Jump to content

Сото-тсванские народы

(Перенаправлено с английского-английского )

английский-английский
Басото, Бапеди, Батсвана
Вверху слева — Сото; Вверху справа, справа; Внизу слева — Тсвана; Внизу справа, Лози
Общая численность населения
неизвестный; примерно 18–20 миллионов
Регионы со значительной численностью населения
 ЮАР 15,585 миллиона
 Лесото 2,130 миллиона (в основном сото )
 Ботсвана 2,160 миллиона (в основном англичане )
 Замбия 655 000 ( Лози )
 Зимбабве 105 500 (английский и лози)
 Намибия 79 958 (английский и лози)
 Мозамбик 50 000 (Лози)
Языки
английский – английский языки
Сесото , Сетсвана , Сепеди , Силози
Религия
Модимо , Традиционные африканские религии , Бадимо , Христианство
(Молимо или Молуми в Силози)
Родственные этнические группы
Народ нгуни , народ венда и народ цонга , народ сан , народ койсан
Карта, показывающая долю населения Южной Африки, говорящего дома на языке группы сото-тсвана (сото, северный сото или тсвана), по данным переписи 2011 года с разбивкой по районам.
Доминирующие языки в Южной Африке.
  Южный сото
  Тсвана
  Северный Сото

Сото -тсвана, также известные как сото или басуто , [1] хотя сейчас этот термин тесно связан с народами южного сото. [2] являются метаэтносом Южной Африки . Это большая и разнообразная группа людей, говорящих на языках сото-тсвана . [3] Группа преимущественно встречается в Ботсване , Лесото , Южной Африке и западной части Замбии . [4] Меньшие группы также можно найти в Намибии. [5] и Зимбабве . [6]

Народ сото-тсвана должен был диверсифицироваться и обрести нынешнюю форму в течение 2-го тысячелетия, но они сохраняют ряд языковых и культурных особенностей, которые отличают их от других говорящих на банту южной Африки. Это такие особенности, как тотемизм / дибоко (преимущественное право мужчин жениться на своих двоюродных братьях по материнской линии), а также архитектурный стиль, характеризующийся круглой хижиной с конической соломенной крышей, поддерживаемой снаружи деревянными колоннами. Другими важными отличительными чертами были одежда из кожаных плащей и предпочтение плотных и тесных поселений, а также традиция крупномасштабного строительства из камня. [3]

Группа в основном состоит из четырех кластеров: южных сото (сото), северных сото (в состав которых входят бапеди , балобеду и другие), лози , тсвана и кгалакгади . [7] [8] Пятый кластер иногда называют восточным сото и состоит из пуланы , кголокве , пай и других. [9] Говорят, что сото-тсвана имеют некоторую родословную кхое-сан, уровень которой варьируется от> 20%. [10]

Этническая группа сото-тсвана получила свое название от людей, принадлежащих к различным кланам сото и тсвана, живущим на юге Африки. Исторически всех членов группы называли Сотос; теперь это название применяется исключительно к носителям южного сото, которые живут в основном в Лесото и провинции Свободного штата в Южной Африке, в то время как северный сото зарезервирован для говорящих на сото, населяющих северо-восток Южной Африки, преимущественно в Лимпопо . [11]

Сото Этноним

[ редактировать ]

Свазиологическое происхождение

[ редактировать ]

Термин басуто, возможно, возник как уничижительный термин, используемый свази для обозначения педи в 1400-х годах. Свази называли бапеди «абашунту» , потому что они носили набедренные повязки из шкур животных, завязанные узлами, чтобы прикрывать интимные места. Слово «Абашунту» происходит от глагола «уку шунта», что означает «завязывать узел».

Несмотря на уничижительное происхождение этого термина, педи приняли его с гордостью. Они увидели в этом знак своей независимости и свободы от правления свази. Другие группы, говорящие на языке сото, которые также носили набедренные повязки, также приняли этот термин, и в конечном итоге он стал использоваться для обозначения всех людей сото. [12]

Происхождение цвета кожи

[ редактировать ]

Считается, что название басуто происходит от слова «суто», «коричневый», что означает «те, у кого есть темный/коричневый меланин». «Ба суто» напрямую переводится как «Они коричневые».

Использование этого слова всегда было частью словарного запаса народа сото-тсвана. Это слово стало приписывать конкретному народу из-за региональных конфликтов: разные кланы банту отделились от своих кланов-предков и взяли имя своего лидера в качестве своей идентичности, но, естественно, по сути, каждый народ бато/банту является мосото. [ нужна ссылка ]

Термин басуто теперь используется как термин гордости и единства народа сото. Это напоминание об их общей истории и культуре, а также об их решимости противостоять угнетению.

