Жены Бата
![]() Обложка издания Knopf в твердом переплете 1993 года. | |
Автор | Сьюзан Свон |
---|---|
Художник обложки | Чип Кидд (дизайнер) |
Язык | Английский |
Жанр | Роман |
Издатель | Кнопф Канада (Канада), Альфред А. Кнопф (США), Гранта (Великобритания) |
Дата публикации | 1993 |
Место публикации | Канада |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Страницы | 237 стр. (Канада) |
ISBN | 0-394-28006-7 (Канада) |
ОКЛК | 28022236 |
Предшественник | Последняя из золотых девушек |
С последующим | Что мне сказал Казанова |
«Жены Бата» — роман Сьюзен Свон , вдохновленный ее собственным детским опытом в колледже Хавергал в Торонто, Онтарио , Канада .
Введение в сюжет
[ редактировать ]В конце 1963 года несимпатичный отец и ревнивая мачеха отправляют Мэри «Маус» Брэдфорд в школу-интернат. Там она встречает мятежного Поли, и вместе они отправляются на поиски того, что принципиально отличает мужчин от женщин.
Объяснение названия романа
[ редактировать ]По словам Свон, «...учителя и медсестры школы-интерната напоминают [Маусу] жену Чосера из Бата , потому что они единственные женщины, которых она встречала, которые живут по своим собственным правилам. Однако даже их власть ограничена, и Маус заключает ближе к концу романа:
Мы все были женами Бата – от учителей, которые терроризировали нас своими колокольчиками и воротами, до перекормленных пансионеров и снобистских девчонок… но как бы тяжело ни боролась каждая из нас… Женский колледж Бата был всего лишь вотчиной в королевстве. мужчин.
— Жены Бата
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Часть первая
[ редактировать ]Маус представляется и упоминает о своем участии в «странном, наполеоновском акте самоутверждения Поли», хотя она не уточняет, что именно сделал Поли, или даже кто она такая. Маус говорит о своем отвлеченном отце Морли и критически настроенной мачехе Сал. Она также рассказывает читателю о горбе на левом плече, которое появилось у нее в результате перенесенного в детстве полиомиелита, который перерос в кифоз . Маус назвала горб Алисой в честь своей умершей матери и говорит, что горб для нее как друг. На протяжении всего романа разговоры Мауса с Алисой приносят комическое облегчение и раскрывают мрачные события истории. Во второй главе Маус ставит повествование на паузу и рассказывает подробности суда над Поли, что она продолжает время от времени делать на протяжении всего романа. Выясняется, что Поли совершил какое-то убийство.
Маус вспоминает, как ее отправили в школу-интернат в Торонто — Женский колледж Бата — потому что у ее отца был «неудачный комплекс неполноценности в воспитании женщин» и потому что ее директриса Вера Воган была дальней родственницей Морли. Маус нервничает, остро осознает свою застенчивость и физические недостатки и сбит с толку странной атмосферой старомодной школы. Она знакомится с дружелюбным уборщиком сержантом (карликом) и братом Поли, Льюисом, которого позже ловит бреющимся в своей новой ванной в общежитии. В тот вечер Маус встречает Тори и Поли, сразу же почувствовав симпатию к дружелюбному Тори и ошеломленный дерзкими манерами Поли. Понятно, что, какими бы разными они ни были, у них очень близкая дружба. Тори говорит Маусу, что брат Поли, Льюис, - ее парень, и что они влюблены.
Маус быстро, но не комфортно обосновывается в школе, усваивая лексику и консенсус среди учеников относительно персонала школы. Интенсивность ее привязанности к Джону Ф. Кеннеди очевидна в длинных знакомых письмах, которые она регулярно отправляет ему.
К огорчению Мауса и Поли, Тори ломает ногу в результате несчастного случая в хоккее на траве, и ее отправляют домой на остаток зимнего семестра. Устав от непостоянного поведения Поли, мисс Вон приказывает Поли каждый вечер после уроков «прощать» свое разочарование в школе и поручает Маусу сопровождать ее. Эти двое образуют своего рода связь, и Поли вскоре рассказывает Маусу, что у нее нет брата по имени Льюис; на самом деле это она, маскирующаяся под мальчика, и она обманула всех, даже Тори. Она ведет Мауса в храм, который она построила для фильма «Кинг-Конг» 1933 года , и устраивает Маусу серию причудливых испытаний, чтобы доказать, что она тоже может «быть» мальчиком. К ним относятся: съесть шесть тарелок пудинга из тапиоки без рвоты, дать спичке прижечь кожу, не плача, и научиться мочиться стоя.
После того, как Маус завершает эти «предварительные этапы», она приступает к трем основным испытаниям: господство над другими мужчинами, господство над женщинами и господство над природой; в первом Маус создает свое мужское альтер-эго «Грек Ник» и впервые одевается как мальчик. Маус и Поли дерутся с мальчиками из соседнего Королевского колледжа, одним из которых является старший брат Тори, Рик. Во втором Поли бросает вызов Маусу соблазнить девочку с избыточным весом из местной монастырской школы, что она и делает, хотя результат граничит с комичным; Выясняется, что рассматриваемая девушка, Джози, с самого начала знала, что «Ник» был девушкой, и плачет, когда Маус не решается ласкать ее. В третьем тесте Поли предлагает Маусу убить голубя.
Нежелание Мауса выполнять эти задачи подчеркивает, что ее желание быть мужчиной не основано на искреннем желании им стать или даже на влечении к девушкам. Скорее, Маус жаждет свободы, которой наслаждались мужчины того времени, и, по ее мнению, она никогда не сможет испытать ее как женщина.
