Желтые люди
Планы | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | +/- 800,000 |
Языки | |
Первый язык Планирование Второй язык английский , английский | |
Религия | |
Христианство , африканская традиционная религия . | |
Родственные этнические группы | |
человек В более 1000 , and мире |
Пулана | |
---|---|
Человек | Мопулана |
Люди | Планы |
Язык | Планирование |
Страна | В планах |
Пулана , или Мапулана , — это этническая группа низкого вельда, проживающая в Бушбакридже недалеко от Мпумаланга и Лимпопо провинций . Их язык называется сепулана (секутсве и пай) и считается одним из диалектов языковой группы северного сото . хотя это северный диалект сото (похожий на англо-северный сото), на него также сильно влияют английский , свати , африкаанс , английский и сетсвана.
Район, где живут пуланы, называется Бушбакридж ; он простирается от реки Крокодил на юге до границы Свази (Мапулана Машего) на севере, от реки Крокодил до реки Олифантс (Лимпопо) на севере, гор Лебомбо на востоке, а также включает города Хейзивью , Уайт-Ривер , Мпумаланга ( Лепунама ), Саби , Граскоп , Хоедспрут , Барбертон , Лиденбург и Дулструм на западе. На языке пулана, или сепулана, Мапуланенг означает «Место народа мапулана». Племя получило свое название от вождя-основателя Лепуланы, который позже изменил свое имя на Чилоан. Мапулана являются потомками Моролонга, и их происхождение можно проследить до Кгалагади до того, как они поселились в Таба Чуу, на территории современного восточного Лесото , и в Шакваненге (Каролина) в 1500-х годах. Мапулана из Матшве получила свое название от своего лидера Пулане. Они являются ответвлениями амазизи и нгуни .
История
[ редактировать ]Происхождение мапулана и история того, как долго они жили в районе Большого Мапуланенг, являются темами горячих споров. Исследования показывают, что существуют три группы мапуланы: мапулана из Мохломи, которые являются баквенами, и первые мапуланы, поселившиеся в Таба Чуу , мапулана из Матшве I, из Пулане, которые являются амазизи, которые раньше жили вдоль реки Тугела , а позже присоединился к другим мапуланам в Таба Чуу. Мапулана из Чилоане, которые по происхождению являются баролонгами ( племя сетвана ), покинули основное племя баролонгов во время правления Тау. У короля Мапуланы Малеле было два выдающихся сына: старшим был Морале, он же Чилоан-младший, а вторым - Машего. Эти двое были лучшими воинами и пользовались большим уважением среди своих последователей. Между двумя братьями разгорелась ожесточенная ссора из-за молодой женщины, приходившейся им двоюродной сестрой, причем конфликт скрыла королевская семья, которая рассказала народу, что братья подрались из-за зернового амбара (seshego sa mabele). Поняв, что люди поддерживают старшего брата, Машего ушел со своими последователями и поселился в районе Баквена на территории современного города. Эсватини отделяется от основного племени мапулана. Чилоан и Машего были признаны королями Мапуланы, причем Чилоан был старшим. Мапулана из Чилоане раньше жила в Пхагенге (Эмпакени), к юго-востоку от Нелспруита и вдоль реки Лепунама (Нельспруит), а мапулана из Машего жила в Мотшетенге ( Эмджиндини , Барбертон, где был похоронен Масойи II, внук Машего) . Историк Мапуланы Моисей Машего сообщает нам: «У них было два царя, Машего и Хилоан; остальные были подданными и вождями».
В декабре 1864 года Мапулана разгромила свази в битве при Мохолохоло под предводительством четырёх вождей, Марипе Машиле, Чилоана и Мохлалы, и Секаколе Маатджи, храброго воина и мага. Бапеди под командованием короля Сехухуне отказались помочь, и мапулана защищали свою цитадель гор Мохолохоло от вторжения свази, посланного королем Мсвати II . Свази были уничтожены, и первым, кто встретил смерть на вершине горы, был младший брат короля Свази Зимасе. Чтобы отогнать врага, скатывали валуны и отражали многочисленные атаки на их крепость. Скелеты жертв свази после этого долгое время валялись на горе. Река под горой получила название Мотласеди ( Класери ).
Среди мапулана ходят легендарные рассказы о храбрости и смекалке Секаколе (который уже был стариком) в битве при Мохолохоло. Говорят, что он владел оружием, которое выменял, и совершал множество магических заклинаний, чтобы победить солдат свази, а одна примечательная история рассказывает о том, как он превратил себя в муравейник, чтобы сбить с толку своего врага и сбежать.
