектора Риги Иоганна Даниэля Фельско . Он был одним из ведущих архитекторов периода строительного бума в Риге в конце 19 – начале 20 века. По его проектам было построено более 115 многоэтажных жилых и общественных зданий, фабрик и других зданий. Он был мастером стиля эклектика. Его работы, которые в основном можно увидеть в жилых домах Риги, включали тщательно расположенные филигранные элементы ордера, карнизы, фронтоны, гирлянды, картуши, гермы и многое другое. Его продуктивность значительно снизилась в начале 20 века с появлением стиля модерн.
Образование
[ редактировать ]Строительное искусство сопровождало Фельско с колыбели; его отцом был главный архитектор Риги Иоганн Фельско (1844–1879). Карл Фельско получил прекрасное академическое образование. Он посещал Рижскую лютеранскую конгрегационалистскую школу и три года работал со своим отцом в частной практике, но с 1863 по 1865 год он посещал архитектурную школу Зигена в Вестфалии , Германия , затем продолжил обучение в Берлинской архитектурной академии и свой опыт и умения пополнил работая в частной практике у немецких архитекторов Германа фон дер Худе и Юлиуса Хеннике . С 1866 по 1867 год учился в Петербургской Академии художеств , где ему было присвоено звание Свободного художника. По возвращении в Ригу работал строительным инспектором в Рижском самоуправлении и одновременно преподавателем рисования и рисования в Рижской школе ремесленников. С 1875 по 1887 год Фельско был ассистентом профессоров Иоганна Коха и Густава Хильбига в Рижском политехническом институте. .
Карьера
[ редактировать ]Карл Фельско был одним из самых продуктивных архитекторов периода строительного бума в Риге в конце 19 – начале 20 века. Единственными архитекторами, построившими больше зданий в Риге, были Константин Пекшенс и Янис Алкснис . По его проектам было построено более 115 многоэтажных кирпичных жилых и общественных зданий, фабрик и других зданий, а также неизвестное до сих пор количество деревянных домов. Многие из них исчезли из-за политики городских властей в 1970-х и 1980-х годах, примером может служить красивое деревянное здание на улице Бривибас, 175 (1898 г., снесено в 1988 г.).
Портфолио проектов
[ редактировать ]
Именно в 1880-х годах в жизни этого архитектора начался удивительно продуктивный этап. Он был настоящим мастером стиля эклектика . Художественные методы эклектики были частью его, его тела и души. В этом стиле он достиг уровня настоящей профессиональной виртуозности. Его постройки можно встретить практически в каждом уголке Риги.
Трудно найти место в центре города, откуда не было бы видно здание работы Карла Фельско. Многие из них расположены в ансамбле бульваров – например, на улице Й. Алунана, 3, 4, 6 и 9 (1897, 1897, 1879 и 1885 гг.), 4 и 12, ул. Элизабетес (1883 и 1897 гг.), 10. , бульвар О. Калпака (1884 г.) и другие места. В Старой Риге его здания: улица Смилшу, 7 и 12 (1890 и 1897 годы), улица Грециниеку, 28 (1896 год), улица Вальню, 7 и 21 (1894 и 1893 годы) и улица Шкюню, 13 (1894 год). Последний; как и многие другие в Старой Риге, были созданы путем реконструкции старого здания. Например, здание по улице Калькю, 18 (1884 г.) получило два верхних этажа, сохранив при этом бесценные элементы и детали барокко в нижней части здания.
В 1889–1891 годах Фельско реконструировал простое двухэтажное здание рядом со знаменитым Домом Черноголовых , принадлежавшее мещанину Э. Шмидту. Он создал высокий и очень богато украшенный фронтон , богатый пластикой , обращенный прямо к Рижской ратуше . Его силуэт был похож на Дом Черноголовых, но с совершенно иной архитектурной отделкой. Это здание было сдано Шмидтом в аренду компании «Швабе» и, таким образом, стало для народа «Домом Швабе». Это здание представляло собой наиболее характерный образец эклектики, демонстрируя ритмично переплетающиеся стилизованные мотивы античной и ренессансной архитектуры и акцентированные горизонтальные карнизы , резко контрастирующие с вертикальными расположениями готических ниш Дома Черноголовых.
