Jump to content

Нацистская эвтаназия и католическая церковь

Клеменс Август фон Гален , епископ Мюнстерский , выступавший против программы «эвтаназии» в нацистской Германии , был беатифицирован Папой Бенедиктом XVI в 2005 году. [ 1 ]

Во время Второй мировой войны Римско -католическая церковь протестовала против Aktion T4 , нацистской программы принудительной эвтаназии , в рамках которой было убито 300 000 инвалидов. Протесты стали одним из самых значительных публичных актов католического сопротивления нацизму, предпринятых в Германии. Программа «эвтаназии» началась в 1939 году и в конечном итоге привела к убийству более 70 000 человек, которые считались старческими, умственно отсталыми, психически больными, эпилептиками, калеками, детьми с синдромом Дауна или людьми с подобными недугами. Убийства включали вмешательство в церковные учреждения социального обеспечения, и осведомленность о убийственной программе стала широко распространенной. Церковные лидеры, выступавшие против этого, - в первую очередь католический епископ Клеменс Август фон Гален Мюнстерский и протестантский епископ Теофил Вурм - таким образом, смогли вызвать широкое общественное сопротивление.

Католические протесты начались летом 1940 года. 2 декабря 1940 года Святой Престол заявил, что эта политика противоречит естественному и позитивному Божественному закону и что: «Прямое убийство невиновного человека из-за психических или физических дефектов не допускается. " Летом 1941 года протесты возглавил в Германии епископ фон Гален, вмешательство которого, по словам Ричарда Дж. Эванса , привело к «самому сильному, самому явному и самому распространенному движению протеста против любой политики с начала Третьего рейха ». " [ 2 ] В 1943 году Папа Пий XII издал энциклику Mystici Corporis Christi , в которой осудил практику убийства инвалидов. За энцикликой 26 сентября 1943 года последовало открытое осуждение со стороны немецких епископов, в которых осуждались убийства невинных и беззащитных людей, умственно или физически неполноценных, неизлечимо больных, смертельно раненых, невинных заложников, обезоруженных военнопленных, уголовных преступников. или принадлежность к другой расе.

Действие Т4

[ редактировать ]

В то время как нацистское рамках « Окончательного решения убийство евреев в » происходило в основном на оккупированной немцами территории Польши , убийства людей, считавшихся инвалидами, происходили на немецкой земле и включали вмешательство в католические (и протестантские) учреждения социального обеспечения. Таким образом, осведомленность о убийственной программе стала широко распространенной, и церковные лидеры, выступавшие против нее – главным образом католический епископ Мюнстера Клеменс Август фон Гален и доктор Теофил Вурм , протестантский епископ Вюртемберга – таким образом, смогли вызвать широкое общественное сопротивление. [ 3 ] Вмешательство было названо «самым сильным, самым явным и самым распространенным движением протеста против любой политики со времен Третьего рейха». [ 2 ]

С 1939 года режим начал программу эвтаназии , согласно которой те, кого считали «расово непригодными» или « жизнь недостойна жизни », должны были быть подвергнуты эвтаназии. [ 4 ] Те, кого нацисты считали старческими, умственно отсталыми и психически больными, эпилептики, калеки, дети с синдромом Дауна и люди с подобными недугами, должны были быть убиты. [ 5 ] В конечном итоге программа включала систематическое убийство более 70 000 человек. [ 4 ] Среди убитых был двоюродный брат молодого Йозефа Ратцингера , будущего Папы Бенедикта XVI . [ 6 ]

К тому времени, когда нацисты приступили к осуществлению своей программы убийства инвалидов, католическая церковь в Германии подверглась длительному преследованию со стороны государства , подверглась конфискации имущества, арестам духовенства и закрытию светских организаций. Поэтому церковная иерархия опасалась бросать вызов режиму, опасаясь дальнейших последствий для Церкви. Однако по некоторым вопросам доктрины они по-прежнему не желали идти на компромисс. [ 7 ]

Католический протест

[ редактировать ]

