Прага РН
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на чешском языке . (март 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Прага РН/РНД | |
---|---|
![]() Прага РН Чехословацкой армии , 1950 г. | |
Обзор | |
Производитель | Прага |
Производство |
|
Сборка | |
Кузов и шасси | |
Сорт | Средний грузовик |
Макет | Передний двигатель, задний привод |
Силовой агрегат | |
Двигатель |
|
Передача инфекции | 4-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Колесная база | 4200 мм (165,4 дюйма) |
Длина |
|
Ширина |
|
Высота |
|
Снаряженная масса |
|
Praga RN ( чеш . Rychlý Nákladní , букв. «Быстрая перевозка») — грузовой автомобиль среднего размера, выпускавшийся компанией Praga с 1933 года. Автомобиль был оснащен шестицилиндровым бензиновым двигателем . С 1934 года дизельная версия Praga RND (чеш. Rychlý Nákladní Diesel , букв. также производилась «Быстрый грузовой дизель»). Грузовики производились почти три десятилетия и стали одними из наиболее широко используемых грузовых вагонов в Чехословакии, шасси использовалось для автобусов и пожарных машин , а также для военных нужд. Производство RN закончилось в 1953 году, а RND - в 1955 году, хотя производство продолжалось в Югославии до 1962 года. Всего было произведено около 40 000 Praga RN и RND, в том числе около 3700 автобусов, а также 18 300 лицензионных RN, построенных в Югославии.
История
[ редактировать ]Praga выпустила RN в 1933 году как традиционный грузовик среднего веса с жесткими осями и кабиной из листового металла, обернутой вокруг деревянного каркаса и установленной на лестничной раме. Первоначально было произведено 94 автомобиля, половина из них - в 1934 году. В 1937 году был представлен более крупный карбюратор, который увеличил мощность с 38 кВт (51 л.с.) до более чем 50 кВт (67 л.с.), а полезную нагрузку - с 2000 кг (4400 фунтов) до 2500 кг (5500 фунтов). фунтов), а также более современную слегка закругленную кабину. Более радикальная модернизация произошла в 1938 году: кабина новой конструкции получила радиатор с более модными горизонтальными дефлекторами. Этот дизайн затем оставался неизменным в течение почти двадцати лет. [ 1 ]
В то же время более высокая эффективность дизельного двигателя и более низкая цена на топливо привели к тому, что в 1934 и 1935 годах Прага построила четыре испытательных автомобиля, оснащенных четырехцилиндровым дизельным двигателем под названием RND (буква D означает дизель). За ними последовало еще несколько испытательных автомобилей, и в 1937 году была произведена первая партия из шестидесяти грузовиков. Производство обоих грузовиков продолжалось на протяжении всей Второй мировой войны, пока бомбардировка союзников не повредила завод в Либени 25 марта 1945 года. Во время войны на древесном газе. была построена электростанция, работающая установлен двигатель под названием Имберт или Янка вместо двигателя с искровым зажиганием. [ 1 ]
После войны производство возобновилось на новом заводе в Высочанах , первоначально с использованием двигателя, работающего на древесном газе. Автомобили имели усиленную раму, что увеличило грузоподъемность до 3000 кг (6600 фунтов) и привело к увеличению количества различных конструкций: от цистерн до мусоровозов, от пожарных машин до автобусов. [ 2 ] В 1946 году, наряду с бензином для RN, был вновь представлен RND, теперь оснащенный Ricardo Comet III, который увеличил мощность с 37 кВт (50 л.с.) до 44 кВт (59 л.с.), а также улучшил расход топлива. [ 3 ]
Последний РН был выпущен в 1953 году. Всего было построено 23 747 автомобилей всех модификаций, в том числе около 2100 автобусов. К концу производства в 1955 году было выпущено 16 288 РНД, в том числе 1630 автобусов. [ 1 ]
Трансмиссия
