Jump to content

Коронационный плащ

Коронационная мантия, сегодня находится в светской сокровищнице венского Хофбурга.

Коронационный плащ или pluviale (по латыни мантия) был одной из императорских регалий Священной Римской империи и основной частью коронационных регалий римско-германских императоров.

Арабо -нормандская работа из сицилийской мастерской 12-го века использовалась для большинства коронаций римско -германских императоров с 13-го века до конца старой империи. Мантия сегодня экспонируется в Императорской сокровищнице Венского Хофбурга , вместе с другими коронационными знаками, такими как императорская корона , императорский меч и императорский шар.

Форма, орнамент и символика

[ редактировать ]
Подробное описание коронационной мантии в Meyers Konversations-Lexikon 1893 г.

Внешняя форма коронационной мантии отражает различные культурные влияния, которые сформировали Сицилию XII века : влияние латинского и греко-византийского христианства и ислама. Удовольствие от стилизации орнамента играло важную роль в чувстве стиля как арабо-мусульманского населения, так и нормандских завоевателей.

Коронационная мантия представляет собой полукруглый открытый плащ, доходящий до земли. Его носили на обоих плечах, как хоровое облачение. Он шириной 342 сантиметра выполнен из красного шелка, окрашенного индийским красным деревом и кермесом, так называемым самитом , и богато расшит золотыми нитями, более 100 000 жемчуга и эмалевыми пластинами . Плащ весит в общей сложности одиннадцать килограммов. [ 1 ]

Орнаментальная вышивка — проявление царской власти: два льва, изображенные в зеркальном отражении, поражающие каждый верблюда . Между двумя львами расположена стилизованная пальма в стиле древа жизни . Первоначально древние восточные мотивы были заимствованы из исламского искусства . Точный смысл мотива не ясен. Что известно, так это то, что лев часто использовался для обозначения власти правителя и был геральдическим животным Отвиля , нормандской королевской династии Сицилии. Большинство интерпретаций предполагают, что львы, поражающие двух верблюдов, символизируют победу норманнов над сарацинами , ранее правившими Сицилией. Однако этому противоречит тот факт, что символическое изображение арабов или ислама в виде верблюда не задокументировано в средневековых источниках. [ 1 ] Иногда подозревали также астрологические связи. Уильям Тронзо предполагает, что вышивка является частью нормандского визуального словаря и поэтому изображение на плаще следует интерпретировать как верблюда, побежденного львом, как символ плохого правления. [ 2 ]

По подолу плаща вышита куфическая надпись с добрыми пожеланиями владельцу плаща. Несмотря на то, что текст четко читается, перевод и толкование по-прежнему вызывают вопросы, на которые еще не даны полные ответы. [ 3 ] Один из возможных вариантов перевода:

(Эта мантия) принадлежит тому, что было создано в царской мастерской (Хизане), где находятся счастье и честь, процветание и совершенство, заслуги и отличие, здесь, в царской мастерской, которая может пользоваться хорошим приемом, великолепным процветанием, великим щедрость и высокое великолепие, слава и великолепное дарование, а также исполнение желаний и надежд; Здесь, где дни и ночи могут проходить в наслаждении, без конца и перемен; в чувстве чести, привязанности и поощрении участия в счастье и в сохранении благосостояния, поддержки и должной активности; в столице Сицилии в 528 году хиджры.

Надпись написана в форме арабской рифмованной прозы « Садж» , которая в основном используется в Коране . [ 4 ] 528 год по исламскому календарю соответствует 1133 или 1134 году по христианскому календарю. [ 5 ]

Подкладка плаща выполнена из красочного итальянского дамаста, переплетенного золотыми и серебряными нитями. Вероятно, он был добавлен к плащу в XVI веке по инициативе совета имперского города Нюрнберга , где в то время хранились императорские регалии. [ 4 ] Собор решил перешить мантию к коронации Карла V в Аахене в 1520 году. Эта работа проводилась в Нюрнбергском монастыре Бедных кларис. [ 6 ]

