Jump to content

Когнитивная системная инженерия

Когнитивная системная инженерия (CSE) — это область исследований, которая изучает пересечение людей, работы и технологий с упором на критически важные для безопасности системы. Центральный принцип разработки когнитивных систем заключается в том, что она рассматривает совокупность людей и технологий как единую единицу, способную к когнитивной работе, которая называется совместной когнитивной системой. [1]

CSE опирается на концепции когнитивной психологии и когнитивной антропологии , такие как Эдвина Хатчинса , распределенное познание экологическая Джеймса Гибсона , теория зрительного восприятия цикл Ульрика Нейссера и восприятия ситуативное Уильяма Клэнси познание . [2] Методы CSE включают анализ когнитивных задач. [3] и познавательный анализ работы . [4]

История [ править ]

Разработка когнитивных систем возникла после аварии на Три-Майл-Айленде (TMI) . [5] В то время существующие теории безопасности не могли объяснить, как операторы TMI могли не понимать, что на самом деле происходит внутри завода. [6]

После аварии Йенс Расмуссен провел раннее исследование когнитивных аспектов диспетчерских атомных электростанций. [7] Эта работа повлияла на целое поколение исследователей, которые позже стали ассоциироваться с инженерией когнитивных систем, в том числе Мортен Линд , Эрик Холлнагель и Дэвид Вудс . [5]

После публикации Кимом Висенте учебника по проектированию когнитивных систем в 1999 году методы, используемые для анализа когнитивной работы (CWA), использовались для облегчения проектирования систем любого типа, в которых людям приходится взаимодействовать с технологиями. Инструменты, изложенные Висенте, не были опробованы и протестированы, и опубликованных отчетов о пяти этапах анализа практически нет. [8]

«Когнитивная системная инженерия» против « инженерии Когнитивной »

Термин «инженерия когнитивных систем» был введен в 1983 году в статье Холлнагеля и Вудса. [1]

Хотя термин «когнитивная инженерия» уже был введен Доном Норманом , Холлнагель и Вудс намеренно ввели новую терминологию. Они были недовольны формулировкой термина «когнитивная инженерия» , который, по их мнению, слишком сильно фокусировался на улучшении взаимодействия между людьми и компьютерами посредством применения когнитивной науки. Вместо этого Холлнагель и Вудс хотели подчеркнуть смещение акцента с взаимодействия человека и компьютера на совместные когнитивные системы как единицу анализа. [9]

Несмотря на намерение Холлнагеля и Вудса отличить когнитивную инженерию от инженерии когнитивных систем , некоторые исследователи продолжают использовать эти два термина как синонимы. [10]

Темы [ править ]

когнитивные Суставные системы

Как упоминалось выше в разделе «Происхождение» , один из ключевых принципов проектирования когнитивных систем заключается в том, что базовой единицей анализа является совместная когнитивная система . Вместо того, чтобы рассматривать когнитивные задачи как выполняемые только отдельными людьми, CSE рассматривает когнитивную работу как выполняемую группой людей, координирующих друг друга и использующих технологии для совместного выполнения когнитивной работы как системы. [1]

Изучение работы в контексте [ править ]

Исследователи CSE сосредотачивают свои исследования на работе на месте , а не на изучении того, как работа выполняется в контролируемых лабораторных условиях. [11] Этот исследовательский подход, известный как макропознание , аналогичен подходу, используемому при натуралистическом принятии решений . Примеры исследований, выполненных в контексте, включают этнографические исследования техников копировальных машин, проведенные Джулианом Орром, [12] Люси Сучман о том, как люди используют копировальные аппараты, Этнографические исследования [13] Исследование Дайан Вон инженерной работы в НАСА после катастрофы космического корабля "Челленджер " [14] и исследование Скотта Снука военной работы после инцидента со сбитием «Черного ястреба» в 1994 году . [15]

Как справиться со сложностью [ править ]

Общей нитью, которая проходит через инженерные исследования когнитивных систем, является вопрос о том, как спроектировать совместные когнитивные системы, которые могут эффективно справляться со сложностью, включая общие закономерности того, как такие системы могут не эффективно справляться со сложностью. [16] [11] [17] [18]

Аномальный ответ [ править ]

Как упоминалось выше в разделе «Происхождение», исследователи CSE находились под влиянием TMI. Одним из конкретных применений преодоления сложности является работа, которую должны выполнять люди-операторы, когда они контролируют такой процесс, как атомная электростанция, а затем им приходится иметь дело с возникающей проблемой. Эту работу иногда называют реакцией на аномалии. [11] [19] или динамическое управление неисправностями. [20] Этот тип работы часто связан с неопределенностью, быстро меняющимися условиями и компромиссом между рисками при принятии решения о том, какие действия по исправлению положения следует предпринять.

