Ильмена
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Лидия |
Судьба | Продан Русско-Американской компании, декабрь 1813 г. |
![]() | |
Имя | Ильмена или Ильмена или Ильмень |
Приобретенный | декабрь 1813 г. |
Судьба | Затонул у побережья Калифорнии в 1820 году. [ 1 ] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Бриг |
Тонны нагрузки | 50 тонов ( бм ), [ 2 ] или 200 тонн ( бм ) [ 3 ] |
Движение | Паруса |
План паруса | Бриг |
«Лидия» — американское торговое судно , которое занималось морской торговлей мехом в начале 1800-х годов. В декабре 1813 года он был продан Русско-Американской компании и переименован в Ильмена , также пишется Ильмена и Ильмень (русский язык: Ильмена). Как и Лидия , и Ильмена она была причастна к примечательным событиям. Сегодня он наиболее известен своей ролью в резне 1814 года уроженцев Николеньо на острове Сан-Николас , в результате которой одна женщина Николеньо, известная как Хуана Мария , жила одна на острове в течение многих лет. Эти события легли в основу Скотта О'Делла детского романа 1960 года «Остров голубых дельфинов» и экранизации 1964 года «Остров голубых дельфинов» .
Судно представляло собой бриг, построенный в Ост-Индии из тика . [ 4 ] В апреле 1809 года Лидия под командованием капитана Томаса Брауна покинула Бостон и направилась на северо-западное побережье Тихого океана . В 1810 году Браун спас русских, выживших при св. «Николай» («Святой Николай»), потерпевший крушение на Олимпийском полуострове в ноябре 1808 года. Их взяли на борт «Лидии» и доставили в Ситку , столицу Русской Америки . В октябре 1811 года Томас Браун обменялся командами с Джеймсом Беннеттом из Дерби . В конце 1813 года Беннетт отвез Лидию в Ситку, где судно было продано Русско-Американской компании (РАК) и переименовано в «Ильмену» .
В 1814 году на судне РАК « Ильмена » под командованием капитана Уильяма Уодсворта алеутов с их каяками и байдарками доставили в Калифорнию для охоты на каланов вдоль побережья Калифорнии . В это время ссора с Николеньо с острова Сан-Николас привела к резня Николеньо. Кроме того, некоторые сотрудники РАК были задержаны властями испанской Калифорнии, которые сочли их деятельность браконьерской.
С сентября 1815 по апрель 1816 года «Ильмена» стояла на приколе в Бодежской бухте для ремонта. Судно было доставлено на Гавайские острова в 1816 году, где оно оказалось вовлеченным в дело Шеффера , а затем ушло в июне 1817 года под командованием капитана Джорджа Янга. К концу июня 1817 г. Ильмена вернулась в Ситку. [ 4 ] В 1820 году «Ильмена» потерпела крушение на Пойнт-Арене на побережье Калифорнии. Все люди и груз на борту были спасены и доставлены в близлежащий Форт Росс . [ 1 ]
Американское судно Лидия
[ редактировать ]«Лидия» — бриг, построенный в Ост-Индии из тика . [ 4 ] К 1804 году он принадлежал компании Theodore Lyman and Associates из Бостона. [ 3 ] К 1809 году собственностью Лаймана стали Джеймс и Томас Хандасид Перкинс (J. & TH Perkins).
