Св. Георгиевский собор, Тимишоара
Георгиевский собор | |
---|---|
Собор Св. Джордж | |
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | Римско-католический |
Церковный или организационный статус | Римско-католическая епархия Тимишоары |
Покровитель | Святой Георгий |
Год освящен | 1803 |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Юнион-сквер , Тимишоара |
Географические координаты | 45 ° 45'29 "N 21 ° 13'49" E / 45,75806 ° N 21,23028 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Йозеф Эмануэль Фишер фон Эрлах |
Стиль | Барокко |
Новаторский | 1736 |
Завершенный | 1774 |
Технические характеристики | |
Длина | 55 м |
Ширина | 22 м |
Высота (макс.) | 35,5 м |
Купол (ы) | 2 |
Материалы | Кирпич |
Собор Святого Георгия ( румынский : Catedrala Sf. Gheorghe ), в просторечии известный как Римско-католический купол ( румынский : Domul Romano-Catolic ), является собором Римско -католической епархии Тимишоары и одной из достопримечательностей города. Собор посвящен святому Георгию и был построен между 1736 и 1774 годами. После кафедральной базилики Оради это второе по величине в стиле барокко религиозное сооружение в Юго-Восточной Европе . литургии на венгерском , немецком и румынском языках В настоящее время в соборе регулярно проводятся . Благодаря замечательной акустике органные здесь также проводятся концерты.
История
[ редактировать ]Строительство собора велось в течение двух десятилетий в два этапа: 1736–1751 и 1755–1774 годы соответственно. Хотя свидетельств этому нет, похоже, что тем, кто составил план собора, был Йозеф Эмануэль Фишер фон Эрлах , тогдашний директор Императорского строительного управления в Вене и очень хороший знаток стиля барокко . [ 1 ] В документе XVIII века, « Венерском дневнике» , упоминается закладка фундаментного камня, а также упоминается, что архитектурный и строительный план был составлен Иоганном Якобом Шеллбауэром, советником города Вены, и что он был одобрен его начальством. кто обладал этой компетенцией. [ 1 ] Резиденция римско-католического епархиального епископа первоначально находилась в Сенаде , который был опустошен турками, и перенесена в Сегед . В 1733 году император Карл VI перенес свою резиденцию в Тимишоару, в это время Адальберт фон Фалькенштейн епископом был . В связи с этим было решено построить собор, епископский дворец и дома для каноников, что привело к закладке первого камня собора 6 августа 1736 года. [ 1 ] [ 2 ] Всего через год строительные работы пришлось остановить из-за австро-турецкой войны . После смерти Адальберта фон Фалькенштейна в 1739 году Николаус Станиславич , бежавший из Крайовы от османов, занял пост его преемника и возобновил строительные работы, которые достигли своего пика только в 1746–1747 годах. [ 3 ] Епископ Франц Антон Энгл фон Ваграйн , преемник Станиславича, энергично продвигал строительные работы собора в 1751–1752 годах. [ 3 ] 8 сентября 1754 года ( Рождество Богородицы ) он отслужил первую Святую Мессу , хотя завершенная половина собора была отделена от строительной площадки деревянным навесом. Высокая месса началась с премьеры «Миссы в честь святых Тринитатис», сочиненной по этому случаю Михаэлем Гайдном . [ 4 ]
Второй этап строительства длился с 1755 по 1774 год. Руководство строительством взяли на себя инженеры Карл Александр Штейнлайн и Иоганн Теодор Костка Эдлер. Они достроили недостающие части собора, завершили кладку нефа и построили две башни. Особое внимание они уделили фасаду башни и вестибюлю, характерным для собора. [ 3 ] В 1761 году башни были достроены и обшиты вагонкой, так как стоимость медных куполов была слишком высока для венского двора. Карл Йозеф Рёммер еще в XVIII веке предложил некоторые модификации собора, из которых был выполнен только входной портик . [ 2 ] Торжественное освящение собора состоялось только в 1803 году, 24 апреля, на следующий день после праздника святого Георгия , духовного покровителя собора. [ 2 ] Освящателем был епископ Ладислав Кёсеги фон Ремете , бывший иезуит , который откроет в 1804 году первую римско-католическую духовную семинарию в Тимишоаре. [ 4 ]
В 1756 году указом императрицы Марии Терезии собор был возведен в ранг первой церкви Тимишоары . [ 5 ] В период с 1788 по 1790 год, во время боев между турками и австрийцами, собор служил соляным складом и провиантом для армии. [ 6 ] Также во время осады Тимишоары в 1849 году сильно пострадал собор, в котором искали убежища горожане. [ 7 ] Когда бомба сорвала крышу, горожане скрылись в склепе собора. В этом склепе были похоронены несколько епископов и каноников Сенада, а также военные дворяне. [ 6 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Собор Святого Георгия считается самым унитарным и представительным в стиле барокко сооружением Тимишоары . Из-за болотистой местности собор был построен на деревянных столбах. [ 5 ] Его размеры впечатляют: длина 55 метров, ширина 22 метра, высота нефа 16,9 метра, башен 35,5 метра. [ 5 ] Форма собора крестообразная, здание кирпичное, наружные украшения выполнены из лепнины и камня. [ 8 ] Входные двери выполнены из массива дуба, украшены декоративными никелевыми решетками.