Тсвана Этноним

[ редактировать ]

Этноним батсвана считается анантонимом, происходящим от значения сото-тсванского слова «тсва», что означает «выходить из». Название будет происходить от слова «Ба ба цванг», которое в конечном итоге будет сокращено до слова Батсвана, означающего «Сепаратисты» или, альтернативно, «люди, которые не могут держаться вместе». Одной из главных характеристик кланов сото-тсвана является их склонность распадаться и объединяться. [ нужна ссылка ]

Ранняя история

[ редактировать ]

Сото-тсвана — культурная и этническая группа, предки которой прибыли в Ботсвану и Южную Африку около 200–500 гг. [13] они являются потомками народа кой, который в Сесото (Южный Сото) известен как Бароа. К 15 веку народ сото-тсвана начал расселяться по южной части Трансвааля . В течение следующих нескольких столетий народ сото-тсвана продолжал рассеиваться и формировать новые вождества.

Поселение сото-тсвана под названием Дитаконг.

В отличие от народа нгуни, который преимущественно селился в прибрежных районах, сото-тсвана нашли свой дом в высокогорьях Южной Африки, в частности в регионе, известном как Хайвельд. Этот регион расположен между прибрежными низменностями на востоке и юге и пустыней Калахари на западе.

Сото-тсвана преимущественно населяли высокогорья и степи, что привело к относительно более низкой плотности населения, чем у нгуни. Они также меньше зависели от сельского хозяйства, вместо этого практикуя смешанную экономику, состоящую из земледелия, скотоводства и охоты.

XIX век ознаменовал собой значительный период перемен на территориях Сото-Тсвана из-за экспансии народа нгуни, известного как мфекане. Это расширение побудило местные группы консолидироваться и сформировать первые государства в регионе. Среди этих развивающихся государств примечательными были басуто, бапеди и тсвана. Одна группа басуто, известная как кололо , широко мигрировала на север и основала собственное государство на территории современной Замбии. Во время их правления в Замбии приобрел известность язык завоевателей лози.

Современная история

[ редактировать ]

На протяжении XIX века и до середины XX века различные африканские группы постепенно мигрировали на территории Сото-Тсвана, создавая поселения и государства. Среди них следует выделить Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство. Позже Британская империя предъявила права на эти территории, что привело к конфликтам с местным населением. В конце концов, британцы победили коренные африканские группы, и территории, находившиеся под их контролем, были разделены между различными территориями. Южная Африка, Бечуаналенд (ныне известный как Ботсвана), Баротселенд (ныне в Замбии) и Басутоленд (ныне Лесото) возникли как отдельные геополитические образования.

Этот сложный исторический процесс сформировал культурный и политический ландшафт территорий сото-тсвана, способствуя образованию разнообразных государств и взаимодействию между различными этническими группами.

Подразделения

[ редактировать ]

Южный сото

[ редактировать ]
Девушки басуто стоят снаружи

Термин басуто может использоваться для обозначения следующего:

  • Гражданин Лесото независимо от языкового или этнического происхождения
  • Любой член кланов сото-тсвана, ведущий свое происхождение от Кгоси Могале.
  • Члены кланов сото-тсвана, объединившиеся под предводительством Мошошу во время Дифакане.
  • Кланы сото-тсвана, проживающие в Свободном государстве и Лесото, говорят на стандартизированном диалекте языка сото-тсвана, называемом сесото и иногда называемом южным сото.
Усадьба в Батсване

Термин Тсвана может использоваться для обозначения одного из следующих:

  • Все кланы тсвана, проживающие в Ботсване , Намибии , Зимбабве или Южной Африке.
  • Любой член кланов сото-тсвана, ведущий свое происхождение от Кгоси Мокгатле.
  • Гражданин Ботсваны независимо от языкового или этнического происхождения
  • Члены восьми основных кланов сото-тсвана, как это определено в Законе о вождях Ботсваны.
  • Члены кланов сото-тсвана, проживающих в Ботсване, Южная Африка, говорят на стандартизированном диалекте сото-тсвана, называемом сетсвана, который иногда также называют западным сото.
  • Любой клан сото-тсвана, населяющий бассейн пустыни Калахари и ее восточную и юго-западную периферию, за исключением народа кгалагари, который представляет собой другую группу племен сото-тсвана.

