Колониальная архитектура Бразилии

Колониальная архитектура Бразилии определяется как архитектура, созданная на нынешней территории Бразилии с 1500 года, года прибытия португальцев, до ее независимости в 1822 году.
В колониальный период колонизаторы импортировали в колонию европейские стилистические течения, адаптируя их к местным материальным и социально-экономическим условиям. Колониальные здания с архитектурными чертами эпохи Возрождения , маньеризма , барокко , рококо и неоклассицизма можно найти в Бразилии, но переход между стилями происходил постепенно на протяжении веков, а классификация периодов и художественных стилей колониальной Бразилии является предметом споров среди специалисты.
художественного наследия Бразилии свидетельствуют ансамбли и памятники этого происхождения, объявленные объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО О важности колониального архитектурного и . Это исторические центры Ору-Прету , Олинды , Сальвадора , Сан-Луис-ду-Мараньян , Диамантина , Гояс-Велью , руины миссий иезуитов гуарани в Сан-Мигел-дас-Миссойнс , святилище Бом-Жезус-де-Матозиньюс в Конгоньясе и площадь Сан-Франциско в Сан Кристовао . Есть также исторические центры, которые, хотя и не были признаны объектами всемирного наследия, все еще имеют важные памятники того периода, такие как Ресифи , Рио-де-Жанейро и Мариана . Особенно в случае с Ресифи решающую роль в непризнании сыграли снос и лишение характеристик большинства исторических зданий и колониальной городской планировки.
Колониальные поселения и урбанизм
[ редактировать ]
Архитектурная деятельность в колониальной Бразилии началась в 1530-х годах, когда колонизация набрала обороты с созданием Капитанств Бразилии (1534 г.) и основанием первых деревень, таких как Игарассу и Олинда, основанных Дуарте Коэльо около 1535 г., и Сан-Висенте, основанной Мартимом Афонсу де Соузой в 1532 году. Позже, в 1549 году, город Сальвадор был основан Томе де Соузой как резиденция Генерал-губернаторства. Архитектор Луис Диас, привлеченный Томе де Соузой, затем проектирует столицу колонии, включая дворец губернатора, церкви и первые улицы, площади и дома, а также необходимые укрепления вокруг поселения. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Самая благородная часть города Сальвадора, включающая утрамбованные земляные здания, такие как губернаторский дворец, резиденции и большинство церквей и монастырей, была построена на возвышенности, на высоте 70 метров над уровнем пляжа; а на берегу залива была построена инфраструктура, предназначенная для коммерческой деятельности. Другие города, основанные в 16 веке, такие как Олинда (1535 г.) и Рио-де-Жанейро (1565 г.), характеризуются тем, что были основаны недалеко от моря, но на возвышенностях, разделяя поселение на высокий город и низкий город. В целом, верхний город был домом для жилых и административных районов, а нижняя часть - для коммерческих и портовых районов, что напоминало организацию основных португальских городов, таких как Лиссабон , Порту и Коимбра , с древних и средневековых времен. Такая договоренность соответствовала соображениям обороны, поскольку в первые дни колониальные поселения подвергались постоянному риску нападений со стороны коренных народов и европейцев из других стран. Фактически, почти все первые поселения, основанные португальцами, имели стены, частоколы, бастионы и ворота, которые контролировали доступ внутрь страны. [ 5 ]


Колониальный урбанизм в Бразилии часто характеризовался адаптацией планировки улиц, площадей и стен к рельефу местности и расположению важных зданий, таких как монастыри и церкви. Хотя во многих колониальных городах, начиная с Олинды и Сальвадора, улицы не следовали строгой шахматной схеме, характерной для испанских оснований в Новом Свете , теперь считается, что их улицы были проложены с относительной регулярностью. [ 7 ] [ 8 ] В период Пиренейского союза (1580–1640 гг.) города, основанные в Бразилии, имели большую регулярность, как в случае Фелипеи-да-Параиба (ныне Жуан-Пессоа ), основанной в 1585 г., и Сан-Луис-ду-Мараньян, заложенного в 1615 г. Франсиско Фриас де Мескита, с тенденцией к регулярности планировки городских центров, усиливающейся на протяжении 17 века. [ 5 ] Также заслуживают внимания большие урбанистические работы, проведенные в Ресифи во время правления графа Джона Мориса Нассау (1637–1643), который с помощью набережной и строительства мостов, каналов и фортов превратил старый порт Олинды в город. .
Определяющим аспектом колониального урбанизма было создание церквей и монастырей. Часто строительство культовых сооружений сопровождалось созданием погоста или площади рядом со зданием, а также сети подъездных улиц, организующих городское пространство. В Сальвадоре, например, строительство иезуитского колледжа в 16 веке за пределами городских стен привело к появлению площади Террейру-де-Жезус и сделало этот район полюсом расширения города. Еще одним ярким примером колониального городского пространства является Патио-де-Сан-Педро, возникший в результате строительства собора Сан-Педро-дус-Клеригуш в Ресифи (после 1728 года). В Рио-де-Жанейро главная колониальная улица — улица Дирейта (ныне улица Примейру-де-Марсу) — возникла как связующее звено между Морру-ду-Каштелу, где был основан город, и монастырем Сан-Бенту , расположенным на одноименном холме. . Другим важным аспектом было установление религиозных памятников на высоких местах, которым иногда предшествовали лестницы, что создавало сценографические пейзажи с сильным характером барокко. В Рио, например, многие монастыри и церкви были построены на холмах, фасадами обращенными к морю, что создавало великолепные условия для путешественников, въезжающих в страну. Гуанабара Бэй . Привилегированные отношения между топографией и церквями также бросаются в глаза в городах Минас-Жерайс, особенно Ору-Прету и святилище Конгоньяс. В последнем паломническая церковь расположена на вершине холма, ей предшествует ряд часовен с Виа Сакра и лестницей, украшенной статуями пророков .


В 18 веке реформы, проведенные правительством маркиза Помбала , частично связанные с необходимостью занять границы с Испанской Америкой , привели к большему присутствию военных инженеров в колонии и к основанию нескольких запланированных вил. , в котором были запланированы места для административных зданий, церквей и символов государственной власти. Так, в течение XVIII века в нынешних штатах Риу-Гранди-ду-Сул , Мату-Гросу, Гояс , Рорайма, Амазонас и других было создано множество деревень с плановой урбанизацией. Более того, в некоторых местах были приняты общие образцы фасадов зданий с целью создания гармоничного городского ансамбля, как это наблюдалось в нижнем городе Сальвадора в середине восемнадцатого века. [ 5 ] В Минас-Жерайс , где золотая лихорадка способствовала быстрому росту деревень в холмистой местности без какого-либо планирования, также произошли некоторые важные урбанистические вмешательства. Планировка города Мариана, расположенного на относительно равнинной местности, регулярно перестраивалась в 1745 году Хосе Фернандесом Пинту Альпоимом. В то же время несколько домов были снесены в центре Ору-Прету для создания монументальной площади, сегодня известной как площадь Тирадентис, где были построены Дом городского совета и Дворец губернатора. По мере развития колонизации городские улучшения происходили чаще. В Сальвадоре крупные свалки в 18 веке позволили развить нижний город, ранее ограниченный узкой полосой земли. В Рио-де-Жанейро лагуны и болота были засыпаны, чтобы обеспечить расширение и повысить благосостояние города.
Также в Рио было построено, пожалуй, крупнейшее инфраструктурное сооружение в колониальной Бразилии: акведук Кариока , окончательно открытый в 1750 году. Акведук доставлял воду из реки одноименной в центр города, питая несколько фонтанов, некоторые из которых существуют до сих пор. Один из них располагался на площади Пасу (ныне площадь 15 ноября ), урбанизированной в начале 1740-х годов Хосе Фернандесом Пинту Алпоимом по образу лиссабонской площади Рибейра . На пирсе площади позже появится монументальный фонтан, спроектированный местре Валентимом и завершенный в 1789 году.
Рио-де-Жанейро, столица колонии с 1767 года, был основным центром городских интервенций между 18 и 19 веками. Самым важным было создание Passeio Público между 1789 и 1793 годами. Дизайн парка, выполненный по проекту Местре Валентима, включал в себя геометрические обсаженные деревьями бульвары, фонтаны и статуи. Для строительства парка потребовалось серьезное городское вмешательство с разрушением холма и набережной пруда. Позже, с прибытием португальской королевской семьи в 1808 году, в Рио также появился Ботанический сад , первый в колониальной Бразилии.
Архитекторы
[ редактировать ]Лица, ответственные за архитектурные проекты ( рискос ) колонии, оставались в значительной степени анонимными, даже в случае некоторых крупных монастырей и церквей. Среди известных авторов религиозные и многие военные инженеры, причем последние обладают глубокими теоретическими знаниями в области архитектуры. Другие имели более практические знания, например, мастера-строители , мастера -каменщики и плотники .
Религиозные ордена, такие как иезуиты , бенедиктинцы , францисканцы и кармелиты , одними из первых поселившихся в Бразилии, имели в своих рядах выдающихся архитекторов и строителей, и вместе с ними началась великая традиция строительства все более богатых и внушительных религиозных зданий. Например, архитектор-иезуит Франсиско Диаш, который работал над строительством иезуитской церкви в Лиссабоне, прибыл в Бразилию в 1577 году. Он работал над церковью Граса в Олинде (его единственный сохранившийся проект) и построил иезуитские колледжи в Рио-де-Жанейро, Сантос и другие. Другим важным религиозным архитектором был монах Макарио де Сан-Жуан, бенедиктинец, которому, среди прочего, приписывают проекты 17-го века церквей монастыря Сан-Бенту и Мизерикордия Сальвадора. [ 9 ]
Военные инженеры были в основном португальцами, но на службе Португалии находились представители других национальностей, особенно итальянцы. Эти инженеры не только строили форты, но также отвечали за разграничение поселений, проектирование административных зданий и даже религиозных сооружений. Ярким примером 17 века был Франсиско Фриас де Мескита, который жил в Бразилии между 1603 и 1635 годами и построил несколько фортов, очертил город Сан-Луис-ду-Мараньян (после 1615 года) и спроектировал церковь монастыря Сан-Бенту в Рио-де-Жанейро. Жанейро (1617 г.). [ 10 ]
В 18 веке португальские военные инженеры спроектировали некоторые из наиболее важных произведений колониальной архитектуры. Хосе Фернандес Пинту Альпоим, например, спроектировал в Рио-де-Жанейро Императорский дворец , монастырь Санта-Тереза, урбанизировал площадь Пасу и завершил работу над акведуком Кариока . В Минас-Жерайс он спроектировал Губернаторский дворец в Ору-Прету и очертил контур города Марианы. В Рио церковь Канделария была спроектирована Франсиско Жуаном Росио, еще одним португальским военным инженером. В Ору-Прету Педро Гомеш Чавес спроектировал приходскую церковь Носса-Сеньора-ду-Пилар , а в Баии Мануэль Кардозу де Салданья спроектировал замечательную базилику Носса-Сеньора-да-Зачатие-да-Прайя с новаторским планом и фасадом. Конечно, крепости строили и португальские военные инженеры. На юге, например, Хосе да Силва Паис построил сложную систему сил для защиты острова Санта-Катарина .

