Окно-роза



Окно-розетка часто используется как общий термин, применяемый к круглому окну , но особенно используется для тех, которые встречаются в готических соборах и церквях . Окна разделены на сегменты каменными стойками и узором . Термин «окно-роза» не использовался до 17 века и происходит от английского названия цветка «роза» . [ 1 ]
Название «окно-колесо» часто применяется к окну, разделенному простыми спицами, расходящимися от центрального выступа или проема, в то время как термин «окно-розетка» зарезервирован для таких окон, иногда очень сложной конструкции, которая, как можно заметить, несет в себе сходство с многолепестковой розой. Окна-розетки также называют «екатеринскими окнами» в честь святой Екатерины Александрийской , приговоренной к казни на шипованном ломающемся колесе . Круглое окно без узора, которое можно найти во многих итальянских церквях, называется глазным окном или окулусом .
Окна-розетки особенно характерны для готической архитектуры и их можно увидеть во всех крупных готических соборах Северной Франции. Однако их происхождение намного раньше готической архитектуры, и окна-розетки можно увидеть в различных формах на протяжении всего средневекового периода. Их популярность, как и другие средневековые особенности, возродилась во время готического возрождения 19 века, так что их можно увидеть в христианских церквях по всему миру. [ 2 ]
Стиль
[ редактировать ]- Окули : Они могли быть открытыми или слепыми, могли быть покрыты глазурью или заполнены тонким алебастром . В период поздней готики в Италии были распространены очень большие окулярные окна, которые использовались вместо окон с узором и были заполнены сложными изображениями в витражах , созданных наиболее опытными дизайнерами позднего средневековья и раннего Возрождения, включая Дуччо , Донателло , Уччелло и Гиберти . [ 3 ] [ 4 ]
- Колесные окна : эти окна имели простой узор из спиц, исходящих либо от центрального выступа, либо от центрального круга. Популярные в романский период и готическую Италию, они встречаются по всей Европе, но особенно в Германии и Италии. [ 5 ] Они также встречаются в зданиях эпохи романского возрождения 19 и 20 веков.
- Узор из тарелок : окна-розетки с прорезанными отверстиями, а не с узором, встречаются на переходном этапе между романским стилем и готикой, особенно во Франции и особенно в Шартре. Самый известный пример в Англии — окно северного трансепта , известное как «Глаз декана» в Линкольнском соборе . Эти окна иногда встречаются в зданиях эпохи Возрождения XIX века. [ 6 ]
- Ранняя готика : окна-розетки с узором, состоящим из перекрывающихся дуг, напоминающих лепестки цветов, круглой и квадратной формы. Эта форма встречается в Северной Франции, особенно в Лаонском соборе , Италии и Англии. Этот стиль окон популярен в архитектуре готического возрождения из-за сходства с цветком, а также используется с конкретной ссылкой на Богоматерь Розария .
- Районантская готика : окна-розетки разделены стойками, расходящимися от центрального круга, перекрывающимися в сложном дизайне, каждый свет заканчивается заостренной аркой и часто перемежается четырехлистниками и другими подобными формами. Многие из самых больших окон-розеток во Франции относятся к этому типу, особенно в Париже и в трансептах Сен-Дени. Примером в Англии является северный трансепт Вестминстерского аббатства . Этот стиль широко встречается в готических церквях, а также широко имитируется в зданиях неоготического возрождения. [ 7 ]
- Яркая готика : стиль отмечен S-образными изгибами в узоре, благодаря чему каждый источник света приобретает пламенную или «яркую» форму. Многие окна состоят из светильников довольно правильной формы, а богатство дизайна зависит от множества деталей. Хорошие примеры – собор Бове и Сент-Шапель в Париже. Некоторые окна-розетки в стиле поздней готики имеют огромную сложность конструкции, в них часто неожиданным образом используются элементы готического стиля. Великолепным примером является фасад Амьенского собора . Хотя конструкция обычно исходит из центральной точки, она может быть несимметричной относительно каждой оси. Это можно увидеть в ярко украшенном готическом окне под названием «Глаз епископа» в Линкольнском соборе , дизайн которого имеет форму двух колосьев пшеницы.
- Ренессанс : Ренессанс порвал с готическим стилем и вернулся к классическому. Иногда использовались простые окуляры без рисунка, либо в классических фронтонах, либо в классических фронтонах. [ 8 ] или вокруг куполов, как в капелле Пацци во Флоренции. [ 9 ]
- Барокко . В стиле барокко гораздо чаще использовались окуляры, которые не всегда были круглыми, но часто овальными или более сложной формы. Они не имели рисунков или пересекались импостами очень простой формы, но часто были окружены богато украшенной резьбой. Целью таких окон было тонкое освещение внутренних помещений без использования больших окон, обеспечивающих внешний обзор. Они редко являются доминирующим визуальным элементом фасада или интерьера, как большие готические окна. [ 10 ] Однако есть некоторые примечательные исключения, в частности, великолепная вспышка света, льющаяся через овальное алебастровое окно, изображающее Святого Духа в Рередосе за главным алтарем базилики Святого Петра в Риме. [ 11 ]
- Модерн : Современные круглые окна, которые чаще всего имеют простой окулярный тип, имеют эклектичный диапазон влияний, который включает в себя абстрактное искусство , корабельные иллюминаторы и незастекленные круглые проемы восточной архитектуры.
