Драма (графический роман)
![]() | |
Автор | Линия Тельгемайер |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Графический роман |
Опубликовано | 1 сентября 2012 г. |
Издатель | Учебный /Графика |
Страницы | 240 |
ISBN | 9780545326995 |
Веб-сайт | вершина |
«Драма» — графический роман, написанный американским художником-карикатуристом Райной Тельгемайер , в центре которого история Кэлли, ученицы средней школы и любительницы театра , которая работает в школьной съемочной группе. Учась в седьмом классе, Кэлли сталкивается с подростковыми трудностями, включая запутанные увлечения, зарождающуюся дружбу и драмы в средней школе. Это история о взрослении , в которой исследуются темы дружбы , командной работы , инклюзивности и решимости через Кэлли и ее отношения с окружающими ее людьми. [1]
Хотя роман получил много похвал за нормализацию ЛГБТ- сообщества и, как следствие, получил множество наград, он также стал источником множества споров. Драма вошла в список десяти самых спорных книг Американской библиотечной ассоциации из-за включения в нее ЛГБТ-персонажей и в конечном итоге стала седьмой по величине запрещенной книгой в период с 2010 по 2019 год. [2]
Фон
[ редактировать ]В интервью журналу School Library Journal автор Райна Тельгемайер отвечает на вопрос о том, что вдохновило ее на написание графического романа, говоря, что она писала на основе своего жизненного опыта, например, того, что она чувствовала, видела и знала. [3] Хотя «Драма» — художественное произведение, при создании контента она опирается на свой личный опыт. В старших классах Тельгемайер пела в хоре и пела в ансамбле во многих школьных пьесах, что в конечном итоге и вдохновило ее на написание драмы . [4] Некоторые персонажи графического романа основаны на реальных людях из личной жизни Тельгемайера. Братья-близнецы, Джесси и Джастин, напоминают двух настоящих друзей Тельгемайера, а их личности в книге отражают их реальные личности. [3] Хотя Тельгемайер изначально предполагал, что персонажи будут старшеклассниками, Схоластик считал, что обстановка больше подходит для средней школы. [4]
Сам графический роман сочетает в себе как мангу , так и комиксы , которые автор часто читал в детстве. [4] С тех пор Тельгемайер продолжает писать графические романы на аналогичную тему взросления для четырех других своих романов: «Сестры» , «Улыбка» , «Кишки» и «Призраки» . [5]
Краткое содержание
[ редактировать ]Главная героиня драмы — Кэлли Марин, ученица седьмого класса, крупный любитель театра и член сценической группы театрально-технического факультета средней школы «Эвкалипт». В первой сцене она идет домой со своими лучшими друзьями Грегом и Мэттом Солано, которые также являются братьями, и признается в своих чувствах к Грегу, суперзвезде бейсбола старшекласснику. Грег в ответ краснеет и говорит, что Кэлли «крутая, но…» А Кэлли говорит, что девушка, Бонни Лейк, с которой Грег недавно расстался, была заносчивой и королевой драмы . К большому удовольствию Кэлли, она целуется с Грегом. В школе Кэлли присоединяется к собранию сценической группы во главе с г-ном Мадерой и студенткой-постановщиком Лорен, объявляя о предстоящей постановке вымышленного Гражданской войны романтического мюзикла времен «Луна над Миссисипи» , в котором она выступает в качестве вернувшегося художника-постановщика, и с нетерпением ждет реализации. ее планы. Она представляет для пьесы взрывающуюся пушку; хотя ее коллеги сомневаются в ее осуществимости. Позже Кэлли встречает однояйцевые братья-близнецы Джастин и Джесси Мендосино. Джастин очень хочет попробовать себя в мюзикле, но Джесси слишком застенчив.
На следующий день Кэлли идет в торговый центр с Джесси и Джастином, где показывает им книгу о декорациях и описывает свою любовь к театральной постановке и свои мечты о будущем. Ожидая, пока отец близнецов заберет их, Джесси и Джастин поют одну из песен из мюзикла. Кэлли потрясена их талантом и предлагает им присоединиться к мюзиклу. Джесси отвергает предложение Кэлли; однако он принимает ее последующее предложение поработать с ней в сценической группе. На следующий день в школе друг Кэлли Мэтт, осветитель мюзикла и младший брат Грега, сердито противостоит ей, и она смущена его внезапной агрессией. Затем она продолжает сидеть с Джастином во время обеда, где он рассказывает, что он гей, и хотя Кэлли сначала шокирована, тем не менее она поддерживает его.
