Бруно Деринг
Бруно Деринг | |
---|---|
![]() Бруно Доэринг в 1920-е годы | |
Рожденный | |
Умер | 16 апреля 1961 г. | (82 года)
Национальность | немецкий |
Занятие | Пастор |
Бруно Деринг (3 февраля 1879 — 16 апреля 1961) — немецкий лютеранский пастор и богослов . Проповедник Берлинского собора с 1914 по 1960 год, Деринг был популярной фигурой в Евангелической церкви Старопрусского союза в Берлине. Он был строгим консерватором и активно действовал в Веймарской республике как политик.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Деринг родился в семье фермера. После посещения начальной школы в Морунгене и Королевской гимназии в Эльбинге он изучал теологию в университетах Галле, Берлина и Кенигсберга. В 1906 году Деринг был пастором в Тифензее в Восточной Пруссии, где он создал семью и у него родился сын Йоханнес, а в 1908 году он был пастором в Фишау в Западной Пруссии. После получения докторской степени в 1911 году Деринг привлек внимание Георга цу Дона (1852–1912) благодаря своему сотрудничеству с Артуром Дрюсом . Дона нанял его пастором во дворце Финкенштейн . Консервативный политик Элард фон Ольденбург-Янушау принадлежал к приходу Деринга, и они подружились. После смерти Доны Деринг взял на себя управление семинарией в Виттенбурге . По необъяснимым причинам кайзер Вильгельм II попросил Деринга произнести образец проповеди 1 апреля 1914 года, намереваясь заполнить недавно вакантную должность четвертого капеллана в Берлинском соборе. После проповеди восторженный Вильгельм предоставил Дерингу преимущество над конкурирующим кандидатом. ФК Отто Дибелиус .
Деринг был известен широкой публике благодаря церковной службе под открытым небом, которую он дал десяткам тысяч верующих на ступенях здания Рейхстага 2 августа 1914 года, в начале Первой мировой войны . Его проповедь была призывом твердо и бесстрашно стоять вместе под руководством Кайзера, с верностью и верой в Бога, несмотря на все предстоящие страдания. Оно было широко переиздано.
Как проповедник Деринг сочетал красноречие с образованием и популизмом, не боялся «китчевого сентиментализма». [ 1 ] Он считал проповедь «всегда конкретной, а не абстрактной» и хотел быть похожим на Мартина Лютера и никогда не уклоняться от проблем своего времени. [ 2 ] Тексты его проповедей были доступны слушателям в печатном виде сразу после службы, и их можно было купить за десять пфеннигов . Начиная с 1923 года, Деринг занял дополнительную должность официального лектора практического богословия в Берлинском университете .
Деринг, игнорировавший растущее недовольство и стремление к миру во время войны, был совершенно ошеломлен народными революционными волнениями . года 1918 Закулисная легенда , согласно которой Германия проиграла Первую мировую войну не по военным причинам, а из-за непатриотических элементов внутри страны. Деринг обвинил последующее поражение в войне и последующую Ноябрьскую революцию и заявил, что эти события были вызваны упадком христианской веры и ценностей в Германии. По его мнению, большая часть вины лежит на католической церкви и социалистическом рабочем движении . Он рассматривал реформацию по образцу Лютера как решение проблемы Германии.
Политика
[ редактировать ]
Приход Кафедрального собора, в основном состоявший из представителей прусской бюрократии и связанных с ней членов двора, а также статус Берлинского собора как одного из представительных мест богослужения государства предоставили Дерингу возможность придать своим взглядам безошибочный престиж в середине немецкой столицы. К декабрю 1918 года Деринг уже поддержал Немецкую национальную народную партию (ДНВП) с призывом проголосовать.