Оригинальную подкладку, состоящую из двух частей, до сих пор можно найти под этой новой подкладкой. Большая часть внутренней мантии покрыта шелковой тканью с причудливым многоярусным орнаментом, переплетающимися телами драконов , птиц, людей, зелеными усами и золотыми цветами на сияющем золотом фоне. По прямой кайме пришито пять кусков золотой парчи, которые, вероятно, были изготовлены в то же время, что и остальная часть плаща. Как и мотив льва снаружи, изображения на оригинальной подкладке еще не получили удовлетворительной интерпретации. [ 6 ]

Значение мантии в церемонии коронации

[ редактировать ]

Надевание мантии во время церемонии коронации было весьма символичным в средние века . Термин «инвеститура» , который в то время относился к вступлению в высшую церковную должность или в новое феодальное сословие, восходит к латинскому слову «инвеститура», означающему «одевать». . Одевание правителя в новые, церковные облачения ( параменты ) не только выделяло его из массы подданных на всеобщее обозрение, но прежде всего документировало его переход из светского состояния в клерикальное. Средневековая королевская власть была окружена сильной священной аурой еще со времен Меровингов . [ 7 ]

В эпоху, в которой еще не было письменности и которая опиралась на общепонятные символы, надевание императором или королем новых облачений документально свидетельствовало о его вступлении в духовную, священную сферу. Надевание коронационной мантии было кульминацией этой части церемонии коронации. Только тогда ему были дарованы знаки его светской власти, такие как скипетр и императорский меч . [ 8 ]

Несмотря на то, что папы уже давно лишили светских правителей священнического сана, самое позднее со времен Фридриха II , религиозная символика инвеституры по-прежнему имела большое значение для мирян.

Происхождение и первые упоминания

[ редактировать ]

Благодаря вышитой надписи коронационная мантия является одной из императорских регалий, происхождение которой во многом достоверно. Профессору Альтдорфского университета Иоганну Генриху Шульце впервые удалось перевести надпись в 1728 году. Согласно этому мантия была создана в 528 году по исламскому календарю . Это соответствует 1133/34 году по григорианскому календарю . Таким образом, нередко используемый термин «коронационная мантия Роджера II» неверен, поскольку он связывает первого владельца с более поздней функцией. Роджер II был коронован в 1130 году – еще до того, как была изготовлена ​​мантия. [ 9 ]

Роджер II Сицилийский из Норманов Отвилей династии был покровителем искусства и литературы. Он собрал арабских и византийских ученых, поэтов и ремесленников при своем дворе в Палермо . Плащ, вероятно, был изготовлен в знаменитой королевской мастерской Роджера, где нормандские короли Сицилии традиционно изготавливали свои представительные украшения. Придворные мастерские, расположенные в царском дворце или в его непосредственной близости, Nobiles Officinae , сравнимые с исламскими мастерскими Тираза, образовали уникальную производственную площадку для произведений сокровищного искусства. Работы этой мастерской отличаются богатством материалов и поразительным разнообразием мотивов самых разных культур. [ 10 ]

Это разнообразие возникло из-за этнического состава населения Сицилии в то время, состоящего из латинян, греков и арабов, а также из-за сосуществования католиков , греко-православных , мусульман и верующих евреев . Все эти этнические и религиозные группы были представлены в королевских мастерских. Греко-византийские мастера создавали ювелирные изделия и текстиль . Работа со слоновой костью , бронзовое литье и вышивка были прерогативой сарацинских художников. В архитектуре этого периода сотрудничество между этими группами населения проявляется в арабо-византийско-нормандском архитектурном стиле. [ 11 ]

Драгоценная красная шелковая ткань, вероятно, была импортирована из Византии. Согласно сообщению Отто Фрайзингского , византийские ткачи шелка впервые попали на Сицилию в 1147 году, попав в плен во время продвижения сицилийского флота в Грецию . Различные ткани, использованные в плаще, в целом представляют собой выдающиеся достижения искусства ткачества, отличающиеся также богатыми образными изображениями. [ 3 ]

Неизвестно, носил ли Роджер этот плащ и в каких случаях. Никаких особых церемониальных событий с года изготовления плаща до нас не дошло. Хотя дизайн и использованные материалы позволяют предположить, что оно создавалось как церемониальное одеяние, в источниках нормандского периода это великолепное изделие не упоминается. [ 12 ]

Передача в имперскую собственность

[ редактировать ]

Дочь и наследница Роджера Констанция Сицилийская вышла замуж за римско-германского императора Генриха VI в 1186 году. Несмотря на сопротивление населения, знати и Папы (Сицилия была папской вотчиной), он объединил южную территорию Италии с Империей и сам короновался. Король Сицилии в соборе Палермо в 1194 году.

