Jump to content

Этика в математике

Этика в математике является новой областью прикладной этики , исследованием этических аспектов практики и применения математики . Он касается профессиональных обязанностей математиков , чья работа влияет на решения, имеющие серьезные последствия, например, в области права, финансов, военной техники и экологии . [1] Если понимать ее в социально-экономическом контексте, развитие математических работ может привести к возникновению этических вопросов, начиная от обработки и манипулирования большими данными и заканчивая вопросами ответственной математизации и фальсификации моделей, объяснимой и безопасной математикой, а также многими вопросами, связанными с общение и документация. Полезность клятвы Гиппократа для математиков является предметом постоянных дискуссий среди ученых. [2] Будучи новой областью прикладной этики, многие ее основы до сих пор вызывают жаркие споры. Дискурс остается в движении. Особенно спорным остается представление о том, что математика может причинить вред. [3]

Этические вопросы, связанные с математической практикой, могут быть связаны с вопросами двойного использования . [4] Инструментальная интерпретация влияния математики затрудняет рассмотрение этических последствий, однако, возможно, было бы легче увидеть, как все отрасли математики служат структурированию и концептуализации решений реальных проблем. [5] Эти структуры могут устанавливать порочные стимулы, при которых цели могут быть достигнуты без улучшения услуг или же позиции в рейтинговых таблицах подтасовываются. [6] Хотя предположения, записанные в метриках, часто отражают мировоззрение групп, ответственных за их разработку, неспециалистам труднее их оспаривать, что приводит к несправедливости. [7] Поскольку математики могут войти в состав рабочей силы промышленно развитых стран во многих местах, которые больше не ограничиваются преподаванием и академическими кругами, ученые выдвинули аргумент, что необходимо добавить этическое обучение в математические учебные программы в университетах. [8]

Философские позиции относительно связи математики и этики разнообразны. [9] Некоторые философы (например, Платон ) рассматривают и математику, и этику как рациональные и схожие, в то время как другие (например, Рудольф Карнап ) считают этику иррациональной и отличной от математики. [10] Платона Возможную напряженность между применением математики в социальном контексте и ее этикой можно уже наблюдать в «Государстве» (книга VIII), где использование математики для создания лучших опекунов играет решающую роль в его крахе. [11]

Необходимость этики в математической профессии

[ редактировать ]

Математики, работающие в промышленности, науке, армии и разведке, оказывают решающее влияние на решения, имеющие значительные последствия. [12]

Проблемы точности

[ редактировать ]

Например, для успеха Манхэттенского проекта были необходимы сложные расчеты . [13] в то время как чрезмерное использование формулы гауссовой копулы для определения цены деривативов до мирового финансового кризиса 2008 года было названо «формулой, которая убила Уолл-стрит», [14] а теория глобального потепления зависит от достоверности математических моделей климата . [15]

Вопросы воздействия

[ редактировать ]

По той же причине, что и в медицинской этике и инженерной этике , большое влияние последствий решений налагает на практикующих врачей серьезные этические обязательства по рассмотрению правильности и неправильности их советов и решений. Потенциальное влияние данных и новых технологий приводит к тому, что все больше профессий, таких как бухгалтерский учет, [16] рассмотреть, как контролируется предвзятость в автоматизированных системах, от алгоритмов до искусственного интеллекта. называют математику новым фактором производства . Из-за ее большого влияния и необходимости в современном индустриальном мире некоторые ученые [17] Математика является фундаментальной движущей силой современной экономики и играет повседневную роль в принятии решений на капиталистических рынках. [18] При изучении социально-экономического контекста дебаты вокруг этического использования математики часто носят разные названия, например, некоторые люди говорят об этике количественного анализа . Эти дискурсы часто отличаются от тех, которые непосредственно затрагивают или движимы частью математического сообщества.

Катастрофы, связанные с использованием математики

[ редактировать ]

Они иллюстрируют основные последствия числовых ошибок и, следовательно, необходимость этической осторожности.

