Теория мирной эволюции
Теория мирной эволюции или мирная эволюция ( китайский : 和平演變 ; китайский : 和平演变 ; пиньинь : Hépíng yongbiàn ; вьетнамский : Diễn biến hòa bình ; букв. « Мирные события » или « Мирная трансформация » ) в международной политической мысли относится к теории осуществления политической трансформации Китая и Вьетнама [ 1 ] социалистических систем мирными средствами. Эта теория была в первую очередь поддержана в Соединенных Штатах .
Эта фраза была сформулирована госсекретарем США Джоном Фостером Даллесом во время холодной войны 1950-х годов главным образом в контексте Советского Союза , но впоследствии не фигурировала в официальных дискуссиях о политике США в Китае. Однако китайские анализы внешней политики США показывают, что с тех пор она составляет часть теоретической основы отношений США с Китайской Народной Республикой . [ 2 ]
Согласно тезису, Соединенные Штаты придерживаются стратегии проникновения и подрыва социалистических стран, особенно Китая, путем распространения западных политических идей и образа жизни, разжигания недовольства и поощрения группировок бросить вызов руководству Коммунистической партии Китая (КПК). Согласно китайским прочтениям политики США, такие усилия призваны привести к трансформации социалистической системы изнутри. [ 3 ]
КПК сопротивлялась идее мирной эволюции, когда эта идея впервые была высказана в эпоху Мао. КПК рассматривает такой процесс как «самую большую угрозу своему непрерывному правлению». [ 2 ]
Последующие поколения лидеров КПК боролись против теории мирной эволюции, в том числе Мао Цзэдун , Дэн Сяопин , Ху Цзиньтао и Цзян Цзэминь . Эта теория в настоящее время не является частью официального политического подхода США к Китаю, но китайские военные стратеги считают ее причиной постоянного беспокойства, как показано в фильме « Тихое состязание» . [ 4 ]
Происхождение
[ редактировать ]Точное выражение «мирная эволюция» было модификацией Джона Фостера Даллеса доктрины, первоначально изложенной Джорджем Ф. Кеннаном , который в своей длинной телеграмме от 22 февраля 1946 года предположил, что социалистический и капиталистический блоки могут достичь состояния «мирного сосуществования». [ 5 ]
Более десяти лет спустя, в речах 1957–1958 годов, Даллес дополнил это понятие «содействием мирному развитию к демократии». [ 5 ]
В своей речи Даллес упомянул об «использовании мирных средств» для «ускорения эволюции государственной политики внутри китайско-советского блока» с целью «сократить ожидаемую продолжительность жизни коммунизма». [ 6 ]
По словам Бо Ибо (отца Бо Силая ), Мао Цзэдун услышал о высказываниях Даллеса и отнесся к ним серьезно, приказав высшим кадрам КПК изучить речи. [ 5 ] [ 7 ] Мао рассматривал идею мирной эволюции как серьезную политическую угрозу, «гораздо более обманную тактику» для развращения Китая и войну против социалистических держав невоенными средствами. [ 5 ] Мао чувствовал, что война уже ведется, причем с некоторым эффектом, против Советского Союза. После распада Советского Союза КПК стала больше беспокоиться об этой стратегии. [ 7 ]
Использование термина
[ редактировать ]Статья Зивэня 1964 года « Воспитание революционных преемников как стратегическая задача партии» была среди анализов, распространенных на высших уровнях КПК и привлекающих внимание к этой стратегии. [ 8 ] : 362 В частности, Ан сосредоточил внимание на заявлении Даллеса на пресс-конференции 28 октября 1958 года о том, что мирная эволюция «абсолютно возможна через несколько сотен лет, но, возможно, это всего лишь вопрос нескольких десятилетий». [ 8 ] : 362 В статье, опубликованной в журнале «Истории молодых героев» , Ло Жуйцин описал теорию мирной эволюции как одну из «сахарных бомб», где «сахарная оболочка» относится к буржуазному образу жизни и материальным удовольствиям, пропагандируемым США. [ 8 ] : 362–363
После вступления Китая в Корейскую войну он стремился устранить связанное с Америкой культурное влияние из Китая. [ 9 ] : 6 В последующие десятилетия он продолжал выступать против американских культурных усилий, связанных с идеей мирной эволюции. [ 9 ] : 6
Общая полезность этого термина для китайских аналитиков заключается в том, что он обобщает ряд угроз политической безопасности режима, с которыми столкнулась КПК в эпоху после холодной войны. Эти угрозы в основном связаны с Соединенными Штатами и рассматриваются как часть собственной внешней политики Соединенных Штатов после распада Советского Союза. [ 6 ]
