Тата Гинес
Тата Гинес | |
---|---|
Имя при рождении | Федерико Аристидес Сото Алехо |
Рожденный | Гинес , Куба | 30 июня 1930 г.
Умер | 4 февраля 2008 г. Гавана , Куба | (77 лет)
Жанры | |
Род занятий | Музыкант |
Инструмент | Конга |
Годы активности | 1950–2008 |
Этикетки | |
Ранее из |
Федерико Аристидес Сото Алехо (30 июня 1930 — 4 февраля 2008), более известный как Тата Гуинес , был кубинским перкуссионистом, руководителем оркестра и аранжировщиком. Он был широко известен как мастер игры на барабане конга и наряду с Карлосом «Патато» Вальдесом оказал влияние на развитие современной афро-кубинской музыки, включая афро-кубинский джаз . [ 1 ] Он специализировался на форме импровизации, известной как descarga , формате, в котором он записал множество альбомов на протяжении многих лет с Качао , Фрэнком Эмилио Флинном , Эстрелласом де Арейто , Альфредо Родригесом и Джейн Баннетт , среди других. В 1990-е годы он выпустил в качестве лидера два получивших признание критиков альбома: Pasaporte и Aniversario . Его композиция «Па'гозар» стала эталоном жанра дескарга. [ 2 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Аристидес Сото родился в Гюинесе , городе к востоку от Гаваны в бывшей провинции Гавана на Кубе , 30 июня 1930 года. Он вырос со своими родителями, семью братьями и сестрами, бросил школу после 4-го класса, чтобы работать чистильщиком обуви и разносчиком газет. . [ 3 ] Его мать, Мария де лос Анхелес Сото, заботилась о доме, а его отец Хосе Алехо Васальо «Хосеито» работал тростником . Он был знаком с музыкой с юных лет; Хосеито играл на тресах в Sexteto Partagás и джемовал с Арсенио Родригесом , который жил неподалеку. Тата сделал свои первые барабаны, похожие на бонго, из банки с колбасой и пакета молока, чтобы присоединиться к ним при игре на ударных инструментах. [ 3 ] Он научился игре на конге , слушая записи по радио и играя на концертах, балах и джем-сейшнах в качестве любителя. Он играл в группе своего отца, а также в Las Estrellas Nacientes, которым руководил его дядя Дионисио. Он считал Чано Посо эль маэстро (мастером) и имел возможность играть с ним; Чано поддержал его, и Тата никогда не забывал этот опыт. [ 3 ]
Успех
[ редактировать ]В 1946 году Арсенио предложил ему переехать в Гавану и присоединиться к своему побочному проекту Estrellas Juveniles. Тата согласился и очень скоро начал играть в других группах, таких как Sonora Matancera и Conjunto Jóvenes del Cayo. [ 3 ] Свои первые записи он сделал в 1951 году в составе Estrellas Juveniles. В 1953 году он присоединился к Fajardo y sus Estrellas. Он начал играть в две конги вместо одной - нововведение, которое он разработал вместе с другим конгероем Карлосом «Патато» Вальдесом играл в казино Conjunto . , который в то время [ 3 ] Вместе с Фахардо Тата играл в Каракасе , Венесуэла , в 1956 году. [ 3 ] [ 4 ] В следующем году он принял участие в записи » Качао « Cuban Jam Sessions in Miniature ; он даже играл на басу в одном треке с Качао на фортепиано. Затем он переехал в Нью-Йорк на два года, выступая в Waldorf Astoria и различных ночных клубах, включая Birdland , [ 3 ] [ 4 ] где он делил сцену с такими джазовыми музыкантами, как Диззи Гиллеспи , Мейнард Фергюсон и Майлз Дэвис . Он также играл с Жозефиной Бейкер и Фрэнком Синатрой .
