Стела Гробницы
Стела Гробницы | |
---|---|
![]() Рисунок стелы Томбоса работы Карла Рихарда Лепсиуса. | |
Созданный | в. 1514 г. до н.э. |
Обнаруженный | 1829 Северный штат , Судан |
— Стела Томбос древнеегипетская наскальная надпись, найденная в районе Томбоса (Нубия) , датированная вторым годом правления фараона Тутмоса I. Это свидетельствует о его военной кампании в Нубии в районе третьего порога Нила . Он был обнаружен около 1829 года на большом валуне в Томбосе, Нубия, на восточном берегу Нила. [ 1 ] Известно, что Тутмос на протяжении всего своего правления расширял границы Египта не только в Нубии, но и кампаниями в сирийско-палестинском районе. Во времена Среднего царства фараоны, такие как Ментухотеп II, уже распространились на Нубию. [ 2 ] Однако ученые утверждают, что стела Томбос является свидетельством дальнейшей экспансии Тутмоса в Нубию, чем предыдущих царей.
Фон
[ редактировать ]Нил обычно течет на север через Африку, проходит через Нубию в Египет и в конечном итоге впадает в Средиземное море . На участках реки к югу от Египта есть так называемые «катаракты». Потоки — это участки реки, где есть участки камней, что делает реку опасной и недоступной для судоходства. Эти водопады служили общими пограничными точками Египетской империи, и часто вокруг этих естественных границ строились поселения и форты. Естественная граница Египта проходила в районе первого водопада, к югу от Асуана . Нубийская империя была историческим врагом Египта, ее территория простиралась на территории второго водопада, вплоть до района Куша , а также вокруг 4-го и 5-го водопадов вокруг Хартума ( современный Судан ). Примерно во время Второго переходного периода Нубия захватила земли за границей с Египтом у 1-го порога, почти уничтожив египетскую империю. Египетский фараон Яхмос подавил нубийскую экспансию и восстановил египетское господство, воссоединив империю и повернув нубийцев на юг.
Текст
[ редактировать ]Две из наиболее часто используемых английских версий текста переведены учеными Джеймсом Генри Брестедом и Гансом Гедике. В этой статье будет использоваться перевод Гедике. Оно гласит следующее:
2-й год, 2-й месяц 15-го дня под законом любви «победоносного быка» Величия Гора; Нбти: который появляется вместе с Нсрт, великим по силе; золото-Гор: прекрасный годами, оживляющий сердца, Царь, получивший жизнь вечную, Сын Ре Тутмоса. На 2-м году его представления: Его появление в качестве вождя двух земель, чтобы управлять тем, что окружает солнечный диск, Югом и Севером, а именно частями Гора и Сета, объединяющими Две земли, когда он сидит на престолы Геба; Возвышая внешний вид Шмти, действительно, как только Его Величество овладел своим наследием, он взошел на помост Гора, касаясь расширения границ Фив и размеренных участков Вест-Сайда, касающихся жителей равнин и холмов, даже мерзости божьи и сдержанные локоны работают на нее. (Иностранные) южане идут на север, (иностранные) северяне идут на юг; все иностранцы объединяют свои товары для первого случая «доброго бога» хпр-ке-ре [Тутмоса I], живущего вечно. Победоносен Гор, Владыка двух земель; После того как он привязал подвижной поход к десантным постам, начальство и их деревни относятся к нему с почтением, а одетые в шкуры (либо) танцуют для Его Величества, либо из уважения к его уреям: После того, как он сверг начальника Нубийцы, обездоленные нубийцы принадлежат его власти. После того, как он собрал пограничные знаки с обеих сторон, среди злого характера не было спасения; из тех, кто пришел поддержать его, из них не осталось ни одного. Когда нубийцы охвачены ужасом и рассеяны по своим землям, их зловоние затопило их вади, их кровь подобна ливню. Птицы-падальщики над ним многочисленны, эти птицы собирали и уносили мясо в другое (пустынное) место. Тот, кто сохраняет себя в безопасности – крокодил – беглец; тот, кто пытается скрыться от успешного Гора, находится под тем, что сделает Единственный. Сын Амон , семя бога, имя которого сокрыто, потомок быка богов Эннеады, превосходный образ конечностей бога. души Гелиополя Кто делает то, что восхвалят . Кто модит для лордов hwt. Оплот для всей его армии. Кто приближается к собравшимся Девяти Лукам, как молодая пантера к отдыхающему стаду, после того как мощь Его Величества ослепила его. Кто достиг пределов земли на ее основаниях, кто перешагнул ее пределы в своей победоносной силе, стремясь к борьбе: и не может он найти того, кто мог бы приблизиться к нему лицом к лицу. Кто открыл вади, о которых не знали предшественники и которые когда-либо видели носители Нбти: его южный предел в начале этой земли и северный - в той воде, которую обходят. Кто непрерывно путешествовал вниз по течению от южного пути; такого, чего не случилось с другим битисом, поскольку его имя распространилось на весь небесный круг. После того, как он достиг того, что известно о Двух землях, во всех землях им клянутся за величие могущества его величества. Никто никогда не видел этого в анналах предшественников со времен Последователей Гора: того, кто всегда отдает свое дыхание тому, кто следует за ним, и свое великое подношение тому, кто придерживается его пути. Как только его величество становится Гором, который вступает во владение своим царством на протяжении миллионов лет, острова Сн-Вра служат ему, как земля до пределов под его сандалиями. Сын его возлюбленного Тутмоса, живущий во веки веков. Амон-Ра, царь богов, — это его отец, создавший его красоту. Желанная Эннеада богов Карнаку , дарована жизнь, продолжительность, удача и здоровье: он будет радоваться на троне Гора, вечно руководя всеми живущими, как Ра. [ 3 ]
Исторический текстовый анализ
[ редактировать ]Текст написан поэтическим языком, и различия в переводах могут привести к разным интерпретациям. [ 4 ] В поисках соответствующих доказательств, подтверждающих достоверность стелы Томбос, важно отметить, что доступны только египетские отчеты.
