Архитектура барокко
Годы активности | Конец 16–18 веков. |
---|
Архитектура барокко — высокодекоративный и театральный стиль, возникший в Италии в начале 17 века и постепенно распространившийся по Европе. Первоначально он был представлен католической церковью , особенно иезуитами , как средство борьбы с Реформацией и протестантской церковью с новой архитектурой, внушавшей удивление и трепет. [ 1 ] Своего расцвета он достиг в эпоху высокого барокко (1625–1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции, Баварии и Австрии. В период позднего барокко (1675–1750 гг.) оно достигло России, Османской империи и испанских и португальских колоний в Латинской Америке. еще более сложный декоративный вариант под названием рококо . Примерно в 1730 году в Центральной Европе появился и процветал [ 2 ] [ 3 ]
Архитекторы эпохи барокко взяли основные элементы архитектуры эпохи Возрождения , в том числе купола и колоннады , и сделали их выше, величественнее, украшеннее и драматичнее. Внутренние эффекты часто достигались с использованием квадратуры (т.е. живописи -тромпеля в сочетании со скульптурой): взгляд обращен вверх, создавая иллюзию того, что человек смотрит в небо. Потолок заполнен скоплениями скульптурных ангелов и раскрашенных фигур. Свет также использовался для драматического эффекта; она стекала с куполов и отражалась от обилия позолоты . Также часто использовались витые колонны , чтобы создать иллюзию движения вверх, а картуши и другие декоративные элементы занимали все доступное пространство. Центральным элементом дворцов в стиле барокко стали парадные лестницы. [ 4 ]
В раннем барокко (1584–1625) во многом преобладали работы римских архитекторов, в частности фасад церкви Джезу Джакомо делла Порта (освящен в 1584 году) и колоннада базилики Святого Петра работы Карло Мадерно (завершена в 1612 году) и роскошный Интерьеры дворца Барберини работы Пьетро да Кортона (1633–1639) и Санта-Сусанна (1603 г.) работы Карло Мадерно. Во Франции Люксембургский дворец (1615–1645 гг.), построенный Саломоном де Броссом для Марии Медичи, был ранним примером этого стиля. [ 5 ]
Высокое барокко (1625–1675) породило в Риме крупные произведения Пьетро да Кортона, в том числе (Церковь Санти Лука и Мартина ) (1635–50); Франческо Борромини ( Сан-Карло алле Кваттро Фонтане (1634–1646)); и Джан Лоренцо Бернини (Колоннада площади Святого Петра ) (1656–57). В Венеции произведения высокого барокко включали Санта-Мария-делла-Салюте Бальдассаре Лонгена . Примеры во Франции включают Павильон часов Лувра Замок Жака Лемерсье (1624–1645), Часовню Сорбонны Жака Лемерсье (1626–35) и Мезон Франсуа Мансара (1630–1651).
В эпоху позднего барокко (1675–1750) этот стиль распространился на все части Европы, а также на колонии Испании и Португалии в Новом Свете. Национальные стили стали более разнообразными и самобытными. Позднее барокко во Франции при Людовике XIV было более упорядоченным и классическим; примеры включают Зеркальный зал и Версальского дворца купол Дома Инвалидов . Особенно богато украшенный вариант появился в начале 18 века; его сначала называли Рокай во Франции ; затем рококо в Испании и Центральной Европе. Лепные и расписные украшения покрывали все пространство на стенах и потолке. Его самым знаменитым архитектором был Бальтазар Нойман , известный базиликой Четырнадцати Святых Помощников и Вюрцбургской резиденцией (1749–51). [ 6 ]
История
[ редактировать ]Раннее барокко (1584–1625)
[ редактировать ]-
Фасад церкви Джезу в Риме (освящена в 1584 г.)
-
Внутренний вид купола церкви Джезу работы Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта
-
Фасад Санта-Сусанны в Риме работы Карло Мадерно (1603 г.)
-
Церковь Сен-Жерве и Сен-Проте , первая парижская церковь с фасадом в стиле нового барокко (1616–20).
-
Люксембургский дворец работы Саломона де Бросса (1615–1624).
-
Базилика Бом Иисуса . Объект всемирного наследия , построенный в стиле барокко и завершенный в 1604 году нашей эры. В нем находится тело святого Франциска Ксавьера .
