Архитектура Порту-Алегри

, с более чем двухвековой историей Архитектура Порту-Алегри , столицы штата Риу-Гранди-ду-Сул в Бразилии представляет собой мозаику древних и современных стилей. Эта характеристика наиболее заметна в центре города, историческом центре города , где образцы архитектуры восемнадцатого века сохранились среди зданий девятнадцатого века и современных зданий.
Обзор
[ редактировать ]Архитектурная эволюция Порту-Алегри по общему механизму не отличается от большинства крупных бразильских городов, хотя и имеет некоторые уникальные элементы. Состояние провинциальной столицы почти с самого начала привело к тенденции к расширению и монументализации. Сегодня это крупнейший город штата, центр столичного региона и один из крупнейших городов Бразилии. За свою историю он собрал обширную серию монументальных зданий, многие из которых имеют исключительную ценность, а также некоторые передовые проекты городского планирования , но в целом это не привело к последовательному плану и не выявило духа долгосрочного планирования. , который значительно вырос дезорганизованным и плохо контролируемым образом, а городские планы во многом связаны с политическими и экономическими колебаниями.
Архитектура города началась с португальского колониального стиля , прошла через неоклассическую , эклектическую и модернистскую школы. Порту-Алегри вертикализовался, расширился, слился с соседними городами и стал мегаполисом . Сейчас его архитектура обновляется под влиянием постмодернизма и глобализации , развивая гибридный и интернациональный стиль. Это вызвало критику по поводу дехарактеристики его идентичности и обширного разрушения незаменимой исторической архитектуры на волне «прогресса» и спекуляций недвижимостью.
Сегодня город реорганизует свой городской ландшафт с помощью крупных инфраструктурных работ, особенно дорог, и возводит выдающиеся образцы современной архитектуры . В то же время перед ним стоят проблемы превращения в одну из крупнейших столиц Бразилии с населением почти 1,5 миллиона человек. Большая часть населения по-прежнему живет в трущобах и не имеет доступа к основным услугам, и растет недовольство направлениями, принятыми государственным управлением в области городского планирования , популярного жилья, использования особых территорий, городской мобильности, охраны природы, и другие. Проекты возрождения города, продвигаемые властями штатов и муниципалитетов, такие как проекты пирса Мауа , бывшего промышленного района, а также программа концессий парков и других общественных пространств частному сектору, вызвали острые споры.
Португальский колониальный стиль
[ редактировать ]
Порту-Алегри возник в результате оккупации Риу-Гранди-ду-Сул португальскими эстансьейрушами и сесмейросами в XVIII веке, когда эта территория еще юридически принадлежала испанской короне. Поселение выросло вокруг естественной якорной стоянки на озере Гуайба , огромном водном зеркале, возникшем в результате слияния устьев четырех крупных рек. Эта территория защищена с востока и юга пологой грядой холмов, которая во многом определяет географию места, а также определяет многие архитектурные и градостроительные решения поселения. Озеро, расположенное в нескольких километрах к югу, выходит на Лагос-дус-Патос , который имеет сообщение с морем в районе Рио-Гранде, труднодоступный для кораблей, но пользующийся большим спросом, поскольку это единственный порт и морской доступ к внутренней части острова. большой участок береговой линии, простирающийся от Санта-Катарины до реки да Прата . Благодаря таким гидрографическим характеристикам и стратегическому значению он вскоре стал административным штабом, имеющим большое значение в геополитике. юга континента. Он стал процветающим торговым перевалочным пунктом и оживленным речным портом для судов малой и средней осадки , приходящих с моря через Лагоа-дос-Патос, принимающих товары, людей и даже ополченцев и поселенцев, которые позже будут распределены по обширному окружающему региону. как по суше, так и вверх по различным рекам, впадающим в него. Из этого региона эти люди установили контакты с людьми из региона Миссойнс — Парагвая, Аргентины и Уругвая — помимо людей из Сан-Паулу , Рио-де-Жанейро , Испании и Португалии . Это было место встречи многих культур, и его география остается важной частью его культурной самобытности в наше время. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]


7 декабря 1744 года Херонимо де Орнельяс получил по королевской грамоте во владение землю, которую он занимал с 1732 года для животноводства, вокруг якорной стоянки на Гуайбе, известной в то время как порт Виамао. Виаман находился в нескольких километрах к востоку. Объединив ряд ранее скудных инициатив по оккупации государства, начиная с 1752 года, семьи азорских начали прибывать иммигрантов, посланных португальским правительством, что привело к возникновению исторического центра будущего Порту-Алегри, а также к некоторым конфликтам с первыми Сесмейро , Орнеллас. Затем эта территория была экспроприирована и по закону предоставлена уже находившимся там поселенцам, но фактическое разделение и передача отдельных участков произошла только в 1772 году. все побережье, уже де-факто оккупированное португальцами, было передано под управление Рио-Гранде-де-Сан-Педро. Коренные народы, проживавшие в этом районе, были постепенно выселены или истреблены. [ 1 ] [ 2 ] В 1772 году поселение было повышено до статуса Фрегезии , передано под защиту Франциска Ассизского и официально названо Фрегезия-де-Сан-Франсиску-ду-Порту-дус-Касаис, в намек на азорские пары, которые его основали, отключив его от города. Виамао . , тогдашний глава капитанства Затем губернатор Хосе Марселино де Фигейредо приказал инженерному капитану и картографу Александру Хосе Монтанье составить план. [ 1 ] Он организовал планировку вокруг Альто-да-Прайя, холма на берегу озера, с которого открывается беспрепятственный вид на все окрестности, зародыша Праса-да-Матриш (Площади Матрис), жизненно важного ядра поселения, в котором будут сосредоточены его основные общественные здания, а затем привлечь элиту. [ 4 ] [ 5 ]

В те первые годы постройки были скромными: постройки представляли собой небольшие глинобитные домики, покрытые соломой, хаотично разбросанные по берегам Гуайбы. Первым общественным местом стало кладбище на берегу озера, но вскоре оно было перенесено в Альто-да-Прайя. Фрегезия стала столицей в 1773 году, хотя официально она еще не была деревней (это произошло только в 1809 году, а навсегда - в 1810 году). Причиной переноса политического центра в это место, еще невыразительную деревню, послужило удачное географическое положение. [ 3 ] [ 6 ]
Вместе с этим возникли новые потребности в инфраструктуре. Среди них было строительство так называемого «Глиняного дворца» («Palácio de Barro»), первого важного здания небольшого города, возведенного в 1773 году по повелению губернатора с целью получить общее управление капитанства. . Здание было завершено в 1789 году и использовалось до 1896 года, когда его снесли. Это был двухэтажный дворец с двумя основными этажами и мансардой, симметрично организованный — центральная дверь с четырьмя окнами с каждой стороны. Наверху ряд окон и скатная крыша. Проемы имели изогнутую арку, типичную для колониального барокко , а верхние получили орнаментальный карниз , также изогнутой формы. [ 3 ] [ 6 ]