Эта надпись была царской, прославлявшей короля и его подвиги, и не обязательно была надписью исторической. Это видно из языка, прославляющего царя: «Сын его возлюбленный Тутмос живёт во веки веков». [ 3 ] Автор надписи, должно быть, знал о кампании Тутмоса. В тексте также обнаруживается враждебность по отношению к нубийцам. Это показано в разделе:
После того, как он сверг вождя нубийцев, ограбленный нубиец оказался в его власти. После того, как он собрал пограничные знаки с обеих сторон, среди злого характера не было спасения; из тех, кто пришел поддержать его, из них не осталось ни одного. Поскольку нубийцы впали в ужас и были рассеяны по своим землям, их зловоние затопило их вади. [ 3 ]
Из этих отрывков видно, что эта стела предназначалась для прославления короля и его достижений. Его планировалось выставить на всеобщее обозрение, чтобы люди могли его увидеть и полюбоваться. Этот язык должен был показать египетское превосходство над врагами Египта. Царь был обязан поддерживать порядок Маат , известный как «истина, порядок и справедливость», и уничтожать врагов Египта. [ 5 ] Кто бы ни написал эту надпись, возможно, он оправдывал войну в Нубии, называя нубийцев «злыми». В тексте также имеется оправдание действий Тутмоса I богом Гором . Несмотря на такую интерпретацию текстов, важно отметить, что существуют разные ученые-историки, которые предлагают свои интерпретации стелы Томбос.
Мнения ученых
[ редактировать ]Одна из наиболее хорошо подкрепленных теорий выдвигается Луизой Брэдбери, которая утверждает, что стела Томбоса свидетельствует о том, что Тутмос I расширил контроль над Египтом за пределы третьего порога реки Нил, в область к югу от Томбоса, называемую Кургус , расположенную чуть выше 4-я катаракта. Ее первое свидетельство — надпись, найденная на месте под названием Хагар-эль-Мерва , около 4-го водопада в районе Кургуса на территории Нубии. [ 6 ] Она отмечает, что Хагар эль-Мерва и найденная там надпись могут служить доказательством расширения Тутмоса I в область вокруг четвертого водопада. [ 7 ] Брэдбери утверждает, что стела Томбоса была вырезана после возвращения Тутмоса на север из Хагар-эль-Мервы. [ 8 ] Ранее ученые утверждали, что стела Томбос описывает экспансию Тутмоса в район Нубии, а также его экспансию вблизи Евфрата (около современного Ирака ). Это связано с тем, что река, описанная на стеле, ранее считалась Евфратом.
Теория Брэдбери утверждает, что стела Томбос была северным пограничным знаком экспансии Тутмоса в Нубию и описанием его кампании на Ближнем Востоке. Она утверждает, что его египетская империя в Нубии простиралась от отметки в Томбосе, вокруг третьего порога, на юг в сторону Хагар-эль-Мервы, вокруг четвертого порога. Она не утверждает, что Тутмос охватывал одновременно Нубию и Ближний Восток. [ нужны разъяснения ] .
Брэдбери утверждает, что фраза «перевернутая/обходная вода» на стеле Томбос на самом деле является описанием реки Нил в ее естественном изменении направления. В районе четвертого порога течение Нила смещается с севера на юг. [ 9 ] Это могло создать некоторую путаницу для египтян, путешествующих на север из Нубии. Брэдбери использует источник Яхмоса, сына Эбаны, чтобы подтвердить это свидетельство того, что ссылка на «плохую воду, или перевернутую воду» означает область вокруг четвертого порога Нила. [ 10 ] Яхмос, сын Эбаны, путешествовал вместе с Тутмосом во время его походов в Нубию. Он пишет о «плохой воде» во время их путешествия в Нубию. Брэдбери утверждает, что египтяне решили написать о плохой воде, потому что, когда они плыли на север вдоль Нила в районе четвертого порога, река изменила русло, и они плыли на юг. [ 11 ] Это внезапное изменение направления могло сбить с толку египтян, которые никогда раньше не путешествовали по этому региону.
