Саксонский верстовой столб

Саксонский верстовой столб ( нем . kursächsische Postmeilensäule , в просторечии sächsische Postmeilensäule или Postsäule ) был верстовым столбом в бывшем электорате Саксонии , который определял расстояния, выраженные как время в пути, с точностью до ближайшей восьмой часа. Поскольку один час равен одной лиге , это соответствует расстоянию около 566 м. Конструкция верстовых столбов различалась в зависимости от расстояния, на котором они были установлены. Их вытесывали из природного камня в форме обелиска , древней гермы или стелы . Их прототипом стал римский верстовой столб . От немецкого названия römische Meilensäule довольно неточное немецкое описание Säule произошло (букв.: «колонна»). Главный почтовый директор Саксонии ( оберпостдиректор ) Пауль Вермерен инициировал их создание на основе официальных дистанционных обследований, результаты которых были даны в лигах на почтовых верстовых столбах. Лига в Саксонии в то время (с 1722 по 1840 год) считалась часовым путешествием, что эквивалентно полумиле или 4,531 километру.
Саксонские почтовые столбы были установлены во время правления Августа Сильного и его преемника вдоль всех важных почтовых и торговых путей и почти во всех городах Саксонского курфюршества для обозначения официальных расстояний. Это должно было стать основой для создания единого расчета почтовых расходов. Поскольку территория Саксонского электората была больше, чем территория современной немецкой земли Саксония , эти вехи в настоящее время также встречаются в землях Тюрингия , Бранденбург и Саксония-Анхальт , а также в Польше .
Местоположение и изображения сохранившихся или замененных саксонских почтовых столбов можно увидеть в Галерее саксонских почтовых столбов .
Предтечи
[ редактировать ]
В 1695 году начальник саксонского почтового отделения оберпочтмейстер Людвиг Вильгельм предложил систематическое обследование дороги из Лейпцига в Дрезден с помощью деревянных придорожных столбов через равные промежутки времени. Это побудило курфюрста Августа Сильного 18 июня 1695 года приказать «установить определенные верстовые столбы» . он поручил Kondukteur Эту задачу (руководителю строительства) Генриху Нидхарту. Руководителям избирательного саксонского лесного хозяйства было поручено обеспечить древесиной, а администраторам избирательных саксонских округов - обеспечить возведение постов.
деревянные столбы для пальцев с отметками расстояний (так называемые Arm(en)säulen Более того, до 1700 года на дорогах Саксонии обычным явлением были или «колонны рычагов»). Они представляли собой деревянный столб, на верхнем конце которого находились указатели поворота в форме человеческих рук. Поскольку древесина быстро гнила в результате постоянного воздействия влаги, многие из этих столбов рухнули через несколько лет после установки и стали непригодными для использования.
Установление почтовых столбов в избирательной Саксонии не было изолированным явлением. Подобные столбы или камни с отмеченными на них расстояниями устанавливались вдоль дорог в ряде стран.
Государственное обследование Цюрнера
[ редактировать ]
Основой для введения саксонских верстовых столбов послужил картографический труд пастора Адама Фридриха Цюрнера из Скассы . Цюрнер подготовил карту Гросенхайна , которая привлекла внимание Августа Сильного. После дальнейшей картографической работы курфюрст дал ему 12 апреля 1713 года задание: «записать на географические карты округа, включая светлости, усадьбы, города, деревни и т.п.» (оригинал: « Aemter samt denen darinnen befindlichen Herrschaften) , Риттергютерн, Штедтен, Дёрферн и другие места Mappas Geographicas Bringen » ). Это повлекло за собой топографическое обследование Избирательной Саксонии. Помимо центра, он охватывал избирательные саксонские части графств Хеннеберг и Мансфельд , поместья Шенбург , поместья Альбертинских ветвей Саксен-Мерзебург , Саксен-Вайсенфельс и Саксен-Цайтц , а также две Лузатии .
Полученный картографический материал в течение нескольких десятилетий оставался секретным по военным причинам. Принц-курфюрст опубликовал только улучшенную почтовую карту, что стало результатом продления контракта, последовавшего несколько недель спустя. Эта « Chur-Sächsische Post-Charte » , впервые опубликованная в 1718 году, и ее последующие издания использовались до 19 века.