Гуинес вернулся на Кубу в 1959 году после того, как Фидель Кастро пришел к власти в результате кубинской революции , которую он помогал финансировать за счет своих доходов как музыканта. [ 5 ] Затем он присоединился к Quinteto Instrumental de Música Moderna, новаторскому джазовому ансамблю, основанному барабанщиком Гильермо Баррето и пианистом Фрэнком Эмилио Флинном . [ 4 ] Он много лет оставался участником группы Флинна под названием Los Amigos. [ 3 ] В 1960-х годах Гуинес записал несколько сессий в качестве лидера EGREM под псевдонимами Tata Güines y sus Tatagüinitos . [ 6 ] и Тата Гуинес и его тузы ритма . Его первым хитом с Tatagüinitos стал «Perico, no llores más». [ 3 ] Он также поддерживал Мерседитас Вальдес на протяжении 1960-х, а затем и в 1980-х годах. В 1979 году он принял участие в сессиях Estrellas de Areito и в записи Intercambiocultural группы Típica 73 . В 1981 году он записал пластинку под названием Descarga с участием Бобби Каркассеса, а также Descarga en Kawama .
Спустя годы
[ редактировать ]В 1990-е годы он гастролировал по всему миру и записывался со многими артистами, включая пианиста Альфредо Родригеса , Перучина-младшего, Орландо «Марака» Валле, Cubanismo Хесуса Алеманьи и Иларио Дурана. Вместе с молодой конгероем Ангой Диас , считавшейся одной из его главных учениц, он записал пластинку 1994 года Pasaporte , которая получила награду EGREM «Альбом года». В 1994 году он записал Аниверсарио в лидеры. Он сотрудничал с Джейн Баннетт в фильмах «Чамалонго» (1997) и «Кубинская одиссея» (2002), а также появился в документальном фильме « Духи Гаваны» , в котором рассказывается о записи «Кубинской одиссеи» . [ 7 ] В 2003 году он играл на латинском «Грэмми» Lágrimas negras с пианисткой Бебо Вальдес и испанским певцом фламенко Диего Эль Сигалой . [ 1 ] В 2006 году он был награжден Национальной музыкальной премией — высшей наградой, присуждаемой музыкантам Кубы. [ 8 ]
В 2007 году он записал Piano y ritmo с Cuban Jazz Legends; альбом был выпущен посмертно в 2010 году. Тата Гюинес умерла в Гаване 4 февраля 2008 года. [ 1 ]
Влияния
[ редактировать ]Когда его спрашивали о его учителях, Тата всегда отвечал, что у него «нет учителей, есть только улицы и радио». [ 7 ] [ 9 ] Он утверждал, что наибольшее влияние на него оказал Чано Посо . [ 3 ] [ 9 ]
Дискография
[ редактировать ]- 1981: Скачать ( исходные диски )
- 1994: Пасапорте (EGREM) – с Ангой Диас
- 1995: Юбилей (ЕГРЭМ)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рэтлифф, Бен (7 февраля 2008 г.). «Тата Гуинес, 77 лет, кубинский мастер игры на конгах, мертв — The New York Times» . www.nytimes.com . Проверено 24 февраля 2008 г.
- ^ Акоста, Леонардо (2002). Скачать номер два: Джаз на Кубе, 1950–2002 гг . Гавана, Куба: Ediciones Unión, с. 112.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Перес Теллес, Дамиан (1 июля 2019 г.). «Живая легенда Тата Гюинес» . YouTube (на испанском языке). Фонд культуры Нестора Мили. Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 г. Получено 30 июня.
- ^ Jump up to: а б с Оровио, Хелио (2004). Кубинская музыка от А до Я. Бат, Великобритания: Туми. стр. 205–206. ISBN 9780822385219 .
- ^ Боадл, Энтони (12 февраля 2008 г.). «Тата Гуинес; перкуссионист по прозвищу «Король Конги» - The Boston Globe» . www.бостон.com . Проверено 24 февраля 2008 г.
- ^ «Тата Гюинес» . Революция и культура . Гавана, Куба: Национальный совет культуры: 9. 1989.
- ^ Jump up to: а б Уэйман, Бэй; Гарсиа, Луис Освальдо (2000). «Духи Гаваны» . НФБ . Проверено 30 июня 2020 г.
- ^ Пальма, Одал (декабрь 2006 г.). «Тата Гуинес: отец ударных инструментов» . Ла Хирибилья (на испанском языке). № 295. с. 13 . Проверено 30 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Легенды кубинского джаза (2010)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Робин Денселоу , «Тата Гуинес: кубинский «король конгов » » , The Independent , 8 февраля 2008 г.