Архитектура барокко впервые появилась в конце 16 и начале 17 веков в религиозной архитектуре Рима как средство противодействия популярной привлекательности протестантской Реформации . Это была реакция на более строгий и академический стиль ранних церквей. Она была направлена на то, чтобы вызвать у простых людей эффект удивления, эмоций и трепета. Чтобы добиться этого, использовалось сочетание контраста, движения, обманки и других драматических и театральных эффектов, таких как квадратура — использование расписных потолков, создававших иллюзию того, что человек смотрит прямо в небо. Новый стиль особенно понравился новым религиозным орденам, в том числе театинам и иезуитам , которые строили новые церкви, призванные привлечь и вдохновить широкую популярную аудиторию. [ 7 ]
Рим
[ редактировать ]Один из первых архитекторов в стиле барокко, Карло Мадерно , использовал барочные эффекты пространства и перспективы в новом фасаде и колоннаде базилики Святого Петра , которая была спроектирована так, чтобы контрастировать и дополнять гигантский купол, построенный ранее Микеланджело . [ 8 ] Среди других влиятельных ранних примеров в Риме - церковь Джезу работы Джакомо делла Порта (освящена в 1584 году) с первым фасадом в стиле барокко и богато украшенным интерьером, а также церковь Санта-Сусанна (1603 года) работы Карло Мадерно. [ 9 ]
Париж
[ редактировать ]Иезуиты вскоре импортировали этот стиль в Париж. Церковь Сен-Жерве и Сен-Проте в Париже (1615–1621) имела первый фасад в стиле барокко во Франции, в котором, как и фасады итальянского барокко, представлены три наложенных друг на друга классических ордера. [ 10 ] Итальянский стиль дворцов был также импортирован в Париж Марией Медичи для ее новой резиденции, Люксембургского дворца (1615–1624) архитектора Саломона де Бросса , и для нового крыла замка Блуа Франсуа Мансара (1635–1635). 38). Николя Фуке , управляющий финансами молодого короля Людовика XIV новый стиль , выбрал для своего замка в Во-ле-Виконт (1612–1670) Луи Ле Во . Позже он был заключен в тюрьму королем из-за непомерной стоимости дворца. [ 11 ]
Южные Нидерланды
[ редактировать ]В Южных Нидерландах архитектура барокко была представлена католической церковью в контексте Контрреформации и Восьмидесятилетней войны . После разделения Нидерландов по всей стране были воздвигнуты церкви в стиле барокко. Одним из первых архитекторов был Вацлав Кобергер (1560-1634), построивший базилику Богоматери Шерпенёвельской с 1609 по 1627 год и церковь Святого Августина в Антверпене . Другими церквями являются, например, церковь Св. Чарльза Борромео в Антверпене (1615–1621 гг.) и церковь Св. Вальбурги (Брюгге) (1619–1641 гг.), построенные Питером Хюиссенсом . Позже были построены и светские здания, такие как Ратуша на Гран-Плас в Брюсселе и несколько колоколен . [ нужна ссылка ]
Центральная Европа
[ редактировать ]Первым примером раннего барокко в Центральной Европе была церковь Тела Христова в Несвиже в Речи Посполитой , построенная иезуитами по римскому образцу между 1586 и 1593 годами в Несвиже (после 1945 года в Несвиже в Беларуси). [ 12 ] [ 13 ] Церковь также имеет честь быть первой купольной базиликой с фасадом в стиле барокко в Содружестве и Восточной Европе. [ 13 ] Еще одним ранним примером в Польше является церковь Святых Петра и Павла в Кракове , построенная между 1597 и 1619 годами итальянским архитектором-иезуитом Джованни Марией Бернардони . [ 14 ]
Высокое барокко (1625–1675)
[ редактировать ]Италия
[ редактировать ]-
Балдакен работы Бернини в базилике Святого Петра в Риме (1623–1634 гг.)
-
Церковь Санти Лука и Мартина в Риме работы Пьетро да Кортона (1635–1650 гг.)
-
Санта-Мария-делла-Салюте работы Бальдассаре Лонгены в Венеции (1630–1631).
Папа Урбан VIII , занимавший папство с 1623 по 1644 год, стал самым влиятельным покровителем стиля барокко. После смерти Карло Мадерно в 1629 году Урбан назначил архитектора и скульптора Джана Лоренцо Бернини главным папским архитектором. Бернини создал не только барочные здания, но и барочные интерьеры, площади и фонтаны, превратив центр Рима в огромный театр. Бернини перестроил церковь Санта-Бибиана и церковь Сан-Себастьяно-аль-Палатино на Палатинском холме в памятники барокко, спланировал Фонтана дель Тритоне на площади Барберини и создал парящий балдахин в качестве центрального элемента базилики Святого Петра . [ 15 ]
Высокое барокко постепенно распространилось по Италии, за пределы Рима. в Венеции построил Санта-Мария-делла-Салюте В этот период Бальдассаре Лонгена (1630–31). Церкви были не единственными зданиями в стиле барокко. Одним из лучших памятников раннего барокко является дворец Барберини (1626–1629), резиденция семьи Урбана VIII, строительство которого было начато Карло Мадерно, а завершено и украшено Бернини и Франческо Борромини . Снаружи семейная резиденция Папы была относительно сдержанной, но интерьеры, и особенно огромная фреска на потолке салона « Аллегория Божественного Провидения и Силы Барберини» , написанная Пьетро да Кортона , считаются шедеврами искусства и декора в стиле барокко. . [ 16 ] Изогнутые фасады и иллюзия движения были специализацией Франческо Борромини, особенно в Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане (1634–1646), одной из достопримечательностей высокого барокко. [ 17 ] Другим важным памятником того периода была церковь Санти Лука и Мартина в Риме работы Пьетро да Кортона (1635–1650 гг.) в форме греческого креста с изящным куполом. После смерти Урбана VIII и недолгого правления его преемника, папство Папы Александра VII с 1666 по 1667 год увидело дальнейшее строительство церквей, площадей и фонтанов в стиле барокко в Риме Карло Райнальди , Бернини и Карло Фонтана . [ 18 ]
Франция
[ редактировать ]-
Часовня Сорбонны работы Жака Лемерсье (1626–35).
-
Замок Мезон работы Франсуа Мансара (1630–1651).
