Эл Муни
Альберт В. Муни | |
---|---|
Рожденный | Денвер, Колорадо , США | 12 апреля 1906 г.
Умер | 7 мая 1986 г. | ( 80 лет
Известный | Авиационная компания Муни |
Альберт В. Муни (12 апреля 1906 г. - 7 мая 1986 г.) был американским авиаконструктором-самоучкой и первым авиационным предпринимателем. Он и брат Артур Муни основали Mooney Aircraft Company в 1929 году. Его первым серийным проектом (первый полет в 1947 году) стал Mooney M-18 Mite . [ 1 ] В 1955 году М-18 превратился в Mooney M20 , который периодически выпускался в нескольких итерациях с 1955 по 2019 год. [ 2 ] построено более 11 000 экземпляров.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Альберт В. «Эл» Муни родился в Денвере, штат Колорадо, 12 апреля 1906 года. Его старший брат Артур родился 10 июля 1904 года. Их отец Джон был инженером, проектировавшим железнодорожные туннели и эстакады для Денвера и Рио-Гранде , а также он учил своих сыновей черчению и верстке . Оба молодых человека работали на железной дороге, когда не учились в школе. [ 3 ]
Интерес Муни к проектированию самолетов зародился еще в начальной школе и рос по мере того, как он перешел в старшую школу. Учась в старшей школе, он понял, что преуспел в математике и что его понимание ее открывает перед ним множество возможностей. [ 4 ] В поисках информации о самолетах Муни спросил своего учителя, что ему следует изучить, чтобы лучше всего позволить ему проектировать безопасные самолеты, но ему сказали, что такого понятия, как безопасные самолеты, не существует, и ему следует подождать до колледжа, прежде чем изучать эту тему. [ 1 ] Понимая, что его нынешнее образование будет ограничивать доступ к его желаниям, он начал проводить время в Денверской публичной библиотеке, где читал все доступные руководства для пилотов и конструкторов. [ 4 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]
После окончания средней школы план Муни поступить в Горную школу Колорадо изменился после того, как он увидел, как «Ласточка» биплан пролетел над местом его работы. Следуя за самолетом до местного аэродрома, он заметил несколько ошибок в оснащении самолета, которые предложил помочь исправить. После переоснащения самолета, которым пилотировал Дж. Дон Александер, Муни предложили работу. [ 1 ] В 19 лет его наняли помощником главного инженера и чертежника в авиастроительную компанию «Александр» в Денвере. [ 5 ] Его ранние годы оказались бесплодными, поскольку он помог разработать проект, который в конечном итоге провалился. Наконец Муни получил возможность построить М-1 или Long Wing Eaglerock, самолет собственной конструкции. Хотя самолет имел некоторый успех в качестве учебно-тренировочного самолета, этого было недостаточно, чтобы удержать его в компании Александра. В 1926 году, проработав некоторое время в компании Montague, где он сконструировал свой М-2, Муни взял свои первые уроки пилотирования. Когда финансы Монтегю иссякли, Муни вернулся в компанию Alexander, где в 1928 году был назначен главным инженером. [ 1 ] За время своего пребывания на посту главного инженера Муни был ответственен за несколько достижений в области проектирования самолетов, в первую очередь благодаря своей Bullet , низкоплану с относительно высокими скоростями и запатентованным убирающимся шасси. [ 5 ]
Годы производства
[ редактировать ]Первая авиастроительная компания Муни
[ редактировать ]В 1929 году при финансовой поддержке Bridgeport Machine Co. [ 1 ] Муни покинул Alexander Aircraft Corporation. Он и Артур переехали в Уичито, штат Канзас , где основали Mooney Aircraft Corporation . Их ранние годы были потрачены на разработку Mooney A-1, который был похож на Bullet , и M-5. [ 5 ] Прототип М-5 полетел через семь месяцев после основания компании. Поскольку продажи авиационной промышленности упали из-за начала Великой депрессии , Муни решил совершить беспосадочный перелет на М-5 из Глендейла, Калифорния , на Лонг-Айленд, Нью-Йорк , в качестве рекламного трюка. Однако беспосадочный полет потерпел неудачу возле Форт-Уэйна, штат Индиана , когда у него отказал двигатель из-за неисправной сварки топливного насоса. [ 1 ] В 1931 году, когда экономика рухнула, корпорация Муни закрыла свои двери. [ 5 ]
Муни продолжил заниматься проектированием самолетов после того, как его компания обанкротилась. Его следующая конструкция, М-6, представляла собой двухместный низкоплан. Однако разработка остановилась из-за финансовых трудностей, которые не позволили приобрести двигатель. После нескольких лет поиска финансирования и продолжения проектирования М-6 провалился и так и не был произведен в производство. [ 1 ]