Поскольку указанные в то время расстояния часто основывались на неточных оценках, Цюрнеру приходилось заново измерять расстояния или проверять существующие данные. Для этого он сконструировал исследовательскую машину в форме багажного вагона избирательной Саксонии. Каждый оборот заднего колеса вагона окружностью в один дрезденский стержень ( Dresdner Rute ), т. е. 4,531 метра, передавался на механический счетчик в вагоне посредством цепи. Помощники Цюрнера использовали измерительную тележку в форме тачки для тех путей, которые не подходят для кареты, которая также измеряла расстояния поворотом колеса и носилась как так называемое «пятое колесо повозки» ( fünftes Rad am Wagen ) в деле о геодезическом тренере. Оба метода позволили провести очень точное обследование дорог.

Еще одной проблемой было отсутствие стандартных единиц измерения. В то время даже в пределах Электората существовали мили ( Мейлен ) разной длины. избирательная саксонская почтовая миля Поэтому для достижения стандартизации 17 марта 1722 года была введена , согласно которой 1 миля = 2 лиги = 2000 дрезденских стержней = 9,062 километра. Для обозначения расстояний на верстовых столбах Цюрнер использовал лигу ( Wegstunde ), которая равнялась полумиле. [ 1 ]
Обследование обычно начиналось в Лейпциге или Дрездене счетчик устанавливался на ноль , причем на почте в каждом городе . В результате указывается расстояние Лейпцига или Дрездена. Во время такого путешествия помощник геодезиста должен был каждые четверть мили вбивать в землю пронумерованный деревянный кол и рыть рядом с ним яму. Затем выкопанный материал использовался для надежной фиксации деревянного столба. Землевладелец отвечал за уход за земельным участком.
В ряде случаев опросы проводились и за пределами территории электората. Везде, где саксонская земля прерывалась другими территориями, с разрешения владельца территории обследовались дороги, используемые саксонским почтовым отделением.
Особенно трудными были геодезические работы в Верхней Лужице, поскольку тамошние помещики поместий пытались воспрепятствовать деятельности Цюрнера. Цюрнер смог приступить к обследованию Верхней и Нижней Лужиц только 29 июня 1723 года. Измерительные работы на важнейших дорогах государства были завершены к 1733 году.
Возведение колонн
[ редактировать ]
19 сентября 1721 года избирательный приказ был издан округам ( Ämter ) Дрездена, Мейсена и Гросенхайна о возведении каменных колонн в качестве верстовых столбов. 1 ноября 1721 г. этот приказ был распространен на все государство. В тот же день ответственные государственные органы издали общее постановление об «Установке каменных почтовых колонн» ( Setzung der steinernen Post-Säulen ) и инструкцию о том, что расходы на их возведение должны были нести землевладельцы затронутых мест. . Для Верхней Лужицы 24 ноября 1721 года последовала отдельная инструкция.
Цюрнер, которому 14 декабря 1721 года было поручено Августом Сильным, сам разработал детали того, какие верстовые столбы должны были быть установлены. Цюрнер заявил, что колонна на большом расстоянии ( Distanzsäule ) должна быть возведена непосредственно перед воротами города. Точно так же через соответствующие интервалы должны были располагаться камни длиной в четверть мили, полмили и целую милю. В саксонской части графства Хеннеберг вместо обычных каменных колонн устанавливались чугунные столбы, а в графстве Мансфельд вообще не было верстовых столбов.
Первоначально было установлено около 300 дальних верстовых столбов и около 1200 других придорожных верстовых столбов. Около 200 из них по крайней мере частично сохранились или были тщательно реконструированы. После 1990 года все чаще производились реплики.
Сегодня саксонский участок Старого Дрездена до Почтовой дороги Теплица считается историческим транспортным сообщением с наиболее сохранившимися почтовыми столбами.
