Федор Архипенко
Федор Архипенко | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | Федор Архипенко |
Рожденный | 30 октября 1921 г. Авсимовичи , Белорусская ССР , СССР (ныне Белоруссия) |
Умер | 28 декабря 2012 г. (91 год) Москва , Российская Федерация |
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1938–1959 |
Классифицировать | Полковник |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Герой Советского Союза |
Фёдор Фёдорович Архипенко ( белорусский : Фёдар Фёдаравіч Архіпенка , латинизированный : Федор Фёдорович Архипенко ; русский : Фёдор Фёдорович Архипенко ; 30 октября 1921 - 28 декабря 2012) был летчиком-асом советских ВВС во время Второй мировой войны, удостоенным звания Героя. Советского Союза .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Архипенко родился 30 октября 1921 года в белорусской крестьянской семье в деревне Авсимовичи, расположенной на территории современного Бобруйского района Беларуси , однако вскоре после его рождения его семья переехала в деревню Поболово. В 1933 году они переехали в город Бобруйск , где в 1938 году он окончил девятый класс школы и окончил местный аэроклуб, а в ноябре того же года пошел в армию. После окончания Одесской военной авиационной школы летчиков в 1940 году был направлен в 17-й истребительный авиационный полк пилотом И-153 . [1] [2]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Сразу после начала немецкого вторжения в Советский Союз Архипенко вместе с остальной частью своего полка вступил в бой на передовой Второй мировой войны. 15 октября 1941 года он совершил опасную посадку на территории, контролируемой немцами, чтобы спасти сбитого товарища-пилота; однако во время приземления он сломал шасси, заставив их двоих пробираться через линию фронта, чтобы вернуться в свой полк. Четыре дня они шли по вражеской территории и только в конце месяца вернулись в свой полк. Несмотря на то, что он был командиром звена, он одержал свою первую воздушную победу только в середине 1942 года, когда он участвовал в сбитии Dornier Do 215 28 июня 1942 года, летая на ЛаГГ-3 ; только после того, как 8 августа того же года он сбил Bf 109 , он впервые сбил в одиночку. Позже в ноябре он еще раз сбил Do 215, но в следующем месяце его перевели в 508-й истребительный авиационный полк. . Первоначально назначенный заместителем командира эскадрильи, он добавил к своему счету еще несколько сбитых самолетов и в конечном итоге получил повышение до командира эскадрильи, а затем в октябре 1943 года был переведен в 508-й истребительный авиационный полк. Ранее в том же году он был дважды ранен, сначала во время воздушного полета. бой в январе, а затем в июне во время бомбардировки. Вскоре перейдя в 129-й гвардейский истребительный авиационный полк в октябре 1943 года в качестве командира эскадрильи, он быстро увеличил количество сбитых самолетов в течение 1944 года, перейдя на полеты на P-39 «Аэрокобра». Его последним сбитием в войне и единственным сбитием в 1945 году стал Fw 190 , который произошел 17 января 1945 года на окраине Ченстоховы . В годы войны участвовал в боях под Ковельским, Луцким, Киевским, Курским , Белгородским, Сталинградским , Харьковским, Днепровским, Кировградским, Ясско-Кишинёвским, Львовско-Сандомирским и Силезским сражениями. К концу войны он дослужился до звания майора и был повышен до заместителя командира пневматической стрелковой службы в своей части; его счет составил 28 одиночных и 15 совместных сбитий, полученных за 467 боевых вылетов. Самолеты И-153 , ЛаГГ-3 , Як-1 , Як-7Б и Р-39 , принявшие участие в 102 воздушных боях . За свои действия на войне ему было присвоено звание Героя Советского Союза . 27 июня 1945 года [а] [1] [3] [4]
Послевоенный