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Происхождение окна-розы можно найти в римском окулусе . Эти большие круглые отверстия пропускают свет и воздух, самое известное из которых находится на вершине купола Пантеона . Геометрические узоры, подобные узорам в окнах-розетках, встречаются и в римской мозаике .
Немецкий историк искусства Отто фон Симсон считал, что происхождение окна-розы лежит в окне с шестилопастными розетками и восьмиугольником , которое украшало внешнюю стену Омейядов дворца Хирбат аль-Мафжар, построенного в Иордании между 740 и 750 годами нашей эры. Эта теория предполагает, что крестоносцы привезли дизайн этого привлекательного окна в Европу, представив его церквям. Но декоративный узор в виде розы и, независимо, узор очень присутствуют в остатках раннехристианской архитектуры , византийской архитектуры и особенно в искусстве Меровингов и вестготской архитектуры до мусульманского завоевания Испании. Но известны и полурозы, например, церковь Сан-Хуан-Баутиста в Баньос-де-Серрато. Скудность и хрупкость остатков этого времени не позволяют говорить о том, что полноценного ажурного окна-розы в раннем средневековье не существовало.
-
Окулус Пантеона , Рим.
-
Римская мозаика. Рим
-
Распространенное вестготическое украшение. Археологический склеп в соборе Валенсии , 6–7 век.
-
Вестготический дизайн роз, доисламский, из базилики Святого Винсента Леринского, Кордова , VI–VII века.
-
Иллюминация Меровингов в Missale Gothicum, около 700 г. Две большие шестилепестковые розы.
-
Вестготическое окно с каменным узором церкви Сан-Хуан-Баутиста, Баньос-де-Серрато , VII век.
В раннехристианской и византийской архитектуре есть примеры использования круглых окул. Обычно они встречаются либо вокруг барабана купола, как в церкви Гроба Господня в Иерусалиме , либо высоко в конце фронтона с низким фронтоном классической формы , как в Сант-Аньезе-фуори-ле-мура в Риме и Собор Торчелло . [ 12 ]
-
Окулус Санта-Мария-Маджоре , Рим, V век (украшение позднее)
-
Баптистерий Святого Иоанна , Пуатье Франция, 6-7 век.
-
Окули Сант-Аньезе за стенами
-
Собор Торчелло , Венеция
-
Базилика Аквилеи , Италия, 11 век.
Окно VIII века, ныне находящееся в Венеции , вырезанное из цельной плиты, имеет чередующиеся ажурные компоненты из двух ярусов по четыре ланцета, разделенных тремя окулами. Множество полукруглых окон с пронизанным узором существует с VI по VIII век, а позже и в Греции . [ 13 ]
Небольшие круглые окна, такие как в Сан-Аньезе и Торчелло, а также незастекленные декоративные круглые ниши продолжали использоваться в церквях в Италии, приобретая все большую популярность в более поздний романский период .
Окна Овьедо
[ редактировать ]В окрестностях Овьедо в Испании находится несколько церквей конца 9-го и начала 10-го веков, которые демонстрируют замечательное множество окон, содержащих самые ранние образцы окон с розами за пределами Византийской империи . Узоры очень напоминают мотивы, встречающиеся на византийской рельефной резьбе мраморных саркофагов , кафедр и оголовков колодцев, а также пронзительных украшениях ширм и окон Равенны и Константинополя . Церковь Сан-Педро имеет прямоугольное окно с пронизанным орнаментом из двух перекрывающихся кругов, верхний из которых содержит греческий крест , причем окно разделено кругами и плечами креста на многочисленные секции, подобные ажурным «огням».
В другой из этих церквей, Сан-Мигель-де-Лилло , находится самый ранний известный пример аксиально расположенного окулуса с узором. Существует несколько таких окон разных размеров, и встречаются украшения как в виде греческого креста, так и в форме зубчатого лепестка, что является прообразом как колесных, так и розовых окон.
-
Сан-Мигель де Лилло , Овьедо , Испания. К 850
-
Сан-Мигель-де-Лилло, деталь
-
Сан-Мигель-де-Лилло, деталь
Романские круглые окна
[ редактировать ]Круглые окна и декоративные круглые ниши являются особенностью многих романских церквей и соборов, особенно в Германии и Италии, где этот стиль существовал в течение длительного периода, перекрывая развитие готики во Франции и ее появление у французских архитекторов в Англии.
В Германии Вормсский собор имеет колесные окна на фронтонах нефа и фронтонах, очень похожий на раннехристианскую базилику Сан-Агнесе в Риме. Апсидальный западный конец имеет центральное колесное окно с меньшими глазками на каждой грани. Церковь Апостолов в Кельне имеет множество глазных и лепестковых окон, образующих декоративные элементы на фронтонах и под рейнским шпилем шлема . Восьмиугольный купол имеет кольцо глазков, по два на каждой изогнутой грани. [ 13 ]

В Тршебиче , Чехия , находится базилика Святого Прокопия в романском стиле XII и XIII веков с апсидальными окнами, похожими на те, что были в Вормсе, но в этом случае проемы заполнены узором готической формы, четко обозначающим переход к новый стиль.
