Кула Нэнни
Кулай Неню ( русский : Кулай Неню ; урожденный Николай Семёнович Ненев , Николаи Семёнович Ненев, также Н. С. Ненев-Потынга , Н. С. Ненев-Потынга; 1905–1939) — молдавский фольклорист, драматург и школьный учитель. Имея бессарабское болгарское происхождение, он покинул Королевство Румыния и поселился в Советском Союзе , пробившись в Молдавскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР). Он опубликовал несколько томов « молдавского » фольклора, в целом профессионального характера, но также окрашенного влиянием советской историографии . Вместе с Екатериной Лебедевой Неню выпустил в 1935 году антологию Cîntece poporane moldovenesti («Молдавские народные песни»), отмеченную как единственное произведение такого рода, совпавшее с латинизацией советских письменностей . Сборник подвергся критике в Румынии за исключение религиозного фольклора, но также противоречил государственной идеологии МАССР. Это привело к казни Нениу НКВД через четыре года после публикации.
Биография
[ редактировать ]Будущий фольклорист был уроженцем Бессарабской губернии , отказавшимся от унии с Румынией и эмигрировавшим в МАССР. Румынский писатель Серджиу Гроссу отмечает, что и Нениу, и Дмитрий Милев были этническими болгарами, «приехавшими из Румынии»; он противопоставляет их другим писателям МАССР, таким как Нистор Кабак и Филимон Сэтяну , которые были этническими румынами и поэтому пользовались меньшим уважением со стороны коммунистического истеблишмента. [ 1 ] Born Nikolai Semyonovich Nenev [ 2 ] (румынский: Николае Ненев), в 1905 году «Кулай Неню» получил образование в педагогическом училище в Балте , где затем работал учителем музыки (1928–1930). [ 3 ] В 1928 году основал камерный хор в Тирасполе . [ 2 ] также был его первым дирижером. В 1930 году на эту деятельность обратило внимание правительство МАССР, которое вложило средства в расширение и улучшение хора. После набора в Тирасполе численность группы увеличилась с 15 до 30 человек, и ее возглавил профессиональный композитор Константин Пиргов, который возил ее с гастролями по Украине. [ 4 ]
Также работавший в Молдавском научном центре в 1930–1937 годах, Неню общался с писателем Павлом Чиору , который посоветовал ему начать работу фольклористом. Результатом этой деятельности стало запись более 1000 стихов и песен, первые выпуски которых появились до 1935 года в двух томах (румынские названия: Cu ciocanul toc şi toc , Cântăm şi noi ). [ 5 ] Творческий период Неню совпал с принятием латиницы для национальных языков Советского Союза, в том числе и « молдавского ». Это изменение было объявлено обкомом Коммунистической МАССР партии Украины «огромной победой ленинской национальной политики», поскольку оно позволило «молдавским рабочим» в Бессарабии и на Украине писать одинаково, продвигая коммунистические идеи среди бывших . [ 3 ] Вместе с Екатериной Лебедевой Нениу написал латинский сборник Cîntece poporane Moldovenesti , который появился либо в Балте, либо в Тирасполе в 1935 году. В него вошли 170 стихотворных произведений, некоторые из которых возникли в Бессарабии; он записал их на языке, полностью совместимом с современным румынским, но содержал незнакомые термины русского происхождения, пояснения которых были даны в сносках. [ 6 ] Работа носила прежде всего политический характер: автор предисловия С. Соловьева отмечала, что, хотя в Cintece poporane не вошли произведения послереволюционного фольклора, она успешно доказала ненависть молдаван к царскому самодержавию и русскому православию . [ 3 ] В своем последующем обзоре изгнанный антикоммунист Ничита Смокина утверждал, что Нэню и Лебедева подготовили предвзятый образец, в котором полностью опущен религиозный фольклор - колинде , бочете и свадебные песни. [ 3 ] [ 7 ]
Хотя сборник Неню и Лебедевой вызывал споры по этим причинам, он имел культурное значение из-за мельчайших деталей и профессионализма, а также потому, что был единственным сборником молдавского фольклора, написанным на латинице, который был напечатан где-либо в МАССР. [ 3 ] Оба автора вместе с Чиору не выполнили идеологических команд и были вызваны на заседания самокритики , закончившиеся для них «самыми тяжелыми последствиями». [ 7 ] Падение Неню было связано с противоречивыми взглядами на пролетарский интернационализм , поддерживаемый советским правительством, и молдовенизм , который придерживался Леонид Мадан и его последователи в МАССР. Еще в 1934 году активист Б. Лехтман опубликовал в «Красной Бессарабии» нападки на «контрреволюционных националистов» изнутри Молдавского научного центра. В этом контексте он утверждал, что «Ненев» работал полицейским либо в России, либо в Румынии, а также был офицером Белого движения . [ 8 ] Неню был вовлечен в суд над молдавскими (или «оригиналистскими») интеллектуалами, кульминацией которого стал март 1934 года, когда Мадан был арестован, а его книги уничтожены. [ 9 ]