Координация [ править ]

Поскольку совместные когнитивные системы включают в себя множество агентов, которые должны работать вместе для выполнения когнитивных задач, координация является еще одной темой, представляющей интерес для CSE. Одним из конкретных примеров является понятие общей основы. [21] и его последствия для создания программного обеспечения, которое может эффективно выступать в качестве агентов в совместной когнитивной системе. [22]

артефакты Когнитивные

Исследователи CSE изучают, как люди используют технологии для поддержки когнитивной работы и координируют эту работу между несколькими людьми. Примеры таких когнитивных артефактов, которые изучали исследователи, включают «постельную книгу», используемую в отделениях интенсивной терапии, [23] «голосовые петли», используемые в космических операциях, [24] «скоростные жуки», используемые в авиации, [25] чертежи и эскизы в инженерных работах, [26] и различные инструменты, используемые в морской навигации. [27]

Особый интерес для исследователей CSE представляет то, как компьютерные инструменты влияют на совместную когнитивную работу. [28] в частности влияние автоматизации, [29] и компьютеризированные интерфейсы, используемые системными операторами. [30]

Книги [ править ]

  • «Инженерия когнитивных систем: будущее меняющегося мира», Филип Дж. Смит и Робберт Р. Хоффман, ред. 2017 год
  • Совместные когнитивные системы: закономерности в разработке когнитивных систем, Дэвид Вудс и Эрик Холлнагель, 2005. 978-0849328213.
  • Совместные когнитивные системы: основы инженерии когнитивных систем , Эрик Холлнагель и Дэвид Вудс, 2005. 978-0367864156.
  • Когнитивная системная инженерия Йенса Расмуссена, Аннелизы Марк Пейтерсен и Л. П. Гудштейна, 1994.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Холлнагель, Эрик; Вудс, Дэвид Д. (июнь 1983 г.). «Инженерия когнитивных систем: новое вино в новых бутылках» . Международный журнал человеко-машинных исследований . 18 (6): 583–600. дои : 10.1016/S0020-7373(83)80034-0 . S2CID   15398274 .
  2. ^ Флах, Джон (2020). Подход к познанию, основанный на обработке смысла: что важно? . Фред Вурхорст. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN  978-0-367-40428-4 . OCLC   1117930294 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Крэндалл, Бет (2006). Рабочие умы: руководство для практикующего специалиста по когнитивному анализу задач . Гэри А. Кляйн, Роберт Р. Хоффман. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  978-0-262-27092-2 . OCLC   76064684 .
  4. ^ Висенте, Ким Дж. (1999). Когнитивный анализ работы: к безопасной, продуктивной и здоровой работе за компьютером . Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates. ISBN  0-585-16171-2 . OCLC   44961122 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кляйн, Г.; Виггинс, С.; Дил, С. (март 2008 г.). «Инженерия когнитивных систем: шумиха и надежда» . Компьютер . 41 (3): 95–97. дои : 10.1109/MC.2008.81 . ISSN   0018-9162 . S2CID   38587194 .
  6. ^ Кук, Ричард (05 февраля 2014 г.), 1. Все началось в TMI, 1979 г. , получено 23 сентября 2022 г.
  7. ^ Йенс Расмуссен (1986). Обработка информации и взаимодействие человека и машины: подход к когнитивной инженерии . Северная Голландия. ISBN  0444009876 . OCLC   13792295 .
  8. ^ Энн М. Бизанц; Кэтрин М. Бернс, ред. (2016). Применение анализа когнитивной работы . ЦРК Пресс. стр. 1–2. ISBN  9781420063059 .
  9. ^ Филип Дж. Смит; Роберт Р. Хоффман (2018). Когнитивная системная инженерия: будущее меняющегося мира . CRC Press, Тейлор и Фрэнсис. ISBN  9781472430496 . OCLC   987070476 .
  10. ^ ДАУЭЛЛ, ДЖОН; ЛОНГ, ДЖОН (1 февраля 1998 г.). «Целевой доклад: Концепция проблемы проектирования когнитивной инженерии» . Эргономика . 41 (2): 126–139. дои : 10.1080/001401398187125 . ISSN   0014-0139 .
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вудс, Д. (2019). СОВМЕСТНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ СИСТЕМЫ: закономерности в разработке когнитивных систем . [Место публикации не указано]: CRC Press. ISBN  978-0-367-86415-6 . OCLC   1129755331 .
  12. ^ Орр, Джулиан Э. (2016). Говоря о машинах: этнография современной работы . Издательство Корнельского университета. ISBN  978-1-5017-0740-7 . OCLC   1030353116 .
  13. ^ Сучман, Люси (2009). Реконфигурации человека и машины: планы и ситуационные действия . Кембриджский университет. Нажимать. ISBN  978-0-521-85891-5 . OCLC   902661378 .
