Znamenskaya Church (Dubrovitsy)
Znamenskaya Church Russian: Церковь Зна́мения Пресвятой Богоро́дицы в Дубровицах | |
---|---|
![]() Вид с запада | |
Религия | |
Принадлежность | Русская Православная Церковь |
Провинция | Московская митрополия |
Область | Подольская епархия |
Год освящен | 1704 |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Dubrovitsy vil. |
Муниципалитет | Podolsk Urban Okrug |
Состояние | Россия |
Территория | Московская область |
Географические координаты | 55 ° 26'28,67 "с.ш. 37 ° 29'39,87" в.д. / 55,4412972 ° с.ш. 37,4944083 ° в.д. |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | не известно |
Стиль | Голицынское барокко |
Основатель | Борис Голицын с участие царя Петра I |
Новаторский | 1690 |
Завершенный | 1699 |
Технические характеристики | |
Высота купола (внешняя) | 42,3 метра |
Материалы | Белый камень (углеродистый известняк) |
Веб-сайт | |
http://www.dubrovitsy-hram.ru | |
Объект культурного наследия в России : Памятник № 5010359009 Церковь на Яндекс.Картах : Дубровицы |




Церковь Знамения русская Пресвятой Богоро́дицы в Дубровицах церковь селе православная — . в Дубровицы Подольского городского округа Округ, Московская область , Россия . Дубровицы расположены примерно в 36 км к югу от Москвы (16 км от МКАД ; по трассе Подольск-Дубровицы 6 км). Усадьба Дубровицы принадлежала дворянским родам Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых . Усадьба состоит из дворца, Конного двора с готическими воротами, нескольких хозяйственных построек, церкви и парка. Церковь славится своей уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества , а также загадочной историей.
История
[ редактировать ]Село Дубровицы впервые упоминается в Перемышльской церковной летописи в 1627 году: «Старинное имение в селе Дубровицы на реке Пахре в устье Десны, принадлежавшее боярину Ивану Васильевичу Морозову...». [ 1 ] Иван Морозов († 1655) принадлежал к древнему боярскому роду, связанному с Москвой с середины XIV века. В 1635–1655 неоднократно возглавлял боярские комиссии по управлению Москвой в отсутствие царя . [ 2 ]
В то время усадьба Дубровиц была небольшой; в нем был боярский двор, коровий двор, несколько изб для дворовых людей и деревянная церковь во имя пророка Илии . была колокольня В церкви . После смерти Ивана Морозова вотчину унаследовала его дочь Аксинья (Ксения), вышедшая замуж за князя Ивана Андреевича Голицына (младшего) († 1685). При Иване Голицыне в усадьбе началось масштабное строительство. В 1662 году была построена новая деревянная церковь, освященная 31 декабря (10 января по новому стилю) того же года. [ 1 ]
В 1688 г. имение Дубровицы купил Борис Алексеевич Голицын (1654–1714); наставник молодого царя Петра I. [ 1 ] Борис Голицын хорошо разбирался в изобразительном искусстве и легко знал иностранные языки. Он был светским человеком, и ему нравилось общаться с иностранцами, живущими в Москве. В 1689 году двоюродный брат Бориса Василий Васильевич Голицын был обвинен в участии в заговоре против Петра и его сторонников. Из-за этого Борис Голицын попал в опалу и был вынужден удалиться в свое имение Дубровицы. [ 3 ]
Запрет продлился недолго. В 1690 году Борис Голицын получил боярский сан. Бояр Борис Голицын надеялся возглавить правительство, но недоброжелатели не дали ему подняться. Он остался на посту главы Казанского ведомства, т.е. в его обязанности входило управление обширными южными и восточными землями России. [ 4 ]
При участии царя в том же году Борис Голицын приступил к строительству каменной церкви в традициях барокко . Этот стиль не был характерен для традиционной русской церковной архитектуры . В 1690 году, 22 июля (1 августа по новому стилю), царь Петр прибыл в Дубровицы, чтобы освятить фундамент новой церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы . [ 5 ]
Деревянную церковь перед началом строительных работ разобрали и перевезли в соседнее село Лемешово. На месте деревянной церкви был установлен памятный столб, увенчанный крестом. [ 6 ]
