Jump to content

Архитектура барокко

(Перенаправлено с Барокко (архитектура) )

Архитектура барокко
По часовой стрелке сверху слева: церковь Святого Игнатия Лойолы в Италии, церковь Санта-Приска-де-Таско в Мексике, Смольный собор в России, Сен-Жерве-и-Сен-Проте во Франции.
Годы активности Конец 16–18 веков.

Архитектура барокко — высокодекоративный и театральный стиль, возникший в Италии в начале 17 века и постепенно распространившийся по Европе. Первоначально он был представлен католической церковью , особенно иезуитами , как средство борьбы с Реформацией и протестантской церковью с новой архитектурой, внушавшей удивление и трепет. [ 1 ] Своего расцвета он достиг в эпоху высокого барокко (1625–1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции, Баварии и Австрии. В период позднего барокко (1675–1750 гг.) оно достигло России, Османской империи и испанских и португальских колоний в Латинской Америке. еще более сложный декоративный вариант под названием рококо . Примерно в 1730 году в Центральной Европе появился и процветал [ 2 ] [ 3 ]

Архитекторы эпохи барокко взяли основные элементы архитектуры эпохи Возрождения , в том числе купола и колоннады , и сделали их выше, величественнее, украшеннее и драматичнее. Внутренние эффекты часто достигались с использованием квадратуры (т.е. живописи -тромпеля в сочетании со скульптурой): взгляд обращен вверх, создавая иллюзию того, что человек смотрит в небо. Потолок заполнен скоплениями скульптурных ангелов и раскрашенных фигур. Свет также использовался для драматического эффекта; она стекала с куполов и отражалась от обилия позолоты . Также часто использовались витые колонны , чтобы создать иллюзию движения вверх, а картуши и другие декоративные элементы занимали все доступное пространство. Центральным элементом дворцов в стиле барокко стали парадные лестницы. [ 4 ]

В раннем барокко (1584–1625) во многом преобладали работы римских архитекторов, в частности фасад церкви Джезу Джакомо делла Порта (освящен в 1584 году) и колоннада базилики Святого Петра работы Карло Мадерно (завершена в 1612 году) и роскошный Интерьеры дворца Барберини работы Пьетро да Кортона (1633–1639) и Санта-Сусанна (1603 г.) работы Карло Мадерно. Во Франции Люксембургский дворец (1615–1645 гг.), построенный Саломоном де Броссом для Марии Медичи, был ранним примером этого стиля. [ 5 ]

Высокое барокко (1625–1675) породило в Риме крупные произведения Пьетро да Кортона, в том числе (Церковь Санти Лука и Мартина ) (1635–50); Франческо Борромини ( Сан-Карло алле Кваттро Фонтане (1634–1646)); и Джан Лоренцо Бернини (Колоннада площади Святого Петра ) (1656–57). В Венеции произведения высокого барокко включали Санта-Мария-делла-Салюте Бальдассаре Лонгена . Примеры во Франции включают Павильон часов Лувра Замок Жака Лемерсье (1624–1645), Часовню Сорбонны Жака Лемерсье (1626–35) и Мезон Франсуа Мансара (1630–1651).

В эпоху позднего барокко (1675–1750) этот стиль распространился на все части Европы, а также на колонии Испании и Португалии в Новом Свете. Национальные стили стали более разнообразными и самобытными. Позднее барокко во Франции при Людовике XIV было более упорядоченным и классическим; примеры включают Зеркальный зал и Версальского дворца купол Дома Инвалидов . Особенно богато украшенный вариант появился в начале 18 века; его сначала называли Рокай во Франции ; затем рококо в Испании и Центральной Европе. Лепные и расписные украшения покрывали все пространство на стенах и потолке. Его самым знаменитым архитектором был Бальтазар Нойман , известный базиликой Четырнадцати Святых Помощников и Вюрцбургской резиденцией (1749–51). [ 6 ]

Раннее барокко (1584–1625)

[ редактировать ]