По мере того как Фрегезия росла и становилась богаче, качество строительства также улучшалось, оставляя временное место в пользу типичного колониального стиля, общего для всей Бразилии, португальского наследия, более постоянного, объемного, сложного и декоративного, которое эстетически описывается как производное от барокко . [ 3 ] [ 4 ] Также часто упоминается особая связь с азорской версией этого барокко, поскольку первые волны поселенцев пришли с Азорских островов , которые развили богатую архитектурную традицию, хотя это наследие является спорным. [ 3 ]
Однако самым амбициозным проектом этого раннего поселения была Материнская церковь («Игрея Матриз»), строительство которой было заказано в соответствии с церковным положением, создавшим Фрегезию. Работы начались в 1780 году на основе рисунка, присланного в готовом виде Архиепископией Рио-де-Жанейро , авторство которого неизвестно. Его дизайн был в стиле позднего барокко или рококо , очень простой, с небольшим внешним орнаментом. Его наиболее характерным элементом был изящный волнистый фронтон, который в остальном соответствовал функциональному плану католической церкви времен колонии: двухэтажный фасад трехчастной схемы с украшенными проемами, декоративным фронтоном и двумя боковыми колокольнями. Внутри, как и было в колониальной практике, оно было более роскошным, с вестибюлем под хором , нефом , алтарем, украшенным резьбой по дереву, сценографическим ретаблом на заднем плане, второстепенными алтарями в боковых нишах и скульптурой . Церковь не была исключительно богатой, но имела очень значительное внутреннее убранство в энергичном стиле рококо, подобное тому, что и сегодня можно увидеть в Материнской церкви Виамао. [ 4 ] Ее строительство длилось много лет, и даже не будучи законченным, оно уже нуждалось в реставрации, о чем свидетельствует приказ графа Какшиаса в 1846 году, требовавший отделки левой башни, штукатурки снаружи и ремонта крыши, которая был уже в руинах. [ 7 ] В тот же период на том же месте построен Casa da Junta , датированный 1790 годом, по стилю очень близкий к Паласио-де-Барро, но меньший по размеру. Это самое старое здание в городе, сохранившееся до сих пор. Оно служило штаб-квартирой Законодательного собрания, а также Административного совета и казначейства. Его нынешний вид не совсем оригинален, поскольку он был реконструирован в XIX веке. [ 1 ]

Наследие колониального стиля сохранялось в городе до конца XIX века, особенно в отношении народной архитектуры; очень строгий, с орнаментом, сводящимся к кованым перилам в проемах верхних этажей, превращающимся в двери, реже — изразцовому покрытию на фасаде. В связи с потребностями, предъявляемыми городской моделью того времени, отчасти из соображений безопасности и простоты обороны во время постоянных военных конфликтов, фасады были пристроены, построенные на створе дорог общего пользования, с боковыми стенами на границах землю, оставляя ярды позади. Жилища могли быть одно- и двухэтажными и строиться на длинных узких участках земли, комнаты их располагались в ряд, большей частью плохо вентилируемые и освещаемые, некоторые без каких-либо отверстий наружу, так называемые альковы. В концах ряда располагались две большие комнаты: гостиная спереди и многофункциональная комната сзади с кухней, столовой и служебной зоной. В качестве материала использовался саманные или кирпичные , с черепичными крышами, иногда заканчивавшимися изогнутыми карнизами. они были оштукатурены и побелены Снаружи , а проемы имели открытые деревянные рамы. Одним из старейших примеров этого городского типа резиденций, сохранившихся до наших дней, является Casa Ferreira de Azevedo, но находящийся в руинированном состоянии, внесенный в список муниципалитета, но оставленный его владельцами. [ 3 ] [ 8 ]
Элита, с другой стороны, строила дома гораздо большего размера и украшала интерьеры с возрастающей роскошью, иногда с обширными садами и второстепенными постройками, такими как Solar dos Câmara, старейшее сохранившееся жилое здание города, сегодня превращенное в культурный центр. . Он был построен виконтом Сан-Леопольдо между 1818 и 1824 годами и капитально реконструирован в 1874 году. [ 9 ] На окраинах и в сельской местности усадебный дом оставался наиболее важным стилем, задуманным как простой загородный дом для периодического использования или как штаб-квартира более или менее самодостаточного производственного предприятия. Обычно он представлял собой архитектурный ансамбль, состоящий из усадебного дома, окруженного такими улучшениями, как кладовые и помещения для рабов. Хорошим примером является Solar Lopo Gonçalves, построенный, вероятно, между 1845 и 1855 годами, все еще в хорошем состоянии и являющийся штаб-квартирой музея Хоакима Фелизардо. . [ 1 ] [ 10 ]
В религиозной сфере достопримечательностью является Малая базилика Скорбящей Богоматери 1807 года («Igreja das Dores»), старейшая сохранившаяся церковь в Порту-Алегри, объявленная Национальным институтом исторического и художественного наследия (IPHAN) объектом национального наследия. . Хотя проектируемый колониальный фасад был изменен в начале 20 века, его интерьер практически нетронут и украшен богатой позолоченной резьбой . Десять лет спустя будет заложен фундамент церкви Росарио («Церковь Розария») (также в стиле колониального барокко) и снесен в 1951 году среди больших разногласий. Такую же эстетику имела часовня Богоматери на лестнице («Capela Senhor dos Passos»), перестроенная в неоготическое Консейсан (« Богоматерь зачатия здание в 1909 году. В 1851 году было начато, спроектировано и украшено здание церкви »). Жоао ду Коуту Силва, единственная церковь в колониальном стиле, сохранившаяся в первозданном виде. В его резьбе также можно увидеть очень богатые неоклассические следы. Во всех из них сохранились важные скульптуры. [ 11 ]
-
Генеральный план города 1840 года.
-
Церковь Скорби
-
Интерьер Игрежа дас Дорес
-
Камерный усадебный дом
-
Усадьба Травесса Параисо, один из последних остатков колониальной архитектуры города, построенный около 1820 года.
-
Casa da Junta, первый этаж которого был построен в 1790 году и поэтому считается самым старым сохранившимся зданием колониального периода.
-
Атайде д'Авила: Руа да Прайя, ок. 1880 г. Изображение центра города конца XIX века, все еще с огромным количеством колониальных домов.
Неоклассицизм и эклектика
[ редактировать ]К середине века неоклассицизм оказал большое влияние и смешался со старым колониальным стилем, породив множество эклектичных решений - тенденцию, которая доминировала в ландшафте до 1930-х годов. Самым важным сохранившимся зданием в неоклассическом стиле является Метрополитенская курия, построенная в 1865 году по проекту Жюля Виллана (или Вилье), детально измененная Иоганном Грюневальдом, составляющая величественный ансамбль дворцовых размеров, который Атос Дамасцено провозгласил Единственный памятник в городе, достойный своего названия: [ 7 ]
Огромный, со своей крепостной стеной, законченной вверху кружевным поясом балясин, он поражал бы лишь своими пропорциями, если бы в конце длинной лестницы над строгим строем гладких колонн вальяжно возвышался классический треугольный фронтон. . (...) В центре - квадратная площадь монастырей, с простыми аркадами на массивных колоннах, длинными, залитыми солнцем коридорами и доброй монастырской тишиной, приводящей людей к медитации.