Материал, используемый для изготовления верстовых столбов в Саксонии, сильно различается. Обычно их изготавливали из преобладающего в данной местности строительного камня, что также отражается на строительных материалах, используемых в архитектуре Саксонии в целом. Эльбский песчаник из нескольких карьеров в Саксонской Швейцарии и районе леса Тарандт Для изготовления большей части камней использовался . Другими часто используемыми материалами были порфир Рохлица в Центральной Саксонии и лужицкий гранит в восточной Саксонии. В районе Хемница порфировый туф Хильберсдорфа, добытый в Хильберсдорфе и Флёхе. в качестве материала для верстовых столбов использовался В верховьях Рудных гор и Фогтланде верстовые столбы изготавливались из местного гранита , например, гранита Визенбад , гранита района Грайфенштайне , Шварценберга гранита , Кирхберга. Гранит или гранит Бад-Брамбаха типа « горы Фихтель ». Различные свойства этих разнообразных типов камня к выветриванию во многих случаях становятся проблемой для сохранения этих памятников. Это также причина того, что многие вехи больше не существуют. [ 2 ] [ 3 ]
Оппозиция
[ редактировать ]
И расходы, и ответственность за установку верстовых столбов должны были нести власти соответствующих городов и деревень. В результате меры не получили всеобщего одобрения по всей стране. Поскольку средства городов значительно различались в зависимости от их размера и промышленной структуры, финансовое воздействие на них было очень различным. Независимо от их размера, они часто имели одинаковое количество городских ворот и, следовательно, сопоставимое количество опорных колонн. Часто ворот было от трех до пяти. В 1722 году саксонский ландтаг обратился к курфюрсту с просьбой отменить дорогостоящий проект, вызвавший сопротивление многих городских советов и землевладельцев. Многие города пытались проигнорировать указ или отложить его реализацию. [ 4 ]
Чтобы добиться выполнения своих указаний, курфюрст прибегал к суровым мерам и угрожал за небрежность, опоздание или повреждение верстовых столбов дисциплинарными взысканиями в приказе от 24 июля 1722 г.; а в другом указе от 7 сентября 1724 г. штраф в 20 талеров был наложен на каждого чиновника, виновного в нарушении сроков и в каждом отдельном случае халатности. Особенно на дорогах Центральной Саксонии, в городах Кольдиц , Гримма , Ошац , Рохлиц и Вальдхайм , а также на маршрутах из этих городов в Лейпциг и оттуда в Цайц пробелы были особенно заметны и были, по указу от 7 сентября, подлежит публичному порицанию со стороны курфюрста. [ 5 ]
В ходе этого спора во многих местах стремились установить только одну колонну с верстовыми столбами. Цюрнер очень точно знал расположение многих небольших городов и деревень. В ходе своего проекта он продолжал поддерживать запросы городов и отстаивал согласие избирателей. Во многих случаях их просьбы были удовлетворены. Поэтому на национальных дорогах устанавливались только деревянные столбы или ремонтировались существующие. [ 6 ] После 1727 года во многих случаях применялась практика возведения одной колонны на город. [ 7 ]
Поскольку приказ от 19 сентября 1721 года включал в себя подробный меморандум из 24 пунктов и сопровождался списком преимуществ постановления, похоже, что проблемы были предвидены с самого начала. Например, в качестве преимуществ национального обследования в меморандуме указывалось, что оплата «курьеров, услуг по пересылке, почтовых отправлений и других товаров» будет поддаваться проверке, а цены больше не смогут устанавливаться произвольно, что будет меньше жалобы путешественников на высокие сборы, которые до сих пор отнимали время у судов и вышестоящих органов, а также на то, что время поездки и сроки доставки будут точно определены в ходе обследования. Другой аргумент заключался в том, что дороги будут легче узнавать зимой и ночью. [ 8 ]
Противодействие почтовым верстовым столбам было особенно сильным в Верхней Лужице . В 1723 году советы Баутцена городские и Гёрлица отказались принять Цюрнера по этому поводу. Лишь 31 марта 1724 г. имения Верхней Лужицы заявили о своей готовности выполнить инструкции. [ 9 ]
Поскольку верстовые столбы время от времени повреждаются или даже сбиваются, в 1724 году был издан приказ о том, что такие преступления будут наказываться тюремным заключением и другими «жесткими и образцовыми наказаниями». [ 10 ]
Из-за упорного противодействия саксонский ландтаг наконец смог издать 12 апреля 1728 года указ, согласно которому - вопреки желанию курфюрста - верстовые столбы необходимо устанавливать только на главных и почтовых дорогах. [ 11 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Неясно, в какой степени Август Сильный лично участвовал в разработке проекта верстовых столбов. Их окончательный облик, основанный на барочных и классических прототипах, был связан с деятельностью старшего государственного архитектора ( Oberlandesbaumeister ) Маттеуса Даниэля Пёппельмана . [ 12 ] [ 13 ]
Вехи расстояний
[ редактировать ]Вехи большого расстояния ( Distanzsäule ) состояли из семи элементов. Постамент и образовывали цоколь , дадо ( или карниз колпак). Колонна состоит из основания ( Zwischenplatte или Schaftfuß ), вала, блока, засеивающего герб ( Wappenstück ), и навершия ( Aufsatz или Spitze ). Колонны имеют среднюю высоту 8 локтей (4,53 метра) и опираются на постамент высотой в полэлля. Отдельные элементы скреплялись при помощи железных колышков, отлитых из свинца. На древке колонны названия пунктов назначения были написаны по указанию Цюрнера шрифтом Fraktur на основе таблиц расстояний, составленных для каждого города. Несколько маршрутов пересекали государственные границы, и это обозначалось буквами гр (от Гренце или «граница») или горизонтальной линией. Частью надписи на всех колоннах был почтовый рожок со всех четырех сторон, являвшийся эмблемой почтового суверенитета государства. Герб Саксонского курфюршества с позолоченной короной и польской королевской короной с На надстройке был изображен королевский польско-литовский герб.