Культура и традиции
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Как и большинство групп сото-тсвана , мапулана верят в бадимо (предков). Когда они проводят церемонию признания своих предков (go phasa badimo), они смотрят в сторону Шакваненга, то есть на восток. Единого бога не существует, но почитаются все предки или духи. Чтобы выразить признательность тем, кто ушел из жизни, вам иногда нужно общаться. В начале процесса общения варят традиционное пиво и забивают животное (козу/курицу/корову). Часть крови забитого животного вместе с пивом выливают на легандело (жертвенную платформу) в качестве подношения духам. Самый старший член рода, присутствующий при жертвоприношении, называет имена предков согласно иерархии, сопровождаясь аплодисментами остальных членов рода. Дерево Ммало (Коралл) обычно сажают на жертвенной платформе.
Лекарство
[ редактировать ]Традиционная медицина была и остается специализацией Мапуланы. Это можно объяснить богатым субтропическим климатом Мапуланенга, который позволяет травам расти в изобилии. Традиционную медицину назначают Дингака (традиционные врачи). Чтобы стать традиционным врачом, нужно пройти тщательное и длительное обучение под руководством Гобелы (Гуру). Традиционного врача-стажера называют летвасане (Сангома). Создание дождя также было специализацией Мапуланы.
Инициация
[ редактировать ]Мапулана превращает свою молодость в женственность и мужественность. Школа посвящения (кома) проводится зимой. Практика школ посвящения отмечена секретностью. Мальчики, прошедшие инициацию вместе, будут принадлежать к одному пхато/морото (полку). Существует сложная система, позволяющая отличить полк от другого в зависимости от того, когда полк был создан. Непосвященный не может «посещать» школу инициации во время ее занятий. Имена Мефато я Бадики — Матуба, Мангана, Магаква, Мадингване, Манкве, Мааква, Мадиша, Макгола, Мадиква, Манала и Маголопо. Как и следовало ожидать, у женщин полков нет.
Клановая система
[ редактировать ]В Мапулане есть классовая система, известная как Дикгоро (Кланы, букв. «Краали»). Есть выходцы из Кгоронг э кголо (высший клан) или Кгоронг эа няна (низший клан). Жители Кгоронг э Кголо имеют королевскую кровь или рождены от старшей жены и должны быть диката-пеле (лидерами) во время церемоний инициации. Эта система также используется во время голома марака (праздника первого урожая) и во время посевного сезона.
Основными кланами Мапуланы являются багаМашихе, багаМалеле, багаМогане, багаЧилоан, багаНоньяне и багаМашиле. И Машего, и Малеле являются вождями в районе Бушбакриджа, Чилоан - вождем в районах Желудь и Отдых Пилигрема; Могане и Ноньяне в районах Граскопа и Саби; и БагаМашиле в районах от Матибиди до Лиденбурга. В Мапулане есть два старших вождя: БагаЧилоане и Машего Масойи.
Свадьба
[ редактировать ]Семья мальчика определяла семью, из которой мальчик должен был жениться. Затем мальчик ухаживал за девушкой, которая ему нравилась, из этой выбранной семьи. В некоторых случаях мальчик узнавал свою девочку. По сути, брак был организован, поскольку семьи за кулисами благословили друг друга. Семья мальчика договорилась о выплате дикгомо ца богади семье девочки. Практиковалось многоженство. Первая жена и ее потомство имели более высокий статус. Наследство переходило через первую жену, а затем переходило к младшей жене и ее потомству.
Мы
[ редактировать ]Когда рождаются дети «ба я релела» (они получают имя своего предка). Например, когда кого-то зовут Тадише, он вполне может быть Тадише шестым. Бабушки и тети по отцовской линии знают, какое имя дать ребенку. Обычно это делалось после консультации с нгаками, которые сообщали им, кто перевоплощается при рождении ребенка. Когда ребенок бессонен или болен, бабушка или тетя указывают ему на луну. Бабушка будет скандировать: «mogwera wa go ke yela, gola o reme diphate, o tshware lerumo или lwe dintwa!» (Вот твой друг / Твой друг - луна, выращивай и руби деревья (на дрова), расти, бери копья и сражайся в войнах!). По сути, расти и быть сильным.
