Адриан Томас Ки
Адриан Томасз. Ключ [1] [2] (ок. 1544, Антверпен — после 1589 Антверпен ) — фламандский художник -портретист и религиозные картины, рисовальщик и гравер. Некоторое время он работал в антверпенской мастерской выдающегося художника-историка и портретиста Виллема Ки , а затем возглавил мастерскую. [3] Его работы высоко ценились в свое время за техническое мастерство и новаторские концепции и, таким образом, повлияли на более позднее поколение художников, включая Рубенса . [4]
Жизнь
[ редактировать ]Очень мало известно о происхождении и молодости Адриана Томаса. Ключ. [5] Исследования показали, что вопреки традиционному мнению, его фамилия не была Ки, и он не был родственником Уиллема Ки. Он принял фамилию Ки только после того, как возглавил мастерскую Виллема Ки в 1567 году. До этого он использовал только монограмму AT, а художника называли исключительно Адриан Томасц. (имеется в виду Адриан, сын Фомы). [6] Очевидно, что причина, по которой он взял фамилию, заключается в том, что Уиллем Ки и его мастерская пользовались высокой репутацией, и использование Ки в качестве фамилии было хорошим инструментом брендинга для его собственной работы. [7]
Вероятно, он родился в Антверпене около 1544 года. Его отца звали Томас. [8] Первоначально он обучался у художника по стеклу Яна Хака III и был зарегистрирован учеником Антверпенской гильдии Святого Луки в 1558 году. [8] [9] Он связался с мастерской Уиллема Ки в раннем возрасте, и Уиллем Ки считается еще одним мастером Адриана. [9]
Габсбургские Нидерланды в то время пострадали от Бельденшторма (иконоборческой ярости), который начался в начале 1560-х годов и достиг своего пика в 1566 году. В период иконоборчества католическое искусство, а также многие формы церковного оборудования и украшений были уничтожены номинально кальвинистами протестантами- . толпы, поддержавшие протестантскую Реформацию . Антверпен также затронул волна разрушений. Ки смог стать одним из ведущих художников Антверпена во второй половине шестнадцатого века, после того как иконоборчество утихло. [4] В 1567 году он был принят в Гильдию как мастер-художник. [8]
Когда Виллем Ки умер в 1568 году, его мастерскую взял на себя Адриан Томас. Хотя он обратился в кальвинизм, он не покинул Антверпен после падения Антверпена в 1585 году, когда кальвинистское правительство Антверпена было свергнуто испанскими войсками во главе с Алессандро Фарнезе . Он принимал учеников в своей мастерской в 1582, 1588 и 1589 годах. Он получал заказы от лидера голландского восстания Вильгельма Оранского и социально-экономической элиты Антверпена. [4] Последний раз он упоминается в документе 1589 года. [8] Неясно, умер ли он вскоре после этого или покинул Антверпен из-за своих кальвинистских взглядов. [9] Хотя он и добился успеха в жизни, следующее поколение быстро забыло его. Поэтому его работы приписывались целому ряду художников, включая Франса Поурбуса Старшего и Виллема Ки. [5]
Работа
[ редактировать ]Ки в основном писал портреты и запрестольные образы. В меньшей степени он работал как гравер. Поскольку некоторые из его работ подписаны, а некоторые датированы, удалось реконструировать карьеру художника. [9] Его датированные работы охватывают период с 1572 по 1580 годы. [4] На протяжении всей его карьеры не наблюдается заметной стилистической эволюции. Его стиль, который иногда называют маньеристом , очень близок к стилю Уиллема Ки, особенно в религиозных сценах. Некоторые работы из-за этого сходства невозможно с уверенностью отнести ни к одному из художников. [9] Стиль Уиллема Ки, в свою очередь, можно охарактеризовать как близкий к стилю ведущих художников Антверпена его времени, таких как Франс Флорис и Мишель Кокси Старший , которые оба были так называемыми художниками -романистами . [9] Романисты были художниками 16 века из Нидерландов, приехавшими в Рим. В Риме они впитали в себя влияние ведущих итальянских художников того периода, таких как Микеланджело и Рафаэль, а также его учеников. По возвращении домой эти северные художники создали стиль Возрождения, ассимилировавший итальянский формальный язык. [10]
На его портретах натурщики обычно изображены в половину, по грудь или в три четверти на нейтральном фоне. Они написаны с большим техническим совершенством и верностью природе. [3] Его манера письма дает почти фотографическое представление объекта, в то время как он обладает безупречным умением точно передавать детали. Эти качества в полной мере проявились в его портрете Вильгельма Молчаливого, лидера восстания против Испании. Эта работа существует в трех версиях: одна в Рейксмузеуме в Амстердаме, одна в Маурицхейсе в Гааге и третья в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде. Только последняя версия датирована и была написана в 1579 году. Все три считаются автографами и восходят к ныне утерянному оригиналу. Между версиями есть небольшие различия в некоторых деталях. Натурщик позирует на темном фоне, на котором выделяются телесные тона лица, белый воротник и изящная серо-золотая отделка его одежды. Лицо прорисовано очень детально в соответствии с северной портретной живописью того периода. [11] В то время, когда был написан этот портрет, Вильгельм Безмолвный находился на пике своей карьеры. Это также можно увидеть на портрете. Он изображен не в доспехах, а в аккуратной и богатой гражданской одежде. [4] На этом портрете позднего периода работы Ки влияние Антониса Мора проявляется в повышенном интересе к передаче социального статуса натурщика. [11]
