Якуб Адди
Якуб Адди | |
---|---|
Имя при рождении | Джейкоб Эдди |
Рожденный | Аккра , Гана | 15 апреля 1931 г.
Умер | 18 декабря 2014 г. Олбани , Нью-Йорк , США | (83 года)
Жанры | Традиционный ганский джаз |
Род занятий | Музыкант , педагог |
Инструмент(ы) | Барабан |
Годы активности | 1956–2014 |
Ранее из |
|
Веб-сайт | якубадди |
Якуб Адди (15 апреля 1931 г.) [1] – 18 декабря 2014 г.) [2] был традиционным барабанщиком Ганы, композитором, хореографом и педагогом, который сотрудничал со многими музыкантами разных жанров, включая Уинтона Марсалиса . [3] [4] Его называют «ведущим послом ганской музыки и культуры». [5]
Начиная с 1995 года, Эдди преподавал игру на ударных инструментах и игре на западноафриканских барабанах в Скидмор-колледже в Саратога-Спрингс, Нью-Йорк . [6] Он также преподавал в Политехническом институте Ренсселера в Трое, Нью-Йорк . [5]
В 2010 году он стал лауреатом стипендии национального наследия, присуждаемой Национальным фондом искусств , что является высшей наградой правительства США в области народного и традиционного искусства. [7]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Адди родился в 1931 году в этнической группе га в деревне Авенор, недалеко от Аккры , Гана. [2] Его отцом был Джейкоб Кпани Адди («Оконфо Акото»), знахарь или знахарь, который интегрировал ритмическую музыку в целительство и другие ритуалы . [8] Его матерью была Акуа Хаган, солистка медицинской музыки своего мужа. [6] Его бабушка по материнской линии также была Оконфо («Оконфо Алабах»). [8] У его отца за всю жизнь было 10 жен и более 50 детей. [8] [9] В его большую семью входили многие барабанщики, певцы и танцоры, в том числе братья Обо Адди и Мустафа Тетти Адди . [2]
Будучи подростком, Адди начал играть на барабане adowantsre, вспомогательном барабане, на котором играют руками, в рамках медицинской музыки своего отца. [8] Его основным учителем игры на барабанах был его старший брат Теттех Кобла Адди («Аквей Веджей»). [6]
В 16 лет Адди стал мусульманином , первым в своей семье. В то время он изменил свое имя с Иакова на Якуб, [8] по благословению отца. [5]
Карьера
[ редактировать ]Как исполнитель
[ редактировать ]В 1956 году, за год до того, как Гана получила независимость от британского колониального правления, Адди организовал и провел первое крупное постановочное представление традиционной ганской музыки и танца. [8] Он был основателем группы Ашиеду Кетрекре, которая состояла из двух подразделений: взрослой группы из 40 человек с барабанщиками, певцами и танцорами и детской группы. Ансамбль для взрослых был первой традиционной группой, выступавшей в отелях Ганы, а также на похоронах политических и культурных деятелей. Детская группа была первой традиционной группой, выступившей на телевидении Ганы. Детский коллектив также выступил во время визита тогдашней первой леди США Пэт Никсон . [8]
В 1968 году он сформировал небольшую группу Oboade, состоящую из себя, нескольких своих братьев и друга. [8] Обоаде был первым профессиональным традиционным ансамблем Ганы, который гастролировал по Западу с 1972 по 1975 год. [2] [8] Их первые европейские концерты состоялись на летних Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене , где они были хорошо приняты. [8]
Обааде жил в Лондоне с 1972 по 1975 год, и именно там Адди встретил свою будущую жену и менеджера Амину, афроамериканку. За это время группа гастролировала по Европе и США. Их концерты в США включали выступления в Мэриленде и Чикаго, но многие из них проводились на северо-западе Тихого океана . [8] После распада Обааде семья Адди переехала в Сиэтл в 1975 году, где он нашел работу актером и преподавателем. [8]
В 1982 году, когда он жил в Вашингтоне, округ Колумбия, [10] Адди сформировал ансамбль Odadaa!, состоящий в основном из артистов Га и который оставался активным на протяжении десятилетий. Название группы переводится как «Да начнется музыка!» [1] Они исполнили как традиционную ганскую музыку и танцы в аранжировке и хореографии Адди, так и в сотрудничестве с артистами других традиций, таких как кора и джаз . [6] Двое братьев Адди выступали с Одадаа! на протяжении многих лет. [9]
