Доминирующий дизайн
Доминирующий дизайн — это концепция управления технологиями, представленная Джеймсом М. Аттербеком и Уильямом Дж. Абернати в 1975 году и определяющая ключевые технологические особенности, которые становятся фактическим стандартом . [ 1 ] Доминирующим дизайном является тот, который завоевывает лояльность рынка, тот, которого конкуренты и новаторы должны придерживаться, если они надеются привлечь значительное количество последователей на рынке. [ 2 ]
Когда появляется новая технология (например, компьютерные с графическим пользовательским интерфейсом операционные системы ) – часто фирмы представляют ряд альтернативных разработок (например, Microsoft – Windows , Apple Inc. – Mac OS и IBM – OS/2 ). Будут выпущены обновленные конструкции с постепенными улучшениями . В какой-то момент может появиться архитектура, которая станет отраслевым стандартом, например Microsoft Windows . [ 3 ] Доминирующий дизайн приводит к усилению или поощрению стандартизации, что позволяет добиваться производства или других дополнительных экономий. Аттербек и Суарес (1993) утверждают, что конкурентный эффект экономии от масштаба становится важным только после появления доминирующего дизайна, когда конкуренция начинает происходить на основе стоимости и масштаба в дополнение к характеристикам и характеристикам продукта. [ 4 ]
Доминирующие дизайны не могут быть лучше других дизайнов; они просто включают в себя набор ключевых функций, которые иногда возникают из-за зависимости от технологического развития и не обязательно из-за строгих предпочтений клиентов. Часто цитируемый, хотя и неправильный, пример — QWERTY- клавиатура, предположительно разработанная для преодоления эксплуатационных ограничений механической пишущей машинки , но теперь почти повсеместно предпочтительная по сравнению с клавиатурами других конструкций. [ 5 ] Доминирующие дизайны в конечном итоге привлекают внимание рынка; это может быть связано с сетевыми эффектами , технологическим превосходством или стратегическим маневрированием фирм-спонсоров.
Доминирующие конструкции часто идентифицируются только после их появления. Некоторые авторы считают, что доминирующий дизайн возникает, когда дизайн занимает более 50% доли рынка. [ 6 ] Более многообещающий подход заключается в изучении конкретных продуктовых инноваций, внедряемых различными фирмами с течением времени, чтобы определить, какие из них сохраняются. [ 7 ]
Истоки теории
[ редактировать ]Аттербек и Абернати впервые представили концепцию «доминирующего дизайна» в 1975 году. [ 8 ] Они предположили, что появление доминирующего дизайна является важной вехой в эволюции отрасли и изменило способы конкуренции фирм в отрасли и, следовательно, тип организаций, которые преуспевают и преобладают. Доминирующим дизайном может быть новая технология, продукт или набор ключевых функций, включенных в различные технологические инновации, независимо внедренные в предыдущие варианты продукта. Однако в их статье 1975 года никогда не используется термин «доминирующий дизайн». Это действительно относится к «доминирующей стратегии» и «доминирующему типу инноваций». Тем не менее, в своей работе 1993 года Суарес и Аттербек ссылаются на статью 1975 года как на источник концепции «доминирующего дизайна». [ 4 ] Дэвид Тис, позднее прославившийся благодаря теории динамических возможностей, открыто развивает концепцию доминирующего дизайна в своей статье 1984 года « Прибыль от технологических инноваций» . [ 9 ] в котором он признает вклад Аттербека и Абернати в их концептуальную трактовку эволюции технологий в отрасли.
Доминирующий теоретический процесс
[ редактировать ]Процесс достижения доминирования конкретного дизайна состоит из нескольких характерных этапов: [ 10 ]
- Фирма-новатор или исследовательская организация начинает проводить НИОКР с намерением создать новый коммерческий продукт или улучшить существующую конструкцию.
- Представлен первый рабочий прототип нового продукта/технологии, что дает конкурентам сигнал рассмотреть осуществимость своих исследовательских программ.
- Выпущен первый коммерческий продукт, впервые подключающий потребителей к этой новой архитектуре. Обычно он ориентирован на небольшую группу клиентов. Эта веха действует как «звонок в последнюю минуту» для конкурентов, чтобы они могли пересмотреть и ускорить свои исследовательские усилия.
- На раннем рынке появляется явный лидер. Например, в индустрии персональных компьютеров доминировала компания Apple Computers после выпуска Apple I в 1976 году.
- Наконец, в какой-то момент времени определенная технологическая траектория достигает доминирования, и это знаменует собой последнюю веху в процессе доминирования.
Доказательства и примеры
[ редактировать ]Доминирующие вехи дизайна были определены во многих линейках продуктов. Появление доминирующего дизайна обычно совпадает с моментом, когда количество фирм, конкурирующих в отрасли, достигает пика. Как только он появляется, он неявно посылает сообщение производителям и потребителям о том, что его ключевые характеристики «обязательны» для будущих продуктов. Примеры доминирующего дизайна включают простой четырехфункциональный калькулятор , а также iPod и iPhone . Другие примеры включают в себя:
- Война токов между электричеством переменного и постоянного тока в конце 1800-х годов.
- между Война форматов видеокассет Betamax и VHS , когда VHS стал фактическим стандартом видеокассет .
- Метафора рабочего стола , представленная Alto от Xerox, стала доминирующим дизайном в операционных системах ПК.