Растущая потребность в квалифицированных специалистах в колониях побудила колониальное правительство создать так называемые классы военной фортификации и архитектуры ( Aulas de Fortificação e Arquitetura Militar ), которые представляют собой первые школы, посвященные преподаванию архитектуры в Бразилии. Первый был создан в Сальвадоре в 1699 году, одновременно с домом в Ресифи. В 1735 году в Рио-де-Жанейро был создан Класс, первым учителем которого был вышеупомянутый Пинту Альпоим. Из этих классов стали выходить первые военные инженеры, получившие образование в Бразилии. Одним из выдающихся примеров был Хосе Антонио Кальдас (1725–1767), родившийся в Баии и ученик Мануэля Кардозу де Салданья в классе Сальвадора. Он работал над несколькими инженерными и архитектурными проектами на северо-востоке, включая реконструкцию Сальвадорского собора (уже снесенного ). Его также отправили на западное побережье Африки для выполнения инженерных задач. С 1761 года он был профессором Сальвадорского класса, который и окончил. [ 11 ] [ 12 ]
Другими важными группами были мастера-строители и мастера-каменщики, которые в принципе отвечали за выполнение работ, а также часто разрабатывали архитектурные проекты. Эти специалисты не имели теоретической подготовки в области архитектуры, но имели много практических знаний, полученных на стройках. Среди этих профессионалов, создавших выдающиеся архитектурные проекты, — Мануэль Феррейра Хакоме, мастер-каменщик, автор собора Сан-Педро-дус-Клеригуш . В Минас-Жерайс присутствие этих мастеров было очень ярким и включало такие имена, как Хосе Перейра душ Сантуш, Хосе Перейра Арока и Франсиско де Лима Серкейра, последний отвечал за церковь Святого Франциска Ассизского в Сан-Жуан-дель-Рей .
Были и дизайнеры, которые не были строителями. Важным примером был Антониу Перейра де Соуза Кальейрос, который был доктором права, но спроектировал церкви Розария в Ору-Прету и Мариане. Луиш да Кунья Менесес, колониальный губернатор, спроектировал монументальное здание городского совета и тюрьму Ору-Прету. Также важно упомянуть Антониу Франсиско Лисбоа, Алейхадиньо , который был прежде всего скульптором, но также автором важных архитектурных проектов.
Техники и материалы
[ редактировать ]Стены
[ редактировать ]

Первоначально в колониальной архитектуре использовались методы утрамбовки земли , плетня и мазни , быстрого строительства и использования в колонии обильных материалов: глины и дерева. Вскоре каменная кладка, а также ее хорошая стойкость и долговечность. Он был хорошо известен коренным народам и африканцам, и наибольшая распространенность наблюдалась в районах, соответствующих нынешним северо-восточным и юго-восточным регионам. Его самая чистая версия имеет в качестве основной структуры деревянные детали, состоящие из верхних горизонтальных частей ( frechais ), нижних горизонтальных частей ( baldrames ) и вертикальных частей ( esteios ). Части соединяются в уток, связываемый шелковыми, льняными, конопляными шнурами или шнурами бурити. Наконец сверху насыпается глина. [ 13 ]
Одна система, похожая на плетень и мазню, — это деревянная каркасная система , распространенная в южном регионе, где, однако, для забора используется каменная кладка. [ 13 ]
Еще одна широко используемая система, особенно для внутренних перегородок, — это табик , который состоит из конструкции из деревянных балок, покрытых досками. Это очень легкая и простая в исполнении система. Для систем наиболее часто используемыми породами древесины в то время были арейра , брауна , ипе , пероба , ятоба и другие. [ 13 ]
В Бразилии использование утрамбованной земли также стало популярным, в основном потому, что она положительно ответила на вызовы времени, поскольку при правильном использовании она потребляет мало энергии в производственном процессе. Сырье, используемое при производстве утрамбованных земляных блоков, легко доступно и большую часть времени транспортировка не требуется. Помимо этой характеристики утрамбованная земля обладает большой тепловой инерцией, идеальной для климата бразильского побережья, и позволяет осуществлять влагообмен с внешней средой. [ 14 ]
Каменная кладка использовалась в самых знатных постройках, обычно в качестве усиления в углах ( cunhais ) больших зданий и в перемычках порталов и окон. Очень немногие здания были построены исключительно из камня, сохранившимся примером является дом-башня Гарсиа д'Авила в Баии, построенный в основном в начале 1600-х годов. Даже в последующие века лишь немногие церкви были построены с каменными фасадами.
Вначале каменная кладка в основном использовалась для строительства укреплений на сухих камнях без выравнивания, чтобы придать зданиям большую прочность и противостоять постоянным нападениям местных жителей, как, например, древняя крепость Рейс Магос в Натале. [ 2 ] [ 15 ] С приходом в Бразилию компании иезуитов использование камня и извести – каменной кладки с известково-песчаным раствором – стало поощряться в качестве метода строительства в духе португальской архитектуры.
При строительстве новых иезуитских памятников на побережье было принято использовать камень королевства, лиоз , разновидность полумрамора, уже ограненного, импортированного из Португалии, который привозился в качестве балласта на португальских кораблях и был доставлен в качестве балласта на португальские корабли. полностью трудоустроен в монастыре Nossa Senhora da Conceição da Lapa . [ 16 ] Рио-де-Жанейро, Сальвадор и Ресифи, прибрежные города, имевшие наибольшую важность для колонии, наслаждались этой роскошью, в то время как в более внутренних регионах необходимо было эксплуатировать местное изобилие сырья, так что песчаник широко используется в кладке с глиной. миномет не только в общественных или религиозных зданиях, но и в жилых домах. [ 16 ]
Крыши
[ редактировать ]
Раньше крыши домов были просто сделаны из соломы ( сапе ), как и местные хижины ( окас ) или некоторые жилища в африканском стиле, которые до сих пор существуют в сельской местности. Глиняная (керамическая) черепица изначально использовалась в более богатых зданиях, прежде чем стала популярной.
Среди типов плитки, использовавшихся в тот период, можно выделить: [ 13 ]
- канальная плитка, также называемая колониальной плиткой, мыс и канал, накидка и излив, «выполненные на бедрах»; за пределами Бразилии они известны как арабские или мавританские плитки;
- французская плитка, или марселья;
- Римская плитка.
Существовали различные типы стропильных ферм , выполненных из дерева, иногда дополненных стропилами . Важным элементом крыш были карнизы , защищавшие глиняные стены от дождевой воды. Стропила под карнизами обычно украшались резьбой и назывались модильонами . Были также элементы, которые дополняли или служили продолжением основных крыш: балконы и веранды . Наконец, потолочные покрытия в целом были плоскими. [ 13 ]
Рамки
[ редактировать ]
Двери и окна (створки) были деревянными, похожими на современные. Были листья из линеек (прямых перемычек), из подушек, из решеток ( урупем ), из деревянного кружева, с калитками и т. д. В последнее время появились сосновые листья (с местами для стекол), пришедшие на смену глухим листьям. [ 13 ]
Листья имели несколько режимов работы: [ 13 ]
- горизонтальное открывание, или по-французски, теперь называемое поворотно-откидным;
- вертикальное отверстие, называемое гелосиями или ротулами ;
- гильотина или отверстие в английском стиле.
В случае толстых стен принято было скашивать (разрезать) стену вокруг окна. Полученное большее открытое пространство увеличило освещенность комнаты и могло быть использовано для сидения (стулья для беседы). Среди дополнительных элементов были парапеты , балконы, муксарабы , бойницы , дверные молотки и т.д. [ 13 ]
Этажи
[ редактировать ]Внутренние полы могли быть земляными, глиняными, дощатыми (половицами, особенно на фальшполах) или плиточными ( мраморными , в случае дворянских построек). [ 13 ]
Среди внешних были: [ 13 ]
- плиты: каменные плиты ( песчаник , гнейс или известняк ), уложенные на глиняном растворе;
- пе-де-молек : укладка гальки (речных камней) на утоптанную землю;
- capistranas : укладка непрерывной полосы больших плит посередине дороги общего пользования, окруженной галькой или небольшими плитами.
Другие
[ редактировать ]Картины на стенах обычно были побелены и выполнены известью, полученной из моллюсков , камня или табатинга (белой глины). Дерево же окрашивали клеем, темперой или маслом. Среди используемых красителей были индиго (синий), кровь дракона и урукум (красный), сафлор (желтый), брауна (черный), ипе и кошениль (розовый).
Фундаменты , как правило, были прямыми (неглубокими), каменными. Однако в глинобитных и деревянных каркасных постройках на глубине 2–4 м были заглублены обожженные деревянные стойки. [ 13 ]
Религиозная архитектура: маньеризм и португальский равнинный стиль (XVI-XVII вв.)
[ редактировать ]