Король Людовик XIII отправил архитектора Жака Лемерсье в Рим между 1607 и 1614 годами для изучения нового стиля. По возвращении во Францию он спроектировал Павильон часов Лувра капеллу (начало 1626 г.) и, что более важно, Сорбонны , первый церковный купол в Париже. Он был спроектирован в 1626 году, а строительство началось в 1635 году. [ 19 ] Следующим важным проектом французского барокко был купол гораздо большего размера для церкви Валь-де-Грас, начатый в 1645 году Лемерсье и Франсуа Мансаром и законченный в 1715 году. Вскоре к Коллежу четырех наций (сейчас был добавлен третий купол в стиле барокко) Институт Франции ). [ 20 ]
В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини , молодой Людовик XIV взял на себя непосредственный контроль над правительством. Искусство было передано под руководство его контролера финансов генерального Жана-Батиста Кольбера . Шарль Ле Брен , директор Королевской академии живописи и скульптуры , был назначен суперинтендантом зданий короля, отвечающим за все королевские архитектурные проекты. Королевская академия архитектуры была основана в 1671 году с целью сделать Париж, а не Рим, художественной и архитектурной моделью для мира. [ 21 ]
Первым архитектурным проектом Людовика XIV стала предложенная реконструкция фасада восточного крыла Лувра. Бернини , тогда самый известный архитектор Европы, был вызван в Париж, чтобы представить проект. Начиная с 1664 года Бернини предложил несколько вариантов барокко, но в конце концов король выбрал проект французского архитектора Шарля Перро в более классическом варианте барокко. Постепенно это стало стилем Людовика XIV . Вскоре Людовик был занят еще более масштабным проектом — строительством нового Версальского дворца . Архитекторами были выбраны Луи Ле Вау и Жюль Ардуэн-Мансар , а фасады нового дворца были построены вокруг бывшего Мраморного двора между 1668 и 1678 годами. Величие Версаля в стиле барокко, особенно фасад, выходящий на сад и Зеркальный зал , выполненный Жюль Ардуэн-Мансар стал образцом для других дворцов по всей Европе. [ 22 ]
Позднее барокко (1675–1750)
[ редактировать ]В период позднего барокко (1675–1750) стиль появился по всей Европе: от Англии и Франции до Центральной Европы и России, от Испании и Португалии до Скандинавии, а также в колониях Испании и Португалии в Новом Свете и Филиппины. Часто он принимал разные названия, и региональные различия становились более отчетливыми. Особенно богато украшенный вариант появился в начале 18 века и назывался рокайль во Франции и рококо в Испании и Центральной Европе. Скульптурное и расписное украшение покрывает все пространство на стенах и потолке. Среди наиболее выдающихся архитекторов этого стиля был Бальтазар Нойман , известный базиликой Четырнадцати Святых Помощников и Вюрцбургской резиденцией (1749–51). Эти работы были одними из последних выражений рококо или позднего барокко. [ 6 ]
Италия
[ редактировать ]-
Интерьер базилики Суперга работы Филиппо Юварры
-
Палаццо Кариньяно , ныне Музей итальянского Возрождения, Турин.
К началу 18 века здания в стиле барокко можно было найти во всех частях Италии, часто с региональными вариациями. Яркими примерами являются базилика Суперга с видом на Турин работы Филиппо Юварры (1717–1731), которая позже использовалась в качестве модели для Пантеона в Париже. [ 23 ] Дворец Ступиниджи (1729–1731 гг.) был охотничьим домиком и одной из резиденций королевского дома Савойи недалеко от Турина. Его также построил Филиппо Юварра . [ 24 ]
Франция
[ редактировать ]-
Часовня Дома Инвалидов , Жюль Ардуэн-Мансар (завершено в 1708 году)
-
Часовня Версальского дворца, начатая Жюлем Ардуэном-Мансаром (1699–1710 гг.)
-
Салон отеля de Soubise в Париже (1735–40), автор Жермен Боффран.
В период позднего барокко во Франции развивалось оформление Версальского дворца , включая Зеркальный зал и часовню . Позже, во время правления Людовика XV , в Париже появился новый, более богато украшенный вариант, стиль рокайль или французское рококо, который процветал примерно между 1723 и 1759 годами. [ 25 ] Самым ярким примером был салон принцессы в Отеле де Субиз в Париже, спроектированный Жерменом Боффраном и Шарлем-Жозефом Натуаром (1735–40). [ 26 ] [ 27 ]
Англия
[ редактировать ]Кристофер Рен был ведущей фигурой позднего барокко в Англии, его реконструкция собора Святого Павла (1675–1711 гг.), вдохновленная моделью базилики Святого Петра в Риме, его план Гринвичской больницы (начат в 1695 г.) и Хэмптонского собора. Придворный дворец (1690–96). Среди других британских деятелей позднего барокко были Иниго Джонс для Уилтон-хауса (1632–1647) и два ученика Рена, Джон Ванбру и Николас Хоксмур , для замка Ховард (1699–1712) и дворца Бленхейм (1705–1724). [ 28 ]
-
Западный фасад собора Святого Павла работы Кристофера Рена (1675–1702).
-
Гринвичская больница Кристофера Рена (1694 г.)
-
Дворец Бленхейм , Джон Ванбру и Николас Хоксмур.
Литва
[ редактировать ]В 17 веке здания в стиле позднего барокко в Литве строились в стиле итальянского барокко , однако в первой половине 18 века виленского барокко сформировался самобытный архитектурный стиль в столице Вильнюсе (в котором преподавали архитектуру в Вильнюсе) позднего барокко. Иезуитская академия , иезуитские коллегии , доминиканские школы ) и распространились по всей Литве. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Наиболее отличительными особенностями церквей, построенных в стиле виленского барокко, являются очень высокие и стройные башни главных фасадов с разнообразно декорированными отсеками, волнистость карнизов и стен, декоративность в ярких тонах, разноцветные мраморные и лепные алтари в интерьерах. [ 29 ] [ 30 ] [ 32 ] Литовское дворянство финансировало реконструкцию и строительство церквей позднего барокко, монастырей (например, монастыря Пажайслис ) и своих личных дворцов (например, дворца Сапег , дворца Слушко , дворца Малого Радвилоса ). [ 33 ] [ 34 ]
Известные архитекторы, построившие в Литве здания в стиле позднего барокко, — Иоганн Кристоф Глаубиц , Томас Зебровский , Пьетро Перти (сотрудничал с художниками Микеланджело Паллони , Джованни Мария Галли ), Джамбаттиста Фредиани, Пьетро Путтини, Карло Путтини, Ян Заор , Г. Ленкевич, Авраам Вюрцнер, Ян Валентинус, Тобиас Дидерштейн, П. И. Хофер, Паоло Фонтана и др. [ 30 ] [ 32 ] [ 34 ]
-
Церковь Святого Казимира, Вильнюс , реконструированная в XVIII веке Томасом Зебровским.
-
Церковь Св. Иоанна в Вильнюсе , реконструированная в XVIII веке Иоганном Кристофом Глаубицем и Томасом Зебровским.
-
Интерьер церкви Святых Петра и Павла в Вильнюсе , спроектированный Яном Заором , Джамбаттистой Фредиани и завершенный в 1701 году.