По известности его превосходит Театр Сан-Педро , проект которого был разработан в Рио-де-Жанейро и осуществлен Филиппом фон Норманом. Открытый 27 июня 1858 года, вмещающий 700 зрителей и украшенный бархатом и золотом, в то время, когда в Порту-Алегри проживало немногим более двадцати тысяч жителей, это самый старый театр в городе. Он подвергся резкой деградации и был почти снесен в 1970-х годах, но был восстановлен. Театр был задуман как здание-близнец, возвышавшееся через дорогу, старый Суд, но он был уничтожен пожаром в 1950-х годах. Чистейший неоклассицизм оставил скудные остатки, среди них дом Торелли и часовня Бонфим. [ 7 ]

Вскоре эклектизм стал преобладать. Впечатляющим примером является Публичный рынок , пришедший на смену более раннему, меньшему рынку. Его спроектировал инженер Фредерико Хейдтманн в 1861 году. Краеугольный камень строительства был заложен в 1864 году, а торжественное открытие состоялось в 1869 году. В 1910-х годах комплекс претерпел существенные изменения с добавлением второго этажа, сохранив при этом стиль. [ 7 ] Аналогичные стилистические характеристики имеют Museu do Comando Militar do Sul («Музей Южного военного командования»), большое здание, открытое в 1867 году и построенное мастером-оператором Маноэлем Алвесом де Оливейра как пристройка к Военному арсеналу; [ 12 ] здание 8-го округа военной службы, построенное на месте более ранней постройки, в которой располагались Королевские магазины; и Временный дворец, чей проект инженера Франсиско Нуньеса де Миранды позже был изменен инженером Антониу Маскареньясом Теллесом де Фрейтасом. Работы над Временным дворцом начались в 1857 году, и проект включал в себя передовые для того времени конструктивные решения, такие как плита крыши с системой двойных Т-образных стальных профилей в сочетании со сжатыми кирпичами, образующими небольшие арки. Еще одним впечатляющим эклектичным зданием был Исправительный дом, позже снесенный, неоклассического плана и с деталями, отсылающими к военной архитектуре. [ 13 ] Одним из ярких примеров эклектики Порту-Алегри является исторический комплекс психиатрической больницы Сан-Педро, который, по данным специалистов Института исторического и художественного наследия штата Риу-Гранди-ду-Сул (IPHAE), является: [ 14 ]
крупнейшая застроенная территория социального значения, завещанная провинции в 19 веке. Столетний архитектурный комплекс площадью 132 654 квадратных футов (12 324 м2) состоит из шести двухэтажных павильонов, обращенных на юг и соединенных поперек павильоном в направлении восток-запад. В историческом районе Сан-Педро преобладает неоклассическая архитектура с эклектичными линиями.
Еще одним эстетическим элементом, который добавил разнообразия эклектизму Порту-Алегри, была неоготика , которая была ограничена религиозной сферой. Присутствующий в городе с середины XIX века, его первые проявления были дискретными - небольшая часовня на площади Матрис, Империя Святого Духа и видоизмененные балюстрады Митрополичьей курии. Этот стиль стал известен только со строительством в начале 20-го века нескольких важных храмов: неоготической реформы часовни Пассос, церкви Богоматери Мореплавателей (Порто-Алегри) , церкви Санта-Терезинья, вероятно, самой изысканной (спроектированной) монах Сириако де Сан-Хосе), Англиканский собор, Методистский собор и церковь Сан-Педро, самая впечатляющая из всех, спроектированная Йозеф Груби. [ 4 ] [ 11 ] [ 15 ] [ 16 ]
-
Митрополит Курия
-
Публичный рынок
-
Дворец общественного служения , бывший Временный дворец
-
Здание 8-го округа военной службы
«Золотая фаза» монументальной архитектуры.
[ редактировать ]

Более богато украшенный эклектизмом отличается Муниципальный Пасо (ратуша), спроектированный итальянцем Джованни Кольфоско. Его строительство началось в 1898 году, и это будет один из первых архитектурных примеров, отражающих влияние позитивизма , которое проявляется в сложной сети аллегорий, представленных в декоративной скульптуре фасада. Это также будет одно из первых монументальных общественных зданий так называемого «золотого этапа» архитектуры Порту-Алегри. [ 17 ] По словам Беатрис Тизен: [ 18 ]
Переформулировка городской структуры, которая была обычным явлением в западном мире в девятнадцатом веке, была связана с идеями современности, присутствовавшими в социальном воображении того времени. В этом смысле Порту-Алегри также был частью широкого процесса, связанного с возникновением буржуазного социального порядка, который требовал переустройства города в соответствии с новыми ценностями, возникшими в результате этого и которые мало-помалу консолидировались в социальное воображаемое. Целью было преодолеть колониальное прошлое, которое восходящая элита хотела забыть, и архитектурные формы, таким образом, соответствовали идеалам прогресса и цивилизации: зарождающаяся буржуазия стремилась отразить себя в европейской культуре, считавшейся более развитой и цивилизованной. В высокопарной демонстрации эта буржуазия стремилась обозначить дух современности, выставленный напоказ как эстетику.

Это стремление к обновлению привнесло в архитектуру города несколько новинок. Богатая буржуазия , сформированная преимущественно потомками немецких иммигрантов, вместе с официальными сферами дала наиболее решительный импульс, заказав роскошные произведения, в то время, когда государство переживало фазу процветания, став третьей экономикой Бразилии. [ 19 ] Наиболее важными факторами, которые определили профиль основных зданий, возведенных на этом этапе, были французская архитектура Помпье с ее буйным декоративизмом и показным характером, а также позитивистская философия, принятая правительством, создавшая идеалистическую иконографию , отражающую представления о прогрессе, цивилизации, гигиена и порядок.
Техника строительства шла в ногу с развитием техники и промышленности: железобетон , сталь , цемент в строительстве шире применялись ; здания поднялись на большую высоту; Фасадная скульптура размножалась и были найдены дешевые решения для ее изготовления, например, формы для цемента. Изменились и декоративные материалы: стали распространены витражи, металлические украшения, настенные росписи с пейзажами и орнаментами в интерьерах, мрамор для колонн, полов и других элементов. [ 17 ] Также важной была формулировка в 1914 году муниципальным правительством Общего плана благоустройства, возможно, задуманного Жоау Морейрой Масьелом и считавшегося Хелтоном Белло величайшим наследием позитивистской администрации в урбанистическом плане, поскольку он был фундаментальным инструментом модернизирующих преобразований. вскоре после этого они консолидировались, вытеснив структуру и городской образ колониального наследия. [ 1 ] [ 20 ]