Рядом с ратушей на бывшей улице Свертувес, 11 раньше стоял еще один шедевр Фельско – торговое здание Якша (1900–1901). [ 3 ] спроектирован и построен в сотрудничестве с архитектором Карлом Нойбургером ; который в свое время был единственным современным универмагом во всем городе. Это здание также было разрушено, но пожилые жители Риги до сих пор помнят его богато украшенную фреску из керамической плитки , спроектированную нюрнбергским архитектором Теодором Эйрихом . Он имел стальную конструкцию и был одним из первых электрических лифтов в Риге.
Работы Фельско включали в себя множество новшеств в строительном искусстве того времени. Например, спроектированный им жилой дом на ул. Кришьяня, 25 или ул. Блауманя, 26 (1896 г.) был одним из первых зданий, планы которых были очень близки к секционным домам, построенным еще в 1980-х годах. Однако в основном Фельско проектировал и строил жилые дома. Некоторые из них были домом богатых и элитных жителей города - виллы, например, дом бизнесмена Дависа Эзитиса на улице Элизабетес, 59 (1889 г.), улице Аристида Бриана, 9 (1883 и 1889 гг.) или вилла на улице 37. , улица Слокас (1892 г.), принадлежавшая владельцу машиностроительного завода Herminghaus und Woormann . Похожий архитектурный подход можно найти в принадлежащем предпринимателю Рихарде Хромсе здании, расположенном на улице Базницас, 25 (1897 г.) и украшенном скульптурными украшениями популярного рижского художника Августа Волца. Это похоже на другие здания, спроектированные Фельско – на улице Кришьяна Валдемара, 27/29 (1902 г.), улице Элизабетес, 3 (1899 г.), улице Лачплеша, 36 (1900 г.), улице Гертрудес, 49 (1906 г.) и некоторых других. Все это многоэтажные кирпичные жилые дома, которые эффектно отражают архитектурный стиль и характер города. Городской пейзаж второй половины XIX века. Еще одним вкладом Фельско в эту сферу является серия жилых домов по улице Бривибас 157, 173, 193 и 195 (1898, 1897, 1898 и 1895 гг.), 9, 55, 71, 111, 117 и 123 по ул. Дзирнаву (1880 г.). , 1881, 1883, 1896, 1884 и 1887 гг.), улица Элизабетес, 24, 26 и 75 (1897, 1897 и 1890 гг.), а также улица Марияс 1, 4 и 5 (1884, 1896 и 1895 гг.). Вторую половину XIX века в архитектурной истории Риги часто называют периодом доходных домов.
