Храм Юпитера Апеннинский
Храм Юпитера в Апеннинах | |
![]() Храм (здание в центре) и Statio ad Ensem на Tabula Peutingeriana. | |
Альтернативное название | Храм Юпитера Пенина |
---|---|
Расположение | Пьяджа-деи-Баньи, Скеджа и Пасцелупо , Умбрия , Италия |
Область | Роял VI Умбрия |
Координаты | 43 ° 25'02 "N 12 ° 39'22" E / 43,41722 ° N 12,65611 ° E |
Тип | Храм |
История | |
Основан | До 1 века нашей эры |
Заброшенный | После V века нашей эры |
Культуры | Умбриан , Роман |
Примечания к сайту | |
Состояние | Исчезнувший |
Храм Юпитера Апеннинского или Храм Юпитера Поенина умбрийско - — римский храм , находившийся у подножия горы Монте-Катрия , недалеко от современной деревни Шеггия , между сегодняшними Умбрия и Марке регионами в Италии. Храм стоял недалеко от древней Виа Фламиния , в 200 км (135 римских милях ) от Рима, там, где дорога пересекала Апеннины . Это сооружение, когда-то являвшееся одной из самых важных святынь Умбрии, теперь полностью исчезло. [ 1 ]
Преданность
[ редактировать ]Храм был посвящен Юпитеру Пенину или Апеннину , [ 2 ] возникший в результате синкретизации кельтского божества Поэнина / Poeninus с Юпитером . [ 3 ] [ 2 ] Божество было связано с лигурийским богом Пенином, упомянутым Ливием. [ 4 ] в отношении культа на горе, что, в свою очередь, связано с кельтским термином «pen» , означающим «гора, холм» или, в более общем смысле, «высота». [ 2 ] Культ Юпитера Пенина зародился еще до римского завоевания и был завезен Умбрию кельтами в . [ 5 ] В этом регионе это засвидетельствовано не только в Шеггии, но и на соседних территориях, таких как Нуцерия Камеллана , где самая высокая вершина в этом районе, Монте-Пеннино , была названа в честь бога. [ 2 ]
Описанная ниже дарственная надпись приписывает этому божеству имя « Оптимус Максимус », принадлежащее Юпитеру. [ 6 ] Божество следует отождествлять с Юпитером Грабовиусом , богом, неоднократно упомянутым в Игувинских табличках . [ 7 ] Вместе с Марсом Грабовием и Вофионом Грабовием он был частью Архаической Триады Икувиум /Игувиум (сегодняшний Губбио ). [ 8 ]
Расположение
[ редактировать ]
Tabula Peutingeriana , датируемая второй половиной IV века нашей эры, показывает в месте, где Виа Фламиния пересекает Апеннины , надпись ad Ensem , относящаяся к почтовой станции ( mansio ). [ 9 ] Рядом находится рисунок храма с надписью «Iovis Penninus id e(st) Agubio», относящейся к близлежащему городу Губбио ( Игувиум ). [ 9 ] Statio ad Hensem , упомянутый во всех древних маршрутах ( Антонини , Гадитан , Бурдигаленсе ), [ 10 ] находился в 133 милях от Рима по Виа Фламиния и был отождествлен с современной деревней Шеггия. [ 10 ] Игувиум не упоминается в «Итинерарии» , так как он не располагался вдоль римской дороги, а упоминается только в « Табуле» , поскольку это был ближайший город к храму Юпитера. Не исключено, что Ад-Хенсем принадлежал к территории города, факт, подтвержденный Плинием Младшим , который пишет в своей Naturalis historia , что жители Игувия продавали по Виа Фламиниа некую лекарственную траву. [ 11 ] [ 12 ]
В работе девятнадцатого века руины, видимые тогда возле замка Скеггия, были отнесены к святилищу, упомянутому в древних источниках. [ 13 ] По словам Гаэтано Морония , [ 14 ] Храм Юпитера Апеннинского должен был располагаться в Ла-Пьяджа-деи-Баньи-ди-Схеггия , [ 3 ] примерно в 2,5 км от деревни Шеггия . [ 15 ] Это место находится недалеко от современного Понте-а-Ботте («Бочечный мост»), построенного в 1802–1805 годах вдоль Виа Фламиниа , на участке под названием Кампо-делле-Гринье , то есть «поле конгломератных скал», на северо-западных склонах. Монте -Сеннико (также известный как делле Пьянелле