Базилика Богоматери Шерпенёвельской
Базилика Богоматери Шерпенёвельской Базилика Богоматери Шерпенёвельской (на голландском языке) Базилика Нотр-Дам де Монтегю (на французском языке) | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Римско-католический |
Лидерство | Люк Ван Хильст |
Год освящен | 1627 |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Шерпенёвель-Зихем , Бельгия |
Муниципалитет | Шерпенёвель-Зихем |
Географические координаты | 50 ° 58'49 "N 4 ° 58'42" E / 50,98028 ° N 4,97833 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Вацлав Кобергер |
Тип | Приходская церковь , малая базилика |
Стиль | Барокко |
Новаторский | 1609 |
Веб-сайт | |
[1] |
Базилика Богоматери Шерпенёвель ( голландский : Basiliek van Onze-Lieve-Vrouw van Scherpenheuvel , французский : Basilique de Notre Dame de Montaigu ) — римско-католическая приходская церковь и малая базилика в Шерпенёвель-Зихеме , Бельгия. Церковь была освящена в 1627 году и получила статус малой базилики в 1922 году. По общему мнению, это наиболее часто посещаемая святыня паломничества в Бельгии . Хотя культ на Шерпенёвеле (или Остром холме) старше, его нынешняя архитектурная планировка и непреходящее значение обусловлены покровительством эрцгерцогов Альберта и Изабеллы , а также контрреформации .
Происхождение
[ редактировать ]В течение многих лет культ Марии на Шерпенёвеле был сосредоточен на небольшой статуе Девы Марии, которая висела на дубе на вершине холма. Согласно легенде основания, пастух заметил, что изображение упало на землю, и решил забрать его домой. Подняв его, он обнаружил, что не может пошевелиться. Поскольку вечером стадо не вернулось, его хозяин забеспокоился и пошел искать пастуха. Только вернув статую на прежнее место на дубе, мастер смог освободить пастуха, тем самым обнаружив духовную важность этого места. [ 1 ] В правдивости этой истории установить невозможно. Однако ясно, что жители соседнего города Зихем часто посещали это место во второй половине шестнадцатого века, когда кто-нибудь из членов семьи болел. Во время молитвы они традиционно обходили дерево три раза.
Зихем входил в состав баронства Дист , владения Дома Оранских-Нассау . В ходе голландского восстания баронство несколько раз переходило из рук в руки. Когда в период с 1580 по 1583 год статуя была оккупирована войсками Соединенных провинций , она была снесена в результате иконоборчества . После того, как город был отвоеван Александром Фарнезе , прихожане Зихема восстановили культ в 1587 году. Позже утверждалось, что они сделали это после того, как обнаружили оригинальную статую и вернули ее на дерево. С тех пор культ Богоматери Шерпенёвельской начал расширяться. Солдаты и разносчики милостыни Армии Фландрии , дислоцированные в близлежащих Дисте или Зихеме, помогли распространить ее репутацию. [ 2 ]
Развитие святыни
[ редактировать ]После официального расследования Матиас Ховиус , архиепископ Мехелена , одобрил культ Шерпенёвеля в 1604 году. [ 3 ] Одобрение сопровождалось публикацией сборника чудес, приписываемых заступничеству Девы Шерпенёвельской, на голландском, французском и испанском языках. Английский перевод последовал в 1606 году. Филип Нуман , автор сборника, выпустил еще два издания (1605 и 1606), а также еще три сборника (1613–1614, 1617 и 1617–1618) в короткой последовательности. Латинские версии были опубликованы известными гуманистами Юстом Липсиусом (1605 г.) и Эрикием Путеаном (1622 г.). Менее крупные авторы создавали продолжения вплоть до 1706 года. Согласно этим публикациям, около 700 чудес были приписаны заступничеству Богоматери Шерпенёвельской в течение семнадцатого века. Латинские сборники, в частности, вызвали много споров среди богословов, причем авторы -кальвинисты высмеивали всю идею чудесного заступничества святых. [ 4 ]
Между тем в 1602 году было решено снять статую с дуба и разместить ее в небольшой деревянной часовне неподалеку. Через год часовня оказалась слишком маленькой, и ее заменили скромным каменным зданием. Первый камень в его фундамент был заложен 13 июля 1603 года графом Фредериком ван ден Бергом по поручению эрцгерцогов Альберта и Изабеллы . [ 5 ] С этого момента эрцгерцоги проявили большой интерес к развитию святыни. Приписывая недавнее освобождение осажденного города Хертогенбос заступничеству Богородицы, Альберт и Изабелла совершили свое первое паломничество в Шерпенхёвель 20 ноября 1603 года. Вскоре это паломничество стало ежегодным, которое проводилось в мае или июне и длилось девять дней новенны .
