Список социальных реформаторов маратхи
На этой странице представлен список социальных реформаторов маратхи.
Виноба Бхаве
[ редактировать ]Виноба Бхаве хорошо известен благодаря движению Бхудан . 18 апреля 1951 года он стал победителем турнира Джи Почампалли в Налгонде. [1] движение Бхудан. Он взял пожертвованную землю у индейцев-землевладельцев и раздал ее бедным и безземельным, чтобы они обрабатывали ее. Затем, после 1954 года, он начал просить пожертвования у целых деревень в рамках программы, которую он назвал «Грамдан». За счет пожертвований он получил более 1000 деревень. Из них он получил в дар 175 деревень только в Тамилнаде. Известный Гандианец и атеист Лаванам был переводчиком Винобы Бхаве во время его движения за земельную реформу в Андхра-Прадеше и некоторых частях Ориссы. [2]
В 1958 году Виноба стал первым лауреатом международной премии Рамона Магсайсая за лидерство в обществе. [3] Он был награжден высшей гражданской наградой Индии. Бхарат Ратна посмертно в 1983 году. [4]
Дхондо Кешав Карве
[ редактировать ]
Социальный реформатор и педагог Дхондо Кешав Карве широко известен своей работой, связанной с образованием женщин и повторным браком индуистских вдов. Он основал Ассоциацию браков вдов (1883 г.), Дом индуистских вдов (1896 г.) и в 1916 году основал женский университет Шримати Натибай Дамодар Такерси. Он был широко известен как Маха-руши Махарши, что означает великий мудрец. Правительство Индии наградило его высшей гражданской наградой — Бхарат Ратна — в 1958 году, в год его 100-летия. [5]
В фильме Амола Палекара «Дхаясапарва» , основанном на жизни сына Карве Рагхунатха, также изображена семья Карве и их проекты социальных преобразований. [6]
Доктор Бабасахеб Амбедкар
[ редактировать ]
Доктор Б. Р. Амбедкар был реформатором, политиком, экономистом и ученым, индийским юристом, педагогом, философом, буддийским активистом, мыслителем, антропологом и историком. Социальный реформатор, вдохновивший современное буддийское движение и выступавший против социальной дискриминации неприкасаемых ( далитов ), а также поддерживающий права женщин и труда . Независимой Индии Он был первым министром юстиции и главным автором Конституции Индии . [7] [8] [9]
Он стал участвовать в кампании и переговорах за независимость Индии, публиковал журналы, защищающие политические права и социальные свободы далитов, и внес значительный вклад в создание государства Индия. [ нужна ссылка ]
В 1990 году Амбедкару была посмертно вручена Бхарат Ратна , высшая гражданская награда Индии. [10] Наследие доктора Амбедкара включает многочисленные памятники и изображения в популярной культуре. [ нужна ссылка ]
Винаяк Дамодар Саваркар
[ редактировать ]Винаяк Дамодар Саваркар был социальным борцом, политиком, юристом, писателем, социальным реформатором и разработчиком формулировок.
Он выступал за демонтаж кастовой системы в обществе. Социальные реформы Саваркара в Ратнагири проводились в период 1924-1937 годов. В 1931 году при финансовой помощи Бхагоджи Сета Кира был основан Патит Паван Мандир под руководством Саваркара, который был открыт для все индуисты, и в нем были доверенные представители всех каст, включая представителей бывшей касты неприкасаемых. Он был первым, кто начал концепцию саха-бходжана . 1 мая 1933 года Саваркар открыл паниндуистское кафе для всех каст. Саваркар популяризировал термин «Хиндутва» , обозначающий суть индуизма, который был первоначально придуман Чандранатхом Басу в 1892 году. Саваркар считается отцом индуистского национализма в Индии. Его трактат «Основы хиндутвы» , более известный под более поздним названием «Хиндутва: кто такой индуист?» , определял индуиста как человека, который считал Индию своим отечеством, а также святой землей. тремя основными принципами хиндутвы Считалось, что являются общая нация ( раштра ), общая раса ( джати ) и общая культура/цивилизация ( санскрит ). [11]
Махатма Джьотиба Пхуле
[ редактировать ]
Джьотиба Пхуле , индийский активист, мыслитель, социальный реформатор, писатель и теолог из Махараштры . Он и его жена Савитрибай Пхуле были пионерами женского образования в Индии. Его работа распространялась на многие области, включая образование, сельское хозяйство, кастовую систему, улучшение положения женщин и вдов и устранение неприкасаемости. Он наиболее известен своими усилиями по обучению женщин и представителей низших каст, а также масс. Получив образование у своей жены, в августе 1848 года он открыл первую школу для девочек в Индии. [12]
В сентябре 1873 года Пхуле вместе со своими последователями сформировал Сатьяшодхак Самадж (Общество искателей истины), чтобы добиться равных прав для крестьян и людей из низших каст.