Одадаа! впервые выступили на фестивале джаза и наследия в Новом Орлеане в 1984 году. Адди захотел посетить город с тех пор, как услышал, как Луи Армстронг рассказывал о своем родном городе и его истории во время визитов Армстронга в Аккру в 1950-х годах. Адди любил джаз и хотел узнать больше о районе под названием Площадь Конго и, в частности, о ритмах, которые там играли африканцы. [11] Во время своей поездки в Новый Орлеан в 1984 году Эдди впервые посетил площадь Конго, расположенную на территории современного парка Луи Армстронга . [8]
В 1993 году Эдди переехала в столичный регион Нью-Йорк. [5]
В 2005 году Эдди представил свою работу «Kolo» с джазовым вибрафонистом Стефоном Харрисом . [12]
В 2010 году Адди и Одадаа! были постоянными артистами Центра исполнительских искусств Empire State Plaza («Яйцо») в Олбани, Нью-Йорк . [13]
Сотрудничество с Уинтоном Марсалисом
[ редактировать ]Эдди впервые увидел выступление Марсалиса по телевидению в 1981 году, играя с симфоническим оркестром, и был впечатлен «духом и его преданностью делу» молодого музыканта. [8] Тогда Эдди сказал жене, что когда-нибудь он будет работать с Марсалисом. Два музыканта познакомились в 1993 году на Первой инаугурации Билла Клинтона , где им предстояло выступать на одной сцене, и встретились в гримерках. Адди сказал Марсалису, что он ему нравится, и сказал «с уверенностью», что когда-нибудь они будут работать вместе. [8] После этой первой встречи Марсалис посетил выступления Odadaa! два года подряд во Всемирном музыкальном институте в Нью-Йорке. Два музыканта наконец начали работать вместе в 2003 году над проектом под названием Africa Jazz , представляющим коллекцию композиций Адди и джазовых произведений Марсалиса. Проект был исполнен в 2003 году оркестром «Джаз в Линкольн-центре» и Odadaa! в Колумбийском университете . [6] [8]
После успеха Africa Jazz Эдди и Марсалис начали сотрудничать в проекте Congo Square , представляющем собой сплав джаза и музыкальных традиций народа га в Гане. Произведение основано на истории порабощенных африканцев в Новом Орлеане и на площади, которая с 1700-х по середину 1800-х годов [14] был единственным законным местом общественных собраний, где чернокожим людям разрешалось танцевать и исполнять музыку по воскресеньям после обеда. [12] Смешение на площади Конго этих африканских ритмов с европейскими духовыми традициями привело к рождению джаза. [15] В начале их сотрудничества Адди задал Марсалису многолетний вопрос о музыке, которую рабы играли на площади Конго. Марсалис ответил, что никто не знает наверняка, но он уверен, что вместе «они смогут уловить этот дух». [11] что стало основой работы.
обрушился на город , Марсалис объявил Всего за четыре дня до того, как ураган Катрина , что премьера недавно заказанной работы состоится на открытом воздухе на площади Конго 23 апреля 2006 года, в последний день фестиваля Французского квартала того года , что станет кульминацией недельного фестиваля. резиденция джазового оркестра Линкольн-центра. [16] Планировалось повторить выступление в турне по семи городам южного и восточного побережья США. [14] завершится в Нью-Йорке 6 мая. [17] После опустошения Нового Орлеана в результате наводнения Марсалис и Эдди пообещали продолжить премьеру, как и было запланировано. [8] как «дар духовному возрождению Города Полумесяца». [6] Выступления в Нью-Йорке были записаны и выпущены на компакт-диске в 2007 году. [18] Марсалис, Адди и их ансамбли снова гастролировали с Congo Square летом 2007 года с выступлениями в США и Канаде. [19] Музыкальная сюита была снята на Международном джазовом фестивале в Монреале в 2007 году и выпущена на DVD. [20]
19 января 2009 г. Одадаа Адди! и оркестр Марсалиса «Джаз в Линкольн-центре» вместе выступили в Кеннеди-центре в Вашингтоне, округ Колумбия, в рамках празднования Первой инаугурации Барака Обамы и дня рождения доктора Мартина Лютера Кинга-младшего под названием Let Freedom Swing . [21] Они исполнили пьесу «Аджесеке» с площади Конго . [22]
Как педагог
[ редактировать ]За годы работы в качестве руководителя различных ансамблей Адди обучил множество ганских музыкантов. [6]