Архитектура барокко впервые появилась в конце 16 и начале 17 веков в религиозной архитектуре Рима как средство противодействия популярной привлекательности протестантской Реформации . Это была реакция на более строгий и академический стиль ранних церквей. Она была направлена ​​на то, чтобы вызвать у простых людей эффект удивления, эмоций и трепета. Чтобы добиться этого, использовалось сочетание контраста, движения, обманки и других драматических и театральных эффектов, таких как квадратура — использование расписных потолков, создававших иллюзию того, что человек смотрит прямо в небо. Новый стиль особенно понравился новым религиозным орденам, в том числе театинам и иезуитам , которые строили новые церкви, призванные привлечь и вдохновить широкую популярную аудиторию. [ 7 ]

Один из первых архитекторов в стиле барокко, Карло Мадерно , использовал барочные эффекты пространства и перспективы в новом фасаде и колоннаде базилики Святого Петра , которая была спроектирована так, чтобы контрастировать и дополнять гигантский купол, построенный ранее Микеланджело . [ 8 ] Среди других влиятельных ранних примеров в Риме - церковь Джезу работы Джакомо делла Порта (освящена в 1584 году) с первым фасадом в стиле барокко и богато украшенным интерьером, а также церковь Санта-Сусанна (1603 года) работы Карло Мадерно. [ 9 ]

Иезуиты вскоре импортировали этот стиль в Париж. Церковь Сен-Жерве и Сен-Проте в Париже (1615–1621) имела первый фасад в стиле барокко во Франции, в котором, как и фасады итальянского барокко, представлены три наложенных друг на друга классических ордера. [ 10 ] Итальянский стиль дворцов был также импортирован в Париж Марией Медичи для ее новой резиденции, Люксембургского дворца (1615–1624) архитектора Саломона де Бросса , и для нового крыла замка Блуа Франсуа Мансара (1635–1635). 38). Николя Фуке , управляющий финансами молодого короля Людовика XIV новый стиль , выбрал для своего замка в Во-ле-Виконт (1612–1670) Луи Ле Во . Позже он был заключен в тюрьму королем из-за непомерной стоимости дворца. [ 11 ]

Южные Нидерланды

[ редактировать ]

В Южных Нидерландах архитектура барокко была представлена ​​католической церковью в контексте Контрреформации и Восьмидесятилетней войны . После разделения Нидерландов по всей стране были воздвигнуты церкви в стиле барокко. Одним из первых архитекторов был Вацлав Кобергер (1560-1634), построивший базилику Богоматери Шерпенёвельской с 1609 по 1627 год и церковь Святого Августина в Антверпене . Другими церквями являются, например, церковь Св. Чарльза Борромео в Антверпене (1615–1621 гг.) и церковь Св. Вальбурги (Брюгге) (1619–1641 гг.), построенные Питером Хюиссенсом . Позже были построены и светские здания, такие как Ратуша на Гран-Плас в Брюсселе и несколько колоколен . [ нужна ссылка ]

Центральная Европа

[ редактировать ]

Первым примером раннего барокко в Центральной Европе была церковь Тела Христова в Несвиже в Речи Посполитой , построенная иезуитами по римскому образцу между 1586 и 1593 годами в Несвиже (после 1945 года в Несвиже в Беларуси). [ 12 ] [ 13 ] Церковь также имеет честь быть первой купольной базиликой с фасадом в стиле барокко в Содружестве и Восточной Европе. [ 13 ] Еще одним ранним примером в Польше является церковь Святых Петра и Павла в Кракове , построенная между 1597 и 1619 годами итальянским архитектором-иезуитом Джованни Марией Бернардони . [ 14 ]

Высокое барокко (1625–1675)

[ редактировать ]

Папа Урбан VIII , занимавший папство с 1623 по 1644 год, стал самым влиятельным покровителем стиля барокко. После смерти Карло Мадерно в 1629 году Урбан назначил архитектора и скульптора Джана Лоренцо Бернини главным папским архитектором. Бернини создал не только барочные здания, но и барочные интерьеры, площади и фонтаны, превратив центр Рима в огромный театр. Бернини перестроил церковь Санта-Бибиана и церковь Сан-Себастьяно-аль-Палатино на Палатинском холме в памятники барокко, спланировал Фонтана дель Тритоне на площади Барберини и создал парящий балдахин в качестве центрального элемента базилики Святого Петра . [ 15 ]

