Гавань рабства Лоанго
Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: стиль. ( июнь 2022 г. ) |
Лоанго Рабская Гавань ( французский : Ancien port d'embarquement des esclaves de Loango ) — культурный объект Республики Конго , включенный в предварительные списки всемирного наследия в 2008–2009 годах.
Лоанго Рабская гавань является частью района Хинда в департаменте Куилу . Этот участок ограничен: Пуэнт-Индиен на юго-востоке, Атлантическим океаном на юге и юго-западе, на северо-западе деревней Матомби и на северо-востоке небольшим городком Диоссо , бывшим административным районом Бвали, столицей Королевство Лоанго .
Над ним возвышается древняя лагуна Чибете, которую безжалостная морская эрозия почти полностью стерла. В травянистой растительности преобладают небольшие деревья, а почва песчаная, что обусловлено морским климатом. [1]
История
[ редактировать ]С 1500 по 1867 год суда работорговли в Атлантике перевезли почти 12,5 миллионов африканских рабов с побережья Африки в Америку и Карибский бассейн.
В таблице ниже приведены различные точки высадки рабов на африканском побережье, а также приблизительное количество рабов. [2] [3]
Классифицировать | Зона посадки | Несвободные номера | Процент |
---|---|---|---|
1 | Побережье Лоанго и побережье Анголы | 5 694 574 | 45.48 |
2 | Бухта Бенина | 1 999 060 | 15.97 |
3 | Бухта Биафра (и другие острова Гвинейского залива ) | 1 594 560 | 12.73 |
4 | Золотой Берег | 1 209 321 | 9.66 |
5 | Сенегал | 755 713 | 6.04 |
6 | Восточное побережье и Индийского океана острова | 542 668 | 4.33 |
7 | Сьерра-Леоне | 388 771 | 3.10 |
8 | Кот-д'Ивуар | 336 868 | 2.69 |
– | Общий | 12,521,300 | 100.00 |
Несмотря на свою важность как места межкультурных обменов в современном мире и большой вклад в развитие атлантического мира посредством трансатлантической работорговли , изучение побережья Лоанго не вызвало большого интереса со стороны стипендиатов. Филис Мартин — одна из них. [4]
Интересная литература существует с 1980 года. Однако она сосредоточена на южной части устья реки Конго , а именно на Анголе , где доминируют португальцы . Сосредоточив внимание на деятельности и архивах Португалии, эти исследования затмили торговлю на побережье Лоанго, своего рода «свободной зоне», где местные, британские , французские и голландские купцы играли ключевую роль. [5]
Если мы объединим количество рабов в Центральной Африке (Ангола и Лоанго) и на восточном побережье, мы обнаружим, что почти 6,2 миллиона рабов (около половины от общего числа) происходят из стран, говорящих на языках банту . Различные порты Центральной Африки:
- Побережье Лоанго
- Кабинда
- Устье реки Конго (Рио-Заир), разделительная линия между Лоанго и регионами Анголы.
- Килоанго
- Лоанго Бэй
- Священные Писания
- Клубника
- Мпинда на южном берегу реки Конго
- Ангольское побережье
- Выше
- Амбриз , чуть ниже Мпинды на юге, на реке Логе.
- Бенгела
- Бенгела Велью (Старая Бенгела)
- Первая река
- Новый раунд
- Кикомбо
- Салинас
- Луанда , один из важнейших портов, куда с 16 по 19 век было отправлено более 1,3 миллиона рабов. [6]
Из-за большого количества пленников, проходящих через его территорию в Америку, бывший порт погрузки рабов Лоанго является одним из самых важных в Гвинейском заливе . Более 2 миллионов рабов из территорий, которые сегодня составляют Чад , Анголу , южный Габон , Демократическую Республику Конго и нынешнюю территорию Республики Конго , могли бы пройти через этот участок.
Зона свободной торговли
[ редактировать ]До 1660 года европейцы путешествовали к побережью Лоанго за запасами тканей, слоновой кости , редкой древесины ( окумэ , падук ) и слоновьих хвостов.