Деринг раскритиковал Ноябрьскую революцию и ее последствия как «дехристианизацию» и, следовательно, «омертвление» политической системы. Его ежедневные резкие проповеди неоднократно подвергались критике как в демократической прессе, так и в высказываниях недовольства видных деятелей. Густав Штреземан видел в них «не... выражение христианского милосердия, а... все более бешеное отвращение к инакомыслию» [ 3 ] а в 1924 году Карл Барт назвал Деринга «жалким слоеным кремом» и «богословским шутом». [ 4 ]
В 1924 году Деринг стал председателем Евангелического союза по защите немецко-протестантских интересов (EB). Его назначение на эту должность не было единогласно одобрено членами альянса. Его настойчивость в некритической привязанности к отрекшемуся кайзеру и его жесткая враждебность по отношению к католической церкви способствовали растущей изоляции протестантской церкви в немецком обществе, особенно в отношении пролетариата и буржуазной демократии. Деринг также отказался от все более насущного перспективного межконфессионального политического сотрудничества с католическими силами, сохраняющими государство, которые с конца 1926 года дрейфовали в сторону Центристской партии и ДНВП. После ухода Адольфа фон Гарнака и Отто Баумгартена возник конфликт по поводу руководства Кульминацией деятельности ЭБ стала отставка Деринга в феврале 1927 года.
Затем Деринг основал организацию «Лютерринг для христианских активистов» . Под его руководством в январе 1928 года она превратилась в Немецкую партию Реформации, по его словам, «чтобы обуздать безнадежное раздробление национальных сил». [ 5 ] Ее последовательно антимодернистская, монархическая и националистическая партийная программа мало нашла отклика среди протестантов. Немецкая Партия Реформации приняла участие во всеобщих выборах 1928 года в составе Фелькишского национального блока , но, набрав всего 266 000 голосов (всего 0,87%), ей было отказано во входе в Рейхстаг. В том же году Дерингу пришла в голову идея и сценарий фильма «Лютер» . На всеобщих выборах 1930 года Деринг присоединился к ДНВП в качестве председателя Лютеррингов и получил место в избирательном округе Хемниц-Цвиккау , которое он занимал на следующих трех законодательных сессиях до ноября 1933 года. Деринг оставался верным кайзеру, посетив его в Хейс Дорне и проповедуя там в последний раз в 1939 году по случаю его 80-летия.
Утешитель Берлина
[ редактировать ]В зарождающемся нацистском движении Деринг видел предосудительную попытку создать новую религию. В своей статье 1932 года « Ошибка национального движения Адольфа Гитлера » он отверг «идолопоклонство расизма, антисемитизма и манипулирование массами». [ 6 ] Деринг вместе с меньшинством Совета собора проголосовал против проведения СА в соборе мемориала лидеру СА Гансу Майковскому и офицеру полиции, оба из которых были убиты в уличном бою во время парада, посвященного захвату власти Гитлером . , связанным с нацистами, Он лично запретил немецким христианам использовать собор для своих служб. Тем не менее он держался на расстоянии от антинацистской Исповедующей церкви , проповедуя одиночество.
За проповедями Деринга внимательно следило гестапо , которое неоднократно допрашивало его по поводу его публичной критики нацистского режима. [ 7 ] Он не упомянул Гитлера в молитве, а в проповеди в мае 1940 года, которая, по решению режима, должна была выражать благодарность за победу, вместо этого проповедовал покаяние . По мере развития войны его проповеди приобретали все более утешительный характер, сочетая библейскую критику с тонко завуалированными обвинениями в адрес Гитлера и его товарищей по партии. Начиная с 1940-41 годов их издание было запрещено государством, и Деринг потерял преподавательскую должность. Он считал войну и ее страдания результатом Ноябрьской революции, которая, в свою очередь, позволила Гитлеру прийти к власти и сесть «на трон сатаны». [ 8 ]
После бомбардировки 24 мая 1944 года Берлинский собор больше не был пригоден для богослужений. Деринг проповедовал сначала в церкви Святой Софии , а затем в большом катакомбоподобном подземном склепе, созданном под собором соборным приходом и способном вместить около тысячи двухсот молящихся. После перерыва, вызванного войной, Деринг вернулся за кафедру 2 сентября 1945 года с проповедью о «Спасителе мира и мире во всем мире». [ 9 ]
Из-за его критики правительства как в Веймарскую, так и в нацистскую эпоху Деринга трижды уступали на посту главного капеллана собора. В послевоенную эпоху разделенного Берлина ситуация изменилась. Берлина Он выиграл и занимал эту должность в восточном секторе с 1945 года до выхода на пенсию в 1960 году, а также возобновил свою должность профессора в Университете Гумбольдта с 1946 по 1953 год. [ 10 ] Титул главного капеллана на тот момент больше не имел никакого формального значения, поскольку Дибелиус присвоил себе титул епископа Берлин-Бранденбургского и сделал церковь Святой Марии резиденцией своей епархии. Резиденция Деринга больше не была центром протестантского богослужения в Германии и не была столь престижным местом проведения мероприятий. Оккупационные силы союзников , а затем и правительство ГДР , не поощряли богослужения, а городское планирование ГДР создавало многочисленные угрозы дальнейшему существованию собора. [ 11 ] Собор, все еще пострадавший от войны, не был отремонтирован. Деринг неустанно проповедовал каждое воскресенье в своем подземном хранилище, в котором он установил орган Шуке в 1946 году, постоянно собирая аудиторию из тысячи верующих. Свою репутацию утешителя Берлина, которую он приобрел во время бомбардировок города, он сохранил до выхода на пенсию в 1960 году. [ 12 ] Через четыре месяца после его смерти строительство Берлинской стены раскололо приход собора, а в 1975 году последовал снос его хранилища в катакомбах.