Высокое барокко постепенно распространилось по Италии, за пределы Рима. в Венеции построил Санта-Мария-делла-Салюте В этот период Бальдассаре Лонгена (1630–31). Церкви были не единственными зданиями в стиле барокко. Одним из лучших памятников раннего барокко является дворец Барберини (1626–1629), резиденция семьи Урбана VIII, строительство которого было начато Карло Мадерно, а завершено и украшено Бернини и Франческо Борромини . Снаружи семейная резиденция Папы была относительно сдержанной, но интерьеры, и особенно огромная фреска на потолке салона « Аллегория Божественного Провидения и Силы Барберини» , написанная Пьетро да Кортона , считаются шедеврами искусства и декора в стиле барокко. . [ 16 ] Изогнутые фасады и иллюзия движения были специализацией Франческо Борромини, особенно в Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане (1634–1646), одной из достопримечательностей высокого барокко. [ 17 ] Другим важным памятником того периода была церковь Санти Лука и Мартина в Риме работы Пьетро да Кортона (1635–1650 гг.) в форме греческого креста с изящным куполом. После смерти Урбана VIII и недолгого правления его преемника, папство Папы Александра VII с 1666 по 1667 год увидело дальнейшее строительство церквей, площадей и фонтанов в стиле барокко в Риме Карло Райнальди , Бернини и Карло Фонтана . [ 18 ]

Король Людовик XIII отправил архитектора Жака Лемерсье в Рим между 1607 и 1614 годами для изучения нового стиля. По возвращении во Францию ​​он спроектировал Павильон часов Лувра капеллу (начало 1626 г.) и, что более важно, Сорбонны , первый церковный купол в Париже. Он был спроектирован в 1626 году, а строительство началось в 1635 году. [ 19 ] Следующим важным проектом французского барокко был купол гораздо большего размера для церкви Валь-де-Грас, начатый в 1645 году Лемерсье и Франсуа Мансаром и законченный в 1715 году. Вскоре к Коллежу четырех наций (сейчас был добавлен третий купол в стиле барокко) Институт Франции ). [ 20 ]

В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини , молодой Людовик XIV взял на себя непосредственный контроль над правительством. Искусство было передано под руководство его контролера финансов генерального Жана-Батиста Кольбера . Шарль Ле Брен , директор Королевской академии живописи и скульптуры , был назначен суперинтендантом зданий короля, отвечающим за все королевские архитектурные проекты. Королевская академия архитектуры была основана в 1671 году с целью сделать Париж, а не Рим, художественной и архитектурной моделью для мира. [ 21 ]

Первым архитектурным проектом Людовика XIV стала предложенная реконструкция фасада восточного крыла Лувра. Бернини , тогда самый известный архитектор Европы, был вызван в Париж, чтобы представить проект. Начиная с 1664 года Бернини предложил несколько вариантов барокко, но в конце концов король выбрал проект французского архитектора Шарля Перро в более классическом варианте барокко. Постепенно это стало стилем Людовика XIV . Вскоре Людовик был занят еще более масштабным проектом — строительством нового Версальского дворца . Архитекторами были выбраны Луи Ле Вау и Жюль Ардуэн-Мансар , а фасады нового дворца были построены вокруг бывшего Мраморного двора между 1668 и 1678 годами. Величие Версаля в стиле барокко, особенно фасад, выходящий на сад и Зеркальный зал , выполненный Жюль Ардуэн-Мансар стал образцом для других дворцов по всей Европе. [ 22 ]

Позднее барокко (1675–1750)

[ редактировать ]