Ткани играли особенно важную роль в повседневной жизни жителей. Помимо мебели и одежды, ткани использовались в церемониях посвящения, инициации и погребения, а также в качестве валюты обмена.
Одним из важных пунктов доступа для иностранных торговцев 17 века был торговый порт залива Лоанго, расположенный примерно в десяти километрах (6,2 мили) от Бвали, столицы королевства Лоанго. Затем их препроводили в Бвали в надежде на аудиенцию у Малоанго или встречу с королевскими чиновниками (Мафук) для обсуждения условий обмена. [7] [8]
Параллельно Королевство Лоанго поддерживало торговлю со своими соседями изнутри. Подъездными дорогами, составляющими эту сеть, были дорога на севере в Маюмбу, Пул Малебо на востоке и в Луанду на юге, проходившая через королевства Нгойо и Каконго . Это знаменитые караванные маршруты .
С 1650 года влияние тканей рафии уменьшится в пользу тканей, импортируемых из Европы и Вест-Индии . Голландские торговцы, прибывшие на побережье Лоанго, мало интересовавшиеся рафией, предпочитали обменивать рабов , слоновую кость или медь на западные ткани и одежду. Эти новинки были быстро приняты известным Лоанго в дополнение к обычным атрибутам, таким как шкуры леопарда или другие королевские украшения. [9]
Между 1660 и 1867 годами внешняя торговля товарами окончательно сменилась торговлей людьми. Именно Королевство Лоанго устанавливало правила обмена с французскими, английскими или голландскими купцами, создавая между ними конкуренцию. Купцы Лоанго предпочитали свои промышленные товары португальским, так как считали их более качественными и дешевыми. Поскольку их интересам угрожали, в частности, португальцы, королевство, не колеблясь, напомнило, что оно является хозяином своей территории и что оно торговало с кем пожелает. Нарушить местные правила означало пойти на риск возмездия нарушителя (смерть или задержка снабжения кораблей товарами...). [10]
Тем временем, в течение которого были созданы механизмы этой длительной торговли, по меньшей мере 475 000 рабов интегрировались в трехсторонние торговые потоки из портов побережья Лоанго (залив Лоанго, Малемба и залив Кабинда). [11] и американских кораблей было зарегистрировано еще 1,3 миллиона пленников, покинувших те же порты В период с 1811 по 1867 год на борту португальских, бразильских . Это сделало побережье Лоанго одной из пяти важнейших африканских зон трехсторонней торговли .
Заводы
[ редактировать ]Фабрики в то время представляли собой не столько склад, сколько филиал материнской компании, который европейский торговец использовал в качестве форпоста для хранения товаров, выгруженных из лодки, перед их продажей или хранением рабов в ожидании поездки на Америки. Однако, с подозрением относясь к португальцам и их роли в дестабилизации своего соседа, Королевства Конго , из-за фортов, установленных вдоль побережья Анголы, Королевство Лоанго не согласилось на постоянную установку заводов. [12]
Однако между 1608 и 1612 годами, благодаря навыкам межличностного общения Питера ван ден Броке , голландские купцы открыли фабрики в Маюмбе и заливе Лоанго по производству шипов из меди и слоновой кости. [13]
Перед лицом голландской конкуренции в 1624 году Соуза, португальский губернатор Луанды, попросил Малоанго закрыть конкурирующие фабрики. и изгнать голландцев. С другой стороны, губернатор обещал скупить все запасы слоновой кости и меди, обеспечить продукцию более высокого качества, обеспечить свою защиту в случае вражеского вторжения и, наконец, послать священников -иезуитов для крещения Ма Лоанго. Ма Лоанго ответил, что он продолжит торговать с обеими партиями на тех же условиях и что у него нет намерения переходить в католицизм .