Папство и немецкие епископы уже протестовали против нацистской стерилизации «расово непригодных». Католические протесты против перерастания этой политики в «эвтаназию» начались летом 1940 года. Несмотря на попытки нацистов передать больницы под контроль государства, большое количество инвалидов все еще находилось под опекой церквей. Каритас была главной организацией, предоставляющей такие услуги по уходу для Католической церкви. После того, как протестантские активисты благосостояния выступили в больнице Вефиля в епархии Августа фон Галена, Гален в июле 1940 года написал старшему священнослужителю Германии кардиналу Адольфу Бертраму , призывая Церковь занять моральную позицию. Бертрам призвал к осторожности. Архиепископ Фрайбурга Конрад Гребер написал главе рейхсканцелярии письмо и предложил оплатить все расходы, которые понесет государство на «заботу о психически больных людях, предназначенных для смерти». Руководители Каритас запросили срочных указаний у епископов, и Конференция епископов Фульды 11 августа направила письмо протеста в рейхсканцелярию, а затем отправила епископу Генрих Винкен из Каритас, чтобы обсудить этот вопрос. Винкен процитировал чиновникам заповедь «не убий» и предупредил их, чтобы они прекратили программу, иначе столкнутся с общественным протестом со стороны церкви. Впоследствии Винкен колебался, опасаясь, что жесткая линия может поставить под угрозу его усилия по освобождению католических священников из Дахау, но кардинал Михаэль фон Фаульхабер призвал его твердо стоять на своем. Правительство отказалось дать письменное обязательство остановить программу, а 2 декабря Ватикан заявил, что эта политика противоречит естественному и позитивному Божественному закону. [ 8 ]

Епископ фон Гален напечатал указ в своей газете 9 марта 1941 года. Последующие аресты священников и конфискация гестапо собственности иезуитов в его родном городе Мюнстере убедили Галена в том, что осторожность, рекомендованная его начальником, стала бессмысленной. 6, 13 и 20 июля 1941 года Гален выступал против захвата собственности и изгнания монахинь, монахов и верующих и критиковал программу «эвтаназии». Пытаясь запугать Галена, полиция совершила обыск в монастыре его сестры и задержала ее в подвале. Она сбежала из заключения, и Гален, который также получил известие о скором вывозе новых пациентов, бросил свой самый смелый вызов режиму в проповеди 3 августа. Он объявил убийства незаконными и заявил, что официально обвинил виновных в убийствах в его епархии в письме прокурору. Политика открыла путь к убийству всех «непроизводительных людей», как старых лошадей или коров, в том числе и инвалидов войны. Он спросил: «Кто больше может доверять своему врачу?» Он заявил, как писал Эванс, что католики должны «избегать тех, кто богохульствует, нападает на их религию или приводит к смерти невинных мужчин и женщин. В противном случае они будут вовлечены в свою вину». [ 9 ] Гален сказал, что долг христиан – противостоять лишению человека жизни, даже если это означает потерю собственной жизни. [ 10 ]

В 1941 году, когда вермахт все еще маршировал на Москву, Гален, несмотря на свои давние националистические симпатии, осудил беззаконие гестапо, конфискацию церковной собственности и нацистскую программу «эвтаназии». [ 4 ] Он напал на гестапо за использование церковной собственности в своих целях, в том числе под кинотеатры и бордели. [ 5 ] Он протестовал против плохого обращения с католиками в Германии: арестов и тюремного заключения без судебного разбирательства, подавления монастырей и изгнания религиозных орденов. Но его проповеди шли дальше защиты церкви: он говорил о моральной опасности для Германии от нарушений режимом основных прав человека: «право на жизнь, на неприкосновенность и свободу является неотъемлемой частью любого морального общественного порядка». он сказал – и любое правительство, которое наказывает без судебного разбирательства, «подрывает свой собственный авторитет и уважение к своему суверенитету в сознании своих граждан». [ 11 ] Гален сказал, что долг христиан – противостоять лишению человека жизни, даже если это означает потерю собственной жизни. [ 12 ]

«Сенсация, произведенная проповедями», писал Эванс, «была огромной». [ 2 ] Кершоу охарактеризовал «открытую атаку» фон Галена в 1941 году на правительственную программу «эвтаназии» как «решительное осуждение нацистской бесчеловечности и варварства». [ 13 ] По словам Гилла, «Гален использовал свое осуждение этой ужасающей политики, чтобы сделать более широкие выводы о природе нацистского государства. [ 5 ] Он говорил о моральной опасности для Германии от нарушений режимом основных прав человека. [ 11 ] Гален читал проповеди в приходских церквях. Британцы транслировали отрывки по немецкой службе BBC, разбрасывали листовки по Германии и распространяли проповеди в оккупированных странах. [ 2 ] После войны Папа Пий XII провозгласил фон Галена героем и произвел его в кардиналы. [ 14 ]