В Италии использование круглых мотивов в различных средах было характерной чертой церковных фасадов, встречающихся в церквях раннего христианства , романского стиля , готики , ренессанса и барокко , хорошо известным примером являются большие круги из полихромного мрамора, которые дополняют центральное круглое окно. на фасаде раннего Возрождения Альберти в Санта-Мария-Новелла во Флоренции . [ 14 ] Окулы также обычно использовались в барабанах, поддерживающих купола, и в качестве верхних светильников в восьмиугольных баптистериях, таких как баптистерий в Кремоне .
Романские фасады с окулями включают Сан-Миниато-аль-Монте , Флоренция , 11 век, Сан-Микеле, Павия , ок. 1117 г. и собор Пистойи , 1150 г. По мере увеличения размеров окон в более поздний романский период, колесные окна стали стандартной особенностью, прекрасные примеры которой есть в Сан-Дзено-Маджоре, Вероне и Монце . соборе [ 13 ]
На романском фасаде собора Сполето имеется множество утопленных и ажурных глазков, окружающих центральные элементы окна-розы, расположенного внутри квадрата под большой мозаикой 1207 года.
В Англии существует пять романских колесных окон, особенно в приходских церквях Барфрестона и Касл-Хедингем .
Сен-Дени, Шартр, Мант, Лан и Париж.
[ редактировать ]

Переход от романского стиля к готике не был четко выражен даже в аббатстве Сен-Дени на севере Парижа, где аббат Сугер между 1130 и 1144 годами собрал различные вновь возникающие черты готики в одном здании. , тем самым «создав» готический стиль . [ 15 ]
Оригинальное окно-розетка Сугерия в прототипе готического фасада Сен-Дени, вероятно, предшествует многим из сохранившихся круглых окон в романских зданиях, например, в Англии, в Требиче и Сполето, а также на фасаде в Шпейере.
Окно Сугерия не было явно готическим по своему внешнему виду. Оно больше не имеет своей первоначальной формы, но рисунок реставратора Виолле-ле-Дюк середины XIX века указывает на то, что в центре у него было очень большое глазное пространство, стекло поддерживалось железным обручем и было окружено простым полукруглым кольцом. заостренные доли вырезаны из плоского камня в технике, известной как «ажурный узор». Окно теперь имеет готический узор, возможно, добавленный Виолле-ле-Дюком , который был очень обеспокоен недостаточной устойчивостью всего фасада и, восстановив башни, был вынужден снести северную, когда она внезапно обвалилась.
Наряду с простыми колесными окнами позднего нормандского периода до сих пор существует большое окно конца XII века в Англии, Германии и Италии, в Шартрском соборе . Это замечательное окно сочетает в себе большой круг в центре с расходящимися спицами колесного окна, окруженного кольцом меньших фонарей в виде «пластинчатого узора» с зубчатыми краями. Окно, изображающее Страшный суд , имеет первоначальную схему остекления и сохраняет большую часть оригинального стекла 1215 года, несмотря на повреждения во время Второй мировой войны . [ 16 ]
Вслед за западным окном Шартра более смелые готические окна были созданы в Соборной церкви Нотр-Дам в Манте и на динамично скульптурном фасаде Лаонского собора (который также, что необычно, имеет окно-розетку в восточном конце, а также в на этом трансепт заканчивается). В этих окнах есть большие фонари, заключенные в узор полукруглой формы, похожий на перекрывающиеся лепестки.

Окно, которое занимает центральное место в известном готическом фасаде Нотр-Дама в Париже , имеет более отчетливо готический вид, со стойками в двух полосах, расходящихся от центрального круга, каждая из которых заканчивается заостренными арками. Именно это окно, завершенное около 1255 года, послужило образцом для многих других окон-розеток, включая окна трансептов Сен-Дени и гигантское и сложное окно в южном трансепте Нотр-Дама. [ 17 ]
В Шартре розы трансептов повторяют стиль оригинальной розы XII века, развивая тему контрастных форм. Южная роза сочетает в себе колесо с кругами и полукругами, а северная роза представляет собой квадратные огни, которые, вращаясь вокруг центра, расположены под разными углами, создавая калейдоскопический эффект огромной энергии. [ 18 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Со времени строительства Шартра размеры окна-розы начали увеличиваться с развитием более сложных оконных стилей, связанных с готической архитектурой . К середине 13 века роза достигла максимально возможного размера – всей ширины нефа или трансепта, как это видно на розах трансепта в Сен-Дени и Париже.
На фасадах Сен-Дени, Шартра, Манта, Лана и Парижа роза была помещена под круглую арку. Следующим важным событием в его использовании в готическом стиле было размещение его под остроконечной аркой, как это было сделано в Нотр-Дам де Реймс (после 1241 года), в трансептах , а также в более поздних розах фасада . Эта форма, вероятно, произошла от ныне разрушенного собора Сен-Никез, также в Реймсе.