Северный Сото

[ редактировать ]
Врач . или традиционный целитель народа сото-тсвана

Термин северный сото можно использовать для обозначения следующего:

  • Бапеди
  • Красный
  • Сеть
  • Старые

Восточный сото

[ редактировать ]

Термин «восточный сото» можно использовать для обозначения следующего:

  • Синий
  • Пай

Виноградные лозы

[ редактировать ]

Термин Лози может использоваться для обозначения следующего:

  • Лози

Культура

[ редактировать ]

Тотемизм

[ редактировать ]

В обществе сото-тсвана у каждого члена есть тотем, которым обычно является животное. Тотемы наследуются от отца и поэтому передаются как английская фамилия. Тотемное животное традиционно имело статус почитания и избегания; в частности, важно было не съесть свой тотем. В современном обществе сото-тсвана это соблюдается не так строго.У каждой морафе или сечабы был свой тотем. При названии рода могло использоваться имя основателя или почитаемого животного. Примером может служить Бахурутше, названный в честь основателя Мохурутше; в качестве альтернативы их также можно назвать Батшвененг по имени тшвене (павиана), которого они почитают; аналогично Батлхако в честь основателя; или Батлунг после тотема. Для некоторых кланов имя основателя и их тотем совпадают, например, Баквена и Батаунг, где основателей звали Квена (крокодил) и Тау (лев) соответственно.

Сото-тсванские кланы и ранги

[ редактировать ]

Структура клана

[ редактировать ]

Важное различие, которое необходимо проводить при обсуждении кланов сото-тсвана, — это различать разные кланы и различные подкланы, находящиеся под ними. Это означает различие между кланами, которые имеют один и тот же тотем, например крокодил, но различны, например, Бапо, Баквена, Бангвакетсе и Бафокенг из Пхокенга. В разграничении субкланов примером может служить Бакгатла, который разделился на Бакгатла ба Кгафела и Бакгатла ба га Ммакау из-за того, кто должен возглавить клан. Одна фракция бросила вызов обычной традиции лидеров-мужчин и признала женщину Ммакау своим кгоси. Те, кто поддерживал Кгафелу, затем откололись. [14] Дальнейшими ответвлениями Бакгатлы являются Бакгатла Мманааны, Бакгатла Ммакау и Бакгатла Мотши, тотемом которых является пламя. Бакгатла Ммакау позже дал начало кланам Бапеди, Холокое, Батлоква, Пхути и Басия. [15] [16] Если бы возник спор между каким-либо из ответвленных кланов, таких как Басия и Бафити, то вождю Ммакау было бы поручено разрешить его как старшему.

Старшинство клана

[ редактировать ]

Вопрос ранга и старшинства очень важен для сото-тсвана. Оно определяет многое: от семейных отношений до деревенских дел и отношений между кланами и между различными племенными группами. В семейной ситуации вопрос ранга определяет, когда сын пройдет посвящение или получит наследство. Также проводится различие между старшей женой и младшей женой, если мужчина состоит в полигамном браке.


Поскольку сото-тсвана жили в больших деревнях, старшинство и звание здесь также играли роль. Усадьба вождя расположена в центре деревни, после чего остальные граждане группируются по рангу, при этом самые младшие члены живут дальше всего от центра деревни. Меж- и внутриклановые отношения были вопросом, который занимал сото-тсвана с момента раскола, произошедшего между последователями Мохурутше и Квены. Хотя общепринято, что Хурутше являются старшим кланом, некоторые другие кланы оспаривают это, в основном Бафокенг, Баролонг и Бакгатла. Претензии Баролонга и Бакгатлы в основном были отклонены; например, некоторые субкланы Бакгатлы, такие как Бакгатла ба ГаМмакау, признают Бахурутше старшим, а БаКагатла ба га Кгафела - нет. В случае с Баролонгами Батлхапинги, являющиеся ответвлением Баролонгов, признают, что Бахурутше старше Баролонгов, а Баролонг - нет. Бафокенг утверждают, что их отделение от основного тела сото-тсвана предшествовало расколу между Мохурутше и Квена, и поэтому они равны по статусу Бахурутше, если не старше.

Эти споры по поводу старшинства и ранга были вызваны стремлением к выгодам и независимости: старший кгоси мог потребовать уплаты дани от младшего вождя, а также могли вызвать младшего вождя или члена его клана в кготлу на слушание. Если между двумя младшими вождями возникал спор, для его разрешения приглашался самый близкий к ним старший вождь. Другим важным фактором было то, что старший вождь или члены его клана не могли быть вызваны в Кготлу младшим кгоси или членом клана. Дополнительным фактором в этом вопросе о звании и старшинстве является то, что оно определялось по рождению и не могло быть изменено; это означает, что вождь, рожденный с младшим статусом, не мог изменить свое положение по отношению к другим вождям. Это было сделано главным образом для того, чтобы препятствовать расколу кланов на дальнейшие подкланы и созданию кланов посредством завоеваний и войн.