Новая церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Камни были привезены по реке Пахре из местных карьеров Подольского района. Белый камень, с одной стороны, легко поддается обработке, а с другой – он достаточно прочен, чтобы проработать мелкие детали декора. Строительные работы велись только летом, а зимой в казармах работали резчики по камню, создавая для церкви скульптуры и горельефы. [ 7 ]
Есть версия, что проект церкви разрабатывался под руководством царя Петра. Петру настолько понравился проект, что он пообещал помочь средствами и попросил не экономить ни на архитекторах, ни на отделке. [ 5 ] Управляющий Оружейной палатой Московского Кремля Александр Вельтман заявил, что «в целом замыслом архитектора было создать подобие древней базилики со всеми украшениями католических и готических храмов». [ 8 ]
К сожалению, имена архитекторов и резчиков по камню неизвестны. [ 9 ] Предполагается, что лучшие мастера были специально приглашены из Италии . [ 10 ] Most likely, their main assistants were Russian krepostnye . [ 11 ] Разумеется, иностранные мастера, работавшие у Бориса Голицына, не игнорировали местные традиции, что породило синтез западного и русского стилей в церковной архитектуре. [ 12 ]
В 1699 году строительство церкви было завершено, но многое еще предстояло сделать относительно внутреннего убранства. [ 13 ] Приглашенные зарубежные художники написали образы для иконостаса . Царь Петр повелел икону апостолов Павла Петра и у южных дверей и икону святых князей Бориса написать и Глеба у северных дверей. [ 14 ]
Патриарх Московский и всея Руси Адриан отказался освятить храм, сославшись на нехарактерный для него нестандартный архитектурный стиль. После его смерти церковь была освящена 11 февраля (22 февраля по новому стилю) 1704 года экзархом митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) . Во время церемонии освящения здесь молились царь Петр и его сын Алексей, а также многие другие гости. На праздник были приглашены все окрестные жители, и через 7 дней торжества было приготовлено угощение. [ 15 ] Петр подарил церкви драгоценную богослужебную утварь. [ 13 ]
После смерти Бориса Голицына, в 1714 году, Дубровицы сменили множество владельцев. Некоторые владельцы Дубровиц не строили усадьбу или владели ею недолго. Упоминание о них опущено.
К середине XVIII века юго-западнее церкви была построена трехъярусная белокаменная колокольня. Колокольня отличалась простотой отделки фасада. В нем было девять колоколов , самый большой из которых весил 2 тонны. В южной нише колокольни стояла статуя святого . Под колокольней в 1780-х годах была освящена теплая церковь во имя святых мучеников Адриана и Наталии. [ 16 ]
В 1787 году, 23 июня (4 июля по новому стилю), Дубровицы посетила императрица Екатерина II, чтобы купить это имение и подарить его своему фавориту Александру Матвеевичу Дмитриеву-Мамонову (1758–1803). Род Дмитриевых-Мамоновых происходил от варяжского вождя Руси Рюрика . [ 17 ] Благодаря жалованью императрицы Александр Дмитриев-Мамонов стал обладателем одного из крупнейших состояний в России.
Выйдя в отставку в 1789 году, Александр и его жена княгиня Дарья Федоровна Щербатова, фрейлина императрицы, поселились в Дубровицах. Тогда же в усадьбе началось масштабное строительство. Александр начал перестраивать усадебный дворец и парадные северные флигели в стиле классицизма . Тогда неизвестный архитектор пристроил к торцам главного здания дворца широкие террасы. [ 18 ]
После смерти Александра имение Дубровицы унаследовал его сын Матвей. Граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов (1790–1863) был одним из самых знатных и богатых людей России. Матвей принимал участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813–1814 годов. В 1816 году, когда Матвею было около 26 лет, он переехал из Москвы в Дубровицы и стал там затворником. [ 19 ]
В начале 1820-х годов Матвей начал перестраивать усадьбу на манер средневековых рыцарских замков. По приказу Матвея вокруг усадьбы был построен каменный зубчатый забор. По всей длине ограды стояли трое кирпичных готических ворот – возле церкви, Конного двора и за парком. Архитектор, выполнивший этот необычный заказ, не установлен. [ 20 ]