В 1960-х годах, когда он помогал своему брату в качестве учителя в школе Линкольна, американской средней школе в Аккре, Адди разработал свою технику игры на пяти руках как метод обучения студентов из других стран. Впервые он применил свою систему в 1970-х годах, когда преподавал на северо-западе Тихого океана. [8] Его технику копировали многие другие инструкторы. [6]
После переезда в США Адди провела множество семинаров в разных городах. Он также преподавал в нескольких учреждениях, в том числе в Программе культурного развития штата Вашингтон, государственных школах Сиэтла , Государственном колледже Эвергрин в Олимпии, штат Вашингтон , Университете Говарда в Вашингтоне, округ Колумбия, Политехническом институте Ренсселера в Трое, штат Нью-Йорк , и в Скидмор-колледже в Саратоге. Спрингс, Нью-Йорк . [6]
Смерть
[ редактировать ]Адди умер от сердечного приступа 18 декабря 2014 года в возрасте 83 лет. Он следовал за машиной скорой помощи, которая везла его жену в больницу после того, как у нее случилась анафилактическая реакция. У него произошла остановка сердечно-легочной деятельности во время вождения, и он умер в том же отделении неотложной помощи Медицинского центра Олбани , где лечилась его жена. Амину выписали из больницы 20 декабря, а Якуба похоронили на следующий день по исламским традициям. [2]
У Адди остались жена и девять детей. На момент смерти у него было девять живых братьев и сестер в Африке и двое в Вирджинии. Семья Адди жила в Латаме, штат Нью-Йорк . [2]
Дискография
[ редактировать ]- 1974: Музыка Ганы: вечеринка Kpanlogo с Обоаде [23]
- 1982: Блема Бии: Дети древних Якуб Адди и Обо Адди [24]
- 1999: Дети Древних с Одадаа! [25]
- 2007: Площадь Конго с Одадаа!, Уинтоном Марсалисом и джазом в оркестре Линкольн-центра [18]
Фильмография
[ редактировать ]- 1985: Танцуй как река: Одадаа! Игра на барабанах и танцы в США [26]
- 1997: Одадаа! Барабанная игра и танцы Ганы [27]
- 2008: Площадь Конго: Уинтон Марсалис и джаз в оркестре Линкольн-центра с Якубом Адди и Одадаа [20]
- 2010: Let Freedom Swing: Conversations on Jazz and Democracy , включает три песни Адди и Марсалиса с площади Конго. [28]
- 2011: «Уинтону в 50 лет» из шоу Live at Lincoln Center ( PBS ), на праздновании 50-летия Марсалиса участвуют Эдди и Одадаа! среди специальных гостей [29]
Награды и почести
[ редактировать ]- 2000: Региональная премия в области искусств, Лига искусств Олбани-Скенектади. [30]
- 2010: Стипендия национального наследия , Национальный фонд искусств. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Якуб Адди» . Мастера традиционных искусств . 2010 . Проверено 29 января 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Бьянколли, Эми (23 января 2015 г.). «Умер барабанщик Якуб Эдди» . Таймс Юнион . Олбани, Нью-Йорк . Проверено 17 января 2021 г.
- ^ «Одадаа! Участники: Якуб Адди» . www.yacubaddy.com . Проверено 19 октября 2017 г.
- ^ «Кто такой Якуб Адди?» . www.yacubaddy.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2010 года . Проверено 21 января 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Далтон, Джозеф (29 апреля 2005 г.). «Душевная музыка». Таймс Юнион . Олбани, Нью-Йорк. п. Д1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Якуб Адди: мастер игры на барабанах из Ганы» . www.arts.gov . Национальный фонд искусств. нд . Проверено 17 января 2021 г.
- ^ «Стипендии национального наследия NEA 2010» . www.arts.gov . Национальный фонд искусств. Архивировано из оригинала 19 мая 2020 года . Проверено 17 января 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Рид, Жозефина (н. д.). «Интервью» . www.arts.gov . Национальный фонд искусств . Проверено 17 января 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Адди, Амина (23 декабря 2004 г.). «Старейшины Адди в Америке: Якуб Адди и Обо Адди» . Всемирный музыкальный центр . Проверено 17 января 2021 г.
- ^ Холден, Стивен (27 января 1989 г.). «Звуки города» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 января 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Адди, Амина (6 июля 2012 г.). «Жаркое комбо: Когда Уинтон Марсалис встретил Якуба Эдди» . Хранитель . Лондон . Проверено 29 января 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шварц, Филип (6 января 2006 г.). «Марсалис, Эдди барабанит новые биты в The Egg». Ежедневная газета . Скенектади, Нью-Йорк. п. Д-08.