В период позднего барокко (1675–1750) стиль появился по всей Европе: от Англии и Франции до Центральной Европы и России, от Испании и Португалии до Скандинавии, а также в колониях Испании и Португалии в Новом Свете и Филиппины. Часто он принимал разные названия, и региональные различия становились более отчетливыми. Особенно богато украшенный вариант появился в начале 18 века и назывался рокайль во Франции и рококо в Испании и Центральной Европе. Скульптурное и расписное украшение покрывает все пространство на стенах и потолке. Среди наиболее выдающихся архитекторов этого стиля был Бальтазар Нойман , известный базиликой Четырнадцати Святых Помощников и Вюрцбургской резиденцией (1749–51). Эти работы были одними из последних выражений рококо или позднего барокко. [ 6 ]

К началу 18 века здания в стиле барокко можно было найти во всех частях Италии, часто с региональными вариациями. Яркими примерами являются базилика Суперга с видом на Турин работы Филиппо Юварры (1717–1731), которая позже использовалась в качестве модели для Пантеона в Париже. [ 23 ] Дворец Ступиниджи (1729–1731 гг.) был охотничьим домиком и одной из резиденций королевского дома Савойи недалеко от Турина. Его также построил Филиппо Юварра . [ 24 ]

В период позднего барокко во Франции развивалось оформление Версальского дворца , включая Зеркальный зал и часовню . Позже, во время правления Людовика XV , в Париже появился новый, более богато украшенный вариант, стиль рокайль или французское рококо, который процветал примерно между 1723 и 1759 годами. [ 25 ] Самым ярким примером был салон принцессы в Отеле де Субиз в Париже, спроектированный Жерменом Боффраном и Шарлем-Жозефом Натуаром (1735–40). [ 26 ] [ 27 ]

Кристофер Рен был ведущей фигурой позднего барокко в Англии, его реконструкция собора Святого Павла (1675–1711 гг.), вдохновленная моделью базилики Святого Петра в Риме, его план Гринвичской больницы (начат в 1695 г.) и Хэмптонского собора. Придворный дворец (1690–96). Среди других британских деятелей позднего барокко были Иниго Джонс для Уилтон-хауса (1632–1647) и два ученика Рена, Джон Ванбру и Николас Хоксмур , для замка Ховард (1699–1712) и дворца Бленхейм (1705–1724). [ 28 ]

В 17 веке здания в стиле позднего барокко в Литве строились в стиле итальянского барокко , однако в первой половине 18 века виленского барокко сформировался самобытный архитектурный стиль в столице Вильнюсе (в котором преподавали архитектуру в Вильнюсе) позднего барокко. Иезуитская академия , иезуитские коллегии , доминиканские школы ) и распространились по всей Литве. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Наиболее отличительными особенностями церквей, построенных в стиле виленского барокко, являются очень высокие и стройные башни главных фасадов с разнообразно декорированными отсеками, волнистость карнизов и стен, декоративность в ярких тонах, разноцветные мраморные и лепные алтари в интерьерах. [ 29 ] [ 30 ] [ 32 ] Литовское дворянство финансировало реконструкцию и строительство церквей позднего барокко, монастырей (например, монастыря Пажайслис ) и своих личных дворцов (например, дворца Сапег , дворца Слушко , дворца Малого Радвилоса ). [ 33 ] [ 34 ]

Известные архитекторы, построившие в Литве здания в стиле позднего барокко, — Иоганн Кристоф Глаубиц , Томас Зебровский , Пьетро Перти (сотрудничал с художниками Микеланджело Паллони , Джованни Мария Галли ), Джамбаттиста Фредиани, Пьетро Путтини, Карло Путтини, Ян Заор , Г. Ленкевич, Авраам Вюрцнер, Ян Валентинус, Тобиас Дидерштейн, П. И. Хофер, Паоло Фонтана [ он ] и др. [ 30 ] [ 32 ] [ 34 ]

Центральная Европа

[ редактировать ]

