Рэлеевский поток
Поток Рэлея относится к неадиабатическому потоку без трения через воздуховод постоянной площади, в котором учитывается эффект подвода или отвода тепла. сжимаемости Часто учитываются эффекты , хотя модель течения Рэлея, безусловно, применима и к несжимаемому потоку . В этой модели площадь воздуховода остается постоянной, и масса внутри воздуховода не добавляется. Поэтому, в отличие от потока Фанно , температура торможения является переменной величиной. Добавление тепла вызывает снижение давления торможения , которое известно как эффект Рэлея и имеет решающее значение при проектировании систем сгорания. Добавление тепла приведет к тому, что как сверхзвуковые , так и дозвуковые числа Маха будут приближаться к 1 Маха, что приведет к дросселированию потока . И наоборот, отвод тепла уменьшает дозвуковое число Маха и увеличивает сверхзвуковое число Маха вдоль воздуховода. Можно показать, что для калорически совершенных потоков максимальная энтропия возникает при M = 1. Поток Рэлея назван в честь Джона Стратта, 3-го барона Рэлея .
Теория
[ редактировать ]Модель потока Рэлея начинается с дифференциального уравнения , которое связывает изменение числа Маха с изменением температуры торможения T 0 . Дифференциальное уравнение показано ниже.
Решение дифференциального уравнения приводит к соотношению, показанному ниже, где T 0 * — температура торможения в месте горловины воздуховода, необходимая для термического дросселирования потока.
Эти значения важны при проектировании систем сгорания. Например, если камера сгорания турбореактивного двигателя имеет максимальную температуру Т 0 * = 2000 К, Т 0 и М на входе в камеру сгорания должны быть выбраны таким образом, чтобы не возникало термического удушья, которое будет ограничивать массовый расход воздуха. в двигатель и уменьшите тягу.
Для модели потока Рэлея безразмерное изменение соотношения энтропии показано ниже.
Приведенное выше уравнение можно использовать для построения линии Рэлея на графике зависимости числа Маха от ΔS, но чаще используется безразмерная диаграмма зависимости энтальпии H от ΔS. Безразмерное уравнение энтальпии показано ниже вместе с уравнением, связывающим статическую температуру с ее значением в месте расположения дросселя для калорически совершенного газа, где теплоемкость при постоянном давлении c p остается постоянной.
Вышеупомянутым уравнением можно манипулировать, чтобы найти M как функцию H. Однако из-за формы уравнения T/T* формируется сложное многокорневое соотношение для M = M(T/T*). Вместо этого M можно выбрать в качестве независимой переменной, где ΔS и H можно сопоставить на диаграмме, как показано на рисунке 1. Рисунок 1 показывает, что нагрев будет увеличивать дозвуковое число Маха на входе до тех пор, пока M = 1,0 и поток не закроется . И наоборот, добавление тепла к воздуховоду со сверхзвуковым числом Маха вверх по потоку приведет к уменьшению числа Маха до тех пор, пока поток не задохнется. Охлаждение дает противоположный результат в каждом из этих двух случаев. Модель течения Рэлея достигает максимальной энтропии при M = 1,0. Для дозвукового течения максимальное значение H возникает при M = 0,845. Это указывает на то, что охлаждение вместо нагрева приводит к изменению числа Маха от 0,845 до 1,0. Это не обязательно верно, поскольку температура торможения всегда увеличивается, чтобы переместить поток от дозвукового числа Маха к M = 1, а от M = 0,845 к M = 1,0 поток ускоряется быстрее, чем в него поступает тепло. Следовательно, это ситуация, когда тепло добавляется, но T/T* уменьшается в этой области.
Дополнительные отношения
[ редактировать ]Для течения Рэлея площадь и массовый расход остаются постоянными. В отличие от потока Фанно, коэффициент трения Фаннинга f остается постоянным. Эти отношения показаны ниже символом *, обозначающим место в горле, где может произойти удушье.