Наиболее значимыми именами на этом этапе были Теодор Видерспан , архитектор немецкого происхождения, обладатель мощного и оригинального эклектичного стиля, сочетающего черты ренессанса, необарокко и неоклассицизма с роскошной декоративной концепцией; Рудольф Аронс, инженер-строитель, руководитель строительного бюро, выполнявшего наиболее важные работы, и Жоао Висенте Фридрихс, владелец самой востребованной и густонаселенной местной студии декора, в которой работает множество местных и иностранных мастеров с солидной подготовкой, таких как Альфред Адлофф, Венцель Фольбергер, Альфредо Штеге и многие другие. [ 21 ] Партнерство, установленное между ними, продлилось до 1914 года, когда офис Аронса закрылся и оставил после себя ряд внушительных зданий, некоторые из которых были выдающимися архитектурными достижениями, например, здание бывшей пивоварни Брахма, которое на момент своего открытия было самым большим железобетонным зданием в Бразилия. [ 22 ] Другими примерами являются Почта и телеграф, Медицинская школа UFRGS и здание отделения налоговой полиции, авторство Видерспана спорно, но вероятно.
Гюнтер Веймер также приписывает ему базовую планировку нового Кафедрального собора , пришедшего на смену старому Матрицу, хотя заслуга в проекте обычно отдается итальянцу Джованни Джовеналле. [ 23 ] Видерспан продолжил проектирование после ухода Аронса с рынка, по-прежнему часто полагаясь на Фридрихса в отделке. Его работа насчитывает более 500 проектов не только в Порту-Алегри. Многие из них больше не существуют, но сохранились как здание Эли , отель Majestic и Previdência do Sul, а также более десятка дворцов для элиты. [ 17 ] [ 19 ] По мнению Матурино Луса, его роль в истории архитектуры Порту-Алегри по сохранению пропорций сравнима с ролью Гауди в Барселоне . Он был одним из основателей Школы искусств и ремесел и первого союза архитекторов. [ 19 ]

Маноэль Итаки, один из основоположников стиля модерн , спроектировал несколько зданий в центральном кампусе Федерального университета Риу-Гранди-ду-Сул, таких как Кастелиньо («Маленький замок»), Астрономическая обсерватория, а также бывшая штаб-квартира (ныне уже не существующая). ) Colégio Júlio de Castilhos и виадука Отавио Роча (последний в партнерстве с Дуилио Бернарди); Герман Меншен, автор юридической школы UFRGS и нескольких резиденций; [ 24 ] Аффонсо Эберт, чьей самой заметной работой является Государственная публичная библиотека; [ 25 ] и, наконец, француз Морис Гра, автор лишь одного проекта в городе, но имеющего большое значение, Дворца Пиратини , нынешней резиденции правительства штата и официальной резиденции губернатора. [ 7 ]
Некоторые примеры, в частности, также можно привести как редкие или выдающиеся в своем роде, например, Аптека Карвальо и Дом Годой , среди немногих примеров модерна в его самом чистом виде; Confeitaria Rocco с монументальным Атласом ; старый штаб армии с мавританским и средневековым влиянием; дворцы Палмейро и Аргентина , типичные роскошные резиденции элиты; Banco da Província с богатыми витражами и декором. С другой стороны, оставшийся набор на Travessa dos Venezianos представляет собой хороший пример упрощенного эклектизма, адаптированного к классам с низкими доходами. [ 1 ] [ 7 ]
К представителям промышленной архитектуры относятся электростанция Gasômetro, вышеупомянутая пивоварня Brahma, Moinho Rio-Grandense и ряд других зданий в бывшем промышленном районе. [ 26 ] [ 7 ] [ 1 ] Заслуживает внимания комплекс Кайс-Мауа, спроектированный Аронсом, — обширная общественная работа, которая стоила десятилетий работы и представляет собой одно из величайших усилий правительства и общества Риу-Гранди-ду-Сул в начале двадцатого века в направлении городской модернизации и экономического развития. . Возведенные конструкции также установили новые стандарты гигиены, функциональности и эстетики для гражданского строительства, особенно примечательны большой центральный железный портик и боковые складные склады, которые были импортированы из Франции . [ 27 ]

Следующее поколение было более знатоком ар-деко , которое считалось последним эклектичным развитием или первой стадией модернизма , где выделялись Фернандо Корона, Армандо Бони и Джозеф Луценбергер. Эстетика деко отказывается от тяжелого декоративизма позднего эклектизма в поисках решений с уменьшенным орнаментом и большей интеграцией с функциональностью и структурой пространств, что вместе с достижениями в строительных технологиях сделало возможным начало процесса вертикализации города. Его работы отражают этот новый синтез, новое видение прогресса и красоты, связанное с простотой, рациональностью, практичностью и структурной аутентичностью, идеями, которые были бы радикализированы модернистами. [ 28 ]
Присутствие деко было обнаружено между 1920 и 1930 годами, что примерно на 10 лет предшествовало модернизму в городе. Корона начинал как скульптор, ученик Фридрихса, но вскоре решил заняться архитектурой и добился хороших результатов. Он адаптировал внешний вид проекта Видерспана для банка Província Bank, ныне Farol Santander, и спроектировал галерею Chaves и Институт образования Флореса да Кунья. [ 29 ] Бони спроектировал здание библиотеки Глобо, Concha Acústica бывшей аудитории Араужо Вианна и кладбище Сан-Мигель-э-Алмас, первое вертикальное кладбище в Латинской Америке , а также несколько других общественных и частных сооружений, таких как его собственная резиденция. Луценбергер приехал из Германии, чтобы работать в строительной компании Weis & Cia, проектируя важные здания, такие как церковь Сан-Жозе, Коммерческий дворец и Фонд Пан-дус-Побрес. [ 28 ] Произведения трех авторов были восприняты современниками как памятники самой современной архитектуры и остаются одними из наиболее значительных примеров строительного стиля города в межвоенный период, причем некоторые из них находятся под охраной государственных органов. [ 28 ] [ 30 ]
Модернизм
[ редактировать ]

