Солсберийская конвенция
Солсберийская конвенция (официально называемая « Доктриной Солсбери» , « Конвенция Солсбери-Аддисона» или « Конвенция Солсбери/Аддисона» ) — конституционная конвенция Соединенного Королевства , согласно которой Палата лордов не должна выступать против второго или третьего чтения любого правительственного законодательства, обещанного в свой предвыборный манифест . Истоки конвенции восходят к концу 19 века, когда консерваторы имели большинство в Палате лордов и при поддержке третьего маркиза Солсбери разработали «теорию референдума», которая применялась исключительно к либералам. законодательство, согласно которому Палата лордов могла препятствовать принятию закона до тех пор, пока оно не получит одобрения большинства на всеобщих выборах. [ 1 ] Ситуация изменилась после убедительной победы Лейбористской партии на всеобщих выборах 1945 года , в результате которой было создано лейбористское правительство, которое считалось имеющим народный мандат на проведение значительных реформ, в то время как в Палате лордов снова было консервативное большинство. Пятый маркиз Солсбери (внук третьего) объявил, что лорды «не будут пытаться помешать основным направлениям лейбористского законодательства, если они основаны на манифесте партии на предыдущих выборах». С этого момента законопроекты-манифесты должны были корректироваться только лордами; однако по законопроектам, не являющимся манифестами, лорды могли действовать так же, как и раньше.
Предыдущая практика
[ редактировать ]С момента раскола либералов по поводу законопроекта о самоуправлении Ирландии 1886 года до вступления в силу Закона о Палате лордов 1999 года во второй палате было консервативное большинство (или, в более поздние годы, квазибольшинство, учитывая общую тенденцию членов перекрёстной палаты вставать на сторону консерваторов). ), поэтому манифестные обязательства Либеральной партии и Лейбористской партии не могли быть гарантированы. С тех пор как лорды отменили либеральный бюджет в 1909 году , существовало соглашение, согласно которому они не вмешивались в финансовые вопросы. [ 2 ] В соответствии с Законом о парламенте 1911 года пэры потеряли право голосовать против финансовой меры, а их право вето на другие меры было сокращено до двухлетнего права отсрочки, которое позже было сокращено до одного года Законом о парламенте 1949 года .
Консервативное большинство лордов использовало свою максимальную власть, откладывая посредством разрушительных поправок некоторые законопроекты, внесенные министерством труда меньшинства в 1929–1931 годах . Большинство законов добились своего, угрожая применением Закона о парламенте 1911 года . [ 3 ]
Создание
[ редактировать ]На момент убедительной победы Лейбористской партии на всеобщих выборах в 1945 году 16 из более чем 761 пэра, имеющего право заседать в Палате лордов , были связаны с Лейбористской партией . [ 4 ] Это небольшое меньшинство возглавлял лорд Аддисон .
Поскольку Клемента Эттли имело лейбористское правительство четкий избирательный мандат на проведение политики национализации и мер государства всеобщего благосостояния , сторонники и комментаторы предполагали, что неизбранная Палата лордов не будет выступать против второго чтения такого закона. Министры и бывшие министры Палаты лордов повторили, что разрушения и социальное положение, вызванное Второй мировой войной, требуют увеличения государственных расходов. Однако лорд Солсбери, консервативный лидер в палате лордов, предложил прочное заявление о принципах, которое теперь рассматривается как конституционное соглашение , относительно этикета того, как Палата лордов должна относиться к законопроектам, выполняющим обещания манифеста. [ 5 ]
Определение
[ редактировать ]Лорд Аддисон и предварительно ускоренный лорд Солсбери , [ н 1 ] Лидер консерваторов в Палате лордов с 1942 по 1957 год, оба помнят о проблемах, приведших к принятию Закона о парламенте 1911 года, согласовали следующие принципы:
- любые внесенные законопроекты, изложенные в манифесте правящей партии, могут быть с возможной небольшой задержкой, но приняты; но все остальное будет предметом всестороннего обсуждения. [ 6 ]