-
Интерьер доминиканской церкви Святого Духа в Вильнюсе, реконструированной в стиле позднего барокко в 17 веке. [ 35 ]
-
Интерьер церкви Посещения монастыря Пажайслис в Каунасе , спроектированный Пьетро Путтини, Карло Путтини и Джованни Баттиста Фредиани и завершенный в 1690 году. [ 34 ]
-
Церковь Святой Троицы Лишкявского монастыря, построенная в 1741 году. [ 36 ]
-
Интерьер базилики Рождества Пресвятой Девы Марии в Шилуве (построенной в 1760–1772 гг.) с Шилувской Богоматерью в главном алтаре. [ 37 ]
-
Церковь Пресвятой Девы Марии, Царицы Ангелов , с фасадом-близнецом в стиле позднего барокко, построенным в 1735 году, в Титувенском монастыре в Титувенай. [ 38 ]
Центральная Европа
[ редактировать ]Многие из самых необычных зданий позднего барокко были построены в Австрии, Германии и Чехии. В Австрии ведущей фигурой был Фишер фон Эрлах , построивший Карлскирхе , самую большую церковь Вены , в прославление императоров Габсбургов . Эти работы иногда заимствовали элементы Версаля в сочетании с элементами итальянского барокко для создания новых грандиозных эффектов, как, например, во дворце Шварценберг (1715 г.). Иоганн Лукас фон Хильдебрандт использовал большие лестницы и эллипсы для достижения своих эффектов в верхнем и нижнем дворце Бельведер в Вене (1714–1722). В « Аббатстве Мельк » Якоб Прандтауэр использовал обилие полихромного мрамора и лепнины, скульптур и потолочных росписей для достижения гармоничных и весьма театральных эффектов. [ 39 ]
Другой важной фигурой немецкого барокко был Бальтазар Нойман (1687–1753), среди работ которого была Вюрцбургская резиденция князей -епископов Вюрцбургских с ее знаменитой лестницей. [ 40 ]
В Богемии ведущим архитектором в стиле барокко был Кристоф Динценхофер , чье здание отличалось сложными кривыми, контр-кривыми и эллиптическими формами, что делало Прагу , как и Вену, столицей позднего барокко. [ 41 ]
-
Интерьер церкви аббатства Мельк работы Якоба Прандтауэра (1702–1736).
-
Карлскирхе , Вена работы Фишера фон Эрлаха (освящена в 1737 г.)
-
Императорский зал Вюрцбургской резиденции работы Бальтазара Ноймана (1749–1751 гг.)
-
Базилика Четырнадцати Святых Помощников работы Бальтазара Неймана (1743–1772).
-
Королевский дворец Гёдёллё (Венгрия) работы Андраша Майерхоффера (1730–1785 гг.)
Испания
[ редактировать ]Политические и экономические кризисы 17 века во многом задержали появление барокко в Испании до позднего периода, хотя иезуиты всячески способствовали этому. Его ранними характеристиками были роскошный внешний вид, контрастирующий с относительно простым интерьером и множеством помещений. Они тщательно спланировали освещение в интерьере, чтобы создать впечатление загадочности. Начало 18 века, [ 42 ] Известные испанские примеры включают новый западный фасад собора Сантьяго-де-Компостела (1738–1750 гг.) с его впечатляющими башнями работы Фернандо де Касас Новоа . В Севилье был Леонардо де Фигероа создателем Дворца Сан-Тельмо с фасадом, вдохновленным итальянским барокко. Самые богато украшенные произведения испанского барокко были созданы Хосе Бенито де Чурригера в Мадриде и Саламанке. В его работах здания практически заглушены орнаментом из позолоченного дерева, гигантскими извилистыми колоннами и скульптурной растительностью. Два его брата, Хоакин и Альберто, также внесли важный, хотя и менее богатый, вклад в то, что стало известно просто как стиль чурригереско . [ 42 ]
-
Фасад позднего барокко собора Сантьяго-де-Компостела (1738–1750 гг.)
Латинская Америка и Северная Америка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении : «Америка и американское барокко» слишком велики, чтобы их можно было разместить в одном разделе. Развернуть по стране (или региону, по крайней мере). Вы можете помочь, добавив к ней . ( июнь 2024 г. ) |
Стиль барокко был импортирован в Латинскую Америку в 17 веке испанцами и португальцами, особенно иезуитами для строительства церквей. Стиль иногда называли Churrigueresque , в честь семьи архитекторов в стиле барокко в Саламанке . Особенно прекрасным примером является собор Сакатекас в городе Сакатекас , на северо-центральной части Мексики, с его богато украшенным фасадом и двумя колокольнями. Другой важный пример – Сан-Кристобаль-де-лас-Касас в Мексике. [ 43 ] Ярким примером в Бразилии является монастырь Сан-Бенту в Рио-де-Жанейро . начат в 1617 году, с дополнительным украшением после 1668 года. Метрополитенская скиния Метрополитен-собор , расположенный справа от главного собора, построен Лоренцо Родригесом между 1749 и 1760 годами для размещения архивов и облачений архиепископа, а также для приема посетителей. . [ 44 ]
Португальская колониальная архитектура была создана по образцу архитектуры Лиссабона и отличается от испанского стиля. Самым известным архитектором Бразилии был Алейжадиньо , уроженец Бразилии, наполовину португалец и самоучка. Самая известная его работа — церковь Святого Франциска Ассизского (Оуро-Прето) . [ 45 ]
-
Соборная базилика Сакатекас в Мексике, построенная между 1729-1772 годами, образец чурригереско . стиля
-
Собор Морелии , Мексика. 1660-1744.
-
Метрополитен-собор Мехико , Мехико, построенный между 1571-1813 годами несколькими архитекторами.
-
Церковь Святого Доминго де Гусмана , Оахака. Мексика. 1572-1724.