или Петрара ). [ 14 ] Эта территория принадлежала территории древних городов Игувиум и Лучеоли , а сейчас лежит на границе между муниципалитетами Скеггия и Паскелупо , в провинции Перуджа , и Кантиано, в провинции Пезаро и Урбино . [ 3 ] Храм стоял там, где древняя Виа Фламиния пересекала Апеннины, в 135 римских милях от Рима. [ 3 ] [ 10 ] До строительства бочкообразного моста дорога шла под гору, пересекала ручей и вилась вверх по горе по извилистому маршруту из девяти поворотов (известному как Лумака ди Шеггия , «Улитка Шеггии»). [ 15 ] Судя по приведенному ниже отрывку Клавдиана , вполне вероятно, что храм находился на вершине склона, что соответствовало современному Casa АНАС Cantoniera (дому обслуживания дорожных рабочих). [ 16 ]
История
[ редактировать ]Для тех, кто принимает версию об открытии Игувинских табличек близ Шеггии в 1444 году: [ 17 ] [ 18 ] они размещались в храме. [ 9 ] В этом случае святыню – подобно Fanum Voltumnae этрусков – можно идентифицировать как федеральное святилище умбрийцев . [ 19 ] Таким образом, оно должно было быть довольно древним и позднее было романизировано. [ 19 ] Периодом его строительства является первый век нашей эры, возраст циппуса , упомянутый в следующем разделе. [ 20 ] В то время храм располагался в самом сердце региона VI Умбрии . [ 21 ]
Из древних источников известно, что в III веке нашей эры святыня славилась как пророческое святилище: в «Истории Августы» Флавий Вописк сообщает, как император Аврелиан ( годы правления 270–275 ) хотел выставить в своем храме Солнца в Риме золотую статую Юпитера и как «Appenninis sortibus additis» («согласно ответу Апеннинского оракула») он хотел назвать ее с имя Юпитера « Консул » или «Консультант». [ 22 ] Другой автор «Истории Августы» , Требеллий Поллион , рассказывает, как император Клавдий Готский ( годы правления 268–270 ) трижды советовался с оракулом «на Апеннинах» — за себя, за своих потомков и за своего брата Квинтилла . [ 23 ]
О важности храма можно судить также из того факта, что в Tabula Peutingeriana это один из трех храмов, изображенных на всей Виа Фламиниа. [ 7 ]
Святыня еще стояла в начале V века: поэт Клавдиан , описывая Гонория ( годы правления 393–423 путешествие ) из Равенны в Рим в 404 году, [ 24 ] [ 25 ] сообщает, как после ущелья Фурло император [ 3 ]
...возрождая опустошение Юпитера и угрожая скалам/алтарям, которым поклонялись апеннинские пастухи
...преодолевает святилище Юпитера и алтари, нависающие над скалой, почитаемые пастухами Апеннин
Выводы
[ редактировать ]В начале восемнадцатого века во время работ по благоустройству Виа Фламиниа по заказу папы Климента XI ( годы правления 1700–1721 были найдены руины старинных зданий и надпись на мемориальном киппусе ) в местности Пьяджа-деи-Баньи , [ 16 ] между нынешней Шеггией и Понтерикволи-ди-Кантиано. [ 13 ] Циппус, датируемый первым веком нашей эры и ныне хранящийся в Museo lapidario maffeiano в Вероне , несет на себе следующее посвящение пары либерти («вольноотпущенников») греческого происхождения Юпитеру Апеннинскому . [ 13 ] [ 26 ] [ 27 ]
IOVI APENINO - T. VIVIVS CARMOGENES (ET) SVLPICIA EV(PHRO)SINE CONIVX - VSDD
Тит Вивий Кармоген и его супруга Сульпиция Евфросина, исполнив свой обет , посвященный Юпитеру Апеннинскому
Другой циппус, найденный в начале XVIII века там же, где был найден предыдущий эпиграф и ныне находящийся в Museo di antichità в Турине , был посвящен Юпитеру Оптимусу Максимусу : римлянкой [ 6 ] [ 28 ]
ИОМС - ДЛЯ СПАСЕНИЯ CN АКОН ПОЛУМЕСЯЦА (II) АРА ПОСВИТ БАЕБИДИЯ ПОЛНОМОЧИЯ
Посвящен Юпитеру Оптимусу Максимусу. Бебидия Потестас воздвигла жертвенник во имя здоровья Гнея Акона Кресценция.