Первые религиозные храмы, построенные в Бразилии, следовали португальскому стилю позднего ренессанса или маньеризма , известному как португальский равнинный стиль . Эта эстетика характеризуется фасадами, состоящими из основных геометрических фигур, треугольными фронтонами, окнами, близкими к квадрату, и стенами, отмеченными контрастом между каменными и белыми поверхностями, с двухмерным аспектом. [ 17 ] Убранство скудное и обычно ограничивается порталами, хотя интерьеры богаты алтарями, картинами и изразцами.
Так, первые бразильские церкви имели неф и алтарь прямоугольной формы, один или три нефа, простые окна и прямоугольный или квадратный фасад, увенчанный треугольным фронтоном. Они также могут иметь одну или две боковые башни. На протяжении 17 века появляются фасады, украшенные волютами маньеристского характера. На этом первом этапе основными моделями колониальных церквей были церковь Сан-Роке и монастырь Сан-Висенте-де-Фора в Лиссабоне.
Сегодня в Бразилии осталось мало примеров архитектуры 16-го века, поскольку большинство старых зданий либо разрушены, либо сильно изменены. Редкими примерами религиозной архитектуры 16 века являются церковь Матери Сан-Косме и Сан-Дамиан в Игарассу (начатая в 1535 году и позже отремонтированная) и церковь Граса в Олинде , построенная в последней четверти 16 века, с фасадом в стиле маньеризма. возле церкви Сан-Роке в Лиссабоне. Архитектор последнего, брат Франсиско Диас, работал над строительством Лиссабонской церкви и проектировал другие иезуитские церкви в Бразилии с аналогичной архитектурой. [ 18 ] [ 19 ]
С 16 века иезуиты строили церкви и колледжи в изолированных регионах, чтобы способствовать обращению коренного населения в христианство. Некоторыми важными примерами иезуитских церквей первых дней колонизации являются церкви в Сан-Педро-д'Алдея (RJ), Новой Алмейде (ES), Эмбу (SP) и часовня Сан-Мигель в Сан-Мигель-Паулиста (SP), все датированные из 17 или начала 18 века. [ 9 ] [ 18 ] В мегаполисе Сан-Паулу, возникшем вокруг деревни иезуитов, фасад бывшей иезуитской церкви и колледжа XVI века (известный как Pátio do Colégio ) был точно реконструирован на основе древней иконографии. На фасаде видны следы стиля раннего пола XVI века, в том числе треугольный фронтон . Напротив, в Рио-де-Жанейро важная иезуитская церковь на Морро-ду-Каштелу, основанная в 1567 году, была снесена в 1922 году в ходе реконструкции территории, где она располагалась. [ 20 ] Подобно тем, что были в Сан-Паулу и Рио, были иезуитская церковь и колледж в Сантосе. [ 19 ] снесен в 19 веке, но хорошо известен по планам и рисункам.


Несколько церквей 17 века в стиле маньеризма до сих пор сохранились в Бразилии. Одним из примеров является церковь монастыря Сан-Бенту в Рио-де-Жанейро, построенная между 1633 и 1677 годами по проекту 1617 года. Фасад состоит из геометрических фигур, с треугольным фронтоном, окруженным двумя башнями и камбузом с тремя порталы, похожие на монастырь Сан-Висенте-де-Фора в Лиссабоне. Более поздний пример — бывшая иезуитская церковь, ныне Кафедральная базилика Сальвадора , датированная 1652–1672 гг. [ 11 ] с маньеристским фасадом, увенчанным волютами, и двумя башнями, он по своим характеристикам похож на иезуитскую церковь Коимбры (ныне собор Се-Нова-де-Коимбра ). [ 21 ] Интерьер с одним нефом с боковыми часовнями, неглубоким трансептом и алтарем основан на церкви Сан-Роке в Лиссабоне. Церковь иезуитов в Сальвадоре вдохновит других в регионе, например, церковь Сан-Франциско и монастырь Сальвадора . [ 22 ]
Примерно в середине 17 века появляются новые церкви, и хотя они не имеют изогнутых барочных планов, они представляют собой сценографические главные фасады, ускользающие от прежних жестких форм. Важным примером является монастырь Санто-Антонио и церковь Каиру в Баии, построенные в 1654 году. Входу в церковь предшествует галилея, образованная пятью арками с двумя расположенными в шахматном порядке верхними этажами, окруженными волютами . церкви На фронтоне третьего этажа имеется ниша с изображением святого Антония, а единственная башня церкви отведена назад от фасада. Эта схема фасада, маньеристским прототипом которой могла стать францисканская церковь в Ипожуке , использовалась на Северо-Востоке, [ 23 ] породив, среди прочего, церкви францисканских монастырей Парагуасу (Баия), Олинды, Игарассу (Пернамбуку) и Жуана Пессоа (Параиба), последний построен в 18 веке и имеет богато украшенный фасад. Северо-восточные францисканские монастыри были организованы вокруг благородного двухэтажного монастыря (уже XVIII века) тосканского ордера, часто украшенного португальской плиткой. Перед монастырями широкий погост с крестом усиливал внушительную и урбанистическую значимость ансамбля. Различные общие характеристики побудили некоторых авторов рассматривать северо-восточные францисканские монастыри как архитектурную «школу», так называемую Северо-восточную францисканскую школу (Escola Franciscocana do Nordeste). [ 24 ] [ 25 ]
В Сальвадоре во второй половине 17 века было построено несколько величественных монастырских церквей, проект которых приписывают монаху Макарио де Сан-Жуан: монастырь Сан-Бенту и монастырь Санта-Тереза, последний очень похож на монастырь Ремедиос в Эворе. , Португалия. [ 26 ] Эти церкви имеют один неф с куполом над трансептом — архитектурная модель, мало используемая в колониальной Бразилии.
Религиозная архитектура: барокко и рококо (XVIII век)
[ редактировать ]
В архитектуре барокко использует мотивы классической архитектуры , но динамично сочетает их, стремясь создать иллюзионистские и сценографические эффекты на фасадах и интерьерах. В Европе, особенно в Италии и германских странах, здания в стиле барокко характеризуются криволинейными и волнообразными фасадами и растениями. В колониальной Бразилии архитектурное барокко появилось поздно, что отражает позднее принятие этого стиля в самом мегаполисе. [ 27 ] Кривые или волнистые поверхности фасадов и планов этажей были редкостью.
Важность резьбы и росписи.
[ редактировать ]Интерьеры колониальных церквей следует рассматривать не только с архитектурной, но и с декоративной точки зрения, поскольку внутренняя среда часто определялась гармоничным взаимодействием позолоченной резьбы по дереву , живописи и азулежу , типичного для португальского искусства. [ 17 ]
Прежде чем оказать влияние на архитектуру, стиль барокко прибыл в колониальную Бразилию в середине 17 века в виде позолоченных резных алтарей так называемого португальского национального стиля. Для этого стиля характерны алтарные образы, образованные концентрическими арками с плотной скульптурной нагрузкой, растительными мотивами и ангелами, часто поддерживаемыми Соломоновыми колоннами . Резьба не ограничивалась алтарями, а часто покрывала все поверхности церквей и часовен и могла быть обогащена картинами и изразцами. Важным примером является маньеристская церковь монастыря Сан-Бенту в Рио-де-Жанейро, интерьер которой был полностью покрыт барочной резьбой последних десятилетий 17 века.

Уже в первой половине XVIII века была завершена Золотая капелла Третьего ордена Святого Франциска большая часть убранства церкви Сан-Франциско в Ресифи и выполнена в Сальвадоре. Оба целиком покрыты резьбой, росписью и изразцами. В 1720-х годах на смену португальскому национальному стилю пришел стиль Жоанин, находившийся под сильным влиянием римского барокко, новаторским образцом которого в Бразилии (1726–1740 гг.) является тот, который полностью охватывает интерьер церкви Третьего ордена Сан-Франциско да Пенитенсия в Рио. де Жанейро. Ранним примером в Минас-Жерайс является церковь Богоматери Колонны в Ору-Прету с великолепной резьбой в нефе и алтаре 1730–50-х годов.
В середине века резьба перешла к формам рококо, в которых орнамент более ажурный, не покрывающий всей доступной поверхности интерьеров. На этом этапе блистали такие скульпторы, как Антонио Франсиско Лисбоа (Алейжадиньо), Валентим да Фонсека и Силва (Местре Валентим) и многие другие. В конце колониальной фазы резьба уже начинает принимать неоклассические формы.
Живопись, особенно перспективная живопись иллюзионистского характера, также играла важную роль в убранстве внутренних помещений, особенно в деревянных потолках нефов. Самой ранней в Бразилии была уже упомянутая церковь Третьего ордена Сан-Франциско да Пенитенсия в Рио (Каэтано да Коста Коэльо, 1736–1743). на облицовках базилики Носса-Сеньора-да-Зачатие да Прайя в Сальвадоре (Хосе Хоаким да Роша, после 1772 г.) и церкви Сан-Франциско-де-Ассис в Ору-Прету. Другими известными более поздними примерами являются картины Местре Атаиде (1801–1812) .
Импортированные азулежу из Португалии также сыграли важную роль во внутреннем убранстве церквей Северо-Востока и Рио-де-Жанейро. Не в Минас-Жерайс из-за хрупкости и дороговизны доставки.
Религиозное барокко на берегу моря
[ редактировать ]
На протяжении XVIII века подавляющее большинство религиозных зданий в Бразилии, а также в Португалии продолжали использовать жесткие планы этажей, связанные с маньеристским простым стилем, с нефами и часовнями прямоугольной или квадратной формы, без какого-либо движения, как изогнутые или многоугольные планы. Во всей колониальной Бразилии количество церквей с планами этажей в стиле барокко, отличающимися от традиционного простого стиля, составляет менее двадцати. Эти церкви расположены в нескольких местах: Ресифи и Сальвадоре, по одной, а также Рио-де-Жанейро и несколько вилл в Минас-Жерайс, а также остальные.
В других церквях 18 века стиль барокко ограничивался декоративными мотивами фасадов и интерьеров, и их множество примеров по всей Бразилии. Среди них необычным примером является церковь Третьего ордена Сан-Франциско в Сальвадоре, построенная в 1703 году с полностью резным фасадом в чурригереско-барокко стиле церквей латиноамериканской Америки . [ 28 ] Однако стиль этого фасада не получил продолжения в других зданиях.