сокровище нормандской короны, самым известным предметом которого является коронационная мантия Гогенштауфенов Он приказал привезти в Германию в замок Трифельс в Пфальце . Говорят, что для этой перевозки понадобилось 150 мулов. Неизвестно, дошла ли мантия в этот раз до Германии, поскольку в источниках она никогда не упоминалась до 1246 года. [ 12 ]

Будучи преемником Генриха VI, Филипп Швабский, возможно, впервые надел плащ во время коронации римско-германского короля. Однако свидетельств этому так же мало, как и ранее предполагаемому использованию во время императорской коронации Фридриха II в Риме в 1220 году. Более поздние исследования предполагают, что Фридрих носил плащ с четырьмя оправленными орлами, хранившимися в соборе Меца по этому случаю. [ 13 ] Другие части императорских регалий из норманнского клада — туфли, чулки и альба — вероятно, были использованы Фридрихом по этому случаю. У него также была пара перчаток из красного шелка, которые теперь также являются частью императорских регалий.

Плащ впервые упоминается в инвентаре замка Трифельс в 1246 году как «императорский плащ с драгоценными камнями». [ 14 ]

Тот факт, что мантия находилась под сильным влиянием исламского искусства и культуры, не стал препятствием для ее использования при коронации христианского римско-германского императора. Вероятно, это было связано с его высокой материальной ценностью и великолепным дизайном, но прежде всего с цветом плаща. Потому что фиолетовый цвет уже был зарезервирован для императора во времена Римской империи из-за его редкости и ценности. [ 15 ]

С течением веков знания о происхождении пальто были частично утеряны. В немецкоязычном документе о передаче императорских регалий королю Карлу IV от 1350 года мантия упоминается со следующим описанием:

Красный плащ Святого Карла с двумя одеждами из доброго камня, жемчуга и золота.

Это показывает, что и герб, и императорская корона были ошибочно приписаны Карлу Великому, канонизированному в 1165 году.

Хранение в Нюрнберге

[ редактировать ]
Эскиз идеального образа Карла Великого с императорскими регалиями, написанный Альбрехтом Дюрером в 1513 году. Хорошо виден плащ.

Дальнейшая история мантии неразрывно связана с историей других императорских регалий . В эпоху высокого и позднего средневековья мантия хранилась вместе с ними в различных местах Империи: сначала на Трифелсе, позже в замке Карлштейн под Прагой, тогда главная резиденция Люксембургской династии или императорское аббатство Херсфельд.

предоставил Вольному имперскому городу Нюрнбергу привилегию В 1423 году римско-германский король Сигизмунд из дома Люксембург хранить императорские регалии «на вечные времена, безвозвратно и неоспоримо ». Это стало необходимым, поскольку гуситские войны привели к тому, что прежнее место хранения в Праге больше не было безопасным. Императорские регалии хранились в сундуке, висящем в хоре церкви Святого Духа в Нюрнберге, вплоть до незадолго до конца старой империи. Раз в год их публично демонстрировали на так называемом Heiltumsweisung . [ 16 ]

3 апреля 1764 года Иосиф II был коронован римско-германским королём во Франкфурте в присутствии своего отца, императора Франца I , ещё при жизни. Чтобы отметить это событие, для Франца I была изготовлена ​​вторая коронационная мантия по образцу первой. Успешное выполнение этой работы документировано свидетельством очевидца Иоганна Вольфганга фон Гете в его работе Dichtung und Wahrheit I,5 : [ 17 ]

В глаза бросались домашние регалии императора из пурпурного шелка, богато украшенные жемчугом и камнями, а также его корона, скипетр и держава: ведь все в нем было новым, а имитация старины сделана со вкусом.