К северо-востоку от церкви находится холм с круговыми тропами к вершине, засаженными акациями. В литературе можно встретить предположение, что курган является местом захоронения. После Отечественной войны 1812 года на кургане ежегодно проводилась панихида по погибшим в Бородинском сражении . [ 21 ]
Матвей жил в Дубровицах до середины 1825 года. Как член тайной организации, направленной на реформирование самодержавия, Матвей был арестован, признан невменяемым и помещен под опеку. В период пребывания графа под опекой в Москве произошла первая реставрация (1848–1850) церкви. Руководил реставрационными работами архитектор Федор Федорович Рихтер. Федор Рихтер, будучи специалистом в области средневековой архитектуры, решил переделать церковь в «древнерусском» стиле. [ 22 ]
латинские стихи в картушах церковнославянскими цитатами из Евангелия Прежде всего, Федор Рихтер заменил в оформлении интерьера церкви . Резное деревянное Распятие было вынесено из церкви и помещено в нишу восточного входа. Изображения в иконостасе, написанные в итальянском стиле, были заменены иконами в древнерусском стиле. Изображения обновлены мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Против таких переделок активно выступал священник местного прихода Булкин, подававший жалобы на Рихтера, благодаря чему первоначальный вид церкви практически был сохранен. [ 23 ]
Однако по настоянию Рихтера была изготовлена новая богослужебная утварь; резьба иконостаса и хора была покрыта позолотой. На фасаде здания поврежденные камни были удалены и заменены новыми. Золотой крест и золотая корона купола, узорчатые стены и все внешние скульптуры были лишены слоев уличной копоти. [ 24 ]
Обновленный храм был освящен 27 августа (8 сентября по новому стилю) 1850 года митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) . На память о своем посещении церкви он оставил серебряный умывальник и блюдо, которые использовались в литургии. [ 19 ]
В 1864 году владельцем усадьбы Дубровицы стал князь Сергей Михайлович Голицын (1843–1915). Таким образом, Дубровицы вернулись в семью Голицыных. Обладая огромным состоянием, он посвятил себя общественной деятельности. В 1883 году он переехал из Москвы в Дубровицы. [ 25 ]
В это время в усадьбе началось масштабное строительство. Над крыльцом парадного входа во дворец находился застекленный навес, опиравшийся на две чугунные колонны. Обе боковые веранды дворца были застеклены. фонтан в виде двух чугунных чаш, привезенных с уральских Перед фасадом дворца установлен заводов Сергея Голицына. Каменный зубчатый забор, окружавший усадьбу, был разобран. [ 20 ]
Через центральную аллею усадебного парка был переброшен арочный чугунный мост. Рядом находился небольшой домик «Кукольный дом» для игр младшей дочери хозяина поместья. Чтобы пополнить средства на содержание усадьбы, часть усадьбы была отдана под дачи зажиточным дачникам. [ 26 ]
К началу XX века при церкви действовала приходская школа , а также богадельня для бедных крестьян. После 1917 года церковь еще действовала более десяти лет, пока в 1929 году в ней не прекратились службы. В том же году все священнослужители были выселены из домов в Дубровицах. В сентябре 1931 года колокольня была взорвана борцами с религией, а позже ее остатки были разобраны до последнего камня. [ 27 ] Церковь тоже пострадала; многие скульптуры Святых и статуи Ангелов были повреждены. С 1930 по 1990 год церковь была закрыта для богослужений.
В 30-е годы началась реконструкция усадьбы. Первоначальная планировка дворцового здания, значительная часть фресок, а также лепнина на стенах и потолках были уничтожены. Третий этаж был надстроен ко дворцу без всякого уважения к прежним архитектурным формам. [ 28 ]
В августе 1960 года усадьба Дубровицы и церковь были признаны памятниками архитектуры и взяты под охрану государства. [ 29 ] С 1961 года в усадебном дворце размещается управление Всесоюзного научно-исследовательского института животноводства. Церковь перешла в ведение этого института. Первоначальный вид усадебным постройкам был возвращен в ходе реставрационных работ 1967–1972 годов. Дворец был восстановлен за два года, однако реставрация церкви, длившаяся несколько десятилетий, так и не была завершена. Помещения церкви использовались институтом как склад.