-
Гаванский собор , Куба, построенный между 1748-1777 годами. [ 46 ]
-
Главный алтарь Иглесия- де-Эль-Саграрио, Кито , церковь, построенная между 1617-1747 годами испанцем Хосе Хайме Ортисом . Это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
-
Полный фасад церкви и монастыря Сан-Франциско, Кито , построенный между 1550-1680 гг.
-
Церковь Общества Иисуса, Куско , Перу, построенная между 1576-1668 годами Жаном-Батистом Жилем и Диего Мартинесом де Овьедо.
-
Панорама фасада базилики и монастыря Сан-Франциско в Лиме , построенного между 1657-1672 годами португальцем Константино де Васконселлосом и Лиманом Мануэлем Эскобаром, является городом всемирного наследия ЮНЕСКО.
-
Церковь Святого Франциска Ассизского (Оуро-Прету) , Бразилия, построенная между 1765-1775 годами бразильским королем Александром.
Характеристики
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2021 г. ) |
-
Потолок галереи Фарнезе работы Аннибале Карраччи (1597–1704).
-
Иллюзионистическая роспись потолка Иезуитенкирхе в Вене работы Андреа Поццо (1703 г.)
-
Парадная лестница Вюрцбургской резиденции (1720–1780) работы Бальтазара Неймана .
-
Эффект Тромпеля на потолке церкви Джезу в Риме работы Джованни Баттиста Гаулли (завершено в 1679 году)
-
Сад в стиле барокко в Во-ле-Виконт . Партер . , предназначенный для просмотра сверху из окон и террасы замка, был продолжением внутренней архитектуры и дизайна
В архитектуре барокко часто использовались визуальные и театральные эффекты, призванные удивлять и трепетать зрителя:
- купола были обычным явлением. Их интерьеры часто изображали небо, наполненное ангелами и скульптурными солнечными лучами, что символизировало славу или видение рая. Грушевидные купола иногда использовались в баварском , чешском , польском и украинском барокко.
- квадратура . Картины в стиле тромпель с изображением ангелов и святых на куполе и на потолке в сочетании с лепными рамами или декором, которые создают иллюзию трехмерности и взгляда через потолок на небеса. Иногда кажется, что нарисованные или вылепленные фигуры Атлантов поддерживают потолок. В некоторых церквях в стиле барокко иллюзионистская роспись потолков создавала иллюзию трехмерности.
- грандиозные лестницы . Лестницы часто занимали центральное место и использовались для драматического эффекта. поэтапно поднимаясь вверх, давая меняющиеся виды с разных уровней и служа местом проведения церемоний. [ 47 ]
- картуши сложных форм и скульптурные рамы разбивают поверхности и придают стенам трехмерный эффект.
- зеркала, чтобы создать впечатление глубины и большего пространства, особенно в сочетании с окнами, как в Зеркальном зале дворца Версальского .
- неполные архитектурные элементы , такие как фронтоны с отсутствующими секциями, что приводит к слиянию секций и дезориентации глаза.
- светотень . Использование сильных контрастов тьмы и света для драматического эффекта.
- надземная скульптура . Путти или фигурки на потолке или чуть ниже него, сделанные из дерева (часто позолоченного), штукатурки или лепнины, мрамора или искусственной отделки, создающие впечатление парящих в воздухе.
- Соломоновы колонны , создававшие иллюзию движения. [ 47 ]
- эллиптические или овальные пространства , исключающие прямые углы. Иногда овальный неф окружали расходящиеся круглые часовни. В этом заключалась отличительная особенность базилики Четырнадцати святых помощников Бальтазара Неймана . [ 48 ]
Планы
[ редактировать ]-
Крестообразный план высокой церкви в стиле барокко Санти Лука и Мартина в Риме работы Пьетро да Кортона (1639–1669).
-
План этажа Сант-Андреа-аль-Квиринале работы Джана Лоренцо Бернини (1658–1661) с указанием входа (внизу), алтаря (вверху) и расходящихся часовен.
-
План базилики Четырнадцати Святых Помощников в стиле позднего барокко работы Бальтазара Неймана , построенной между 1743 и 1772 годами. Алтарь находится в овале в центре.
Основные архитекторы и произведения в стиле барокко по странам
[ редактировать ]Италия
[ редактировать ]- Карло Мадерно – Санта-Сусанна (1595–603); Базилика Святого Петра и Сант-Андреа-делла-Валле , Рим
- Пьетро да Кортона – Санта-Мария-делла-Паче (1656–68), Санти Лука и Мартина , Рим
- Джан Лоренцо Бернини – Площадь Святого Петра , Палаццо Барберини , Сант-Андреа-аль-Квиринале , Рим
- Франческо Борромини – Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане , Сант-Иво-алла-Сапиенца , Рим
- Карло Фонтана – Сан-Марчелло аль Корсо (1692–1697)
- Франческо де Санктис – Испанская лестница (1723)
- Луиджи Ванвителли – Дворец Казерта (начало 1752 г.)
- Гуарино Гуарини – Палаццо Кариньяно в Турине (1679 г.), Часовня Плащаницы , Турин
- Филиппо Юварра – Базилика Суперга , Турин (1717–1731 гг.)
Франция
[ редактировать ]- Саломон де Бросс – Люксембургский дворец (1615–1645)
- Луи Ле Во - ( Во-ле-Виконт (1658–1661), Колледж четырех наций (1662–1688), Кур Карре Лувра ) (1668–1680)
- Жюль Ардуэн-Мансар – купольная часовня Дома Инвалидов (закончена в 1708 году); Садовый фасад и Зеркальный зал дворца Версальского
- Робер де Котт – Часовня Версальского дворца (1643–1715), Большой Трианон (1643–1715)
Англия
[ редактировать ]- Кристофер Рен - Собор Святого Павла (1675–1711), дворец Хэмптон-Корт (1690–1696), Гринвичская больница (начато в 1695 г.) [ 49 ]
- Николас Хоксмур и Джон Ванбру – Касл Ховард (1699–1712); Бленхеймский дворец (1705–1724 гг.)