Однако Гете ошибался, говоря, что корона также была точной копией. По этому случаю Франц I носил митровую корону императора Рудольфа II , которая спустя полвека стала короной Австрийской империи.

Хранение в Вене

[ редактировать ]
Император Франц II с императорскими знаками отличия — коронационной мантией на картине Людвига Штрайтенфельда, 1874 г.

В ходе коалиционных войн , последовавших за Французской революцией 1789 года, в 1796 году Нюрнберг был оккупирован войсками генерала Жана-Батиста Журдана. Чтобы помешать французским завоевателям захватить императорские регалии, городской совет уже организовал для них для перевозки в Регенсбург , где они были переданы имперскому комиссару императорского сейма. Последний приказал доставить их в Вену в ходе секретной операции в октябре 1800 года. [ 18 ]

Вскоре после этого Франциск II , последний император Священной Римской империи немецкой нации, также приказал доставить в свой город резиденцию части императорского сокровища, хранившегося в Аахене. При этом он хотел помешать Наполеону Бонапарту Конфедерацией использовать их для своей императорской коронации в 1804 году, тем самым придав своему протекторату над Рейнской легитимность , основанную на имперских традициях. [ 19 ]

По инициативе лорд-мэра Нюрнберга Вилли Либеля Адольф Гитлер в 1938 году снова перевез коронационную мантию и другие императорские регалии в Нюрнберг, чтобы создать символическую связь с тогдашним «Городом съездов нацистской партии» и идеями « Великий Германский Рейх ». [ 20 ] Однако после Второй мировой войны американское военное правительство организовало их возвращение в Вену. С 1946 года они вновь хранятся и выставляются в Императорской сокровищнице Хофбурга.

