Теория фирмы, основанная на знаниях
Теория фирмы, основанная на знаниях, или взгляд на знания (KBV), рассматривает знания как чрезвычайно важный, дефицитный и ценный ресурс в фирме . [1] [2] Согласно теории фирмы, основанной на знаниях, владение ресурсами, основанными на знаниях, известными как интеллектуальный капитал , имеет важное значение в динамичной бизнес-среде. [3] Эти ресурсы способствуют снижению затрат, стимулированию инноваций и творчества, повышению эффективности и приносят выгоду клиентам. [3] В совокупности они считаются ключевыми факторами общей эффективности организации . [3] Сторонники теории утверждают, что, поскольку ресурсы, основанные на знаниях, обычно сложны и их трудно имитировать, различные источники знаний и интеллектуального капитала можно рассматривать как основные источники устойчивого конкурентного преимущества . [1] [2] [4] [5]
Эти знания встроены и передаются через множество объектов, включая организационную культуру и идентичность, политики, процедуры, документы, системы и сотрудников. Эта точка зрения , зародившаяся в литературе по стратегическому менеджменту , основывается на и расширяет основанную на ресурсах концепцию фирмы, (RBV), первоначально предложенную Пенроузом (1959), а затем расширенную другими ( Wernerfelt 1984, Barney 1991, Conner 1991).
Хотя подход, основанный на ресурсах, признает важную роль знаний в фирмах, которые достигают конкурентного преимущества, сторонники подхода, основанного на знаниях, утверждают, что подход, основанный на ресурсах, не заходит достаточно далеко. В частности, RBV рассматривает знания как общий ресурс, а не как обладающий особыми характеристиками. Поэтому он не проводит различия между различными типами способностей, основанных на знаниях. Информационные технологии могут играть важную роль в подходе к фирме, основанном на знаниях, поскольку информационные системы могут использоваться для синтеза, улучшения и ускорения крупномасштабного внутри- и межфирменного управления знаниями. [6]
Является ли теория фирмы, основанной на знаниях, действительно теорией, было предметом серьезных споров. [7] [8] По словам одного известного сторонника подхода к фирме, основанного на знаниях ( KBV ), «появляющийся взгляд на фирму, основанный на знаниях, не является теорией фирмы в каком-либо формальном смысле». [9] Исследование взгляда на фирму, основанного на знаниях, представляет собой поддискурс о ресурсах и возможностях, который является частью более широкого исследования стратегии. [10]
См. также
[ редактировать ]- Представление на основе ресурсов
- Реляционный вид
- Управление знаниями
- Теория фирмы
- Экономика знаний
- Интеллектуальный капитал
- Организационное обучение
- Стратегия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Грант, РМ (1996). «К теории фирмы, основанной на знаниях». Журнал стратегического менеджмента . 17 (Зимний специальный выпуск): 109–122. дои : 10.1002/smj.4250171110 . S2CID 152155249 .
- ^ Jump up to: а б Спендер, Джей Си (1996). «Сделать знания основой динамической теории фирмы». Журнал стратегического менеджмента . 17 (Специальные выпуски): 45–62. дои : 10.1002/smj.4250171106 .
- ^ Jump up to: а б с Кенгатаран, Наванитакришнан (2019). «Теория фирмы, основанная на знаниях: связь интеллектуального капитала, производительности и эффективности фирм». Международный журнал рабочей силы . 40 : 1056–74. дои : 10.1108/IJM-03-2018-0096 . S2CID 159244020 .
- ^ Нонака, Икудзиро; Рёко, Тояма; Нобору, Конно (2000). «ECI, Ба и лидерство: единая модель создания динамических знаний». Долгосрочное планирование . 33 (1): 5–34. дои : 10.1016/S0024-6301(99)00115-6 .
- ^ ФЕРРЕЙРА, Жуан; Йенс, Мюллер; Армандо, Папа (2020). «Стратегическое управление знаниями: теория, практика и будущие вызовы» . Журнал управления знаниями . 24 (2): 121–126. дои : 10.1108/JKM-07-2018-0461 . S2CID 70096781 .
- ^ Алави, Марьям; Лейднер, Дороти Э. (2001). «Обзор: Управление знаниями и системы управления знаниями: концептуальные основы и проблемы исследования». МИС Ежеквартально . 25 (1): 107–136. дои : 10.2307/3250961 . JSTOR 3250961 .
- ^ Фосс, Николай Дж. (1996). «Более критические комментарии к теориям фирмы, основанным на знаниях». Организационная наука . 7 (5): 519–523. дои : 10.1287/orsc.7.5.519 .
- ^ Фелан, Стивен Э.; Левин, Питер (2000). «Приход к стратегической теории фирмы». Международный журнал обзоров менеджмента . 2 (4): 305–323. дои : 10.1111/1468-2370.00044 .
- ^ Грант, Р.М. «Взгляд на фирму, основанный на знаниях». В CW Чу; Н. Бонтис (ред.). Стратегическое управление интеллектуальным капиталом и организационными знаниями . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 133–148.
- ^ Ламберг, Юха-Антти; Оджала, Яри; Густафссон, Ян-Петер (18 августа 2022 г.). «Стратегия и история бизнеса воссоединились: как и почему концепции стратегического управления взяли верх над историей бизнеса» . История бизнеса . 64 (6): 1011–1039. дои : 10.1080/00076791.2020.1856076 . ISSN 0007-6791 . S2CID 234437687 .
Источники
[ редактировать ]- Коннер, КР (1991). «Историческое сравнение ресурсной теории и пяти школ экономики промышленных организаций: есть ли у нас новая теория фирмы?». Журнал менеджмента . 17 (1): 121–154. дои : 10.1177/014920639101700109 . S2CID 142831045 .
- Грант, Р.М. «Процветание в динамично-конкурентной среде: организационные возможности как интеграция знаний», Organization Science (7:4), 1996, стр. 375–387.
- Когут, Брюс и Удо Зандер . «Знание фирмы, комбинированные возможности и тиражирование технологий», Organization Science (3:3), 1992, стр. 383–397.
- Когут, Брюс и Удо Зандер . «Сеть как знание: порождающие правила и возникновение структуры», журнал Strategic Management Journal (21), 2000, стр. 405–425.
- Никерсон Дж. и Зенгер Т. «Теория фирмы, основанная на знаниях: перспектива решения проблем», Organization Science, (15:6) 2004, 617-632.
- Нонака И. и Такеучи Х. Компания, создающая знания: как японские компании создают динамику инноваций, Oxford University Press, Нью-Йорк, 1995.