Затем Кэлли и Джесси смотрят прослушивание на роль «Мун над Миссисипи» , где главная роль отведена Уэсту Реддингу, что разочаровывает Джастина. Кэлли признается в любви к Джесси своей лучшей подруге Лиз, которая предлагает ей пригласить его на предстоящие школьные танцы. На следующий день Кэлли идет в книжный магазин с близнецами и спрашивает, знает ли их отец, что Джастин гей, на что Джастин отвечает отрицательно. На следующий день в школе, чтобы компенсировать отсутствие продаж билетов, Кэлли решает продемонстрировать свою пушку перед учениками, что вызывает ажиотаж и увеличение количества билетов.
Первые два вечера мюзикла прошли успешно, но третий вечер омрачен после того, как Уэст расстается с Бонни незадолго до финального выступления. Затем она запирается в чулане и отказывается выходить, вынуждая съемочную группу лихорадочно искать Джесси в качестве дублера, одетого в красное платье. Он хорошо играет и даже целуется с Уэстом, как того требует роль. После выступления Джесси приглашает Кэлли на танец, и во время медленного танца Кэлли обнимает его, и внезапно Джесси бросает ее, чтобы поговорить наедине с Уэстом снаружи. Кэлли и Джесси спорят о том, что он бросил ее во время танца, во время которого Джесси намекает, что он тоже гей, и комментирует, как Кэлли влюбляется в каждого хорошего парня. В ответ она в ярости уносится прочь и случайно сталкивается с Грегом. Они идут на прогулку, чтобы она могла очистить свой разум. Во время прогулки Грег пытается поцеловать Кэлли, но она отказывается из-за его реакции в последний раз, когда они целовались. Позже Кэлли встречается с Джесси, где он извиняется и благодарит ее за то, что она помогла ему вырваться из своей скорлупы, заявляя, что если бы он встречался с девушкой, то это была бы она. Затем Мэтт признается, что влюблен в Кэлли, что стало причиной того, что он набросился на нее во время музыкальной репетиции, извиняясь за свои действия. В конце романа съемочная группа празднует успех мюзикла, и Кэлли, к ее большому волнению, назначается новым менеджером съемочной группы на следующий год.
Жанр и стиль
[ редактировать ]Драму можно классифицировать как графический роман из-за интеграции текста и искусства комического стиля. [6]
Этот особый жанр драмы получил похвалу от профессора визуальной грамотности и критического чтения Мерил Джаффе. Яффе считает, что иллюстрации Тельгемайера передают «ощущение места, прикосновения и ощущения», которое позволяет читателям глубже проникнуться персонажами и событиями в книге по сравнению с обычным романом. [7] Яффе предполагает, что изображение разнообразного студенческого сообщества помогает нормализовать процесс каминг-аута. Разнообразие, представленное на иллюстрациях, показывает, что каждый, независимо от внешности или происхождения, сталкивается с одинаковыми проблемами самоидентификации. [7] Она утверждает, что творческие решения Тельгемайера, такие как использование мимики для раскрытия эмоций и цвета для выражения настроения, позволяют читателям лучше понять сложности ситуаций, в которых переживают персонажи. [7] Благодаря своим иллюстрациям Тельгемайер может успешно решать сложные темы, в частности отношения ЛГБТК, изображенные в драме . [7]
Жанр графического романа «Драма» также хвалит библиотекарь колледжа Эти Берланд, который утверждает, что использование стиля графического романа позволяет читателям представить себя в книге. [8] Имея визуальное представление о проблемах, с которыми сталкиваются персонажи, читатели не только развивают более личное понимание опыта ЛГБТК, но и приобретают лучшее чувство сочувствия к другим людям в аналогичных ситуациях за пределами романа. [8] Тельгемайером Берланд утверждает, что для читателей, которые идентифицируют себя как ЛГБТК, позитивное изображение ЛГБТК-персонажей в драме служит подтверждением их опыта и заставляет их чувствовать себя более включенными в современную литературу.
