Jump to content

Иоганн Гейлер фон Кайзерсберг

Иоганн Гейлер

Иоганн Гейлер фон Кайзерсберг (16 марта 1445 — 10 марта 1510) был священником , считавшимся одним из величайших популярных проповедников 15 века. [ 1 ] Он был тесно связан с гуманистами эпохи Возрождения в Страсбурге , лидером которых был известный Якоб Вимпфелинг (1450–1528), прозванный «просветителем Германии». [ 2 ] Как и Вимпфелинг, Гейлер был светским священником; оба боролись с церковными злоупотреблениями того времени, но не в духе Мартина Лютера и его сторонников. Вместо этого они искали спасения и сохранения только в восстановлении христианской морали в Церкви и государстве через верное соблюдение доктрин Церкви. Однако моральные реформы Иоганна Гейлера заложили основу для протестантской реформации в Страсбурге. [ 3 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Он родился в Шаффхаузене , но с 1448 года детство и юность прошли в Кайзерсберге в Верхнем Эльзасе . [ 1 ] Там жил его дедушка, который его воспитал. Отец погиб в результате несчастного случая на охоте, когда Гейлеру было три года; а его дед взял на себя воспитание ребенка, отправив его в школу в Аммершвире , недалеко от Кайзерсберга, где жила его мать.

В 1460 году, когда ему было пятнадцать лет, Иоганн поступил во Фрайбургский университет ; который только что открылся. Два года спустя он получил степень бакалавра , а еще через два года стал магистром искусств . он читал лекции по различным произведениям Аристотеля Теперь в следующем семестре . После окончания учебы он некоторое время читал там лекции по Sententiae , Петра Ломбардского комментариям Александра Хейлса и нескольким произведениям Аристотеля . [ 1 ] На короткое время он занимал должность декана философского факультета.

Живой интерес к богословским предметам , пробужденный учебой Жана Жерсона , привел его в мае 1471 года в недавно основанный в то время Базельский университет . Он получил докторскую степень в 1475 году. [ 1 ] В Базеле он познакомился с Себастьяном Брантом , с которым у него сложилась прочная дружба. Находясь в Базеле, Гейлер произнес свои первые проповеди в соборе. Магистратура и жители этого города добились его назначения во Фрайбургский университет которого он был избран , ректором в следующем году.

Профессиональная карьера

[ редактировать ]

Некоторое время он проповедовал в соборе Вюрцбурга . Питер Шотт , сенатор Страсбурга, важный и влиятельный гражданин, ведавший имуществом собора , настойчиво убеждал Гейлера поселиться в Страсбурге. поставляли проповедников в Страсбург, В то время нищенствующие ордена но это приводило к частой смене проповедников и трениям между ними и соборным духовенством. Это привело к тому, что капитул собора, епископ (тогда Альберт Пфальц-Мосбахский ) и городские власти предпочли иметь светского священника в качестве постоянного проповедника. Этот пост был учрежден в 1478 году, и Гейлер принял приглашение занять его, продолжая проповедовать и работать в Страсбурге с небольшими перерывами вплоть до незадолго до своей смерти.

Прекрасная кафедра, возведенная для него в 1481 году в нефе собора, когда часовня Святого Лаврентия оказалась слишком маленькой, до сих пор свидетельствует о популярности, которой он пользовался как проповедник в непосредственной сфере своей деятельности, и свидетельствах Себастьяна Брант, Беат Ренан , Иоганн Рейхлин , Филипп Меланхтон и другие показывают, насколько велико было влияние его личного характера. [ 1 ] Он не только проповедовал, как положено, каждое воскресенье и праздник в соборе и даже ежедневно во время постов, но и, по особым случаям, в монастырях города и часто за городом. [ нужна ссылка ] Его проповеди, смелые, острые, обличительные, изобилующие причудливыми иллюстрациями и основанные на текстах, никоим образом не ограничивающихся Библией , записывались по мере того, как он их произносил, и распространялись (иногда без его ведома и согласия) его друзьями, заметно излагались на немецкой мысли, а также немецкой речи своего времени. [ 1 ] является показателем процветания полиграфической промышленности Страсбурга . Тот факт, что большая часть проповедей Гейлера была напечатана и широко распространена, [ 4 ]