[ редактировать ]RN был оснащен шестицилиндровым бензиновым двигателем с боковыми клапанами с ходом поршня 80 мм (3,1 дюйма) и диаметром цилиндра 115 мм (4,5 дюйма). Solex и Был установлен карбюратор аккумулятор 12 В емкостью 75 Ач. Максимальный крутящий момент составлял 186 Нм (137 фунт-сила-фут), а расход топлива - 25 л/100 км (11 миль на галлон имп ; 9,4 миль на галлон в США ). Топливный бак емкостью 95 л (21 имп галлон; 25 галлонов США) располагался под правым сиденьем. [ 4 ]
RND был оснащен четырехцилиндровым дизельным двигателем с верхним расположением клапанов с ходом поршня 105 мм (4,1 дюйма) и диаметром цилиндра 130 мм (5,1 дюйма). 12 В. Были установлены форсунка Bosch и аккумулятор 105 Ач Максимальный крутящий момент составлял 226 Нм (167 фунт-сила-фут), а расход топлива - 15 л/100 км (19 миль на галлон в имп ; 16 миль на галлон в США ). Топливный бак емкостью 70 л (15 имп галлонов; 18 галлонов США) располагался под правым сиденьем, а бак емкостью 105 л (23 имп галлона; 28 галлонов США) за задней осью. Привод осуществлялся на задние колеса через четырехступенчатую несинхронизированную механическую коробку передач и карданные шарниры . Гидравлические барабанные тормоза были установлены по всему периметру, а подвеска была рессорной . [ 3 ]
Лицензионное производство в Югославии.
[ редактировать ]
В 1938 году Королевство Югославия объявило конкурс на поиск конструкции грузовика, который будет производиться по лицензии в стране. Конкурирующим автомобилям пришлось проехать 8000 км (5000 миль) по югославским дорогам низкого качества. [ 1 ] RN победила, и в 1938 году завод «Заводи Александра Ранковича» (ZAR) , предшественник завода Industrija Motora Rkovica (IMR) после Второй мировой войны недалеко от Белграда , начал получать детали для сборки, первый автомобиль югославского производства сошел с конвейера в 1940 году. К сожалению, в 1940 году с конвейера сошёл первый автомобиль югославского производства. Производство было прервано вторжением в Югославию в 1941 году. [ 5 ]
Производство возобновилось в 1947 году под названием «Пионир», но к 1950 году было выпущено менее 1200 экземпляров. Поэтому производство было перенесено в «Товарну автомобилей Марибор» в Мариборе . [ 5 ] В течение следующих пятнадцати лет было произведено 17 146 автомобилей, известных как ТАМ Пионир, последний из которых сошёл с конвейера в 1962 году. Большинство из них были бортовыми грузовиками , но также было произведено некоторое количество пожарных машин, автобусов и других транспортных средств. [ 6 ]
Прозвища
[ редактировать ]RN в народе называли Erena , а RND был известен как Randál , последнее не только просто фонетическая производная от инициалов, но и комментарий к шумному двигателю. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Прогулка, Хьюберт; Мартоф, Ян (2007). Прага: мотоциклы, легковые и грузовые автомобили (на чешском языке). Брно: Компьютерная пресса. Мистер. 152. ИСБН 978-80-251-1667-8 .
- ^ Спремо, Милан (1991). Атлас наших машин 4: 1937–1963 гг. (на чешском языке). Прага: НАДАС. стр. 124–126.
- ^ Jump up to: а б Ланц, Ян (1954). Грузовик 3 тонны Praga RND (на чешском языке). Прага: СНТЛ. стр. 58–66.
- ^ Ланц, Ян (1954). Грузовик 3 тонны Прага РН (на чешском языке). Прага: СНТЛ. стр. 7–13.
- ^ Jump up to: а б Демич, Мирослав. «Автомобили в Сербии – часть 2: Первый грузовик отечественного производства» . Motorna-vozila.com (на сербском языке) . Проверено 15 апреля 2018 г.
- ^ Кочбек, Дарья (2007). «История Марибора Тама в экспонируемых документах» . Разгледи.нет (на словенском языке). Архивировано из оригинала 8 апреля 2010 года . Проверено 15 апреля 2018 г.
- ^ Хосталек, Петр. «ПРАГА — грузовой тип РН 1938–1953» (на чешском языке). Ческе-Будеевице: Южночешский музей мотоциклов . Проверено 15 апреля 2018 г.