Система порогового залога
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2012 г. ) |
Пороговое обязательство или система финансирования и освобождения — это способ сделать по сбору средств обещание группой лиц, часто связанное с благотворительными целями или финансированием обеспечения общественного блага . Сумма денег устанавливается в качестве цели или порога, которого необходимо достичь для указанной цели, и заинтересованные лица принимают участие, но деньги сначала либо остаются у залогодателей, либо хранятся на условном депонировании .
Когда порог достигнут, залоговые средства отзываются (или переводятся из условного фонда) и заключается контракт на поставку коллективного блага; вариант состоит в том, что деньги собираются в момент фактической доставки товара. Если порог не будет достигнут к определенной дате (или, возможно, если контракт так и не будет подписан и т. д.), залоговые обязательства либо никогда не будут собраны, либо, если они будут храниться на условном депонировании, просто будут возвращены залогодателям. В экономике этот тип модели известен как договор страхования .
Эта система чаще всего применяется к творческим произведениям как для финансирования новых постановок, так и для выкупа существующих произведений; в последних случаях ее иногда называют моделью публикации с выкупом. [1] или Протокол уличных исполнителей (SPP). [2]
История
[ редактировать ]Протокол уличных исполнителей является естественным продолжением гораздо более старой идеи финансирования производства письменных или творческих произведений посредством соглашений между группами потенциальных читателей или пользователей. [ нужна ссылка ]
Первое иллюстрированное издание « » Джона Мильтона было Потерянного рая опубликовано по подписке; [3] а Моцарт и Бетховен, среди других композиторов, использовали подписку на премьерные концерты и первые печатные издания своих произведений. В отличие от сегодняшнего значения подписки , это означало, что фиксированное количество людей должно было зарегистрироваться и заплатить некоторую сумму, прежде чем концерт мог состояться или начать печатный станок.
Эти три (фортепианных) концерта K413-415... стали важной вехой в его карьере, став первыми из серии великих концертов, которые он написал для Вены, и первыми, опубликованными в печатном издании. Однако первоначально он следовал обычной практике и делал их доступными в виде рукописных копий. В январе 1783 года Моцарт объявил подписчикам: «Эти три концерта, которые могут быть исполнены с полным оркестром, включая духовые инструменты, или только с кватро, то есть с двумя скрипками, одним альтом и виолончелью, будут доступны в начале апреля всем желающим. подписавшиеся на них (прекрасно скопированные и контролируемые самим композитором)». Шесть месяцев спустя Моцарт пожаловался, что требуется много времени, чтобы привлечь достаточное количество подписчиков. И это несмотря на то, что он тем временем добился больших успехов на двух фронтах:... [4]
Однако между этой традиционной моделью и СПП существует ряд отличий. Самое важное отличие состоит в том, что традиционно подписчики получали доступ одними из первых и делали это с пониманием того, что работа, скорее всего, всегда будет «редким» товаром; таким образом, владение копией имело некоторый статус, а также престиж быть среди покровителей. [ нужна ссылка ] Кроме того, подписки обычно продавались по фиксированной цене. [ нужна ссылка ] но некоторые богатые подписчики, возможно, заплатили больше, чтобы стать покровителем. В современном Протоколе уличных исполнителей каждый спонсор выбирает сумму, которую он хочет заплатить, а работа публикуется и свободно воспроизводится.
В 1970 году Стивен Брейер доказывал важность этой модели в книге « Непростая ситуация с авторским правом ». [5]
Протокол Street Performer был успешно использован для публикации исходного кода и торговой марки программы 3D-анимации Blender . После того, как NaN Technologies BV обанкротилась в 2002 году, авторские права и права на товарный знак Blender перешли к недавно созданной NaN Holding BV. Недавно созданный Blender Foundation проводил кампанию по сбору пожертвований, чтобы получить право выпускать программное обеспечение как бесплатное и с открытым исходным кодом под лицензией GNU General Public License . NaN Holding BV установила цену в 100 000 евро . Более 1300 пользователей стали членами и пожертвовали более 50 евро каждый, помимо анонимных пользователей, индивидуальных пожертвований и компаний, не являющихся членами. 13 октября 2002 года Blender был выпущен в Интернете как бесплатное программное обеспечение . [6]
Варианты SPP включают протокол Rational Street Performer и протокол Wall Street Performer .