По словам Давида Эскинази, только в середине 1930-х годов, точнее, по случаю ярмарки столетия революции Фаррупилья первые образцы явно современной архитектуры: в 1935 году, на городской сцене Порту-Алегри начали появляться [ 31 ]
Примирив эфемерную архитектуру своих павильонов с некоторыми постоянными элементами будущего парка Фаррупилья, построенного при той же возможности, Столетняя выставка представила себя как главный символ возможной и желательной современности для государства в период глубоких преобразований бразильского общества. Во многом поддерживаемая технологическими ресурсами, такими как ослепительное ночное освещение площадей и павильонов мероприятия, а также хорошо информированной риторикой в стиле Деко, выставка представила замечательную архитектурную и урбанистическую среду, которая синтезировала видение современности, приверженное неоклассической традиции, оказывая беспрецедентное визуальное воздействие на современников. Несмотря на свою эфемерность, архитектура, созданная к празднованию столетия Фаррупильи, представляет собой последовательное свидетельство истоков возможного «пути Риу-Гранди-ду-Сул к современной архитектуре», пройденного посредством вдохновенного и хорошо информированного знания как прото-рационалистических проявлений « девятнадцатого века», как, например, австрийское движение «Сецессион», и неортодоксальные течения современной архитектуры, такие как экспрессионистские и футуристические движения первых десятилетий ХХ века.
К 1930-м годам старый план генерального благоустройства устарел, и городу потребовалась новая организация. Эдвальдо Пайва и Убатуба де Фариа, городские служащие, и Арнальдо Гладош, нанятый в Рио-де-Жанейро, набросали некоторые пробы реорганизации центральной городской сети в соответствии с современными принципами, но ни одна из них не была полностью реализована. Параллельно была разработана еще одна модель периферийного и горизонтального расширения города. Несколько кварталов или жилых единиц, возникших в основном в 1930-х и 1940-х годах, предложили местную интерпретацию прототипа «города-сада» с органичной планировкой, изолированными невысокими зданиями и густой растительностью, лучшими примерами которых являются Вила Жардим , Вила Ассунсао и Вила Консейсан . [ 20 ]
Десять лет спустя все, что когда-то было традицией в архитектуре, казалось, исчезло, и авангард уже работал только с основными геометрическими формами, лишенными всех декоративных ухищрений. В 1946 году одно из первых зданий, построенных в Порту-Алегри в типично модернистской эстетике, Коледжио Венесуэла, построенное Деметрио Рибейро, сохранило лишь остаточные следы традиционной архитектуры. [ 32 ] В то же время в городе начал работать Эдгар Граефф, выпускник Национального архитектурного факультета Бразильского университета , имевший непосредственный контакт с пионерами модернизма в Бразилии. Его работа вызвала более или менее общее принятие элементов, заимствованных из работ Лусио Косты , Оскара Нимейера и других представителей школы Рио, которая, в свою очередь, была производной школы Ле Корбюзье . [ 33 ] По словам Карлоса Гольдмана: [ 33 ]
В 1940-х годах Эдгар Граефф внес свой вклад в развитие этой архитектуры... Влияние резиденций, подобных той, которая была спроектирована для Эдвальдо П. Пайвы, стало переломным моментом в области идей, обычаев и архитектурной культуры в Порту-Алегри, транспонируя к нашим стратегиям местного контекста и элементам архитектуры, которые до этого использовались в основном архитекторами из Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Такие архитектурные предложения на местном уровне отражали современную мысль, которую пропагандировал Ле Корбюзье.

Другим выдающимся именем, прибывшим в то же время с таким же образованием, был Карлос Альберто де Оланда Мендонса, оставивший менее чем за десятилетие работы большое количество работ, некоторые из которых были огромных размеров. [ 34 ] В 1948 году было создано государственное отделение Института архитекторов Бразилии, открывшее новый форум для специализированных дебатов. [ 35 ] а в 1949 году окончил первый класс архитектурного курса Института изобразительных искусств УФРГС , положив на рынок новый регулярный поток новых и квалифицированных специалистов. [ 20 ]
К 1950-м годам модернизм уже прочно утвердился. Примерами могут служить дворец Фаррупилья, спроектированный Грегорио Золко и Вольфгангом Шоедоном для Законодательного собрания, [ 36 ] и Дворец правосудия, спроектированный Фернандо Короной и Карлосом Файе, оба из которых были построены в соответствии с полностью модернистскими принципами. Среди других ярких моментов этого этапа - Иподром-ду-Кристал и здание Эспланада, оба работы уругвайца Романа Фреснедо Сири ; [ 32 ] Больница Фемина, Иринеу Брейтман; старая штаб-квартира аэропорта Сальгадо Филью , построенная Нельсоном Соузой; [ 37 ] и первоначальный план Клинической больницы Хорхе Морейры, который, если бы он не был позже искажен, был бы, по мнению Маркоса да Силвы, одной из архитектурных достопримечательностей столицы гаучо. [ 38 ] К этому времени центр города уже был застроен зданиями значительной высоты, причем авторами нескольких жилых домов выступили Эмиль Беред и Саломао Кручин. [ 37 ] [ 39 ]
Быстрый рост населения вынуждал градостроителей искать решения жилищного строительства в больших масштабах. Среди инициатив по решению проблемы было построено Conjunto Residencial do Passo D'Areia, один из самых успешных проектов из всех реализованных в то время, который недавно был объявлен культурным наследием города. [ 20 ] [ 40 ] В конце десятилетия был наконец реализован первый генеральный план Порту-Алегри, составленный Эдвальдо Пайва и Деметрио Рибейру на основе Афинской хартии и подкрепленный специальным законодательством (Закон 2046/59). Для Хелтона Белло в этом Плане была подчеркнута вертикализация города, благодаря чему Порту-Алегри: [ 20 ]
Посмотрите самый большой рост зданий в его истории, который значительно изменил городскую морфологию... Основные принципы модернизма начали составлять юридический инструмент через параметры структурирования города. Такие стандарты включали рационализацию деятельности, дорог и введение урбанистических индексов (плотность, потенциал застройки, отступы и высота застройки), которые применялись в зависимости от роста урбанизированных территорий.

В результате Жуселину Кубичека и девелопментализма с добавлением патриотического чувства, порожденного Бразильским чудом после бразильского переворота 1964 года , модернизм школы Рио постепенно уступил место бруталистскому варианту, зародившемуся в Сан-Паулу , который к 1970 году это была доминирующая тенденция по всей стране. страны Это предлагало энергичную и монументальную визуальную привлекательность в модели, удобной для объема и размера возможностей, предлагаемых Бразильским чудом, когда ВВП рос в среднем на 11,2% в год, а военная диктатура усиливалась. [ 41 ]