В современном виде конвенция:
- разрешает внесение мотивированных поправок к предложению ко второму чтению законопроекта правительства при условии, что такие поправки не являются разрушительными поправками, направленными на уничтожение законопроекта. [ 6 ]
Эволюция
[ редактировать ]Инакомыслие либерал-демократов в 2005 году
[ редактировать ]После победы Лейбористской партии на всеобщих выборах в 2005 году либерал -демократы заявили, что они не чувствуют себя связанными Солсберийской конвенцией в результате снижения явки избирателей , низкой доли голосов, полученных правительством, и изменений в составе Лейбористской партии. Палата лордов была создана в 1999 году лейбористским правительством. [ 7 ]
Заявление о подвешенных парламентских коалициях и правительствах меньшинств
[ редактировать ]Утверждается, что во времена правительств меньшинства и поствыборных коалиций, в которых основная партия в правительстве не имеет явного большинства, Конвенция не действует, что несколько расширяет полномочия лордов откладывать и предлагать переработку законопроектов. [ 8 ]
После подвешивания парламента в 2017 году правительство заявило, что конвенция продолжает применяться. Баронесса Эванс из Боуз-Парка , лидер Палаты лордов , заявила, что конвенция применима к манифесту консерваторов , но не к их из DUP . партнерам по доверию и поставкам [ 9 ] Баронесса Смит из Базилдона , теневой лидер Палаты лордов , заявила, что «далеко не очевидно, что Конвенция Солсбери-Аддисона когда-либо предназначалась для применения к правительствам меньшинств». Поправки, внесенные Палатой лордов в Закон о выходе из Европейского Союза 2018 года, были охарактеризованы некоторыми депутатами, такими как Билл Кэш , как «вредительные поправки», и эта точка зрения была оспорена лордами. [ 9 ]
Предложение кодифицировать Солсберийскую конвенцию
[ редактировать ]В 2006 году Тони Блэр назначил лорда Каннингема Феллингского председателем объединенного комитета (обеих палат) по изучению возможностей формализации многочисленных конвенций, включая Конвенцию Солсбери. [ 6 ] Эти предложения были отклонены в пользу сохранения таких соглашений как части более специальной неписаной конституции . [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Грант, Мойра (2009). Парламент Великобритании . Издательство Эдинбургского университета.
- ^ Золото, Таня (6 февраля 2016 г.). «Кому нужна Палата лордов? Встречайте пэров, трясущих палату общин» . Хранитель . Проверено 13 августа 2020 г. .
- ^ Ходж, Б.; Меллор, История аттестата о высшем образовании WL .
- ^ Пак, Марк (10 февраля 2009 г.). «Политический состав Палаты лордов» . Голос либеральных демократов .
- ^ «Конвенция Солсбери – о процедуре и политике» . thinkundermined.com .
- ^ Перейти обратно: а б с «Доктрина Солсбери» . Парламент.uk. 2013 . Проверено 14 февраля 2013 г.
- ^ «Палата лордов: конвенции» . Библиотека Палаты общин. 2007 . Проверено 19 октября 2015 г.
- ^ Эллиотт, Марк (июнь 2017 г.). «Применяется ли Солсберийская конвенция во время подвешенного парламента?» . Проверено 20 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Конвенция Солсбери: десятилетие развития» (PDF) . Библиотека Палаты лордов . Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ Лоуренс, Джон (январь 2007 г.). «Что делать со второй камерой?» . История и политика. Архивировано из оригинала 6 июня 2010 года . Проверено 9 декабря 2010 г.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ До 1941 года лорд Крэнборн, наследник маркизата Солсбери, был членом Палаты общин; он имел право заседать в этой палате, поскольку его титул был вежливым виконтом (недостаточным рангом, чтобы претендовать на место в палате лордов), и он не имел собственного титула. В 1941 году ему было дано разрешение на ускорение , чтобы он мог стать лидером консерваторов в Палате лордов как барон Сесил Эссендонский, хотя он продолжал называться лордом Крэнборном, пока не сменил своего отца на посту маркиза Солсбери в 1947 году.