Церковь Святого Джайлса, Нимбурк
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2018 г. ) |

Церковь Святого Джайлса ( чеш . Kostel svatého Jiljí на Костельной площади в центре Нимбурка в Среднечешском крае Чехии ) — церковь . Церковь была построена, вероятно, в 13 веке, как и окружающий город, однако не сохранилось источников, подтверждающих ее происхождение. Церковь представляет собой трехнефную базилику с длинным алтарем и башней спереди. Была еще вторая башня, но сейчас остались только ее остатки.
Храм представляет собой образец кирпичной готической архитектуры, за исключением нескольких частей, выполненных из песчаника. Его тонкая башня достигает 66 метров (217 футов) и вместе со средневековыми валами создает характерный силуэт города. Настоятельская церковь первоначально была посвящена Святому Николаю , во время Тридцатилетней войны посвящение изменилось на Святого Джайлса . Церковь является памятником культуры Чехии.
История
[ редактировать ]Церковный фундамент
[ редактировать ]Из-за отсутствия сохранившихся исторических источников трудно указать время его основания. Однако историки на основе анализа архитектурного стиля предполагают связь основания города с возникновением церкви. Древнейшим документом, рассказывающим об истории города, является грамота Оттокара II монастыря Нимбурк об основании доминиканского в конце 13 века. Основание нищенствующего монастыря, вероятно, было связано с возникновением города, приходского дома и церкви, тогда это была церковь Св. Николая. Таким образом, начало церкви приходится на период правления Оттокара II, а строительство — на период правления его сына Вацлава II. Особую, редкую технику кладки лицевого кирпича сюда, вероятно, принесли поселенцы. Эти поселенцы, профессиональные основатели городов с северо-запада Фландрии, были назначены Оттокаром II.
Фазы
[ редактировать ]Церковь строилась поэтапно, поэтому в ней присутствует несколько разных стилей. Самый старый из них — раннеготический пресвитерий с пятиугольной (восьмиугольной) апсидой, датируемый второй половиной XIII века. Доступ в алтарь осуществлялся через южный портал, который имел высокопрофильную готическое остроконечную арку. В то же время были построены северная ризница и северная часовня Девы Марии Венской. В 1343 году церковь сгорела и была реконструирована. Одновременно с реконструкцией, вероятно, были добавлены базиликовые нефы и северная кирпичная башня, которую называли «красной» или «старой». Расширение на заключительном этапе находилось под контролем архиепископа Влашимского Яна Очко . На рубеже 14 и 15 веков церковь поддерживалась щедростью горожан и их дарами. Во время правления короля Карла IV была пристроена южная башня, известная как «белая», сделанная из блоков песчаника, и часовня св. Доротеи прямоугольной к южному фасаду алтаря формы. Самые молодые части церкви — южное и северное крыльцо, построенные около 1500 года у боковых входов.
Большое влияние имела также Тридцатилетняя война. Тяжелые обстоятельства глубоко влияют на город, его жителей и церковь. Город дважды был завоеван и разрушен в 1630-х годах саксонской армией. Этот несчастный случай произошел 16 августа 1634 года. Когда саксы заняли город, они прорвались через северные ворота церкви и убили почти 200 жителей (включая женщин и детей), скрывавшихся внутри. Следовательно, северный вход больше не используется и закрыт навсегда. Сегодня о печальном происшествии остался мемориал, установленный на стене церкви.