По словам Уильяма Хюффмайера , Деринг был «в жизни действительно индивидуалистом, одиночкой, не поддающимся классификации», но своими проповедями он достиг большего числа верующих, чем любой другой служитель в Берлине. В подарок к 80-летию ему подарили статистику, показывающую, что за свою жизнь он проповедовал примерно перед четырьмя миллионами человек. [ 13 ]
Его могила находится в Домфридхофе II на Мюллерштрассе в Берлине-Веддинге .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вильгельм Хюффмайер: Die Hof- und Domprediger als Theologen [ Проповедник в соборе и дворе как теолог ] (далее «Хюффмайер»), в: Plöse (см. ниже ), стр. 139-154, здесь стр. 151
- ^ Жизненный путь, с. 143 и далее.
- ↑ Цитирование Штреземана у Герхарда Безье : Собор без императора. Собор в Веймарской республике и Третьем рейхе [ Собор без кайзера. Собор в Веймарской республике и Третьем рейхе ], в: Плёзе, стр. 197-209, здесь стр. 200
- ^ Барт цитируется в Hüffmeier, p. 151
- ^ Цитата и многое другое из Герберта Готвальда: Deutsche Reformationspartei (DReP) 1928 [ Немецкая партия Реформации (DReP) 1928 ] в: Дитер Фрике с Манфредом Вайсбекером, Зигфридом Шмидтом, Гербертом Готвальдом и Вернером Фричем (ред.): Лексикон по истории партии. Буржуазные и мелкобуржуазные партии и объединения в Германии (1789 — 1945). В четырех томах [Энциклопедия истории партии. Буржуазные и мелкобуржуазные партии и объединения в Германии (1789 — 1945). В четырех томах] , Лейпцигский библиографический институт ВЭБ, Лейпциг, 1984, Том 2, Немецкая лига для Лиги Наций — Генеральная ассоциация христианских профсоюзов Германии, стр. 60-62, здесь стр. 61
- ^ Резюме в Hüffmeier, с. 150
- ^ Для Деринга в эпоху нацизма, с несколькими отчетами очевидцев: Ханс-Райнер Сандвосс: Сопротивление в Митте и Тиргартене, 2-е, измененное и расширенное издание [ Сопротивление в Митте и Тиргартене, измененное и расширенное 2-е издание ] (Том 8 из серии о сопротивление в Берлине с 1933 по 1945 год), Мемориал немецкого сопротивления, Берлин, 1999, стр. 212-214 и 300, по политическим причинам, приведшим к его отставка с должности преподавателя университета, стр. 238
- ↑ В Lebensweg [ Путешествие ] о важности Ноябрьской революции, стр. 94 и след., цитаты о «правителе мира» и о «кресле сатаны» см. в его рождественской проповеди 1936 года, стр. 160-171, здесь, стр. 169.