Литература

[ редактировать ]
  • Герман Филлиц : Знаки отличия и драгоценности Священной Римской империи. Шролл, Вена и др. 1954.
  • Эрнст Кубин: Императорские драгоценности. Твой тысячелетний путь. Амальтея, Вена и др. 1991, ISBN 3-85002-304-4.
  • Карл-Хайнц Рюсс (красный): Императорские регалии. Знаки могущества Священной Римской империи (= сочинения по истории и искусству Гогенштауфенов. Том 16). Общество истории Штауфера, Гёппинген, 1997, ISBN 3-929776-08-1.
  • Вильфрид Зайпель (редактор): Nobiles Officinae. Мастерские королевского двора в Палермо во времена норманнов и Гогенштауфенов в XII и XIII веках. Скира, Милан, 2004 г., ISBN 3-85497-076-5.
[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Грабарь, Олег Грабарь (2005). «Опыт исламского искусства. Так называемая мантия Роджера II, потолок Палатинской капеллы». В Бирмане, Ирен А. (ред.). Опыт исламского искусства на задворках ислама . Итака Пресс. п. 37. ИСБН  0-86372-300-4 .
  2. ^ Хёферт, Альмут (2016). «История королевских предметов. Коронационная мантия Священной Римской империи». Процессы транскультурного переплетения в домодернистский период . Том 3. Берлин: Де Грюйтер. п. 162. дои : 10.1515/9783110445480-008 . ISBN  978-3-11-044548-0 .
  3. ^ Jump up to: а б Бауэр, Ротрауд (2004). «Пальто Роджера II и сикуло-нормандские одежды из мастерских королевского двора в Палермо». В Зайпеле, Вильфрид (ред.). Нобилес лекарственный. Мастерские королевского двора в Палермо во времена норманнов и Гогенштауфенов в XII и XIII веках . стр. 115–123.
  4. ^ Jump up to: а б Хёферт, Альмут (2016). «История королевских предметов. Коронационная мантия Священной Римской империи». Процессы транскультурного переплетения в эпоху досовременности . Том 3. Берлин: Де Грюйтер. п. 157. дои : 10.1515/9783110445480-008 . ISBN  978-3-11-044548-0 .
  5. ^ «Исламские и христианские даты» . Восточный семинар Цюрихского университета . Архивировано из оригинала 27 октября 2004 г.
  6. ^ Jump up to: а б «Купленный император – коронация Карла V и меняющийся мир» . Центр Карла Великого . Проверено 15 апреля 2024 г.
  7. ^ Смит, Дж. (2005). Символизм средневековых коронационных церемоний. Пресса средневековых исследований.
  8. ^ Schulze-Dörrlamm 1995. Это исследование заменило старое мнение о том, что меч может быть датирован одиннадцатым веком, с добавлением только герба Оттона IV к навершию в ок. 1198.
  9. ^ «Вышитая куфическая надпись, идущая по подолу ... с датой исламской хиджры 528 года, после перехода на христианский календарь может быть определена как 1133/1134 год. Это означает, что плащ не мог использоваться на коронации Роджера 25 декабря. , 1130». (стр. 115) «Ее обозначение как коронационной мантии связано с тем фактом, что она выполняла эту функцию в Священной Римской империи на протяжении веков. До самых последних публикаций термин «коронационная мантия Роджера II» использовался неправильно». (стр. 122) - Ротрауд Бауэр: Дер Мантель Роджерс II. und die siculo-normannischen Gewänder aus den königlichen Hofwerkstätten в Палермо. В: Вильфрид Зайпель (ред.): Nobiles Officinae. Мастерские королевского двора в Палермо во времена норманнов и Гогенштауфенов в XII и XIII веках. 2004, с. 115-123.
  10. ^ Хубен, Юбер; Громко, Грэм А.; Милберн, Дайан (2002). Роджер II Сицилийский: правитель между Востоком и Западом .
  11. ^ Буттитта, Антонино; Марин, Жан-Ив; Левеск, Жан-Мари (2006). Норманны на Сицилии: XI-XXI века История и легенды [Выставка в Кане, Музей Нормандии, Казначейство герцогов Нормандии, с 24 июня по 15 октября 2006 г.] . Нормандский музей. Кан Милан: Музей Нормандии Город Кан 5 континентов. ISBN  978-88-7439-328-2 .
  12. ^ Jump up to: а б Бауэр, Ротрауд (2004). «К истории сицилийских мантий, более поздних коронационных мантий королей и императоров Священной Римской империи». В Зайпеле, Вильфрид (ред.). Нобилес лекарственный. Мастерские королевского двора в Палермо во времена норманнов и Гогенштауфенов в XII и XIII веках . стр. 85–95.
  13. ^ Вайнфуртер, Стефан (2008). Империя в средние века. Краткая история Германии с 500 по 1500 гг . Мюнхен: Бек. стр. 169–171. ISBN  978-3-406-56900-5 .
  14. ^ Хёферт, Альмут. «История королевских предметов. Коронационная мантия Священной Римской империи». Процессы транскультурного переплетения в эпоху домодернизма . Том 3. Берлин, Бостон: Де Грюйтер. п. 164. дои : 10.1515/9783110445480-008 . ISBN  9783110445480 .
  15. ^ Клеланд, Лиза (2007). Греческое и римское платье от А до Я. Рутледж. п. 194.
  16. ^ «Императорская сокровищница-музей Вена: Регалии Священной Римской империи» . www.wiener-schatzkammer.at . Проверено 15 апреля 2024 г.
  17. ^ «Иоганн Вольфганг фон Гете: Из моей жизни. Поэзия и правда. Вторая часть, десятая книга (1812)» . Химия и литература – ​​необычный флирт : 77–83. 09.09.2009. дои : 10.1002/9783527671793.ch8 .
  18. ^ Мейер, Герман Юлиус. «Священная Римская империя немецкой нации». Разговорный лексикон Мейера, 4-е изд., том. 8, Библиографический институт, 1888, стр. 663–664.
  19. ^ Аллмайер-Бек, Иоганн Кристоф. «Священная Римская империя немецкой нации 1806 г.». Издательство Австрийской академии наук, 2006.
  20. ^ Генрих Плетича (1989), Великолепие империи: императорские регалии и имперские коронации, отраженные в истории Германии , Фрайбург-им-Брайсгау, Базель, Вена: Гердер, стр. 232f, ISBN  3-451-21257-9
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00c8097320fee06090e657d829720194__1721257920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/94/00c8097320fee06090e657d829720194.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Coronation cloak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)