Храм возвращен верующим в 1990 году. Приход храма принадлежит Подольской епархии , входящей в состав Московской митрополии Русской Православной Церкви. [ 30 ] Первая литургия в храме была совершена 14 октября 1990 года. [ 31 ]
Церковь, долгие годы находившаяся под замком, требовала ремонта. В 2002–2003 годах проводились реставрационные работы в рамках подготовки к 300-летию церкви. Была проведена реконструкция интерьеров церкви, реконструкция мраморного пола, благоустройство прилегающей территории церкви и усадьбы Голицыных. [ 32 ] Крест, венчающий церковь, был восстановлен, а старая обветшалая корона заменена новой. [ 33 ] Курган, расположенный рядом с церковью, был обустроен, а на его вершине устроили смотровую площадку. Внутри церкви восстановлены оригинальные латинские стихи в картушах, сопровождающих горельефы. Иконы реставрировались в мастерской Государственного Исторического музея и в мастерской Третьяковской галереи . [ 34 ]
Восстановление внешнего убранства церкви осталось незавершенным. 7 октября 2009 года Всемирный фонд памятников включил церковь в список объектов, находящихся под угрозой разрушения. [ 35 ] В 2010 году церковь получила награду от Фонда послов США по сохранению культурного наследия за усилия по реставрации. [ 36 ]
Главное управление культурного наследия Московской области осуществляет государственный контроль за сохранностью храма и проведением в нем комплексных ремонтно-реставрационных работ. В 2017 году этот департамент утвердил «Обязательство владельца сохранить церковь», в котором изложена ответственность и поведение владельца на охраняемом объекте. [ 37 ]
В 2022 году возле Знаменской церкви была восстановлена разрушенная в 1931 году колокольня. Для таинства крещения в нижнем ярусе колокольни построена церковь в честь мучеников Адриана и Натальи. 8 ноября 2022 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил этот храм.
Таинственная история
[ редактировать ]Тайну церкви придают неполные сведения о ее основании и строителях. Причины, по которым бояр Борис Голицын решил основать церковь столь необычной архитектуры, неизвестны. До сих пор неизвестны имена архитекторов, резчиков по камню, скульпторов и художников, участвовавших в строительстве и отделке церкви. [ 6 ] Многие исследователи пытались уточнить имена строителей, но, к сожалению, никаких документов на эту тему обнаружено не было, и высказываются только догадки. [ 12 ]
Это мистический уход в монастырь. Некоторые владельцы Дубровиц в конце жизни решили покинуть имение и уйти в монастырь. Бояр Иван Морозов прожил долгую жизнь, перед смертью принял монашество во имя Иоакима. Аксинья, дочь Морозова, в конце жизни приняла постриг под именем Евфимия и провела некоторое время в Георгиевском монастыре в Москве. [ 38 ] Бояр Борис Голицын в начале 1713 года принял монашество под именем Боголепа и свои последние дни провел в монастыре Свято-Флорищевой пустыни ( Нижегородская область ). [ 3 ] Для графа Матвея Дмитриева-Мамонова его московский особняк на Воробьевых горах стал монастырем, под опекой которого он провёл более 30 лет и где скончался. [ 19 ]
В этом заключается мистическая неприкосновенность церкви. Церковь трижды была на грани разрушения. Впервые это произошло во время пребывания французских войск в Дубровицах в 1812 году. Они сожгли все окрестные деревни и разорили усадебный дворец. Церковь тогда не пострадала. Церковь – с минимальными потерями (в частности, лишилась колокольни в 1931 году) – сохранилась и в послереволюционные годы. В 1941 году во время наступления немцев на Москву церковь заминировали. К счастью, именно в эти дни нацисты были остановлены, а приказ о взрыве церкви не поступил. [ 39 ]
Архитектура
[ редактировать ]Экстерьер