Однако сейчас этот термин часто используется китайскими учеными для осуждения любой зарубежной деятельности (в том числе культурной, экономической, социальной), которая рассматривается как проблематичная для КПК, а не только той, которая на самом деле направлена на ее подрыв. Его также используют для того, чтобы сразу же отвергнуть критику со стороны Соединенных Штатов в отношении ситуации с правами человека китайского правительства и теории о том, что Запад просто пытается подорвать уважение китайского народа к КПК. [ 7 ]
Академик Рассел Онг утверждает, что типичное китайское использование этого термина – в качестве заговорщического заговора – слишком «расплывчато и всеобъемлюще; его значение варьируется от темных заговоров с участием предполагаемых заговорщиков контрреволюционного восстания [отсылка к резне на площади Тяньаньмэнь ] к широкому спектру культурных, социальных и экономических обменов с внешним миром». [ 6 ]
Хотя идеи мирной эволюции часто приписывают врагам Китая, наблюдатели предполагают, что некоторые чиновники в китайском правительстве , такие как Вэнь Цзябао , поддерживают этот процесс. Однако эти якобы ориентированные на реформы чиновники не считаются частью основного направления КПК. [ 10 ]
Протесты и резня после площади Тяньаньмэнь
[ редактировать ]Чувствительность Китая к идее стратегии мирной эволюции со стороны иностранных держав усилилась из-за репрессивной атмосферы после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, а позже в том же году последовала серия крахов режимов в Восточной Европе. Первоначально лидеры КПК считали смену режима в европейских странах «внутренним делом». Однако на своих собраниях они объявили это вопросом иностранной подрывной деятельности, также известной как мирная эволюция. [ 3 ]
Ван Чжэнь стремился вооружить китайские войска идеологическим щитом для защиты от западных идей — во время военной инспекционной поездки в Синьцзян он сказал: «Неуклонно следуйте по социалистическому пути... дорога может быть извилистой, а борьба жестокой... против мирного развития, ключевым принципом является укрепление мозгов всей партии марксизмом-ленинизмом и идеями Мао Цзэдуна». [ 3 ]
была опубликована статья из трех частей в газете People's Daily После резни под названием «О мирной эволюции». В нем утверждалось, что крах коммунистических режимов в Европе был результатом «буржуазной либерализации», что относится к мирной эволюции, и что протесты против демократии в Китае также были попыткой «отрицать партийное лидерство посредством политического плюрализма и отрицать общественную собственность». в экономике путем приватизации». По словам ученого Цзялиня Чжана, репрессии КПК смогли «подавить стратегию мирного развития империалистов». [ 3 ]
Восприятие в Китае
[ редактировать ]Среди связанных с государством интеллектуалов и стратегов в КНР термин и теория мирной эволюции представляют собой угрозу и попытку подорвать правление КПК. Ученый, придерживающийся жесткой линии Хо Шилян из Китайской академии социальных наук , говорит, что после Даллеса политика американцев, направленная на мирное преобразование Китая, ускорилась:
До 4 июня Китай считал США заслуживающей доверия и дружественной страной, но с 4 июня США стали основным источником нестабильности в Китае. Мирное развитие является сегодня главной угрозой стабильности Китая. Идеологическая борьба станет важнейшим фактором будущих китайско-американских отношений. США снова станут главной угрозой для Китая, но не военной. Тайваньская проблема останется важной. но идеологическая борьба – особенно мирная эволюция – будет первичной. [ 11 ]
Теория мирной эволюции является ключевой частью китайских официальных оценок распада Советского Союза. Готовясь противостоять подходам американцев к мягкой силе и попыткам подорвать режим, они выступают за ряд контрмер. По словам Ли Цзинцзе, директора бывшего советско-восточноевропейского института Китайской академии общественных наук, Китай должен извлечь восемь уроков из распада СССР, отчасти благодаря проникновению «Мирной эволюции»: [ 12 ]
- Сконцентрируйтесь на росте
- Будьте идеологически гибкими
- Учитесь у капиталистических стран
- Максимизировать «всеобъемлющую власть» государства, но при этом повысить уровень жизни.
- Расширять внутрипартийную демократию, борьбу с коррупцией
- Относитесь к интеллектуалам справедливо
- Понять сложность и причины этнических проблем.