Окно-роза часто помещалось над рядом вертикальных светильников как вершина композиции, при этом небольшие угловые «перемычки» между розой и нижним ярусом заполнялись меньшими светильниками в форме розы, как в трансептах Сен-Дени и Нотр-Дам. .
Последним шагом в эволюции готического стиля было размещение розы в ярусе вертикальных светильников шахматной высоты и увенчание ее сужающимся точечным светильником, так что она стала центром огромной оконной композиции, охватывающей весь конец. трансепты, как в Руана или Бове соборах . Такую сложную композицию можно также увидеть в восточной части Миланского собора .
Окна-розетки также были вставлены в квадратные окна, перемычки были пронизаны и заполнены меньшими огнями, как в Париже в 1257 году, или не были пронизаны скульптурой, форма, более распространенная в Италии, как в Сполето , а также замеченная в северном трансепте Вестминстерского аббатства и в Страсбургский собор (см. фото выше).
Региональные примеры
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]В ряде соборов Австралии есть окна-розетки в стиле готического возрождения, в том числе три работы Уильяма Уорделла в соборе Святой Марии в Сиднее и еще один в соборе Святого Патрика в Мельбурне, которые образуют верхнюю часть очень большого окна с семью светами в западном конце.
Эквадор
[ редактировать ]Два примера окон-розеток можно найти в Национальной базилике , построенной в 1893 году, и в церкви Санта-Тереза, построенной в 1934 году. В соборе в Куэнке , в южных Андах, есть примечательное окно-роза.

Англия
[ редактировать ]В Англии использование окна-розы обычно ограничивалось трансептами, хотя большие розы были построены на западном фасаде аббатства Байленд и на восточном фасаде старого собора Святого Павла в Лондоне.
В соборах Йорка , Линкольна , Кентербери , Дарема и Оксфорда есть средневековые окна-розетки.
В средневековом соборе Беверли есть образец окна-колеса в стиле ранней готики с десятью спицами, каждая из которых заканчивается заостренными трилистниками и окружена узором из декоративных пластин.
Более поздние окна можно увидеть во внеконфессиональной часовне Эбни-Парк в Лондоне, спроектированной в 1838–1840 годах Уильямом Хоскином FSA; Церковь Святой Троицы, Барнс , Лондон; Сент-Николас, Ричмонд ; и собор Сент-Олбанс работы Джорджа Гилберта Скотта .
В Крайстчерч Эпплтон-ле-Мурс , Йоркшир, архитектор XIX века Дж.Л.Пирсон, похоже, черпал вдохновение из регионального цветочного символа — белой розы . Это необычное окно с узором из пластин, датируемое 1860-ми годами, состоит из пяти двойных секций, похожих на состоящие из двух частей лепестки простой розы.
Считается, что самым большим окном-розеткой в Англии является окно установленное в часовне колледжа Лансинг в 1978 году. диаметром 32 фута, [ нужна ссылка ]
Франция
[ редактировать ]Во Франции имеется большое количество средневековых окон-розеток, многие из которых содержат старинное стекло. На севере Франции окно-розетка обычно является центральной деталью фасада. Фасады трансепта обычно также содержат окна-розетки. Примеры можно увидеть в Нотр-Даме в Париже (см. слева), базилике Сен-Дени (см. слева), Шартрском соборе (см. выше), Реймсском соборе , Амьенском соборе и Страсбургском соборе (см. вступительные изображения).
Италия
[ редактировать ]В Италии окно-роза особенно использовалось ломбардскими архитекторами , как в Сан-Дзено в Вероне , в соборе Модены , а также в тосканских готических церквях, таких как соборы Сиены и Орвието . Выдающимся примером окна-розы является центральная часть Малой базилики с тринадцатью спицами в Ларино , Молизе (1312 г.). Другие — базилика Святого Франциска Ассизского и Санта-Мария-ди-Коллемаджо (1289 г.) в Л'Акуиле .
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В Первой объединенной методистской церкви в Лаббоке, штат Техас, находится одно из самых больших окон-розеток в городе. 26 + 1 ⁄ . фута (8,1 м) в диаметре [ 19 ] в стиле барокко Окулус без узоров и витражей можно увидеть в миссии Сан-Хосе в Сан-Антонио , штат Техас, которая была основана отцами-францисканцами и датируется 1718–1731 годами.
Самое большое окно-роза в Соединенных Штатах — Большое окно-роза над главными дверями собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Он спроектирован в стиле неоготики и состоит из более чем 10 000 витражей .
Вашингтонский национальный собор имеет три больших окна-розы, которые символизируют Сотворение мира, Страшный суд и Славу Божию.
В 1954 году французский художник Анри Матисс создал окно-розу Мемориала Эбби Олдрич Рокфеллер на восточной стене Юнион-церкови в Покантико-Хиллз, Нью-Йорк .