Демонстрации прошли по всей католической Германии. [ 6 ] Сам Гитлер столкнулся с разгневанными демонстрантами в Хофе, недалеко от Нюрнберга, где он вышел из поезда на местной станции, в то время как другой поезд загружал психически больных пациентов, которых нужно было увезти, и собравшаяся толпа открыто издевалась над Гитлером; [ 15 ] [ 16 ] это был единственный раз, когда он прямо и открыто столкнулся с таким сопротивлением со стороны простых немцев. [ 17 ] [ 6 ] Режим не остановил убийства, а увел программу в подполье. [ 18 ] Епископ Лимбургский Антониус Хилфрих написал министру юстиции письмо, осуждающее убийства. Епископ Майнца Альберт Штор с кафедры осудил убийство. Некоторые из священников, распространявших проповеди, были среди арестованных и отправленных в концентрационные лагеря на фоне общественной реакции на проповеди. [ 2 ] Управляющий собором епископа фон Прейзинга Бернхард Лихтенберг погиб за то, что выразил протест непосредственно доктору Конти, нацистскому государственному медицинскому директору. 28 августа 1941 года он поддержал проповеди Галена в письме Конти, указав на конституцию Германии, которая определяла эвтаназию как акт убийства. Вскоре он был арестован и позже умер по пути в Дахау. [ 19 ]

Гитлер хотел убрать Галена, но Геббельс сказал ему, что это приведет к потере лояльности Вестфалии . [ 5 ] Региональный нацистский лидер и заместитель Гитлера Мартин Борман призвал к повешению Галена, но Гитлер и Геббельс призвали отложить возмездие до конца войны. [ 20 ] Сообщается, что в 1942 году в застольной беседе Гитлер сказал: «Тот факт, что я храню публичное молчание по поводу церковных дел, ни в малейшей степени не был неправильно понят хитрыми лисами католической церкви, и я совершенно уверен, что такой человек, как епископ фон Гален, знает все хорошо, что после войны я добьюсь возмездия до последнего гроша». [ 21 ]

Поскольку программа стала достоянием общественности, медсестры и персонал (особенно в католических учреждениях) все чаще пытались помешать реализации политики. [ 22 ] Под давлением растущих протестов Гитлер остановил программу Т4 24 августа 1941 года, хотя менее систематические убийства инвалидов продолжались. [ 23 ] Техники, полученные в ходе «Актиона Т4», позже были перенесены для использования во время Холокоста . [ 24 ]

Пастырское письмо 1942 года

[ редактировать ]

В Соединенных Штатах Национальная католическая конференция благосостояния сообщила, что немецкие католические епископы совместно выразили свой «ужас» по поводу этой политики в своем пастырском послании 1942 года: [ 25 ]

Каждый человек имеет естественное право на жизнь и блага, необходимые для жизни. Живой Бог, Творец всей жизни, является единоличным господином над жизнью и смертью. С глубоким ужасом немцы-христиане узнали, что по приказу государственных властей многочисленные душевнобольные, помещенные в приюты и учреждения, были уничтожены как так называемые «непродуктивные граждане». В настоящее время разворачивается масштабная кампания по убийству неизлечимых посредством фильма, рекомендованного властями и призванного успокоить совесть посредством призывов к жалости. Мы, немецкие епископы, не перестанем протестовать против убийства невинных людей. Ничья жизнь не может быть в безопасности, пока не будет соблюдена Заповедь «Не убий».

Мистика тела Христова

[ редактировать ]

В 1943 году Папа Пий XII издал энциклику Mystici corporis Christi , в которой осудил практику убийства инвалидов. Он выразил свою «глубокую скорбь» по поводу убийств уродцев, безумцев и людей, страдающих наследственными заболеваниями… как будто они были бесполезным бременем для общества», осуждая продолжающуюся нацистскую программу «эвтаназии» . За этим последовало 26 сентября 1943 года открытое осуждение со стороны немецких епископов, которые с каждой немецкой кафедры осудили убийство «невинных и беззащитных умственно отсталых, неизлечимо немощных и смертельно раненых, невинных заложников, а также обезоруженных военнопленных и преступников». правонарушители, люди иностранной расы или происхождения». [ 26 ] Параграф 94 Mystici Corporis Christi гласит: [ 27 ]