- Обзор Samsung Z5 MP3-плеера выявил доминирующий дизайн Apple/iPod. [ 11 ]
- Многие отраслевые примеры включены в книгу Аттербека « Освоение динамики инноваций» (см. ссылки ниже).
- Douglas DC-3 считается доминирующей конструкцией самолета, состоящей из винта изменяемого шага, убирающегося шасси, монокока , радиального двигателя воздушного охлаждения и закрылков. ( Питера Сенгеса Книга «Пятая дисциплина» , стр. 6)
Последствия для инноваций и конкурентной динамики
[ редактировать ]Аттербек и Суарес предполагают, что, как только появится доминирующий дизайн, он может оказать глубокое влияние как на направление дальнейшего технического прогресса, на темпы этого прогресса, так и на конечную структуру отрасли и динамику конкуренции. До создания доминирующего дизайна фирмы постоянно экспериментируют и поэтому не могут добиться эффекта масштаба. После появления доминирующего дизайна некоторые фирмы накапливают дополнительные активы и используют возможную экономию за счет масштаба, что, в свою очередь, повышает барьеры входа и мобильности в отрасли. Фирмы, входящие в отрасль в период экспериментов, рискуют выбрать неправильный технологический путь, но имеют большие шансы на успех, если выберут правильный путь. Было показано, что участники с преобладающим дизайном имеют более высокие шансы на выживание, чем те, кто приходит после появления доминирующего дизайна. [ 12 ] Аттербек и Ким (1985), а также Андерсон и Ташман (1990) рассмотрели эффект разрушения, которое вторгается в зрелую отрасль и тем самым запускает новый цикл. В каждом цикле число фирм увеличивается в ранний («жидкий» или «брожный») период, достигает пика с появлением доминирующего дизайна, уменьшается до тех пор, пока несколько фирм не будут доминировать в отрасли, а затем снова возобновляется, когда происходит сбой. создает условия для новой волны входа и воспроизведения жизненного цикла отрасли.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Суарес, Фернандо Ф. (2004). «Битвы за технологическое доминирование: интегративная основа» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 января 2024 г. Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Аттербек, Джеймс (1 января 1994 г.). «Освоение динамики инноваций» . Издательство Гарвардской школы бизнеса . Архивировано из оригинала 15 января 2024 г. Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Андерсон, Филип; Ташман, Майкл Л. (1990). «Технологические разрывы и доминирующие конструкции: циклическая модель технологических изменений» . Ежеквартальный журнал административной науки . 35 (4): 604–633. дои : 10.2307/2393511 . ISSN 0001-8392 . Архивировано из оригинала 15 января 2024 г. Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Аттербек, Джеймс М.; Суарес, Фернандо Ф. (1 февраля 1993 г.). «Инновации, конкуренция и структура отрасли» . Исследовательская политика . 22 (1): 1–21. дои : 10.1016/0048-7333(93)90030-L . hdl : 1721.1/2335 . ISSN 0048-7333 .
- ^ Штамп, Джимми. «Вымысел? Легенда о QWERTY-клавиатуре» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 07 мая 2019 г. Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Андерсон, Филип; Ташман, Майкл Л. (1990). «Технологические разрывы и доминирующие конструкции: циклическая модель технологических изменений» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 января 2024 г. Проверено 14 января 2024 г.
- ^ «Стратегии выживания в быстро меняющихся отраслях» . 1996. Архивировано из оригинала 15 января 2024 г. Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Аттербек, Джеймс М; Абернати, Уильям Дж (1 декабря 1975 г.). «Динамическая модель инноваций в процессах и продуктах» . Омега . 3 (6): 639–656. дои : 10.1016/0305-0483(75)90068-7 . ISSN 0305-0483 . Архивировано из оригинала 06 февраля 2020 г. Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Тис, Дэвид (1986). «Прибыль от технологических инноваций: последствия для интеграции, сотрудничества, лицензирования и государственной политики». Исследовательская политика . 15 (6): 285–305. doi : 10.1016/0048-7333(86)90027-2 – через Elsevier Science Publishers BV.
- ^ Суарес, Фернандо Ф. (2004). «Битвы за технологическое доминирование: интегративная основа» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 15 января 2024 г. Проверено 14 января 2024 г.
- ^ Пог, Дэвид (9 марта 2006 г.). «Почти iPod, но в конце концов Samsung» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2019 г. Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Аттербек, Джеймс (1 января 1995 г.). «Доминирующие конструкции и выживание фирм» . Журнал стратегического менеджмента . Архивировано из оригинала 14 января 2024 г. Проверено 14 января 2024 г.
- Изменение доминирующего дизайна (Гэри С. Василаш) [1]
- Изобретения и инновации: введение – Открытый университет – [2]
- Инновации и доминирующий дизайн в мобильной телефонии от Научно-исследовательского института экономики Финляндии – Коски и Кречмер [3]
- Почему мир стал Windows [4]
- Окружающая среда: возможность или угроза? — Клайв Сэвори
- Проклятие Кверти Джареда Даймонда [5]
- Роль университетов в процессе разработки продуктов: стратегические соображения для телекоммуникационной отрасли, Алок К. Чакрабати [6]
- Доминирующие модели и выживание фирм - Аттербек и Суарес [7]. Архивировано 22 февраля 2014 г. в Wayback Machine.
- Аттербек, Дж. М. и Ф. Ф. Суарес (1993). «Инновации, конкуренция и структура отрасли», Research Policy, 22 (1), стр. 1–2.