Многие из самых необычных зданий позднего барокко были построены в Австрии, Германии и Чехии. В Австрии ведущей фигурой был Фишер фон Эрлах , построивший Карлскирхе , самую большую церковь Вены , в прославление императоров Габсбургов . Эти работы иногда заимствовали элементы Версаля в сочетании с элементами итальянского барокко для создания новых грандиозных эффектов, как, например, во дворце Шварценберг (1715 г.). Иоганн Лукас фон Хильдебрандт использовал большие лестницы и эллипсы для достижения своих эффектов в верхнем и нижнем дворце Бельведер в Вене (1714–1722). В « Аббатстве Мельк » Якоб Прандтауэр использовал обилие полихромного мрамора и лепнины, скульптур и потолочных росписей для достижения гармоничных и весьма театральных эффектов. [ 39 ]

Другой важной фигурой немецкого барокко был Бальтазар Нойман (1687–1753), среди работ которого была Вюрцбургская резиденция князей -епископов Вюрцбургских с ее знаменитой лестницей. [ 40 ]

В Богемии ведущим архитектором в стиле барокко был Кристоф Динценхофер , чье здание отличалось сложными кривыми, контр-кривыми и эллиптическими формами, что делало Прагу , как и Вену, столицей позднего барокко. [ 41 ]

Политические и экономические кризисы 17 века во многом задержали появление барокко в Испании до позднего периода, хотя иезуиты всячески способствовали этому. Его ранними характеристиками были роскошный внешний вид, контрастирующий с относительно простым интерьером и множеством помещений. Они тщательно спланировали освещение в интерьере, чтобы создать впечатление загадочности. Начало 18 века, [ 42 ] Известные испанские примеры включают новый западный фасад собора Сантьяго-де-Компостела (1738–1750 гг.) с его впечатляющими башнями работы Фернандо де Касас Новоа . В Севилье был Леонардо де Фигероа создателем Дворца Сан-Тельмо с фасадом, вдохновленным итальянским барокко. Самые богато украшенные произведения испанского барокко были созданы Хосе Бенито де Чурригера в Мадриде и Саламанке. В его работах здания практически заглушены орнаментом из позолоченного дерева, гигантскими извилистыми колоннами и скульптурной растительностью. Два его брата, Хоакин и Альберто, также внесли важный, хотя и менее богатый, вклад в то, что стало известно просто как стиль чурригереско . [ 42 ]

Латинская Америка и Северная Америка

[ редактировать ]

Стиль барокко был импортирован в Латинскую Америку в 17 веке испанцами и португальцами, особенно иезуитами для строительства церквей. Стиль иногда называли Churrigueresque , в честь семьи архитекторов в стиле барокко в Саламанке . Особенно прекрасным примером является собор Сакатекас в городе Сакатекас , на северо-центральной части Мексики, с его богато украшенным фасадом и двумя колокольнями. Другой важный пример – Сан-Кристобаль-де-лас-Касас в Мексике. [ 43 ] Ярким примером в Бразилии является монастырь Сан-Бенту в Рио-де-Жанейро . начат в 1617 году, с дополнительным украшением после 1668 года. Метрополитенская скиния Метрополитен-собор , расположенный справа от главного собора, построен Лоренцо Родригесом между 1749 и 1760 годами для размещения архивов и облачений архиепископа, а также для приема посетителей. . [ 44 ]

Португальская колониальная архитектура была создана по образцу архитектуры Лиссабона и отличается от испанского стиля. Самым известным архитектором Бразилии был Алейжадиньо , уроженец Бразилии, наполовину португалец и самоучка. Самая известная его работа — церковь Святого Франциска Ассизского (Оуро-Прето) . [ 45 ]

Характеристики

[ редактировать ]

В архитектуре барокко часто использовались визуальные и театральные эффекты, призванные удивлять и трепетать зрителя:

  • купола были обычным явлением. Их интерьеры часто изображали небо, наполненное ангелами и скульптурными солнечными лучами, что символизировало славу или видение рая. Грушевидные купола иногда использовались в баварском , чешском , польском и украинском барокко.
  • квадратура . Картины в стиле тромпель с изображением ангелов и святых на куполе и на потолке в сочетании с лепными рамами или декором, которые создают иллюзию трехмерности и взгляда через потолок на небеса. Иногда кажется, что нарисованные или вылепленные фигуры Атлантов поддерживают потолок. В некоторых церквях в стиле барокко иллюзионистская роспись потолков создавала иллюзию трехмерности.
  • грандиозные лестницы . Лестницы часто занимали центральное место и использовались для драматического эффекта. поэтапно поднимаясь вверх, давая меняющиеся виды с разных уровней и служа местом проведения церемоний. [ 47 ]
  • картуши сложных форм и скульптурные рамы разбивают поверхности и придают стенам трехмерный эффект.
  • зеркала, чтобы создать впечатление глубины и большего пространства, особенно в сочетании с окнами, как в Зеркальном зале дворца Версальского .
  • неполные архитектурные элементы , такие как фронтоны с отсутствующими секциями, что приводит к слиянию секций и дезориентации глаза.
  • светотень . Использование сильных контрастов тьмы и света для драматического эффекта.
  • надземная скульптура . Путти или фигурки на потолке или чуть ниже него, сделанные из дерева (часто позолоченного), штукатурки или лепнины, мрамора или искусственной отделки, создающие впечатление парящих в воздухе.
  • Соломоновы колонны , создававшие иллюзию движения. [ 47 ]
  • эллиптические или овальные пространства , исключающие прямые углы. Иногда овальный неф окружали расходящиеся круглые часовни. В этом заключалась отличительная особенность базилики Четырнадцати святых помощников Бальтазара Неймана . [ 48 ]

Основные архитекторы и произведения в стиле барокко по странам

[ редактировать ]
Часовня Плащаницы , Турин
Купол Дома Инвалидов , Париж.
Гринвичская больница сэра Кристофера Рена (1694 г.)

Нидерланды

[ редактировать ]
Королевский дворец Амстердама Якоба ван Кампена (1665 г.)

Германия

[ редактировать ]
Цвингер (1697–1716), реконструированный в 1950-х и 1960-х годах в Дрездене работы Маттеуса Даниэля Пёппельмана после разрушений, нанесенных Второй мировой войной.
Верхний Дворец Бельведер в Вене (1721–1723 гг.)
Дворец Троя , Прага (1679–1691)

Чешская Республика

[ редактировать ]

Словакия

[ редактировать ]
  • Пьетро Споццо – Иезуитская церковь Трнавы (1629–37)
Собор Святого Георгия в Тимишоаре работы Йозефа Эмануэля Фишера фон Эрлаха
Вилянувский дворец , Варшава (1677–1696)
Церковь Санта-Энграсиа , Лиссабон (ныне Национальный Пантеон Португалии; начало 1681 г.)

Португалия

[ редактировать ]

Португальское колониальное барокко

[ редактировать ]
Интерьер базилики и монастыря Носа-Сеньора-ду-Карму, Ресифи , Бразилия, построенных между 1665 и 1767 годами.

Испано-американское барокко

[ редактировать ]
построенный Метрополитен-собор Мехико, с 1573 по 1813 год.

Северные страны

[ редактировать ]
Церковь нашего Спасителя, Копенгаген (1682–1747 гг.)
Znamenskaya Church (Dubrovitsy) 1690-1698 Podolsk, Moscow
Андреевская церковь, Киев

