Jump to content

Конрад Гребер

(Перенаправлено с Конрада Гребера )

Конрад Гребер (1933)

Конрад Грёбер (1 апреля 1872, Мескирх — 14 февраля 1948, Брайсгау ) — католический священник и архиепископ архиепископии Фрайбург Фрайбургской -им - .

Молодежь и образование

[ редактировать ]

Гребер родился в Мескирхе в 1872 году. [ 1 ] Алоису и Мартине Грёбер. Его отец был мастером-плотником. Грёбер вырос в период Kulturkampf . Сначала он посещал гимназию в Донауэшингене , затем гимназию Генриха Сузо в Констанце и был выпускником вновь открытого Конрадихауса (Архиепископского дома обучения Св. Конрада). Еще будучи гимназистом , он решился на министерскую карьеру. В университете Альберта-Людвига во Фрайбурге-им-Брайсгау он изучал философию и теологию, начиная с зимнего семестра 1891–1892 годов. В 1893 году он стал студентом Папского Григорианского университета в Риме. Он был рукоположен в священники в октябре 1897 года и завершил свое пребывание в Риме в 1898 году, получив степень доктора богословия. После непродолжительной деятельности викарием в Эттенхайме он в течение двух лет был викарием церкви Св. Стефанскирхе в Карлсруэ , где познакомился со специфическими проблемами городского пасторства .

Учитель и пастор в Констанце

[ редактировать ]

В 1901 году он стал ректором Конрадихауса в Констанце. Там он познакомился со студентами Максом Йозефом Мецгером , впоследствии священником, убитым нацистами, и Мартином Хайдеггером , которого он фактически положил на путь философии и с которым у него были пожизненные, но напряженные отношения. В 1905 году он принял на себя пастырство церкви Святой Троицы в Констанце, а в 1922 году стал настоятелем Мюнстера , бывшего кафедрального собора в Констанце. [ 2 ]

В годы Констанца Грёбер проявлял особую активность в рекламной и научной деятельности. Под его руководством была полностью восстановлена ​​церковь Святой Троицы, а затем и Констанц-Мюнстер . [ 2 ] Он не только участвовал в работе церковных организаций, но был активным членом Центристской партии и представителем в городском совете Констанца. Он организовал празднование 800-летия канонизации епископа Конрада Констанцского , отмечавшегося в 1923 году, и благодаря его сотрудничеству на епархиальном синоде 1921 года стало известно во всем регионе.

Его церковная карьера сделала шаг вперед в 1923 году, когда он был назначен монсеньором ; в 1925 году он был каноником кафедрального капитула Фрайбурга. [ 2 ] В епархиальной курии на него возложили ответственность за литургию и церковное пение, и в этом качестве он в 1929 году представил новый и тепло принятый епархиальный сборник гимнов.

В это время Грёбер также стал активным проповедником в новом средстве радио. На фрайбургском Католикентаге (католическом собрании) 1929 года он встретил Эудженио Пачелли (впоследствии Папы Пия XII ), от имени которого он принял решающее участие в переговорах о конкордате с Рейхом .

Архиепископ Фрайбургский

[ редактировать ]

Он был рукоположен в епископа Мейсена ( Германия) в 1931 году и назначен архиепископом Фрайбурга-им-Брайсгау в 1932 году. [ 1 ]

Ранняя поддержка нацистского режима

[ редактировать ]

Гребер был одним из первых сторонников прихода к власти Адольфа Гитлера . Он стал поддерживающим членом Schutzstaffel в 1933 году. [ 3 ] режима перенял антисемитскую риторику [ 4 ] и предлагал лишь умеренные, безрезультатные возражения против бесчеловечной политики, такой как принудительная стерилизация или евгеническое убийство людей с ограниченными возможностями в «Акции Т4» . В начале войны он выразил надежду, что «истребительная борьба против безбожного коммунизма [будет] безжалостной». [ 5 ] [ 6 ]

В апреле 1933 года Грёбер высказал мнение, что сопротивление нацистскому режиму было безумием « Мучеников глупости » (« Märtyrer der Dummheit »). [ 7 ] Так, Грёбер писал в обращении от 8 ноября 1933 года по вопросу голосования и плебисцита по поводу выхода Германии из Лиги Наций , что долгом перед отечеством является проявление единодушия со своими соотечественниками. Среди населения его политика сотрудничества принесла Греберу прозвище Der braune Bischof (коричневый епископ). Так, в ходе подчинения провинциальных правительств нацистскому центральному правительству он направил поздравительную телеграмму национал-социалистическому политику, назначенному проконсулом в Бадене , Роберту Генриху Вагнеру , содержащую следующее послание: «В великой задаче, которая стоит перед вами Я ставлю себя как главный пастырь католиков в Бадене безоговорочно на вашу сторону». [ нужна ссылка ] На епархиальном синоде во Фрайбурге 25–28 апреля 1933 г. он посоветовал епархиальному духовенству: «никаких провокаций и никакого бесполезного мученичества». [ нужна ссылка ]