Одной из первых церквей с планом барокко в колониальной Бразилии является церковь Глория в Рио-де-Жанейро, вероятно, построенная в 1730-х годах и приписываемая военному инженеру Хосе Кардозу Рамальо на основе устной традиции. Церковь имеет форму двух вытянутых и расположенных рядом восьмиугольных призм с единственной башней, расположенной впереди. У основания башни находится небольшой портик с аркадами, где расположен главный вход. План абсолютно оригинален как для Бразилии, так и для Португалии и является настоящей вехой в португальско-бразильской архитектуре. [ 17 ] Еще одной важной церковью Рио-де-Жанейро, к сожалению, снесенной в 20 веке, была церковь Сан-Педро-дус-Клеригуш, датированная 1733–1738 годами. Эта церковь имела эллиптический неф, окруженный изогнутыми апсидами . Фасад изогнутой формы окружен двумя круглыми башнями. Сан-Педро-дус-Клеригуш в Рио был первым храмом с такими характеристиками, построенным в Бразилии, и, вероятно, повлиял на эллиптические планы некоторых церквей из Минас-Жерайс, построенных позже. В Рио-де-Жанейро церкви Conceição e Boa Morte (завершены в 1758 году), Nossa Senhora Mãe dos Homens (начаты в 1752 году) и Lapa dos Mercadores (построены в 1747 году) имеют планы, включающие эллиптические или многоугольные сегменты. [ 17 ]
Еще одним известным памятником того периода является собор Сан-Педро-дус-Клеригуш в Ресифи, построенный между 1728 и 1782 годами по проекту Мануэля Феррейры Хакоме. Внутренний неф церкви имеет восьмиугольную форму, как и неф Глории в Рио, но внешний вид имеет прямоугольный план, скрывающий внутреннюю организацию. [ 29 ] В Сальвадоре в 1739 году началось строительство внушительной церкви Nossa Senhora da Conceição da Praia, спроектированной военным инженером Мануэлем Кардозу де Салданья в Португалии. Углы нефа скошены, что придает интерьеру многоугольную форму, похожую на португальские церкви, такие как церковь Менино Деус в Лиссабоне (1711 г.). Две башни на фасаде расположены по диагонали, повторяя форму нефа. Камни для церкви были огранены в Португалии и отправлены в Сальвадор под руководством мастера, руководившего строительством. [ 30 ]

После Великого лиссабонского землетрясения 1755 года реконструкция Лиссабона, организованная маркизом Помбалом, проводилась в стиле классицизма позднего барокко, известного сегодня как стиль Помбалина . На этот стиль сильно повлияло римское барокко, которое предпочиталось лиссабонскому двору со времен правления короля Жуана V (1707–1750). [ 27 ] В Бразилии стиль Помбалин особенно нашел отражение в Белен-ду-Пара и Рио-де-Жанейро, которые были важными административными городами, находившимися в постоянном контакте с мегаполисом. [ 31 ] В Белене влияние Помбалина проявляется в работах итальянского архитектора Джузеппе Антонио Ланди , например, в церквях Сан-Жуан и Сантана в столице Пара. В Рио-де-Жанейро самым старым примером является церковь Третьего ордена Карму, построенная между 1755 и 1770 годами. Каменный фасад, извилистый фронтон, а также окна и порталы, последние импортированы из Лиссабона, свидетельствуют о стиле. Другими церквями Кариоки, находящимися под влиянием стиля Помбалин, являются Сан-Франциско-де-Паула и Канделария . [ 17 ]
Религиозное барокко в Минас-Жерайс
[ редактировать ]В Минас-Жерайс золотая лихорадка способствовала строительной деятельности на протяжении 18 века, что привело к появлению некоторых из самых интересных бразильских колониальных архитектурных памятников. Как и в других регионах, почти все церкви были построены по планам простого маньеризма, например, Марианский собор , построенный в первой половине XVIII века, который помимо прямоугольного плана имеет двумерный фасад с треугольным фронтоном, напоминает иезуитские храмы прошлого века.
Очень новаторской является церковь Богоматери Столпной Матери в Ору-Прету , построенная около 1733 года по проекту военного инженера Педро Гомеша Чавеса. Интерьер церкви имеет десятиугольную форму, приданную богатой позолоченной резьбой Антонио Франсиско Помбала, что придает этой церкви смелую внутреннюю организацию. Десятиугольная форма органично задана внутренней резьбой: внешне церковь представляет собой прямоугольную форму. [ 32 ]
Позже появились еще более смелые церкви, такие как церковь Носа-Сеньора-ду-Росариу-дус-Претус в Ору-Прету (начатая в 1757 году) и церковь Сан-Педру-дус-Клеригуш в Мариане, спроектированные Антониу Перейрой де Соузой Калейросом. Планы этих церквей, не имеющие точных параллелей в португальской архитектуре того времени, образованы тремя расположенными рядом эллипсами, окруженными, в случае церкви Ору-Прету, круглыми башнями. Вход выполнен криволинейным камбузом из трех арок. Вполне вероятно, что план церкви был задуман под влиянием церкви Сан-Педро-дус-Клеригуш в Рио-де-Жанейро, начатой двумя десятилетиями ранее. Возможно также влияние среднеевропейских построек через гравюры архитектурных трактатов , ходивших в Минас-Жерайс в 18 веке. [ 33 ]
Рококо на берегу моря
[ редактировать ]
Рококо, рассматриваемый многими авторами как заключительный этап барокко, — декоративный стиль французского происхождения, распространившийся по Европе с первой половины XVIII века. Для него характерно использование специфических декоративных мотивов, часто асимметричных, среди которых рокалья выделяются , абстрактные мотивы в форме ракушек. В золоченой резьбе рококо демонстрирует больше изящества и легкости, чем тяжелая барочная резьба: если в барокко была тенденция к ужасу вакуума , то в рококо декоративные мотивы рассредоточены по поверхностям.
В колониальной архитектуре Бразилии рококо оказывает влияние на искусство второй половины XVIII и начала следующего века. В некоторых церквях под влиянием рококо в Бразилии, особенно в Минас-Жерайс, фасады имеют трехмерный эффект, создаваемый отступающим и вращающимся положением башен и волнистостью поверхностей. Однако в большинстве случаев рококо ограничивалось декоративными мотивами фасадов, особенно в оформлении фронтонов, карнизов и луковичных куполов башен.
В Ресифи есть важный набор фасадов влияния рококо, таких как базилика и монастырь Носа-Сеньора-ду-Карму , строительство которых началось в 1767 году, церковь Матери Санто-Антонио и другие, все с изогнутыми карнизами и пышными фронтонами. В Баии также есть несколько фасадов с деталями в стиле рококо, например, фронтон церкви Носсо-Сеньор-ду-Бонфим , также датируемый последней четвертью XVIII века. С другой стороны, в Рио-де-Жанейро стиль рококо ограничивался украшением интерьеров, как в церкви Санта-Рита и Старом соборе . [ 17 ]
Рококо в Минас-Жерайс
[ редактировать ]В Минас-Жерайс религиозная архитектура в период барокко-рококо развивалась разными путями. В отличие от других регионов Бразилии, фасады некоторых церквей включали трехмерные вариации, создавая новую выразительность. Кроме того, наличие мыльного камня (стеатита), материала, который легко вырезать, позволило создать красивые и оригинальные порталы величайшему колониальному скульптору Антониу Франсиско Лисбоа, Алейхадиньо .


