Эяк
![]() Предварительное распространение Эяка | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() ![]() | 428 [ 1 ] |
Языки | |
Английский, Эяк (исторический) | |
Религия | |
христианство | |
Родственные этнические группы | |
Тлинкиты , Ахтна , Чугач Сугпиак |
Эяк Eyak ( . : ʔi·ya·ɢəlahɢəyu· , буквально «жители деревни Эяк на 6-й миле») [ 2 ] ) — коренные жители Аляски, исторически проживающие в дельте реки Коппер и недалеко от города Кордова, Аляска . Сегодня народ эяк живет в Кордове, Якутате, на Аляске и в США.
Многие потомки Эяка не имеют права быть членами племени в родной деревне Эяк , признанном на федеральном уровне племени коренных жителей Аляски , которое было создано в соответствии с Законом об урегулировании претензий коренных жителей Аляски в 1971 году. Это связано с требованиями к зачислению, которые распространяют племенное гражданство только на тех, кто которые проживают в городе Кордова большую часть года.
Территория
[ редактировать ]Территория Эяка простиралась от современной Кордовы на восток до реки Мартин и на север до ледника Майлз .
Было четыре основных деревни:
- Алаганик, недалеко от 21-й мили современного шоссе Коппер-Ривер.
- Эяк, расположенный недалеко от 5,5 мили.
- безымянный, в 800 ярдах к югу от Эяка
- Орка, расположенная на территории современной Кордовы.
Помимо этих деревень, эяки сезонно занимали рыболовные лагеря в Пойнт-Уитшед и Маунтин-Слау. [ 3 ]
Ныне общее имя Эяк как для этнической группы, так и для ее языка является экзонимом и происходит от Сугт'стун (Алутиит'стун) диалекта чугач-сугпиак , группы сугпиак («настоящие люди», более известные как алутиик ) деревня Эяк под названием Игьяак в устье реки Эяк. [ 4 ]
Эяки называют себя DAXunhyuu («народ»), а современную родную деревню Эяк - IiyaaGdaad («в родной деревне Эяк»), но теперь официально признанное племя - IiyaaGdAlahGAyuu («Люди из родной деревни Эяк»). , так как племя состоит из потомков Чугача Сугпиака, Эяка и Тлинкитов. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Первоначально Эяк двинулся из внутренних районов вниз по Медной реке к побережью. Там они добывали богатые лососевые угодья. Когда русские прибыли, они признали эякскую культуру отдельной культурой и описали свою территорию на своих картах. Они также торговали с эяками и посылали к ним миссионеров . Из-за небольшой численности населения на них часто совершались набеги, а границы их территорий находились под давлением со стороны Чугача на западе. У тлинкитов на восточной стороне были лучшие отношения с эяками, что привело к смешанным бракам и ассимиляции большинства эяков. Территориальная граница Эяка была расширена, что еще больше способствовало упадку Эяка. Когда прибыли американцы, они открыли консервные заводы и конкурировали с Эяком за лосося. Интеграция и новые болезни , завезенные некоренными поселенцами, привели к дальнейшему упадку эяка.
По мере сокращения численности населения оставшиеся эяки начали собираться возле деревни Орка. [ 6 ] В 1880 году население села Алаганик составляло 117 человек, а к 1890 году оно сократилось до 48. [ 7 ] В 1900 году общая численность населения оценивалась в 60 человек. По мере прибытия новых поселенцев последняя деревня стала городом Кордова. По состоянию на 1996 год в городе проживало 120 частичных потомков Эяка. [ 6 ] Последняя чистокровная Эяк, Мари Смит Джонс , умерла 21 января 2008 года. [ 8 ]
Язык
[ редактировать ]Эяки говорили на особом языке, тесно связанном с атабаскскими языками . Давление со стороны соседних этнических групп и распространение английского языка привели к упадку языка эяк. Мари Смит Джонс (1918–2008) была последним носителем языка. Михаэль Краусс был известен прежде всего как специалист по эякскому языку.
Известные люди Эяка
[ редактировать ]- Мари Смит Джонс , последний носитель языка эяк.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Корпорация Эйак
- ^ Краусс, Майкл Э. 1970. Словарь Эяка . Университет Аляски и Массачусетский технологический институт, 1963–1970 гг.
- ^ «Родная история Эяка» . Историческое общество Кордовы. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 26 февраля 2010 г.
- ^ Майкл Э. Краусс 2006: История документации и изучения языка эяк: Фредерика де Лагуна в памяти. Арктическая антропология 43 (2): страницы 172–217.
- ^ «Словарь Эяка» . Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 г. Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, ЖЖ (1996). «Родные культуры Аляски». Аляска Географик . 23 (2). Анкоридж, Аляска: Географическое общество Аляски: 70–73. ISSN 0361-1353 .
- ^ Ходж, Фредерик (1912). Справочник американских индейцев севера Мексики: AM . Государственная типография . Проверено 25 февраля 2010 г.
- ^ Холтон, Гэри (1 февраля 2010 г.). «Обзор языка эяк» . Университет Аляски в Фэрбенксе . Проверено 26 февраля 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Биркет-Смит К. и Де Лагуна Ф. (1938). Индейцы эяк в дельте реки Коппер на Аляске. Копенгаген: Левин и Мунксгор, Э. Мунксгор.
- Де Лагуна, Ф. (1990). «Эяк». В Справочнике североамериканских индейцев, Vol. 7 Северо-западное побережье . В. Саттлс, изд. Стр. 189–96. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института.
- Гарри, А.Н., и Краусс, МЭ (1982). В честь Эяка: Искусство Анны Нельсон Гарри. Фэрбенкс, Аляска: Центр коренных языков Аляски, Университет Аляски.
- Хунд, Эндрю. «Эяк». 2004. Энциклопедия Арктики. Публикации Тейлора и Фрэнсиса. ISBN 1-57958-436-5
- Хунд, Эндрю. 2008. «Старик-чувак и шаманизм Эяка» Историческое общество Аляски ~ Конференция Университета Аляски по вопросам государственности, Провидцы Аляски: искатели, лидеры и мечтатели. Анкоридж, АК. Неопубликованная рукопись.