Под патронажем эрцгерцогов возникшая святыня получила статус города в 1605 году и независимого прихода в 1610 году. Их поддержка помогла обеспечить предоставление папской индульгенции 16 сентября 1606 года, в праздник Богоматери Печали . Прошлым летом каменную часовню окружал закрытый сад или Hortus Conclusus в форме семиугольника . Вскоре после достижения перемирия с Соединенными провинциями Альберт и Изабелла 28 апреля 1607 года объявили, что построят огромную церковь и окружат ее запланированным и укрепленным городом. Первый камень в фундамент третьей, нынешней церкви был заложен ими лично 2 июля 1609 года, в праздник Посещения . [ 6 ]
Поскольку колокольня осталась незавершенной, церковь была освящена архиепископом Якобусом Бооненом в июне 1627 года. Чтобы обеспечить достаточное количество священников для удовлетворения потребностей постоянно растущего числа паломников, святыня была передана ораторианцы . За церковью построили женский монастырь и соединили два здания длинным коридором. Ораториане заботились о святилище до тех пор, пока Французская Республика не аннексировала Австрийские Нидерланды и не распустила все монастыри. Затем церковь вернулась к статусу приходской церкви. [ 7 ]
Архитектура и убранство базилики
[ редактировать ]Эрцгерцогскому архитектору и инженеру Вацласу Кобергеру обычно приписывают проектирование церкви и определение общих расходов города Шерпенхёвель. И церковь, и город фактически определены Hortus Conclusus в форме семиугольника. Базилика представляет собой центральное куполообразное сооружение, опирающееся на семь колонн . Главный алтарь стоит на месте дуба. С шести сторон он окружен часовнями . Седьмая сторона выходит в вестибюль , окруженный еще двумя часовнями. Боковые часовни соединены амбулаторием , что позволяет паломникам ходить вокруг, не заходя в центральное пространство. На противоположной стороне притвора стоит недостроенная колокольня . Под башней и на внешних стенах расположены еще семь алтарей. Одной из самых ярких особенностей экстерьера являются сотни семиконечных позолоченных звезд, покрывающих поверхность купола. [ 5 ] Общий дизайн церкви очень похож на культовую, но заднюю (1631-1681) базилику Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции .
Главный алтарь и шесть боковых алтарей украшены алтарными образами работы Теодора ван Луна . Они представляют семь сцен из жизни Богородицы. «Встреча у Золотых ворот» , служащая изображением Непорочного Зачатия , Рождения Богородицы , Сретения Богородицы , Благовещения , Посещения и Представления Иисуса в храме В боковых приделах изображены . Алтарный образ главного алтаря изображает Успение Богородицы . Базилику украшает ряд других картин, одна из которых — «Оплакивание Христа» Теодора ван Луна . [ 8 ] Скульптура работы скульпторов де Ноле включает шесть статуй пророков на колоннах в центральном пространстве базилики, четырех сидящих евангелистов в вестибюле, а также двух архангелов, обрамляющих главный вход. [ 9 ]
Иконографическая программа базилики особенно богата. Периодическое использование числа семь (в форме церкви и города, количестве алтарей снаружи и внутри, форме звезд на куполе) напоминает культ Семи Скорбей Богородицы . Опираясь на традицию конца пятнадцатого века, Скорбящая Богоматерь считалась защитницей единства Бургундских Нидерландов . Построенный в то время, когда законное правление Нидерландов оспаривалось между монархическими и католическими Южными Нидерландами и республиканскими и кальвинистскими Соединенными провинциями , культ Богоматери Скорби восходил ко временам политического и религиозного единства. [ 10 ]
На следующем уровне иконография базилики развивает защиту доктрины Непорочного зачатия , используя ряд марианских эмблем из ектений . Таким образом, семь колонн, на которых покоится купол, относятся к семи колоннам Дома Мудрости или Domus sapientiae в Притчах 9:1. со стоящими на страже архангелами и боковыми алтарями, посвященными Всем Святым Вход и вестибюль и Всем Ангелам, представляют собой Ворота в Небеса или Порта Цэли . Колокольня напоминает Башню Давида или Туррис Давидика, из которой предположительно можно было увидеть Сихем (или, в случае Шерпенёвеля, Зихем/Сихем). Другие подобные эмблемы включают Лестницу Иакова или Скала Иакова , Ковчег Завета или Арка Завета , Сильный Город или Урбс Фортитудинис и, конечно же, Закрытый Сад или Хортус Заключение . [ 11 ]
Награды, предоставленные базилике
[ редактировать ]Образ Богоматери Шерпенёвельской был торжественно коронован кардиналом Виктором Огюстом Исидором Дешамом от имени Папы Пия IX 25 августа 1872 года.
