Николеньо
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
200 – 300 [ 1 ] (1800, оценка) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Николеньо язык | |
Религия | |
Католицизм , традиционная религия | |
Родственные этнические группы | |
Чумаш , Тонгва , Купеньо , Кауилья , Луисеньо , Акахемен |
Николеньо народ , — юто-ацтекский живший на острове Сан-Николас в Калифорнии . Его население было «опустошено резней, устроенной охотниками на каланов в 1811 году». [ 2 ] Последнему выжившему ее члену было присвоено имя Хуана Мария . [ 3 ] родившийся до 1811 г. и умерший в 1853 г.
История
[ редактировать ]
Археологические данные свидетельствуют о том, что остров Сан-Николас, как и другие Нормандские острова , был заселен по крайней мере 10 000 лет, хотя, возможно, и не постоянно. Считается, что народ Николеньо был тесно связан с жителями островов Санта-Каталина и Сан-Клементе ; они были членами такической ветви юто-ацтекского народа и были связаны с Тонгвой современного округа Лос-Анджелес . Имя Николеньо стало общепринятым с тех пор, как его использовал Альфред Л. Кребер в «Справочнике индейцев Калифорнии» ; Чумаши Галас называли их Ниминокотч и называли Сан-Николас- -ат . Их имя для себя неизвестно.

Экспедиция Хуана Родригеса Кабрильо обнаружила остров Сан-Николас в 1543 году, но они не высадились на берег и не сделали никаких записей о жителях. В 1602 году испанский исследователь Себастьян Вискайно посетил Сан-Николас и дал ему нынешнее название. Мало что известно о Николеньо из исторических источников между этой датой и началом 19 века. [ 4 ] К тому времени население, похоже, значительно сократилось, вероятно, отчасти из-за усилий по набору испанских миссионеров, которые, как известно, переселили людей с других Нормандских островов на материк.

В 1814 году Русско-Американской компании бриг «Ильмена» на остров Сан-Николас партию алеутов и русских торговцев пушниной привез с Русской Аляски в поисках калана и тюленя . Они убили многих мужчин Николеньо и изнасиловали многих женщин, в результате чего население было уничтожено. [ 2 ] К 1830-м годам осталось всего около двадцати; некоторые источники называют это число семью, шестью женщинами и стариком по имени Черный Ястреб. Черный Ястреб получил травму головы во время резни. Услышав об этом, миссия Санта-Барбары на материке спонсировала спасательную операцию, и в конце 1835 года капитан Чарльз Хаббард отплыл к Нормандским островам на борту шхуны «Пеор-эс-Нада» . Большая часть племени села на корабль, но одна, женщина, позже известная как Хуана Мария, не прибыла до того, как поднялся шторм, и кораблю пришлось вернуться в порт. В то время Хаббард не смог вернуться за Хуаной Марией, так как он получил приказ доставить партию пиломатериалов в Монтерей, штат Калифорния , и прежде чем он смог вернуться в Санта-Барбару, « Пеор-эс-Нада» врезался в тяжелую доску в устье реки Сан-Франциско. Залив и затонул. Отсутствие других доступных кораблей обычно считается препятствием для дальнейших попыток спасения.
Многие из выживших Николеньо предпочли жить в миссии Сан-Габриэль Арканхель . Однако у них не было иммунитета к болезням, с которыми они там столкнулись. Черный Ястреб ослеп вскоре после прибытия и умер, упав с крутого берега в воду и утонув. Остальные, очевидно, также умерли к моменту спасения Хуаны Марии. После того, как несколько других попыток найти ее не увенчались успехом, ее нашел капитан Джордж Нидевер , который отвез ее на материк. [ 5 ] Никто из местных индейцев не мог перевести ее язык, и ее взяли к себе Нидевер и его жена. Однако она заразилась дизентерией и умерла всего через семь недель после прибытия.