Источники различаются по размеру сосуда. Некоторые источники говорят, что это было 200 тонн, [ 3 ] а другие говорят 50 тонн. [ 2 ]
В апреле 1809 года бриг был отправлен из Бостона в морской торговый рейс на северо-запад Тихого океана под командованием капитана Томаса Брауна. С 1810 по 1813 год Лидия провела, путешествуя по северо-западному побережью, между рекой Колумбия и проливом Ситка , торгуя с коренными народами северо-западного побережья Тихого океана мехами каланов , которые в Китае стоили дорого. [ 5 ]
В 1810 году капитан Браун спас русских, выживших при св. Николай («Святой Николай»), который потерпел крушение возле пляжа Риальто на Олимпийском полуострове 1 ноября 1808 года. Выжившие жили с Хо и Маках в рабском порядке, пока их не спас Браун. [ 6 ] » находился один из оставшихся в живых русских с «Николай» На борту «Лидии , проданный в рабство на юг и приобретенный капитаном Брауном на реке Колумбия . Позже Браун посетил деревню Маках в бухте Неа , где 22 мая договорился о покупке порабощенных там русских. [ 7 ] Их взяли на борт «Лидии» и доставили в Ситку , столицу Русской Америки . [ 6 ] [ 8 ]
Где-то в 1811 году капитан Томас Браун обменялся командами с Джеймсом Беннеттом из « Дерби» , другого находящегося в Бостоне морского торгового судна, также принадлежавшего J. & TH Perkins вместе с Джеймсом Лэмбом и Томасом Лэмбом (J. & T. Lamb Company), Уильямом. Ф. Стерджис и другие. [ 5 ]
Во время войны 1812 года американские капитаны на Гавайских островах , обеспокоенные возможностью появления британских военных кораблей, продали морские пушные торговые суда «Атауальпа» и «Лидия» Александру Баранову , губернатору Российско-Американской компании (РАК). Лидия была продана РАК в декабре 1813 года за 46 000 тюленьих шкур. [ 9 ] Примерно в то же время Атауальпа был продан и . « Лидию» переименовали в «Ильмену» (или «Ильмену» ), а «Атауальпу» переименовали в «Беринг» (или «Беринг» ). [ 10 ]
Российское судно «Ильмена» .
[ редактировать ]Согласившись продать Лидию Александру Баранову и РАК, Джеймс Беннетт отвез Лидию в Ситку, где в конце декабря 1813 года сделка была оформлена и Лидия переименована в Ильмену . [ 4 ] [ 10 ]
Ильмена в Калифорнии
[ редактировать ]В 1814 году Баранов отправил Ильмену под командованием американского капитана Уильяма Уодсворта с припасами на русский форпост Форт Росс в Калифорнии. Отсюда Ильмена провела лето 1814 года, занимаясь браконьерством на калифорнийских каланов - практикой, установившейся несколькими годами ранее. Для этой цели Ильмена привела отряд из примерно 50 алеутских охотников на байдарках и байдарках под промышленников руководством РАК Тимофея Никитича Тараканова и Якова Бабина. Также на борту находился испанских Жоау Эллиот де Кастро , который был врачом короля Камеамеа I Гавайского королевства , но уехал на Аляску и был нанят Барановым из-за его знания испанского языка и миссий в Калифорнии. . В какой-то момент Тараканов и одиннадцать алеутов были схвачены испанскими властями недалеко от Сан-Педро (сегодня часть Лос-Анджелеса ). [ 10 ] Американские пушные суда «Педлер» и «Форестер» помогали охотникам РАК, привезенным с «Ильмены» , получив за это деньги от РАК. [ 3 ]
Российские охотники действовали в разных местах на протяжении нескольких лет, в основном на Нормандских островах недалеко от Санта-Барбары и Лос-Анджелеса . Сообщалось о ряде инцидентов с применением насилия в цепочке командования РАК. Среди этих инцидентов была резня в 1814 году Николеньо народа на острове Сан-Николас охотниками-алеутами РАК под командованием Якова Бабина. Это произошло летом 1814 года, предположительно в отместку за убийство Николеньо одного из охотников Бабина. Ильмена Зиму 1814–1815 годов провела в заливе Бодега вместе с большинством охотников на выдр, включая Бабина. [ 11 ] [ 10 ]
Ответственность за массовое убийство возложили на Бабина. В апреле 1815 года в Бодежской бухте главный охотничий смотритель Тимофей Тараканов разжаловал, а затем уволил Бабина, заменив его Борисом Тарасовым. Бабина доставили в Ситку, и в конечном итоге его заставили отправиться в Санкт-Петербург , столицу Российской империи , чтобы предстать перед судом за резню в Николеньо. [ 3 ]
