Jump to content

Атауальпа (корабль)

История
Соединенные Штаты
Имя Атауальпа
Заложен Кеннебанк, Мэн
Судьба Продан Русско-Американской компании , декабрь 1813 г.
Россия (Российско-Американская компания)
Имя Беринг или Беринг
Приобретенный декабрь 1813 г.
Судьба Затонул в заливе Ваймеа , Гавайи , 31 января 1815 года.
Общие характеристики [ 1 ]
Тонны нагрузки 210 ( бм )

«Атауальпа» США торговое судно участвовало в четырех морских предприятиях по торговле мехом , которое в начале 1800-х годов . В 1813 году на островах Гавайских Атауальпа был продан Русско-Американской компании (РАК) и переименован в Беринг или Беринг . В январе 1815 года «Беринг» под командованием американца Джеймса Беннета вернулся на Гавайи, где потерпел крушение в заливе Ваймеа , Кауаи .

«Атауальпа» — 210- тонный корабль, построенный в Кеннебанке, штат Мэн . Его родственным кораблем был Гуатимозин . Атауальпа Атауальпы названа в честь последнего инков императора . была Гуатимозин был назван в честь последнего ацтекского императора Гуатимозина . Оба корабля принадлежали бостонской компании Theodore Lyman and Associates. [ 1 ]

Первое путешествие

[ редактировать ]

Летом 1800 года Атауальпа под командованием Дикси Уайлдса покинул Бостон в компании с Гуатимозином . Атауальпа отправился на северо-запад Тихого океана через мыс Горн, чтобы торговать с коренными народами северо-западного побережья Тихого океана мехами каланов стоили дорого , которые в Китае . Атауальпа провел лето 1801 года, путешествуя по побережью, затем перезимовал в Навитти , на северной оконечности острова Ванкувер . [ 1 ]

Атауальпа продолжал путешествовать по побережью в поисках мехов в 1802 году, затем отплыл на Гавайские острова и далее в Кантон (Гуанчжоу), Китай, где меха продавались через Кантонскую систему . Затем Атауальпа отплыл домой через Зондский пролив и мыс Доброй Надежды и в июне 1803 года прибыл в Бостон. [ 1 ] За время этого плавания Атауальпа приобрел 3536 шкур каланов, из них 2297 первоклассных шкурок, а также 2374 хвоста, 40 казаков и 69 штук, плюс 129 шкурок бобра и сухопутной выдры. Это был большой доход, поскольку в то время американские суда перевозили в среднем чуть более 1000 шкур. [ 2 ]

Первое путешествие «Атауальпы» хорошо задокументировано благодаря журналу и записям его супергруза «Ральф Хаскинс». [ 1 ]

Вторая поездка

[ редактировать ]

Вскоре после возвращения в Бостон в 1803 году Атауальпа отправился в новое морское торговое путешествие, на этот раз под командованием Оливера Портера. К январю 1804 года корабль торговал на северо-западном побережье Тихого океана. В следующем году корабль продолжил курсировать вдоль побережья. [ 1 ]

12 июня 1805 года корабль подвергся нападению в Милбэнк-Саунд со стороны коренной нации Хейлцук . Капитан Портер и восемь его людей были убиты, еще несколько серьезно ранены. По словам выжившего экипажа, «Атауальпа» стоял на якоре недалеко от родной деревни, и все казалось мирным. На борту находились несколько местных жителей. На каноэ прибыл местный вождь, который позвал капитана Портера осмотреть меха каланов. Когда Портер перегнулся через поручень, чтобы посмотреть, один из туземцев на борту «Атауальпы» ударил его ножом в спину и выбросил за борт. Затем последовала, по словам выжившего Джоэла Ричардсона, «всеобщая резня». Капитан, первый помощник капитана, второй помощник капитана, супергрузовик, бондарь, повар и другие погибли. Некоторые члены экипажа, находившиеся под палубой, открыли огонь через люки, а затем атаковали с ножами и мушкетами, отбивая корабль. К концу боя только четверо членов экипажа не пострадали. Эти четверо вместе с тремя ранеными очистили палубу от трупов, ослабили паруса, дождались, пока корабль качнется в нужном направлении, затем перерезали якорный трос и едва преодолели «деревенскую скалу». Затем они двинулись в путь и покинули Милбэнк-Саунд. [ 3 ]

По мнению народа хейлцук (Q̓vúqvay̓áitx̌v), Атауальпа вел торговый бизнес таким образом, что это было серьёзным нарушением Heiltsuk ٦viḷás (закона). Таким образом, по мнению Хейлцука, нападение было «принуждением к соблюдению юрисдикции Хейлцука под ангасом ». Хейлцук объясняет нападение на Атауальпу как «один из примеров деятельности агентства Хейлцук при принятии решений о природных ресурсах и борьбе с неправомерным поведением посетителей на нашей территории». [ 4 ]