Пятьдесят лет спустя Папа Пий XI 2 мая 1922 года присвоил святыне статус малой базилики. [ 5 ]
2 февраля 2011 года Папа Бенедикт XVI того года Золотую розу посвятил базилике . Он был торжественно вручен папским нунцием монсеньором Джачинто Берлоко 15 мая 2011 года на торжественной папской церемонии.
Традиционные религиозные практики
[ редактировать ]Сезон паломничества длится с 1 мая по первую неделю ноября. В 2010 году святыню посетили почти 1200 групп паломников, причем группы приехали из Соста в Нидерландах и Фульды в Германии. [ 12 ] На протяжении веков многие приходы и даже города переняли практику коллективного паломничества. До наших дней дошло немало. Вероятно, самым известным является поход Де Гроте , который охватывает 57 км от Антверпена до Шерпенёвеля и проводится каждое первое воскресенье мая с 1931 года. Паломники, совершившие путешествие пешком 25 или 50 раз, традиционно имеют право на особое благословение с Статуя Богоматери Шерпенёвельской.
В воскресенье после Дня всех святых статую Богородицы проносят вокруг базилики в Каарскенспроцессии или Шествии свечей. Свое название он получил от многочисленных свечей, которые верующие зажигают, когда проходят мимо статуи. Каждые 25 лет коронация статуи Богоматери Шерпенёвельской отмечается с большой торжественностью в так называемом Kroningsfeesten . [ 5 ] Последний раз они проводились в 1997 году.
Распространение культа Богоматери Шерпенёвельской.
[ редактировать ]Еще до официального утверждения культа Богоматери Шерпенёвельской паломники брали с собой частички дуба в качестве благочестивых сувениров. Несколько историй о чудесах, приписываемых заступничеству Богородицы, рассказывают о чудодейственной силе этого Шерпенёвель или Монтегю леса . После одобрения архиепископ Овий приказал срубить дерево. Он был разделен на несколько частей. Некоторые остались при святилище; один особенно большой кусок был подарен Альберту и Изабелле. Большая часть этой древесины Монтегю использовалась для изготовления изображений Девы Марии. Раздаваемые в качестве подарков князьям, дворянам и духовенству, они способствовали распространению культа Шерпенёвеля. [ 13 ]
Во многих бельгийских церквях и монастырях появились изображения, вырезанные из дерева Монтегю. Хорошо известные примеры сохранились в церкви Св. Карла Борромео в Антверпене, церкви Св. Хилониуса в Изегеме и часовне капуцинов в Ангиене . В Великом Герцогстве Люксембург считается, что статуя национальной святой покровительницы, Богоматери Утешительницы скорбящих или Богоматери Люксембургской, сделана из дерева Монтегю. Небольшая статуя Богородицы с Младенцем в лесу Монтегю была перевезена святой Маргаритой Буржуа в Монреаль и в настоящее время стоит на ее могиле в часовне Нотр-Дам-де-Бон-Секур . [ 14 ]
Некоторые культовые сооружения стали тесно связаны с культом Шерпенёвеля. Недалеко от своего замка Маримон Альберт и Изабелла основали монастырь Монтегю на территории нынешнего муниципалитета Морланвельц . В городе Грей статуя Богородицы, сделанная из дерева Монтегю, стала объектом местного поклонения. Точно так же во Франш-Конте статуя, подаренная монастырю Бельфонтен в Брюсси, привлекла множество паломников. [ 15 ] В непосредственной близости от испанского двора монастырь Лас-Дескальсас-Реалес получил алтарь, посвященный Нуэстра-Сеньора-де-Монтеагудо .