Вертикализация ускорилась, и в пригородах были построены обширные жилые комплексы, финансируемые Национальным жилищным банком. Но технический подход проектов игнорировал элементарные аспекты городского ландшафтного дизайна и способствовал дехарактеризации исторического центра с исчезновением многочисленных эклектичных зданий, некоторые из которых имели большую ценность, и последних остатков колониальной архитектуры, как жилой, так и общественной. Столкнувшись с пренебрежением к прошлому, некоторые интеллектуалы начали протестовать против стольких сносов зданий, закладывая семена формирования сознания защитников природы, которое постепенно обретало силу среди жителей Порту-Алегри. И как противоречие обостренной патриотической программе правительства, в этот период фавелы в окрестностях начали появляться . Таким образом, город был изолирован от озера Гуайба и порта, давшего ему название, путем строительства обширной стены для предотвращения наводнений. [ 20 ]
Модернистские принципы все еще использовались как расширение Афинской хартии, которая была одобрена новым Генеральным планом 1979 года, хотя были введены некоторые новшества, такие как вдохновение моделью суперблоков, используемой в Бразилиа , и более широкое участие сообщества в принятии решений. через муниципальные советы. [ 20 ] Однако общее качество зданий ухудшилось. С другой стороны, академические круги уже начали пересматривать модернизм, и влияние уругвайских архитекторов стало значительным, представив новые технические ресурсы, такие как армированная керамика. Одними из наиболее выдающихся работ этого периода были «Государственный административный центр» Шарля Юго, «Каиро да Силва» и другие; Центральная станция снабжения — Карлос Файет, Карлос Комас и Клаудио Араужо; и промышленные здания Мемфиса, построенные Араужо и Клаудией Фрота. [ 26 ]
Современность
[ редактировать ]
План 1979 года не был полностью успешным в своем применении, новые строительные показатели вызвали ряд трений между жителями жилых зон, а также между ними, государственными органами и агентами по недвижимости из-за разрешения строительства более высоких зданий преимущественно в одноэтажные районы, разбивающие жилую структуру некоторых традиционных кварталов зданиями высотой до 20 этажей. Споры привели к новой переформулировке законодательства в 1980-х годах. Именно тогда стало окончательно понятно, что взаимоисключающий союз будет необходим не только между архитектурой и урбанизмом для гармоничного общего развития, но и для привлечения к обсуждению других областей знаний и для представления более динамичных, реалистичных и эффективных решений. адаптируется к все более изменчивому профилю общества, разрабатывает стратегические планы, основанные на осях структурирования и городской мобильности, формах частного землепользования, экологической квалификации, экономическом развитии и ряде более современных критериев планирования, принимая во внимание аспекты коллективной памяти, культурной идентичность и человеческое сосуществование. Успех предложений в этом направлении на протяжении многих лет, включая новые редакции Генерального плана, оказался весьма противоречивым, с прогрессом и возвратами назад. Зоны проблемной оккупации все еще существуют, спекуляции недвижимостью продолжают оказывать давление на органы власти и влиять на принимаемые решения, а серьезные проблемы популярного жилья еще предстоит решить. [ 25 ] [ 42 ]
Параллельно с созданием в 1981 году Группы по историческому и культурному наследию, вскоре после этого связанной с Координацией культурной памяти Муниципального секретариата культуры, начался процесс изучения и спасения культурных ценностей, принадлежащих муниципалитету особых исторических, Социальный и архитектурный интерес был положен в основу систематизации муниципальных регистраций, которые начались за несколько лет до этого, в 1979 году. Эти результаты были подкреплены открытием регионального офиса IPHAN , который заботится о национальных интересах в области исторического наследия на всей территории. тот штата, а также Coordenadoria do Patrimônio Histórico e Artístico do Estado («Координация государственного исторического и художественного наследия»), предшественника IPHAE, оба в 1979 году. Эти учреждения провели несколько мероприятий по сохранению города на федеральном и государственном уровне. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] Было также признано существование « исторического центра » и предложены меры по сохранению и устойчивому развитию, а также другие стабилизированные территории, такие как кварталы «города-сада» и территории особого культурного интереса. [ 20 ]
Зародилось новое сознание в отношении старых зданий и зеленых зон, и многие светские здания, находившиеся в списке на снос, были спасены. [ 42 ] В этом смысле показательным является случай с Capela do Bonfim. После многих лет заброшенности и деградации он загорелся, предположительно, в результате поджога. Важные элементы были утеряны, такие как резной ретабль, и под предлогом слишком разрушенного его почти снесли, но общество отреагировало, и все последующие волнения способствовали отпечатку в сознании каждого, граждан и общественной власти, ценность памяти, искусства, истории и ее материальных свидетельств. В конечном итоге часовня была внесена в список памятников архитектуры и отреставрирована в 1983 году. [ 46 ]
Однако работе учреждений по сохранению исторического наследия по-прежнему часто препятствуют противодействие частных интересов, медлительность процессов включения в список и хроническая нехватка средств. Таким образом, несмотря на то, что работа в этом направлении значительно продвинулась, благодаря активизации муниципальных действий и недавнему включению более 130 зданий исторического центра в список программы «Монументы» Министерства культуры, государственные власти все же приняли меры. долгое время для защиты таких важных зданий, как церковь Консейсан и комплекс Катедраль-Курия (внесенные в список в 2007 и 2009 годах соответственно). Кроме того, здания, которые уже находятся под охраной, сносятся даже при наличии установленных правовых документов, а ряд других исторических зданий до сих пор не получают никакого официального ухода. [ 25 ] [ 47 ] [ 48 ]
В эстетическом плане в последние десятилетия произошел упадок модернистской школы и замена ее ценностями постмодернизма, перечитывания исторических стилей и создания нового ощущения эклектики, свободы и формальной демократии. Наиболее показательными примерами этой тенденции являются торговые центры, которые в последние годы акцентировали ландшафт, многие из них имеют смелые формальные решения, экстравагантное оформление и дух высоких технологий.
Некоторые критики отказываются признать по-настоящему живую архитектуру в настоящем Порту-Алегри, больше не находят произведений, которые могли бы служить культурными ориентирами и городскими достопримечательностями, и осуждают кризис идентичности в местном производстве. Но для других высокий уровень дебатов об архитектуре, привлекающий деятелей международного уровня, успех проектов возрождения старых районов и построек местных архитекторов, таких как торговый центр Nova Olaria, а также работа в городе известных иностранных дизайнеров, такие как Альваро Сиза, ответственный за здание Фонда Ибере Камарго, которое считается шедевром, указывает на то, что архитектура Порту-Алегри сохраняет заметный динамизм и интегрирована с тем, что происходит в остальной части региона. мир. [ 25 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Однако этот самый последний этап эволюции архитектуры Порту-Алегри все еще нуждается в дальнейшем изучении и документации. [ 52 ]