После Тридцатилетней войны строитель Д. Огюстен построил барочный свод над пресвитерием и видоизменил всю конструкцию. (В 1985 году башня снова была покрыта шлемами в стиле барокко.) Леопольд I финансово поддержал репарации после пожара 1686 года. В красную башню пару раз ударила молния из- за прогорания и трещин. Поэтому пришлось поддерживать большую погрузочную колонну. Через столб были сделаны сводчатые ворота для проезда. В 1846 году была снесена часть кирпичной башни над венцовым карнизом церкви. Во второй половине XIX века архитектор Бернард Грюбер спроектировал повторную реконструкцию церкви, однако в период с 1862 по 1866 год архитектор Матей Червены осуществил ее лишь частично. архитектор Йозеф Мокер К реконструкции присоединился и . Бело-южная башня получила тонкую пирамидальную крышу и галерею с неоготической балюстрадой . Барочный свод был скрыт и заменен более низким неоготическим. Между 1913 и 1918 годами архитектор Камиль Гильберт руководил реконструкцией церкви. Работал также академический художник Франтишек Фишер из Праги. Гильберт удалил неоготические изменения и восстановил церковь в первоначальный готический вид. Он сделал новый свод в пресвитерии, убрал опорную колонну, открыл залитые окна, восстановил или, возможно, спроектировал сам оконный узор и изменил порталы. Его реконструкция была последней за многие годы, поскольку следующие работы над церковью состоялись в 1985 году. В эти дни была восстановлена фреска алтаря в южном нефе, поврежденная старинная испанская черепичную крышу тоже заменили медными листами. Электропроводку отремонтировали сами прихожане, а затем покрасили церковь. В 90-е годы прошла генеральная реконструкция башни за счет средств города и государства. В 2003 году заменили вытоптанный кафельный пол южного нефа. Вокруг церкви находилось городское кладбище, использовавшееся до 1787 года и окончательно закрытое в 1821 году. Сегодня вокруг церкви разбита мощеная площадь.
Архитектура
[ редактировать ]План этажа
[ редактировать ]
- 1 восьмиугольная апсида
- 2 пресвитария
- 3 Часовня Девы Марии Венской
- 4 Старая ризница
- 5 Южное крыльцо пресвитерия
- 6 Новая ризница
- 7 Главный неф церкви
- 8 Северный неф
- 9 Северное крыльцо
- 10 Северная башня
- 11 Южный неф
- 12 Южное крыльцо
- 13 Часовня Св. Доротеи, южная башня
Пресвитерия
[ редактировать ]Пресвитерий имеет два сводчатых поля и пятигранную апсиду, узнаваемую снаружи благодаря опорным колоннам. Здесь десять колонн, восемь из них сделаны в основном из блоков песчаника, каждая из которых заканчивается небольшой двускатной крышей . В пресвитерии имеется восемь остроконечных арочных окон. Три из них находятся в продольных стенах вместе с окном-розеткой . Архитектор Камиль Гильберт изменил их, он вновь открыл окна, которые были отменены во время перестройки церкви в стиле барокко. Он восстановил оригинальный косяк с двойным пазом и разделенным грушевидным валом. Оконные узоры состоят из трилистников , четырехлистников , пятиконечных и шестиконечных звезд и розы. Под крышей рядом с пресвитерием проходит венцовый карниз с простым пазом. Камиль Гильберт также построил новый ребристый свод на обоих полях пресвитерия и в апсиде. В больших ребрах используются остатки тас-де-зарядов , оригинальные пружины и кронштейны . Кронштейны выполнены в виде растительного пластического орнамента. Пересекающаяся арка, отделяющая неф от хора, образована широкой прямоугольной полосой, непрерывно доходящей до земли. Также существует грушевидный профиль, проходящий с прямоугольной полосой. Его грушевидная форма капители имеют такой же характер, как и капители в пресвитерии. Замковые камни свода украшены символами Адама и Евы, музыкой и знаком города с годом реконструкции свода в центре.