[ редактировать ]После окончания войны он остался в армии, окончив в июне Липецкое высшее офицерское авиационное училище, а затем вернулся в свой военный полк в качестве помощника командира пневматической стрелковой службы, где оставался до февраля 1946 года. После окончания ВВС Академии Монино, в мае 1951 года назначен командиром учебного полка Сталинградского военного авиационного училища, базирующегося в Новосибирске . С декабря 1952 года базировался в Эстонии, где служил летным инспектором 58-го истребительного авиационного корпуса до декабря 1955 года, после чего стал старшим летным инспектором учебного отдела, а с августа 1958 года до выхода в отставку из армии. В середине 1959 года служил старшим штурманом Ейского военного авиационного училища летчиков. За свою карьеру пилотировал Як-9 , МиГ-15 и МиГ-17 . С тех пор по 1961 год работал в аэропорту Внуково , а с 1961 по 1962 год работал в отделе ремонта вертолетов ОКБ «Рассвет». С 1962 по 1964 год работал инспектором Московского карбюраторный завод горкома профсоюза, а с 1963 по 1965 год был старшим инженером треста «Моссанэлектропром». С февраля 1965 года он некоторое время работал старшим инженером-экономистом в отделе планирования Министерства гражданской авиации, но ушел в сентябре того же года. В первой половине 1966 года работал старшим инженером Министерства местной промышленности РСФСР, с 1966 по 1967 год — старшим инженером технического отдела ЦСОПП, а с 1967 по 1969 год — начальником отдела Министерства сельского строительства РСФСР, окончив в 1968 году Московский инженерно-экономический институт. В течение нескольких месяцев в 1969 году занимал должность заместителя начальника управления Министерства сельского хозяйства, а позднее в том же году работал старшим инженером треста Минсвязи. С 1970 по 1974 год работал в отделе технической документации треста «Мосблоргтехстрой». С 1974 по 1975 год работал заместителем начальника отдела учета и распределения жилья Бауманского райсовета Москвы, после чего стал главным инженером-проектировщиком треста «Мосблоргтехстрой», где дослужился до должности заместителя управляющего директора. прежде чем стать старшим инженером по технике безопасности треста «Моссанэлектропром» в 1982 году. Позже он работал заместителем директора ГУП «Мособлстройпогресс», где оставался до выхода на пенсию в 2004 году. Оставшуюся часть жизни он прожил в Москве, где и умер 28 декабря 2012 года и похоронен в с. Troyekurovskoye cemetery . [1]
Награды
[ редактировать ]- Герой Советского Союза (27 июня 1945 г.).
- Орден Ленина (27 июня 1945 г.)
- Три ордена Красного Знамени (20 января 1943 г., 17 июля 1944 г. и 25 апреля 1945 г.)
- Ордена Отечественной войны 1-й (11 марта 1985 г.) и 2-й степени (26 февраля 1943 г.).
- Орден Красной Звезды (26 октября 1955 г.)
- Медаль «За боевые заслуги» (20 июня 1949 г.).
- предвыборные и юбилейные медали
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Некоторые источники указывают на 29 одиночных перестрелок. Хотя в его журнале полетов указано 30 индивидуальных и 14 общих побед, большинство историков связывают это с чрезмерными усилиями. Пока он пилотировал на войне И-153 и Як-1, ни одного сбития на них не добился.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Simonov, Andrey . "Архипенко Фёдор Фёдорович" . warheroes.ru . Retrieved 2021-05-04 .
- ^ Shkadov, Ivan (1987). Герои Советского Союза: краткий биографический словарь I, Абаев - Любичев [ Heroes of the Soviet Union: A Brief Biographical Dictionary I, Abaev - Lyubichev ]. Moscow: Voenizdat . ISBN 5203005362 . ОСЛК 247400113 .
- ^ Bykov, Mikhail (2014). Все асы Сталина 1936–1953 гг (in Russian). Moscow: Yauza. p. 63. ISBN 9785457567221 . OCLC 879321002 .
- ^ Jump up to: а б "Архипенко Фёдор Фёдорович" . soviet-aces-1936-53.ru . Retrieved 2021-05-04 .