В конце апреля 1815 года группа охотников на каланов РАК под командованием Бориса Тарасова была отвезена «Лесником » обратно на остров Сан-Николас, чтобы продолжить охоту на выдр. Тарасов разочаровался в охоте и решил переправить группу, используя байдарки и байдарки, на остров Санта-Роза , затем на остров Санта-Каталина , затем на материк. В сентябре недалеко от Сан-Педро (ныне часть Лос-Анджелеса) они были схвачены испанскими властями и доставлены в Пуэбло Лос-Анджелеса . Часть охотников была заключена там в тюрьму, а Тарасов и другие были доставлены в Санта-Барбару и Монтерей . [ 3 ]
Один из заключенных в Лос-Анджелесе охотников Иван Кыглая позже дал показания очевидца пыток и убийства товарища-алеута-охотника Чукагнака по приказу испанского священника. Киглая сообщила, что священник хотел, чтобы алеуты отреклись от Русской Православной Церкви и приняли католицизм . Хотя некоторые алеуты сделали это, Чукагнак и Кыглая отказались, что привело к пыткам и убийству Чукагнака. Киглая ожидала такого же обращения, но, по словам Киглаи, священник получил письмо и вместо этого перевел Киглаю в Санта-Барбару. [ 3 ]
Примерно в это же время Ильмена курсировала среди Нормандских островов с сыном Александра Баранова, Антипатром Александровичем Барановым на борту. Дневник и письма Антипатра дают дополнительные подробности о событиях 1815 года. Он описывает Ильмены плавание на юг от залива Сан-Луис-Обиспо до Санта-Барбары с остановками в Эль-Кохо и ранчо Нуэстра-Сеньора-дель-Рефухио . Несмотря на предупреждение Хосе Марии Ортеги не выходить на берег из-за присутствия испанских солдат, часть экипажа « Ильмены» высадилась в Эль-Кохо, где была задержана испанскими войсками. Капитану Уодсворту и троим другим удалось спастись, но супергруз Эллиот де Кастро, Осип Волков и еще пятеро были доставлены в Санта-Барбару, а затем в Монтерей. Находясь в тюрьме, Эллиот де Кастро писал Ильмене письма , которые доставили испанцы. Информация передавалась между Ильменой и Эллиотом де Кастро, но в конце концов стало ясно, что Ильмена больше ничего не может сделать, и поэтому отплыл за охотничьими отрядами на Нормандских островах и прибыл на остров Сан-Николас 1 октября 1815 года. последний визит судна на остров Сан-Николас до 1819 года. [ 3 ]
После убийства Чукагнака в Лос-Анджелесе Кыглаю перевели в Санта-Барбару. Он был заключен в тюрьму вместе с другой группой пленных алеутов. Кыглае и еще одному алеуту, Филиппу Аташше, удалось спастись на байдарке. Они доплыли до Сан-Педро, затем проехали несколько Нормандских островов, пока не достигли острова Сан-Николас. Они не нашли там сотрудников РАК, только Николеньо, пережившего резню 1814 года. С помощью Николеньо Киглая и Аташша жили на острове примерно с 1817 по 1819 год, надеясь, что « Ильмена» или какое-нибудь другое дружественное судно вернется. Аташ'ша умерла прежде, чем кто-либо пришел. Весной 1819 года Ильмена снова посетила остров и спасла Киглаю, которую доставили в форт Росс. Там он дал интервью Ивану Кускову , после чего распространилась история о мученической кончине Чукагнака. Кусков направил диспозицию Киглаи своему начальнику, который, в свою очередь, направил ее в Главное управление РАК в Санкт-Петербурге, где она привлекла внимание императора Александра I. самого Император приказал расследовать историю Чукагнака. Со временем Церковь поверила, что рассказ Киглаи правдив, что привело к канонизация как святой Петр Алеут . Испанские записи подтверждают большинство событий, описанных российскими источниками, включая большую часть показаний Киглаи и смерть некоторых алеутов, но ничего не говорят о возможности пыток и убийств по приказу Испании. [ 3 ]
Спустя годы, в 1835 году, мексиканский корабль доставил выжившего Николеньо с острова Сан-Николас в Санта-Барбару. Осталась одна женщина, которая стала известна как Хуана Мария . В 1853 году ее нашли и доставили в Санта-Барбару, но через год она умерла. Ее полухудожественная история стала широко известна благодаря книге « Остров голубых дельфинов» и последующей экранизации. [ 3 ]
Ильмена на Гавайях
[ редактировать ]Пока разворачивались различные события в Калифорнии с 1815 по 1817 год, Ильмена проводил время на Гавайских островах.