В своде пресвитерия есть фрески под названием «Чешский рай», законченные в 1915 году художником Артушем Шайнером . На своде апсиды видны знаки четырех евангелистов. А в своде рядом с нефом – фрески с изображением херувимов, играющих на музыкальных инструментах. Пресвитерию принадлежат старая ризница и часовня Венской Девы Марии. Снаружи они соединены как один объект и между ними нет контрфорса. Вот окно со стрельчатой аркой и простым узором, пропускающим свет в часовню. Для освещения ризницы имеются два окна: одно остроконечное, второе круглое. Старая ризница имеет два поля ребристого свода, недавно построенного Камилем Гильбертом. У южной стороны пресвитерия расположена современная ризница. Свет проникает внутрь через пару окон с косыми косяками и узором. Ризница имеет два ребристых крестовых свода. Ребра там имеют клиновидный профиль. Ребра нагружаются кронштейнами навеса. Здесь находятся остатки двух фресок и хорошо сохранившаяся надпись на стене. Рядом с ризницей находится крыльцо, пристроенное в начале 16 века. Крыльцо выполнено в простом стиле поздней готики. портал . Портал реконструирован в ХХ веке, имеет по бокам две маски работы скульптора Станислава Сухарды и завершен финалом. На южном крыльце был звездчатый ребристый свод, как и под белой башней, но Камиль Гильберт удалил его. Вероятно, самой впечатляющей частью всего сооружения является оригинальный южный портал пресвитерия с массивной остроконечной аркой, уходящей глубоко в стену. Портальный косяк богато декорирован профилированными валами грушевидной, цилиндрической и прямоугольной формы. Арка снаружи декорирована поясом из пластиковых виноградных листьев. В тимпане над порталом находится скульптура Оттокара II работы скульптора С. Сухарда. Из его мастерской вышел также герб Чешского королевства и города Нимбурка, размещенный на стенах южного крыльца.
Неф и проходы
[ редактировать ]Другая часть церкви представляет собой базиликальный неф с приделами с обеих сторон. Центральный сосуд освещается напрямую. Над западной частью борта судна построены башни . Центральный сосуд имеет ту же высоту, что и пресвитерий, и имеет десять кирпичных контрфорсов, завершенных небольшой двускатной крышей. В главном судне девять окон, одно из них проходит через западную переднюю стену. Остальные восемь расположены в верхней трети боковых стенок. Снаружи все окна имеют под собой сплошной молдинг. Ниже молдинга начинается односкатная крыша бортовых сосудов. Ребра во всех четырех полях свода нагружают поперечный свод. Есть три краеугольных камня с геральдическими знаками и растительными мотивами, один краеугольный камень отсутствует и в своде осталось круглое отверстие. Свод украшен лишь узким поясом растительных мотивов. Над крыльцом находится пятое сводовое поле, но со сводом в стиле барокко. Сегодня галерея расширена до дополнительного поля, а на внутренней передней стороне находится фреска, вероятно , 17 века. На галерее находится орган из мастерской мастера Йозефа Тучека из Кутна Гора .
Между боковыми сосудами и главным нефом расположены аркады . На севере - боковой сосуд с тремя окнами и двумя контрфорсами, соединяющийся с центральным нефом. Крестовый свод имеет четыре поля в ряд и одно, разделенное поясом, поскольку в прошлом это поле нагружало северную башню. [ нужны разъяснения ] Рядом с северным нефом было пристроено крыльцо квадратной формы с ребристым сводом. Крыльцо было изменено в 17 веке. Южный неф имеет такое же расположение, как и северный, однако поле пятого свода отличается. Под белой башней находится часовня. Он имеет звездообразный свод, поддерживаемый кронштейнами с фигурным декором. К южному нефу принадлежит крыльцо квадратной формы XV века с позднеготическим порталом. Портал имеет пересекающуюся струну в косяке формы гусеницы . Крыльцо имеет восьмиугольную пирамидальную крышу.
Башни и западный фасад
[ редактировать ]
Северной башни больше нет, за исключением ее остатков под уровнем венчающего карниза. По указанию Камиля Гильберта свод был перенесен с южного крыльца пресвитерия на первый этаж северной башни. Южная башня имеет четыре уровня, разделенных каменной лепниной. Башня имеет два контрфорса, контрфорсы завершаются башенками и готической розой наверху. Пиннаклы также находятся в углах второго и третьего этажа. В первом этаже одно узкое двойное стрельчатое окно. На первом и втором этажах четыре больших остроконечных окна. Над третьим этажом в 20 веке был надстроен куб четвертого этажа. На четвертом этаже находится комната стража и четыре часа. Вокруг четвертого этажа проходит галерея с каменной балюстрадой. Сохранилась только одна горгулья , еще четыре — новые. Оригинальны также пояс из тетрафольг под балюстрадой и пять гербов внизу.