[ редактировать ]В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равносторонний крест с закругленными концами; концовки разделены на три части. Тип центрического храма такой формы был широко распространен в католических странах и выражал основные черты европейского барокко XVII века. [ 40 ] По типу архитектурной композиции церковь представляет собой «восьмиугольник на четверике» . Эта композиция в основном использовалась при оформлении русских православных храмов. Над центральной частью церкви возвышается восьмиугольная башня, сплошь покрытая замысловатым рельефным орнаментом. Карнизы делят всю конструкцию башни на три световых яруса. Нижний ярус образован прямоугольными окнами с закругленной вершиной. В среднем ярусе такие же окна, а в верхнем ярусе — небольшие восьмиугольные окна. Церковь увенчана куполом с четырехлепестковыми окнами и резной позолоченной короной. Венчание в церкви с венцом – совершенно не в русской традиции. [ 41 ]
Центральная часть церкви имеет форму правильного квадрата, к которому со всех сторон примыкают полукруглые части; восточная часть — жертвенник , а остальные три — притворы . Полукруги украшены колоннами с коринфскими капителями – не классической формы, а свободно стилизованными. Центральная часть соединена с алтарем и притворами арочными пролетами, превращающими ее стены в четыре пилона . Первый этаж построен на высоком фундаменте; в церкви также есть полуподвал . Вокруг церкви, повторяя очертания ее плана, расположена открытая терраса, огороженная парапетом . [ 13 ]
К дверям церкви ведут четыре веерообразные лестницы. Есть три входные двери, расположенные с запада, севера и юга. В восточной (алтарной) стене снаружи церкви вместо двери была сделана ниша. В глубине этой ниши ранее находилось резное Распятие с предстоящей Богородицей и апостолом Иоанном (сейчас Распятие находится в церкви). [ 42 ] Обрамление ДОСА выполнено из грубо рустованного камня. Порталы обрамлены коринфскими колоннами, поддерживающими орнаментальный фриз . [ 43 ] И цоколь, и парапет террасы, и сама церковь сверху донизу покрыты рельефным орнаментом. Многие из этих элементов декора никогда ранее не встречались в русском искусстве: «бриллиантовая» грань, разнообразные колонны, рельефные завитки и кисти, ракушки, вырезанные из камня экзотические цветы и фрукты, листья средиземноморского растения аканта. [ 12 ]
Карниз церкви богато украшен; особенно роскошен его фриз, сплошь покрытый орнаментом. установлены фальш-окна На фронтонах по всей окружности церкви расположены четыре небольшие фигурки Ангелов . Над каждым ложным окном чердака . статуи херувимов Между ложными окнами расположены на шаровых постаментах. Эти восемь херувимов, установленных на крыше церкви, держат в себе орудия Страстей Христовых : Копье, Лестницу, Крест, Гвозди, Терновый венец, Губку и т. д. [ 44 ]
Церковь украшена скульптурой в натуральную величину. У главного входа, по бокам западной лестницы, установлены две белокаменные статуи. С левой стороны находится статуя святителя Иоанна Златоуста , под его пятой мешок с деньгами, а с правой стороны — святитель Григорий Богослов с книгой и светильником у его ног. На крыше, прямо над западным входом, находится статуя святителя Василия Великого с митрой у его ног. [ 13 ]
Восемь статуй апостолов установлены у основания восьмиугольной башни, между окнами. [ 45 ] Помимо книг, Апостолы ранее держали в руках орудия Страстей Христовых (сейчас многие статуи утратили эти атрибуты). [ 46 ] Скульптурные изображения библейских персонажей не были традиционными для русской церковной архитектуры.
Около земли, по углам подвала, расположены ныне сильно поврежденные статуи Четырех евангелистов : Марка, Луки, Матфея и Иоанна. Статуи художественно выполнены, но в целом все они непропорционально коротки. [ 47 ] Скульптурные объекты у ног евангелистов воспроизводят одно из воплощений Тетраморфа (мифического крылатого демона из видений пророка Иезекииля ). Тетраморф предстает в образе четырех живых существ: Ангела, льва, тельца и орла, которые охраняют четыре угла Престола Господня и четыре границы Рая .
Если пройти по часовой стрелке от главного входа в церковь по подвалу, то статуи Евангелистов будут расположены следующим образом: с северо-западной стороны – Матфей с ангелом; на северо-востоке – Лука с крылатым тельцом; на юго-восточной стороне – Иоанн , у ног его орел; на юго-западной стороне — Марк с крылатым львом.
В 1910 году архитектор Сергей Маковский писал о церкви в Дубровицах: «...ничего подобного никогда не найти в великой Руси; ничего экстравагантнее... прелестнее просто не придумать!». [ 48 ] Эти слова не потеряли своей актуальности и сегодня.