  14. ^ Воган, Дайан (4 января 2016 г.). Решение о запуске «Челленджера»: рискованные технологии, культура и отклонения в НАСА . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-34682-3 . OCLC   944938820 .
  15. ^ А., Снук, Скотт (2011). Дружественный огонь: случайный сбит американских «Черных ястребов» над Северным Ираком . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-1-4008-4097-7 . OCLC   749265018 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  16. ^ Холлнагель, Эрик (2005). Совместные когнитивные системы: основы инженерии когнитивных систем . Дэвид Д. Вудс. Бока-Ратон, Флорида: Тейлор и Фрэнсис. ISBN  0-8493-2821-7 . OCLC   309875728 .
  17. ^ Расмуссен, Йенс; Линд, Мортен (1981). «Как справиться со сложностями» (PDF) . Рисё-М (2293). Национальная лаборатория Рисё. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  18. ^ Холлнагель, Эрик (1 сентября 2012 г.). «Как справиться со сложностью: прошлое, настоящее и будущее» . Познание, технологии и работа . 14 (3): 199–205. дои : 10.1007/s10111-011-0202-7 . ISSN   1435-5566 . S2CID   15222531 .
  19. ^ «Когнитивная работа по исследованию гипотез во время реагирования на аномалии — очередь ACM» . Queue.acm.org . Проверено 24 сентября 2022 г.
  20. ^ ВУДС, ДЭВИД Д. (1 ноября 1995 г.). «Проблема сигнализации и направленное внимание при динамическом управлении неисправностями» . Эргономика . 38 (11): 2371–2393. дои : 10.1080/00140139508925274 . ISSN   0014-0139 .
  21. ^ Кляйн, Гэри; Фельтович, Пол Дж.; Брэдшоу, Джеффри М.; Вудс, Дэвид Д. (27 июня 2005 г.), «Точка соприкосновения и координация в совместной деятельности» , Организационное моделирование , Хобокен, Нью-Джерси, США: John Wiley & Sons, Inc., стр. 139–184, doi : 10.1002/ 0471739448.ch6 , ISBN  9780471739449 , получено 24 сентября 2022 г.
  22. ^ Клиен, Г.; Вудс, Д.Д.; Брэдшоу, Дж. М.; Хоффман, Р.Р.; Фельтович, П.Дж. (ноябрь 2004 г.). «Десять задач по превращению автоматизации в «командного игрока» в совместной деятельности человека и агента» . Интеллектуальные системы IEEE . 19 (6): 91–95. дои : 10.1109/MIS.2004.74 . ISSN   1941-1294 . S2CID   27049933 .
  23. ^ «BEING BUMPABLE (Р.И. Кук)» , Joint Cognitive Systems , CRC Press, стр. 33–46, 27 марта 2006 г., doi : 10.1201/9781420005684-8 , ISBN  978-0-429-12766-3 , получено 24 сентября 2022 г.
  24. ^ Паттерсон, Эмили С.; Уоттс-Перотти *, Дженнифер; Вудс, Дэвид Д. (декабрь 1999 г.). «Голосовые петли как средства координации в управлении полетами космических кораблей» . Совместная работа с компьютерной поддержкой (CSCW) . 8 (4): 353–371. дои : 10.1023/A:1008722214282 . ISSN   0925-9724 . ПМИД   12269347 . S2CID   5341838 .
  25. ^ Хатчинс, Эдвин (июль 1995 г.). «Как кабина запоминает свою скорость» . Когнитивная наука . 19 (3): 265–288. дои : 10.1207/s15516709cog1903_1 . ISSN   0364-0213 . S2CID   9409426 .
  26. ^ Хендерсон, Кэтрин (октябрь 1991 г.). «Гибкие эскизы и негибкие базы данных: визуальная коммуникация, устройства призыва и граничные объекты в проектировании» . Наука, технологии и человеческие ценности . 16 (4): 448–473. дои : 10.1177/016224399101600402 . ISSN   0162-2439 . S2CID   111281029 .
  27. ^ Хатчинс, Эдвин (1995). Познание в дикой природе . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  978-0-262-27597-2 . OCLC   44965743 .
  28. ^ Хендерсон, Кэтрин (1999). В сети и на бумаге: визуальные представления, визуальная культура и компьютерная графика в проектировании . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  978-0-262-27525-5 . OCLC   42856204 .
  29. ^ Бейнбридж, Лисанн (1 ноября 1983 г.). «Ирония автоматизации» . Автоматика . 19 (6): 775–779. дои : 10.1016/0005-1098(83)90046-8 . ISSN   0005-1098 . S2CID   12667742 .
  30. ^ Вудс, Дэвид Д. (сентябрь 1984 г.). «Визуальный импульс: концепция улучшения когнитивной связи человека и компьютера» . Международный журнал человеко-машинных исследований . 21 (3): 229–244. дои : 10.1016/S0020-7373(84)80043-7 .

Внешние ссылки [ править ]

Журналы [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f25b0cc6331702b987d19426372381b6__1694337180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/b6/f25b0cc6331702b987d19426372381b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cognitive systems engineering - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)