В церкви Санта-Эфигения в Ору-Прету, строительство которой было начато в 1733 году и, возможно, спроектировано Мануэлем Франсиско Лисбоа, можно наблюдать слегка углубленное расположение башен по отношению к фасаду, а также небольшое закругление башен, которое можно рассматривать как предшественник будущих фасадов Минас-Жерайс. [ 34 ] Фасад святилища Конгоньяс (начат в 1757 году) включает в себя красивый резной портал из мыльного камня, датированный между 1765 и 1769 годами и, вероятно, работы Херонимо Феликса Тейшейры. Важность этих ворот заключается в том, что это первые из длинной серии резных ворот в стиле рококо в регионе Минас-Жерайс. [ 35 ]
Церковь Носа-Сеньора-ду-Карму в Ору-Прету, строительство которой началось в 1766 году, является достопримечательностью стиля рококо Минас-Жерайс. Фасад волнистый, имеет карниз полукруглой формы, охватывающий характерную для рококо трехлопастную лопасть. Башни, отступающие от фасада, имеют полукруглую форму. Первоначально церковь была спроектирована Мануэлем Франсиско Лисбоа, но фасад был изменен примерно в 1770 году командой, в которую входили Франсиско де Лима Серкейра и Алейхадиньо. Последний создал картуш дверного проема, в котором щит кармелитов окружен камнями и удерживается двумя крылатыми ангелами. Тема маленьких ангелочков и рокальяс , которая незадолго до этого дебютировала Алейхадиньо в дверях церкви Карму в Сабаре , станет постоянной в порталах, спроектированных художником. [ 36 ]

Пожалуй, самой важной из церквей Минас-Жерайс на этом этапе является церковь Третьего ордена Сан-Франциско в Ору-Прету, достопримечательность португальско-бразильской архитектуры, строительство которой началось примерно в 1765 году. Исключительный фасад этой церкви включает круглые башни, установленные под углом к фасад и увенчан луковичными куполами. Центральная часть фасада и утопленные башни разделены вогнутым сегментом, что создает красивый трехмерный эффект. Центральное тело фасада ограничено двумя колоннами, поддерживающими фрагменты фронтона, также с вращательным движением. В целом организация фасада принадлежит скорее позднему барокко, чем рококо, и не имеет явных португальских предшественников, возможно, вдохновленная центральноевропейскими гравюрами. Хотя дизайн фасада традиционно приписывают Алейжадиньо, это не подтверждено ни одним документом. [ 37 ] [ 38 ] Что действительно принадлежит Алейжадиньо, так это дверной проем из мыльного камня, созданный в 1774 году и завершающий комплекс. На дверном проеме скульптор расположил три таблички с « Ранами Христа» , «Гербом Португалии» и на верхнем уровне фигурой Девы Марии , переплетенными францисканскими мотивами, головами ангелов, асимметричными свитками и лентами с надписями. По обе стороны перемычки изображены два ангела: один держит карту, другой - крест. Для полноты картины в окне в верхней части фасада находится великолепный горельеф, изображающий Святого Франциска, преклонившего колени, чтобы получить раны. Интерьер этой церкви был полностью украшен резьбой Алейхадиньо, а потолок нефа украшала иллюзионистская картина Местре Атаиде.
Также в 1774 году Алейжадиньо спроектировал фасад церкви Третьего ордена Сан-Франциско де Ассис в Сан-Жуан-дель-Рей, рисунок которого хранится в Музее Инконфиденсия в Ору-Прету. На этом рисунке можно увидеть, как художник создал фасад с ярко выраженными чертами рококо, слегка извилистый, как церковь Карму в Ору-Прету, с фронтоном, ограниченным огромными рокальями, и горельефом святого Франциска, преклонившего колени в центре. Башни будут полукруглыми, купола – колоколообразными, а в центре – украшенный дверной проем. В конечном итоге проект был полностью изменен Франсиско де Лимой Серкейрой, который создал еще один фронтон, добавил круговые башни вращающегося движения, снабдил балконом и построил еще один портал в Алейхадиньо, аналогичный порталу церкви Сан-Франциско в Ору-Прету. Кроме того, Лима Серкейра спроектировала неф с извилистыми стенами, придав ему эллиптическую форму, неслыханную в колониальной архитектуре того времени. [ 39 ]

Круглые или полукруглые башни (иногда многоугольные), расположенные углубленно по отношению к фасаду, были традиционными в Минас-Жерайс, их можно найти, например, в Материнской церкви Баран-де-Кокайш (до 1785 г.) и в церквях Третьего ордена Карму в Сан-Жуан-дель-Рей (после 1787 г.) и Мариана (после 1783 г.). [ 39 ] Круглые башни отсутствуют в архитектуре бразильского побережья и мегаполиса, за исключением снесенного Сан-Педро-дус-Клеригуш в Рио. [ 33 ]
Еще одной уникальной работой в Минас-Жерайс того периода является святилище Бом-Жезус-де-Матозиньюш в Конгоньяс-ду-Кампу , местная версия святилища Бом-Жезуш-ду-Монте , расположенное в Браге , на севере Португалии. [ 40 ] Комплекс, строительство которого началось в 1757 году, состоит из церкви, расположенной на холме, куда верующие достигают, пройдя через несколько часовен с изображениями страстей Христовых. В последней секции находится зигзагообразная лестница, ведущая на погост перед церковью. Внутри церкви можно найти изображение Бона Иисуса де Матозиньюша, созданное на основе образа, почитаемого в одноименном городе в Португалии. Очень интересны погост и лестница перед церковью, построенная между 1777 и 1790 годами, образованная вогнуто-выпуклыми сегментами, урбанизмом декоративных форм барокко и рококо. Лестница была украшена между 1800 и 1805 годами 12 большими статуями ветхозаветных пророков из мыльного камня работы Алейжадиньо и его офицеров. Шесть часовен, расположенных в первой части квадратного в плане святилища, также были украшены скульптурными наборами работы Алейжадиньо. Пейзаж, образованный церковью, погостом с пророками и часовнями, отличается большой выразительностью, не имеющей аналогов в колонии.
Военная архитектура
[ редактировать ]
В первые годы колонизации одной из самых больших забот португальской метрополии было обеспечение владения территорией, и первые поселения всегда были укреплены частоколами и фортами. Самая старая крепость, до сих пор сохранившаяся в Бразилии, — это форт Сан-Тьягу (который до сих пор сохранился под названием Форт Сан-Жуан-да-Бертиога ) в Бертиоге , датируемый 1532 годом. Сначала это был деревянный частокол, а позже был перестроен в каменную кладку, приобретя нынешний вид. конфигурация. [ 41 ]
Позже ряд других фортов был построен вдоль побережья, а в некоторых местах в сельской местности, и они в основном следовали той же модели, которая оставалась без особых изменений на протяжении веков, квадратного или многоугольного плана, иногда деформированного, чтобы соответствовать основной топографии. . У них было скошенное основание из голого камня, побеленные каменные стены сверху, чередующиеся караульные помещения и ряд голых жилищ внутри, часто с какой-нибудь часовней или небольшим храмом. Иногда у входа в крепости возводились более или менее сложные порталы в стиле позднего ренессанса или маньеризма, преобладавшего в XVI и XVII веках. Оригинальным примером является форт Сан-Марселу , построенный на островке в Сальвадоре в 1650-х годах и единственный в Бразилии, имеющий круглую планировку.
Гражданская архитектура
[ редактировать ]Типология
[ редактировать ]По объемной типологии основными категориями гражданских колониальных построек являются односкатные (ранчо, кухни), двускатные (очень распространены в городах), шатровые (более крупные здания, такие как павильоны, таунхаусы, общественные помещения) и монастыри (то же самое). Промежуточным решением между двумя последними категориями стали «Г-образные» планы. [ 13 ]
Что касается более простых сельских построек (называемых домами «сертанехо» или «кабокло», «мокамбос», «палосас» и т. д.), то для свободных людей они обычно имели растительное покрытие из соломы и стены из плетня и мазни. У них была одна комната и веранда. [ 13 ] [ 42 ] [ 43 ]
На крупнейших сельских владениях, плантациях , было три основных элемента: сензала , мельница и большой дом. Сензалы . имели длинную планировку, с несколькими камерами, построенными из кирпичной кладки или плетня и глины, и с крышей, покрытой растительностью или черепицей Мельница имела крышу, поддерживаемую кирпичными пилястрами, и была разделена на две части: мельницу и котел. Наконец, большой дом, штаб-квартира колхозов, имел весьма разнообразную форму, представляя собой один приподнятый жилой этаж, а другой нижний — для складов и обслуживающего персонала. [ 13 ] [ 44 ] [ 45 ] В случае с Сан-Паулу существует особый тип сельской постройки — дом бандейриста , дизайн которого сравним с планами Палладио . [ 13 ]
В городской среде участок всегда был узким и глубоким, с домами, выстроенными спереди и террасами с обеих сторон, что позволяло защитить стены от дождевой воды. [ 13 ] Первоначально существовало фундаментальное различие между собрадо (домами с двумя и более этажами) и одноэтажными домами, устанавливающее разделение на богатых и бедных. В домах на первом этаже полы были деревянными, а в собрадо на верхних этажах были деревянные полы. Однако первые этажи собрадо также были битыми и использовались для размещения рабов и животных или в качестве складов. Лишь в XIX веке появился промежуточный тип — «дом с высоким подвалом». [ 44 ]
Дальнейшее различие с юридической точки зрения было сделано между домами и постройками: первые были простыми, ненадежными и не подпадали под действие предписаний или прав, в то время как здания постоянного, прочного характера гарантировали определенные привилегии и регулировались законами. [ 46 ]
Ширина городской земли в целом колебалась от 4,4 м до 11 м, что соответствует размеру 2,2 м, т. е. длине в одну сажень, что эквивалентно измерению тайпала, использовавшегося тогда в качестве образца. Ширина в три тайпала называлась перегоном. [ 47 ] По ширине существовало три основных типа жилищ: «дверь и окно», «полужилище» и «целое жилище». Хотя первоначально он был обнаружен на севере страны, особенно в Мараньяне , [ 48 ] эти три основных типа применимы к домам в других городах Бразилии того же периода. [ 43 ] [ 47 ]
История
[ редактировать ]
На заре своего существования гражданская архитектура – жилые дома, мельницы, колониальные правительственные дворцы – также строилась с использованием техники утрамбовки земли, часто с соломенной крышей. По мере развития колонизации и создания базовой городской структуры начали использовать глинобитную и каменную кладку с усиленными деревянными конструкциями и черепичными крышами.
Первым крупномасштабным зданием в Бразилии стал дворец Фрибур, официальная резиденция, построенная графом Джоном Морисом между 1640 и 1642 годами в Ресифи, тогдашней резиденции колонии Новая Голландия . У него были две высокие квадратные пятиэтажные башни, соединенные крытым переходом, что придавало ему вид церкви. Башни, помимо украшения дворца, служили ориентиром для моряков, которые могли видеть их с расстояния более семи миль. Один из них использовался как маяк, а другой как астрономическая обсерватория , первая из которых была основана в Южном полушарии . Защищенный с военной точки зрения пушками, он имел большой ров и форт Эрнесто. Между 1774 и 1787 годами, будучи сильно разрушенным из-за боев с голландцами, произошедшими в предыдущем столетии, он был снесен по приказу тогдашнего губернатора Хосе Сезара де Менесеса. [ 49 ]
Одним из старейших сохранившихся образцов гражданской архитектуры является дом-башня Гарсиа д'Авила в Баии, который сейчас находится в руинах. Дом возник в укрепленной башне, построенной в 1550-х годах и расширенной в 17-18 веках в стиле благородных португальских каменных домов. [ 50 ] В доме также есть любопытная часовня 16 века шестиугольной формы.
В Сальвадоре административные здания из утрамбованной земли, построенные в 16 веке на главной площади, позже были заменены другими каменными зданиями. Губернаторский дворец (ныне утраченный) и ратуша были перестроены во второй половине 17 века. В 1960-х годах ратуша была отреставрирована и ей вернули первоначальный простой вид 16 века. Он характеризуется галереей с портиком на первом этаже и высокой центральной башней, которая повлияла на другие помещения, построенные в колониальной Баии. [ 51 ]