Символизм
[ редактировать ]

В готических соборах и церквях, где роза часто встречается над Западной дверью, наиболее распространенным предметом витражей, содержащихся в ней, является Страшный суд , который по давней традиции изображается либо на фреске, либо на стекле на западной стене собора. здание. [ 20 ] В таких окнах Христос изображен сидящим в центре «света», а внутри света вокруг него — символы четырех евангелистов , Апостолов , Пророков , Святых и Ангелов . Некоторые окна показывают владычество Бога над Небом и Землей, включая знаки Зодиака и Труды Месяцев . [ 21 ]
Когда в концах трансепта используются окна-розетки, одно из этих окон часто посвящается Марии как Матери Иисуса . В современной католической мысли окно-роза часто ассоциируется с Девой Марией, потому что одно из ее названий, упомянутое святым Бернаром Клервоским , — « Мистическая роза ». Однако конкретная ассоциация Марии с окном-розой маловероятна в средневековый период, поскольку термин «окно-роза» не был придуман до 17 века, когда таких окон строилось мало. Однако с возрождением готического стиля в 19 и 20 веках большая часть витражей, установленных в окнах-розетках, как в новых церквях, так и в ходе реставрации старых церквей, была посвящена Деве Марии . [ 22 ]
Хронология
[ редактировать ]Возможно, этот раздел придется переписать, Википедии чтобы он соответствовал стандартам качества . ( декабрь 2017 г. ) |
Примечание. Приведенные ниже стили относятся к архитектурным достижениям, произошедшим в ходе эволюции окна-розы.
- Считается, что общая концепция произошла от римского окулуса.
- Пример(ы):
- Пантеон, Рим (построен 113–125 гг. н.э.)
- Римская мозаика была обычным явлением для узоров роз.
- Пример(ы):
Ранние христиане (260–525 гг. Н.э.)
[ редактировать ]- Стиль глаз
- В то время часто использовался во Франции и Италии.
- Примерно всего 6 футов в диаметре.
- Некоторые из них были искусно украшены резным орнаментом и символами Евангелиста. Также их часто украшали изображениями львов, быков, орлов и ангелов. При этом большинство из них практически не имели украшений.
- Самым важным отличительным признаком стиля oculi было то, что технически, в традиционном смысле, это не было окном. Это произошло из-за того, что не было стекла, отделяющего внутреннюю часть здания от внешней. Иногда в них были металлические решетки.
- Цель и использование заключались в том, чтобы внутри конструкций было естественное освещение.
- Пример(ы):
- Часовня Бурдж-Хейдар (298 г. н.э.)
- Церковь Гроба Господня (335 г. н. э.)
Византийский (330–1453 гг. Н.э.)
[ редактировать ]- Стиль глаз
- Пример(ы):
- Сен-Женору (950 г. н. э.)
- Созданный позже, в византийский период, он находился под сильным влиянием романского периода, который вот-вот должен был процветать.
- Сен-Женору (950 г. н. э.)
- Пример(ы):
- Другое предположение о его происхождении состоит в том, что оно происходит от шестилопастных розеток и восьмиугольника, украшающих дворец Хишама (построенный в 740–750 гг. Н.э.).
- В 848 году самым ранним известным примером аксиально расположенного окулуса с узором стал Сан-Мигель-де-Лилло .
- Считалось, что в VI–VIII веках существовали полукруглые окна.
- В Испании, в окрестностях Овьедо, находятся одни из самых ранних образцов окон-розеток за пределами Византийской империи. (9-начало 10 века)
Романский стиль (1000–1150 гг. Н.э.)
[ редактировать ]- Стиль глаз
- Пример(ы):
- Собор Чефалу (12 век нашей эры)
- Пример(ы):
- Маленькие круглые окна были обычным явлением и очень популярны в тот период.
- Причиной этого было плохое развитие архитектуры того времени. На тот момент предпочитаемый тяжелый каменный материал мог поддерживать только небольшие окна.
- Многие предполагают, что окно-роза произошло от Колеса Фортуны на северном фасаде Сент-Этьена в Бове в 1072 году.
- Стиль окна колеса
- Стиль окна-колеса относится к тому моменту, когда архитекторы начали помещать стекло в структуру окул, создавая настоящее окно. Это произошло из-за того, что когда архитекторы попытались увеличить диаметр глаз, чтобы пропускать больше света, проблема ветра и дождя стала очень очевидной.
- Они стали стандартом для окон-розеток, став основой для создания других стилей.
- Пример(ы):
- Вормсский собор (1110 г. н.э.)
- Сент-Этьен, Бове (1150 г. н. э.)
- замка Хедингем Церкви
- Тарелка в стиле ажурного узора
- «Трассе» относится к узору внутри самого окна. С течением времени узор будет развиваться и превращаться в три разных узора: геометрический, цветочный и пламенный.
- «Тарелка» относится к технике, появившейся в V и VI веках в Сирии, где при вырезании рисунков художник брал одну плоскую плиту или кусок камня и вырезал с ее помощью один законченный рисунок.
- Пример(ы):
- Страсбургский собор (1015–1439 гг. Н.э.)
- Считающаяся первой готической церковью, церковь аббатства Сен-Дени , была построена в 1144 году нашей эры, когда начался готический период. Это также первая известная церковь с витражными окнами-розетками около 1200 года нашей эры.
- Первые окна-розетки, в которых использовались перегородки и украшения, впервые появились практически одновременно в Италии в Сан-Дзено в Вероне, в Тоскане и во Франции в Сен-Дени и Сент-Этьене в Бове. В то время это было такое же полезное сооружение, предназначенное как для внутреннего драматизма, так и для внешнего оформления.
