Темный узор
Темный шаблон (также известный как «шаблон обманчивого дизайна ») — это « пользовательский интерфейс , который был тщательно разработан для того, чтобы обманом заставить пользователей делать что-то, например покупать страховку по завышенной цене вместе с их покупкой или подписываться на регулярные счета». [1] [2] [3] Дизайнер пользовательского опыта Гарри Бригнулл придумал этот неологизм 28 июля 2010 года, зарегистрировав darkpatterns.org, «библиотеку шаблонов с конкретной целью — называть и опозорить обманчивые пользовательские интерфейсы». [4] [5] [6] В 2023 году он выпустил книгу «Обманчивые шаблоны» . [7]
В 2021 году Electronic Frontier Foundation и Consumer Reports создали «горячую линию» для сбора информации о темных тенденциях среди населения. [8]
Узоры
[ редактировать ]Конфиденциальность
[ редактировать ]«Privacy Zuckering», названный в честь Facebook соучредителя Meta Platforms и генерального директора Марка Цукерберга , представляет собой практику, которая заставляет пользователей делиться большим количеством информации, чем они намеревались. [9] Пользователи могут отказаться от этой информации по незнанию или с помощью методов, которые скрывают или задерживают возможность отказаться от раскрытия своей личной информации.
Калифорния утвердила правила, ограничивающие подобную практику со стороны предприятий, в Законе Калифорнии о конфиденциальности потребителей . [10]
Приманка и подмена
[ редактировать ]«приманки и подмены» Шаблоны рекламируют бесплатный (или по значительно сниженной цене ) продукт или услугу, которые полностью недоступны или имеются в наличии в небольших количествах. После объявления об отсутствии товара на странице представлены аналогичные товары более высокой цены или худшего качества. [11] [12]
Подтверждение стыда
[ редактировать ]Confirmshaming использует стыд , чтобы побудить пользователей к действию, например, когда веб-сайты предлагают возможность отклонить рассылку по электронной почте таким образом, что посетители стыдятся и заставляют их принять. [12] [13]
неправильное направление
[ редактировать ]Распространенное в установщиках программного обеспечения неправильное направление представляет пользователю кнопку, похожую на обычную кнопку продолжения. Темный узор будет отображать заметную кнопку «Я принимаю эти условия», предлагающую пользователю принять условия программы, не связанной с той, которую он пытается установить. [14] Поскольку пользователь обычно принимает условия по привычке, впоследствии можно установить несвязанную программу. Авторы установщика делают это, потому что авторы несвязанной программы платят за каждую приобретенную установку. Альтернативный маршрут в установщике, позволяющий пользователю пропустить установку несвязанной программы, отображается гораздо менее заметно. [15] или кажется нелогичным (например, отказ от условий обслуживания).
Некоторые веб-сайты, запрашивающие ненужную информацию, также используют неверное направление. Например, можно ввести имя пользователя и пароль на одной странице, и после нажатия кнопки «Далее» страница запрашивает у пользователя адрес электронной почты, а другая кнопка «Далее» является единственным вариантом. [16] Это скрывает возможность нажать «Далее» без ввода информации. В некоторых случаях на странице метод пропуска шага отображается в виде небольшой серой ссылки вместо кнопки, поэтому она не бросается в глаза пользователю. [17] Другие примеры включают сайты, предлагающие возможность пригласить друзей, введя их адрес электронной почты, загрузив изображение профиля или определив интересы.