Этические проблемы в математической профессии

[ редактировать ]

Математики несут профессиональную ответственность за поддержку этического использования математики на практике, как для поддержания репутации профессии, так и для защиты общества от последствий неэтичного поведения. Например, математика широко применяется при использовании больших данных в приложениях искусственного интеллекта как математиками, так и нематематиками, что приводит к сложным последствиям, которые нелегко понять или предугадать. [20]

Этика в журналистике данных

[ редактировать ]

Журналистика установила профессиональную этику , на которую влияет математическая обработка и (повторная) публикация источников. Повторное использование информации, представленной в виде фактов, требует проверки и подтверждения, начиная с концептуальной путаницы и заканчивая ошибками выборки и расчета. [21] Другие профессиональные проблемы возникают из-за потенциала автоматизированных инструментов, которые позволяют распространять общедоступные данные, которые никогда не подвергались сопоставлению.

Неправильное использование статистики

[ редактировать ]

Приложения математики обычно включают в себя получение выводов на основе количественных данных. Из-за неопределенностей, с которыми сталкиваются математические модели, а также проблем с получением и передачей каких-либо выводов, существует вероятность того, что математики введут клиентов в заблуждение, поскольку они обычно не знакомы с количественными методами. Чтобы избежать таких случаев, статистики в 1980-х годах кодифицировали свою этику в декларации ISI , признавая, что часто могут возникать противоречивые требования со стороны заинтересованных сторон, а этические решения являются вопросом профессионального суждения. [22]

Математический фольклор

[ редактировать ]

Приоритет и приписывание математических открытий важны для профессиональной практики. [23] даже несмотря на то, что некоторые теоремы носят имя человека, выдвинувшего гипотезу, а не находящего доказательство. Народные теоремы или математический фольклор не могут быть приписаны отдельному человеку и могут не иметь согласованного доказательства, несмотря на то, что они являются признанным результатом, что потенциально может привести к несправедливости. [24]

Этика чисто математических исследований

[ редактировать ]

Американское математическое общество публикует свод этических принципов для исследователей-математиков. В обязанности исследователей входит знание предметной области, предотвращение плагиата, признание заслуг, публикация без необоснованной задержки и исправление ошибок. [25] Комитет по этике Европейского математического общества также публикует свод правил, касающихся публикации, редактирования и рецензирования исследований. [26]

Утверждалось, что, поскольку чисто математические исследования относительно безвредны, они поднимают мало неотложных этических проблем. [27] Однако возникает вопрос о том, стоит ли и почему с этической точки зрения стоит заниматься чистой математикой, учитывая, что она поглощает жизни многих высокоинтеллектуальных людей, которые могли бы внести более непосредственный полезный вклад. [28]

Изучение этических проблем в чистой математике глубоко связано с философией математической практики. [29] Аргументы против этической нейтральности чисто математической работы часто основываются на социальной конституции, то есть на социокультурном контексте исследования и многих решениях, связанных с математическими доказательствами. [30] В этом контексте активно обсуждается проблема эпистемической несправедливости в математических исследованиях. [31]

Параллели между этикой и математикой

[ редактировать ]

И этика, и математика, похоже, полагаются на интуитивные рассуждения , в отличие от эмпирических наук, которые фундаментально полагаются на наблюдения и эксперименты. Это было предложено в качестве причины в поддержку объективности или морального реализма в этике, поскольку аргументы против объективности в этике совпадают с аргументами против объективности в математике, которые обычно считаются ложными. [32] [33]

Джастин Кларк-Доан утверждает обратное: хотя математика и этика тесно связаны, плюралистично к истинам обеих следует относиться . Подобно тому, как постулат о параллельности истинен в евклидовой геометрии , но ложен в неевклидовой геометрии , так и этические суждения могут быть истинными или ложными в разных системах. [34]

Преподавание этики в математике

[ редактировать ]

Курсы по этике математики остаются редкими. Университет Нового Южного Уэльса преподавал обязательный курс по профессиональным вопросам и этике в математике для своих математических степеней с 1998 по 2012 год. [35] В 2023 году ETH Zurich провел факультативный семинар по этике математики. [36] и неэкзаменуемый семинар существует также в Кембриджском университете . [37] В Суортмор-колледже также был проведен мини-семинар. [38]

Многие курсы, посвященные этике в математике, также появляются под разными названиями, например, «Математика для социальной справедливости». [39]