- Окна-розетки приобрели большую популярность в середине 12 века.
Ранняя готика (около 1150–1250 гг. Н.э.)
[ редактировать ]- Готический период считается родиной «настоящих» традиционных окон-розеток.
- Тарелка в стиле ажурного узора
- Пример(ы):
- Нотр-Дам де Пари (1163–1345 гг. Н.э.)
- Нотр-Дам считался великим архитектурным достижением во многих отношениях, включая окно-розетку. Западное окно-роза имеет диаметр почти 33 фута и имеет рамку, напоминающую паутину, для большей поддержки. Оно также имеет одно из самых высоких соотношений стекла и камня среди всех других окон-розеток.
- В 1225 году Нотр-Дам начал перестройку своего четвертого этажа: вместо трифория появились окуляры в форме розы, которые проецировали свет на крышу.
- Коллегиальная церковь Манта, которая была похожа по дизайну, но меньше по размеру, также использовала окна-окули для освещения.
- Линкольнский собор (1185–1311 гг. Н.э.)
- Нотр-Дам де Пари (1163–1345 гг. Н.э.)
- Пример(ы):
- Примерно в период готики стиль окон изменился от «колесообразной» формы к более сложной цветущей форме.
- Хотя точно неизвестно, когда окно-роза получило свое название, считается, что это название произошло примерно в начале 13 века.
- Считается, что рост популярности Девы Марии связан с тем, что окна-розетки получили свое имя и завоевали популярность.
- Такое изделие уже было изобретено в Средние века, витраж только появился в окне-розе в церкви аббатства Сен-Дени. Тем не менее, оно начало становиться более популярным примерно в начале 1200-х годов, часто деньги на стекло жертвовали богатые люди.
- Стекло имело свойство быть темным и насыщенным цветом.
- Самым распространенным цветовым сочетанием были синие и красные цветовые узоры.
- Ажурный стиль бара
- Узор барной стойки позволил использовать больше стекла в окнах, создавая более визуально ошеломляющее произведение искусства.
- В 1211 году Реймсский собор стал известен как первый готический собор, в котором использовался ажурный узор с окнами-розетками.
- Кроме того, круглое окно, появившееся позднее в рейнском искусстве около 1200 года, почти никогда не использовалось в романской архитектуре и никогда не считалось важным для освещения.
- Ранняя готика
- Пример(ы):
- Лаонский собор (12–13 вв. Н.э.)
- 1180–1190 годы ознаменовали дату создания двух больших окон-розет трансепта, которые состояли из нескольких расположенных рядом друг с другом нескольких фольг. Они особенно выделялись своим значением для внутреннего освещения.
- Около 1205 года хор Лаонского собора был модернизирован и теперь в нем размещено большое окно-розетка, разделенное импостами (тонкими перегородками). Наряду с некоторыми другими высокими окнами это здание считалось одним из величайших образцов готического искусства начала 13 века.
- Лаонский собор (12–13 вв. Н.э.)
- Пример(ы):
- С 12 по начало 13 века Страшный суд стал популярной темой в окнах-розетках.
- Сияющий готический стиль
- Это положило начало революции окон-розеток в том смысле, что ни одна готическая церковь или собор не обходилась без них. Розовые окна стали стандартной частью готической архитектуры. Из-за непреодолимого желания иметь окна-розетки повсюду возникли неоднозначные отзывы о мастерстве и дизайне по сравнению с предыдущими эпохами.
- Этот стиль, вероятно, наиболее известен тем, что в окнах-розетках показано больше стекла.
- Криволинейный стиль
- Происхождение из Англии.
- По сравнению с предыдущими стилями, криволинейный стиль считается одной из наиболее абстрактных и нетрадиционных дизайнерских интерпретаций окна-розы.
- Пример(ы):
- Бойтон в Уилтшире (13 век нашей эры)
- Яркий готический стиль
- Название относится к форме и дизайну, напоминающим пламя, внутри узорчатого узора.
- Пример(ы):
- Сент-Шапель (1242–1248 гг. Н.э.)
- Сансский собор (1490 г.)
- Один из самых изысканных образцов яркого стиля, которым владеет Мартен Шамбиж.
- Собор Бове (1500 г.)
- Также создано Chambiege, и хотя оно визуально впечатляет, оно также не реализовано.
Высокая готика (около 1250–1375 гг. н. э.)
[ редактировать ]- Впервые возник во Франции и около 1260 года распространился по Европе. Готический период считался «золотым веком» архитектуры.
- Есть много причин, по которым окно-роза так быстро распространяется по Европе, например...
- Рост авторитета религии.
- Рост экономики того времени.
- В этот период при проектировании сложной структуры окон-розеток использовались два основных принципа:
- На площадь
- «Правильная мера» или «Два к одному»
- Использование пустот в геометрическом оформлении окон-розеток является определяющим различием между стилями Rayonnant и Famboyant.
- Практически в каждой розе есть хотя бы одна звезда. Звезда может быть буквальной или подразумеваться в дизайнерской работе.
- Дерево Иисуса было популярной темой в окнах-розетках XII–XIII веков.