Во внутренних районах колонии увеличилось количество сахарных заводов и фермерских домов. Вокруг Сан-Паулу до сих пор сохранилось несколько примеров сельских домов 16 и 18 веков, некоторые из них находятся в самом мегаполисе Сан-Паулу, например, так называемый Дом Сертаниста , построенный в 17 веке, [ 52 ] и Дом Бутанты , [ 53 ] с середины 18 века.
По сравнению с предыдущими веками в XVIII веке увеличилось количество и качество гражданских построек, хотя в целом гражданская архитектура создавала здания гораздо меньших размеров, чем религиозная.
В деревнях и городах большинство резиденций имели только один этаж, тогда как самые благородные из них могли иметь второй этаж – так называемые собрадо – или даже больше, достигая четырех этажей в некоторых важных центрах, таких как Ресифи , Сальвадор и Сан-Луис . Дома в Бразилии, как правило, были каменной кладки или тайпа-де-пилао с перегородками из пау-а-пике, за исключением Пернамбуку , где использование кирпича было более распространенным. [ 54 ] Каменная кладка, когда она существовала, ограничивалась углами дома. На первом этаже был земляной пол, а на остальных этажах были деревянные дощатые полы. Первый этаж использовался для коммерческой деятельности, складов, конюшен и помещений для рабов, с коридором, ведущим на задний двор, и лестницей, ведущей на верхний этаж. Второй этаж – благородный этаж – был отведен под жильё. Он был организован с большим залом, выходящим на улицу, из которого выходил коридор с небольшими комнатами без выходов наружу ( альковами ) по обеим сторонам. Профиль окон был прямоугольным или арочным, обрамленным деревом, реже камнем. Благородные этажи могли иметь балконы с железными перилами. Верхние окна также могли быть закрыты машрабией или деревянными решетками, а стеклянные окна стали обычным явлением только в конце 18 века. Крыши были двускатными или шатровыми, с карнизами, иногда с неброским орнаментом, например плавным изгибом и заостренной черепицей по углам крыши.
Городские дома крупной знати, датируемые концом 17 - началом 18 веков, распространены, например, в Сальвадоре, такие как дом Сете Кандейрос, дворец Ферран, дворец Салданья , дворец Конде-душ-Аркос и внушительный дом Арсебиспос. город, построенный между 1707 и 1715 годами. В Баии городские дворцы характеризуются дверными проемами из лиоза или местного камня, украшенными рельефы, гербы и волюты . Интерьеры могут быть украшены кессонными потолками и португальской плиткой. В Рио-де-Жанейро важным примером является Губернаторский дворец (ныне Императорский дворец), построенный между 1738 и 1743 годами. Этот дворец, также украшенный ставнями Лиоза, был первым в Бразилии, в котором появились окна с изогнутой верхней перемычкой, которая вскоре после было бы очень распространено по всей колонии.

Также на фермах, расположенных во внутренних районах, сохранилось несколько интересных усадеб. Некоторые из них имеют большие размеры, такие как большой дом мельницы Фрегезия в регионе Реконкаво-Байано , хотя его архитектура в целом довольно проста, с главным зданием для проживания владельца и другими пристройками для сензалы , кладовыми для инструментов и продуктов питания. , приюты для животных и домики для фермеров. Уникальным примером другого жанра является Акведук Кариока , крупное гражданское сооружение для проведения воды, построенное между 17 и 18 веками, расположенное в Рио-де-Жанейро, длиной 270 м и высотой 17 м.
Лишь немногие официальные здания сохранились без изменений. Одним из наиболее значительных является бывший городской совет и тюрьма в Ору-Прету, сегодня Музей Инконфиденсии , с богатым фасадом, где есть портик с колоннами, лестница, башня, декоративные статуи и каменная конструкция. Также важен Императорский дворец в Рио, бывшая резиденция королевской семьи.
Один из наиболее убедительных и бесстрастных отчетов о гражданской архитектуре колониальной Бразилии принадлежит английской писательнице Марии Грэм , которая в то время жила в трех основных экономических центрах Бразилии (Ресифи, Сальвадор и Рио-де-Жанейро). В ее работе « Дневник поездки в Бразилию и пребывания в этой стране в течение части 1821, 1822 и 1823 годов » изложены ее впечатления от посещения Ресифи, Сальвадора и Рио-де-Жанейро – только что вышедших из колониального периода. [ 55 ] Она также писала об архитектуре трех основных экономических центров Бразилии того времени (Ресифи, Сальвадор и Рио-де-Жанейро).

В Ресифи, первом городе, который посетила Мария Грэм в Бразилии, ее внимание привлекли высокие колониальные собрадо : «Улицы вымощены частично синей галькой с пляжа, а частично красным или серым гранитом . Дома трех- или четырехэтажные ( четыре или пять этажей), построены из светлого камня и все побелены, с дверными и оконными рамами из коричневого камня. Первый этаж состоит из магазинов или помещений для чернокожих или конюшен , верхний этаж обычно подходит для офисов. Жилые помещения и склады расположены выше, а кухня обычно находится наверху. Таким образом, нижняя часть дома остается прохладной, увидев, насколько можно выйти из дома, не страдая от разрушительного воздействия жары. находясь так близко к экватору, но постоянный морской бриз, который ощущается здесь ежедневно в 10 часов утра, поддерживает температуру, при которой всегда можно заниматься спортом (...) Не может быть ничего прекраснее в этом жанре, чем яркая зелень. панорама с широкой рекой, протекающей через его, который можно увидеть по обе стороны моста, и белые здания Казначейство и Монетный двор , монастыри и частные дома, большинство из которых имеют свои сады». [ 55 ]
В Сальвадоре, хотя она и была в восторге от вида на город со стороны залива Всех Святых , а также с залива из верхнего города, у нее были иногда нелестные отзывы о гражданской архитектуре: «Улица, на которую мы входим через ворота Арсенал занимает здесь ширину всего нижнего города Баии и является без всякого исключения самым грязным местом, в котором я бывал. (...) На этой улице расположены склады и конторы купцов, как иностранных, так и местных. здания высокие, но не такие красивые и просторные, как в Пернамбуку (...) Я сопровождал мисс Пеннелл в нескольких визитах к ее португальским друзьям (...) В первую очередь, по большей части, дома. , отвратительно грязны. Первый этаж обычно состоит из камер для рабов, конюшен и т. д., лестницы узкие и темные, и не в одном доме мы ждали в коридоре, пока слуги бегали открывать двери и окна. гостиные и позвонить в хозяйки, наслаждавшиеся домашним одеванием в своих комнатах. (...) Из-за своей возвышенности и крутизны большинства улиц [верхний город] несравненно чище, чем порт. Собор, посвященный Св. Спасителю, представляет собой красивое здание и стоит на одной стороне площади, где расположены дворец, тюрьма и другие общественные здания». [ 55 ]

И, наконец, о Рио-де-Жанейро, который переживал преобразования, возникшие в результате перевода португальского двора в Бразилию , она сказала: «Я провела день, нанося визиты и принимая гостей по соседству. Дома построены во многом так же, как в Южной Европе. Обычно имеется двор, на одной стороне которого находится жилой дом, на других сторонах располагаются службы и сад. Иногда сад находится прямо возле дома. В пригороде это обычно происходит. очень немногие дома имеют даже такую роскошь, как сад (...) Рио — более европейский город, чем Баия или Пернамбуку. Дома трех- или четырехэтажные, с выступающими потолками, довольно красивые. Улицы узкие, едва шире, чем Корсо в Риме , где одна или две. создают впечатление сходства, особенно в праздничные дни, когда окна и балконы украшены красными, желтыми или зелеными из дамасской ткани покрывалами . Помимо Дворцовой площади, когда-то Рочи, есть еще две очень красивые площади. (Россиу), ныне Конституисан, которому очень благородный вид придают театр, несколько красивых казарм и красивые дома, за которыми с обеих сторон возвышаются холмы и горы. Другой, Кампо-де-Сант-Ана, чрезвычайно обширен, но еще не завершен». [ 55 ]
Неоклассическая архитектура: 18 и 19 века.
[ редактировать ]