В своих групповых и семейных портретах Ки демонстрирует свою оригинальность. Это продемонстрировано в его «Портрете неизвестной семьи» ( Museo del Prado , 1583, монограмма АТК). На этом групповом портрете фламандской буржуазной семьи Ки поместил отца и шестерых его детей очень близко друг к другу, так что они заняли почти все полотно и приобрели монументальный характер. Сидящие распределены симметрично и сбалансировано. Оборки и белые шапочки, направление света привлекают внимание зрителя к отдельным лицам членов семьи. Отец сидит в кожаном кресле перед столом, покрытым красной ковровой дорожкой, на которой стоят песочные часы, череп и книга. Дети стоят в двух плоскостях в зависимости от возраста: девочки слева, мальчики справа. Ки оживляет картину, помещая детей в различные позы. Двое младших смотрят на своего отца: мальчик держит открытую книгу в одной руке, а другую кладет на стул отца, а девочка положила одну руку на песочные часы, а другую на плечо отца. Череп, на котором покоится одна рука отца, и песочные часы наводят на тему vanitas , то есть философская точка зрения, согласно которой течение времени и быстротечность вещей в конечном итоге приведут к смерти. Этот мотив также напоминает об отсутствующих жене и матери, смерть которых объединяет семью в горе. [12]
В своих религиозных и религиозных работах Ки отреагировал на возражения, выдвинутые его братьями-кальвинистами, которые начали разрушение религиозного искусства по религиозным мотивам во время Бельденской бури 1566 года. Его решением было отказаться от иконографической традиции и вернуться к языку религиозного искусства. Библия как источник. Это заставило его свести иконографию в своих религиозных произведениях к минимуму. Примером этого является его «Тайная вечеря» ( Королевский музей изящных искусств Антверпена , 1575 г., монограмма), в которой он заново изобретает эту знаменитую сцену из Библии, используя прием «исторического портрета», то есть изображая исторических деятелей через современных деятелей, включая себя самого. . В «Тайной вечере» святой Петр и темноволосый апостол позади Иуды явно являются историческими фигурами, а слуга, возможно, является автопортретом слуги справа. Аналогично в « Поклонении волхвов» (аукцион Лемпертц (Кёльн) 11 мая 2013 г., лот 1019) голова юноши с индивидуализированными чертами лица в левом верхнем углу может быть автопортретом. Не упоминая африканского короля, Ки также строго следовал библейским источникам, в которых такой король не упоминается. [13]
Ки сделал ряд гравюр на дереве с библейскими сценами. Примером может служить Навуходоносор, бросивший Седраха, Мисаха и Авденаго в огненную печь примерно в 1558 году. Гравюра на дереве взята из Даниила 3:22–26. Навуходоносор, царь Вавилона, приказывает бросить израильтян Седраха, Мисаха и Авденаго в печь за отказ поклоняться его золотому идолу. Когда их похитители пытаются привести приговор в исполнение, они сами погибают от жары, а израильтяне остаются невредимыми. Гравюра на дереве содержит многие элементы гравюры Филипса Галле «Навуходоносор бросает детей Израиля в огненную печь» по эскизу Маартена ван Хемскерка , но с повышенным акцентом на роли царя. Навуходоносор находится в центре композиции с вытянутыми обеими руками, а израильтяне в печи - на заднем плане. Смысл библейской истории и гравюры на дереве – показать, что по благодати Божией Его послушные поклонники спасаются, а неверные погибают. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Варианты имени: Адриан Томас Ки, Ариен Томас, Адриан Кэй, Адриан Кей, Адриан Томасз. Кей, Адриан Томасз. Кейдж, Адриан Кей, Адриан Кейнс, Монограммы: AT и ATK
- ^ Адриан Томасз. Ключ в Нидерландском институте истории искусств
- ^ Перейти обратно: а б Адриан Томасз. Ключ на сайте Prado (на испанском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Адриан Томасз. Ключ от Kunstbus (на голландском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Коэнраад Йонкхир, Адриан Томасз. Ключ (ок. 1545-ок. 1589): Портрет художника-кальвиниста , Брепольс, 2007 г.
- ^ Д. Тиллеманс, «Биографические сведения о художнике Виллеме Ки (1915–68) и его семье», «Гентский вклад в историю искусства» 25 (1979–80), стр. 66 (на голландском языке)
- ^ Анна Туммерс , Коенраад Йонкхир, Художественный рынок и знаток: более пристальный взгляд на картины Рембрандта, Рубенса и их современников , Amsterdam University Press, 2008, стр. 51–52
- ^ Перейти обратно: а б с д Лиггеры и другие исторические архивы Антверпенской гильдии Святого Луки за 1453–1615 годы , отредактированные и опубликованные Ф. Ромбаутс и Т. ван Лериус, Антверпен, 1872–1876 гг., с. 210, 275, 284, 302, 328, 335 (на голландском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж От Рубенса до Ван Дейка. Фламандская живопись в коллекции Герстенмайера , Национальный музей Сан-Карлоса, 2016, стр. 64–69 (на испанском языке)
- ^ Илья М. Вельдман. «Романизм». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 23 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мар Боробия, Адриан Томас. Ки, Вильгельм I, принц Оранский, известный как Вильгельм Безмолвный, в музее Тиссена-Борнемисы.
- ^ П. Сильва Марото, Адриан Томас. Ки, Семейный портрет в: Портрет эпохи Возрождения, Национальный музей Прадо, 2008, с. 234
- ^ Адриан Томасз. Ключ, Поклонение волхвов в Лемпертце
- ^ Нэнси Энн Биаллер, Светотень, гравюры на дереве: Хендрик Гольциус (1558–1617) и его время , Рейксмузеум, 1992, стр. 51–52.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Адрианом Томасом. Ключ на Викискладе