Эпистемологический плюрализм
Эпистемологический плюрализм — это термин, используемый в философии , экономике и практически в любой области исследований для обозначения разных способов познания вещей, разных эпистемологических методологий для достижения более полного описания конкретной области. [1] Особой формой гносеологического плюрализма является дуализм , например, отделение методов исследования разума от методов, соответствующих материи (см. Проблема разума и тела ). Напротив, монизм — это ограничение одного подхода, например, редукционизма , который утверждает, что изучение всех явлений можно рассматривать как поиск связей с некоторыми немногими базовыми сущностями. [2]
Эпистемологический плюрализм следует отличать от онтологического плюрализма , изучения различных способов существования, например, контраста способа существования, демонстрируемого «числами», с способом существования «людей» или «автомобилей». [3] [4]
В философии науки эпистемологический плюрализм возник в противовес редукционизму для выражения противоположной точки зрения, согласно которой по крайней мере некоторые явления природы не могут быть полностью объяснены с помощью единой теории или полностью исследованы с использованием единого подхода. [1] [5] [6]
В математике разнообразие возможных эпистемологических подходов включает платонизм («математика как объективное исследование абстрактной реальности, созданной человеческой мыслью не более, чем галактики»), радикальный конструктивизм (с ограничением логики, запретом доказательства путем доведения до абсурда и др.). ограничения) и многие другие школы мысли. [7]
В экономической науке существуют разногласия между единым эпистемологическим подходом к экономике и множеством подходов. «В середине столетия неоклассический подход достиг почти гегемонистского статуса (по крайней мере, в Соединенных Штатах), и его сторонники стремились объединить все виды социальных явлений под его единый объяснительный зонтик. Сопротивление некоторых явлений неоклассическому подходу привело к тому, что ряд экономистов думать, что альтернативные подходы необходимы, по крайней мере, для некоторых явлений, и, таким образом, также защищать плюрализм». [1] Обширную историю этих попыток предоставил Sent. [8]
См. также
[ редактировать ]- Эпистемологический анархизм
- Междисциплинарность
- Методологический индивидуализм
- Мультиметодология
- Трихотомия (философия)
- ВПЭК-Т
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Стивен Х. Келлерт; Хелен Э. Лонгино; C Кеннет Уотерс (2006). «Введение: плюралистическая позиция» (PDF) . Научный плюрализм; том XIX в Миннесотских исследованиях философии науки . Издательство Университета Миннесоты. п. VII. ISBN 978-0-8166-4763-7 .
- ^ Джонатан Шаффер (2009). «Глава 12: На каком основании» (PDF) . У Дэвида Чалмерса; Дэвид Мэнли; Райан Вассерман (ред.). Метаметафизика: Новые очерки оснований онтологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 57–83. ISBN 978-0199546046 .
Возрожденная таким образом метафизика не утруждает себя вопросом, существуют ли свойства, значения и числа. Конечно, они делают! Вопрос в том, являются ли они фундаментальными .
- ^ Мартин Гарднер (декабрь 2005 г.). «Наука в Зазеркалье: Что на самом деле знают ученые? (рецензия на книгу)» (PDF) . Уведомления Американского математического общества . стр. 1344 и далее .
Ни один современный реалист ни на мгновение не верит, что числа и теоремы «существуют» так же, как существуют камни и звезды. Конечно, математические концепции — это ментальные конструкции и продукты человеческой культуры.
- ^ Джошуа Спенсер (12 ноября 2012 г.). «Способы существования». Философский компас . 7 (12): 910–918. дои : 10.1111/j.1747-9991.2012.00527.x .
Есть числа, вымышленные персонажи, невозможные вещи и дыры. Но мы не думаем, что все эти вещи существуют в том же смысле, что автомобили и люди.
- ^ Э. Брайан Дэвис (2006). «Эпистемологический плюрализм» . Доступно в архиве PhilSci .
- ^ Продолжаются споры по поводу применения нейробиологии в психологии. Например, Талвити и Иханус говорят: «Поскольку психоаналитические объяснения относятся к психическому бессознательному, они не могут быть проверены с помощью нейробиологии. теоретизировать». Талвитие, Веса; Иханус, Юхани (2011). «О нейропсихоаналитической метафизике». Международный журнал психоанализа . 92 (6): 1583–1601. дои : 10.1111/j.1745-8315.2011.00458.x . ПМИД 22212043 . S2CID 205910970 . и Эдлесон: «Утверждается также, что теории психоанализа не могут быть логически выведены изтеории нейробиологии, физики или химии» «Конвергенция психоанализа и нейробиологии: иллюзия и реальность» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Джеффри Хеллман; Джон Л. Белл (2006). «Глава 4: Плюрализм и основы математики» (PDF) . У Стивена Х. Келлерта; Хелен Э. Лонгино; Кеннет Уотерс (ред.). Научный плюрализм; том XIX в Миннесотских исследованиях философии науки . Издательство Университета Миннесоты. стр. 64 и далее . ISBN 978-0-8166-4763-7 .
- ^ Эстер-Мирьям Сент (2006). «Глава 5: Плюрализм в экономике» (PDF) . У Стивена Х. Келлерта; Хелен Э. Лонгино; Кеннет Уотерс (ред.). Научный плюрализм; том XIX в Миннесотских исследованиях философии науки . Издательство Университета Миннесоты. стр. 80 и далее . ISBN 978-0-8166-4763-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джорди Кэт (16 мая 2013 г.). «Единство науки» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Единство науки: эпистемологические единства . Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск лета 2013 г.) . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- Уильям А. Гортон (31 августа 2010 г.). «Философия социальных наук: §5 – Методологический плюрализм» . Интернет-энциклопедия философии .
- Дэвид Фиделер (2000). «Недостающая половина науки: эпистемологический плюрализм и поиск инклюзивной космологии» (PDF) . Александрия 5: Журнал западных космологических традиций . Фанес Пресс. п. 41 и далее . ISBN 978-1890482756 .