- Криволинейный стиль
- Тарелка в стиле ажурного узора
- Ажурный стиль бара
- Сияющий готический стиль
- Пример(ы):
- Нотр-Дам де Пари (1163–1345 гг. Н.э.)
- Пример(ы):
- Яркий готический стиль
- Пример(ы):
- Линкольнский собор (1185–1311 гг. Н.э.)
- Собор Бове (1272 г. н. э.)
- Амьенский собор (13 век нашей эры)
- Пример(ы):
Международная готика (около 1375–1450 гг. Н.э.)
[ редактировать ]- Витражи в этот момент становились гораздо более живописными.
- Чтобы создать ощущение легкости и простора, часто использовались такие цвета, как желтый и зеленый.
- Тарелка в стиле ажурного узора
- Ажурный стиль бара
- Сияющий готический стиль
- Яркий готический стиль
Раннее и Высокое Возрождение (около 1400–1550 гг. н. э.)
[ редактировать ]- Этот период отмечен увеличением долготы повествования с помощью повествовательных образов.
- Хотя позже в 19 веке многие из них были удалены, в это время символ зодиака также стал повторяющимся элементом дизайна в окнах-розетках.
- Стиль глаз
- Пример(ы):
- Часовня Пацци (1429–1443 гг. Н.э.)
- Пример(ы):
- стиль ренессанс
- Это положило начало разрушению готического стиля и вместо этого положило начало обновлению классического художественного стиля.
- Определяющей характеристикой стиля Возрождения является использование феррамента вместо каменного узора.
- Создание абстрактных фигур внутри окон-розеток было особенно распространено в то время.
- Пример(ы):
- Севильский собор (1536 г. н.э.)
- Тарелка в стиле ажурного узора
- Ажурный стиль бара
- Сияющий готический стиль
Барокко (1600–1725 гг. н. э.)
[ редактировать ]- стиль барокко
- Общим для этого стиля было использование круглых, овальных и органических сложных форм; не только круглые формы.
Неоклассический стиль (1760–1830 гг. Н.э.)
[ редактировать ]- Стиль глаз
Возрождение (середина 19–20 веков нашей эры).
[ редактировать ]- Это было время восстановления, воссоздания и создания соборов, вдохновленных старинными проектами.
- Это явление распространилось по Европе, особенно распространено в Великобритании, Франции и Германии.
- Тарелка в стиле Ажурный
- Бар Ажурный стиль
- Стиль окна колеса
- Яркий готический стиль
- стиль ренессанс
- Сияющий готический стиль
- Большой популярностью пользовался узор в виде роз.
Современный (1860–1970-е гг. н. э.)
[ редактировать ]- Предполагается, что современный период окон-розеток является продолжением предыдущего периода Возрождения.
- Современный стиль
- Сам дизайн розы часто интерпретировался очень абстрактно с помощью витражей, а также новых типов стекла, таких как dalle de verre.
Галереи
[ редактировать ]Галерея, показывающая каменные стойки и узоры
[ редактировать ]-
Италия, Троя, собор Санта-Мария-Ассунта (1093–1125 гг.)
-
Италия, Базилика Сан-Франческо д'Ассизи (1228–1253 гг.)
-
Франция, Собор Парижской Богоматери (1250–1260 гг.)
-
Италия, Монтероссо-аль-Маре , церковь Иоанна Крестителя (1282–1307 гг.)
-
Италия, Аквила , базилика Санта-Мария-ди-Коллемаджо (1287 г.)
-
Базилика собора Лоди , Италия
Галерея с витражами
[ редактировать ]-
Франция, Шартрский собор, старинное окно трансепта
-
Франция, Санский собор, трансепт, яркое окно, включенное в большую композицию.
-
Нотр-Дам де Пари , Франция, северный трансепт.
-
Франция, Сент-Шапель, Париж, Апокалипсис в ярких узорах
-
Англия Линкольнский собор, Глаз епископа. Фрагменты древнего стекла в плавном готическом окне
-
Германия, Мемориальная церковь (Gedaechtniskirche), Шпейер
-
Швеция , Церковь Оскара Фредикса
-
Перу , Президентский дворец
-
Англия, Сент-Матиас, Ричмонд. архитектор Г. Скотт, стекло Уильям Уэйлс
-
Германия, окно алтаря Химмельфартскирхе, Дрезден.
-
Испания, Майорка , Пальма, с узором, существовавшим уже в древнеримских и визготских розах.
-
Австралия, окно Варата, церковь Св. Беды, Драммойн, Сидней, автор Альфред Гендель.
-
США, окно над алтарем Бостонского университета. Марш-часовни
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- Генри Адамс, Мон-Сен-Мишель и Шартр , Пол Хэмлин, ISBN 0600341828
- Сара Браун, Витражи — иллюстрированная история , Bracken Books, ISBN 1-85891-157-5
- Пейнтон Коуэн, «Окно-роза» , Лондон и Нью-Йорк, 2005 г. (предлагает наиболее полный обзор эволюции и значения формы, сопровождаемый сотнями цветных иллюстраций.)