Белланка и Калвер
[ редактировать ]В то время как большая часть авиационной промышленности находилась в упадке в разгар Великой депрессии, авиастроительная компания Bellanca имела определенный постоянный успех благодаря контрактам с ВМФ и популярности компании среди пилотов Аляски . В 1934 году Муни был назначен главным инженером Белланки. [ 5 ] В этот период Муни тесно сотрудничал со своим владельцем, уважаемым итальянцем Джузеппе Белланкой . Во время своего пребывания в Белланке Муни отвечал за проектирование грузового самолета Bellanca Airbus и гоночного самолета Irish Swoop . [ 1 ]
После работы с Белланкой Муни ненадолго перешёл в Monocoupe Corporation . Работая с небольшой стартап-компанией, он разработал модель G Dart и Monocoach. [ 5 ] За время его работы в Monocoupe было разработано несколько особенностей будущего самолета Муни, в том числе резиновые амортизаторы в стойках шасси и подпружиненный ручной уборщик шасси. [ 1 ] После того, как Monocoupe обанкротился из-за финансовых затруднений, проекты Муни были куплены компанией Culver Aircraft , а в 1937 году Муни присоединился к Калверу в качестве главного инженера. Во время работы в Калвере перед Второй мировой войной он спроектировал акробатический самолет Culver Cadet , которых было построено более 350 штук. [ 5 ] Когда война охватила страну, основное внимание Калвера сместилось на военные дроны, которые Муни мало интересовали. В это время Муни начал деловые отношения с CG «Ал» Янки, что в конечном итоге привело к основанию второй компании Mooney Aircraft Company. Поскольку коммерческие продажи Culver начали замедляться с окончанием войны и жесткой конкуренцией со стороны Cessna 120 , Муни покинул компанию Culver. [ 1 ]
Вторая авиастроительная компания Муни
[ редактировать ]
В июле 1946 года в сотрудничестве с К. Дж. Янки и У. Л. Макмахоном Эл и Арт Муни возродили Mooney Aircraft Corporation, где Ал стал генеральным менеджером и главным инженером. [ 5 ] Первым выпущенным самолетом был М-18, одноместный самолет с убирающимся шасси, первый в своем роде, появившийся на рынке после Второй мировой войны; позже он был назван Клещом . [ 1 ] После некоторых проблем с выбором двигателей и решения о их замене Муни приступил к созданию своей следующей конструкции — М20, четырехместной конструкции металлической конструкции (М-18 был сделан в основном из дерева). В 1953 году главный финансовый покровитель корпорации Эл Янки умер от инсульта до того, как было завершено надлежащее финансирование M20. Поскольку компания снова оказалась в финансовом затруднении, ее взяли на себя Хэл Рэйчал и Норм Хоффман. Всего через два года после первого полета М20 Эл покинул Mooney Aircraft Company и начал работать в Lockheed . [ 1 ]
Поздние годы
[ редактировать ]Локхид
[ редактировать ]Покинув Mooney Aircraft Company, компанию, которой он не владел, хотя она носила его имя, Муни перешел в Lockheed, где и провел остаток своей карьеры. Во время его работы в Lockheed его проекты самолетов продолжались, в том числе предложение, которое было развито в Lockheed Jetstar . Позже он возглавил проект Lockheed XV-4 Hummingbird . [ 1 ] Ему приписывают и другие разработки, включая АЛ-60 и еще один безымянный бизнес-джет Lockheed. [ 1 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]В 1964 году, когда Муни проектировал свой последний самолет, у его жены Опи была обнаружена доброкачественная опухоль. Это было началом ухудшения ее здоровья, закончившегося ее смертью в 1966 году. Его первой реакцией на ее смерть было то, что он полностью погрузился в работу. Однако, когда его брат Артур вышел на пенсию в 1967 году, он понял, что больше не получает удовольствия от своей работы, и вышел на пенсию в 1968 году. 7 мая 1986 года в Далласе, штат Техас , Альберт Муни умер в возрасте 80 лет. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «История Эла Муни: они все летают в одном воздухе» . Архивировано из оригинала 28 января 2007 года . Проверено 30 января 2007 г.
- ^ Марк Кук (6 января 2020 г.). «Сотрудники Муни снова уволены» . Проверено 8 мая 2022 г. - через AVWeb.
- ^ Болл 1998, стр. 22–23.
- ^ Перейти обратно: а б Ранг, Дик (1975). «Интервью с Элом Муни» . Международное общество Муни. Архивировано из оригинала 20 ноября 2008 года . Проверено 21 января 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «История, характеристики и характеристики Mooney Aircraft» . Проверено 31 января 2006 г.
Библиография
[ редактировать ]- Болл, Ларри А. (1998). Эти замечательные Муни . Индианаполис: Ball Publications. ISBN 0-9641514-9-9 .