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Говен Александр Бейли , Между Ренессансом и барокко: иезуитское искусство в Риме, 1565–1610 (Торонто: University of Toronto Press, 2003).
  2. ^ Уден, Словарь архитекторов (1994), стр. 43–44
  3. ^ Дючер (1988), Фламмарион, стр. 102–104
  4. ^ Дючер (1988), Фламмарион, с. 102
  5. ^ Томан (Рольф, Искусство барокко – Архитектура – ​​Скульптура – ​​Живопись (2015), стр. 12–70
  6. ^ Jump up to: а б Томан (2015), стр. 190–194
  7. ^ Дюшер, Характеристики стилей (1989), с. 102
  8. ^ Дюшер, Характеристики стилей (1989), с. 104
  9. ^ Виттковер Р., Искусство и архитектура в Италии 1600–1750 , изд. 1985 г., стр. 111
  10. ^ Тексье, Симон, Париж – Панорама архитектуры (2012), с. 31
  11. ^ Томан, L'Art Baroque (2015), с. 125
  12. ^ Алексей Серка. «Фарная Римско-Католическая Церковь» . www.belarusguide.com . Архивировано из оригинала 8 июля 2010 года . Проверено 6 августа 2010 г.
  13. ^ Jump up to: а б Университет Адама Мицкевича (1991). «Тома 5–6». Литовско-славянское Posnaniensia (на польском языке). УАМ п. 90. ИСБН  83-232-0408-Х .
  14. ^ Коэн, Гэри Б.; Сабо, Франц А.Дж. (1 июля 2008 г.). Воплощения власти: строительство городов в стиле барокко в Европе . Книги Бергана. п. 101. ИСБН  978-0-85745-050-0 .
  15. ^ Томан, Искусство барокко (2015), стр. 15–45
  16. ^ Томан, Искусство барокко (2015), стр. 21–23
  17. ^ Дючер (1989) с. 104
  18. ^ Томан, Искусство барокко (2015), стр. 24–45
  19. ^ Томан (2015) с. 128
  20. ^ Ранум, Орест (1968). Париж в эпоху абсолютизма: эссе (переработанное издание). Пенн Стейт Пресс. п. 185. ИСБН  978-0-271-04645-7 . Проверено 29 мая 2022 г.
  21. ^ Томан (2015), стр. 129–131
  22. ^ Томан (2015), стр. 133–35
  23. ^ Томан 2015 , с. 58.
  24. ^ Кольер, Уильям (1963). «Французское влияние на архитектуру Филиппо Юварры» . Архитектурная история . 6 : 41–53. дои : 10.2307/1568282 . ISSN   0066-622X . JSTOR   1568282 . S2CID   158774259 . Архивировано из оригинала 29 мая 2022 года . Проверено 29 мая 2022 г.
  25. ^ Ловреглио, Аурелия и Анна, Словарь мебели и предметов искусства , Ле Робер, Париж, 2006, стр. 369
  26. ^ Хопкинс 2014 , стр. 92–93.
  27. ^ Де Морант 1970 , с. 382.
  28. ^ Томан (2015), стр. 162–169
  29. ^ Jump up to: а б Раила, Элигиюс. «Архитектурный проект Бароко» . Шалтиняй.info . Министерство образования и науки Литвы , Институт литовской литературы и фольклора, Вильнюсский университет . Архивировано из оригинала 9 мая 2021 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
  30. ^ Jump up to: а б с «Вильнюсская школа барокко» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
  31. ^ «Исторический центр Вильнюса» . ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 17 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
  32. ^ Jump up to: а б с Виткаускене, Рута Бируте. «Барокко в литовской архитектуре» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
  33. ^ «Литовская архитектура» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
  34. ^ Jump up to: а б с «Церковно-монастырский ансамбль Пажаислиса» . Универсальная литовская энциклопедия (на литовском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
  35. ^ «Доминиканская церковь Святого Духа в Вильнюсе, Литва» . CityofMercy.lt . Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
  36. ^ «Лишкиавос бажничя» . Liskiavosparapija.lt . Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
  37. ^ Шинкунайте, Лайма. «Базилика Рождества Богородицы» . Siluva.lt (на литовском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