Профессор литературы Мишель Энн Абате подчеркивает определенные проблемы с графикой Тельгемайера. Она утверждает, что иллюстрации и творческий подход в романе несут в себе подтекст сторонников превосходства белой расы и расизма. [9] Например, Абате отмечает, что Уэст Реддинг, поразительно похожий на Эшли Уилкс из фильма « Унесенные ветром» , — единственный персонаж в книге, чей цвет глаз изображен. Своими голубыми глазами, светлыми волосами и главной мужской ролью в пьесе « Луна над Миссисипи» Уэст, кажется, символизирует «белую расовую чистоту». [9] Еще один аспект, вызывающий беспокойство у Абате, - это сходство между Джастином, исполняющим танцевальную программу в школьной постановке, и карикатурой на Джима Кроу, исполняющего танец менестреля. Это особо подчеркивается, поскольку Джастин играет в спектакле комедийную роль, похожую на роль Джима Кроу. [9] Абате утверждает, что сверхъестественное сходство между иллюстрациями Тельгемайера и изображениями с расовой направленностью создает напряжение, которое усложняет проблему расы в драме и делает роман гораздо менее прогрессивным, чем полагает большинство критиков.
Анализ
[ редактировать ]Презентация допроса личности и каминг-аута
[ редактировать ]Библиотекарь колледжа Эти Берланд благодарит Райну Тельгемайер за то, что она использовала каминг-аут Джастина, чтобы показать, что раскрытие своей сексуальной идентичности является важным аспектом подростковой жизни. Джастин случайно раскрывает Кэлли свою сексуальную ориентацию, давая понять, что каминг-аут становится все более нормальным в жизни молодых людей. [8]
Берланд заявляет, что случай Джесси более сложен, поскольку он учится смиряться со своей сексуальной идентичностью. Его процесс каминг-аута медленный и тесно связан с его страхом быть осужденным. Выступление в спектакле является основным катализатором развития его личности, поскольку он приходит к соглашению со своей сексуальностью. [8] Несмотря на поначалу тревожную ситуацию, в которой оказался Джесси после того, как бросил Кэлли из школьной пьесы, история его каминг-аута «сложная, но подтверждающая», где он находит принимающее и поддерживающее сообщество. [8]
Процесс каминг-аута Уэста все еще развивается. Он демонстрирует признаки постоянно задающихся вопросом подростков, которые «признают изменчивость идентичности». Он представляет идею о том, что «разрыв между геями и натуралами» постепенно стирается, поскольку он постоянно сомневается в своей сексуальности, не выбирая ярлыка, «все еще не знает, действительно ли он гей, или каким бы персонажем он ни был, вероятно, пан или би». [ нужна ссылка ] Благодаря этому Уэст может выбирать, кем он хочет идентифицировать себя. [8]
Изображение гегемонной мужественности
[ редактировать ]Берланд утверждает, что Райна Тельгемайер изображает гегемонистскую мужественность или, другими словами, токсичную мужественность в драме через опыт Мэтта и Джесси, которым трудно придерживаться институциональных и «социальных структур», таких как свидания и спорт. [8] В случае Мэтта давление общества, заставляющее его соответствовать идеалам «настоящих мужчин», более выражено. Мэтт говорит: «Их вещи для меня слишком милые», пытаясь утвердить мужскую власть над Кэлли. Другой пример этого - когда он демонстрирует свою «жажду доминирования», говоря Кэлли, чтобы она меньше сосредотачивалась на исполнителях с «намерением стать объектом ее привязанности». В конце концов, Мэтт выражает раскаяние в своих действиях и сопротивляется гегемонной мужественности. [8]
Борьба Джесси с мужскими нормами тоньше, чем борьба Мэтта. Его скрытое желание выступать на сцене сдерживается страхом быть осужденным за то, что ему нравится. Он также сталкивается с ожиданиями мужественности от своего отца, когда его спрашивают, была ли Кэлли его девушкой. Когда Джесси сопротивляется гегемонной мужественности, играя роль мисс Мэйбел, это помогает ему осознать свою личность и выйти наружу. [8]
Раса
[ редактировать ]Литературовед Мишель Энн Абате представляет более критический взгляд на драму в романе , утверждая, что романтизация довоенного Юга и отсутствие осмысленного обсуждения расы ограничивают его цель как прославление разнообразия. [9] Например, Абате утверждает, что название школьной пьесы « Луна над Миссисипи», которая служит фоном для событий романа, представляет собой обеление и идеализацию жизни южных плантаций и игнорирует реалии жизни той эпохи, в том числе рабство. Хотя мультикультурный состав персонажей романа Райны Тельгемайер является попыткой продвигать разнообразие, неспособность персонажей участвовать в диалоге о расе и власти подрывает ее усилия. [9] Абате отмечает, что отсутствие дискуссий о расе среди учащихся средней школы «Эвкалипт» отражает ситуацию многих американских миллениалов , в которых они отвергают расизм и поддерживают толерантность и разнообразие, но при этом испытывают дискомфорт от фактического решения проблем расы. утверждает, что тревожное отношение драмы Она к прошлым и современным расовым противоречиям в конечном итоге ставит под угрозу ее статус как прогрессивного романа, реалистично изображающего ЛГБТК-персонажей. [9]