В ноябре 1815 года «Ильмена» отплыла из бухты Бодега в Ситку, но была повреждена у входа в гавань и вернулась для дальнейшего ремонта. Ильмена стояла на приколе в заливе Бодега для ремонта до апреля 1816 года. После выхода судна из залива Бодега в апреле была обнаружена течь, и капитан Уодсворт решил отправиться на Гавайские острова для ремонта и прибыл туда в мае 1816 года. Ильмена осталась в Гонолулу на несколько месяцев. [ 10 ] Это было во время дела Шеффера 1815–1817 годов , когда сотрудник RAC Георг Антон Шеффер пытался завоевать Гавайские острова для RAC и Российской империи , во время которого русский форт Елизавета был построен в Ваймеа и форт Александр в Ханалеи , Кауаи . Шеффер пытался создать союз коренных гавайцев, чтобы свергнуть короля Камехамеха I, но в конечном итоге потерпел неудачу из-за растущего сопротивления коренных гавайцев и американских торговцев. В июле 1817 года Шеффер признал поражение и покинул Гавайи.
Ильмена оставалась в Гонолулу с мая 1816 года по август 1816 года, в то время как дело Шеффера продолжалось с возрастающими трудностями. Среди других русских судов, присутствовавших на Гавайях примерно в это время, были «Кадьяк» (также пишется «Кадьяк» и «Кадьяк» ) под командованием американского капитана Джорджа Янга и американская шхуна «Лидия» (отличная от « Лидии », ставшей «Ильменой» ) под командованием Генри Гизелаара, который был принят на работу в РАК. В августе 1816 года Шеффер купил Лидию у Гизелаара, которая осталась работать капитаном. Вскоре после покупки Лидия и Ильмена вместе с Шеффером на борту американского корабля «Эйвон» под командованием капитана Исаака Уиттемора отплыли из Гонолулу в залив Ханалей , Кауаи, затем в форт Элизабет в Ваймеа, Кауаи. Там Шеффер купил Эйвон Гизелаара отдал Лидию Каумуалии и , королю Кауаи, в обмен на долину и порт Ханалей. Ильмена вернулась в Гонолулу. Затем, 12 сентября 1816 года, Шеффер начал строительство форта Элизабет на земле, подаренной Каумуали. [ 10 ]
В сентябре 1816 года в Гонолулу произошли разногласия между русскими, коренными гавайцами и американцами. Экипажи «Ильмены» и «Кадака» якобы построили сруб в Гонолулу, установили пушки и подняли российский флаг. Это встревожило коренных гавайцев, и вскоре Камеамеа послал большие силы, заставив Ильмену и Кадиаков уйти на Кауаи. [ 10 ]
24 сентября 1816 года американский корабль «О'Кейн» под командованием капитана Роберта Макнила прибыл в Ваймеа, Кауаи, по пути в Кантон ( Гуанчжоу ), Китай, с северо-западного побережья Тихого океана. Пассажирами на борту находились опытные американские морские капитаны, занимающиеся торговлей мехом, Натан Уиншип, Уильям Смит, Ричард Эббетс, Генри Гизелаар и Доктор Фрост. Они попытались спустить российский флаг в форте Элизабет, но им помешала охрана, поставленная Каумуали. [ 10 ]
Шеффер, Каумуалии и другие гавайские вожди заключили в конце 1816 года различные соглашения, включая ряд грантов на землю. Шефферу и РАК была предоставлена провинция Ханалей. РАК были переданы различные участки земли и деревни недалеко от Ваймеа, в основном вдоль реки Ваймеа . Тараканову из Ильмены дали родную деревню на реке Ханапепе , Кауаи. [ 10 ]
В начале декабря 1816 года бриг «Рюрик» под командованием Отто фон Коцебу из императорского российского флота с Эллиотом де Кастро на борту прибыл в Гонолулу. Эллиот был комиссаром Ильмены , пока не был схвачен испанскими властями в Калифорнии. Он был освобожден благодаря заступничеству Коцебу. Несмотря на присутствие Рюрика, Шефферу становилось все труднее. Капитан Уодсворт из Ильмены сообщил Каумуали, что Шеффер намерен его арестовать. В отместку Шеффер арестовал Уодсворта и назначил командиром «Ильмены» пилота Воролла Мэдсона, также американца . Вдобавок коренные гавайцы в Ханалее убили русско-американского алеута и сожгли там русский винокуренный завод. [ 10 ]