- Джеймс Гиббс – Камера Рэдклиффа , Оксфорд (1739–49) [ 50 ]
Нидерланды
[ редактировать ]- Якоб Ван Кампен - Королевский дворец Амстердама (тогда мэрия) (начало 1648 г.), дворец Нордейнде (1640 г.) и Маурицхейс (1641 г.)
- Ливен де Ки – Ратуша (Харлем) (1620 г.)
- Питер Пост – Хьюс тен Босх (1645–1652) и ратуша Маастрихта (1686)
- Мауриц Пост - Дворец Сестдейк (1650 г.)
- Даниэль Стальпарт – Морской музей (1655–1656) и Тромпенбург (1684)
- Даниэль Маро – Дворец Хет Лоо (1684–1686)
- Бартоломеус ван Бассен – Новая Керк (Гаага) (1656 г.)
- Пьер Кайперс – Базилика Ауденбош (1892 г.)
Германия
[ редактировать ]- Агостино Барелли – Дворец Нимфенбург , Мюнхен (1664–1675)
- Маттеус Даниэль Пёппельманн – Цвингер , Дрезден (1697–1716) [ 51 ]
- Георг Бар — Дрезденская Фрауэнкирхе , (1722–1738, разрушена в 1944 году, перестроена в 1994–2005 годах) [ 52 ]
- Иоганн Арнольд Неринг – Дворец Шарлоттенбург , Берлин (1695–1713)
- Бальтазар Нойман – Базилика четырнадцати Святых Помощников (1743–1772), Вюрцбургская резиденция (1735)
- Иоганн Динценхофер и Иоганн Лукас фон Хильдебрандт – Замок Вайсенштайн в Поммерсфельдене , Бавария (1711–1718)
- Аугустусбургский дворец
Австрия
[ редактировать ]- Иоганн Лукас фон Хильдебрандт , Дворец Верхний Бельведер в Вене (1721–1723 гг.)
- Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах – Университетская церковь, Зальцбург (начато в 1696 г.); Карлскирхе , Вена (1716–37); Австрийская национальная библиотека (начата в 1722 г.)
- Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и Иоганн Лукас фон Хильдебрандт – Дворец Ауэрсперг в Вене
- Якоб Прандтауэр и Йозеф Мунггенаст , аббатство Мельк (1702–1738)
- Сантино Солари , Зальцбургский собор (фасад и внутренняя часть купола) (1614–1628)
Чешская Республика
[ редактировать ]- Жан-Батист Матэ – Дворец Троя , Прага (1679–1691) [ 53 ]
- Кристоф Динценхофер — Бржевновский монастырь , Прага (1708–1721) — Церковь Святого Николая . Прага (1704–1755 гг.) [ 53 ]
- Килиан Игнац Динценхофер – Дворец Кинских (Прага) (1755–1765) [ 54 ]
Словакия
[ редактировать ]- Пьетро Споццо – Иезуитская церковь Трнавы (1629–37)
Венгрия
[ редактировать ]- Андраш Майерхоффер - Дворец Гёдёллё недалеко от Будапешта (начало 1733 г.)
- Игнац Орашек и Мартон Виттвер: Дворец Эстерхази в Фертеде
Румыния
[ редактировать ]- Иоганн Эберхард Блауманн – Дворец Банфи в Клуже (1774–75)
- Иоганн Лукас фон Хильдебрандт – Епископский дворец в Ораде (1736–1750)
- Йозеф Эмануэль Фишер фон Эрлах – Собор Святого Георгия, Тимишоара
- Антон Эрхард Мартинелли – Собор Святой Троицы, Блай (1738–1749)
- Самуэль фон Брукенталь – Дворец Брукенталь в Сибиу (1777–87)
- Франц Бургер - Средняя школа Брукенталя в Сибиу (1779–81)
- Церковь иезуитов, Сибиу (1726–1733 гг.)
- Национальный колледж Георге Лазэра (Сибиу)
Польша
[ редактировать ]- Джованни Мария Бернардони – Церковь Святых Петра и Павла, Краков (1597–1619)
- Йозеф Эмануэль Фишер фон Эрлах – Часовня Святого Причастия, Вроцлавский собор
- Карл Фридрих Пёппельман – Голубой дворец в Варшаве (1728 г.)
- Тильман ван Гамерен – Дворец Красинских , Варшава (1677–1682)
- Иоганн Лукас фон Хильдебрандт – Королевский замок, Варшава (1711 г.)
- Фридрих Керхер – Расширение Королевского замка в Варшаве (1700 г.)
- Августин Винцентий Лоччи и Андреас Шлютер – Реконструкция Вилянувского дворца (1677–1696) [ 55 ]
Португалия
[ редактировать ]- Жуан Антунес – Церковь Санта-Энграсиа , Лиссабон (ныне Национальный Пантеон Португалии; начало 1681 г.)
- Николау Насони – Церковь Клеригуш в Порту (1732–1763); Дворец Матеуш в Вила-Реале (1739–1743 гг.)
Португальское колониальное барокко
[ редактировать ]- Алейжадиньо – Церковь Святого Франциска Ассизского (Оуро-Прету) , Бразилия [ 56 ] (1771–1794)
- Базилика и монастырь Носа-Сеньора-ду-Карму, Ресифи , Бразилия (1665–1767)
- Церковь Св. Анна, Талаулим , Индия (1577–1695)
- Церковь Святого Доминика, Макао , Китай (1587 г.)
Испания
[ редактировать ]- Фернандо де Касас Новоа – Западный фасад собора Сантьяго-де-Компостела (1738–1750) [ 57 ]
- Алонсо Кано – Пристройки к собору Гранады в стиле барокко (1667 г.) [ 57 ]
- Леонардо де Фигероа – Дворец Сан-Тельмо , Севилья (1682 г.) [ 57 ]
- Хосе Бенито де Чурригера – Церковь Сан-Каэтано, Мадрид – Алтарь церкви Сан-Эстебан, Саламанка (1693 г.) [ 58 ]
- Франсиско Уртадо Искьердо – Чартерхаус Гранады , Гранада (1727–1764) [ 59 ]
Испано-американское барокко
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении : «Америка и американское барокко» слишком велики, чтобы их можно было разместить в одном разделе. Развернуть по стране (или региону, по крайней мере). Вы можете помочь, добавив к ней . ( июнь 2024 г. ) |
- Лоренцо Родригес – Скиния митрополита Мехико , Мехико , Мексика (1749–1760) [ 60 ]
- Соборная базилика Сакатекаса в городе Сакатекас, Мексика (1729–1772 гг.)