В 1939 году Артур Вудворд задокументировал остатки конструкции из китового уса, приписываемой Одинокой женщине. [ 6 ] В 2009 году археолог из Университета Орегона Джон Эрландсон обнаружил на морском утесе два ящика из красного дерева Николеньо с отметкой на ребре кита наверху. Ящики и связанные с ними артефакты были спасены Эрландсоном, Рене Веллановет, Лизой Томас-Барнетт и Троем Дэвисом, а содержимое ящиков тщательно раскопано Веллановетом и Томасом-Барнеттом в археологической лаборатории острова Сан-Николас. В этом тайнике было обнаружено около 200 артефактов материалов или стилей Николеньо, евроамериканцев и коренных жителей Аляски. [ 7 ] Исторические артефакты, найденные в ящиках, позволяют предположить, что тайник датируется периодом между 1815 и 1853 годами нашей эры и вполне мог использоваться Одинокой женщиной. [ 8 ] В 2012 году археолог ВМС США сообщил об обнаружении места, которое могло быть пещерой Хуаны Марии. [ 5 ]
За прошедшие годы на острове Сан-Николас было найдено 469 человеческих останков и 436 предметов захоронения. Когда лидеры группы печанга индейцев миссии Луисеньо , племени Луисеньо, заявляющего о культурной связи с Николеньо, посетили остров, они были обеспокоены тем, как экскаваторы обращались с человеческими останками. С одобрения ВМФ они предъявили культурные претензии на человеческие останки и артефакты, связанные с захоронением. [ 9 ]
Культура
[ редактировать ]Большая часть информации о Николеньо поступает от Хуаны Марии. Когда Нидевер нашел ее, она жила в круглом заросле из кустарника диаметром около 6 футов (1,8 м) и высотой 5 футов (1,5 м) с узким отверстием с одной стороны. Она готовила еду на костре в своем доме. В то время все еще стояло несколько подобных вольеров, а также был найден другой тип конструкции, состоящей из стен из кустарника, поддерживаемых китовыми ребрами. Хуана Мария подвешивала мясо тюленя на ряде шестов длиной 4–8 футов (1,2–2,4 м), расположенных вокруг построек, или на веревках, натянутых между столбами. Как и другие уроженцы Калифорнии, Николеньо, по-видимому, были искусными плетителями корзин, а Хуана Мария, как описано, изготавливала четыре разные формы. [ 10 ] Когда ее нашли, она была одета в платье из шкур баклана , украшенное перьями. У нее было много вещей, сделанных из сухожилий и костей.
Первый археологический визит в Сан-Николас совершил Пол Шумахер для Смитсоновского института в 1875 году. Его команда обнаружила на поверхности многочисленные артефакты, предположительно относящиеся к более позднему периоду культуры Николеньо, поскольку климат острова не очень подходит для сохранения. Артефакты, собранные этими первыми посетителями, включают травяные коврики и фрагменты одежды, костяные ножи и рыболовные крючки, а также из мыльного камня . изображения рыб и птиц [ 11 ] Культура Николеньо полностью зависела от океана как источника существования, поскольку на острове обитали только четыре типа наземных животных, ни один из которых не был ценным в пищу. На острове обитает большое количество рыб и морских млекопитающих, а также птиц, которых Николеньо умели ловить.