Поздний эклектизм
[ редактировать ]Увеличение выступающих и объемных деталей было отличительным признаком развития эклектики в ее поздний период. Наиболее характерными произведениями Фельско этого периода являются уже упомянутые жилые дома на улице Базницас, 25 и улице Кришьяня Валдемара, 27/29, а также дома на улице Дзирнаву, 43 (1898 г.), улице Элизабетес, 3 (1899 г.). , ул. Гертрудес, 22, 39 и 49 (1897 г., 1899 и 1906 гг.), ул. А. Калниня, 1 и 1а (обе 1895 г.), ул. Лачплеша, 13 и 36 (обе 1900 г.). Фасады этих зданий подобны фантастическим картинам с очень тщательно расположенными филигранными элементами ордеров, карнизами , фронтонами , гирляндами , картушами , гермами и многими другими элементами архитектурно-декоративной отделки. Воспроизведение более старых, исторических средств выразительности, на которых основывался стиль эклектики, сосредоточено по большей части на свободной интерпретации форм Возрождения; однако также можно встретить неоготику и другие неостили. Неоготику в интерпретации Фельско можно увидеть в жилых домах на улице Меркеля, 8 (1882 г.) и частично в бывшей насосной станции на улице Маскавас, 194 (1897 г.). Последнее здание можно отнести также к образцу особого подстиля эклектики, так называемого кирпичного стиля. Другой пример – водолечебное заведение Крюгера на улице Базницас, 18 (1884 г.) или целый ряд фабричных построек Фельско – например, бывшая Русско-Рейнская фабрика свинцовых красок на улице Кришьяня Барона, 130 (1902–1917 гг.). ), вагонно-механический завод «Феникс» на улице Бривибас, 201 (1895 г.) и другие. Фельско прекрасно разбирался в различных отделочных материалах. Иногда он переплетал кирпичи с деталями, отлитыми из цемента. Такие штрихи можно найти в бывшем манеже на ул. Стрелниеку, 8 (1895 г.), городском сиротском доме на ул. Зелю, 8 (1888 г.; в сотрудничестве с архитектором Карлом Нойбургером), газгольдере на ул. Матиса, 106 (1901 г.), и другие. Строгий, сильно деревенский формальный язык Стиль флорентийского ренессанса использован в оформлении бывших бань Зигра на улице Вальню, 10 (1887 г.), доходного дома на бульваре Бастея, 4 (1898 г.) и ряда других фасадов его зданий.
Модерн
[ редактировать ]В начале 20 века, в период расцвета модерна , невероятная продуктивность Фельско заметно снизилась. Творческий метод нового стиля был слишком далек и чужд его художественному мышлению и подходу, хотя уже в 1897 году проект доходного дома по улице Тербатас, 41/43 предвосхищал элементы орнамента в формах модерна. Эти идеи, однако, не были реализованы и получили дальнейшее развитие, а в 1903 году на улице Блауманя, 28 появилось весьма внушительное здание. Его неоготический орнамент фасада переплетался с множеством монстров, птиц, химер , медведей, масок и других типично модерновых украшений и металлических изделий. [ 4 ] Здание удачно подчеркивает пересечение улиц Персес и Блауманя, а на улице Кришьяня Барона находится небольшой привокзальный двор.
Вышеупомянутые произведения составляют лишь малую часть того, чего архитектор добился для своего города за свою очень насыщенную и продуктивную жизнь и карьеру. Перед Первой мировой войной вместе с Эйженсом Лаубе и Вильгельмом Бокслаффом он был одним из трех официальных советников Рижского строительного управления, занимавшихся вопросами архитектуры.
Галерея
[ редактировать ]-
Жилой дом на улице Блауманя 28, Рига (1903 г.)
-
Дом на улице А. Бриана 9 (бывший особняк семьи фон Стризских), Рига. (1883)
-
Административное здание бывшего завода Феникс на улице Бривибас 201, Рига. (1895–98).
-
Особняк на улице Слокас 37, Рига. (1892)
-
Жилой дом на улице Меркеля 8, Рига. (1882).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Немецко-балтийский биографический лексикон . книжный магазин В. Хиршхейдт, Ведемарк. 1998. С. 210–211 . Проверено 4 апреля 2019 г. (ru)
- ^ * Немецко-балтийский биографический лексикон . книжный магазин В. Хиршхейдт, Ведемарк. 1998. С. 210–211 . Проверено 4 апреля 2019 г. (ru)
- ^ Сильвия Гроса; Эдуард Клявиньш. «Пластический и живописный декор периода модерна в архитектуре Риги рубежа XIX и XX веков» (PDF) . Латвийская Художественная Академия . п. 77 . Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ "Карты и маршруты Рижского центра модерна" . Рижский центр модерна . Проверено 3 июля 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Крастиньш, Янис (2002). Мастера архитектуры Риги 1850-1940 : Мастера архитектуры Риги 1850-1940 (на латышском и английском языках). Рига: Жумава. ISBN 9984-05-450-0 . OCLC 52258305 .