В январе 1817 года Шеффер получил письмо от губернатора Баранова через американский корабль «Казак» под командованием Томаса Брауна (некогда капитан « Лидии», прежде чем она стала «Ильменой» ). Баранов потребовал возвращения Ильмены и Кадьяка вместе со всем капиталом, вверенным Шефферу, по сути положив конец работе Шеффера на Гавайях. Последняя надежда его возлагалась на русских морских офицеров Коцебу и Рюрика , поэтому он отправил Ильмену в Гонолулу. Но 6 февраля 1817 г. Ильмена вернулась на Кауаи с известием об Рюрика отъезде . Коцебу узнал о действиях Шеффера как от гавайцев, так и от американцев и других жителей Гонолулу и решил не оказывать Шефферу никакой поддержки. Он отплыл с Гавайев 14 декабря 1816 года. [ 10 ]
После этого оппозиция Шефферу выросла, хотя детали того, как развивались события, не совсем ясны, но, вероятно, в ней участвовали коренные гавайцы и ряд американских морских капитанов и торговцев, таких как Калеб Бринтнелл, Дикси Уайлдс, Исаак Уиттемор и Уильям. Хит Дэвис (отец Уильяма Хита Дэвиса-младшего ). 8 мая 1817 года в Ваймеа Шеффер был схвачен гавайцами и американцами, ему сказали, что он и все другие русские должны немедленно покинуть Кауаи, и заставили плыть к Кадьяку . Он немного подождал в гавани Ваймеа, в это время капитан Уодсворт, все еще находившийся в плену на Кадьяке , сбежал на берег, прыгнув за борт. Шеффер и его люди обогнули Кадьяк и Ильмену вокруг острова к Ханалеи, надеясь устоять у форта Александр. Но это было бесполезно, и Шефферу ничего не оставалось, как уйти. [ 10 ]
« Кадьяк» был непригоден для плавания на Аляску, поэтому Шеффер поручил капитану Джорджу Янгу командовать «Ильменой» и отправил его к губернатору Баранову в Ситку. [ 10 ] Большая часть сотрудников РАК на Гавайях уехала на борт «Ильмены» . Бриг покинул Гавайи в июне и прибыл в Ситку ближе к концу месяца. [ 4 ] Сам Шеффер принял командование Кадиаком и отплыл в Гонолулу, где последовали переговоры с американской и гавайской оппозицией. 7 июля 1817 года Шеффер отплыл в Европу на борту американского судна «Пантера» под командованием капитана Исайи Льюиса. [ 10 ] Тараканов и 60–100 сотрудников РАК остались в Гонолулу, чтобы присматривать за пострадавшим Кадьяком . [ 12 ] К январю 1818 года Тараканов вернулся в Ситку. Он нанял американского капитана корабля для перевозки двух русских и 41 алеута из Оаху в Ситку, заплатив за их проезд охотой на калифорнийских каланов по пути. [ 10 ] Остальные сотрудники РАК смогли уйти лишь позже, весной 1818 года. Сам «Кадьяк» остался в виде затонувшего корабля в гавани Гонолулу, который все еще был виден в ноябре 1818 года, когда Василий Головнин прибыл на Камчатку . [ 12 ]
Спасение Киглаи
[ редактировать ]Весной 1819 года Ильмена отплыла из Ситки в Калифорнию, снова привезя с собой отряды охотников на каланов. Ильмена остановилась на острове Сан-Николас, чтобы высадить группу охотников, а Киглая, наконец, смогла покинуть остров и вернуться в учреждения РАК после того, как провела там более трех лет. [ 3 ]
Несмотря на резню большей части Николеньо алеутскими охотниками в 1814 году, Киглая сообщил, что они с ним и Аташшей хорошо обращались с ними, даже сказав, что Николеньо «были рады их прибытию и пребыванию на острове». Кыглая и Аташша прибыли на остров в конце 1815 г. и оставались там до весны 1819 г., хотя Аташша умер где-то в 1816 г. Кыглая сообщала, что осенью 1818 г. остров посетили два испанских корабля и на берег высадились испанцы, но Николеньо помог спрятать Киглаю. Корабли, скорее всего, были не испанскими, а скорее « Санта-Розой» и «Ла-Аргентиной» французского капера Ипполита Бушара , который, возможно, в качестве уловки носил испанские флаги. [ 3 ]
Судьба