Интерьер
[ редактировать ]Внутренние объемы церкви роскошны. Первое, что обращает на себя внимание в церкви, — это отсутствие отдельно стоящих столпов и, так сказать, слияние в единое неделимое целое всех составных частей церкви. Если встать посередине квадранта здания, то можно увидеть все внутреннее убранство церкви, за исключением, конечно, алтаря, скрытого от глаз высоким иконостасом. [ 49 ] четыре мощные полукруглые арки вместе с четырьмя подвесками Основанием центральной башни служат (парусами). На арках медальоны с барельефными изображениями Бориса Голицына, его жены и сына. [ 50 ]
На четырех столбах несущих арок изображены фигуры: на восточной стене справа от иконостаса – святой Иосиф с цветком лилии в руке; слева – Богородица, несущая Младенца Христа в храм . Напротив, на западной стене, изображена Анна Пророчица , на противоположной стороне Симеон Богоприимец , держащий на руках Младенца – Господа Спасителя . Фигуры расположены таким образом, что кажется, будто они идут навстречу друг другу. [ 51 ]
На парусах фигуры евангелистов в клубящихся облаках и окруженных путти : справа над иконостасом – Матфей с ангелом, слева – Иоанн с орлом, напротив Иоанна, над клиросом – Лука с тельцом, на противоположная сторона – Марк со львом. [ 52 ]
Интерьер церкви богато украшен множеством рельефных композиций, надписями на латыни, искусно резным иконостасом и барочным хором. Рельефные композиции выполнены в технике лепнины , они очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенном порядке – регистрами. [ 53 ]
Нижний регистр: на восточной стене над иконостасом – рельефная сцена Распятия . Справа от этой сцены находится латинская надпись, обозначенная двумя сидящими путти. Латинские тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных ракушками, листьями аканта и гирляндами. По мнению историка И. В. Кувшинской, «латинские стихи храма можно сравнить со сложным полифоническим хоровым исполнением стихотворений, главной темой которых является тема крестных страданий Христа...». [ 54 ]
На западной стене, прямо над хором, изображена сцена Возложения тернового венца . Над северной аркой изображена сцена «Несение креста» . Далее над южной аркой находится сцена «Кладение во гроб» . Фигуры шести Пророков размещены между окнами нижнего регистра. Слева от Распятия – царь Давид с арфой в руках. На противоположной стене – царь Соломон со скипетром. Пророки Моисей и Илия изображены на северной и южной стене соответственно. Моисея находятся Скрижали Свидетельств В правой руке . У Элайджи в левой руке ремень. На западной стене расположены фигуры ветхозаветных первосвященников . Ближе к Илии — Захария со свитком, ближе к Моисею — Аарон с кадильницей в правой руке. Реалистичные черты персонажей говорят о европейской школе пластики. [ 55 ]
Второй регистр: над сценой «Распятие» расположена композиция «Восстание из гроба» ( «Воскресение Иисуса» ), взятая из западной традиции. В промежутках между окнами второго регистра расположены фигуры трех путти, держащих картуши с латинскими надписями. Третий регистр содержит сцену Коронования Богородицы . Сюжет необычен для русской иконописи. Между окнами третьего регистра расположены фигуры Ангелов, несущих орудия Страстей Христовых. Верхний регистр: на восточной стене фигура Господа Саваофа (Цваота), поддерживаемого двумя Архангелами . [ 56 ] По канонам православной веры запрещено изображать Бога-Отца.
В церкви особо почитается деревянная скульптура Распятие – ей уже более трехсот лет. [ 57 ] Перед стеной, отделяющей алтарь от церкви, возвышается четырехъярусный иконостас. В убранстве иконостаса разнообразные растительные и орнаментальные узоры, местами скульптурные изображения Ангелов. Иконостас наполнен древними иконами, окруженными позолоченной резьбой. Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Из двадцати шести икон, ранее находившихся в иконостасе, сохранилось одиннадцать. [ 58 ] Икона «Знамение Пресвятой Богородицы» особо почитается в храме и является копией легендарной Новгородской иконы Божией Матери «Знамение» (1170 г.). Историк архитектуры М. В. Красовский так описывал иконостас церкви: «По своей дивной сказочности и высокотехнологичности он превосходит все иконостасы в русском барокко, которые только я когда-либо видел...». [ 49 ]
В западном притворе над входом в церковь нависает массивный двухъярусный хор. Он сплошь покрыт изысканной позолоченной резьбой. Нижний ярус выполнен в виде галереи, верхний – в виде балкона, опирающегося на колонны этой галереи. [ 59 ] Каменная лестница ведет на хор на северо-западном пилоне с рельефом Симеона Богоприимца. Для сообщения нижнего яруса хора с верхним устроена винтовая лестница, расположенная в западном конце хора и заключенная в сплошную трубу. Убранство хора разнообразно и нарядно, как и убранство иконостаса, но резьба здесь не так распространена, из-за чего темно-синий фон выглядит крупными пятнами среди золотых узоров. [ 60 ]
В отличие от средней части церкви, притворы отличаются простотой убранства. Здесь нет даже намека на лепнину, а вся красота заключается лишь в изящном сочетании поверхностей стен и арок. Свет в каждое из трех крыльца проникает через две пары больших окон тамбура и стеклянную дверь главного входа. [ 61 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Крестообразный план (М. В. Красовский, 1910 г.), показывающий вход (внизу), алтарь (вверху) и лепестковую лестницу.
-
Церковь и ее восьмиугольная башня со скульптурами восьми апостолов Иисуса Христа.
-
Высокий фундамент богато украшен резьбой и орнаментом.
-
Скульптуры Четырех евангелистов по углам подвала.
-
Интерьер богато украшен горельефными композициями.