17 июня 1805 года погибших похоронили в море . Корабль был доставлен в Кайгани , где надеялись найти другие американские суда. Они ждали в Кайгани до 23 июня, когда прибыл Ванкувер под командованием капитана Томаса Брауна. подросток Боцман- Атауальпы . был самым высокопоставленным человеком, оставшимся в живых Он немедленно передал корабль капитану Брауну, который послал своего старшего помощника капитана Дэвида Адамса принять командование Атауальпой . Мистер Лоу, покинувший Бостон в качестве первого помощника капитана «Лидии» и переведенный в Ванкувер , стал первым помощником капитана «Атауальпы» . Два корабля отплыли в Навитти . [ 3 ]

Весть о нападении быстро распространилась по побережью, и к 27 июня в Навитти было шесть торговых судов Новой Англии, три принадлежали компании Лайман, «Атауальпа» под командованием Дэвида Адамса, «Ванкувер» под командованием Томаса Брауна и «Лидия » под командованием Сэмюэля Хилла и суда Юнона под командованием Джона ДеВольфа , Перл и Мэри . Между всеми кораблями был разработан план по восполнению потерянной команды Атауальпы людьми с других кораблей и установлению новой иерархии командования. [ 3 ]

Супергруз , Исаак Лидии Херд , был рад добровольно перебраться в Атауальпу . Он и капитан Хилл стали заклятыми врагами во время путешествия на « Лидии» . Хилл отказался отпустить Херда. Было решено, что Атауальпа с Дэвидом Адамсом в качестве капитана немедленно отправится в Кантон. Два дня ушло на подготовку Атауальпы к путешествию. Орудия и груз корабля были перевезены в Ванкувер . 3 июля Браун и Херд решили, что в интересах их работодателя будет консолидация грузов Ванкувера и Лидии и одно из кораблей будет сопровождать Атауальпу в Кантон. Поскольку Ванкувер был больше и мог легко принять груз Лидии , а не наоборот, они утверждали, что капитан Хилл с « Лидии» должен отказаться от своего груза и отплыть в Кантон. Поскольку суперкар « Лидии» отвечал за груз, он отправился сообщить капитану Хиллу о своем решении. Хилл отреагировал крайним гневом и угрозами насилия. После нескольких дней попыток убедить Хилла выполнить план, Хилл все равно отказался передать какой-либо груз. В конце концов он позволил Херду перейти в Атауальпа позволил ему подняться на борт «Лидии» только для того, чтобы получить свою личную одежду. Когда Херд поднялся на борт, чтобы сделать это, капитан Хилл все время стоял над ним с дубинкой, готовый нанести удар. Наблюдая за этим из Ванкувера , капитан Браун всплеснул руками и заявил, что никогда больше не будет иметь ничего общего с Хиллом. [ 3 ]

Повар « Лидии » , который также пострадал при капитане Хилле, ускользнул к Атауальпе . Когда Атауальпа начал отплывать без сопровождения, которого хотели Браун и Херд, капитан Хилл подошел к лодке и потребовал подняться на борт, чтобы забрать своего повара. Дэвид Адамс отказался. Как только Атауальпа оказался вне досягаемости Хилла, на палубу вышел повар и помахал рукой. [ 3 ]

Из Навитти Атауальпа отплыл в Кантон, а затем вернулся в Бостон и вернулся домой в конце декабря 1805 года. [ 1 ]

Атака и ее последствия были задокументированы в различных судовых журналах и других записях. В журнале Эбенезера Клинтона об Атауальпе и Ванкувере есть песня, посвященная этому событию, под названием « Смелый житель Северо-Запада» . [ 1 ]

Третий рейс

[ редактировать ]

Атауальпа совершил третье морское торговое путешествие под руководством Уильяма Стерджиса , покинув Бостон в октябре 1806 года. Корабль торговал на северо-западном побережье Тихого океана в 1807 году, а затем отправился в Кантон через Гавайи. Из кантона Стерджис отплыл корабль обратно в Бостон, прибыв туда в июне 1808 года. [ 1 ]

Затем Стерджис отправил Атауальпу из Бостона в Кантон и обратно. [ 1 ] Летом 1809 года Атауальпа дважды подвергался нападению пиратов в устье Жемчужной реки недалеко от Кантона. В первый раз капитан Стерджис обогнал около 200 пиратских судов. Во второй раз пиратам удалось уйти с помощью четырех других американских судов. [ 5 ]

Четвертое путешествие

[ редактировать ]

Атауальпа совершил четвертый морской торговый рейс под руководством Джона Сутера, покинув Бостон в октябре 1811 года. Корабль курсировал по северо-западному побережью Тихого океана с апреля 1812 года по август 1813 года, затем отправился на Алеутские острова и далее на Гавайи. [ 1 ] прибыл на остров Гавайи 17 октября 1813 года. [ 6 ]