Протокол уличного артиста
[ редактировать ]Протокол Street Performer — это раннее описание типа системы порогового залога. SPP — это пороговая система залогов, поощряющая создание творческих работ, находящихся в общественном достоянии или с авторским левом , описанная Стивеном Широм. [7] и отдельно криптографами Джоном Келси и Брюсом Шнайером . [2] Это предполагает, что нынешние формы авторского права и бизнес-модели творческих индустрий в будущем станут все более неэффективными или неработоспособными из-за простоты копирования и распространения цифровой информации.
В соответствии с Протоколом уличных исполнителей артист объявляет, что, когда определенная сумма денег будет получена на условном депонировании , артист выпустит произведение (книгу, музыку, программное обеспечение и т. д.) в общественное достояние или по лицензии на бесплатный контент . Заинтересованные доноры делают свои пожертвования издателю, который заключает договор с художником на создание произведения и хранит пожертвования на условном депонировании, указанном их донорами, до тех пор, пока работа не будет выпущена.
Если художник выпустит работу вовремя, он получит оплату из фонда условного депонирования. В противном случае издатель возвращает деньги дарителям, возможно, с процентами. Как подробно описано выше, взносы также могут быть возвращены, если порог не будет достигнут в течение разумного срока истечения. Установленный порог также включает плату, которая компенсирует издателю затраты и принятие на себя рисков.
Издатель может действовать как традиционный издатель, запрашивая образцы произведений и решая, какие из них поддерживать, или он может выступать только в качестве условного депонирования и не заботиться о качестве работ (как тщеславная пресса ). [ нужна ссылка ]
Модель выкупа в программном обеспечении
[ редактировать ]В области программного обеспечения условное депонирование исходного кода — это модель публикации, которая применяет SPP к исходному коду (часто с участием существующего проприетарного программного обеспечения ), который в конечном итоге выпускается под лицензией с открытым исходным кодом или свободным программным обеспечением .
Список веб-сайтов с пороговым залогом
[ редактировать ]- Финансируется сообществом — веб-сайт с пороговым залогом, ориентированный на краудфандинговую платформу (пороговый залог в настоящее время отключен) [8]
- GlobalGiving - проектно-ориентированный веб-сайт с пороговыми взносами
- IndieGoGo — проектно-ориентированный веб-сайт с пороговыми залогами.
- Kickstarter — проектно-ориентированный веб-сайт с пороговыми взносами.
- PledgeBank — системы чести . веб-сайт фонда и релизов
- PledgeMusic — веб-сайт для финансирования музыки напрямую фанатам.
- RocketHub — международный проектно-ориентированный сайт залогов.
- Sellaband — краудфандинговый сайт для финансирования музыки.
- Tides Center - проектно-ориентированный веб-сайт с пороговыми залогами.
- Patreon — краудфандинговая платформа, обеспечивающая «регулярное финансирование для художников и авторов».
См. также
[ редактировать ]- Договор страхования
- Непредвиденный рынок
- Социальный конфликт в области авторского права
- Краудфандинг
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клайв Томпсон. «Выкупная» модель издательского дела» . Обнаружение столкновений , июнь 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Джон Келси; Брюс Шнайер. «Протокол уличных исполнителей» USENIX Press, Третий семинар USENIX по процедурам электронной коммерции, ноябрь 1998 г.
- ^ Шокросс, Джон Т. (май 1975 г.). «Первые иллюстрации к «Потерянному раю». Милтон Ежеквартально . 9 (2): 43–46. дои : 10.1111/j.1094-348X.1975.tb00136.x .
- ^ Роберт Филип. Примечания на обложке - Моцарт: Фортепианные концерты 11, 12 и 13; Сьюзен Томес (фортепиано), Ансамбль Годье . Hyperion Records , Гелиос (2004).
- ^ Стивен Брейер . «Непростая ситуация с авторским правом: исследование авторских прав на книги, фотокопии и компьютерные программы» , Harvard Law Review 84 (2) 1970.
- ^ «История Blender.org» . Амстердам. Июль 2009 года.
- ^ Стивен Шир. «COPYLEFT: Переосмысление интеллектуальной собственности в эпоху цифровых технологий», Laissez Faire City Times, Том 2, № 16, 25 мая 1998 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по CommunityFunded.com» . Декабрь 2015.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джон Келси и Брюс Шнайер, Протокол уличных исполнителей и авторские права в цифровой форме , First Monday 4 (6), 1999.
- Кросби Фитч, Аукцион цифрового искусства – март 2001 г.
- Крис Раш, Протокол исполнителей с Уолл-стрит , первый понедельник, 6 (6), 2001 г. (tROT)
- Карл Фогель : Перспективы мира после авторского права (раздел «Система пороговых залогов») - QuestionCopyright.org, октябрь 2005 г.