Нанаджи Дешмукх
[ редактировать ]Нанаджи Дешмук основал Читаркут Грамодья Вишвавидьялая в Читракуте - первом сельском университете Индии и был его ректором. [13] Нанаджи реализовал философию интегрального гуманизма, чтобы улучшить уровень жизни более чем 150 деревень Бунделькханда.
В 1999 году он был награжден Падма Вибхушан . Бывший президент Индии APJ Абдул Калам похвалил Дешмукха за его «целеустремленную преданность делу подъема народа». [14]
Синдхутай Сапкал
[ редактировать ]- Синдхутай Сапкал , ласково известная как «Мать сирот», — индийский социальный работник и общественный деятель, особенно известный своей работой по воспитанию детей-сирот в Индии.
Она усыновила более 1800 сирот. В 2016 году Технологический и исследовательский институт имени Д.Я. Патила присвоил ей степень доктора литературы.
- Дочь пастуха и брошенная жена бедного фермера Синдхутай прошла через множество невзгод и даже планировала покончить жизнь самоубийством, пока не обнаружила цель своей жизни — посвятить себя сиротам.
- В 2017 году она была награждена Премией Нари Шакти от президента ИНДИИ, которая является высшей гражданской наградой для женщин, Премией Матери Терезы , Премией Ахилиабаи Холкара, вручаемой правительством Махараштры социальным работникам в области защиты женщин и детей, Национальная премия «Знаковая мать» (первый лауреат) и многие другие подобные национальные награды от правительства и организаций. За свою работу она получила более 750 наград по всему миру.
- В 2010 году был выпущен ее биографический фильм на языке маратхи под названием « Ми Синдхутай Сапкал».
- У нее также есть несколько операционных организаций в Махараштре .
Баба Амт
[ редактировать ]Баба Амте был особенно известен своей работой по реабилитации и расширению прав и возможностей бедных людей, страдающих проказой . [15] Обладатель различных наград, Амте был удостоен в 1985 году Премии Рамона Магсайсая за государственную службу. [16]
Анна Хазаре
[ редактировать ]Анна Хазаре — индийская общественная активистка, которая возглавляла движения за содействие развитию сельских районов, повышение прозрачности правительства, а также расследование и наказание коррупции в общественной жизни. Помимо организации и поощрения массовых движений, Хазаре часто проводил голодовки для продвижения своих интересов. [17] [18]
Хазаре также внес свой вклад в развитие и структурирование Ралегана Сиддхи , деревни в Парнер-Талука округа Ахмеднагар, Махараштра .
Хазаре и молодежная группа решили заняться проблемой алкоголизма , чтобы стимулировать процесс реформ. На собрании, проведенном в храме, жители деревни приняли решение закрыть пивные и запретить употребление алкоголя в деревне. Поскольку эти решения были приняты в храме, они в некотором смысле стали религиозными обязательствами. Более тридцати ликеро-водочных предприятий добровольно закрыли свои заведения. Те, кто не поддался социальному давлению, были вынуждены закрыть свой бизнес, когда молодежная группа разгромила их помещения. Владельцы не могли жаловаться, поскольку их бизнес был незаконным. [19]
Хазаре обратился к правительству Махараштры с просьбой принять закон, согласно которому запрет вступит в силу в деревне, если этого потребуют 25% женщин в деревне. В 2009 году правительство штата внесло поправки в Закон о запрете Бомбея 1949 года, чтобы отразить это. [20]
Социальные барьеры и дискриминация, существовавшие из-за кастовой системы в Индии, были в значительной степени устранены жителями деревни Ралеган Сиддхи. Именно моральное лидерство Хазаре мотивировало и вдохновляло жителей деревни избегать неприкасаемости и кастовой дискриминации. Браки далитов заключаются в рамках программы общинных браков вместе с представителями других каст. Далиты интегрировались в социальную и экономическую жизнь деревни. Жители деревни из высшей касты построили дома для далитов низшей касты с помощью шрамдана и помогли погасить их кредиты. [21] [22] [23]
Абхай и Рани Банг
[ редактировать ]Доктор Абхай Банг и доктор Рани Банг — общественные активисты, исследователи, работающие в области общественного здравоохранения в Гадчироли районе штата Махараштра . Они произвели революцию в здравоохранении беднейших слоев населения Индии и реализовали программу, которая существенно снизила уровень младенческой смертности в одном из самых бедных регионов мира. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и ЮНИСЕФ одобрили свой подход к лечению новорожденных, и в настоящее время программа распространяется в некоторых частях Африки. [24] The Bangs основали ПОИСК [25] (Общество образования, действий и исследований в области общественного здравоохранения) – некоммерческая организация, занимающаяся медицинским обслуживанием и исследованиями в сельской местности. Супруги Банг являются лауреатами престижной премии Махараштры Бхушан . Они опубликовали множество статей в The Lancet , одном из самых престижных медицинских журналов в мире. [26]
Пракаш Амте
[ редактировать ]Пракаш Амте — врач и социальный работник из Махараштры . Сын лауреата премии Магсайсай Баба Амте , он и его жена, доктор Мандакини Амте, были награждены премией Магсайсай за «Лидерство в обществе». [27] в 2008 году за благотворительную деятельность в форме Лок Бирадари Пракальп среди Мадиа Гондс в районе Гадчироли штата Махараштра и соседних штатах Андхра-Прадеш и Мадхья-Прадеш.
Другой
[ редактировать ]- Савитрибай Пхуле - основала первую женскую школу в Бхиде Вада в Пуне в 1848 году. [28]
- Пандуранг Садашив Сане – Сане Гуруджи – борец за свободу, революционный и социалистический лидер
- Нирмала Дешпанде - присоединилась к Винобы Бхаве в движению Бхудан 1952 году. Она предприняла пешее путешествие длиной 40 000 км - падаятра - по Индии, чтобы донести послание Ганди о Грам Сварадже . Она также получила Ситара-и-Имтиаз, один из третьих в Пакистане. высшие гражданские награды, 13 августа 2009 г.
- Нарендра Дабхолкар - активист, известный своей ролью в Ахил Бхаратия Андхашраддха Нирмулан Самити (АБАНС)
- Синдхутай Сапкал – основал приюты для беспризорных детей.
- Гопал Хари Дешмукх – писатель и социальный реформатор, наиболее известный благодаря своему «Локхитвадинчи Шатапатре».
- Гопал Ганеш Агаркар – социальный мыслитель из Пуны . Бывший соратник Локманья Бал Гангадхара Тилака.
- Вивек Веланкар – активист RTI из Пуны .
- Пурушоттам Какодкар - Он принял участие в Движении гражданского неповиновения, организованном Рамом Манохаром Лохией в Гоа в 1946 году.
- Шарад Анантрао Джоши - основатель партии Сватантра Бхарат Пакш и Шеткари Сангхатана (фермерской организации).
- Шаху из Колхапура -
Королю штата Колхапур принадлежит множество социальных реформ и создание множества учебных заведений.
- Шиврампант Дамле - педагог
См. также
[ редактировать ]- Список маратхи в спорте
- Список маратхи в литературе и журналистике
- Список маратхи в науке, технике и технологиях
- Список маратхи в исполнительском искусстве
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Не-Гандианский Ганди: Жизнь и загробная жизнь Махатмы - Клод Марковиц
- ^ «Король доброты (Виноба Бхаве, Бхудан, Грамдан, Сарводая, Движение Ганди)» . Маркшеп.com. Архивировано из оригинала 14 января 2010 года.