Прием
[ редактировать ]В период с 2012 по 2013 год «Драма» получила множество положительных отзывов из разных источников. Publishers Weekly заявило, что драма «прекрасно отражает» проблемы, связанные с постановкой в средней школе. [10] Booklist Review утверждает, что «Тельгемайер невероятно талантлив рассказывать веселые истории с реалистичным изображением персонажей средней школы». [11] Ада Калхун из NY Times Book Review прокомментировала: «Использование цвета Тельгемайером, созданное совместно с командой дизайнеров Гурихиру, красноречиво». [1]
также высоко оценила Газета Тельгемайера за использование стиля графического романа для представления более зрелой темы. [5] Согласно The Gazette : «Тельгемайер прекрасно справляется с задачей передать тему, обычно предназначенную для молодых читателей, делая ее более доступной для аудитории средней школы, для которой был написан роман». [5] Из журнала School Library Journal : «Идет дискуссия о том, что этот графический роман продвигает более позитивную точку зрения по сравнению с другими романами; однако это не означает, что драма лишена предрассудков». [12] В статье Абате предполагается, что, пытаясь сделать свой роман более инклюзивным, Тельгемайер непреднамеренно вписывает своих персонажей в стереотипы. [12] Это напрямую противоречит предполагаемой кульминации ее романа, когда Джесси заменяет Бонни и целует Уэста на сцене. [9]
Однако среди библиотек наблюдается некоторое сопротивление под предлогом нежелания включать графические романы. [13] Чарльз Браунштейн, директор Фонда правовой защиты комиксов , не согласен с тем, что этот жанр теряет легитимность из-за включения иллюстраций. Кроме того, Браунштейн продолжает говорить, что драма и другие романы «явно являются жизненно важным аспектом современной культуры» и что среди графических романов ожидаются разногласия по соответствующим темам для обсуждения. [13]
драму за ее «откровенный сексуальный характер», за то, что «тематика слишком сложна для учеников начальной школы». Некоторые родители и критики критикуют [14] [15] и за «пропаганду гомосексуальной повестки дня». [16] С 2014 по 2019 год драма почти постоянно попадала в десятку лучших запрещенных книг Американской библиотечной ассоциации. [16] и в конечном итоге стала седьмой по количеству запрещенных книг в период с 2010 по 2019 год. [2] В Техасе драму запрещали три года подряд, с 2014 по 2018 год. [17] В 2014 году из-за запрета в начальной школе Чапел-Хилл в Маунт-Плезант, штат Техас , драма попала в Американской библиотечной ассоциации . список 10 самых запрещенных книг [18] Однако подробности о запрете начальной школы Чапел-Хилл ограничены, поскольку «не было никакого освещения в новостях... поэтому подробности мало известны». [19] Его использование также было ограничено в начальной школе Seele в Нью-Браунфелсе, штат Техас, в 2014 году. [15] В средней школе Кирбивилля в Кирбивилле, штат Техас , в 2016 году книга также была запрещена за то, что она была «оскорбительной в политическом, расовом или социальном плане». [20] В 2016–17 учебном году драма была запрещена в Независимом школьном округе Франклина во Франклине, штат Техас, «скорее всего... из-за сюжетной линии, включающей влюбленность между двумя друзьями главной героини Кэлли». [17] В том году «Драма» была единственным романом, внесенным в Техасского ACLU . список запрещенных книг [17]
Компания Common Sense Media , которая оценивает средства массовой информации по возрасту, отметила драму как подходящую для читателей старше 10 лет. Common Sense Media признает, что «некоторым читателям может быть неудобно изображение в графическом романе гомосексуальных увлечений между молодыми подростками». [21] Поскольку это общий предмет разногласий, многие школы будут включать романы с этим типом юношеских романов, чтобы нормализовать их и способствовать большему равенству. [13] Распространено мнение, что нормализация такого типа отношений между гомосексуалистами окажет положительное влияние на современную молодежь. [12]
