Иегуда Лейб Дон Йихье
Раввин Иегуда Лейб Дон Йихье | |
---|---|
Иегуда Лив Дон Яхья | |
Персональный | |
Рожденный | 14 элула 5629 г. (август 1869 г.) |
Умер | 9 хешвана 5702 г. (27 ноября 1941 г.) |
Национальность | белорусский |
Супруг | Муша Шеине (ум. 1899) |
Дети | Суламифь, Шошана |
Номинал | православный |
Известный | Сочетание хасидизма с литвийской эрудированностью и сионизмом |
Другие имена | Хенрик Броуди, Хаим Броуди |
Занятие | Раввин, хасидский лидер |
Иегуда Лейб Дон Йихье (14 элула 5629, август 1869, Дрейчин – 9 хешвана 5702, 27 ноября 1941 , Тель-Авив ) был раввином , хасидом и студентом воложинской ешивы, связанным с движением Мизрахи . Он был уникальным раввином и сочетал хасидизм с литвийской и бойкой эрудицией и сионизмом .
Биография
[ редактировать ]Дон Йихе родился в Дрейчине (сегодня Беларусь) в семье Хабада , его отец был городским раввином. В юности он учился у своего дяди Элиезера Дона Йихье, главного раввина Люцина преподавал раввина Кука (который некоторое время ), а затем в Воложинской иешиве. [ 1 ] где он учился в основном у раввина Хаима из Бриска и находился под глубоким влиянием его уникального метода обучения – метода Бриска . Во время учебы в ешиве Дон Йихье присоединился к тайной сионистской ассоциации «Неца Исраэль», где познакомился с будущим известным поэтом Хаимом Нахманом Бяликом .
Абба Балошер в своем эссе «Бялик в Воложине» так описывает анонимного студента, вероятно, Дона Йихье: «Второй человек из Польши , из хасидской семьи, отчаявшийся в раввините, знатоке Библии , Агаде и иврите , занимался написанием грамматики иврита и готовился к обучению не тому, что запрещено и разрешено , а чтению и письму . Он был Ховевом Сионом и вступил в тайную ассоциацию в ешиве, о существовании которой было известно только одним. выдающиеся немногие». Балошер продолжает: «В ешиве был человек, которого называли « Житомирским », и его друзья называли его Хаимом Нахманом . Ярый друг поляка». [ 2 ] Дон Йихье обожал своего раввина Хаима из Бриска до такой степени, что даже после закрытия иешивы в 1892 году он вернулся с ним в Бриск , где Хаим служил городским раввином. В 1899 году [ 3 ] он женился на Муше Шеине [ 4 ] (род. 1875 ), дочери раввина Шломо Га-Коэна , который был раввином Вильны , а затем служил раввинитом в месте своего рождения Дрейчине, Чернигове и Шклове , где он был раввином хасидской общины в течение 10 лет с 1901 по 1911 год . [ 5 ]
Позже Дон Йихе стал активным активистом сионизма и поддержал движение Мизрахи . Он участвовал в учредительном съезде движения в 1902 году вместе со своим тестем, раввином Шломо Ха-Коэном, и своим зятем, раввином Наумом Гринхойзом, который был раввином Троки , и подписал основополагающую декларацию движения по с 67 другими известными раввинами со всей Европы. С помощью раввина Кука [ 6 ] Дон Йихье совершил алию в Землю Израиля и жил в Тель-Авиве до своей смерти в 1941 году .
У пары Дон Йихе было две дочери: Шуламит (1911 г.р.) и Шошана (1913 г.р.), которые вышли замуж за раввина Ицхака Неймана. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- В Воложинской иешиве – Автобиографический очерк и обзор периода обучения в Воложинской иешиве. От: Эмануэль Эткес и Шломо Тикочински (редакторы), Ешивы Литвы – Эпизоды памяти (страницы 152–163), Центр Залмана Шазара и Центр Динура, Иерусалим , 2004 г. Впервые опубликовано: «Нетива» – еженедельная газета религиозного сионизма , 1936 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Сочинения
[ редактировать ]- Бехори Иегуда – Хиддушим о Шасе , галахические ответы и проповеди. Первая часть – Лучин , 5693 и вторая часть – Тель-Авив, 5699.
- Иегуда Лейб Дон Йихье, Сионизм с точки зрения религии , Вильно , 5662, на сайте JewishBooks.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ↑ Согласно автобиографическому началу эссе Дона Ихье в книге « Ешивы Литвы – Эпизоды памяти» , он начал учебу в 5649 (1889 г.) в Воложине, и ему было 20 лет, однако Дон Йихе также пишет: «Мне было 15-16 лет, когда мне пришло на ум ссылку в место Торы, в возвышенную Волозинскую ешиву».
- ↑ Хотя Дон Йихе был из Беларуси, а не из Польши, судя по описанию, все же есть весьма вероятное основание для того, чтобы он был упомянутым студентом. Источник: Эмануэль Эткес и Шломо Тикочински (редакторы), Иешивы Литвы – Эпизоды памяти (стр. 164–181), Центр Залмана Шазара и Центр Динур, Иерусалим, 2004 г.
- ^ «Поздравляем Лейба Дона Йихье с женитьбой на дочери гаонского раввина Шломо Виленского» . Ха-Мелиц . 7 августа 1899 года . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ «Благословение на его помолвку» . Ха-Мелиц . 14 июня 1899 г.
- ^ Раввин Иегуда Лейб Фишман Маймон , Министры века (том 2, стр. 50) раввина Кука Институт , Иерусалим , 1999 . Аарон Сорски, Король в своей красоте (стр. 101), самостоятельное издание, Иерусалим, 2004 г.
- ^ Архив с его досье по алии , Государственный архив Израиля , страницы 579-582.
- ↑ Ицхак Маор, раввин Аарон Зелиг Дон Йихье , Давар , 22 января 1960 г.