Другой ученый, Юлия Будка, отмечает, что вокруг стелы Томбос найдено множество современных наскальных надписей. Она утверждает, что это создает более обширный массив доказательств истории самой стелы. Эти небольшие стелы идут по порядку от большой стелы на юге и движутся на север. [ 12 ] Они читаются следующим образом; «Гор Победоносный Бык, Возлюбленный Маат, добрый бог [ах] хпркере [Тутмос I], получивший жизнь, который поразил Куша [Нубию]... «Тутмос, который появился как Ра [Бог], получивший жизнь; Владыка Нубии… Победоносный Бык… Царь Верхнего и Нижнего Египта, Владыка Двух земель, Ахпркера [Тутмос I], получивший жизнь, победоносный правитель, уничтоживший нубийцев». [ 13 ] Будка отмечает, что все эти наскальные надписи относятся к XVIII династии. [ 12 ] Эти надписи свидетельствуют о том, что Тутмос осуществил своего рода военную экспансию в Нубию, и подтверждают выводы о стеле Томбос. [ нужны разъяснения ] . Будка согласен с ученой Луизой Брэдбери и ее теорией о том, что стела Томбоса является свидетельством египетской экспансии в Нубию во время правления Тутмоса. Другие ученые видят в стеле Томбос религиозное значение и отрицают теорию о том, что текст «перевернутой воды» является свидетельством путешествия вокруг 4-го водопада в Нубии. [ 14 ]
Есть ученые, которые не согласны с теорией нубийской экспансии за пределы Томбоса и предлагают доказательства против теории, предложенной Брэдбери. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Портер и Мосс .
- ^ Смит 2003 .
- ^ Перейти обратно: а б с Годике 1996 .
- ^ Чтобы увидеть различия в переводе, см. Годике (1996) и Брестед (1906).
- ^ Титер 2001 .
- ^ Брэдбери 1985 .
- ^ Брэдбери 1985 , с. 2.
- ^ Брэдбери 1985 , с. 5.
- ^ Брэдбери 1985 , с. 6.
- ^ Лихтхайм 2006 , с. 12.
- ^ Брэдбери 1985 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Budka 2005 .
- ^ Budka 2005 , p. 110.
- ↑ См. Берг (1987) о несогласных аргументах и Спалингер (1995) о религиозных аргументах.
- ^ Берг 1987 .
Библиография
[ редактировать ]- Берг, Дэвид А. (1987). «Экспансия начала 18-й династии в Нубию». Журнал Общества изучения египетских древностей . 17 (1): 1–14.
- Брестед, Джеймс Х. (1906). Древние записи Египта . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 27-31 .
- Брэдбери, Луиза (1985). «Надпись Томбоса: новая интерпретация». Серапис . 8 : 1–20.
- Будка, Юлия (2005). «Третий водопад: его историческое значение согласно королевским и частным наскальным надписям в Томбосе». В Аменте Алессия; Луизелли, Мария М.; Новелла, Мария (ред.). Вода в Древнем Египте: жизнь, регенерация, чары, лекарство; материалы первой Международной конференции молодых египтологов. Италия, Кьянчано-Терме, 15–18 октября 2003 г. Рим: «Эрма» Бретшнейдера. стр. 107–115.
- Гедике, Ганс (1996). «Надпись Тутмоса I возле Томаса». Журнал ближневосточных исследований . 55 (3): 161–176. дои : 10.1086/373823 . JSTOR 545876 . S2CID 162393518 .
- Лихтейм, Мириам (2006). Древнеегипетская литература, том. 2 . Издательство Калифорнийского университета. п. 12.
- Прадхо MSS, 1829 г.,
- Портер, Б.; Мосс, Р. Топографическая библиография древнеегипетских иероглифических текстов, статуй, рельефов и картин, Часть VII . Оксфорд: Институт Гриффита, Оксфордский университет. стр. 174–175.
- Смит, Стюарт (2003). Несчастный Куш . Лондон: группа Рутледжа Тейлора и Фрэнсиса. п. 12 .
- Энтони, Спалинджер (1995). «Календарное значение стелы Томбос». Исследования древнеегипетской культуры . 22 : 271–81.
- Титер, Эмили (2001). «Маат» . Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Рома: Издательство Оксфордского университета. стр. 107–115. doi : 10.1093/acref/9780195102345.001.0001 . ISBN 978-0-19-510234-5 .