[ редактировать ]В 1820 г. Ильмена снова отплыла на юг от Ситки в Калифорнию. 19 июня 1820 года «Ильмена» потерпела крушение у Пойнт-Арены на побережье Калифорнии из-за неосторожности Кристофера Стивенса, американского штурмана судна. Все люди и груз на борту были спасены и доставлены в близлежащий Форт Росс. [ 13 ] [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гринёв Андрей Владимирович (осень 2011 г.). «Российские морские катастрофы во время колонизации Аляски, 1741–1867» . Тихоокеанский северо-западный ежеквартальный журнал . 102 (4). Перевод Бланда, Ричарда Л. Вашингтонского университета: 178–194. JSTOR 24624633 . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Огден, Адель (1975). Торговля каланами в Калифорнии, 1784–1848 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-02806-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Моррис, Сьюзен Л.; Фаррис, Гленн Дж.; Шварц, Стивен Дж.; Вендер, Ирина Влади Л.; Дралюк, Борис (2014). «Убийство, резня и хаос на побережье Калифорнии, 1814–1815 годы: недавно переведенные документы российско-американской компании свидетельствуют об обеспокоенности компании по поводу жестоких столкновений» (PDF) . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 34 (1). Издательство музея Малки: 81–100 . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Пирс, Ричард А. (1965). Гавайские приключения России, 1815-1817 гг . Издательство Калифорнийского университета. стр. 235–236 . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б Маллой, Мэри (1998). «Бостонские мужчины» на северо-западном побережье: американская морская торговля мехом 1788–1844 гг . Известняковая пресса . стр. 127–129, 160–161. ISBN 978-1-895901-18-4 .
- ^ Jump up to: а б Оуэнс, Кеннет Н. (2016). Создатель империи: Александр Баранов и российская колониальная экспансия на Аляску и Северную Калифорнию . Вашингтонский университет Press. стр. 219–222. ISBN 978-0-295-80583-2 . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ Тараканов Тимофей; Оуэнс, Кеннет Н. (2001). Пирс, Ричард Остин (ред.). Крушение Св. Николай . Перевод Доннелли, издательство Элтона С. Университета Небраски. ISBN 0-8032-8615-5 . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Эндрюс, CL (январь 1922 г.). «Крушение Святого Николая» . Вашингтонский исторический ежеквартальный журнал . 13 (1). Вашингтонский университет: 27–31. JSTOR 40473584 . Проверено 29 ноября 2020 г. .
- ^ Гибсон, Джеймс Р. (1992). Шкуры выдры, бостонские корабли и китайские товары: морская торговля мехом северо-западного побережья, 1785–1841 гг . Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 264. ИСБН 0-7735-2028-7 . Проверено 16 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Пирс, Ричард А. «Историческая справка» . Русский форт Елизавета . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Чайлз, Фредерик Кэр (2015). Нормандские острова Калифорнии: история . Университет Оклахомы Пресс. п. 198. ИСБН 978-0-8061-4923-3 . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Миллс, Питер Р. (2002). Русское приключение на Гавайях: новый взгляд на старую историю . Издательство Гавайского университета. п. 28. ISBN 978-0-8248-2404-4 . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Гринёв Андрей Вальтерович (апрель 2018 г.). «Динамика корабельного состава флота Русско-Американской компании (1799-1867 гг.)» . Журнал Запада . 57 (2). Перевод Бланда, Ричарда Л.: 14–25 . Проверено 29 ноября 2020 г. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хоммон, Роберт Дж.; Штаудер, Кэтрин; Кокс, Дэвид В.; Чинг, Фрэнсис К.В. (сентябрь 1975 г.), Предварительный отчет об археологических и исторических исследованиях в форте Элизабет (фаза I), Ваймеа, Кона, остров Кауаи (PDF) , Лаваи: Центр археологических исследований Гавайев , получено 29 ноября 2020 г. - через заповедник Форт Росс
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Первоисточник, глава 1: письмо RAC , Служба национальных парков.
- Первоисточник, глава 4: письмо RAC , Служба национальных парков.
- Первоисточник, глава 21: письмо RAC , Служба национальных парков.
- 19 век в Калифорнии
- Торговые корабли США Age of Sail
- Нормандские острова Калифорнии
- Чумаш
- Торговля мехом
- История Гавайев
- История Кауаи
- История Тихоокеанского Северо-Запада
- Морская история Калифорнии
- Торговые суда России
- Страна Орегон
- До Конфедерации Британская Колумбия
- История Гавайев до образования штата
- Русская Америка
- Российско-Американская Компания
- Корабли России
- Корабли затонули без человеческих жертв
- Кораблекрушения у побережья Калифорнии
- Николеньо