-
Резной иконостас в стиле барокко.
-
Двухъярусный хор с позолоченной резьбой по дереву.
-
3 рубля, реверс. Монета Банка России, 2004 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Семенов, Константин (2011). Церковь Знамения Божией Матери в Дубровицах: Фотогалерея . п. 7.
- ^ B.N. Morozov / Морозов Б.Н. МОРОЗОВЫ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018).
- ^ Jump up to: а б Semenov, Konstantin. 2011, p. 8.
- ^ Тарунов, А.М. (1991). / Тарунов А.М. Дубровицы . п. 19.
- ^ Jump up to: а б "Orthodox churches (journal) / Рождение шедевра. "Силою благочестия движим …" ". Православные храмы (92): 5. 2014.
- ^ Jump up to: а б Semenov, Konstantin. 2011, p. 10.
- ^ Semenov, Konstantin. 2011, p. 11.
- ^ Veltman, А.F. (1850). / Вельтман А.Ф. Обновление храма Знамения пресвятые богородицы в селе Дубровицах . p. 7.
- ^ Тарунов, 1991, с. 31.
- ^ Dmitrovsky, I.A. (1908). / Дмитровский И.А. Дубровицы, знатное село . p. 11.
- ^ Тарунов, 1991, с. 24.
- ^ Jump up to: а б с Тарунов, 1991, с. 29.
- ^ Jump up to: а б с д Semenov, Konstantin. 2011, p. 12.
- ^ Вельтман. 1850, с. 8.
- ^ Тарунов, 1991, с. 38.
- ^ Тарунов, 1991, с. 89.
- ^ Тарунов, 1991, с. 50.
- ^ Тарунов, 1991, с. 62.
- ^ Jump up to: а б с Semenov, Konstantin. 2011, p. 27.
- ^ Jump up to: а б Тарунов, 1991, с. 74.
- ^ Православные церкви (журнал), 2014, с. 7.
- ^ Православные церкви (журнал), 2014, с. 9.
- ^ Тарунов, 1991, с. 88.
- ^ Semenov, Konstantin. 2011, p. 26.
- ^ Semenov, Konstantin. 2011, p. 29.
- ^ Тарунов, 1991, с. 104.
- ^ Semenov, K.A. (2004). / Семенов К.А. Преславное Знамение . p. 62.
- ^ Тарунов, 1991, с. 108.
- ^ Российский реестр объектов культурного наследия: id=501410413080086.
- ^ Подольская епархия
- ^ The official website: Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
- ^ "The Restoration Construction Design Workshop : Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы" . restmast.com (in Russian). 2016. Archived from the original on 2021-01-28 . Retrieved 2022-08-14 .
- ^ Тарунов, 2011, с. 71.
- ^ Православные церкви (журнал), 2014, с. 13.
- ^ Церковь Иконы Божией Матери Знамение / World Monuments Watch, 2010 г.
- ^ Фонд американских послов по сохранению культурного наследия.
- ^ The official website: Главное управление культурного наследия Московской области
- ^ Semenov, Konstantin. 2011, p. 7.
- ^ Православные церкви (журнал), 2014, с. 10.
- ^ Semenov, 2004, p. 9.
- ^ Православные церкви (журнал), 2014, с. 15.
- ^ Semenov, 2004, p. 11.
- ^ Grech, A.N. (1925). / Греч А.Н. Дубровицы // Подмосковные музеи: Путеводители. Вып. 4 . p. 75.
- ^ Semenov, 2004, p. 19.
- ^ Греч, 1925, с. 77.
- ^ Тарунов, 1991, с. 28.
- ^ "M.V. Krasovsky (journal) / Красовский М.В. Церковь с. Дубровиц". Известия Императорской Археологической Комиссии (34): 66. 1910.
- ^ "S.K. Makovsky (journal) / Маковский С.К. Две подмосковные князя С. М. Голицына". Старые годы (1): 31. 1910.
- ^ Jump up to: а б Красовский, 1910, с. 58.
- ^ Semenov, 2004, p. 21.
- ^ Semenov, Konstantin. 2011, p. 16.
- ^ Semenov, 2004, p. 23.
- ^ Semenov, Konstantin. 2011, p. 15.
- ^ "I. V. Kuvshinskaya (journal) / Кувшинская И. В. Corona Aurea: Латинские стихотворные надписи церкви Знамения в Дубровицах". Архитектурное наследство (53): 84–91. 2010.
- ^ Semenov, Konstantin. 2011, pp. 17–20.