В последние годы государственная администрация провела масштабные работы по обновлению инфраструктуры с точки зрения городской мобильности, городского планирования общественных пространств, зеленых зон и т. д. Работы к чемпионату мира по футболу 2014 года приобрели скандальную известность, однако в то время как официальные инстанции активно пропагандируют эту деятельность, указывая на предполагаемые экономические, социальные, экологические и культурные выгоды, нарастает критика: обвинения в технических ошибках, различных нарушения, коррупция и нарушения прав человека множатся, а влиятельные слои населения заявляют, что их не слышат, что вызывает множество протестов, которые иногда заканчиваются насилием. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]
Примерами являются проекты «оживления города», такие как Кайс-Мауа («Пирс Мауа»), Исторический центр и бывший промышленный район (4-й район), а также государственные и муниципальные программы по предоставлению парков, скверов и культурных объектов. частным инвесторам. Последний вызвал споры, поскольку его обвиняли в содействии джентрификации отдельных территорий и превращении общественных пространств в товар, а также в обогащении предпринимателей в ущерб реальным интересам населения, особенно беднейших слоев населения. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ] С этой моделью обновления городов, которая существует уже много лет, связаны спекуляции недвижимостью, угрозы качеству жизни и историческому наследию, демонтаж генерального плана и управление окружающей средой. С 2021 года существует только один муниципальный секретариат, отвечающий за вопросы окружающей среды, урбанизма, устойчивого развития и исторического наследия. [ 70 ] [ 71 ] [ 65 ]
Мэр Себастьян Мелу пообещал в январе 2022 года направить в городской совет новый «очень либеральный» генеральный план, а тем временем он попытается внести пунктуальные изменения. В интервью по этому случаю Мело сказал, что «наше правительство очень либерально в экономике, либерально по отношению к предпринимателям, в открытии бизнеса, но очень внимательно относится к социальной сфере». Есть критика в связи с тем, что несколько крупных урбанистических проектов были одобрены вопреки Генеральному плану и экологическим нормам. [ 72 ] По мнению Андре Огюстена из Observatorio das Metropoles , существуют «решительные действия государства по строительству города, который будет приносить прибыль определенным секторам. Если у кого-то есть сомнения относительно того, кто является бенефициарами этой политики повышения стоимости недвижимости, просто посмотрите на данные о финансировании кампании, опубликованные TSE («Высший избирательный суд»), среди крупнейших спонсоров кампании Мело в 2020 году есть партнеры из таких компаний, как Goldztein, Cyrela, Melnick, CFL, Multiplan и Arado Empreendimentos. Именно для них управляется Порту-Алегри. будь то транспортная политика, санитария или изменения в Генеральном плане». [ 73 ] Несмотря на все достижения, дефицит жилья сохраняется: по данным IBGE города все еще проживало 192 885 человек , в 2010 году в 108 фавелах , не имея доступа к основным услугам. [ 74 ]
-
Штаб-квартира телефонной компании Vivo
-
Бизнес-центр Мостардейро
-
Здание кампуса Unisinos в Порту-Алегри
-
Торговый центр «Бурбон Кантри»
-
Торговый центр Прайя де Белас
-
Жилой кондоминиум в районе Трес Фигейрас
-
Коридор трущоб на въезде в город
-
Жилой комплекс для малообеспеченных слоев населения Вила-дос-Папелейрос
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Маседо, Франсиско Риопарденсе де (1999). Порту-Алегри: зарождение и рост . Порту-Алегри: Мэрия.
- ^ Перейти обратно: а б Ветцель, Кларисса (2009). «Это точно португальский дом!: жилая архитектура Порту-Алегри (1780–1810 гг.)» (PDF) . Журнал Historiador (на португальском языке). 2 (2): 31–43.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Коста, Эймар Бонес да (1998). Иллюстрированная история Риу-Гранди-ду-Сул (на португальском языке). Порту-Алегри: Já Editores.
- ^ Перейти обратно: а б с д БОГАРЕН, Синтия Невес. «Приходская церковь Мадре де Деус в Порту-Алегри (1773-1929)» . Журнал «Пиндорама» (1). УФРГС. Архивировано из оригинала 24 сентября 2009 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Фиоре, Ренато Холмер (2006). «Исторический характер площади Праса-да-Матриш в Порту-Алегри: значение места, постоянство и изменение». IX Семинар по истории города и урбанизма .
- ^ Перейти обратно: а б Дворец Пиратини. Папка опубликована правительством штата РС. Без даты
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Франко, Сержио да Кошта (2006). Исторический путеводитель по Порту-Алегри (на португальском языке) (4-е изд.). Порту-Алегри: EDIUFRGS.
- ^ «Дом на Руа Риачуэло 465» (PDF) . Муниципальный секретарь культуры Порту-Алегри .
- ^ «Солар душ Камара на странице Законодательного собрания» . Архивировано из оригинала 10 августа 2010 года . Проверено 7 августа 2009 г.
- ^ Описательный мемориал. «Солнечный Лопо Гонсалвес» (PDF) . Муниципальный секретарь культуры Порту-Алегри .
- ^ Перейти обратно: а б Варгас, Эльвио (2004). Башни провинции: история и иконография церквей Порту-Алегри (на португальском языке). Порту-Алегри: Паллотти.
- ^ «Музей Южного военного командования» .
- ^ Общественное министерство Риу-Гранди-ду-Сул «Мемориал» .
- ^ «Столетние здания психиатрической больницы Сан-Педро » . IPHAE .
- ^ Диас, Поллианна Д'Авила Г. «Девятнадцатый век и неоготика в бразильской архитектуре: исследование характеристик» (PDF) . УФБА . Архивировано из оригинала (PDF) 10 сентября 2010 года.
- ^ Веймер, Гюнтер (2004). Архитекторы и строители в Риу-Гранди-ду-Сул (на португальском языке). Санта-Мария: Издательство УФСМ. п. 204.
- ^ Перейти обратно: а б с Доберштейн, Арнольдо Вальтер (1992). Скульптура и идеология: Порту-Алегри, 1900–1920 гг. (на португальском языке). Порту-Алегри: SMC.
- ^ Тизен, Беатрис Валладао (2006). «Значения в скульптурных изображениях фасада Cervejaria Bopp & Irmãos, Порту-Алегри» . Анаис-ду-Музеу Паулиста: история и материальная культура . 14 : 167–194. дои : 10.1590/S0101-47142006000100006 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кифер, Луиза (2009). «Архитектор Порту-Алегри» . Журнал «Аплодисменты» (99).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Белло, Хелтон Эстивалет. (2006). «Модели, планы и городские достижения в Порту-Алегри» . АркитетураРевиста . 2 (2). УНИСИНОС. Архивировано из оригинала 14 июня 2011 года.
- ^ Дамасцено, Афон (1971). Пластическое искусство в Риу-Гранди-ду-Сул (на португальском языке). Порту-Алегри: Editora Globo.
- ^ Муниципальный секретариат культуры Порту-Алегри. «Пивоварня Брахма» (PDF) . Описательный мемориал .
- ^ Веймер, Гюнтер (1999). «Итальянские строители в Риу-Гранди-ду-Сул». В Даль Бо, Хувентино; Иотти, Луиза Хорн; Мачадо, Мария Бейс Пиньейру (ред.). Итальянская иммиграция и итало-бразильские исследования: материалы Международного симпозиума по итальянской иммиграции и IX форума по итало-бразильским исследованиям (на португальском языке). Кашиас-ду-Сул: EDUCS. п. 347.