Запутывающие формулировки также могут использоваться для того, чтобы обманом заставить пользователей формально принять вариант, который, по их мнению, имеет противоположное значение. Например, кнопка согласия на обработку персональных данных с двойным отрицанием, например « не продавать мою личную информацию». [18]
Роуч мотель
[ редактировать ]Мотель от тараканов или конструкция трамвайной сетки обеспечивают легкий или прямой путь для входа, но трудный путь для выхода. [19] Примеры включают компании, которые требуют от подписчиков распечатать и отправить по почте свой запрос на отказ или отмену подписки. [11] [12]
Например, во время президентских выборов в США в 2020 году кампания Дональда Трампа WinRed использовала аналогичный темный шаблон, подталкивая пользователей к совершению регулярных ежемесячных пожертвований. [20]
Другой распространенной версией этого шаблона является любая служба, которая позволяет зарегистрироваться и запустить службу онлайн, но требует телефонного звонка (часто с длительным временем ожидания) для прекращения службы. Примеры включают такие услуги, как кабельное телевидение и интернет-услуги, а также кредитный мониторинг. [21]
В 2021 году в Соединенных Штатах Федеральная торговая комиссия (FTC) объявила, что усилит меры по борьбе с темными схемами, такими как мотель «Тарак», которые обманом заставляют потребителей подписываться на подписку или затрудняют ее отмену. Федеральная торговая комиссия сформулировала ключевые требования, связанные с прозрачностью и ясностью информации, явным информированным согласием, а также простой и легкой отменой. [22]
Исследовать
[ редактировать ]В 2016 и 2017 годах исследования задокументировали практику нарушения конфиденциальности в социальных сетях с использованием темных шаблонов. [23] [24] В 2018 году Норвежский совет потребителей (Forbrukerrådet) опубликовал отчет «Обманутые дизайном» о мошенническом дизайне пользовательских интерфейсов Facebook , Google и Microsoft . [25] В исследовании 2019 года изучались практики на 11 000 торговых веб-сайтах. Всего он выявил 1818 темных узоров и сгруппировал их в 15 категорий. [26]
Исследование, проведенное в апреле 2022 года, показало, что темные паттерны по-прежнему широко используются на рынке, что подчеркивает необходимость дальнейшего изучения таких практик со стороны общественности, исследователей и регулирующих органов. [27]
Европейского Союза В соответствии с Общим регламентом защиты данных (GDPR) все компании должны получить однозначное, добровольное согласие от клиентов, прежде чем они будут собирать и использовать («обрабатывать») их личную информацию. Исследование 2020 года показало, что « крупные технологические » компании часто использовали обманчивые пользовательские интерфейсы, чтобы отговорить своих пользователей отказаться от участия. [28] В 2022 году отчет Европейской комиссии показал, что «97% самых популярных веб-сайтов и приложений, используемых потребителями из ЕС, использовали хотя бы один темный шаблон». [29]
Исследование документации рекламных сетей показывает, что информация, предоставляемая разработчикам мобильных приложений на этих платформах, ориентирована на соблюдение правовых норм и возлагает ответственность за такие решения на разработчика. Кроме того, примеры кода и настроек часто содержат небезопасные для конфиденциальности параметры по умолчанию, пронизанные темными шаблонами, которые подталкивают разработчиков к принятию решений в отношении небезопасных для конфиденциальности вариантов, таких как обмен конфиденциальными данными для увеличения доходов. [30]
Законность
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]«Приманка и подмена» — это форма мошенничества, нарушающая законодательство США. [31]
9 апреля 2019 года сенаторы США Деб Фишер и Марк Уорнер представили Закон о сокращении количества обманных пользователей в Интернете (DETOUR), который запретит компаниям с более чем 100 миллионами активных пользователей в месяц использовать темные шаблоны при получении согласия на использование их персональная информация. [32]
В марте 2021 года Калифорния приняла поправки к Калифорнийскому закону о конфиденциальности потребителей , которые запрещают использование вводящих в заблуждение пользовательских интерфейсов, которые «существенно подрывают или затрудняют выбор потребителя отказаться». [18]
В октябре 2021 года Федеральная торговая комиссия опубликовала заявление о правоприменительной политике, объявив о пресечении предприятий, использующих темные схемы, которые «обманывают или заманивают потребителей в ловушку услуг по подписке». В результате растущего числа жалоб агентство реагирует на это, обеспечивая соблюдение законов о защите прав потребителей . [22]