В переговорах по заключению рейхсского конкордата между Германией и Святым Престолом даже Конференция немецких епископов держалась на расстоянии незадолго до заключения соглашения, но Греберу была предоставлена ​​подготовительная информация для переговоров через его друга, президента Центристской партии монсеньора. Людвиг Каас ; он активно продвигал этот процесс и тем самым изолировал себя от своих собратьев-епископов. 3 июня 1933 года появилось совместное пастырское письмо Конференции немецких епископов, составление которого епископы поручили Грёберу. В нем содержалось заявление о том, что, если государство будет уважать только определенные права и требования Церкви, Церковь с благодарностью и радостью поддержит новую ситуацию. [ нужна ссылка ]

В августе 1933 года Фрайбургская архиепископия опубликовала в своей официальной газете, находившейся в ведении Грёбера, директиву Министерства культуры и образования Бадена о приветствии Гитлера во время религиозного обучения и тем самым официально санкционировала такое поведение, что вызвало значительное возмущение. среди верующих епархии. 10 октября 1933 года на большом католическом мероприятии в Карлсруэ Грёбер прямо поблагодарил «людей правительства» за их появление: «Я не выдам никакой тайны, если объясню, что в течение последних нескольких месяцев контакты церковного правительства во Фрайбурге с правительством в Карлсруэ протекали самым дружественным образом. Я также считаю, что не выдам тайны ни вам, ни немецкому народу, если скажу, что я безоговорочно поддерживаю новое правительство и новое правительство. новый Рейх ». [ нужна ссылка ]

Министр внутренних дел Бадена Пфлаумер выполнил обещанное Грёбером сотрудничество и 13 ноября 1933 года направил в управление полиции следующую директиву: «Применение силовых мер против католических священнослужителей вне рамок общих законов в будущем не допускается». В конце 1933 года Грёбер в письме кардиналу государственному секретарю Эухенио Пачелли жаловался на священников, критиковавших режим, которые были взяты под «охрану» (Schutzhaft) , что не всегда можно было добиться от них духовенству разумная сдержанность и своевременное размышление, которые при полной оценке основной ситуации защищают отдельных священнослужителей от неудобств. [ нужна ссылка ]

В это же время он вместе с несколькими членами собора принял решение стать «поддерживающим членом» СС . Он выступал за «национальное право сохранять незагрязненным расовое происхождение нации и делать все необходимое, чтобы гарантировать эту цель». [ 3 ]

После войны Грёбер объяснил это тем, что в то время СС во Фрайбурге считались самой порядочной организацией партии. [ нужна ссылка ]

В 1941 году Грёбер, поддерживая попытки помочь преследуемым евреям, написал в пастырском письме, что печальное положение евреев является результатом проклятия, которое они навлекли на себя, убив Христа. Антон Раушер заявил, что католическое богословие той эпохи отражало «взгляды на евреев, которые, с одной стороны, провоцировали антисемитизм, а с другой, подрывали способность противостоять ему». [ 8 ]

В Страстную пятницу 1941 года он произнес проповедь, лексика которой очень близка к антисемитской лексике нацистских правителей:

«Движущей силой еврейской законной власти выступало агрессивное подхалимство и злонамеренное вероломство фарисеев. Они более чем когда-либо разоблачали себя как заклятые враги Христа, смертельные враги... Их глаза были завязаны их предрассудками и ослеплены их Еврейская жажда мирского господства». Что же касается «народа» или, по его словам, «колеблющейся толпы евреев», то архиепископ сказал: «Секретная служба фарисеев разбудила в ней животное ложью и клеветой, и оно жаждало страшных волнений и крови». ."

Об Иуде: «Этот невыразимый негодяй... льстиво сидит на Вечере Господней... во время которой сатана вошел в него... и поставил его во главе нынешних слуг Иуды.... В истинно еврейской манере , он торговался с первосвященниками.... Он [Христос] предается знаком бурлящей любви, чмокающим поцелуем из грязных Иудовых уст».

