Фольклор Ланкашира
Ланкашир , как и все другие графства Англии , исторически имел свои особые суеверия , манеры и обычаи, которые могут находить или не находить параллели в таковых в других местностях.
Сверхъестественный фольклор
[ редактировать ]Боггарты связаны с графством (хотя их можно найти и в других местах на северо-западе). Боггарт — общее имя одинокого сверхъестественного существа. В него входили призраки, оборотни, домашние феи и блуждающие огоньки. В состав Боггартса в Ланкашире входили Clapcans, шумная тележка, о которой сообщалось в районе Большого Манчестера. [1] Фигурой, связанной с водой, была Дженни Гринтит , ответственная за утопление детей. Еще одним словом на диалекте Ланкашира, обозначающим сверхъестественных существ, было «Феорин» (устрашающие вещи): иногда его применяли к феям.

На самом деле в графстве существовала обширная сказка со многими сказочными топонимами Ланкашира, включая, например, Пещеры Фей между Блэкберном и Аккрингтоном. [2]
На северо-западе очень много дьявольских преданий. [3] Во многих частях Ланкашира есть топонимы дьявола, такие как, например, Следы Дьявола и Фартук Дьявола возле Пендла . [4]
Календарные обычаи
[ редактировать ]Существует ряд ланкаширских календарных обычаев, обычно привязанных к местности. Примеры включают камышовый подшипник [5] в Миддлтоне и «Верхом на черном парне» в Эштон-андер-Лайме . [6]
Колдовство и хитрый народ
[ редактировать ]
Суд над ведьмами в Пендле в 1612 году ассоциировал Ланкашир с колдовством в народном воображении: особенно это было актуально в девятнадцатом веке после знаменитого исторического романа Уильяма Эйнсворта «Ланкаширские ведьмы» (1848). Процессы 1612 года были далеко не последними в округе. Например, в 1634 году в самом Пендле произошли новые процессы над ведьмами. [7]
Хитрые мужчины и женщины действовали в Ланкашире на протяжении всего 1800-х годов. Возьмем, к примеру, Оуда [Старого] Роллисона из Уорсли с его небольшой библиотекой оккультных книг. [8]
Писатели о фольклоре Ланкашира
[ редактировать ]Ланкаширское фольклорное письмо началось всерьез в 1820-х годах и продолжается до сих пор. Это одна из самых энергичных традиций фольклорного письма в Великобритании.
Роби и компания, 1829–1850 гг.
[ редактировать ]
Первая эпоха фольклорной письменности Ланкашира охватывает период с 1829 по 1850 год. Она определялась романтизацией фольклора в произведениях Джона Роби , чьи «Традиции Ланкашира» создали прецедент для будущих фольклорных произведений в Ланкашире (а также в Великобритании в целом). [9] Подход Роби, хотя и критиковался за беллетризацию источников, сыграл важную роль в популяризации фольклора. Его современники, в том числе «Хроникер» (анонимный писатель из Уигана ), [10] Уильям Торнбер (от Блэкпула ) [11] и Сэмюэл Бэмфорд внесли свой вклад в местные традиции. [12] Бэмфорд, писатель из рабочего класса, дал сырое, подлинное представление о местных верованиях и суевериях, что отличало его произведения от романтизированных рассказов Роби.
Манчестерская школа, 1850–1880 гг.
[ редактировать ]
В эту эпоху произошел всплеск серьезного и научного сбора и написания фольклора: фактически, Ланкашир, возможно, лидировал в графстве в этот период по сбору фольклора. Появились такие ключевые фигуры, как Джон Харланд , Джон Хигсон, Томас Тернер Уилкинсон, Джеймс Боукер и Чарльз Хардвик, которые привнесли более академический и строгий подход к написанию фольклора. [13] Центральное место занимали работы Харланда и Уилкинсона, включая две совместно написанные монографии «Ланкаширский фольклор» и «Ланкаширские легенды, традиции, театрализованные представления, спорт и т. д.» . [14] Писатели этого периода вышли за рамки простого сбора и стали анализировать и сравнивать фольклорные темы. Эти люди были в подавляющем большинстве сконцентрированы в юго-восточном Ланкашире, и многие из них знали и общались друг с другом. [15] Их жизнь была сосредоточена в Манчестере . Другой особенностью фольклорной письменности этого периода было то, что она часто имела место в диалектной литературе Ланкашира : Эдвин Во и многие другие обращались к фольклорным темам, прежде всего боггартов .
Дрибс и Драбс, 1880–1920-е гг.