- ^ Доберштейн, Арнольдо Вальтер. (2002). Скульптуры, католицизм и гошизм (на португальском языке). Порту-Алегри: EDIPUCRS.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кифер, Марсело (2006). Город: память и современность: акцент: Порту-Алегри - 1990/2004 (PDF) (на португальском языке). Порту-Алегри: UFRGS.
- ^ Перейти обратно: а б Муниципальный секретарь культуры Порту-Алегри. «Завод Газометров» (PDF) . Описательный мемориал .
- ^ Муниципальный секретариат культуры Порту-Алегри. «Каис Мауа» (PDF) . Описательный мемориал .
- ^ Перейти обратно: а б с Баптиста, Мария Тереза Паес Баррето (2007). «Жозе Луценбергер в Риу-Гранди-ду-Сул: архитектура, преподавание и живопись (1920-1951)» . ПУК . Порту-Алегри. Архивировано из оригинала 21 января 2014 года.
- ^ Корона, Фернандо (1965). «100 лет пластическим формам и их авторам». Энциклопедия Рио-Гранденсе (на португальском языке). Порту-Алегри.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Дворец торговли» . ФЕДЕРАСУЛ . Архивировано из оригинала 11 апреля 2009 года.
- ^ Эскинази, Давид (2003). Архитектура выставки, посвященной столетию революции Фаррупилья 1935 года, и основы современного проекта в Риу-Гранди-ду-Сул (на португальском языке). Порту-Алегри: UFRGS.
- ^ Перейти обратно: а б АЛМЕЙДА, Гильерме Эссвейн де (2008). «Современная архитектура в Порту-Алегри: от архаизма к барокко». Путешествие по исследованиям и распространению знаний . УЛБРА/Санта-Мария.
- ^ Перейти обратно: а б Гольдман, Карлос Энрике (2004). Современный дом в Порту-Алегри (на португальском языке). УФРГС.
- ^ Луккас, Луис Энрике Хаас (июнь 2006 г.). «Школа Рио и современная архитектура в Порту-Алегри» . Портал Витрувия .
- ^ «история ИАБ» . IAB.org . Проверено 21 августа 2024 г.
- ^ «Виртуальное посещение дворца Фаррупилья» .
- ^ Перейти обратно: а б Бернардес, Далтон Роберто Пачеко (2003). Жагуарибе и Эспланада: модернистский жилой дом и новая жилищная парадигма в Порту-Алегри (PDF) (на португальском языке). Порту-Алегри: UFRGS.
- ^ Сильва, Маркос Миетицки да (2006). Клиническая больница Порту-Алегри: присутствие Хорхе Морейры в архитектуре столицы Риу-Гранди-ду-Сул (PDF) . Порту-Алегри: UFRGS.
- ^ Риполь Стрёр., Энеида (1998). Коллективное жилье работы архитектора Эмиля Береда, 1950-е годы, в Порту-Алегри . УФРГС.
- ^ Дегани, Хосе Лоуренсу (2004). Традиции и современность в цикле IAP, жилом комплексе Passo D'Areia и модернистских проектах в контексте популярного жилья 1940-х годов в Бразилии (на португальском языке). УФРГС.
- ^ Луккас, Луис Энрике Хаас. «Современная архитектура Бразилии: от кризиса семидесятых к многообещающему настоящему» . Аркитекстос, Портал Витувия .
- ^ Перейти обратно: а б ККИФЕР, Флавио. «Генеральный план и культурная самобытность Порту-Алегри» . Архитекторы, Портал Витрувия .
- ^ «Команда историко-культурного наследия» . Муниципальный секретарь культуры Порту-Алегри .
- ^ «12-я региональная суперинтендация — Риу-Гранди-ду-Сул» . ИПАН .
- ^ «История IPHAE» .
- ^ Реставрационные тетради II: Часовня Господа нашего Иисуса из Бом Фима . Порту-Алегри: Мэрия. 1989.
- ^ «Собор и курия внесены в список муниципалитета». Мультимедийное агентство POA . 11 марта 2009 г.
- ^ «Церковь Богоматери Консейсана — наследие столицы». Мультимедийное агентство POA . 30 ноября 2007 г.
- ^ «Порто-Алегри, безвкусный город?» . Журнал «Аплодисменты» (99). Интервью с Энрике Роша, Карлосом Эдуардо Комасом, Карлосом Максимилиано Файе, Педро Габриэлем и Серхио Маркесом. Архивировано из оригинала 15 июня 2011 года.
{{cite journal}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Вильскошински, Артур ду Канто (2006). Образы архитектуры: рассказы о воображаемом городе в Порту-Алегри (на португальском языке). Порту-Алегри: UFRGS.
- ^ «Штаб-квартира Фонда Ибере Камарго: архитектор Альваро Сиза» . Портал Витрувия .
- ^ МАРКЕС, Серхио Моасир. «Документация и консервация: новая старая проблема (современных) архитектурных исследований» (PDF) . UniRitter Факультет архитектуры и урбанизма . Архивировано из оригинала (PDF) 12 июня 2009 г.
- ^ Флореста, Клейд (2010). «Будущее указывает в центр» . АУ (197). Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 г. Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Престес, Фелипе (10 апреля 2013 г.). «Особенными чертами первых ста дней Фортунати в Порту-Алегри являются работы и протесты». Юг21 .
- ^ «Люди не используют деревья в газометре, — говорит Фортунати». Коррейу-ду-Пово . 7 февраля 2013 г.
- ^ «Протестующие сжигают куклу с лицом Фортунати во время ночи протестов в Порту-Алегри». Нулевой час . 1 августа 2013 г.
- ^ Кассоль, Дэниел (2013). «От Кубка к Кубку». Журнал Adusp : 55:18–29.
- ^ «Отстранение от участия в чемпионате мира беспокоит экспертов в Порту-Алегри». Портал 2014 . 17 марта 2011 г.
- ^ Момбах, Хилтор (15 августа 2011 г.). «Ответ Фортунати». Коррейу-ду-Пово .
- ^ «Протокол публичных слушаний о влиянии мегасобытия чемпионата мира по футболу 2014 года на право на жилье». Федеральное государственное министерство . 25 мая 2010 г.
- ^ «Жители Руа Анита сообщают о мэрии Порту-Алегри в министерство». Экоагентство . 7 июля 2013 г.
- ^ Остров, Флавио. «Порту-Алегри объявляет о проекте снижения тарифов через день после жестоких протестов» . УОЛ .
- ^ «Инклюзивное возрождение Кайс-Мауа мобилизует преподавателей и студентов из UFRGS, что противоречит приватистской логике» . Ассоциация факультетов УФРГС . 30 ноября 2021 г.
- ^ «Культурная оккупация пирса Порту: возвращение пирса городу и гражданство» . Обсерватория мегаполисов . 25 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сантос, Луис Фелипе душ (29 сентября 2022 г.). «Разрезанный город: исследователи критикуют риск джентрификации и отсутствие участия населения в плане 4-го округа» . Утренняя журналистика .
- ^ СИЛЬВА, Юремир Мачадо да (13 октября 2022 г.). «Десять вопросов и письмо об искуплении» . Утренняя журналистика .
- ^ Гомес, Луис (11 мая 2022 г.). «Дискуссия об ограждении парков скрывает проект приватизации общественных пространств» . Юг 21 .
- ^ Суптиц, Бруна (23 октября 2022 г.). «Акты мобилизуют население, которое отвергает концессию на Парк-да-Реденсан» . Журнал коммерции .
- ^ Гомес, Луис (27 сентября 2022 г.). «Мэрия оправдывает предоставление Redenção из-за вандализма и подтверждает парковку» . Юг 21 .
- ^ «Экологический демонтаж в Порту-Алегри?» . Институт экологических исследований Гаучо . 11 февраля 2021 г.
- ^ «Как сделать муниципальную экологическую конференцию в Порту-Алегри меньше (от InGá)» . Юг 21 . 18 ноября 2022 г.
- ^ Велледа, Лучано и Гомеш, Луис Эдуардо (7 января 2022 г.). «Себастьян Мело: «Генеральный план, который мы собираемся отправить в палату, будет весьма либеральным » . Юг 21 .
- ^ Огюстен, Андре Коутиньо (24 марта 2022 г.). «150 лет общественного транспорта, которые не будут отмечаться в 250-летие Порту-Алегри» . Обсерватория мегаполисов .
- ^ «Знакомство с фавелами Порту-Алегри». Городская обсерватория Порту-Алегри . 13 ноября 2011 г.