Дом Лотарингии питал особую преданность Шерпенёвелю. Кардинал Карл Лотарингский , принц-епископ Страсбурга посвященную Богоматери Шерпенёвельской , основал в послушнике иезуитов часовню , в Нанси . После его смерти в 1607 году его сестра Антуанетта завершила проект алтарем, изображающим герцогскую семью, почитающую Богоматерь Шерпенёвельскую. Часовня служила хранилищем забальзамированных сердец членов Лотарингского дома до 1720 года. [ 16 ] Культ также пользовался большим одобрением французской королевы Марии Медичи . Во время ее регентства босые августинцы приобрели статую в лесу Монтегю в своей церкви Нотр-Дам-де-Виктуар . Во время своего изгнания она подарила одну статую в лесу Монтегю городскому совету Кельна , а другую - монастырю босых кармелитов этого города. Во время службы в католическом доме своей дочери, королевы Генриетты Марии , в часовне королевы дворца Сент-Джеймс также был алтарь с Мадонной в лесу Монтегю. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- История куполов раннего Нового времени
- Список колоколов в Бельгии
- Список католических церквей в Бельгии
Источники
[ редактировать ]- Нуман, Филипс (1606 г.). Чудеса, сотворенные в последнее время заступничеством славной Девы Марии в Мон-Эгю в Брабанте . Арнольд Конингс.
- Паллемартс, Ян Франс (1934–1936). Богоматерь Шерпенёвельская . Рикманс.
- Бони, Арманд (1953). Шерпенёвель: Базилика и община в контексте национальной истории . Стандарт.
- Лантин, А. (1971). Шерпенёвель, место мира: Происхождение места паломничества: Описание купольной церкви и художественных сокровищ . Книжный магазин Кемпен.
- Меганк, Тайн (1998). Церковная архитектура Вензеля Кобергера (1557/61-1634) в свете его пребывания в Риме . Королевская академия наук, литературы и изящных искусств Бельгии. ISBN 978-90-6569-675-5 .
- Дуэрлоо, Люк; Вингенс, Марк (2002). Шерпенёвель: Иерусалим Нидерландов . Фонд Давида. ISBN 90-5826-182-4 .
- Дельсаль, Пол (2005). «Распространение во Франш-Конте статуэток Девы Монтегю (Брабант) во времена эрцгерцогов Альберта и Изабеллы, 1598-1633». В Бетуаре, Бруно (ред.). Поклонение Марии с 1000 года до наших дней . Университетские печатные машины Артуа. стр. 99–124. ISBN 2-84832-021-4 .
- Ван Вай, Кордула (2007). «Переформулирование культа Богоматери Шерпенёвель: Мария Медичи и статуя Регины Пасис в Кельне, 1635–1645». Семнадцатый век . 22 . Издательство Манчестерского университета: 42–75. дои : 10.1080/0268117X.2007.10555586 . ISSN 0268-117X . S2CID 219541628 .
- Дуэрлоо, Люк (2008). «Шерпенёвель-Монтегю: убежище культовой политики» . 17 век . 60 . Общество изучения 17 века: 423–439. дои : 10.3917/dss.083.0423 . ISSN 0012-4273 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Паллемартс (1934).
- ^ Дуэрлоо и Вингенс (2002), стр. 23-28.
- ^ Бони (1953).
- ^ Дуэрлоо и Вингенс (2002), стр. 37-39.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лантин, А. (1971).
- ^ Дуэрлоо и Вингенс (2002), стр. 84-95.
- ^ Дуэрлоо и Вингенс 2002), стр. 43-69.
- ^ Дуэрлоо и Вингенс (2002), стр. 132-145.
- ^ Дуэрлоо и Вингенс (2002), стр. 164-171.
- ^ Дуэрлоо и Вингенс (2002), стр. 111-155.
- ^ Дуэрлоо и Вингенс (2002), стр. 95-181.
- ^ «Распределение паломничества — Шерпенёвель» . Архивировано из оригинала 22 марта 2012 г. Проверено 21 апреля 2011 г. (проверено 22 апреля 2011 г.).
- ^ Дуэрлоо и Вингенс (2002), стр. 39-41.
- ^ Паллемартс (1936).
- ^ Дельсаль (2005), стр. 99-124.
- ^ Дуэрлоо и Вингенс (2002), стр. 107-109.
- ^ Ван Вай (2007), стр. 42-75.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт базилики Шерпенёвель. Архивировано 23 мая 2022 г. в Wayback Machine.