Он часто посещал Фридриха фон Гогенцоллерна , епископа Аугсбургского , который был к нему очень дружелюбен; однажды его вызвал в Фюссен на реке Лех его покровитель император Максимилиан , желавший его совета. Он совершал благочестивые паломничества. В Эйнзидельне в Швейцарии он встретил блаженного Николауса Флюэ , который уже тогда был хорошо известен; в другой раз он отправился в Сент-Бом , недалеко от Марселя , чтобы помолиться в гроте Святой Марии Магдалины. Развилась болезнь почек, для облегчения которой он был вынужден ежегодно посещать горячие источники Бадена ; наконец появилась водянка , и он умер в Летарское воскресенье 1510 года в Страсбурге . На следующий день в присутствии огромного множества народа его похоронили у подножия специально устроенной для него кафедры.

Работа и стиль

[ редактировать ]

Среди многих томов, опубликованных под его именем, только два, по-видимому, были переработаны им, а именно: Der Seelen Paradies von Waren und volkumen Tugenden и том, озаглавленный Das irrig Schaf . Из остальных, вероятно, самой известной является серия лекций о его друга Себастьяна Бранта работе « Das Narrenschiff или Navicula или Speculum fatuorum» , издание которой было опубликовано в Страсбурге в 1511 году под следующим названием: Navicula sive speculum. fatuorum praestantissimi Sacrarumliterarum Doctoris Джоаннис Гейлер Кейзерсберги . [ 1 ]

Лодка или зеркало дураков (1510)

Многочисленные тома проповедей и сочинений Гейлера, вышедшие в свет, не дают полного представления о характерных качествах проповедника. Оратор, стремился Гейлер, независимо от других соображений, должен был производить на своих слушателей наиболее сильное воздействие. Он с большой тщательностью готовился к кафедре, заранее записывая свои проповеди, как его современник Беат Ренан сообщает ; эти подготовительные сочинения были составлены не на немецком, а на латыни.

Лишь очень малая часть проповедей, произнесенных под его именем, принадлежит непосредственно ему. Очень скоро его обращения были записаны другими и опубликованы. Лучший критик произведений Гейлера, Э. Мартин из Страсбурга, попытался в «Allgemeine deutsche Biography » дать краткое изложение подлинных сочинений Гейлера; по его словам, достоверных произведений насчитывается тридцать пять.

Нет уверенности в том, что какая-либо из дошедших до нас работ дает именно то, что сказал Гейлер. Из них видно, что страсбургский проповедник был широко читаем не только в теологии, но и в светской литературе того времени. Об этом свидетельствуют проповеди, в качестве темы которых использовался «Корабль дураков» Себастьяна Бранта , вышедший в 1494 году; эти проповеди приобрели наибольшую популярность. Гейлер также продемонстрировал умение использовать публичные мероприятия для привлечения и удержания внимания своих слушателей.

По своеобразию речи Гейлер по форме, как и по времени, находится между Бертольдом Ратисбонским и Авраамом из Санкта-Клары . Сам Гейлер горько жаловался, что ни духовенство, ни миряне не желают участвовать в общей реформе. Его произведения являются важным источником по истории цивилизации того времени. Мысли его выражались языком обычной жизни: сочинения Гейлера являются источником познания речи, обычаев и верований простого народа начала XVI века. [ 5 ]

Посмертный

[ редактировать ]
Рю Гейлер в Страсбурге

Его именем названа школа в Страсбурге ( Lycée Jean Geiler ), а также улица в районе Нойштадт того же города.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Чисхолм 1911 года .
  2. ^ Общественное достояние Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Иоганн Гейлер фон Кайзерсберг» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  3. ^ де Пратер, Уильям А. (25 марта 2015 г.). Бог парил над водами: возникновение протестантской Реформации . Wipf и Stock Publishers. ISBN  978-1-4982-0454-5 . (Название главы: предшественники протестантской реформации). Однако его скромные этнические реформы заложили основу для последующего движения протестантской реформации в Страсбурге.
  4. ^ Демпси Дуглас, Э. Джейн (1989). Оправдание в проповедях позднего средневековья: исследование Джона Гейлера из Кайзерсберга . ISBN  9004090479 . Проверено 30 августа 2009 г.
  5. ^ Работа Гейлера попала в Индекс (ср. Франц Генрих Ройш , «Der Index». I, 370).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f20d3fd620ce0c6c9811f33e8543b33c__1716655440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/3c/f20d3fd620ce0c6c9811f33e8543b33c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johann Geiler von Kaysersberg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)