Ибо, как не без оснований увещевает нас Апостол: «Те, которые кажутся более слабыми членами Тела, нужнее; и тех, которых мы считаем менее почтенными членами Тела, мы окружаем более обильным почетом». Сознавая обязательства Нашего высокого поста, Мы считаем необходимым повторить это серьезное заявление сегодня, когда, к Нашему глубокому огорчению, Мы видим временами уродливых, безумных и страдающих наследственными заболеваниями, лишенных жизни, как если бы они были бесполезное бремя для общества; и некоторые восхваляют эту процедуру как проявление человеческого прогресса и как нечто, полностью соответствующее общему благу. Но кто из обладающих здравым суждением не сознает, что это не только нарушает естественный и божественный закон, написанный в сердце каждого человека, но и оскорбляет благороднейшие инстинкты человечества? Кровь этих несчастных жертв, которые тем дороже нашему Искупителю, что заслуживают большей жалости, «вопиет к Богу от земли».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гилл, Антон (1994). Почетное поражение; История немецкого сопротивления Гитлеру . Лондон: Хайнеманн. п. 265.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Эванс, Ричард Дж. (2009). Третий Рейх в войне . Нью-Йорк: Penguin Press. п. 98.
  3. ^ Питер Хоффманн; История немецкого сопротивления 1933-1945 гг .; 3-е изд. (Первое английское изд.); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; стр.24
  4. ^ Перейти обратно: а б с «Блаженный Клеменс Август, граф фон Гален» . Британская онлайн-энциклопедия . 2015.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Гилл (1994) , с. 60
  6. ^ Перейти обратно: а б с Шниткер, Гарри (3 октября 2011 г.). «Церковь и нацистская Германия: противостояние, согласие и сотрудничество II» . Католическое информационное агентство . Внутри церкви во время Второй мировой войны. Денвер, Колорадо, США: EWTN .
  7. ^ Эванс (2009) , с. 95.
  8. ^ Эванс (2009) , стр. 95–7.
  9. ^ Эванс (2009) , стр. 97–8.
  10. ^ Майкл Беренбаум (2008). «Программа Т4» . Британская онлайн-энциклопедия .
  11. ^ Перейти обратно: а б Хамероу, Теодор С. (1997). По дороге в волчье логово: немецкое сопротивление Гитлеру . Belknap Press (Издательство Гарвардского университета). п. 289-90. ISBN  0-674-63680-5 .
  12. ^ Размышления Британской энциклопедии о Холокосте
  13. ^ Ян Кершоу; Нацистская диктатура: проблемы и перспективы интерпретации; 4-е изд.; Издательство Оксфордского университета; Нью-Йорк; 2000»; стр. 210–11.
  14. ^ АФП (18 ноября 2004 г.). «Папа беатифицирует немецкого антинацистского епископа» . Немецкая волна . Проверено 1 мая 2016 г.
  15. ^ Серени, Гитта (2011) [1974]. «Часть III» . В эту тьму: экзамен совести (3-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Random House. п. 70. ИСБН  9780307761064 – через Google Книги .
  16. ^ Лифтон, Роберт Джей (1986). «3. Сопротивление прямому медицинскому убийству». Нацистские врачи: медицинские убийства и психология геноцида . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Основные книги. п. 95. ИСБН  9780465049042 . OCLC   13334966 .
  17. ^ Суини, Кевин П. Гилберт, Томми; Флорио, Эмма; Джонсон, Ханна (ред.). «Мы никогда не будем говорить об этом: доказательства прямой ответственности Гитлера за преднамеренность и реализацию нацистского окончательного решения» (PDF) . Конструирование прошлого . 13 (1). Блумингтон, Иллинойс, США: Уэслианский университет Иллинойса : Статья 7 – через Digital Commons @ IWU .
  18. ^ Файер, Майкл. Ответ немецкой католической церкви национал-социализму (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 января 2019 года . Проверено 4 ноября 2013 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  19. ^ Гилл (1994) , с. 61.
  20. ^ Эванс (2009) , с. 99.
  21. ^ Застольный разговор Гитлера 1941–1944 , Кэмерон и Стивенс, Enigma Books, стр. 90, 555.
  22. ^ Эванс (2009) , стр. 99–100.
  23. ^ Фулбрук, Мэри (1991). Фонтана История Германии: 1918-1990 гг. Разделенная нация . Фонтана Пресс. стр. 104–5. ISBN  9780006861119 .
  24. ^ Фулбрук (1991) , с. 108.
  25. ^ Нацистская война против католической церкви . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная конференция католического благосостояния. 1942. с. 74-80.
  26. ^ Эванс (2009) , стр. 529–30.
  27. ^ Папа Пий XII (1943 г.). Энциклика мистиков Тела Христова Издательство Ватикана.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa150c7c71a9d402a1c11ba94231fb65__1720307100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/65/fa150c7c71a9d402a1c11ba94231fb65.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nazi euthanasia and the Catholic Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)