Неоклассическая архитектура характеризуется поиском благородства и рациональности древней греко-римской архитектуры . Гармонии добиваются с помощью классических мотивов: портиков с колоннами, использования греческих ордеров , симметрии в композиции, правильности проемов, треугольных фронтонов . Убранство сдержанное, далекое от барокко и рококо «преувеличений» .
В колониальной Бразилии здания с определенным неоклассическим характером существовали, по крайней мере, с 18 века. Как уже говорилось, жуанинское и помбалинское барокко испытало большое влияние сурового классицизма римского барокко, получившего отражение в Бразилии.
В Ресифи церковь Корпо-Санто, возникшая в первые дни поселения, была расширена в 18 веке, получив красивый фасад из лиозского камня в неоклассическом стиле.
В Рио-де-Жанейро примерами с колониальных зданий сильное классическое влияние Помбалины, заметное в пропорциях фасадов и использовании архитектурных ордеров.
В Белен- ду Пара - Антониу Хосе Ланди также спроектировал здания ярко выраженного классического характера, такие как церковь Сантана (1760–1782), часовня Сан-Жуан-Батиста (1769–1772) и Дворец генерал-губернаторов Грао-Пара (1768–1772). ), среди других. В частности, церковь Сантана — редкое партийное здание в колониальной Бразилии, имеющее план греческого креста с куполом.
В 1808 году с приездом в Бразилию португальской королевской семьи местная архитектура была обновлена. Королевский архитектор Жозе да Коста-э-Сильва , выходец из Португалии, возможно, построил в Рио-де-Жанейро Королевский театр Сан-Жуан, вдохновленный неоклассическим дизайном Национального театра Сан-Карлос в Лиссабоне, построенного в 1792 году самим Коста-э-Сильва. В Сальвадоре инженер Косме Дамиан да Кунья Фидье спроектировал в 1813 году городскую Комерсио-сквер, здание, вдохновленное английским неопалладианским стилем с португальско-бразильскими элементами. [ 56 ]
Прибытие в Бразилию французской художественной миссии в 1816 году стало решающим моментом в распространении неоклассических идеалов из столицы, чему способствовала необходимость реорганизации городского плана Рио после прибытия португальской королевской семьи. [ 57 ] Архитектор, приехавший с Миссией, Гранжан де Монтиньи , стал профессором архитектуры в Королевской школе наук, искусств и ремесел, основанной королем Иоанном IV в 1816 году. Еще в колониальный период Гранжан спроектировал Коммерческую площадь в Рио, построенную между 1819 и 1820 гг., здание грандиозного куполообразного плана. Он также спроектировал главное здание школы, открытое только в 1826 году, которое считается чистым выражением французского неоклассицизма по своему дизайну, с симметричным фасадом и большим централизованным порталом в ионическом ордере , единственным элементом, сохранившимся до наших дней, установленным в Ботаническом саду. Сад Рио-де-Жанейро. Хотя он мало что построил из того, что проектировал, на архитектурных курсах Гранжана было подготовлено несколько архитекторов, которые сыграли важную роль в утверждении неоклассического стиля на протяжении всего периода Империи.
Мебель в колониальной Бразилии
[ редактировать ]Поскольку Бразилия была португальской колонией, естественно, что столярное производство (с особым вниманием к предметам мебели) является ответвлением традиционной португальской мебели. Хотя использованный материал был законно бразильским, люди, ответственные за эти произведения, всегда были португальцами или людьми португальского или смешанного происхождения, родившимися в Бразилии. Португальская мебель, разработанная в Бразилии, была простой и неприхотливой, то есть содержала только самое необходимое для выполнения функции предмета (например: небольшие оратории, кровати, стулья, столы и ковчеги). Простота первых поселенцев стала одной из выдающихся характеристик бразильского дома того периода.
Но, хотя эти предметы мебели были простыми и незатейливыми, они были хорошо изготовлены не только потому, что традиция ремесла заключалась в том, чтобы развивать их таким прихотливым образом, но и потому, что столярные чиновники и помощники часто были из самого дома ( некоторые из них были рабами, чьи навыки были обнаружены), которые работали не спеша и не стремились к прибыли, а только к «удовольствию от того, чтобы делать это хорошо». Бразильская мебель, то есть португальская мебель, произведенная в Бразилии, последовала за эволюцией мебели во всех европейских странах. Вся «мода» была импортирована, сначала дошла до более богатых классов, а затем была вульгаризирована с производством тех же моделей мебели «обычного» или обычного типа. В колониальный период существовало в основном три типа мебели: «люкс» (из благородных лиственных пород ); «обычный» (тоже из твердой древесины, но попроще); и, наконец, «грубые» (сделанные из обычного дерева для бытового использования или бытовых услуг). Мебель в Бразилии можно разделить на три основных периода:
- Ренессанс: охватывает 16 и 17 века и длится до начала 1970-х годов;
- Барокко-Рококо: охватывает практически весь XVIII век;
- Неоклассический: соответствует в основном первой половине XIX века, историческому периоду академической реакции.
После этих периодов под влиянием промышленного производства возникла только мода, которая постепенно усиливалась.
См. также
[ редактировать ]- Список архитектурных школ в Бразилии
- Святилище Бом Хесус де Матозиньюш
- Акведук Кариока
- Музей Инконфиденсии
- Собор Ресифи
- Архитектура барокко
- Архитектура рококо
- Архитектура Порту-Алегри
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Археология форта Дуарте Коэльо» . Археологическая Бразилия (на португальском языке) . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Базен (1983). Религиозная архитектура барокко в Бразилии .
- ^ Хорошо (2006). В Короа, в Круз и Эспаду .
- ^ «Материнская церковь Богоматери Назаре (Оуро-Прето, Миннесота)» . Институт национального исторического и художественного наследия – IPHAN (на португальском языке). Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Сын, Нестор Гуларт Рейс (18 июня 2019 г.). «Образы городов в колониальной Бразилии: ресурсы для обновления преподавания истории и географии в Бразилии» . Бразильский журнал педагогических исследований . 81 (198). doi : 10.24109/2176-6681.rbep.81i198.946 (неактивен 31 января 2024 г.). ISSN 2176-6681 . S2CID 59358551 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Сильва (2001). Работа, праздник и обряд: историческая этнография о людях моря (17-19 вв.) .
- ^ Гаспарини (1972). Барокко в Бразилии: больше качества, чем количества .
- ^ Сантана. Колониальный период: другие возможности чтения о городском планировании в Латинской Америке (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Теллес (1980). Атлас исторических и художественных памятников Бразилии .
- ^ Теллес (2005). Франсиско Фриас да Мескита, главный инженер Бразилии (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Смит (1948). «Иезуитские здания в Бразилии» . Художественный вестник . 30 (3): 187–213. дои : 10.2307/3047183 . JSTOR 3047183 .
- ^ Мароччи, Джина Вейга Пиньейру (2006). Военно-инженерные курсы. Становление профессии учителя в Бразилии (на португальском языке). IV Бразильский конгресс по истории образования.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Колин, Сильвио (2010). Техники строительства колониального периода ( I – Заборы и перегородки ; II – Крыши и потолки ; III – Каркасы ; IV – Полы и тротуары, Картины, Фундаменты ) и Типы и образцы колониальной гражданской архитектуры ( I ; II ). Вещи в архитектуре (на португальском языке).
- ^ Невес; Фария (2011). Технологии земляного строительства . стр. 46–50.
- ^ Базен (1956). Религиозная архитектура барокко в Бразилии .
- ^ Jump up to: а б Васконселлос (1979). Архитектура в Бразилии: строительные системы .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чайковский (2001). Путеводитель по колониальной, неоклассической и романтической архитектуре Рио-де-Жанейро .
- ^ Jump up to: а б Коста (1941). Иезуитская архитектура в Бразилии .
- ^ Jump up to: а б Барбоза (1997). Церковь и колледж Сан-Мигель-да-Вила-де-Сантос (1585–1759) .
- ^ Мы читаем; Молоко. После Гуарарапеса . Искусство в Бразилии.
- ^ Теллес (1980). Атлас исторических и художественных памятников Бразилии . п. 75.
- ^ Теллес (1980). Атлас исторических и художественных памятников Бразилии . п. 76.
- ^ Невес, Андре Лемуан (2005). «Религиозная архитектура в стиле барокко в Пернамбуку – 17-19 веков» . витрувий (на португальском языке) . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Теллес (1980). Атлас исторических и художественных памятников Бразилии . стр. 25–30.
- ^ «Францисканский ансамбль» . Центр перспективных исследований комплексной консервации – CECI . Архивировано из оригинала 31 мая 2009 года . Проверено 18 августа 2008 г.
- ^ «Архитектура» . Музей сакрального искусства – MAS/UFBA . Архивировано из оригинала 27 марта 2008 года.
- ^ Jump up to: а б Перейра (1986). Архитектура барокко в Португалии .
- ^ Тирапели, Персиваль (2004). «Иконографический анализ фасада церкви Третьего ордена Святого Франциска» . Тирапели (на португальском языке). Архивировано из оригинала 5 мая 2009 года.