- Эберхард, Роберт. «Церковные витражи» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Джованни Фанелли, Брунеллески , 1980, издательство Бекокчи, Флоренция. ISBN неизвестен
- Сэр Банистер Флетчер , «История архитектуры на основе сравнительного метода» , впервые опубликовано в 1896 году, текущее издание — в 2001 году, Elsevier Science & Technology. ISBN 0-7506-2267-9
- Хелен Гарднер , Искусство сквозь века , 5-е издание, Харкорт, Брейс и мир, ISBN 978-0-15-503752-6
- Джон Харви, Английские соборы , 1963, Бэтсфорд, ISBN
- Лоуренс Ли, Джордж Седдон, Фрэнсис Стивенс, Витражи , Весенние книги, ISBN 0-600-56281-6
- Элизабет Моррис, Витражи и декоративное стекло , Doubleday, ISBN 0-86824-324-8
- Анн Мюллер фон дер Хаген, Рут Штрассер, Искусство и архитектура Тосканы , 2000, Конеманн, ISBN 3-8290-2652-8
- Николаус Певснер , Очерк европейской архитектуры ; 7-е изд., Penguin Books, 1964, ISBN неизвестен.
- Джозеф Рикверт, «Леонис Батист Альберти», Архитектурный дизайн , Том. 49 № 5–6, Холланд-стрит, Лондон
- Отто фон Симсон (1956), Готический собор, Истоки готической архитектуры и средневековая концепция порядка , 3-е изд. 1988, Издательство Принстонского университета , Принстон.
- Джон Саммерсон, Архитектура в Великобритании 1530–1830 , изд. 1977 г., Пеликан, ISBN 0-14-056003-3
- Вим Сваан, Готический собор , Омега, ISBN 0-907853-48-X
- Камилла, Майкл. Готическое искусство: славные видения. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1996.
- Коуэн, Пейнтон. Розовые окна. Под редакцией Джилл Перс. Лондон, Великобритания: Темза и Гудзон, 1974.
- ———Окно-роза: великолепие и символ. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 2005.
- Гродецкий, Луи. Готическая архитектура. Милан: Электа Эдитрис, 1978.
- Шейвер-Крэнделл, Энн. Кембриджское введение в историю искусства: средние века. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1982.
- Стокстад, Мэрилин и Майкл В. Котрен. История искусств. 5-е изд. Том. 1. Нп: Пирсон, 2014.
- Суан, Вим. Позднее средневековье, Великобритания: Paul Elek Ltd, 1977.
- Томан, Рольф, изд. Искусство готики: архитектура, скульптура, живопись. Нп: Конеманн, 1998.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Оксфордский словарь английского языка , sv «окно-роза» ([f. ROSE n. + WINDOW n.]).
- ^ Доу, Хелен Дж. (декабрь 1957 г.). «Окно-роза» . Журнал институтов Варбурга и Курто . 20 (3/4): 248–297. дои : 10.2307/750783 . JSTOR 750783 . S2CID 195029297 . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Флорентийский собор , Сиенский собор
- ^ Вим Сваан, Готический собор , Банистер Флетер
- ^ Шпейерский собор, собор Орвието , собор Питерборо
- ^ «Глаз декана, Линкольнский собор» . Архивировано из оригинала 29 октября 2006 г. Проверено 2 января 2007 г.
- ^ В соборе Святой Марии в Сиднее есть три прекрасных образца готического возрождения.
- ^ См . Мадонну ди Сан Бьяджо , Монтепульчано.
- ^ Джованни Фанелли, Брунеллески .
- ^ Примеры находятся в Карлскирхе , Вена; Бревновский монастырь, Прага ; Сент-Брайд, Флит-стрит, Лондон
- ^ Баннистер Флетчер; Джеймс Лис-Милн, собор Святого Петра .
- ^ Банистер Флетчер, История архитектуры на основе сравнительного метода .
- ^ Перейти обратно: а б с Банистер Флетчер
- ^ Джозеф Рикверт, Леонис Батист Альберти, Архитектурный дизайн , Том 49, № 5–6, Холланд-стрит, Лондон
- ^ Николаус Певснер, Очерк европейской архитектуры
- ^ Лоуренс Ли, Джордж Седдон, Фрэнсис Стивенс, Витражи
- ^ Вим Сваан
- ^ Генри Адамс, Мон-Сен-Мишель и Шартр
- ^ СМИ, Сара Селф-Уолбрик А.-Дж. «Дизайн церкви Лаббока, вдохновленный Нотр-Дамом» . Лаббокский лавинный журнал . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ Витраж начала XIII века в западной розе Шартрского собора является выдающимся дошедшим до нас примером.
- ^ Пример - аббатство Сен-Дени.
- ^ Прекрасный образец окна-розы Мариан XIX века существует в соборе Святой Марии в Сиднее.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цифровые фотографии витражей (средневековых и более поздних) французских соборов, сделанные Пейнтоном Коуэном и др. из коллекции Йоркской цифровой библиотеки (YODL)
- therosewindow.com Веб-сайт Пейнтона Коуэна со множеством хороших изображений окон-розеток.
- Советы и рекомендации по готической геометрии – Как спроектировать окно-розетку
- Геометрия Шартрской Розы
- Окна-розетки колес повозки средневековых норманнских соборов Апулии – фотографии
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .