Планы (Восстания)

«Планос» («Планы») — камерно-музыкальное произведение мексиканского композитора Сильвестра Ревуэльтаса , также немного увеличенное, написанное для полного оркестра и опубликованное под альтернативным названием Danza geométrica (Геометрический танец). Обе версии были написаны в 1934 году, и обе партитуры посвящены архитектору Рикардо Ортеге.
История
[ редактировать ]По крайней мере, еще с 1926 года архитектор Рикардо Ортега поощрял Ревуэльтаса более серьезно относиться к своим сочинениям и показал некоторые из своих ранних партитур Эдгару Варезу . Когда в 1934 году Ревуэльтас сочинил «Планос» , структура которого явно намекала на архитектурные модели, он посвятил партитуру своему другу-архитектору. Хотя Ревуэльтаса часто считают мексиканским националистом с сильными популистскими наклонностями, Планос не содержит явных ссылок на фольклор. Это одно из самых чистых его музыкальных произведений, в котором практически незаметно использование каких-либо элементов народной музыки. [ 1 ] Его ссылки на геометрию, хотя и более программные, чем у Вареза, тем не менее указывают на родство с творчеством старшего композитора в общем линейном характере. Ревуэльтас определенно знал о музыке и эстетике Вареза в 1920-х годах, когда два композитора обменивались перепиской. [ 2 ]
Версия камерной музыки была завершена в марте 1934 года и переоркестрована в июне того же года для полного оркестра. [ 3 ]
Ревуэльтас описал эту работу как
функциональная архитектура, не исключающая сантиментов. Мелодические фрагменты исходят из того же импульса, той же эмоции, что и другие мои произведения; они поют постоянными ритмами, всегда в движении; они производят звучность, которая может показаться странной, потому что она необычна. Мои ритмы и звучности напоминают другие ритмы и звучности, как строительный материал в архитектуре тождествен любому строительному материалу, но служит для построек, различных по смыслу, форме и выражению. [ 4 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Камерная версия, опубликованная как Planos , рассчитана для нонета : B ♭ кларнет, B ♭ бас-кларнет, фагот, труба C, фортепиано, 2 скрипки, виолончель и контрабас. Эта разнородная партитура, напоминающая провинциальные оркестры, напоминает партитуры других партитур Revueltas, таких как Alcancías и Colorines (обе 1932 года), Toccata sin Fuga (1933) и немного более поздняя Homenaje a Federico García Lorca . [ 5 ]
Версия для большого оркестра, опубликованная как Danza geométrica , рассчитана для пикколо, 2 флейт, 2 кларнетов E ♭ , 2 кларнетов B ♭ , бас-кларнета B ♭ , 3 фаготов (3-й дублирующий контрфагот), 4 валторн, 4 труб, 3 тромбонов , туба, перкуссия (4 игрока: ксилофон, глокеншпиль, большой и малый тамтамы, большой барабан, фарс, тарелки, большой гонг, бубен и трубчатые колокольчики), 2 фортепиано и струнные. Более крупный ансамбль, похоже, также потребовал временного расширения. Два раздела в первой половине расширены и переписаны с добавлением нового мелодического материала, возвращение вступительного материала в конце переработано, и повсюду добавляются случайные повторения мотивов. [ 6 ]
Анализ
[ редактировать ]Планос отходит от тройной формы A–B–A Revueltas, обычно используемой в одночастных произведениях. Вместо этого он свободно структурирован и тщательно составлен . [ 7 ] Он построен модульно, мозаично из шести порождающих мотивов , каждый из которых имеет несколько вариантов формы. Этими мотивами манипулируют и сопоставляют, что приводит к их постоянной реконтекстуализации. [ 8 ] идентичность каждой из этих мотивных групп усиливается за счет использования определенных тембров, интенсивностей, артикуляций, регистров, мелодических контуров, размеров, ритмических рисунков и длительности. Ревуэльтас соединяет их в единое целое посредством использования секвенирования, двойного и тройного наложения, стретто, фрагментации, протяженности и затенения, объединенных сложной конструкцией остинато и ритмических плоскостей. В результате музыкальный дискурс часто бывает одновременно плавным и резким, «точным зеркалом повседневной битвы внутри противоречивых образов его внутреннего и внешнего миров». [ 9 ]
Когда было высказано предположение о влиянии Игоря Стравинского на оркестровую версию, композитор отреагировал:
Оно было проведено в прошлом году. Мнения разделились. Некоторые думали, что это Стравинский; кто знает, что бы подумал Стравинский. Поскольку здесь используются два фортепиано и несколько гонгов, аккорды в начале и конце напоминают звучность финальных аккордов « Свадебки» Стравинского; однако это не одни и те же ноты и не одни и те же интервалы, что, вероятно, придает им еще большее сходство. [ 10 ]
Дискография
[ редактировать ]Камерная версия
[ редактировать ]- Бунты Сильвестра: дань уважения Гарсиа Лорке ; Планы: Геометрический танец ; Токката без утечек ; Две маленькие серьезные пьесы ; Три сонета Камерный оркестр MGM, Шарль Суринах , дир. Запись LP, 1 звуковой диск: 33⅓ об/мин, монофонический; 12 дюймов. MGM E 3496. Панамериканский музыкальный сериал. [Np]: MGM Records,
- Университетский оркестр . Эдуардо Мата : Импровизации нет. 2 , для двух фортепиано и струнных; Сильвестре Ревуэльтас: Планы ; Восемь на радиус ; Родольфо Хальфтер : Три пьесы для струнного оркестра . Омеро Валле, Хорхе Суарес, фортепиано (в 1-й работе); Университетский оркестр; Эдуардо Мата, водитель. Запись LP, 1 аудиодиск: аналоговый, 33⅓ об/мин, 12 дюймов, стерео. RCA Red Seal MRL/S-001. Мексика, Германия: Красная печать RCA, 1970.
- Сильвестр Ревуэльтас: Камерная музыка . Бунты: Копилки ; Ходячий головастик ; Восемь на радиус ; Токката без фуги ; Планы . Лондонская симфониетта , Дэвид Атертон , дир. Записано в ноябре 1979 года, Лондон. Запись LP, 1 аудиодиск: аналоговый, 33⅓ об/мин, 12 дюймов. стерео. РКА Виктор МРС-019. Мексика, Германия: RCA Victor, 1980. Переиздано в журнале « Ночь майя: Музыка Сильвестра Ревуэльтаса» . Запись компакт-диска, 1 аудиодиск: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Катализатор 09026-62672-2. [Нью-Йорк]: Катализатор, 1994.
- Дань уважения Ревуэльтасу . Сильвестре Ревуэльтас: Сенсемая ; Восемь на радиус ; Планы (камерный вариант); Прогулка ; «Это был король» (аранжировка Тимоти МакКеуна); Июньское время ; Ходячий головастик ; Пьеса для двенадцати инструментов ; Дань уважения Фредерико Гарсиа Лорке (аранжировка The Ebony Band); Хосе Помар: Ритмическая прелюдия и фуга . Хуан Карлос Тахес, декламируйте; Ebony Band, Амстердам, Вернер Херберс, конд.. Записано в ноябре 2003 года в Концертном зале Тилбурга, Нидерланды. Гибридная запись SACD, 1 аудиодиск: цифровой, 4 ¾ дюйма, многоканальный объемный звук/стерео. Channel Classics CCS SA 21104. Хервинен, Нидерланды: Channel Classics, 2004.
Оркестровая версия
[ редактировать ]- Сильвестр Ревуэльтас: Оркестровая музыка . Новый филармонический оркестр Лондона; Эдуардо Мата, дирижер. Записано в ноябре 1975 года в Уолтемстроу, Лондон. Запись LP, 2 звуковых диска: аналоговый, 33⅓ об/мин, стерео, 12 дюймов RCA Red Seal MRSA-1. Мексика, Германия: RCA Red Seal, 1976. Переиздано на Silvestre Revueltas, Centennial Anthology 1899–1999: 15 шедевров . Запись компакт-диска, 2 аудиодиска: цифровой, 4¾ дюйма, стерео. Красная печать RCA 09026-63548-2. Нью-Йорк: Красная печать RCA; Мексика, DF: Conaculta, BMG, 1999.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Санчес-Гутьеррес 1996 , 7, 48.