- ^ Теллес (1980). Атлас исторических и художественных памятников Бразилии . п. 44.
- ^ Смит (1956). «Богоматерь Консейсан-да-Прайя и стиль Жоанин в Бразилии» . Журнал Общества историков архитектуры . 15 (3): 16–23. дои : 10.2307/987761 . JSTOR 987761 .
- ^ Оливейра (2001). Барокко и рококо в религиозной архитектуре Бразилии второй половины 18 века .
- ^ Теллес (1980). Атлас исторических и художественных памятников Бразилии . стр. 232–235.
- ^ Jump up to: а б Бери (1955). «Борромские» церкви колониальной Бразилии» . Художественный вестник . 37 (1): 27–53. дои : 10.2307/3047591 . JSTOR 3047591 .
- ^ Оливейра (2001). Барокко и рококо в религиозной архитектуре Бразилии второй половины 18 века . стр. 217–218.
- ^ Оливейра (2001). Барокко и рококо в религиозной архитектуре Бразилии второй половины 18 века . стр. 227–229.
- ^ Оливейра (2001). Барокко и рококо в религиозной архитектуре Бразилии второй половины 18 века . стр. 230–231.
- ^ Оливейра (2001). Барокко и рококо в религиозной архитектуре Бразилии второй половины 18 века . стр. 219–220.
- ^ Миранда (2001). За кулисами золотой архитектуры: аспекты создания религиозной архитектуры XVIII века в Минас-Жерайс (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Оливейра (2001). Барокко и рококо в религиозной архитектуре Бразилии второй половины 18 века . стр. 221–225.
- ^ Оливейра (2006). Алейжадиньо и заповедник Конгоньяс .
- ^ «Старейший форт Бразилии» . Jornal da Baixada (на португальском языке). Архивировано из оригинала 1 октября 2015 года.
- ^ Нуньес; Гарсия (2009). Доминиканская народная архитектура . стр. 33–44.
- ^ Jump up to: а б Баррето (1938). «Пиауи и его архитектура». Журнал «Национальное историко-художественное наследие» (PDF) . стр. 187–223.
- ^ Jump up to: а б Зорракино (2006). Эволюция дома в Бразилии (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2018 г.
- ^ Вотье, Луи Леже (1943). «Жилые дома в Бразилии». Журнал «Национальное историко-художественное наследие» (PDF) . стр. 128–208.
- ^ Рольник (1997). Город и закон: законодательство, городская политика и территории города Сан-Паулу . Студия Нобель. стр. 26–28. ISBN 978-85-85445-69-0 .
- ^ Jump up to: а б Роча Фильо (2005). «Характеристика типов зданий». Систематическое обследование, предназначенное для инвентаризации культурных ценностей в штате Сан-Паулу . стр. 4–7.
- ^ Эспириту Санто (2006). Типология городской жилой архитектуры в Сан-Луис-ду-Мараньян: тематическое исследование, основанное на теории Мураториана .
- ^ Jump up to: а б Гаспар, Люсия (4 мая 2004 г.). «Паласио де Фрибурго, Ресифи, Пенсильвания» . Фонд Хоакима Набуко – FUNDAJ (на португальском языке) . Проверено 23 марта 2017 г.
- ^ Смит (1969). «Гражданская архитектура колониального периода». Журнал «Национальное историко-художественное наследие» .
- ^ Теллес (1980). Атлас исторических и художественных памятников Бразилии . стр. 91–93.
- ^ «Дом Сертаниста» . Музей города Сан-Паулу – MCSP (на португальском языке). Архивировано из оригинала 12 декабря 2008 года . Проверено 18 августа 2008 г.
- ^ «Дом Бутанты» . Музей города Сан-Паулу – MCSP (на португальском языке). Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 года . Проверено 12 декабря 2008 г.
- ^ Карвальо (2002). Жилые интерьеры Ресифи: французская культура в Casa Burguesa do Recife в 19 веке (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с д Грэм (1956). Дневник поездки в Бразилию и пребывания в этой стране: в течение части 1821, 1822 и 1823 годов .
- ^ Сальгадо (2006). Присутствие английского неопалладианства на площади Praça do Comércio в Сальвадоре (на португальском языке). Архивировано из оригинала 19 июля 2020 г.
- ^ Алмейда (2008). Портал бывшей Императорской Академии художеств: Приход неоклассицизма в Бразилию .
Библиография
[ редактировать ]- Алмейда, Бернардо Домингуш де (2008). Портал бывшей Императорской Академии художеств: Приход неоклассицизма в Бразилию . Девятнадцать Двадцать. Том 3, № 1 (на португальском языке). Рио-де-Жанейро.
- Барбоза, Джино Кальдатто (1997). Церковь и колледж Сан-Мигель-да-Вила-де-Сантос (1585–1759) . Журнал исследований и коммуникаций Католического университета Сантоса. Том. 23, нет. 64 (на португальском языке). Святые.
- Баррето, Пауло Тедим (1938). Журнал «Национальное историко-художественное наследие» . № 2 (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: Министерство образования и здравоохранения.
- Базен, Жермен (1983). Религиозная архитектура барокко в Бразилии (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: Запись.
- Буэно, Эдуардо (2006). Корона, Крест и Меч. Коллекция Terra Brasilis Vol. 4 (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: Цель.
- Бери, Джон Б. (1955). «Борромские» церкви колониальной Бразилии . Художественный вестник. Том. 37, № 1. ГАА.
- Карвалью, Жизель Мело де (2002). Жилые интерьеры Ресифи: французская культура в Casa Burguesa do Recife в XIX веке (на португальском языке). Ресифи: UFPE.
- КОСТА, Лусио (1941). Иезуитская архитектура в Бразилии. Журнал «Национальное историко-художественное наследие». Нет. 5 (на португальском языке). Рио-де-Жанейро.
- Чайковски, Хорхе (2001). Путеводитель по колониальной, неоклассической и романтической архитектуре Рио-де-Жанейро (на португальском языке). Дом Слова. ISBN 978-85-87220-25-7 .
- Эспириту Санту, Хосе Марсело ду (2006). Типология городской жилой архитектуры в Сан-Луис-ду-Мараньян: тематическое исследование, основанное на теории Муратория (на португальском языке). Ресифи: UFPE.
- Гаспарини, Грациано (1972). Барокко в Бразилии: больше качества, чем количества. Америка, барокко и архитектура (на португальском языке). Каракас: Эрнесто Армитано.
- Грэм, Мария (1956). Дневник поездки в Бразилию и пребывания в этой стране: в течение части 1821, 1822 и 1823 годов (на португальском языке). Национальный.
- Лемос, Карлос AC; ЛЕИТЕ, Хосе Роберто Тейшейра. После Гуарарапеса . Искусство в Бразилии (на португальском языке). Сан-Паулу: Апрель Культурный.
- Миранда, Сельма Мело (2001). За кулисами золотой архитектуры: аспекты производства религиозной архитектуры XVIII века в Минас-Жерайс. Материалы III Международного конгресса американского барокко (на португальском языке).
- Невес, Селия; Фариа, Обеде Борхес (2011). Техники земляного строительства (на португальском языке). Сан-Паулу: Протерра.
- Нуньес, Виктор Дуран; Гарсиа, Хосе Бреа (2009). Доминиканская народная архитектура (на испанском языке). Санто-Доминго: Популярно.
- Оливейра, Мириам Андраде Рибейро де (2001). Барокко и рококо в религиозной архитектуре Бразилии второй половины 18 века . Журнал национального исторического и художественного наследия (на португальском языке). Рио-де-Жанейро.
- Оливейра, Мириам Андраде Рибейро де (2006). Алейжадиньо и заповедник Конгоньяс . Маршруты наследия (на португальском языке). Памятник.
- ПЕРЕЙРА, Хосе Фернандес (1986). Архитектура барокко в Португалии (на португальском языке). Институт культуры и португальского языка.
- Роша Фильо, Густаво Невес (2005). Систематическое обследование, предназначенное для инвентаризации культурных ценностей в штате Сан-Паулу . Том 11 (на португальском языке) (2-е изд.). Сан-Паулу: КОНДЕФААТ.
- Рольник, Ракель (1997). Город и закон: законодательство, городская политика и территории города Сан-Паулу (на португальском языке). Сан-Паулу: Студия Нобель.
- Сальгадо, Ивоне (2006). Присутствие английского неопалладианства на площади Praça do Comércio в Сальвадоре (на португальском языке).
- Сантана, Марсель Клаудио. Колониальный период: другие возможности прочитать о городском планировании в Латинской Америке . Проект Urban Itinerâncias no Brasil (на португальском языке).
- Смит, Роберт Честер (1948). Иезуитские здания в Бразилии . Художественный вестник. Том. 30, № 3 (на португальском языке). САА.
- Смит, Роберт Честер (1956). Nossa Senhora da Conceicao da Praia и стиль Жоанин в Бразилии . Журнал Общества историков архитектуры. Том. 15, нет. 3, Выпуск Португальской империи. Калифорнийский университет.
- Смит, Роберт Честер (1969). «Гражданская архитектура колониального периода». Журнал «Национальное историко-художественное наследие». Том. 5, нет. 17 (на португальском языке). Рио-де-Жанейро.
- Сильва, Луис Джеральдо (2001). Работа, праздник и обряд: историческая этнография о людях моря (17-19 века) (на португальском языке). Сан-Паулу: Папирус. ISBN 978-85-308-0635-4 .
- Теллес, Аугусто Карлос да Силва (1980). Атлас исторических и художественных памятников Бразилии (на португальском языке). МЭК.
- Теллес, Аугусто Карлос да Силва (2005). Франсиско Фриас да Мескита, главный инженер Бразилии . Журнал «Культура». Класс 5, № 9 (на португальском языке).
- Васконселлос, Сильвио (1979). Архитектура в Бразилии: конструктивные системы (на португальском языке). Белу-Оризонти: Рона.
- Вотье, Луи Леже (1943). Журнал «Национальное историко-художественное наследие» . № 7 (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: Министерство образования и здравоохранения.
- Зорракино, Луис Д. (2006). Эволюция дома в Бразилии (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: UFRJ. ISBN 978-85-85445-69-0 .