Jump to content

Кула Нэнни

Кулай Неню ( русский : Кулай Неню ; ​​урожденный Николай Семёнович Ненев , Николаи Семёнович Ненев, также Н. С. Ненев-Потынга , Н. С. Ненев-Потынга; 1905–1939) — молдавский фольклорист, драматург и школьный учитель. Имея бессарабское болгарское происхождение, он покинул Королевство Румыния и поселился в Советском Союзе , пробившись в Молдавскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР). Он опубликовал несколько томов « молдавского » фольклора, в целом профессионального характера, но также окрашенного влиянием советской историографии . Вместе с Екатериной Лебедевой Неню выпустил в 1935 году антологию Cîntece poporane moldovenesti («Молдавские народные песни»), отмеченную как единственное произведение такого рода, совпавшее с латинизацией советских письменностей . Сборник подвергся критике в Румынии за исключение религиозного фольклора, но также противоречил государственной идеологии МАССР. Это привело к казни Нениу НКВД через четыре года после публикации.

Биография

[ редактировать ]

Будущий фольклорист был уроженцем Бессарабской губернии , отказавшимся от унии с Румынией и эмигрировавшим в МАССР. Румынский писатель Серджиу Гроссу отмечает, что и Нениу, и Дмитрий Милев были этническими болгарами, «приехавшими из Румынии»; он противопоставляет их другим писателям МАССР, таким как Нистор Кабак и Филимон Сэтяну , которые были этническими румынами и поэтому пользовались меньшим уважением со стороны коммунистического истеблишмента. [ 1 ] Born Nikolai Semyonovich Nenev [ 2 ] (румынский: Николае Ненев), в 1905 году «Кулай Неню» получил образование в педагогическом училище в Балте , где затем работал учителем музыки (1928–1930). [ 3 ] В 1928 году основал камерный хор в Тирасполе . [ 2 ] также был его первым дирижером. В 1930 году на эту деятельность обратило внимание правительство МАССР, которое вложило средства в расширение и улучшение хора. После набора в Тирасполе численность группы увеличилась с 15 до 30 человек, и ее возглавил профессиональный композитор Константин Пиргов, который возил ее с гастролями по Украине. [ 4 ]

Также работавший в Молдавском научном центре в 1930–1937 годах, Неню общался с писателем Павлом Чиору , который посоветовал ему начать работу фольклористом. Результатом этой деятельности стало запись более 1000 стихов и песен, первые выпуски которых появились до 1935 года в двух томах (румынские названия: Cu ciocanul toc şi toc , Cântăm şi noi ). [ 5 ] Творческий период Неню совпал с принятием латиницы для национальных языков Советского Союза, в том числе и « молдавского ». Это изменение было объявлено обкомом Коммунистической МАССР партии Украины «огромной победой ленинской национальной политики», поскольку оно позволило «молдавским рабочим» в Бессарабии и на Украине писать одинаково, продвигая коммунистические идеи среди бывших . [ 3 ] Вместе с Екатериной Лебедевой Нениу написал латинский сборник Cîntece poporane Moldovenesti , который появился либо в Балте, либо в Тирасполе в 1935 году. В него вошли 170 стихотворных произведений, некоторые из которых возникли в Бессарабии; он записал их на языке, полностью совместимом с современным румынским, но содержал незнакомые термины русского происхождения, пояснения которых были даны в сносках. [ 6 ] Работа носила прежде всего политический характер: автор предисловия С. Соловьева отмечала, что, хотя в Cintece poporane не вошли произведения послереволюционного фольклора, она успешно доказала ненависть молдаван к царскому самодержавию и русскому православию . [ 3 ] В своем последующем обзоре изгнанный антикоммунист Ничита Смокина утверждал, что Нэню и Лебедева подготовили предвзятый образец, в котором полностью опущен религиозный фольклор - колинде , бочете и свадебные песни. [ 3 ] [ 7 ]