- ^ Semenov, 2004, p. 30.
- ^ Православные церкви (журнал), 2014, с. 12.
- ^ Semenov, Konstantin. 2011, p. 23.
- ^ Православные церкви (журнал), 2014, с. 18.
- ^ Красовский, 1910, с. 62.
- ^ Semenov, Konstantin. 2011, p. 24.
Источники
[ редактировать ]- Semenov, Konstantin. (2011). The Church of the Holy Sign of the Mother of God in Dubrovitsy: Photo Gallery . p. 96. / Семенов К.А. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах: Фотоальбом. // Гуманитарный проект компании "РусГазИнжиниринг" и фонда "Святогорец" в г. Подольске. – Подольск: РусГазИнжиниринг, 2011. – 96 С.: ил. – 500 экз. (in English and Russian)
- A.G. Kolosova, R.P. Fiodorova / Колосова А.Г., Фёдорова Р.П. Дубровицы, «Воздвиг он храм сей величавый». // 4-е изд., перераб. и доп. – Дубровицы, Московская область: ОАО «Тульская типография», 2009. — 94 С. (in Russian).
- A.F. Veltman / Вельтман А.Ф. Обновление храма Знамения пресвятые богородицы в селе Дубровицах. // М.: Тип. А. Семена, 1850. – 15 C. (in Russian) on line
- A.M. Tarunov / Тарунов A.M. Дубровицы. // Серия: Памятники Подмосковья. – М.: Московский рабочий, 1991 – 112 С., ил. (in Russian).
- A.N. Grech / Греч А.Н. Дубровицы. // Подмосковные музеи: Путеводители. Вып. 4. – М.–Л.: Гос. изд-во, 1925. – С. 69–116. (in Russian) on line
- E.G. Filipovich / Филипович Э.Г. О Дубровицком храме и не только о нем. // Изд. 5-е, доп. – М.: БЕЛМАКС, 2012. – 103 С. – ISBN 978-5-901388-08-2 . (на английском и русском языках).
- I.A. Dmitrovsky / Дмитровский И.А. Дубровицы, знатное село. Имение князя С. М. Голицына. // М.: Книга по Требованию, 2017 – 56 С. (репринт, 1908). (in Russian) on line
- K.A. Semenov / Семенов К.А. Преславное Знамение. К трехсотлетнему юбилею Великого освящения храма Знамения Пресвятой Богородицы в селе Дубровицы 1704–2004. // Подольск.: ОАО «Типография «Новости», 2004. – С. 94. (in Russian).
- K.A. Semenov / Семенов К.А. Усадьба Дубровицы. Церковь Знамения: Памятники исторической мысли. // М.: Подольскпромкомбанк, 2006. – 239 С.: ил., портр., факс., цв. ил. ISBN 5-88451-195-7 . (на русском языке).
- M.V. Krasovsky (journal) / Красовский М.В. Церковь с. Дубровиц // Известия Императорской Археологической Комиссии.: журнал. — 1910. — Вып. 34. — С. 55–71. (in Russian) on line
- Orthodox churches (journal) / Рождение шедевра. «Силою благочестия движим ...»". // Православные храмы. Путешествие по святым местам.: журнал. – 2014. – № 92. – 31 С. (in Russian).
- S.K. Makovsky (journal) / Маковский С.К. Две подмосковные князя С. М. Голицына // Старые годы.: журнал. – 1910. – Вып. 1. – С. 31-37. (in Russian)
- V.A. Potseluev, I.V. Petreev / Поцелуев В.А., Петреев И.В. Подольск и окрестности. Подольск "На берегах Пахры". // М.: Терра-спорт, 1999. – 553 С.: ил., карт., портр. – ISBN 5-93127-041-8 . (на русском языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Historical stories and archival photographs of the church – Дубровицы Музей, которого нет (in Russian)
- Dubrovitsy Estate, archival photographs, part 1 – Vadim Razumov, LiveJournal (in Russian)
- Dubrovitsy Estate, archival photographs, part 2 – Vadim Razumov, LiveJournal (in Russian)
- Трансляция служб из храма Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах — Андрей Грицышин, на YouTube
- Видео: Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на YouTube
- Здания русской православной церкви в России
- Церковные постройки в стиле барокко в России.
- Церкви 17 века в России.
- Церкви построены в 1699 году.
- 1690 заведений в России
- Здания восточно-православной церкви, посвященные Богородице
- Памятники культурного наследия федерального значения в Московской области
- Здания и сооружения Московской области