- ^ Санчес-Гутьеррес 1996 , 14, 29–30.
- ^ Слонимский 1945 , 250.
- ^ Revueltas 1989 , 212–213, перевод Слонимского 1945 , 248.
- ^ Санчес-Гутьеррес 1996 , 37–38.
- ^ Арчибальд 1966 .
- ^ Эрнандес 2009 , 80.
- ^ Санчес-Гутьеррес 1996 , 29, 33–34, 122–124.
- ^ Кольб Нейхаус 1998 .
- ^ Ревуэльтас 1989 , 212.
Источники
- Арчибальд, Брюс. 1966. "Silvestre Revueltas: Danza геометрическая . Нью-Йорк: Southern Music Publishing Co., 1964" (обзор). Заметки , вторая серия, 23, вып. 2 (декабрь): 345.
- Эрнандес, Хуан де Диос. 2009. «Национализм и музыкальная архитектура в симфонической музыке Сильвестра Ревуэльтаса». ДМА дисс. Тусон: Университет Аризоны.
- Кольб Нейхаус, Роберто . 1998. « Сильвестр Ревуэльтас: Повесть о непростительном забвении ». Веб-сайт Peer Music Classical (по состоянию на 13 февраля 2015 г.).
- Бунты, Сильвестр. 1989. Сильвестр Ревуэльтас сам по себе: автобиографические заметки, дневники, переписка и другие сочинения великого музыканта под редакцией Розауры Ревуэльтас. Мексика, Германия: Era Editions. ISBN 968-411-287-4 .
- Санчес-Гутьеррес, Карлос Даниэль. 1996. «Приготовленное и сырое: синкретизм в музыке Сильвестра Ревуэльтаса». Кандидатская дисс. Принстон: Принстонский университет.
- Слонимский, Николай . 1945. Музыка в Латинской Америке . Нью-Йорк: Томас Ю. Кроуэлл.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хоаг, Чарльз. 2002. «Некоторые аспекты мелодий Ревуэльтаса». В «Диалоге сияний: Карлос Чавес и Сильвестре Ревуэльтас» , под редакцией Рикардо Миранды Переса и Яэля Битрана , 109–117. Мехико: Национальный совет по культуре и искусству (КОНАКУЛЬТА) (Генеральное управление публикаций). ISBN 978-970-18-8409-6 .
- Леклер, Шармен Франсуаза. 1995. «Сольная и камерная музыка Сильвестра Ревуэльтаса». Кандидатская дисс. Юджин: Университет Орегона.
- Майер-Серра, Отто . 1941. «Сильвестр Ревуэльтас и музыкальный национализм в Мексике». Музыкальный ежеквартальный журнал 27, вып. 2 (апрель): 123–145.
- Ревуэльтас, Сильвестр. 1963. Планос (Самолеты) для Малого оркестра (партитура). Нью-Йорк: Южное музыкальное издательство.
- Ревуэльтас, Сильвестр. 1964. Danza Geometrica для большого оркестра (партитура). Нью-Йорк: Южное музыкальное издательство.
- Руппли, Мишель и Эд Новицкий. 1998. Лейблы MGM: Дополнительные записи . Том 3 лейбла MGM: Дискография. Дискографии: Ассоциация коллекций записанных звуков. Дискографическая справочная серия 75. Greenwood Press. ISBN 9780313300523 .
- Сааведра, Леонора. Мануэля М. Понсе 2009. « Чапультепек и противоречивые представления оспариваемого пространства». Музыкальный ежеквартальный журнал 92, вып. 3–4 (осень – зима): 279–328.
- Стивенсон, Роберт. 2001. «Ревуэльтас, Сильвестр». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Планос на Vimeo , участники симфонического оркестра ЕНД , Хорхе Перес Гомес дирижирует