Дифференциальные уравнения также могут быть разработаны и решены для описания коэффициентов свойств потока Рэлея относительно значений в месте дросселирования. Соотношения давления, плотности, статической температуры, скорости и давления торможения показаны ниже соответственно. Они представлены графически вместе с уравнением соотношения температур торможения из предыдущего раздела. Свойство застоя содержит индекс «0».
Приложения
[ редактировать ]
Модель потока Рэлея имеет множество аналитических применений, особенно в отношении авиационных двигателей. Например, камеры сгорания турбореактивных двигателей обычно имеют постоянную площадь, а прирост массы топлива незначителен. Эти свойства делают модель потока Рэлея применимой для подвода тепла к потоку при сгорании, предполагая, что подвод тепла не приводит к диссоциации топливовоздушной смеси. Создание ударной волны внутри камеры сгорания двигателя из-за термического дросселирования весьма нежелательно из-за снижения массового расхода и тяги. Таким образом, модель потока Рэлея имеет решающее значение для первоначального проектирования геометрии воздуховода и температуры сгорания двигателя.
Модель потока Рэлея также широко используется вместе с моделью потока Фанно . Эти две модели пересекаются в точках на диаграммах энтальпия-энтропия и число Маха-энтропия, что имеет смысл для многих приложений. Однако значения энтропии для каждой модели не равны в звуковом состоянии. Изменение энтропии равно 0 при M = 1 для каждой модели, но предыдущее утверждение означает, что изменение энтропии от одной и той же произвольной точки до звуковой точки различно для моделей потока Фанно и Рэлея. начальные значения s i и Mi , Если определены для каждой модели можно определить новое уравнение для безразмерной энтропии в зависимости от числа Маха. Эти уравнения показаны ниже для потоков Фанно и Рэлея соответственно.
На рисунке 3 показаны линии Рэлея и Фанно, пересекающиеся друг с другом для начальных условий s i = 0 и Mi = 3,0. Точки пересечения рассчитываются путем приравнивания друг к другу новых безразмерных уравнений энтропии, что приводит к приведенному ниже соотношению.
Точки пересечения возникают при заданном начальном числе Маха и его постнормальном ударном значении. Для рисунка 3 эти значения составляют M = 3,0 и 0,4752, которые можно найти в таблицах нормальных ударных нагрузок, перечисленных в большинстве учебников по потокам сжимаемых жидкостей. Заданный поток с постоянной площадью воздуховода может переключаться между моделями Рэлея и Фанно в этих точках.
См. также
[ редактировать ]- Они текут
- Массовый расход впрыска
- Изэнтропический процесс
- Изотермический поток
- Газодинамика
- Сжимаемый поток
- Задушенный поток
- Энтальпия
- Энтропия
Ссылки
[ редактировать ]- Стратт, Джон Уильям (лорд Рэлей) (1910). «Воздушные плоские волны конечных амплитуд» . Учеб. Р. Сок. Лонд. А. 84 (570): 247–284. Бибкод : 1910RSPSA..84..247R . дои : 10.1098/rspa.1910.0075 . , также в:
- Дувр, изд. (1964). Научные труды лорда Рэлея (Джон Уильям Стратт) . Том. 5. С. 573–610.
- Цукер, Роберт Д.; Библарз О. (2002). «Глава 10. Поток Рэлея». Основы газовой динамики . Джон Уайли и сыновья . стр. 277–313. ISBN 0-471-05967-6 .
- Шапиро, Ашер Х. (1953). Динамика и термодинамика течения сжимаемой жидкости, Том 1 . Рональд Пресс . ISBN 978-0-471-06691-0 .
- Ходж, Британская Колумбия; Кениг К. (1995). Динамика сжимаемой жидкости с приложениями для персонального компьютера . Прентис Холл . ISBN 0-13-308552-Х .
- Эмануэль, Г. (1986). «Глава 8.2 Рэлеевский поток». Газодинамика: теория и приложения . АИАА . стр. 121–133. ISBN 0-930403-12-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]