Мишель Абате, доцент кафедры литературы для детей и молодежи в Университете штата Огайо , утверждает, что «...графический роман демонстрирует ограничения молодежной пропаганды ЛГБТК, которая не осознает интерсекциональности, но в то же время подчеркивает проблему с тысячелетними формами мультикультурализма, которые игнорируют критические дискуссии о расе». [9] По ее мнению, «музыкальная постановка в драме « Луна над Миссисипи», пьесе о Гражданской войне, имитирующей «Унесенные ветром », романтизирует довоенный Юг, тем самым ограничивая, насколько прогрессивным может быть роман». [9] По словам Абате, сама постановка служит способом продвижения идеологии превосходства белой расы той эпохи и, следовательно, отрицательно влияет на способность романа служить эффективным защитником ЛГБТ-сообщества. [9]
В ответ на негативную реакцию за изображение персонажей-геев в детской книге Тельгемайер ответила, сказав, что она «благодарна, что Схоластик согласился поддержать меня в драме ». [22] Она также считает, что «сексуальность — это часть вашей личности, которая не обязательно относится к тому, что вы делаете с другими людьми, когда вам восемь или девять лет», и что она не пытается навязать кому-либо свою точку зрения. [3] Она объяснила, что ее «повестка дня - любовь и дружба. Люди сделают из этого то, что хотят, и я не могу позволить этому повлиять на то, во что я верю и о чем пишу». [3] Тельгемейер продолжает говорить: «Если бы в драме произошел целомудренный гетеросексуальный поцелуй , никто бы и глазом не моргнул», имея в виду обсуждение двойных стандартов возражений против этого романа. [12] Эта идея согласуется с другими источниками и похвалами драме, такими как «Газета» и «Браунштейн», которые полностью поддерживают нормализацию гомосексуальных отношений, а также поддерживают ее освобождение в форме графического романа на эту субъективно более зрелую тему.
Награды
[ редактировать ]В 2012 году драму в список выдающихся детских книг и в десятку лучших книг для подростков. Ассоциация библиотечного обслуживания детей (ALSC) и Ассоциация библиотечного обслуживания молодежи (YALSA), входящие в Американскую библиотечную ассоциацию, включили [23]
Оба издателя еженедельно [24] и Вашингтон Пост [25] включил драму в число лучших книг 2012 года.
Также в 2012 году NPR отметило «Драму» как роман, получивший недостаточное признание. [26] В рецензии на книгу NPR Глен Уэлдон объяснил: «Если бы кто-нибудь вручил эту книгу [ему] в седьмом классе, [он] все равно был бы таким же застенчивым придурком [он есть], но это бы помогло. Это бы очень помогло». [26]
В 2013 году NPR также назвало драму «пятью замечательных летних книг для подростков». [27] Петра Майер на NPR описала оформление романа как «...простое, но оживленное и восхитительно выразительное». [27]
Драма также получила в 2013 году книжную премию Stonewall в области детской и юношеской литературы — награду, присуждаемую Американской библиотечной ассоциацией, которая служит для признания авторов, занимающихся темами, связанными с ЛГБТК. [28]
Драма была номинирована на премию Харви в 2013 году группой профессионалов комиксов за выдающиеся достижения в комиксах. [29] Премия Харви — одно из самых престижных и старейших достижений в индустрии комиксов. [30]
Также в 2013 году Американская библиотечная ассоциация включила драму в десятку лучших графических романов для подростков. [31]
Драма была внесена в «Радужный список» в 2013 году — ежегодный список книг, рецензируемых Комитетом Круглого стола геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров Американской библиотечной ассоциации. [32]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кэлхун, Ада (23 августа 2012 г.). « Драма» Райны Тельгемайер . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Управление интеллектуальной свободы Американской библиотечной ассоциации (9 сентября 2020 г.). «Топ-100 самых запрещенных и оспариваемых книг: 2010-2019» . Запрещенные и оспариваемые книги . Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 г. Проверено 06 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Интервью: Райна Тельгемайер о «Драме» — хороших комиксах для детей» . blogs.slj.com . 22 июня 2017 г. Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Интервью с Райной Тельгемайер | Teenreads» . www.teenreads.com . Архивировано из оригинала 07.12.2017 . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Годхарт, Берни (23 марта 2013 г.). «Драма средней школы» . Газета . Получено 2 мая 2019 г. через газеты.com.