В соборе девять алтарей , принадлежащих к стилю рококо и барокко , созданных Йоханнесом Мюллером. [ 3 ] Алтари украшены иконами, а главный алтарь окружен двумя статуями святой Терезы Авильской и святого Карла Борромео , обе из которых созданы Иоганном Йозефом Рёсслером. [ 9 ] Главный алтарь был расписан Микеланджело Унтербергером , тогдашним директором Венской академии изящных искусств , а в его центральной части доминируют статуи двух херувимов. [ 10 ] Картина над главным алтарем, выполненная в 1754 году, также принадлежит Унтербергеру. Здесь изображен святой Георгий в доспехах верхом на коне, сражающийся с драконом. [ 8 ] Конструкция боковых алтарей была выполнена мастерами Тимишоары Георгом Виттманом и Францем Вагнером, необходимые материалы (мрамор и дерево) были привезены из Вены. [ 11 ] Они были написаны Иоганном Непомуком Шёпфом в Праге в 1772 году. [ 7 ] Интерьер собора также примечателен ценными богослужебными предметами: серебряной люстрой из главного алтаря (так называемый «Вечный свет») работы венского ювелира Йозефа Мозера, большой позолоченной дароносицей , несколькими чашами и серебряный парадный крест собора. [ 1 ]
Из четырех колоколов собора найден только большой, епископский, который был отлит в 1763 году Йозефом Штейнштоком в Буде , Венгрия. [ 1 ] Первые часы на башне были изготовлены часовщиком из Тимишоары Джозефом Мартином Кидлом в 1764 году, а позже их заменили мастера из Вены и Тимишоары. Первый орган в стиле барокко, красиво оформленный, был построен венским мастером Паулем Ханке в 1757 году и заменен в 1907 году нынешним органом строителя из Тимишоары Карлом Леопольдом Вегенштейном , считающимся точной копией органа в Сен-Сюльпис . Париж . [ 7 ]
Подвал собора используется как склеп. епископы, каноники и ряд высокопоставленных солдат и командиров крепости Тимишоара На протяжении веков здесь были похоронены . Среди епископов, похороненных здесь, Николаус Станиславич , Франц Антон Энгл фон Ваграйн , Эммерих Христович , Шандор Чаджаги , Шандор Боннас , Шандор Дессевфи , Огюстен Паша , Адальберт Борос и Себастьян Кройтер . Первое захоронение состоялось здесь в 1740 году, еще до завершения строительства собора. Карло Таццоли, итальянский каноник, приехавший в Банат в первой половине XVIII века вместе с итальянскими поселенцами из Карани В полу склепа был похоронен . Самое последнее захоронение - епископа Себастьяна Кройтера (2008 г.). [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и фон Шустер, Еще. Тимишоара, «Маленькая Вена» из другого времени . стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б с Оприс, Михай (2007). Тимишоара. Городская монография . Том. 1. Тимишоара: Брумар. стр. 76–78. ISBN 9789736022456 . OCLC 315888917 .
- ^ Jump up to: а б с д Диплих, Ганс (1972). Кафедральный собор в Тимишоаре. Вклад в историю его строительства . Мюнхен: Издательство Юго-Восточной Германии в области культуры.
- ^ Jump up to: а б Кэлин, Клавдий. «Римско-католические церкви, существующие сегодня на территории города Тимишоара» . Банатерра . п. 1.
- ^ Jump up to: а б с «Римско-католический собор, Тимишоара» . Добро пожаловать в Румынию .
- ^ Jump up to: а б Ислай, Эрика (24 марта 2022 г.). «Католический собор в Пьяте Унирии — хранилище соли и тайники во время осады» . ТИОН .
- ^ Jump up to: а б с Делесега, Дьюла (2018). Путеводитель по Тимишоаре в пространстве-времени (PDF) . Фонд Шорвани. стр. 93–95.
- ^ Jump up to: а б Борн, Роберт (2004–2005). «Соборная церковь в Тимишоаре (Тимишоаре) в контексте габсбургской архитектуры XVIII века» . Арс Трансильвания . 14-15: 43-72.
- ^ Вартачу, Родика (1997). «Работы скульптора Иоганна Йозефа Реслера (1702-1772) под куполом Тимишоары». Анналы Баната, С.Н. 2 : 133–142.
- ^ Влэсчану, Михаэла (2004–2005). «Соображения стилиста о скульптуре главного алтаря Римско-католического собора в Тимишоаре». Исследования по истории Баната . 28–29: 441–454.
- ^ Влэсчану, Михаэла (2000–2001). «Скульптура боковых алтарей Римско-католического собора в Тимишоаре». Арс Трансильвания . 10–11: 159–164.
- ^ Оба, Стефан (23 апреля 2014 г.). «Таинственные катакомбы под католическим собором на площади Унирии» . Правда .