Таким образом, Лоанго продолжал контролировать свою территориальную целостность, контролируя свои экономические отношения и религиозные отношения с атлантическими державами. С его политическим и экономическим подъемом зона влияния Лоанго расширилась на север. В конце семнадцатого века, с распадом Королевства Конго, Лоанго также расширил свое влияние на юг, открыв новую модель дорожной сети. [14]
Современная история
[ редактировать ]Джозеф Кимфоко Мадунгу [15] [16] (который вышел на заслуженную пенсию), является бывшим хранителем музея Диоссо, расположенного неподалеку, и служил гидом для посетителей гавани. На протяжении многих лет он, скромными средствами, увековечивал память об этом месте, ставшем заповедником дикой растительности.
В порту до сих пор хранятся остатки трансатлантической торговли:
- Стела, воздвигнутая в 1897 году французским исследователем Пьером Саворньяном де Бразза , символизирующая в материальном отношении место отправления караванов и одновременно большой рынок всех сделок. Стела высотой около 7 метров, или, по крайней мере, то, что от нее осталось, затерявшись в высокой траве, рухнула одна в феврале 2002 года из-за отсутствия ухода. [17]
- Три манговых дерева, служившие прилавками перед ритуалом вокруг дерева забвения.
- Дерево для ритуала забвения и дерево для возвращения: рабы, закованные в цепи, делали семь кругов этого дерева для женщин или молодых девушек и девять кругов для мужчин. Возвратное дерево символизировало возможное возвращение духа умершего в Лоанго, когда он умер в Америке;
- Пристань, которая представляла собой илистую равнину с покрытой травой взлетно-посадочной полосой, по-прежнему представляет собой спокойную часть, устойчивую к морской эрозии. Фактически мелководный залив Лоанго не позволял лодкам швартоваться. Они бросали якорь в 30 километрах от берега.
- Двойной ряд манговых деревьев высотой около 30 метров, возрастом около трех веков, ограничивает последний путь, пройденный пленниками на их последнем подходе к Атлантическому океану. Эта дорога проходит по гребню холма и круто поворачивает в сторону Атлантики, так что подход к морю осуществляется по прямой и заканчивается на склоне скал перед океаном. [8]
Деревья манго ( Mangifera indica L. ) — мощный символ работорговли. Фактически, эти деревья были впервые перевезены в Центральную и Западную Африку с грузом португальских кораблей пятнадцатого и шестнадцатого веков из их первоначальных центров приручения, Индии и Юго-Восточной Азии . Прибытие манго в Африку, а затем в Бразилию, было частью мировой торговли экзотическими фруктами, включая ананас ( Ananas comosus ), банан ( Musa ), гуаву ( Psidium Guajava ) и это лишь несколько примеров. [8]
С точки зрения традиции отец Рафаэль Нзау, глава католической миссии Лоанго, дает два объяснения символики и происхождения этих манговых деревьев. В первом описывается, как рабы, направляясь к побережью, роняли ядра манго, которые по пути превращались в манговые деревья. Таким образом, манго символизировали их последнюю африканскую трапезу перед отъездом в Америку, что воспринималось как смерть. Во втором объяснении настоятель рассказывает, как оставшиеся на земле Лоанго посадили манговое дерево в память о пропавшем рядом. Он добавляет, что в наши дни на месте похорон умершего принято сажать дерево. [8]
Кроме того, всегда заметна историческая и эмоциональная нагрузка этого места. Это действительно место, где всегда проводятся несколько обрядов посвящения и похорон Ма Лоанго, королей Королевства Лоанго.
Культурная значимость этого места также заметна в плачах, которые всегда пели жители, оставшиеся в этом зловещем месте, напоминая о ностальгии потомков, оставшихся ждать близких, вырванных из их привязанности и которых они больше никогда не увидят. Таким образом, бывший порт погрузки, ставший настоящим убежищем для своего исторического бремени, является ключевым звеном для понимания истории рабства. [1]
Предварительный список всемирного наследия
[ редактировать ]12 июня 2008 года объект был включен в предварительный список всемирного культурного наследия. [1] и является частью проекта ЮНЕСКО «Невольничий путь». [18]
С тех пор почти ничего не было сделано для того, чтобы подчеркнуть этот пережиток. Это шокирует многих посетителей таким состоянием заброшенности.
