Люстра на колесах



Люстра на колесиках – это осветительная установка в виде люстры, свисающей с потолка в форме колеса со спицами. Самые старые и наиболее важные примеры относятся к романскому периоду.
Колесные люстры изготавливались для практической цели освещения великих церквей и других общественных мест, но в религии они имели и символическое значение, изображая Эдемский сад или Царство Божие . Колесо, его ворота и башни, которые обычно украшены пророками и апостолами или на них написаны их имена, символизируют городские стены Нового Иерусалима . Контрфорсы, башни и свечи имеют число двенадцать или кратное двенадцати, согласно нумерологии Книги Откровения . Этот символизм впервые встречается на двух колесных люстрах собора Хильдесхайма . [ 1 ] большая люстра в колесе храма Гроба Господня . Вдохновением послужила [ 2 ]
Романские люстры на колесах
[ редактировать ]В Германии есть четыре великие романские люстры-колеса. От переплавки их спасло то, что они сделаны из позолоченной меди, а не из чистого золота. Они были украшены Пророками и ангелами из серебра и драгоценными камнями, но по большей части они были утеряны.
- Люстру Барбаросса в Аахенском соборе приписывают Фридриху Барбароссе (1122–1190).
- Люстра Хартвига в Комбурге , Швебиш-Халль , диаметром 5 метров, XII века (также называемая Химмлише Иерусалим (Небесный Иерусалим) со святыми и солдатами в башнях.
- Люстра Хезило в соборе Хильдесхайма диаметром 6 метров, пожертвование епископа Хезило Хильдесхаймского (1054–1079 гг.).
- Люстра Азелина в соборе Хильдесхайма с дарственной надписью епископа Титмара Хильдесхаймского (1038–1044 гг.).
Готические колесные люстры
[ редактировать ]Колесные люстры готического периода в Германии меньше по размеру, чем романские, и они уже не являются изображением Иерусалима. [ 3 ] Люстра из латуни в Мюнстерском соборе имеет круглый проколотый край, украшенный несколькими статуэтками по бокам и украшенный ажурными узорами, такими как филигрань и вершины. [ 3 ] В соборной церкви Св. Александра в Айнбеке есть более поздняя готическая люстра из крашеной латуни диаметром ок. 3,5 метра. Надпись на кронштейне датирует его 1420 годом. Предположительно, он был подарен Дегенхардом Рее, каноником коллегиальной церкви. Композиция должна восходить к утраченному образцу монастыря Пельде. [ 4 ]
Другой готический образец - бронзовый, найденный в соборе Св. Стефана и Св. Сикста в Хальберштадте (1516 г.).
Неороманские колесные люстры
[ редактировать ]
В некоторых неороманских церквях также есть большие люстры на колесах. Некоторые из них были электрическими даже тогда, когда их впервые установили. Некоторые примеры:
- Базилика Святого Годехарда в Хильдесхайме, подаренная в 1864 году Марией Саксен-Альтенбургской.
- Святая Цецилия в Харсуме (около 1886 г.)
- Сен-Пьер-ле-Жен в Страсбурге (около 1890 г.)
- Вифлеемкирхе в Ганновере (около 1904 г.)
- Святая Елизавета в Бонне под современными фресками в куполе (ок. 1910 г.) (электрифицирована от установки) [ 5 ]
Современные люстры на колесах
[ редактировать ]
Есть и современные колесные люстры, продолжающие эту традицию:
- Церковь Херренхойзер в Ганновере (ок. 1990 г.)
- Большая церковь Св. Мартина в Кельне (до 1993 г.)
- Церковь Клостер Липпольдсберг (1999) [ 6 ]
Колесо телеги
[ редактировать ]Другой тип — люстра из колес вагона. Как следует из названия, его обычно делают из старых колес телеги. В отличие от большинства люстр с колесами, люстры с колесами обычно создавались как дешевый способ осветить общие помещения больших домов, предприятий и общественных залов. Большинство из них были сделаны из дерева, армированного сталью.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Седлмайр, стр. 125–128
- ^ Галлистл, стр. 44–45; 76–79
- ^ Jump up to: а б Любке 1873 , с. 173 .
- ^ Франц Хоффманн (1981), «Св. Александри Эйнбек», Большие архитектурные памятники (на немецком языке), № 318 (2-е изд.), Мюнхен: Deutscher Kunstverlag.
- ^ "Церковь" . Католический приход Святой Елизаветы Бонн . Проверено 19 мая 2013 г.
- ^ Сайт монастырской церкви ; получено 25 февраля 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Седльмайр, Ганс (1993). Создание собора (на немецком языке). Фрайбург-им-Брайсгау: Гердер. стр. 125–130. ISBN 978-3-451-04181-5 .
- Клеменс Байер: Две большие надписи на подсвечнике Барбаросса . В: Селика Иерусалим. Festschrift для Эриха Стефани. Под редакцией Клеменса Байера. Кельн, 1986. стр. 213–240.
- Бернхард Галлистль: Значение и использование большой световой короны в соборе Хильдесхайма . В: Concilium Medii Aevi 12 (2009), стр. 43–88 (PDF; 2,9 МБ).
- Рольф Дитер Блюмер, Инес Фронцек: Исследовано и нанесено на карту. Подсвечник Comburg Hertwig . В: Сохранение памятников в Баден-Вюртемберге, том 41, 2012 г., выпуск 4, стр. 194–199 ( PDF )
- «Монастырь Гросс-Комбург» . Центр обучения медиа в Интернете eV (на немецком языке) . Проверено 22 февраля 2024 г.
- Любке, Вильгельм (1873). Церковное искусство в Германии .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (на немецком языке)