На столбах, первоначально возведенных перед городскими воротами, обычно с двух сторон были отмечены расстояния, а с двух других - названия городов назначения. На более поздних колоннах, возведенных на рыночных площадях, расстояния были отмечены со всех четырех сторон.
Полная миля камня
[ редактировать ]Камень на всю милю ( Ganzmeilensäule ) должен был отмечать каждую полную милю вдоль почтовой дороги. Его высота составляет около 3,75 метра, а по форме он напоминает большой верстовой столб. Однако они более тонкие и не имеют секции с изображением герба. Информация была написана на двух сторонах, чтобы путешественники в обоих направлениях могли ее прочитать. На обочине имелся так называемый порядковый номер ( Reihennummer ), которым последовательно нумеровались все придорожные столбы и верстовые столбы. Поскольку номер присваивался каждой четверти мили, каждый столб длиной в милю имел серийный номер, делящийся на четыре.
Камень на полмили
[ редактировать ]Камень в полмили ( Halbmeilensäule ), также называемый столбом лиги ( Stundensäule ), поскольку лига соответствовала полумиле, имел нижний постамент, увенчанный валом, суживающимся сверху вниз. Навершие в форме крыши со скошенной фаской образовывало самый верхний элемент. Его общая высота около 3 метров. На нем были те же надписи, что и на камне во всю милю. Гермоподобная конструкция этой колонны является причиной того , что до наших дней сохранилось лишь несколько камней этого типа. Серийный номер четный, но не делится на четыре.
Камень в четверть мили
[ редактировать ]Камень в четверть мили ( Viertelmeilenstein ) покоится на невысоком постаменте и представляет собой прямоугольную колонну или стелу. Его общая высота составляет около 1,7 метра. На этих столбах нет никаких надписей, кроме монограммы «AR», символа почтового рожка , года изготовления и на узкой стороне, обращенной к дороге, серийного номера, который был нечетным числом.
-
Дистанционный столб на рыночной площади в Нойштадте в Саксонии
-
Пост длиной в милю на дороге от Старого Дрездена до Теплиц-Пост возле Брайтенау.
-
Полмильный пост в Маркнойкирхене
-
Четверть мили в Бад-Лаузике
Преемники
[ редактировать ]
Подготовка к введению метрической системы в Королевстве Саксония велась в рамках работы Комиссии по стандартизации ( Normalaichungscommission ), которую возглавляли Альберт Кристиан Вайнлиг и Юлиус Амброзиус Хюльссе. Эти двое мужчин предусмотрели переходный этап от старых подразделений. Почти одновременно аналогичные усилия предпринимались на уровне Германской Конфедерации . [ 14 ] [ 15 ] Новое обследование было проведено в 1858 году, а между 1859 и 1865 годами была введена новая система вех — королевские саксонские вехи были выполнены в форме станционных вех ( Stationssteine ), полной мили, полмили, перекрестка ( Abzweig- ) и пограничного перехода. камни ( Grenzübergangssteine ), отметив, что с 1840 года 1 миля = 7,5 км. После полного введения метрической системы около 1900 года некоторые из них были преобразованы в километровые, шоссе , пограничные ( Flurgrenz ) и дорожные камни ( Straßenwärtersteine ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История почтовых колонн» (на немецком языке). Исследовательская группа: Вехи избирательной деятельности Saxon Post eV и 1. Saxon Postcoach Association eV. Архивировано из оригинала 5 февраля 2017 г. . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Коллектив авторов: Лексикон вех саксонской почты . 1989, стр. 115–117.