Капитан Сутер узнал, что война 1812 года в июне 1812 года между США и Великобританией разразилась , подвергшая американские корабли опасности, а также что вооруженная шхуна «Тамаахмаа» ждала в Гонолулу, чтобы доставить грузы американских торговых судов в Китай. Поэтому Сутер отвез Атауальпу в Гонолулу, прибыв туда 19 октября 1813 года. Там в конце октября 1813 года Атауальпа был продан трем капитанам Новой Англии за 4500 долларов. [ 6 ] Это были Уильям Хит Дэвис из Изабеллы , Джеймс Беннетт из Лидии , Натан или Джон Уиншип и Лемюэль Портер из Тамаахмаа . Портер прибыл на Гавайи с инструкциями предупредить американские интересы о начале войны 1812 года. Покупка « Атауальпы» эффективно предотвратила его захват британцами, поскольку американский реестр судна не мог быть получен в Тихом океане. [ 1 ]

Российское судно

[ редактировать ]

В декабре 1813 года «Атауальпа» и еще один корабль были проданы Александру Баранову из Российско-Американской компании за 20 000 тюленьих шкур. Атауальпа в был переименован Беринг или Беринг . [ 7 ] Джеймс Беннетт был его капитаном, когда находился в собственности RAC. [ 1 ] Сначала он направил корабль в Охотск, чтобы забрать меха, на которые был куплен корабль. [ 7 ]

Беннетт отправил Беринга обратно на Гавайи, чтобы забрать продовольствие для Русской Америки , и прибыл на Кауаи в начале октября 1814 года. Он сделал остановки в Гонолулу, Оаху и Мауи , прежде чем вернуться на Кауаи. 1 января 1815 года у Ниихау была обнаружена утечка, поэтому Беринг вернулся в Гонолулу для ремонта, после чего Беннетт отплыл обратно на Кауаи и прибыл в залив Ваймеа 30 января 1815 года. Во время шторма 30 января 1815 года Беринг был поврежден и отнесен в сторону берег. В 3 часа ночи 31 января 1815 года корабль потерпел крушение в заливе Ваймеа , Кауаи. [ 6 ] Беннетт и его команда застряли на Кауаи на два месяца до 11 апреля 1815 года, когда они получили проход на « Альбатросе» под командованием капитана Уильяма Смита. Вождь гавайцев коренных Каумуали хранил судовые товары, включая груз мехов и личные вещи экипажа. Капитан Смит отвез Беннета в Ситку на Аляске , где сообщил Баранову о пропаже «Беринга» и пытался убедить его применить силу для возвращения груза и другого имущества. [ 6 ] Баранов решил попробовать дипломатию и отправил Георга Антона Шеффера на Гавайи на корабле «Изабелла» . [ 7 ]

Шеффер сначала отправился на остров Гавайи и встретился с королем Камеамеа . Затем он отправился на Оаху, а затем на Кауаи. 2 июня 1816 года Каумуали согласился вернуть оставшийся груз и выплатить компенсацию сандаловым деревом за любые предметы, которые больше нельзя было объяснить. [ 8 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Маллой, Мэри (1998). «Бостонские мужчины» на северо-западном побережье: американская морская торговля мехом 1788–1844 гг . Известняковая пресса . стр. 74–75. ISBN  978-1-895901-18-4 .
  2. ^ Гибсон (1999), с. 179
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Маллой, Мэри (2006). Дьявол в глубоком синем море: печально известная карьера капитана Сэмюэля Хилла из Бостона . Булбриер Пресс. стр. 37–42. ISBN  978-0-9722854-1-4 .
  4. ^ «Отчет о вынесении решения Хейлцуком; Dáduqvḷá qṇtxv ٦viḷásax: Взглянуть на наши традиционные законы» (PDF) . Племенной совет Хэйльцук. Май 2018 года . Проверено 2 апреля 2023 г.
  5. ^ Гибсон, Джеймс Р. (1999). Шкуры выдры, бостонские корабли и китайские товары: морская торговля мехом северо-западного побережья, 1785–1841 гг . Вашингтонский университет Press. п. 190. ИСБН  978-0-7735-2028-8 . Проверено 18 апреля 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Хоммон, Роберт Дж.; Штаудер, Кэтрин; Кокс, Дэвид В.; Чинг, Фрэнсис К.В. (сентябрь 1975 г.), Предварительный отчет об археологических и исторических исследованиях в форте Элизабет (фаза I), Ваймеа, Кона, остров Кауаи (PDF) , Лаваи: Центр археологических исследований Гавайев , получено 29 ноября 2020 г. - через заповедник Форт Росс
  7. ^ Перейти обратно: а б с Миллс, Питер Р. (2002). Русское приключение на Гавайях: новый взгляд на старую историю . Издательство Гавайского университета. стр. 22–23. ISBN  978-0-8248-2404-4 . Проверено 18 апреля 2020 г.
  8. ^ Миллс (2002), стр. 24–25.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b7a0067aa90a2e2f8337b9891737485__1716241860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/85/9b7a0067aa90a2e2f8337b9891737485.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atahualpa (ship) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)