Наконец, в сцене « Ecce Homo» : «Все сочувствие евреев скрыто под варварской грубостью. Зверь почуял человеческую кровь и хочет утолить ею свою дикую жгучую жажду... В то же время безумный, но правдивое самопроклятие евреев кричит: кровь Его на нас и на наших детях! Проклятие страшно исполнилось до сего дня...» [ 9 ]

15 июля 1938 года британская газета «Католический вестник» сообщила, что Гребер опубликовал «удивительный документ... дающий картину религиозной ситуации в Германии после пяти лет нацистского правления». Документ протестовал против религиозных преследований католиков в Германии, подробно описывая нападения на духовенство, вмешательство в религиозную практику и деятельность благотворительных организаций, конфискацию церковной собственности, ограничения на проповедь Евангелия, а также подавление католической прессы и католического образования. [ 10 ]

По словам Швальбаха , после начала организованного убийства умственно и физически неполноценных людей, называемого эвтаназией , он выразил протест в письме министру внутренних дел Бадена Пфлаумеру и был первым из немецких епископов, сделавшим это в письменной форме. [ 11 ] 1 августа 1940 года Грёбер написал главе рейхсканцелярии и предупредил, что убийства нанесут ущерб репутации Германии. Он предложил оплатить все расходы, которые несет государство по «уходу за психически больными людьми, предназначенными для смерти». [ 12 ] Однако он отказался от любой тактики, которая могла бы быть эффективной, предоставив Клеменсу Августу графу фон Галену , епископу Мюнстера , публично противостоять этим убийствам с большим личным риском.

Грёбер держал под рукой немецкого сопротивления участницу Гертруду Люкнер . Люкнер организовал при поддержке Грёбера «Офис помощи религиозным военным» ( Kirchliche Kriegshilfsstelle ) под эгидой католического агентства помощи Каритас. Офис стал инструментом, с помощью которого католики Фрайбурга помогали преследовать на расовой почве «неарийцев» (как евреев, так и христиан). [ 13 ] Люкнер возглавил эту операцию по оказанию помощи, используя средства, полученные от архиепископа, для переправки евреев в Швейцарию и информирования внешнего мира об условиях жизни евреев. Она лично расследовала судьбу евреев, ссылаемых на Восток, сумела получить информацию об узниках концентрационных лагерей, а также добыть одежду, еду и деньги для подневольных работников и военнопленных. [ 14 ] Люкнер был арестован гестапо в ноябре 1943 года и заключен в концентрационный лагерь Равенсбрюк . [ 13 ]

Круг Крайзау сформировался примерно в 1937 году как одна из немногих тайных немецких оппозиционных групп, действовавших на территории нацистской Германии. [ 15 ] [ 16 ] Хотя оно было многоконфессиональным, оно имело ярко выраженную христианскую ориентацию. Его мировоззрение основывалось как на немецкой романтической и идеалистической традиции, так и на католическом учении о естественном праве . [ 17 ] Среди его центральных членов были отцы-иезуиты Августин Рёш , Альфред Дельп и Лотар Кёниг . [ 16 ] Кениг выступал посредником между группой и Конрадом Гробером. [ 18 ]

Ответ на преследование священников

[ редактировать ]

С другой стороны, его и по сей день упрекают в том, что он недостаточно поддержал суфражистского епископа Йоханнеса Баптисту Сролля , изгнанного из его епархии Роттенбурга еще в 1938 году.

Грёбер написал до сих пор вызывающее споры письмо председателю Volksgerichtshof ( Народного суда) Роланду Фрейслеру , который приговорил к смертной казни Макса Йозефа Мецгера , священника своей епархии:

Уважаемый господин Председатель Народного Суда!

В данный момент я получаю известие о судебном разбирательстве, которое привело к смертному приговору моему епархиальному священнику доктору Максу Мецгеру. Я глубоко сожалею о проступке, в котором он себя признал виновным. Если в своем послании, адресованном прокурору доктору Диксу, я изобразил его идеалистом, то это произошло без всякого ведома с моей стороны о его преступном замысле. Я считаю важным поделиться этим с вами, потому что мне совершенно чуждо относить его действия к области идеализма, как я его изобразил.

В то время как часть литературы рассматривает это письмо как последнюю отчаянную меру, используемую в качестве тактической меры, чтобы добиться замены смертного приговора тюремным сроком, другая часть литературы считает его трусливым дистанцированием от человека, приговоренного к тюремному заключению. смерть на недействительных основаниях. Однако здесь необходима критика источников : другие документы того времени показывают, что Грёбер действительно предпринял шаги, чтобы добиться смягчения наказания. Таким образом, очевидно, что Грёбер считал, что только признав основания для такого решения, он сможет иметь хотя бы минимальный шанс на успех по отношению к Фрейслеру.