  38. ^ «Церковь Святой Девы Марии, Царицы Ангелов» в Титувенай . Tytuvenubaznycia.lt (на литовском языке). Архивировано из оригинала 18 февраля 2023 года . Проверено 18 февраля 2023 г.
  39. ^ Кабанн (1988), стр. 89–91
  40. ^ Кабанн (1988), стр. 901
  41. ^ Кабанн (1988), стр. 90–92
  42. ^ Jump up to: а б Кабанн (1988), стр. 49–51
  43. ^ Томан (2015) с. 120
  44. ^ Хорц де Виа, Елена (1991). Официальный путеводитель Centro de la Ciudad de Mexico . Мехико: ИНА-САЛЬВАТ. стр. 28–30. ISBN  968-32-0540-2 .
  45. ^ Томан (2015) с. 121
  46. ^ Jump up to: а б Бельмонт Фриман (23 июня 2018 г.). Современная архитектура на Кубе и современные проблемы сохранения . Архивировано из оригинала 30 сентября 2019 года . Проверено 30 сентября 2019 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  47. ^ Jump up to: а б Дючер (1988), с. 102
  48. ^ Дючер, Роберт, Характеристики стилей (1988), стр. 102–103
  49. ^ Томан (2015), стр. 168–169)
  50. ^ Томан (2015) с. 177
  51. ^ Томан (2015), стр. 202–205
  52. ^ Томан (2015), стр. 206–207
  53. ^ Jump up to: а б Томан (2015) с. 264
  54. ^ Томан (2015) с. 266
  55. ^ Томан (2015) с. 270
  56. ^ * Алейжадиньо . Архивировано 27 марта 2019 года в Machine Wayback Британской энциклопедии.
  57. ^ Jump up to: а б с Кабанн (1988), с. 49
  58. ^ Кабанн (1988) с. 50
  59. ^ Певснер, Николаус. Очерк европейской архитектуры. Нью-Йорк: Penguin Books, Ltd., 1963.
  60. ^ Уден, Словарь архитекторов , стр. 430
  61. ^ Адриана Оливера (1 июня 2016 г.). «Откройте для себя Ла-Пас: Музей Сан-Франциско» . Регион (боливийская газета) . Мир. Архивировано из оригинала 25 сентября 2019 года . Проверено 24 сентября 2019 г.
  62. ^ Томан (2015) с. 272
  63. ^ Бонелло, Джованни (2003). «Бонтадино де Бонтадини - Убийство первого архитектора в стиле барокко на Мальте». Истории Мальты – убеждения и догадки . Мальта: Fondazzjoni Patrimonju Malti. стр. 44–61. ISBN  9789993210276 .
  64. ^ Jump up to: а б «Архитектура барокко» . Культура Мальты . Архивировано из оригинала 30 июня 2016 года.
  65. ^ Скьявоне, Майкл Дж. (2009). Словарь мальтийских биографий Vol. II Г–З . Пьета : Публикации Независимости. стр. 851–852. ISBN  9789993291329 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бейли, Говен Александр. Барокко и Рококо . Лондон: Phaidon Press, 2012.
  • Бурк, Джон. Барочные церкви Центральной Европы . Лондон: Фабер, 1962 (2-е исправленное изд.)
  • Кабанн, Перр (1988), Классическое искусство и барокко , Париж: Ларусс, ISBN  978-2-03-583324-2
  • Де Морант, Генри (1970). История декоративного искусства (на французском языке). Книжный магазин Хачетт.
  • Дюшер, Робер, Характеристики стилей , (1988), Фламмарион, Париж (на французском языке); ISBN   2-08-011539-1
  • Хопкинс, Оуэн (2014). Стили в архитектуре . Дюнод. ISBN  978-2-10-070689-1 .
  • Тексье, Саймон (2012). Париж – Панорама архитектуры . Париграмма. ISBN  978-2-84096-667-8 .
  • Уден, Бернар (1992), Словарь архитекторов (на французском языке), Париж: Seghers, ISBN  2-232-10398-6
  • Ситуэлл, Сашеверелл . Возвращение к южному барокко . Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1967.
  • Томан, Рольф (2015). L'art барочная архитектура, скульптура, живопись (на французском языке). Кельн-Париж: HF Ullmann. ISBN  978-3-8480-0856-8 .
  • Роббинс Лэндон, ХК и Дэвид Вин Джонс (1988) Гайдн: его жизнь и музыка . Темза и Гудзон.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5080c9b91d4183878fbca2fe16f6369b__1722589740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/9b/5080c9b91d4183878fbca2fe16f6369b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baroque architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)