- ^ «Интернет-биография Винобы Бхаве» . Архивировано из оригинала 17 марта 2013 года . Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ Список лауреатов премии Бхарат Ратна
- ^ «Справочник наград Падма (1954–2007)» (PDF) . Министерство внутренних дел. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2009 года.
- ^ « Дхьяспарва — фильм Амола Палекара» . IMDB .
- ^ «Действительно ли мы уважаем доктора Амбедкара или это просто пустые слова?» .
- ^ «Дом для «дома» Амбедкара » . Архивировано из оригинала 16 февраля 2015 года.
- ^ «Конституция Индии: роль доктора Б. Р. Амбедкара» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года.
- ^ «Бхарат Ратна: Краткая история лауреатов премии» .
- ^ Шарма, Арвинд (2002). «Об индуизме, Индостане, индуизме и хиндутве». Нумен . 49 (1): 1–36. дои : 10.1163/15685270252772759 . JSTOR 3270470 .
- ^ Мариам Дхавале. «AIDWA отмечает годовщину рождения Савитрибая Пхуле» .
- ↑ Общественная активистка Нанаджи Дешмук умерла The New Indian Express
- ^ Разумно используйте человеческие ресурсы: Калам.
- ^ Студенческая Британика Индия . Популярные публикации. 2000. с. 62.ISBN 0-85229-760-2 .
- ^ «Амте, Мурлидхар Девидас | ЦИТАТА» .
- ^ Кохари, Ализе (16 августа 2011 г.). «Голодовки: чего они могут добиться?» . Новости Би-би-си.
- ^ Ярдли, Джим (18 августа 2011 г.). «Маловероятное эхо Ганди вдохновляет индийцев на действия» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 августа 2011 г.
- ^ Сибрук, Джереми (1993). Жертвы развития: сопротивление и альтернативы . Версо. п. 250. ИСБН 0-86091-385-6 . Проверено 14 июня 2011 г.
- ^ Дешмук, Винита (7 апреля 2011 г.). «Анна Хазаре, наша единственная, большая надежда, и почему он может это сделать» . Манилайф . Проверено 8 апреля 2011 г.
- ^ Рамеш Авасти и Дашрат К. Панманд. «Развитие с участием акционерного капитала» . Университет Мэриленда . Проверено 20 августа 2011 г.
- ^ «Движение масс по пути Анны» . Индуистское бизнес-направление . Проверено 19 июля 2011 г.
- ^ Поддар, Ганешдатта (2009). Глобализация, либерализация и защита окружающей среды . Публикации Равата. стр. 262 страницы. ISBN 978-81-316-0109-9 . Проверено 19 июля 2011 г.
- ^ http://www. Архивировано 26 апреля 2001 г. в Wayback Machine . Guardian.co.uk Глобальное развитие, Младенческая и детская смертность, День Элизабет – The Observer, воскресенье, 20 марта 2011 г. Доктор Абхай Банг: революционный педиатр (по состоянию на 28 ноября 2012 г.)
- ^ Официальный сайт ПОИСКА (Архивировано 7 ноября 2012 г.)
- ^ доктор Абхай Т. Банг, доктор медицинских наук; Рани А. Банг, доктор медицины; Санджай Б. Байтуле, DHMS; М. Ханими Редди, доктор философии; Махеш Д. Дешмук, магистр наук (4 декабря 1999 г.). «Влияние ухода за новорожденными на дому и лечения сепсиса на неонатальную смертность: полевые испытания в сельской Индии» . Ланцет . 354 (9194): 1955–1961. дои : 10.1016/s0140-6736(99)03046-9 . ПМИД 10622298 . S2CID 27157242 . Проверено 17 июня 2014 г.
- ↑ Цитирование. Архивировано 27 августа 2008 г. в Wayback Machine с веб-сайта Фонда премии Рамона Магсайсая.
- ^ Мариам Дхавале. «AIDWA отмечает годовщину рождения Савитрибая Пхуле» . Проверено 3 марта 2014 г.