- ^ О. Херрманн: Карьерная промышленность и карьерная геология . 1-е изд., Берлин, 1899 г.
- ^ Коллектив авторов: Лексикон вех саксонской почты . 1989, стр. 99, 100, 121.
- ^ Коллектив авторов: Лексикон вех саксонской почты . 1989, стр. 96–97.
- ^ Коллектив авторов: Лексикон вех саксонской почты . 1989, с. 100.
- ^ Коллектив авторов: Лексикон вех саксонской почты . 1989, с. 111.
- ^ Коллектив авторов: Лексикон вех саксонской почты . 1989, стр. 95–96.
- ^ Коллектив авторов: Лексикон вех саксонской почты . 1989, с. 98.
- ^ Коллектив авторов: Лексикон вех саксонской почты . 1989, с. 97.
- ^ Коллектив авторов: Лексикон вех саксонской почты . 1989, с. 99.
- ^ ср. Исследовательская группа по основным этапам избирательной кампании Saxon Post. V. Архивировано 7 января 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Коллектив авторов: Лексикон вех саксонской почты . 1989, с. 94.
- ^ Пол Домш: Альберт Кристиан Вайнлиг. Картина жизни, основанная на семейных бумагах и файлах. Хемниц 1912 г. (трактаты и отчеты государственных технических училищ Хемница, вып. 2), с. 83.
- ^ Вестник законов и постановлений Королевства Саксония, 1858 г., 12 марта 1858 г., №. 18, закона, касающегося введения общенациональной массы и некоторых положений о мерах и весах вообще .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карл Кристиан Шрамм: Saxonia Monumentis Viarum Illustrata. - Указатели, бедные и верстовые столбы . Виттенберг, 1727 год.
- Эберхард Штиммель: Вехи избирательной саксонской почты — Библиография . Опубликовано исследовательской группой польской Saxon Post Milestones. В. Строительное издательство, Берлин, 1988.
- Коллектив авторов: Лексикон польско-саксонских почтовых вех . Опубликовано исследовательской группой польской Saxon Post Milestones. В. транспресс, издательство по транспорту, Берлин, 1989 г., ISBN 3-344-00264-3 .
- Густав Адольф Куфаль: Саксонские почтовые столбы в честь своего 200-летия. В: Объявления Саксонской ассоциации внутренней безопасности. Том 11, выпуск 4–6, Дрезден, 1922, стр. 69–95, ISSN 0941-1151 .
- Густав Адольф Куфаль: Почтовые столбы Саксонии. В: Объявления Саксонской ассоциации внутренней безопасности. Том 12, выпуски 4–6, Дрезден, 1923 г., стр. 97–109, ISSN 0941-1151 .
- Густав Адольф Куфаль: Избирательные саксонские почтовые вехи Августа Сильного… . Издательство Саксонской ассоциации внутренней безопасности, Дрезден, 1930 г.
- Хайнц Буркарт: Об истории положения почтовой колонны в избирательной Саксонии. В: Саксонские местные газеты . Выпуск 6, 1971 г., стр. 241–250.
- Ганс-Генрих Штельцель: Существующие саксонские почтовые столбы и оставшиеся части. В: Саксонские местные газеты . Выпуск 6, 1971 г., стр. 261–271.
- Зигфрид Рюле: Почтовые колонны и вехи. Опубликовано исследовательской группой польской Saxon Post Milestones. Т. 2-е издание, Саксонский. Типография и издательство, Дрезден, 1996 г.
- Почтовые столбцы и вехи . Опубликовано исследовательской группой польской Saxon Post Milestones. В. Дрезден/Грилленбург (город Тарандт). 3-е исправленное издание, Schütze-Engler-Weber Verlags GbR, Дрезден, 2007 г., ISBN 978-3-936203-09-7 .
- Коллектив авторов исследовательской группы Kurdish Saxon Post Milestones: Newsletter 1-88 (1964-2011), опубликованный исследовательской группой Polish-Saxon Post Milestones e. в.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Исследовательская группа: Исследовательская группа «Вехи польско-саксонской почты» e. в.
- Карта Амтера Вюрцена, Эйленбурга и Дюбена (Шенк, Амстердам, 18 век, Цюрнер не упоминается). На этой карте показаны два столба саксонской почты, установленные Цюрнером: столб длиной в полмили (упавший) с монограммой «AR». ) и постоянный столб длиной в четверть мили.