Подобные подходы можно также найти при преподавании этики студентам-компьютерщикам, где термин «встроенная этика» зарекомендовал себя для интеграции преподавания этики в учебную программу. [40] Эти программы в настоящее время изучаются в Гарвардском университете . [41] Стэнфордский университет [42] и другие места.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Никель, Грегор (2022). «Этика и математика – некоторые наблюдения пятьдесят лет спустя» . Журнал гуманистической математики . 12 (2): 24. doi : 10.5642/jhummath.PXMY2159 .
  2. ^ Риттберг, Колин Джейкоб (2023). «Клятвы Гиппократа для математиков?» . Философия . 51 (3): 1579–1603. дои : 10.1007/s11406-022-00588-8 . ISSN   0048-3893 . S2CID   253503557 .
  3. ^ Эрнест, Пол (2018), Эрнест, Пол (ред.), «Этика математики: вредна ли математика?» , Философия математического образования сегодня , Монографии ICME-13, Cham: Springer International Publishing, стр. 187–216, doi : 10.1007/978-3-319-77760-3_12 , ISBN  978-3-319-77759-7 , получено 12 августа 2023 г.
  4. ^ «Проблема двойного назначения в математике» . Научная честность . 2023.
  5. ^ Слегка грязная математика: богато текстурированные механизмы воздействия Лаура Р. Мигер Урсула Мартин, Оценка исследований (2017) 26 (1): 15-27
  6. ^ Мюллер, Джерри (31 декабря 2018 г.). Тирания показателей . Принстон: Издательство Принстонского университета. дои : 10.23943/9781400889433 . ISBN  978-1-4008-8943-3 .
  7. ^ О'Нил, К. (2016) Оружие математического разрушения , Пингвин.
  8. ^ Алайонт, Ферьял (2022). «Аргументы в пользу этики в основной учебной программе по математике» . Журнал гуманистической математики . 12 (2): 160–177. doi : 10.5642/jhummath.CXSI3022 .
  9. ^ Никель, Грегор (1 января 2005 г.). «Этика и математика. Заметки о ненадежных отношениях» . Новый журнал систематического богословия и философии религии . 47 (4). дои : 10.1515/nzst.2005.47.4.412 . ISSN   0028-3517 . S2CID   170645131 .
  10. ^ Никель, Грегор (2022). «Этика и математика – некоторые наблюдения пятьдесят лет спустя» . Журнал гуманистической математики . 12 (2): 7–27. doi : 10.5642/jhummath.PXMY2159 .
  11. ^ Йенс, Род (2002). «Машина краха: о «Республике» VIII» . История политической мысли . 23 (1): 21–29. JSTOR   26219859 .
  12. ^ Дарас, Николас (2012). Применение математики и информатики в военном деле . Спрингер.
  13. ^ Сербер, Роберт (1992). Лос-Аламосский букварь: Первые лекции о том, как построить атомную бомбу . Калифорнийский университет Press.
  14. Феликс Салмон, Рецепт катастрофы: формула, которая убила Уолл-стрит» , Wired, 23 февраля 2009 г.
  15. ^ Фригг, Роман; Томпсон, Эрика; Верндль, Шарлотта (2015). «Философия климатологии, часть II: Моделирование изменения климата: моделирование изменения климата» . Философский компас . 10 (12): 965–977. дои : 10.1111/phc3.12297 .
  16. ^ Этика и новые технологии, ICAEW, 2018.
  17. ^ Гретшель, Мартин; Лукас, Клаус; Мерманн, Волкер, ред. (2010). Фактор производства Математика . Берлин, Гейдельберг: Springer Berlin Heidelberg. дои : 10.1007/978-3-642-11248-5 . ISBN  978-3-642-11247-8 .
  18. ^ Беккерт, Йенс (2016). Воображаемое будущее: вымышленные ожидания и капиталистическая динамика . Издательство Гарвардского университета.
  19. ^ Дербишир, Д., «Вводящая в заблуждение статистика была представлена ​​как факты в суде над Салли Кларк», The Telegraph , (12 июня 2003 г.).
  20. ^ Коллманн и Матей (ред.), Этическое обоснование в больших данных , Базель, Швейцария: Springer, 2016.
  21. ^ Макбрайд, [1] , 2017 г.
  22. ^ Джоуэлл, Р. (1986) Кодификация статистической этики, J. Официальный статистик. 2(3): 217-253
