Jump to content

Федор Архипенко

Федор Архипенко
Родное имя
Федор Архипенко
Рожденный 30 октября 1921 г.
Авсимовичи , Белорусская ССР , СССР (ныне Белоруссия)
Умер 28 декабря 2012 г. (91 год)
Москва , Российская Федерация
Верность  Советский Союз
Услуга/ ветвь Советские ВВС
Лет службы 1938–1959
Классифицировать Полковник
Битвы/войны Вторая мировая война
Награды Герой Советского Союза

Фёдор Фёдорович Архипенко ( белорусский : Фёдар Фёдаравіч Архіпенка , латинизированный : Федор Фёдорович Архипенко ; русский : Фёдор Фёдорович Архипенко ; 30 октября 1921 - 28 декабря 2012) был летчиком-асом советских ВВС во время Второй мировой войны, удостоенным звания Героя. Советского Союза .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Архипенко родился 30 октября 1921 года в белорусской крестьянской семье в деревне Авсимовичи, расположенной на территории современного Бобруйского района Беларуси , однако вскоре после его рождения его семья переехала в деревню Поболово. В 1933 году они переехали в город Бобруйск , где в 1938 году он окончил девятый класс школы и окончил местный аэроклуб, а в ноябре того же года пошел в армию. После окончания Одесской военной авиационной школы летчиков в 1940 году был направлен в 17-й истребительный авиационный полк пилотом И-153 . [1] [2]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Сразу после начала немецкого вторжения в Советский Союз Архипенко вместе с остальной частью своего полка вступил в бой на передовой Второй мировой войны. 15 октября 1941 года он совершил опасную посадку на территории, контролируемой немцами, чтобы спасти сбитого товарища-пилота; однако во время приземления он сломал шасси, заставив их двоих пробираться через линию фронта, чтобы вернуться в свой полк. Четыре дня они шли по вражеской территории и только в конце месяца вернулись в свой полк. Несмотря на то, что он был командиром звена, он одержал свою первую воздушную победу только в середине 1942 года, когда он участвовал в сбитии Dornier Do 215 28 июня 1942 года, летая на ЛаГГ-3 ; только после того, как 8 августа того же года он сбил Bf 109 , он впервые сбил в одиночку. Позже в ноябре он еще раз сбил Do 215, но в следующем месяце его перевели в 508-й истребительный авиационный полк. . Первоначально назначенный заместителем командира эскадрильи, он добавил к своему счету еще несколько сбитых самолетов и в конечном итоге получил повышение до командира эскадрильи, а затем в октябре 1943 года был переведен в 508-й истребительный авиационный полк. Ранее в том же году он был дважды ранен, сначала во время воздушного полета. бой в январе, а затем в июне во время бомбардировки. Вскоре перейдя в 129-й гвардейский истребительный авиационный полк в октябре 1943 года в качестве командира эскадрильи, он быстро увеличил количество сбитых самолетов в течение 1944 года, перейдя на полеты на P-39 «Аэрокобра». Его последним сбитием в войне и единственным сбитием в 1945 году стал Fw 190 , который произошел 17 января 1945 года на окраине Ченстоховы . В годы войны участвовал в боях под Ковельским, Луцким, Киевским, Курским , Белгородским, Сталинградским , Харьковским, Днепровским, Кировградским, Ясско-Кишинёвским, Львовско-Сандомирским и Силезским сражениями. К концу войны он дослужился до звания майора и был повышен до заместителя командира пневматической стрелковой службы в своей части; его счет составил 28 одиночных и 15 совместных сбитий, полученных за 467 боевых вылетов. Самолеты И-153 , ЛаГГ-3 , Як-1 , Як-7Б и Р-39 , принявшие участие в 102 воздушных боях . За свои действия на войне ему было присвоено звание Героя Советского Союза . 27 июня 1945 года [а] [1] [3] [4]

Послевоенный

[ редактировать ]

После окончания войны он остался в армии, окончив в июне Липецкое высшее офицерское авиационное училище, а затем вернулся в свой военный полк в качестве помощника командира пневматической стрелковой службы, где оставался до февраля 1946 года. После окончания ВВС Академии Монино, в мае 1951 года назначен командиром учебного полка Сталинградского военного авиационного училища, базирующегося в Новосибирске . С декабря 1952 года базировался в Эстонии, где служил летным инспектором 58-го истребительного авиационного корпуса до декабря 1955 года, после чего стал старшим летным инспектором учебного отдела, а с августа 1958 года до выхода в отставку из армии. В середине 1959 года служил старшим штурманом Ейского военного авиационного училища летчиков. За свою карьеру пилотировал Як-9 , МиГ-15 и МиГ-17 . С тех пор по 1961 год работал в аэропорту Внуково , а с 1961 по 1962 год работал в отделе ремонта вертолетов ОКБ «Рассвет». С 1962 по 1964 год работал инспектором Московского карбюраторный завод горкома профсоюза, а с 1963 по 1965 год был старшим инженером треста «Моссанэлектропром». С февраля 1965 года он некоторое время работал старшим инженером-экономистом в отделе планирования Министерства гражданской авиации, но ушел в сентябре того же года. В первой половине 1966 года работал старшим инженером Министерства местной промышленности РСФСР, с 1966 по 1967 год — старшим инженером технического отдела ЦСОПП, а с 1967 по 1969 год — начальником отдела Министерства сельского строительства РСФСР, окончив в 1968 году Московский инженерно-экономический институт. В течение нескольких месяцев в 1969 году занимал должность заместителя начальника управления Министерства сельского хозяйства, а позднее в том же году работал старшим инженером треста Минсвязи. С 1970 по 1974 год работал в отделе технической документации треста «Мосблоргтехстрой». С 1974 по 1975 год работал заместителем начальника отдела учета и распределения жилья Бауманского райсовета Москвы, после чего стал главным инженером-проектировщиком треста «Мосблоргтехстрой», где дослужился до должности заместителя управляющего директора. прежде чем стать старшим инженером по технике безопасности треста «Моссанэлектропром» в 1982 году. Позже он работал заместителем директора ГУП «Мособлстройпогресс», где оставался до выхода на пенсию в 2004 году. Оставшуюся часть жизни он прожил в Москве, где и умер 28 декабря 2012 года и похоронен в с. Troyekurovskoye cemetery . [1]

[4]

  1. Некоторые источники указывают на 29 одиночных перестрелок. Хотя в его журнале полетов указано 30 индивидуальных и 14 общих побед, большинство историков связывают это с чрезмерными усилиями. Пока он пилотировал на войне И-153 и Як-1, ни одного сбития на них не добился.
  1. ^ Jump up to: а б с Simonov, Andrey . "Архипенко Фёдор Фёдорович" . warheroes.ru . Retrieved 2021-05-04 .
  2. ^ Shkadov, Ivan (1987). Герои Советского Союза: краткий биографический словарь I, Абаев - Любичев [ Heroes of the Soviet Union: A Brief Biographical Dictionary I, Abaev - Lyubichev ]. Moscow: Voenizdat . ISBN  5203005362 . ОСЛК   247400113 .
  3. ^ Bykov, Mikhail (2014). Все асы Сталина 1936–1953 гг (in Russian). Moscow: Yauza. p. 63. ISBN  9785457567221 . OCLC   879321002 .
  4. ^ Jump up to: а б "Архипенко Фёдор Фёдорович" . soviet-aces-1936-53.ru . Retrieved 2021-05-04 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0bf0ff3263c87677806172bba4c41472__1698443700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/72/0bf0ff3263c87677806172bba4c41472.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fyodor Arkhipenko - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)