В 2022 году генеральный прокурор Нью-Йорка Летиша Джеймс оштрафовала Fareportal на 2,6 миллиона долларов за использование мошеннической маркетинговой тактики для продажи авиабилетов и номеров в отелях. [33] Федеральный суд Австралии оштрафовал принадлежащую Expedia Group, компанию Trivago, на 44,7 миллиона австралийских долларов за то, что она вводила потребителей в заблуждение, заставляя их платить более высокие цены за бронирование номеров в отелях. [34]
США В марте 2023 года Федеральная торговая комиссия оштрафовала Fortnite разработчика Epic Games на 245 миллионов долларов за использование «темных шаблонов, чтобы обманом заставить пользователей совершать покупки». 245 миллионов долларов будут использованы для возмещения пострадавшим клиентам и являются крупнейшей суммой возмещения, когда-либо выплачиваемой Федеральной торговой комиссией по делам об азартных играх. [35]
Евросоюз
[ редактировать ]В Европейском Союзе GDPR требует, чтобы информированное согласие пользователя на обработку его личной информации было однозначным, добровольным и конкретным для каждого использования личной информации. Это предназначено для предотвращения попыток заставить пользователей по незнанию принять всю обработку данных по умолчанию (что нарушает правила). [36] [37] [38] [39] [40]
По мнению Европейского совета по защите данных , «принцип добросовестной обработки, изложенный в статье 5 (1) (a) GDPR, служит отправной точкой для оценки того, действительно ли шаблон проектирования представляет собой «темный шаблон»». [41]
В конце 2023 года будет принята окончательная версия Закона о данных. [42] был принят. Это один из трех законов ЕС, которые прямо касаются темных моделей поведения. [43] Второй — Закон о цифровых услугах. [44] Третьим действующим законодательством ЕС о темных закономерностях являются директивные договоры о финансовых услугах, заключаемые на расстоянии. [45]
Великобритания
[ редактировать ]Великобритании В апреле 2019 года Управление комиссара по информации (ICO) опубликовало предлагаемый « соответствующий возрасту код дизайна » для работы служб социальных сетей при использовании несовершеннолетними, который запрещает использование « подталкиваний » для привлечения пользователей к опциям с низкими настройками конфиденциальности. . Этот кодекс будет подлежать исполнению в соответствии с Законом о защите данных 2018 года . [46] Оно вступило в силу 2 сентября 2020 года. [47] [48]
См. также
[ редактировать ]- Антипаттерн
- Геймификация
- Взлом роста
- Джамба!
- Согласие на рассылку по электронной почте
- Уклоняться
- Возобновляемый кредит
- Теневой бан
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл-Доллаган, Келси (21 декабря 2016 г.). «Год победы темных узоров» . КО.ДИЗАЙН . Проверено 29 мая 2017 г.
- ^ Певица Наташа (14 мая 2016 г.). «Когда веб-сайты не принимают «нет» в качестве ответа» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 мая 2017 г.
- ^ Нилд, Дэвид (4 апреля 2017 г.). «Темные закономерности: как веб-сайты обманом заставляют нас отказаться от конфиденциальности» . Гизмодо . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ Бринулл, Гарри (1 ноября 2011 г.). «Темные паттерны: обман против честности в дизайне пользовательского интерфейса» . Список врозь . Проверено 29 мая 2017 г.
- ^ Грауэр, Яэль (28 июля 2016 г.). «Тёмные шаблоны созданы, чтобы обмануть вас, и они повсюду в сети» . Арс Техника . Проверено 29 мая 2017 г.
- ↑ Фасселл, Сидни, Бесконечная невидимая тактика убеждения в Интернете , The Atlantic , 2 августа 2019 г.
- ^ «Обманчивые шаблоны» . www.deceptive.design . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ Релиз, Пресса (19 мая 2021 г.). «Коалиция запускает линию подсказок «Темные паттерны», чтобы разоблачить обманчивый дизайн технологий» . Фонд электронных границ . Архивировано из оригинала 19 мая 2021 года . Проверено 27 мая 2021 г.
- ^ «Темные узоры — виды темных узоров» . www.darkpatterns.org . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ «Генеральный прокурор Бесерра объявляет об утверждении дополнительных правил, обеспечивающих конфиденциальность данных в соответствии с Законом Калифорнии о конфиденциальности потребителей» . Штат Калифорния – Министерство юстиции – Генеральная прокуратура . 15 марта 2021 г. Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Снайдер, Джесси (10 сентября 2012 г.). «Тёмные шаблоны в пользовательском интерфейсе и дизайне веб-сайтов» . эватотуты+. Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 29 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Бригнулл, Гарри. «Типы темных узоров» . Темные узоры . Проверено 29 мая 2017 г.
- ^ «Тёмные паттерны UX: манипуляции и конфирмейминг» . UX-стенд . Проверено 2 ноября 2019 г.
- ^ «Условия обслуживания McAffee в установщике μTorrent» . 2017 . Проверено 13 октября 2018 г.