Известные люди

[ редактировать ]

Политика

Королева-сенаторы делают шаг вперед

Развлечение

Спорт

Политика, королевская власть, активизм, бизнес и экономика

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бегство (8 февраля 2021 г.). «Экскурсия по культурной деревне басуто Свободного государства» . Журнал «Побег» . Проверено 22 августа 2023 г.
  2. ^ «Басото — южноафриканская культура» . Southafrica.co.za . Проверено 22 августа 2023 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Корнуэлл, Ричард (1988). « «Происхождение» сото-тсванских народов и история Батсваны» . Прошлое Африки : 8 - через ISSN 0256-2804 = Africa Insight, vol. 18, нет. 2, 1988.
  4. ^ Александр, Мэри (1 апреля 2023 г.). «11 языков Южной Африки» . Ворота Южной Африки . Проверено 22 августа 2023 г.
  5. ^ «Тсвана — обзор | Темы ScienceDirect» . www.sciencedirect.com . Проверено 22 августа 2023 г.
  6. ^ «Сото/тсвана в Зимбабве» . Воскресные новости . 8 октября 2022 г. Проверено 22 августа 2023 г.
  7. ^ «Сото | люди» . Британская энциклопедия . Проверено 18 августа 2020 г.
  8. ^ «Южная Африка — Сото» . Countrystudies.us . Проверено 14 августа 2023 г.
  9. ^ Вестфаль, Э. (апрель 1956 г.). «Восточный сото: племенной, исторический и лингвистический обзор (с этнографическими примечаниями) племен пай, куцве и пулана банту района Отдых паломников провинции Трансвааль, Южно-Африканский Союз. Д. Зиервогель. Претория: ван Шайк, 1954. Стр. ix + 215, карта . Африка . 26 (2): 203–204. дои : 10.2307/1156850 . ISSN   1750-0184 . JSTOR   1156850 .
  10. ^ «Миграция и примесь говорящих на языке банту на юге Африки» . Academic.oup.com . Проверено 24 августа 2023 г.
  11. ^ «бесплатный онлайн-курс» . www.unisa.ac.za . Проверено 14 августа 2023 г.
  12. ^ «Происхождение нации басуто» . Леседи FM . Проверено 15 августа 2023 г.
  13. ^ «Народы сото-тсвана до 1800 года» , «Политика южноафриканской границы» , Basler Afrika Bibliographien, стр. 15–35, 29 декабря 2010 г., doi : 10.2307/j.ctvh9vxvb.8 , получено 24 августа 2023 г.
  14. ^ Андре Крукамп и Беа Робертс (2011) Краткая история Bakgatla ba Kafela , Totem Media (Pty)Ltd, стр. 1
  15. ^ «Решение о верховенстве Бапеди | Правительство Южной Африки» . Архивировано из оригинала 21 октября 2014 года . Проверено 21 октября 2014 г.
  16. ^ «Решение о верховенстве Батлоква ба Мота | Правительство Южной Африки» . Архивировано из оригинала 21 октября 2014 года . Проверено 21 октября 2014 г.
  17. ^ «Профиль: Кгалема Мотланте из Южной Африки» . Новости Би-би-си. 13 декабря 2012 года . Проверено 22 августа 2020 г.
  • Местри, Радженд (1995). Язык и социальная история: исследования южноафриканской социолингвистики . Новые книги Африки. п. 49. ИСБН  0-86486-280-6 .
  • Сетилоане, Габриэль М. (1976). Образ Бога среди сото-тсвана . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  90-6191-007-2 .
  • http://www.namibian.org/travel/namibia/population/tswana.htm
  • Тотем Медиа. (2010). Горное дело будущего – история Бафокенга . Королевская администрация Бафокенга. ISBN  978-1-77009-824-4 .
  • Кобус дю Пизани. (2010). Последняя пограничная война: Браклаагте и битва за землю до, во время и после апартеида . Издательство Розенберга. ISBN  978-9-03610-090-8 .
  • http://mphebathomuseum.org.za/?q=node/42
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e299833ea645f4f5177a2b3595c40c3__1722152520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/c3/2e299833ea645f4f5177a2b3595c40c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sotho-Tswana peoples - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)