Между башней и контрфорсом находится лестница с пятью небольшими готическими окнами. Лестницу над первым этажом перекрывает восьмиугольная каменная пирамида. Вход на лестницу изначально был из часовни под башней через готический портал. Портал имеет тимпан со знаком Нимбурка. Но сейчас портал спрятан в стене. На западном фасаде церкви между двумя башнями находится меньший псевдоготический портал. Портал используется как главный вход в церковь. Фасад закончен высоким фронтоном в форме равностороннего треугольника . А на его верхних сторонах есть зубцы . Фронтон состоит из поясов глухих аркад .
Интерьер
[ редактировать ]Внутри церкви хранится много интересного и ценного. Самой ценной является пластика первого покровителя Николая, выполненная из камня. Пластика, вероятно, происходила из мастерской скульптора Питера Парлера (XIV век), но могла быть и старше. Его первоначальное место находилось на вершине контрфорса на юге, но сегодня внутри оно защищено от погодных условий. Большая часть оборудования церкви выполнена в стиле барокко . Главный алтарь в передней части построен в 1704 году. Его изготовил резчик Ф. М. Коттербауэр из Кутной Горы. Богато украшенная скиния была построена в 1916 году по проекту Камиля Гильберта. Автор алтарной картины неизвестен. На картине изображен второй покровитель – отшельник Сент-Джайлс. Франтишек Адамек создал большинство скульптур внутри и кафедру в 1770 году. Другие картины взяты из мастерских художников эпохи барокко Вацлава и Йозефа Крамолина (коренных жителей Нимбурка), Яна Маунтена, Й. Я. Хентча, Игнаца Мюллера и Йозефа Хеллиха.
Галерея
[ редактировать ]-
Юго-восточный вид на пресвитерий
-
Вид с юга
-
Западный фасад
-
Западный фасад
-
Пресвитерия с юга
-
Западный фасад
-
Северное крыльцо бортового судна
-
Позднеготический портал южного нефа.
-
Простой позднеготический портал южного крыльца пресвитерия.
-
Башня церкви
-
Башня с балюстрадой и гербами
-
Алтарь
-
Интерьер церкви
-
Вид на орган
-
Звездчатый свод под южной башней.
-
Свод бортового судна
-
Ребристые своды центрального нефа
-
Валы в центральном нефе
-
Пояс вала
-
Розетка
-
Отмененный портал с тимпаном и гербом Нимбурка.
-
Скульптура Святого Николая
-
Кафедра в стиле барокко
-
Алтарь Девы Марии Венской
-
Краеугольный камень с табличкой Яна Очко из Влашима
-
Краеугольный камень со знаком архиепископства Оломоуцкого
-
Мемориал жертвам Тридцатилетней войны
Ссылки
[ редактировать ]- Поче, Эмануэль. Художественные памятники Чех 2: КО, Академия, Прага, 1978, 578 страниц и др., 1-е издание.
- Ржехоунек, Ян. История храма Св. Джилджи, «как говорят о них камни». Нимбурк: Накладное письмо Яна Ржегоуна – Капланка, 2008. ISBN 978-80-903783-4-6 .
- Поль, Йозеф. Деканская церковь Св. Джилджи в Нимбурке. Издание «Тетради отечественных исследований Нимбурка» №1. 1/90. Издано Vlastivedné muzeum в Нимбуке. 1990.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Колечкова Весела, Яна (4 сентября 2017 г.). «Церковь Св. Иллии в Нимбурке» [Магистерская диссертация о церкви Св. Церковь Джайлса в Нимбурке] (PDF) . Проверено 16 июля 2018 г.

50 ° 11'9,32 дюйма с.ш. 15 ° 2'37,83 дюйма в.д. / 50,1859222 ° с.ш. 15,0438417 ° в.д.