- ^ Карен Макферсон, Скриппс Ховард, Служба новостей. «Райна Тельгемайер переходит на «драму» после зубной боли в «Улыбке». Pittsburgh Post-Gazette (Пенсильвания), 2012, NewsBank. Веб.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Использование графических романов в образовании: драма | Фонд правовой защиты комиксов» . cbldf.org . 24 апреля 2015 года . Проверено 22 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Берланд, Эти (2017), «Драма каминг-аута», графические романы для детей и молодежи , University Press of Mississippi , стр. 205–217, doi : 10.2307/j.ctv5jxmqd.17 , ISBN 9781496811714
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Абате, Мишель Энн (01 декабря 2016 г.). « Весна на юге подобна песне в моем сердце»: драма Райны Тельгемайер, романтизация плантации юга и романтический сюжет». Детская литература в образовании . 48 (4): 355–377. дои : 10.1007/s10583-016-9299-x . ISSN 0045-6713 . S2CID 152138371 .
- ^ «Драма» . Издательский еженедельник . Проверено 16 февраля 2016 г.
- ^ «Краткое содержание/Рецензии: Драма/» . Публичная библиотека округа Буффало и Эри . Архивировано из оригинала 25 апреля 2018 г. Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Алверсон, Б. (2017). «Просто еще один день в ЛГБТ-комиксе» . Журнал школьной библиотеки , 63(05), 38.
- ^ Перейти обратно: а б с Кавна, М. (2018). «Молодая рок-звезда Райна Тельгемайер следующей осенью опубликует графические мемуары «Кишки»»
- ^ «Десять наиболее часто оспариваемых списков книг 21 века» . Американская библиотечная ассоциация . 26 марта 2013 года . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Запрещенные книги» . ACLU Техаса . 27 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2016 г. Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Американская библиотечная ассоциация (26 марта 2013 г.). «Списки 10 самых спорных книг» . Пропаганда, законодательство и проблемы . Архивировано из оригинала 28 июля 2017 г. Проверено 05 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Драма снова запрещена в Техасе, как показано в отчете ACLU | Фонд правовой защиты комиксов» . 10 октября 2017 г. Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ «Кейс-стади: драма» . Правовая защита комиксов . Проверено 17 февраля 2016 г.
- ^ «Что мы знаем о комиксах 2014 года, часто оспариваемых? | Фонд правовой защиты комиксов» . 17 апреля 2015 года . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ «Запрещенные книги» . ACLU Техаса . 27 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2018 г. Проверено 13 ноября 2017 г.
- ^ «Драма – рецензия на книгу» . СМИ здравого смысла . 8 декабря 2012 года . Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ Кавна, Майкл. « Персеполис», «Сага» и «Драма» вошли в число «самых сложных» книг в библиотеках США» . Вашингтон Пост .
- ^ админ (30 ноября 1999 г.). «Выдающиеся детские книги – 2018» . Ассоциация библиотечного обслуживания детей (ALSC) . Проверено 4 декабря 2018 г.
- ^ «Лучшие книги 2012 года» . Издательский еженедельник . Проверено 4 декабря 2018 г.
- ^ Кавна, Майкл (16 ноября 2012 г.). «Топ-10 графических, комических романов 2012 года» . Вашингтон Пост . Проверено 4 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Графические романы, которые остались незамеченными в 2012 году» . NPR.org . Проверено 4 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Майер, Петра (11 июня 2013 г.). «В школе закончилось: 5 отличных летних книг для подростков» . NPR.org . Проверено 4 декабря 2018 г.
- ^ «Список книжных наград Stonewall» . Американская библиотечная ассоциация . 9 сентября 2009 года . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ «Драма» . ГоРайна . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 16 февраля 2016 г.
- ^ «Домашняя страница — Премия Харви» . www.harveyawards.com . Проверено 4 декабря 2018 г.
- ^ ДЖФИННЕКЕ (30 января 2013 г.). «Десять лучших графических романов 2013 года» . Ассоциация библиотечного обслуживания молодежи (YALSA) . Проверено 5 декабря 2018 г.
- ^ «Список радужных книг 2013 года» . Список книг «Радуга» . Проверено 5 декабря 2018 г.
- Графические романы 2012 года
- Романы для молодежи на тему ЛГБТ
- Американские романы о ЛГБТ
- Литературные произведения на тему ЛГБТ 2012 г.
- ЛГБТ-романы 2010-х годов
- Графические романы на тему ЛГБТ
- Книги Scholastic Corporation
- Цензурированные книги
- Работы по исполнительскому искусству.
- Графические романы, действие которых происходит в школах