- ^ Бринкманн, Мартин (17 июля 2013 г.). «Новый установщик SourceForge объединяет загрузки программ с рекламным ПО» . Проверено 13 октября 2018 г.
... На экране отображается предложение, а под ним серая кнопка отклонения, зеленая кнопка принятия...
- ^ «Зачем нам нужны адреса электронной почты для создания учетных записей Reddit сейчас?» . 2017 . Проверено 13 октября 2018 г.
... вы можете пропустить его, оставив поле пустым.
- ^ Шлоссер, Дэн (5 июня 2016 г.). «Тёмные шаблоны LinkedIn» . Проверено 13 октября 2018 г.
... чтобы продолжить, вам нужно найти крошечную ссылку «Пропустить этот шаг» в правом нижнем углу. Более того, ссылка размещается за пределами синего прямоугольника, который якобы содержит всю необходимую информацию или элементы управления. ...
- ^ Jump up to: а б Винсент, Джеймс (16 марта 2021 г.). «Калифорния запрещает «темные схемы», которые вынуждают пользователей выдавать свои личные данные» . Грань . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ Бринулл, Гарри (29 августа 2013 г.). «Тёмные шаблоны: внутри интерфейсов, созданных, чтобы вас обмануть» . Грань . Проверено 29 мая 2017 г.
- ^ Гольдмахер, Шейн (3 апреля 2021 г.). «Как Трамп склонил сторонников к невольным пожертвованиям» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года.
- ^ Джозеф, Джонатан (2023). «Темные закономерности имеют значение, и жертвами становятся потребители» . Кетч . Проверено 11 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «ФТК усилит меры по борьбе с незаконными темными шаблонами, которые обманывают или заманивают потребителей в ловушку при оформлении подписки» . Федеральная торговая комиссия . 28 октября 2021 г. Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Бёш, Кристоф; Эрб, Бенджамин; Каргл, Фрэнк; Копп, Хеннинг; Пфаттайхер, Стефан (1 октября 2016 г.). «Сказки с темной стороны: темные стратегии конфиденциальности и темные модели конфиденциальности» . Труды по технологиям повышения конфиденциальности . 2016 (4): 237–254. doi : 10.1515/popets-2016-0038 . ISSN 2299-0984 .
- ^ Фрич, Лотар (2017). Темные шаблоны конфиденциальности в управлении идентификацией . Общество информатики, Бонн. ISBN 978-3-88579-671-8 .
- ^ Моен, Гро Метте, Айло Крог Равна и Финн Мирстад: Обманутые замыслом - Как технологические компании используют темные шаблоны, чтобы отговорить нас от реализации наших прав на неприкосновенность частной жизни. Архивировано 11 октября 2020 года в Wayback Machine , 2018, Совет потребителей Норвегии / Forbrukerrådet. Отчет.
- ^ Матур, Арунеш; Ачар, Гюнес; Фридман, Майкл Дж.; Лучерини, Елена; Майер, Джонатан; Четти, Маршини; Нарайанан, Арвинд (ноябрь 2019 г.). «Темные закономерности в масштабе: результаты сканирования 11 тысяч торговых сайтов». Труды ACM по взаимодействию человека и компьютера . 3 (CSCW): 81:1–81:32. arXiv : 1907.07032 . Бибкод : 2019arXiv190707032M . дои : 10.1145/3359183 . ISSN 2573-0142 . S2CID 196831872 .
- ^ Рунге, Джулиан; Вентцель, Дэниел; Ха, Джи Ён; Чейни, Эллисон (14 апреля 2022 г.). « Темные закономерности» в онлайн-сервисах: мотивирующее исследование и программа будущих исследований» . Маркетинговые письма . 34 : 155–160. дои : 10.1007/s11002-022-09629-4 . ISSN 1573-059Х . S2CID 248198573 .
- ^ Человек, Сохейл; Чех, Флориан (2021). «Человекоориентированный взгляд на цифровое согласие: пример GAFAM» (PDF) . Циммерманн, Альфред; Хоулетт, Роберт Дж.; Джайн, Лахми К. (ред.). Человекоцентрированные интеллектуальные системы . Умные инновации, системы и технологии. Том. 189. Сингапур: Спрингер. стр. 139–159. дои : 10.1007/978-981-15-5784-2_12 . ISBN 978-981-15-5784-2 . S2CID 214699040 .