- Испанец Хосе де ла Крус , Антонио де Нава и Луиджи Томасси – Собор Чиуауа , Мексика, (1725–1760)
- Монастырь Сан-Франциско, улица Мадеро, Мехико , построенный примерно в 16 веке.
- Фламандец Жан-Батист Жиль и Диего Мартинес де Овьедо – Церковь Общества Иисуса, Куско , Перу (1668 г.)
- Хуан Мигель де Вераменди, Хуан Корреа, Мигель Гутьеррес Сенсио – Собор Куско , в Куско, Перу (1560–1664)
- Паласио де Торре Тагле в Лиме , Перу (1715 г.)
- Соборная базилика Лимы , Перу (1535–1649 гг.)
- Базилика и монастырь Богоматери Милосердия, Лима , Перу (1535 г.)
- Базилика Сан-Франциско, Ла-Пас , Боливия (1743–1772 гг.) [ 61 ]
- Гаванский собор на Кубе, построенный между 1748 и 1777 годами. [ 46 ]
- Базилика Менор-де-Сан-Франциско де Асис в Гаване, Куба, построенная между 1580 и 1738 годами.
Северные страны
[ редактировать ]- Элиас Давид Хойссер (Дания) – Дворец Кристиансборг (1-е место)
- Ламберт ван Хавен (Дания) – Церковь Спасителя, Копенгаген (1682–1747)
- Никодим Тессин Старший (Швеция) – Дворец Дротнингхольм (1662–1681) – Кальмарский собор в Смоланде , Швеция (1660–1703)
Россия
[ редактировать ]- Giovanni Maria Fontana – Menshikov Palace (Saint Petersburg) (1710–1720s)
- Георг Иоганн Маттарнови – Кунсткамера в петровском барокко, Санкт-Петербург, завершенная к 1727 году.
- Бартоломео Франческо Растрелли – Фасад Смольного монастыря , Санкт-Петербург (1748–1754); Строгановский дворец (1753—1754); Воронцовский дворец (Санкт-Петербург) (1749—1757); Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754–1762). [ 62 ]
- Доменико Трезини – Петропавловская крепость , Санкт-Петербург (1706–1740)
- Михаил Земцов – Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург) (1743–54).
Украина
[ редактировать ]- Франческо Бартоломео Растрелли – Мариинский дворец в Киеве (1744–1752); Андреевская церковь, Киев (1744–1767), обе в елизаветинском стиле.
- По приказу Якова Лизогуба – Дом Лизогуба (1690-е); Екатерининская церковь, Чернигов (1715 г.)
- Свято-Никольский собор в Нежине (17 век), прообраз украинского барокко.
- Большая часть Выдубицкого монастыря (17–19 вв.)
- Части Киево-Печерской лавры (17–18 вв.)
Мальта
[ редактировать ]- Бонтадино де Бонтадини - Акведук Виньякура (1612–1615) и арка Виньякура. [ 63 ]
- Франческо Бунамичи – Церковь иезуитов, Валлетта (1635 г.) [ 64 ]
- Маттиа Прети – Собор Святого Иоанна (1660-е годы); Церковь Богоматери Победы, Валлетта (1752 г.)
- Лоренцо Гафа – Церковь Св. Лаврентия, Витториоза (1681–97); Сент-Луис Собор Святого Павла, Мдина (1696–1705); ( Успенский собор, Гозо 1697–1711) [ 65 ]
- Андреа Белли – Гостиница Кастилии (1741–45) [ 64 ]
См. также
[ редактировать ]- Список архитектуры барокко
- Список резиденций в стиле барокко
- Музыка барокко
- Скульптура в стиле барокко
- Османская архитектура барокко
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Говен Александр Бейли , Между Ренессансом и барокко: иезуитское искусство в Риме, 1565–1610 (Торонто: University of Toronto Press, 2003).
- ^ Уден, Словарь архитекторов (1994), стр. 43–44
- ^ Дючер (1988), Фламмарион, стр. 102–104
- ^ Дючер (1988), Фламмарион, с. 102
- ^ Томан (Рольф, Искусство барокко – Архитектура – Скульптура – Живопись (2015), стр. 12–70
- ^ Jump up to: а б Томан (2015), стр. 190–194
- ^ Дюшер, Характеристики стилей (1989), с. 102
- ^ Дюшер, Характеристики стилей (1989), с. 104
- ^ Виттковер Р., Искусство и архитектура в Италии 1600–1750 , изд. 1985 г., стр. 111
- ^ Тексье, Симон, Париж – Панорама архитектуры (2012), с. 31
- ^ Томан, L'Art Baroque (2015), с. 125
- ^ Алексей Серка. «Фарная Римско-Католическая Церковь» . www.belarusguide.com . Архивировано из оригинала 8 июля 2010 года . Проверено 6 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Университет Адама Мицкевича (1991). «Тома 5–6». Литовско-славянское Posnaniensia (на польском языке). УАМ п. 90. ИСБН 83-232-0408-Х .
- ^ Коэн, Гэри Б.; Сабо, Франц А.Дж. (1 июля 2008 г.). Воплощения власти: строительство городов в стиле барокко в Европе . Книги Бергана. п. 101. ИСБН 978-0-85745-050-0 .