Хотя сборник Неню и Лебедевой вызывал споры по этим причинам, он имел культурное значение из-за мельчайших деталей и профессионализма, а также потому, что был единственным сборником молдавского фольклора, написанным на латинице, который был напечатан где-либо в МАССР. [ 3 ] Оба автора вместе с Чиору не выполнили идеологических команд и были вызваны на заседания самокритики , закончившиеся для них «самыми тяжелыми последствиями». [ 7 ] Падение Неню было связано с противоречивыми взглядами на пролетарский интернационализм , поддерживаемый советским правительством, и молдовенизм , который придерживался Леонид Мадан и его последователи в МАССР. Еще в 1934 году активист Б. Лехтман опубликовал в «Красной Бессарабии» нападки на «контрреволюционных националистов» изнутри Молдавского научного центра. В этом контексте он утверждал, что «Ненев» работал полицейским либо в России, либо в Румынии, а также был офицером Белого движения . [ 8 ] Неню был вовлечен в суд над молдавскими (или «оригиналистскими») интеллектуалами, кульминацией которого стал март 1934 года, когда Мадан был арестован, а его книги уничтожены. [ 9 ]

Никто не умер в 1939 году. [ 3 ] был расстрелян палачом НКВД . [ 10 ] Вскоре после этого в результате советской оккупации Бессарабии была создана новая Молдавская Советская Социалистическая Республика , в которую вошла половина МАССР. Хор Неню и Пиргова был перенесен в Кишинев , где он был преобразован в хорал «Дойна» . [ 2 ] [ 11 ] Его первым дирижером был Дэвид Гершфельд. [ 11 ] Сообщается, что работа Неню включала в себя незаконченную политическую пьесу «Грозеску» , в которой молдавские преступники ( гайдучи ) изображались в модернизированной обстановке, используя фольклор в качестве основного источника вдохновения. [ 12 ] [ 13 ] Этнолог Виктор Чиримпей предполагает, что Грозеску был повторно использован Гершфельдом при написании «первой молдавской оперы « Грозован » в 1955 году. [ 13 ] Память о Нэню культивируется в постсоветской Молдове . В 2011 году Андрей Сокиркэ исполнил монолог по мотивам произведений Нениу и других писателей МАССР, расстрелянных во время или после Великой чистки . [ 10 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Серджиу Гроссу , Мое сердце бьется в Баге. Из проблем румынского Приднестровья , с. 71. Кишинев: Музей, 2000. ISBN   9975-905-57-9
  2. ^ Jump up to: а б с Федора Бурлак, «Материалы из истории камерных хоровых коллективов Республики Молдова (20 век - начало 21 века)», в Научном ежегоднике: Музыка, театр, изобразительное искусство , Vol. 1, 2012, с. 76
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Боешу, с. 48
  4. ^ Вакарчук, с. 38
  5. ^ Бэйешу, стр. 48–49
  6. ^ Бэйешу, стр. 48, 52
  7. ^ Jump up to: а б Иордан Датку, «Книги и взгляды. Монография о румынах Приднестровья», на румынском языке , выпуски 9–10/2010, стр. 68–71
  8. ^ Аргентина Грибинча, «Введение», в Аргентине Грибинча, Михай Грибинча, Ион Шишкану (ред.), Политика молдавизации в Молдавской ССР: сборник документов и материалов , стр. 11–12. Кишинев: Цивитас, 2004. ISBN   9975-912-32-Х
  9. ^ Oleg Galushenko, "Молдаване или Румыны? Дискуссии в молдавской АССР: Этнополитологический аспект", in Revista de Etnologie și Culturologie , Issue 2/2007, p. 241
  10. ^ Jump up to: а б (на румынском языке) «Представления. Андрей Сокиркэ приглашает нас к «поэзии на сцене»» , в Тимпуле , 24 мая 2011 г.
  11. ^ Jump up to: а б Вакарчук, с. 39
  12. ^ Биешу, с. 49
  13. ^ Jump up to: а б Виктор Чиримпей, «Редакционные новости. Выдающийся румынский этнолог, выведенный из анонимности», в Akademos , выпуск 4 (39), 2015, с. 174
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee5957faa5fbc8d8cfc9bc1a43d0b8c8__1710901380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/c8/ee5957faa5fbc8d8cfc9bc1a43d0b8c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Culai Neniu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)