- ^ Юско, Денис (22 сентября 2010 г.). «Профессор Скидмора получает высшую награду NEA» . Таймс Юнион . Олбани, Нью-Йорк . Проверено 30 января 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонс, Стив (13 апреля 2006 г.). «Марсалис все смешивает: «Конго» — это экзотическая смесь стилей». США сегодня . Арлингтон, Вирджиния. п. 8Д.
- ^ Хеймс, Грег (24 апреля 2006 г.). «Перекресток богатых культур на площади Конго». Таймс Юнион . Олбани, Нью-Йорк. п. А1.
- ^ Спера, Кейт (21 апреля 2006 г.). «Труба в Новом Орлеане: Уинтон Марсалис празднует свой родной город в воскресенье премьерным представлением «Площади Конго» во время фестиваля Французского квартала». «Таймс-Пикаюн» . Новый Орлеан, Луизиана. п. Секция Ланьяпп, 16.
- ^ Спера, Кейт (30 августа 2005 г.). «Назад на место рождения: Уинтон Марсалис привозит домой джазовый оркестр Линкольн-центра на недельный концерт». «Таймс-Пикаюн» . Новый Орлеан, Луизиана. п. Живое веб-издание, 1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уинтон Марсалис и Якуб Адди (2007). Площадь Конго: Любовь, Возлияние, Освобождение (CD). Нью-Йорк: Джаз в Линкольн-центре. LCCN 2010-572174 . OCLC 252707945 . ЯЛК 42306.
- ^ Сигел, Стив (10 июня 2007 г.). «Уинтон Марсалис вызывает в воображении звуки раннего джаза на площади Конго ». Утренний звонок . Аллентаун, Пенсильвания. п. Е5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уинтон Марсалис и Якуб Адди (2008). Площадь Конго: Уинтон Марсалис и джаз в оркестре Линкольн-центра с Якубом Адди и Одадаа (DVD). Ньютон, Нью-Джерси: Shanachie Entertainment. OCLC 427407952 . 016351633293.
- ^ «Празднование американского джаза и африканской музыки в преддверии инаугурации Обамы» . Новости «Голоса Америки» . 2 ноября 2009 года . Проверено 27 января 2021 г.
- ^ «Одадаа Якуба Адди! Выступает на инаугурации Обамы» . yacubaddy.com . 19 января 2009 года . Проверено 27 января 2021 г.
- ^ Обоаде (1974). Музыка Ганы: Kpanlogo Party (LP) (в штате Джорджия). Нью-Йорк: Лирикорд. LCCN 76-762762 . OCLC 970967260 . ТЛСТ 7251.
- ^ Якуб Адди (1982). Дети Древних: Якуб Адди [ Блема Бий ] (LP). Сборник серий африканских танцев (в штате Джорджия). Том. 2. Нью-Йорк: Makossa International Records. OCLC 496144096 . ADSCII-86012.
- ^ Одадаа! (1999). Дети Древних (CD) (в Га). Нью-Йорк: Аку Мьюзик. OCLC 298359529 . ЯО-БИС 00021.
- ^ Одадаа! (исполнители); Барри Дорнфельд и Том Рэнкин (режиссеры и продюсеры) (1985). Танцуй как река: Одадаа! Барабаны и танцы в США (VHS). Вашингтон, округ Колумбия: Институт африканской культуры Обоаде. OCLC 14628674 . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Якуб Адди (музыкальный руководитель и хореограф); Одадаа! (исполнители); Йоханнес Голуб (видеорежиссер) (1997). Одадаа! Барабанная игра и танцы Ганы (U-Matic). Всемирный музыкальный институт. ОСЛК 37122761 .
- ^ Разные художники (2010). Пусть свобода качается: беседы о джазе и демократии: ресурс для учителей с участием Уинтона Марсалиса и Сандры Дэй О'Коннор (DVD). Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа. ISBN 9780807751343 . OCLC 694263458 .
- ^ Шаттук, Кэтрин (17 октября 2011 г.). «Что происходит сегодня». The New York Times (Поздняя последняя редакция). п. Раздел С, 6.
- ^ «Лига искусств Олбани-Шди называет лауреатов премии этого года» . Ежедневная газета . Скенектади, Нью-Йорк. 24 ноября 2000 г. с. Д-03.