Никто не умер в 1939 году. [ 3 ] был расстрелян палачом НКВД . [ 10 ] Вскоре после этого в результате советской оккупации Бессарабии была создана новая Молдавская Советская Социалистическая Республика , в которую вошла половина МАССР. Хор Неню и Пиргова был перенесен в Кишинев , где он был преобразован в хорал «Дойна» . [ 2 ] [ 11 ] Его первым дирижером был Дэвид Гершфельд. [ 11 ] Сообщается, что работа Неню включала в себя незаконченную политическую пьесу «Грозеску» , в которой молдавские преступники ( гайдучи ) изображались в модернизированной обстановке, используя фольклор в качестве основного источника вдохновения. [ 12 ] [ 13 ] Этнолог Виктор Чиримпей предполагает, что Грозеску был повторно использован Гершфельдом при написании «первой молдавской оперы « Грозован » в 1955 году. [ 13 ] Память о Нэню культивируется в постсоветской Молдове . В 2011 году Андрей Сокиркэ исполнил монолог по мотивам произведений Нениу и других писателей МАССР, расстрелянных во время или после Великой чистки . [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Серджиу Гроссу , Мое сердце бьется в Баге. Из проблем румынского Приднестровья , с. 71. Кишинев: Музей, 2000. ISBN 9975-905-57-9
- ^ Jump up to: а б с Федора Бурлак, «Материалы из истории камерных хоровых коллективов Республики Молдова (20 век - начало 21 века)», в Научном ежегоднике: Музыка, театр, изобразительное искусство , Vol. 1, 2012, с. 76
- ^ Jump up to: а б с д и ж Боешу, с. 48
- ^ Вакарчук, с. 38
- ^ Бэйешу, стр. 48–49
- ^ Бэйешу, стр. 48, 52
- ^ Jump up to: а б Иордан Датку, «Книги и взгляды. Монография о румынах Приднестровья», на румынском языке , выпуски 9–10/2010, стр. 68–71
- ^ Аргентина Грибинча, «Введение», в Аргентине Грибинча, Михай Грибинча, Ион Шишкану (ред.), Политика молдавизации в Молдавской ССР: сборник документов и материалов , стр. 11–12. Кишинев: Цивитас, 2004. ISBN 9975-912-32-Х
- ^ Oleg Galushenko, "Молдаване или Румыны? Дискуссии в молдавской АССР: Этнополитологический аспект", in Revista de Etnologie și Culturologie , Issue 2/2007, p. 241
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) «Представления. Андрей Сокиркэ приглашает нас к «поэзии на сцене»» , в Тимпуле , 24 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Вакарчук, с. 39
- ^ Биешу, с. 49
- ^ Jump up to: а б Виктор Чиримпей, «Редакционные новости. Выдающийся румынский этнолог, выведенный из анонимности», в Akademos , выпуск 4 (39), 2015, с. 174
Ссылки
[ редактировать ]- Николае Бэйешу, «Фольклористика в Молдавской ССР (1930–1940 годы)», в журнале «Филология» , выпуски 3–4/2008, стр. 48–57.
- Мариана Вакарюк, Дидактика музыкального образования . Кишинев: Государственный педагогический университет имени Иона Крянгэ , 2015. ISBN 978-9975-115-91-9
- 1905 рождений
- 1939 смертей
- Молдавские писатели-мужчины
- Молдавский фольклорист
- Украинские фольклористы
- Советский фольклорист
- Драматурги и драматурги XX века
- Драматурги и драматурги-мужчины
- Молдавские драматурги и драматурги
- Советские драматурги и драматурги
- Украинские драматурги и драматурги
- Писатели Молдавской АССР.
- писатели-коммунисты
- Молдавские коммунисты
- Молдавские школьные учителя
- Украинские школьные учителя
- советские школьные учителя
- Музыкальные преподаватели
- Молдавские музыканты ХХ века
- Украинские музыканты ХХ века
- Украинские хоровые дирижеры
- Молдавские дирижеры (музыка)
- Собиратели украинских народных песен.
- Бессарабские болгары
- Румынский народ болгарского происхождения
- Советские люди болгарского происхождения
- Румынские эмигранты в Советский Союз
- Люди, казненные Советским Союзом из огнестрельного оружия
- Молдаване казнены Советским Союзом
- Украинцы казнены Советским Союзом
- Смерти от огнестрельного оружия в Молдове