12 ноября Грёбер проинформировал свое епархиальное духовенство о приговоре Мецгеру, в частности, со следующими словами:

Этот насквозь печальный случай должен настойчиво учить нас тому, чтобы мы старательно воздерживались от всего и всего, что могло бы чем-либо повредить нашему Отечеству в его трудный час, а могло бы и нам навредить; что мы с благодарностью и молитвой чтим огромные жертвы и успехи наших солдат на поле боя; укрепите мужество наших верующих на Родине [...], подумайте об ужасной катастрофе проигранной войны с большевистскими последствиями и ежедневно просите Бога... защитить нашу Родину и благословить ее почетным внутренним и внешним миром.

По итогам войны

[ редактировать ]

Тем не менее, ожесточенная конфронтация времен нацизма сохранилась: Грёбер пытался заставить замолчать мероприятие для так называемых «священников концлагеря», инициированное пастором Вильгельмом Кёлером и Рихардом Шнайдером , который был первым епархиальным священнослужителем, отправленным в концентрационный лагерь Дахау в 1940 году. , хотя 5 из 16 священнослужителей епархии Грёбера, содержавшихся в лагере, были убиты. [ нужна ссылка ]

«Священники концлагерей», как и священники Мюнстерской епархии , которых торжественно чтил на папской службе епископ Мюнстера, хотели почтить память своих умерших собратьев и внушить общественному сознанию, что последним нельзя допускать умереть напрасно . Священники выразили высказанные в их адрес упреки в резолюции: «Мы опечалены, когда и сейчас нам приходится слышать от духовенства, что мы виноваты только в собственной глупости, что мы стали жертвами гестапо . Создавалось впечатление, что священник тем больше нравился церковному начальству, тем меньше он вступал в контакт с тайной государственной полицией ». [ нужна ссылка ]

26 сентября 2019 года мэрия Констанца лишила Грёбера почетного гражданства, присвоенного ему в 1932 году, из-за современных исторических исследований, широко задокументировавших его антииудаизм и его членство в СС. [ 19 ] 29 июня 2023 года город Констанц удалил его имя с улицы Конрад-Гребер-штрассе и переименовал ее в честь того же спора, касающегося ранней поддержки Грёбером III Рейха и нацистского антисемитизма. [ 20 ]