- ^ О происхождении катакомбной церкви и проповедях, которые Деринг читал там, см. Юлиус Шнайдер: История Берлинского собора с момента его разрушения во Второй мировой войне, видимая с кафедры собора [ История Берлинского собора после его разрушения во время мировой войны. II, вид с кафедры ], Domkirchenamt, Берлин, 1986, стр. 7-12.
- ^ Из статьи в книге Фридриха Вильгельма Бауца (ред. и ред.): Биографически-библиографический церковный лексикон. Продолжил Трауготт Бауц [ Биографически-библиографическая церковная энциклопедия. Обновлено Traugott Bautz ], том 1, опубликовано Traugott Bautz, Hamm, 1975, стр. 1334
- ^ Манфред Столпе : Протестантская церковь в ГДР и реконструкция собора в , : Pöse, стр. 211-219, здесь стр. 211
- ^ О термине «утешитель Берлина» см. Hüffmeier p. 150
- ^ Хюффмайер, с. 150
Опубликованные работы
[ редактировать ]- , жизнь и смерть Бог , Берлин, 1914 год.
- Могучая , крепость Берлин 1914-1915 гг.
- Религия , поля боя Берлин, 1916 год.
- И если бы мир был полон чертей , Берлин 1918 года.
- Немецкая народная церковь [ Немецкая народная церковь ], Лейпциг, 1920 год.
- Ernst von Dryander zum Memory [ Памяти Эрнста фон Дряндера ], Берлин, 1922 год.
- , смерти и единстве О жизни , Берлин, 1924 год.
- битва Решающая , Берлин, 1927 год.
- Лютер сегодня [ Лютер сегодня ], Дом Верлаг, Берлин, 1928 г.,
- Христос среди немцев Берлин , , 1934 год.
- Горе человеку! Мысли о настоящем на основе Мэтта. 26, 24. [ Горе человеку! Мысли о настоящем на основе Мф. 26, 24 ], Берлин около 1935 года.
- Бог с нами! Мысли о восстановлении обязательной военной службы на основании Исаии 36:7 [ Бог с нами! Мысли о восстановлении рецепта согласно Исаии 36, 7 ], Берлин, около 1935 года.
- Моя жизнь , Гютерсло , 1952.
- Фонд кандидатов в соборы в Берлине. Исторический обзор столетних празднований. Со статьей Ульриха Зегера: Задачи семинара проповедников сегодня [ Ученики собора в Берлине. Историческая ретроспектива, посвященная столетнему юбилею. При участии Ульриха Зегера: Обязанности семинарии сегодня ], Verlag Die Kirche, Берлин, 1954 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марчера консистория в Берлине (редактор), Альманах приходской церкви провинции Бранденбург Протестантская . (По состоянию на 1 января 1937 г.), Берлин: Trowitzsch, 1937, стр. 33 (биографические сведения).
- Детлеф Плёзе (ред.): Берлинский собор. История и современность верхнего приходского и соборного храма в Берлине [ Берлинский собор. История и статус Верхнего прихода и Кафедральной церкви Берлина ], Йовис, Берлин, 2001 г., ISBN 3931321673
- Фонд Deutschlandhaus Berlin: Жители Большого Берлина с Востока [ Большой Берлин на Востоке ], Берлин, 1987, стр. 51
- Кристоф Вейлинг: «Христианско-немецкое движение». Исследование консервативного протестантизма в Веймарской республике (Труды по современной истории церкви, серия B, том 28) [ «Христианское немецкое движение». Исследование консервативного протестантизма в Веймарской республике (работа по церковной истории, серия B, том 28) ], Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen 1998, ISBN 3-525-55728-0 , стр. 45–52.
- Шумахер, Мартин; Люббе, Катарина; Шредер, Вильгельм Хайнц (1994). MdR Депутаты рейхстага Веймарской республики в эпоху национал-социалистов. Политические преследования, эмиграция и изгнание, 1933–1945 гг. Биографическая документация [ Депутаты рейхстага Веймарской республики во времена национал-социализма. Политические преследования, эмиграция и изгнание, 1933-1945 гг. Биографическая документация. ] (на немецком языке) (3-е изд.). Дюссельдорф: Дросте. ISBN 3770051831 .