Домашний скот
[ редактировать ]Леруо (скот) и Машемо (возделываемая земля) раньше отличали богатого человека от бедного. Земля принадлежала всем жителям района, и вождь выделил площади для обработки. Пастбищные угодья были общинными. Система землевладения Мапуланы заключалась в том, что землю нельзя было покупать или продавать. На дифолвана (дичь) охотились в пищевых, лечебных или церемониальных целях.
Календарь
[ редактировать ]Календарь Мапуланы работает по лунным месяцам, причем первым днем месяца является рассвет полнолуния. В Сепулане слово кгведи (луна) также означает месяц. По форме и яркости луны можно определить, когда пойдет дождь. Год начинается, когда в сентябре идут первые дожди или когда растения начинают цвести. Поэтому сентябрь – это Новый год.
Новый год знаменует начало сезона посадки культур, которые являются основными продуктами питания Мапуланы. Раньше посадка производилась в соответствии со старшинством семьи: сначала начинали дикгоро це кголо, а затем следовали другие младшие кланы. Мабеле (кукуруза и просо) сажают первыми, а Динтлу (шютоковые бобы) — последними. Другие культуры, такие как Мджумбула (маниока), Матапе (колоказия), Матлапала и т. д., сажают в любое время года.
Когда растения будут готовы к сбору, старейшина клана соберет небольшой кусочек урожая. Он или она назовет имена предков и посвятит им урожай. Каждый член этого клана будет вынужден откусывать от этой маленькой добычи. Это будет праздник первого урожая. Категорически запрещается есть любые сборы, если не был выполнен процесс, называемый голома (грызть).
Этимология и символика
[ редактировать ]Имя Мапулана относится к общему предку по имени Лепулана, его имя относится к легендарным рассказам о его способностях вызывать дождь. Лепулана также была известна как Чилоан.
Тотемным является символом Мапуланы лев . Племенное хвалебное стихотворение звучит следующим образом:
Северный сото (диалект Пулана)
Мы — львы пещеры маленькой Малалы.
Люди, которые возвращаются в Фагенг, те, кто возвращаются в Шакване.
Чем ягнята быка отличаются от ягнят человека?
Лучше человека, потому что корову мы плачем и едим.
английский перевод
«Мы — люди льва, дикой кошки Малалы, моэньяне.
Мы люди из Фагенга, мы люди из Шакваненга.
Что важнее, камыши коровы и человека?
Человек лучше, потому что с коровой мы плачем, пока едим мясо.
Избавьтесь от этого
Мы — дожди великого короля Раина Чилоана. Я преследую вчерашний день, как хилоанские яйца. Мы грязные принтеры. В нем нет комара, и он скрипит людям зубами.
Мы из Ролонга, Пхагенг. Говорят ли они, что человек лучше вола? Лучше человек, которого не едят. Что касается коровы, то мы там плачем. Не оглядываясь назад.
Мы танцуем: «Короли львы» носят тигров. Они стража, стража и стража. Мы герои гор. камни круга поразили нас, и копья задержали нас. Мы закончили видения, и крик затих в Сватинге.
Мы хотим потерпеть поражение. Нам не страшен дождь, мы поём кому. Ты поразил нас молнией, и мы отвратили ее. Мы — воины маленькой готовой пещеры.
ПУЛА-А ЭНЕ-ПУЛА--------
Я БОЮСЬ ТЕНИ.
Территория
[ редактировать ]Большинство мапулана проживают в районе от Хоедспрута до Хейзивью и их окрестностей. Эту большую территорию часто называют «Мапуланенг», что означает «Место жителей Пуланы (Лепулана)». Однако исторически их исконные земли простирались от Класери (к северу от Худспрута ) до самого юга до Мбомбелы (Нельспрут), включая нынешние Граскоп , Саби и Оригстад .
Есть также несколько пуланов, живущих в Мабопане , Винтервельде и Клипгате к северо-западу от Претории , а также в Дэвейтоне к востоку от Йоханнесбурга , где есть улица, названная в честь Ма Пуланы. Другие деревни Мапуланы включают Лилидейл, Коттондейл, Дварслуп, Тени, Ролле, Уэльс, Лефонг, Ролле, Уэльс, [ 1 ] ]
Известные люди
[ редактировать ]- Николетт Машиле
- Волосы-сюрпризы
- Katlego Mashego
- Лебо Машиле
- Летаго Мадибе
- Рональд Ламола
- Пенни Лебиан
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иллюстрированная история Южной Африки
- «Самая добрая версия — разделение инициации мапуланы» . News24.com . Проверено 9 сентября 2018 г.