Самуэль Мабандза, директор департамента наследия департамента Куилу, уверяет, что «конголезское государство небезразлично к этой ситуации». Он добавляет, что "планируется построить африканский город искусств в окружении музеев под открытым небом, чтобы укрепить старый порт погрузки рабов". «Действие, которое также принесет пользу местным сообществам», [17] - признается он, не уточняя сроков реализации проекта.
См. также
[ редактировать ]- Рабство в Африке
- Атлантическая работорговля
- Работорговля из Атлантического океана в Бразилию
- Королевство Лоанго
- Вили люди
- Афро-аргентинский
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Бывший порт погрузки рабов Лоанго – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . whc.unesco.org . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Соммердик, Стейси Джин Мюриэл (май 2012 г.). Торговля и торговое сообщество побережья Лоанго в восемнадцатом веке . Диссертация представлена на соискание ученой степени доктора философии. Университет Халла. п. 60.
- ^ Айва, Дункан; Гектор, Мишель; Лавджой, Пол; Неттлфорд, Рекс; Квирк, Джоэл; Ричардсон, Дэвид; Шмидт, Нелли (2010). Routes de l'esclave: une Vision globale (на французском языке). Париж: ЮНЕСКО. п. 20.
- ^ Виндмюллер-Луна, Кристен (29 сентября 2015 г.). «Визуальный архив: взгляд историка на искусство Конго и Лоанго» . www.metmuseum.org . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Стейси Джин Мюриэл Соммердик, соч. цитируется стр.8
- ^ Эванс, Крис (2010). Рабский Уэльс: валлийское и атлантическое рабство, 1660–1850 (изд. University of Wales Press). Издательство Уэльского университета. ISBN 9781783161201 .
- ^ Мартин, Филлис (2015). Конго: Сила и Величество . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грин, Джеймс; Коулман, Сильван К.; Пэм, Коулман (11 декабря 2015 г.). «Путь, по которому они шли: аллея манговых деревьев на побережье Лоанго» . www.metmuseum.org . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Мартин, Филлис М. (1986). Ткань и валюта на побережье Лоанго . Том. XV. Университет Индианы. стр. 1–12.
- ^ Стейси Джин Мюриэл Соммердик, соч. цитируется стр. 85-87
- ^ Стейси Джин Мюриэл Соммердик, соч. цитируется стр.7
- ^ Стейси Джин Мюриэл Соммердик, соч. цитируется стр. 87
- ^ Стейси Джин Мюриэл Соммердик, соч. цитируется стр. 88
- ^ Бирмингем, Дэвид (1981). Центральная Африка до 1870 года: Замбезия, Заир и Южная Атлантика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 53.
- ^ Любабу МК, Читенге (26 августа 2013 г.). «Джозеф Кимфоко Мадунгу – JeuneAfrique.com» . JeuneAfrique.com (на французском языке) . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Траоре, Саюба (05 октября 2014 г.). «Петух кричит – Память о рабстве в Пуэнт-Нуаре в Республике Конго» . RFI (на французском языке) . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джербия, Слим (12 июня 2017 г.). «Конго: От старого порта погрузки рабов Лоанго остались только рудименты» . Агентство Анадолу . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Бенджамин Аббу. «РЕГИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИСКУССТВ И ТРАДИЦИЙ МА ЛОАНГО, Дьоссо, Пуэнт-Нуар в Конго» . www.clavage-memoire.com (на французском языке) . Проверено 12 августа 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- База данных Трансатлантической работорговли , портал данных, касающихся истории трехсторонней торговли трансатлантических работорговческих рейсов.
- сайт ЮНЕСКО
- Проект ЮНЕСКО «Невольничий путь»
- 2011 Международный год лиц африканского происхождения , УВКБ ООН
- Рабство и память: Руководство. . . , ЮНЕСКО и Вильямсбурга Колониальный фонд