  23. ^ Маккасленд, Рой Л.; Банди, Алан; Смит, Патрик Ф. (2006). «Достижение математических теорем» . Электронные заметки по теоретической информатике . 151 (1): 21–38. дои : 10.1016/j.entcs.2005.11.021 . hdl : 20.500.11820/c1aa219f-16c6-48b3-ac28-5c812d657600 . S2CID   27286553 .
  24. ^ ван Бендегем, Дж., Риттберг, К. и Тансуэлл, Ф. (2018) Эпистемическая несправедливость в математике , Синтез
  25. ^ Политическое заявление Американского математического общества об этических принципах , 2005 г.
  26. ^ Кодекс практики - Европейское математическое общество. Архивировано 3 июня 2023 г. в Wayback Machine .
  27. ^ Херш, Рубен (1990). «Математика и этика» . Математический интеллект . 12 (3): 13–15. дои : 10.1007/BF03024064 . S2CID   206832780 . Проверено 30 июня 2021 г.
  28. ^ Франклин, Джеймс (1991). «Этика математики» . Математический интеллект . 13 (1): 4. дои : 10.1007/BF03024064 . S2CID   206832780 . Проверено 30 июня 2021 г.
  29. ^ Вагнер, Рой (2023). «Этическая обязанность формулирования математики» . Глобальная философия . 33 (35): 1–20. doi : 10.1007/s10516-023-09686-y (неактивен 31 января 2024 г.). {{cite journal}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка )
  30. ^ Канту, Паола; Теста, Итало (2023). «Введение: от социальной онтологии к математической практике и обратно» . Топои . 42 (1): 187–198. дои : 10.1007/s11245-022-09870-6 . ISSN   0167-7411 .
  31. ^ Риттберг, Колин Джейкоб; Тансуэлл, Феннер Стэнли; Ван Бендегем, Жан Поль (2020). «Эпистемическая несправедливость в математике» . Синтезируйте . 197 (9): 3875–3904. дои : 10.1007/s11229-018-01981-1 . ISSN   0039-7857 . S2CID   255062569 .
  32. ^ Лир, Джонатан (1983). «Этика, математика и релятивизм» . Разум . 92 (365): 38–60. дои : 10.1093/mind/XCII.365.38 . Проверено 30 июня 2021 г.
  33. ^ Франклин, Джеймс (2021). « Пусть никто не знает геометрии…»: Математические параллели для понимания объективности этики» . Журнал исследования стоимости . 55 (2): 365–384. дои : 10.1007/s10790-021-09831-z . S2CID   235538417 . Проверено 30 июня 2021 г.
  34. ^ Кларк-Доан, Джастин (2020). Мораль и математика . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198823667 .
  35. ^ Франклин, Джеймс (2005). «Курс «Профессиональные вопросы и этика математики»» (PDF) . Газета Австралийского математического общества . 32 :98–100 . Проверено 30 июня 2021 г.
  36. ^ Каталог курсов, ETH Zürich (2023 г.). «Семинар 851-0185-00Л: Этика в математике» .
  37. ^ «Проект Кембриджского университета по этике в математике» . 2023.
  38. ^ Миллер, Эллисон (2022). «Мини-семинар: преподавание этики математики за час в неделю» . Журнал гуманистической математики . 12 (2): 178–203. дои : 10.5642/jhummath.XWBZ9758 .
  39. ^ «Специальный выпуск по этике в математике, Журнал гуманистической математики 12 (2)» . 2022.
  40. ^ Гросс, Барбара Дж.; Грант, Дэвид Грей; Вреденбург, Кейт; Берендс, Джефф; Ху, Лили; Симмонс, Элисон; Уолдо, Джим (24 июля 2019 г.). «Встроенная этика: интеграция этики в образование в области компьютерных наук» . Коммуникации АКМ . 62 (8): 54–61. дои : 10.1145/3330794 . ISSN   0001-0782 .
  41. ^ «Встроенная этика» . Embeddedethics.seas.harvard.edu . Проверено 12 августа 2023 г.
  42. ^ «встроенная этика» . Встроенная этика Стэнфордского университета . 2023 . Проверено 12 августа 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fcc23218c374579abe41b5a9582ac1b4__1712810400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/b4/fcc23218c374579abe41b5a9582ac1b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ethics in mathematics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)