- ^ Томан, Искусство барокко (2015), стр. 15–45
- ^ Томан, Искусство барокко (2015), стр. 21–23
- ^ Дючер (1989) с. 104
- ^ Томан, Искусство барокко (2015), стр. 24–45
- ^ Томан (2015) с. 128
- ^ Ранум, Орест (1968). Париж в эпоху абсолютизма: эссе (переработанное издание). Пенн Стейт Пресс. п. 185. ИСБН 978-0-271-04645-7 . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ Томан (2015), стр. 129–131
- ^ Томан (2015), стр. 133–35
- ^ Томан 2015 , с. 58.
- ^ Кольер, Уильям (1963). «Французское влияние на архитектуру Филиппо Юварры» . Архитектурная история . 6 : 41–53. дои : 10.2307/1568282 . ISSN 0066-622X . JSTOR 1568282 . S2CID 158774259 . Архивировано из оригинала 29 мая 2022 года . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ Ловреглио, Аурелия и Анна, Словарь мебели и предметов искусства , Ле Робер, Париж, 2006, стр. 369
- ^ Хопкинс 2014 , стр. 92–93.
- ^ Де Морант 1970 , с. 382.
- ^ Томан (2015), стр. 162–169
- ^ Jump up to: а б Раила, Элигиюс. «Архитектурный проект Бароко» . Шалтиняй.info . Министерство образования и науки Литвы , Институт литовской литературы и фольклора, Вильнюсский университет . Архивировано из оригинала 9 мая 2021 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Вильнюсская школа барокко» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ «Исторический центр Вильнюса» . ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 17 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Виткаускене, Рута Бируте. «Барокко в литовской архитектуре» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ «Литовская архитектура» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Церковно-монастырский ансамбль Пажаислиса» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ «Доминиканская церковь Святого Духа в Вильнюсе, Литва» . CityofMercy.lt . Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ «Лишкиавос бажничя» . Liskiavosparapija.lt . Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Шинкунайте, Лайма. «Базилика Рождества Богородицы» . Siluva.lt (на литовском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ «Церковь Святой Девы Марии, Царицы Ангелов» в Титувенай . Tytuvenubaznycia.lt (на литовском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Кабанн (1988), стр. 89–91
- ^ Кабанн (1988), стр. 901
- ^ Кабанн (1988), стр. 90–92
- ^ Jump up to: а б Кабанн (1988), стр. 49–51
- ^ Томан (2015) с. 120
- ^ Хорц де Виа, Елена (1991). Официальный путеводитель Centro de la Ciudad de Mexico . Мехико: ИНА-САЛЬВАТ. стр. 28–30. ISBN 968-32-0540-2 .
- ^ Томан (2015) с. 121
- ^ Jump up to: а б Бельмонт Фриман (23 июня 2018 г.). Современная архитектура на Кубе и современные проблемы сохранения . Архивировано из оригинала 30 сентября 2019 года . Проверено 30 сентября 2019 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Дючер (1988), с. 102
- ^ Дючер, Роберт, Характеристики стилей (1988), стр. 102–103
- ^ Томан (2015), стр. 168–169)
- ^ Томан (2015) с. 177
- ^ Томан (2015), стр. 202–205
- ^ Томан (2015), стр. 206–207
- ^ Jump up to: а б Томан (2015) с. 264
- ^ Томан (2015) с. 266
- ^ Томан (2015) с. 270
- ^ * Алейжадиньо . Архивировано 27 марта 2019 года в Machine Wayback Британской энциклопедии.
- ^ Jump up to: а б с Кабанн (1988), с. 49
- ^ Кабанн (1988) с. 50
- ^ Певснер, Николаус. Очерк европейской архитектуры. Нью-Йорк: Penguin Books, Ltd., 1963.
- ^ Уден, Словарь архитекторов , стр. 430
- ^ Адриана Оливера (1 июня 2016 г.). «Откройте для себя Ла-Пас: Музей Сан-Франциско» . Регион (боливийская газета) . Мир. Архивировано из оригинала 25 сентября 2019 года . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ Томан (2015) с. 272
- ^ Бонелло, Джованни (2003). «Бонтадино де Бонтадини - Убийство первого архитектора в стиле барокко на Мальте». Истории Мальты – убеждения и догадки . Мальта: Fondazzjoni Patrimonju Malti. стр. 44–61. ISBN 9789993210276 .
- ^ Jump up to: а б «Архитектура барокко» . Культура Мальты . Архивировано из оригинала 30 июня 2016 года.
- ^ Скьявоне, Майкл Дж. (2009). Словарь мальтийских биографий Vol. II Г–З . Пьета : Публикации Независимости. стр. 851–852. ISBN 9789993291329 .
Библиография
[ редактировать ]- Бейли, Говен Александр. Барокко и Рококо . Лондон: Phaidon Press, 2012.
- Бурк, Джон. Барочные церкви Центральной Европы . Лондон: Фабер, 1962 (2-е исправленное изд.)
- Кабанн, Перр (1988), Классическое искусство и барокко , Париж: Ларусс, ISBN 978-2-03-583324-2
- Де Морант, Генри (1970). История декоративного искусства (на французском языке). Книжный магазин Хачетт.
- Дюшер, Робер, Характеристики стилей , (1988), Фламмарион, Париж (на французском языке); ISBN 2-08-011539-1
- Хопкинс, Оуэн (2014). Стили в архитектуре . Дюнод. ISBN 978-2-10-070689-1 .
- Тексье, Саймон (2012). Париж – Панорама архитектуры . Париграмма. ISBN 978-2-84096-667-8 .
- Уден, Бернар (1992), Словарь архитекторов (на французском языке), Париж: Seghers, ISBN 2-232-10398-6
- Ситуэлл, Сашеверелл . Возвращение к южному барокко . Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1967.
- Томан, Рольф (2015). L'art барочная архитектура, скульптура, живопись (на французском языке). Кельн-Париж: HF Ullmann. ISBN 978-3-8480-0856-8 .
- Роббинс Лэндон, ХК и Дэвид Вин Джонс (1988) Гайдн: его жизнь и музыка . Темза и Гудзон.