Язык
[ редактировать ]Николеньо | |
---|---|
Остров Такик | |
Родной для | Остров Сан-Николас |
Вымерший | 1853 год, смерть Хуаны Марии. |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | Никто ( mis ) |
глоттолог | isla1277 |
Язык Николеньо вымер после смерти Хуаны Марии. Дошедшие до нас остатки состоят всего из четырех слов и двух приписываемых ей песен. Это свидетельство было записано не говорящими, поскольку современные отчеты ясно показывают, что не удалось найти никого, кто мог бы понять Хуану Марию. Четыре слова Николеньо, которые были переведены, были «токах», что означает «шкура животного»; «наче», что означает «человек»; «тойгва», что означает «небо»; и «пуочай», что означает «тело». [ 12 ]
Основываясь на ограниченных доказательствах, Альфред Л. Кребер в 1907 году определил его как « шошонский » язык – устаревший термин для северных уто-ацтекских языков – и связал его с такической ветвью, включающей Тонгва (Габриелиньо), на которой говорят на острове Санта-Каталина. Остров и прилегающее побережье, а также Луисеньо , говорящий на юге. Большинство последующих лингвистов последовали выводам Крёбера. [ 13 ]
В 2000 году лингвист Памела Манро утверждала, что Николеньо был частью чапанской подгруппы такических языков и не очень похож на тонгва. Согласно анализу Манро, Николеньо имел сходство как с ветвями Луисеньо-Хуаненьо, так и с Купеньо - Кауилья в Купане и, возможно, представлял собой третью отдельную ветвь. [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Николеньос в Лос-Анджелесе: документирование судьбы сообщества одиноких женщин» (PDF) . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 36 (1): 91–118. 2016 . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Блейкмор, Эрин (3 февраля 2016 г.). «Правдивая история Хуаны Марии» . JSTOR Daily . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ «Спросите экспертов » Миссии в фильмах и книгах: какая миссия есть в книге Скотта О'Делла «Остров голубых дельфинов»? . MissionCalifornia.com . Пентакль Пресс, ООО. Архивировано из оригинала 27 июля 2019 года . Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ Брайан, Брюс (1970). Археологические исследования на острове Сан-Николас . Юго-Западный музей. п. XVIII.
- ^ Jump up to: а б Чавкинс, Стив (29 октября 2012 г.). « Предполагается, что найдена пещера женщины на острове Голубых дельфинов» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ Морган, Рон. 1979. Отчет об открытии дома из китовых костей на острове Сан-Николас. Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна 1: 171–176.
- ^ Эрландсон, Джон М., Лиза Томас Барнетт, Рене Л. Веллановет, Стивен Шварц и Дэниел Мухс. 2013. «С острова Голубых дельфинов: уникальный тайник девятнадцатого века с острова Сан-Николас, Калифорния». Журнал островной и прибрежной археологии 8:66–78.
- ^ Эрландсон, Джон М. и Рене Л. Веллановет. 2015. «Подъем уровня моря, береговая эрозия и археологические открытия». В книге «Первые прибрежные калифорнийцы» под редакцией Л. Гэмбла, стр. 110–113. Санта-Фе: SAR Press.
- ^ Салливан Бреннан, Дебора (1 марта 2015 г.). «Артефакты освещают историю Одинокой женщины» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ Робинсон, Джо (15 июня 2004 г.). «Оставленные – 18 лет одиночества» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 14 февраля 2006 г.
- ^ Мейган, Клемент В.; и Эберхарт, Хэл (октябрь 1953 г.). «Археологические ресурсы острова Сан-Николас, Калифорния». Американская древность , Том. XIX (2), стр. 109–225.
- ^ « Женщина с «Острова голубых дельфинов» связана с бандой Печанга, сообщает Navy - Indian Country Media Network» . Индийская страна сегодня . 5 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2018 г. . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ Манро 2000, стр. 659–660.
- ^ Манро 2000, стр. 661–667.
Ссылки
[ редактировать ]- Манро, Памела (2000). «Такические основы словарного запаса Николеньо». Материалы Пятого симпозиума Калифорнийских островов . Пятый симпозиум Калифорнийских островов. Санта-Барбара: Министерство внутренних дел США. стр. 659–668.
- Моррис, Сьюзен Л.; Фаррис, Гленн Дж.; Шварц, Стивен Дж.; Вендер, Ирина Влади Л.; Дралюк, Борис (2014). «Убийство, резня и хаос на побережье Калифорнии, 1814–1815 гг.: Недавно переведенные документы российско-американской компании показывают обеспокоенность компании по поводу жестоких столкновений» (PDF) . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 34 (1). Издательство музея Малки: 81–100 . Проверено 2 декабря 2020 г.