- ^ Европейская комиссия. Главное управление юстиции и потребителей (2022 г.). Поведенческое исследование недобросовестной коммерческой практики в цифровой среде: темные шаблоны и манипулятивная персонализация: итоговый отчет . ЛУ: Офис публикаций. дои : 10.2838/859030 . ISBN 9789276523161 .
- ^ Тахаи, Мохаммед; Вания, Ками (8 мая 2021 г.). «Разработчики несут ответственность»: что рекламные сети говорят разработчикам о конфиденциальности (PDF) . стр. 1–11. дои : 10.1145/3411763.3451805 . ISBN 978-1-4503-8095-9 . S2CID 233987185 .
- ^ Раздел 16 Кодекса федеральных правил § 238
- ^ Келли, Макена (9 апреля 2019 г.). «Темные модели крупных технологических компаний могут быть объявлены вне закона в соответствии с новым законопроектом Сената» . Грань . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ «Гарантия прекращения» (PDF) . Март 2022.
- ^ «Австралия оштрафовала Trivago, принадлежащую Expedia Group, на 33 миллиона долларов за вводящую в заблуждение стоимость номеров в отелях» . au.finance.yahoo.com . 22 апреля 2022 г. Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ «Производитель видеоигр Fortnite Epic Games заплатит более полумиллиарда долларов в связи с обвинениями Федеральной торговой комиссии в нарушении конфиденциальности и нежелательных обвинениях» . Март 2023.
- ^ «Понимание понятий «доверие» и «согласие» является настоящим ключом к принятию GDPR» . Барабан . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ «Facebook и Google получили судебные иски на сумму 8,8 миллиарда долларов в первый день принятия GDPR» . Грань . Архивировано из оригинала 25 мая 2018 года . Проверено 26 мая 2018 г.
- ^ «Макс Шремс возбуждает первые дела по GDPR против Facebook и Google» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 25 мая 2018 года . Проверено 26 мая 2018 г.
- ^ «Facebook и Google столкнулись с первыми жалобами на GDPR по поводу «принудительного согласия» » . ТехКранч . 25 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2018 г. . Проверено 26 мая 2018 г.
- ^ Мейер, Дэвид. «Google и Facebook получили серьезные жалобы на GDPR: скоро появятся и другие» . ЗДНет. Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 26 мая 2018 г.
- ^ «Руководство 3/2022 по темным шаблонам в интерфейсах платформ социальных сетей: как их распознать и избежать» (PDF) . Европейский совет по защите данных .
- ^ Регламент (ЕС) 2023/2854 Европейского парламента и Совета от 13 декабря 2023 года о гармонизированных правилах справедливого доступа к данным и их использования, а также вносящий поправки в Регламент (ЕС) 2017/2394 и Директиву (ЕС) 2020/1828 (Закон о данных). ) , 13 декабря 2023 г. , получено 10 января 2024 г.
- ^ Пал, Силадьи (3 декабря 2023 г.). «Консенсус по Закону о данных в Совете» . Темные закономерности, нейромаркетинг . Проверено 10 января 2024 г.
- ^ Регламент (ЕС) 2022/2065 Европейского парламента и Совета от 19 октября 2022 г. о едином рынке цифровых услуг и внесение изменений в Директиву 2000/31/EC (Закон о цифровых услугах). ОЖ L 277, 27.10.2022, с. 1–102.
- ^ Пал, Силадьи (11 января 2024 г.). «Повсюду темные узоры: ESMA» . Темные закономерности, нейромаркетинг . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Люди до 18 лет сталкиваются с ограничениями по «подобию» и «полосам»» . Новости Би-би-си . 15 апреля 2019 года . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ Ломас, Наташа (22 января 2020 г.). «Наблюдательный орган Великобритании устанавливает «соответствующий возрасту» код дизайна для онлайн-сервисов, чтобы обеспечить безопасность конфиденциальности детей» . ТехКранч . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Ломас, Наташа (1 сентября 2021 г.). «Великобритания теперь ожидает соблюдения кодекса дизайна конфиденциальности детей» . ТехКранч . Проверено 9 апреля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обманчивый дизайн (ранее darkpatterns.org)
- Горячая линия для сообщения о темных тенденциях в Electronic Frontier Foundation и Consumer Reports
- Темные паттерны в Лаборатории UX-педагогики и практики Университета Пердью