, На левой стороне киппа вырезана молния а на правой — орел, оба являются символами бога. [ 29 ] Обнаружение в Пьяджа деи Баньи двух эпиграфов, оба связанных с Юпитером, подкрепляет гипотезу о расположении в этом месте храма Юпитера Апеннинского. [ 30 ]
Более поздние раскопки на площади Пьяджа-деи-Баньи выявили резервуары римской эпохи , в которых собиралась вода из местных источников, гипотетически связанных со святилищем. [ 3 ] Они похожи на бассейны, построенные рядом с храмом Фортуны Примигении в Пренесте . [ 31 ] Эти бассейны, проливающие свет на происхождение топонима («Банная поляна »), позволяли верующим мыться и совершать омовения перед молитвой в храме. [ 32 ]
Однако храмовая структура полностью исчезла. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б ВЫЗОВ ПРИНЯТ. ВВ. (2004), с. 260
- ^ Jump up to: а б с д Сигизмунди (1979), с. 95
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Камень и божество - Камень бога (Грабовио) из Губбио» (на итальянском языке) . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Основан городом , 21, 38.
- ^ Сигизмунд (1979), с. 96
- ^ Jump up to: а б Паолуччи (1966), с. 48-49
- ^ Jump up to: а б Паолуччи (1966), с. 30
- ^ А. Л. Фротингем (1915). «Грабовий в Игувии» . Американский журнал филологии . 36 (3): 314–322. дои : 10.2307/289344 . JSTOR 289344 .
- ^ Jump up to: а б с Паолуччи (1966), с. 26
- ^ Jump up to: а б с Паолуччи (1966), с. 23
- ^ Нац. История, XXIII, 95.
- ^ Паолуччи (1966), с. 26-27
- ^ Jump up to: а б с Антонио Брандимарте (1825). Пикено Аннонарий, Оссия Галлия Сенония с иллюстрациями (на итальянском языке). Рим стр. 152–153.
- ^ Jump up to: а б Гаэтано Мороний (1845 г.). Словарь церковно-исторической эрудиции от святого Петра до наших дней (на итальянском языке). Том XXXIII. п. 150, подзаголовок «Губбио».
- ^ Jump up to: а б Паолуччи (1966), стр. 28.
- ^ Jump up to: а б Паолуччи (1966), с. 29
- ^ «Замок Шеггия» (на итальянском языке). 15 октября 2015 года . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ АА. ВВ. (2004), с. 243
- ^ Jump up to: а б Паолуччи (1966), с. 30-31
- ^ Паолуччи (1966), с. 31
- ^ М. Баракка; П. Фраккаро; Л. Висинтин (1967). Исторический атлас (на итальянском языке). Новара: Де Агостини. стр. 15–16.
- ^ Флавий Вопискус , История Августа , Жизнь Фирмиса, Сатурнина, Прокула и Боноса , III.
- ^ Требеллий Поллий , Historia Augusta , Vita divi Claudius , X.
- ^ Клавдиан , Панегирик о шестом консульстве Гонория Августа , ст. 500-505.
- ^ Антонелла Тревизиол (1999). Литературные и эпиграфические источники по римской истории провинции Пезаро и Урбино (на итальянском языке). Рим. п. 135.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ CIL , XI, Парс II, Fasc. Я , 5803
- ^ Паолуччи (1966), с. 46
- ^ CIL , XI, Парс II, Фаск. Я , 5804
- ^ Паолуччи (1966), с. 49
- ^ Паолуччи (1966), с. 48
- ^ Паолуччи (1966), с. 32
- ^ Паолуччи (1966), с. 32-34
Источники
[ редактировать ]- Пио Паолуччи (1966). Осколок - Критико-исторические заметки (PDF) (на итальянском языке). Эмполи: Ла Тоскографика.
- Сигизмонди, Джино (1979). Свадьба в Умбрии (на итальянском языке). Фолиньо: Эдиклио.
- АА.ВВ. (2004). Умбрия . Путеводитель по Италии (на итальянском языке). Милан: Итальянский туристический клуб.