[ редактировать ]В то время как фольклорная письменность в Британии набирала обороты, часто под влиянием Фольклорного общества , в Ланкашире она пошла на убыль. В этот период по всему округу жили разные несвязанные между собой люди, создававшие произведения разного качества. Среди заметных участников был WEA Axon , который контролируемым образом исследовал фольклор, сравнивая традиции Ланкашира с традициями других регионов и стран. Чарльз Рёдер , немецкий учёный, писал о Мостоне . [16] Татерсолл Уилкинсон опубликовал публикации о фольклоре Бернли. Аммон Ригли стал самым важным автором диалекта и традиций Сэддлворта. Генри Каупер включил замечательную главу о фольклоре Хоксхеда в свою книгу, посвященную тому же приходу (тогда входившему в состав Ланкашира). [17] Джеймс Маккей выступил с серией докладов о боггартах в Бернли. [18] Тогда викарий Г. Р. Окли написал рассказы о Рочдейле в стиле Роби . [19]
Более поздние писатели
[ редактировать ]У. Лэнгли Робертс опубликовал в 1931 году детскую книгу о традициях графства. [20] В 1953 году Фредерик Грайс выпустил брошюру для взрослых. [21] В 2018 году Мелани Уоррен опубликовала Lancashire Folk , обзор фольклора графства. Кери Хоулбрук в академическом ключе писала о боггартах и, в частности, о Боггарт-Хоул-Клафе . [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Янг, «Клапаны».
- ^ Эми Фентон, « Легендарные «волшебные пещеры» являются постоянным напоминанием о скрытой истории города », Lancslive (20 декабря 2023 г.)
- ^ Уинтерботтом, Дьявол .
- ^ Барроуклаф и Халлам, «Следы дьявола».
- ^ Пул, «Миддлтон Рашберинг».
- ^ Аксон, Блэк .
- ^ Клейтон, Мальчик-ведьмоискатель .
- ^ Дэвис, Популярная магия , 136.
- ^ Традиции Ланкашира (Лонгман: 1829-1831).
- ^ Янг, «Ланкаширское фольклорное письмо», 152–153 идентифицирует Летописца как шотландского писателя Питера Ландрета.
- ^ Торнбер, История .
- ^ Бэмфорд, Пассажи , проход.
- ^ Янг, «Ланкашир», 154–160.
- ↑ Вторая книга была опубликована Уилкинсоном после смерти Харланда.
- ^ Янг, «Ланкашир», 159–160.
- ^ Редер, «Некоторый Мостон».
- ^ Каупер, Хоксхед , 302–338.
- ^ Янг, Боггартс, 77-111.
- ^ Окли, В былые времена.
- ^ Робертс, Ланкашир .
- ^ Грайс, Народные сказки .
- ^ Хоулбрук, «Пригородный Боггарт».
Библиография
[ редактировать ]- Аксон, Уильям Э.А., Черный рыцарь Эштона (Манчестер: Джон Хейвуд, без даты).
- Бэмфорд, Сэмюэл. Отрывки из жизни радикала и ранние дни (Т. Фишер Анвин, 1905), 2 тома.
- Барроуклаф, Дэвид А. и Джон Халлам «Следы дьявола и другой фольклор: местные легенды и археологические свидетельства в Ланкашире», Folklore 119 (2008), 93–102.
- Клейтон, Джон А. Мальчик-ведьмовщик из Пендл-Форест (Barrowford Press, 2012)
- Каупер, Генри Хоксхед (Самый северный приход Ланкашира) (Лондон: Бемроуз, 1899 г.)
- Дэвис, Оуэн Популярная магия: хитрые люди в английской истории (Лондон: 2003)
- Грайс, Фредерик Народные сказки Ланкашира (Томас Нельсон и сыновья, 1953).
- Харланд, Джон и Томас Тернер Уилкинсон, Ланкаширский фольклор (1867)
- Харланд, Джон и Томас Тернер Уилкинсон, Легенды Ланкашира, традиции, конкурсы, спорт и т. д. (Рутледж и сыновья, 1873)
- Хоулбрук, Кери «Пригородный Боггарт: фольклор городского парка», Gramarye 11 (2017), 19–32.
- Окли, Г. Р. В былые времена: легенды Рочдейла и его окрестностей (Эдвардс и Брайнинг, 1923)
- Пул, Роберт «Миддлтон Рашберинг», Обзор истории региона Манчестера 8 (1994), 14–22
- Робертс, В. Лэнгли, Ланкашир: Легенда графства и фольклор (Collins Clear Type Press, 1931).
- Роби, Джон Традиции Ланкашира (Лонгман: 1829–1831) [4 тома; два в первой серии в 1829 году; и два во второй серии в 1831 г.].
- Редер, Чарльз «Некоторые фольклоры Мостона», Труды Ланкаширского и Чеширского антикварного общества 25 (1907), 65–78.
- Торнбер, Уильям История Блэкпула и его окрестностей (Галава, 1985 [перепечатка оригинала 1837 года]).
- Уоррен, Мелани, Ланкаширский фолк (Schiffer Publishing, 2018).
- Уинтерботтом, Вера, Дьявол в Ланкашире (Стокпорт: Cloister Press, 1962).
- Янг, С.Р. Боггартс, Феи и хитрые люди: некоторые забытые очерки фольклора Ланкашира (Pwca Books, 2023).
- Янг, Саймон «Клапканы: большая манчестерская тележка», Northern Earth 166 (2021), 11–13
- Янг, Саймон «Ланкаширское фольклорное письмо, 1829–1923: от Джона Роби Г. Р. Окли», Труды Ланкаширского и Чеширского антикварного общества 114 (2023), 148–167.