Работает

[ редактировать ]
  • История иезуитского колледжа и средней школы в Констанце, 1904 г.
  • Констанцский собор. Его история и описание, 1914 г.
  • Мать. Пути, источник силы и цели христианского материнства, 1922 г.
  • Искусство Райхенау, 1924 год.
  • Генрих Игнац Фрайгерр фон Вессенберг , В: Фрайбургский епархиальный архив 55, 1927; 56, 1928 г.
  • Христос Пастор. Портреты Доброго пастыря, 1931 год.
  • Церковь и художники, 1932 год.
  • Справочник по современным религиозным вопросам, 1937 г.
  • Райхенау, 1938 год.
  • Мистик Генрих Зейзе . История его жизни. Создание и подлинность его произведений, 1941 г.
  • Страдания Господа нашего Иисуса Христа в свете четырех святых Евангелий и новейшей современной истории, 1946 г.
  • Из моего римского дневника, 1947 год.
  1. ^ Jump up to: а б Католическая иерархия - архиепископ Конрад Грёбер
  2. ^ Jump up to: а б с Кристоф Шмидер и др.: архиепископ Конрад Грёбер. Римско-католическая архиепископия Фрайбурга (немецкий).
  3. ^ Jump up to: а б Майкл, Роберт (2008). История католического антисемитизма: темная сторона церкви . Спрингер. стр. 201–202.
  4. ^ «Епископ Грёбер предан Гитлеру». fz.ub.uni-freiburg.de (на немецком языке). Фрайбург . 10 октября 1933 года. Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 30 октября 2021 г.
  5. ^ Грин, Вивиан Хьюберт Ховард (3 марта 2000 г.). Новая история христианства . А&С Черный. ISBN  978-0-8264-1227-0 .
  6. ^ Миссалла, Генрих (12 мая 2021 г.). Военные усилия церкви во Второй мировой войне: Организация немецкой ассоциации Каритас [ Военные усилия церкви во Второй мировой войне ] (на немецком языке). п. 41. ИСБН  978-3-7534-9221-6 .
  7. ^ Лоб-Хюдеполь, Андреас; Эйрих, Йоханнес (26 сентября 2018 г.). церквях и вопрос сопротивления в эпоху нацизма ( Вспышка сопротивления: Социальная работа в на немецком языке). Кольхаммер. п. 71. ИСБН  978-3-17-034977-3 .
  8. ^ Мартин Ронхаймер . «Холокост: о чем не было сказано» . Журнал First Things (ноябрь 2003 г.). Архивировано из оригинала 16 октября 2009 года . Проверено 1 июля 2009 г. Оригинал на немецком языке доступен по адресу [1]. Архивировано 21 июля 2011 г. на Wayback Machine.
  9. ^ Томас Брейер. «Отношение католической церкви к преследованию евреев в Третьем рейхе» . Архивировано из оригинала 29 марта 2007 года . Проверено 29 июня 2006 г.
  10. ^ После пяти лет нацистского правления ; Католический Вестник ; 15 июля 1938 г.; п. 9
  11. ^ Бруно Швальбах (1985). Архиепископ Конрад Грёбер и национал-социалистическая диктатура . ISBN  3-7617-0234-5 . (агиографический, но со множеством оригинальных цитат)
  12. ^ Ричард Дж. Эванс; Третий Рейх в войне; Пингвин Пресс; Нью-Йорк, 2009 г., стр.96.
  13. ^ Jump up to: а б Праведники народов мира - Гертруда Люкнер. Архивировано 19 октября 2013 года в Wayback Machine ; опубликовано Яд Вашем ; получено 8 сентября 2013 г.
  14. ^ Гертруда Люкнер ; Мемориальный центр немецкого сопротивления, Указатель лиц; получено 4 сентября 2013 г.
  15. ^ Алан Баллок; Гитлер: исследование тирании ; HarperPerennial, издание 1991 г.
  16. ^ Jump up to: а б Питер Хоффманн; История немецкого сопротивления 1933-1945 гг .; 3-е изд. (Первое английское изд.); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; стр. 33.
  17. ^ Грамль, Моммзен, Райххардт и Вольф; Немецкое сопротивление Гитлеру ; БТ Бэтсфорд Лтд.; Лондон; 1970 год; п. 100-101
  18. ^ Лотар Кениг ; Мемориальный центр немецкого сопротивления, Указатель лиц; получено 4 сентября 2013 г.
  19. ^ Стефан Фукс (2 октября 2019 г.). «Нацистское прошлое: местный совет Констанца лишает звания почетного гражданина» . schwaebische.de (на немецком языке) . Проверено 11 мая 2024 г.
  20. ^ Эберхард Вейн (30 июня 2023 г.). «Из-за своей роли в эпоху нацизма: архиепископ Грёбер теряет свою улицу» . stuttgarter-nachrichten.de (на немецком языке) . Проверено 11 мая 2024 г.

Источники

[ редактировать ]

Все ссылки на немецком языке.

  • Хьюго Отт: Конрад Грёбер (1872–1948) . В: Юрген Арец, Рудольф Морси, Антон Раушер (ред.): Современная история в фотографиях из жизни. Из немецкого католицизма в XIX и XX веках . Том 6. Матиас-Грюневальд-Верлаг, Майнц, 1984 г. ISBN   3-7867-1140-2
  • Хьюго Отт: Возможности и формы церковного сопротивления Третьему рейху со стороны церковных властей и приходского духовенства, показанные на примере Фрайбургской архиепархии-им-Брайсгау . В: Исторический ежегодник 92 (1972), 312. ISSN   0018-2621
  • Клаус Шолдер: Церкви и Третий Рейх . Том 1. Пропилеи, Франкфурт-на-Майне, 1977 г. ISBN   3-550-07339-9 (новое издание: Econ, Мюнхен, 2000 г.) ISBN   3-612-26730-2 )
  • Клаус Шолдер: Церкви и Третий Рейх . Том 2. 1985 г. ISBN   3-548-33091-6
[ редактировать ]
Конрад Гребер
Родился: 1 апреля 1872 г. в Мескирхе.   Умер: 14 февраля 1948 г. во Фрайбурге-им-Брайсгау.
Титулы католической церкви
Предшественник Епископ Мейсенский
1931–1932
Преемник
Предшественник Архиепископ Фрайбургский
1932–1948
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a7d04743739afc917f6f5f7adb6827a__1717160220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/7a/5a7d04743739afc917f6f5f7adb6827a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Conrad Gröber - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)