- Провести экономические реформы, включая некоторые политические реформы.
Другие контексты
[ редактировать ]Термин «мирная эволюция» использовался в контексте Китая и модернизации вне сферы международных отношений . Исследователи медиа-среды Китая использовали это слово для обозначения маркетизации прессы в Китае, где государственный контроль со стороны КПК ослабевает, а силы коммерциализации берут верх, хотя вопрос о том, действительно ли медиа-сфера в Китае развивалась в таком направлении, остается спорным. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- План Даллеса — теория заговора, возникшая после Холодной войны и основанная на предполагаемом плане ЦРУ директора Аллена Даллеса (брата Джона Фостера Даллеса) по уничтожению Советского Союза.
- Политическая война
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Новая маска «мирной эволюции» » . Журнал национальной обороны . Центральная военная комиссия Коммунистической партии Вьетнама . 26 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 г. . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ву, Чжун (11 января 2012 г.). «Ху предупреждает преемников о «мирной эволюции» » . Азия Таймс . Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 8 июня 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Чжан, Цзялин (1994). Ответ Китая на падение коммунизма в Восточной Европе и Советском Союзе . Гуверовский институт Стэнфордского университета . стр. 6–10. ISBN 978-0-8179-5532-8 . ОЛ 1082528М .
- ^ Гамильтон, Клайв ; Ольберг, Марайке (2 июля 2020 г.). «Скрытая рука»: разоблачение того, как Коммунистическая партия Китая меняет мир . Ричмонд, Виктория: Саймон и Шустер . п. 10. ISBN 978-0-86154-011-2 .
После утечки газета Global Times попыталась представить документальный фильм как точку зрения нескольких националистически настроенных военных ученых. Тем не менее, агрессивные кампании против «неортодоксального мышления» в китайских университетах, ужесточение контроля над СМИ и новое законодательство… все это повторяло предупреждение, сделанное в «Тихом состязании» , предполагающее, что документальный фильм представляет взгляд КПК на идеологические угрозы для партии.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сосси, Хаун (2001). Великие стены дискурса и другие приключения в культурном Китае . Том. 212. Азиатский центр Гарвардского университета . п. 237. дои : 10.1353/book72773 . ISBN 978-1-68417-372-3 . JSTOR j.ctt1tg5hz4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Онг, Рассел (19 декабря 2013 г.). Интересы безопасности Китая в эпоху после холодной войны . Рутледж . п. 117. дои : 10.4324/9781315029269 . ISBN 978-1-136-86526-8 . Архивировано из оригинала 3 мая 2024 г. Проверено 03 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рой, Денни (02 июля 2013 г.). Возвращение Дракона: Восходящий Китай и региональная безопасность . Издательство Колумбийского университета . doi : 10.7312/Колумбия/9780231159005.001.0001 . ISBN 978-0-231-15900-5 . JSTOR 10.7312/рой-15900 .
- ^ Перейти обратно: а б с Карл, Ребекка Э.; Чжун, Сюэпин, ред. (04.02.2016). Революция и ее повествования: социалистические литературные и культурные представления Китая, 1949–1966 гг . Издательство Университета Дьюка . дои : 10.2307/j.ctv11312w2 . ISBN 978-0-8223-7461-9 . JSTOR j.ctv11312w2 .
- ^ Перейти обратно: а б Ли, Хуншань (2024 г.). Борьба на культурном фронте: американо-китайские отношения в холодной войне . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 9780231207058 .
- ^ Гардельс, Натан (19 октября 2010 г.). «Вэй Цзиншэн: Блокирование «мирной эволюции» приведет к нестабильности в Китае» . Всемирная почта . Хаффингтон Пост . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 8 июня 2014 г.
- ^ Шамбо, Дэвид (1991). Прекрасный империалист: Китай воспринимает Америку, 1972-1990 гг . Издательство Принстонского университета . п. 275. дои : 10.2307/j.ctv1ddd0sc . ISBN 978-0-691-22776-4 . JSTOR j.ctv1ddd0sc .
- ^ Шамбо, Дэвид Л. (2 апреля 2008 г.). Коммунистическая партия Китая: атрофия и адаптация . Издательство Калифорнийского университета . п. 76. ИСБН 978-0-520-93469-6 .
- ^ Ли, Чин-Чуан; Пан, Чжундан (2000). Власть, деньги и средства массовой информации: модели коммуникации и бюрократический контроль в культурном Китае . Издательство Северо-Западного университета . стр. 95–104 . ISBN 0810117878 .