В отсутствие Тори любимец учителя Исмей Том переезжает в комнату общежития Мауса и Поли. Ее настойчивое присутствие раздражает Поли, но Маусу нравится эксцентричный, но приятный характер Исмей.
Поли ведет Мауса во время взлома в частные покои миссис Педди, где они натыкаются на переписку между мисс Воган и миссис Педди, написанную много лет назад. В письмах подробно описан инцидент, когда мисс Вон подверглась нападению со стороны полицейского, который видел, как она целовала миссис Педди. Поли крадет их и прячет в прикроватной тумбочке Мауса. Когда Маус проверяет их утром, они исчезли.
В отсутствие Тори поведение Поли ухудшается, и ей запрещают посещать обед для посетителей в Королевском колледже. Мауса забирают туда ее дядя Винни (брат ее матери) и его жена. Находясь там, она видит Тори с Льюисом во дворе снаружи. Льюиса гонят из школы после того, как его видели, как он разрушает статую. Среди шума появилась новость об убийстве президента Кеннеди.
Маус опустошен известием о смерти президента, но его обнадеживают письма от Джека О'Мэлли, студента Королевского колледжа, которого она встретила на обеде. Поведение Поли становится все более зловещим; она приказывает Маусу избить ее старой тростью, и когда она колеблется, Поли вместо этого бьет ее ею, достаточно сильно, чтобы пролилась кровь. Маус признает, что она продолжала соглашаться на тесты Поли, потому что злой характер Поли освобождает ее от всех вещей в ее жизни, которые она не может изменить (например, недостойность любви Морли, отсутствие друзей) и делает ее еще более невинной.
После выступления на рождественском шоу Мауса вызывают в офис мисс Воган, где ей сообщают, что Морли умер от внезапного сердечного приступа.
Часть вторая
[ редактировать ]Маус возвращается в свой дом в Пристани Мэдока, чтобы похоронить своего отца. Хотя она кажется холодной и отстраненной от реальности его смерти, очевидно, что она опустошена. Ее мачеха Сал, которую часто называют голосом совести Мауса, оказывается алкоголичкой. Мисс Воган присутствует на похоронах с Поли, который говорит Маусу, что Рик пытается помешать Тори увидеться с Льюисом. Мисс Воган просит Мауса сохранить при себе то, что она обнаружила в письмах ее и миссис Педди.
Маус решает никогда больше не одеваться мальчиком и размышляет о том, что отец не любит ее. Она приходит к выводу, что он слишком сильно любил свою работу. Маус возвращается в Батский колледж со своими памятными подарками, одним из которых является книга по анатомии (он был хирургом) и его старая докторская сумка .
Часть третья
[ редактировать ]Вернувшись в школу, Маус обнаруживает, что Поли убрали из комнаты в общежитии и заменили Эйсой Абрамс, и что Тори вернулась. К ее удивлению, она вызывает тихую симпатию со стороны своих сверстников, а также учителей, и ее особенно тронул подарок Тори - Библия Нового Завета. Поли был вынужден занять старую кабинку Асы. Изгнание делает ее заметно более дружелюбной по отношению к Маусу. Поли сообщает, что она (как Льюис) подралась с Риком и ранила его ножом, и что Тори была расстроена из-за этого. Исмей сообщает Маусу, что Поли вырезала жуткие фигурки из палочек на своем изголовье и крала ее ноты, что Поли со смехом отрицает.
Льюис отвозит Мауса в Королевский колледж вечером рождественских танцев, чтобы забрать Джека О'Мэлли. Эти двое ведут неловкий разговор, когда Льюис едет к дому Кэнона Куинна, чтобы забрать Тори. Маус видит, как Рик и Льюис спорят и дерутся у двери дома Куиннов; Льюис возвращается в фургон заметно расстроенный и без Тори. Оказавшись один, Льюис рассказывает Маусу, что Рик бросил Льюису вызов, чтобы доказать, что он мальчик, показав ему свой пенис, и начинает плакать.
В конце концов Маус покидает Поли и присоединяется к Джеку внутри. Они участвуют в праздниках, пьют джин и «долго дурачятся стоя». Ближе к концу вечера Маус вырывается и ищет Поли, наконец находя ее в туалете башни с остриженными волосами, изрезанным и кровоточащим лицом. Поли сердито отмахивается от Мауса, когда она пытается ее утешить, и говорит, что не откажется от Тори. Их отвлекает сержант, который на вечер нарядился мертвой основательницей школы, мисс Хиггс, и мчится по школе на старинном викторианском велосипеде. Девочки пытаются последовать за ним, но Маус теряет Поли в темноте. Она ищет ее в своей комнате и обнаруживает там партитуры Исмей, а также страницы, вырванные из «Анатомии Грея» ее отца ; на страницах изображен мужской пенис, и они были аннотированы Поли. Уставшая и подвыпившая от алкоголя, который дал ей Джек, Маус ложится спать.
На следующее утро Маус просыпается рано и, обеспокоенный длительным отсутствием Поли, отправляется искать ее в туннелях под школой. Она находит Поли расстроенным и говорит, что сержант упал на одну из труб отопления и поранился. Она берет Мауса к его распростертому телу, а затем отправляет ее за чешским садовником Вилли. Сержант без сознания и сильно обгорел, упав на обжигающие трубы. Когда Маус возвращается с ним, она находит сержанта мертвым, а Поли исчезнувшим. Вспомнив, что она нашла накануне вечером, испуганная Мышь подозревает, что сделал Поли. Подняв юбку костюма, Маус видит, что сержанта кастрировали.
Маус вспоминает подробности суда над Поли и сообщает читателю, что произошло дальше; удалив гениталии сержанта одним из скальпелей Морли, Поли приклеила их к себе клеем для шин и предстала перед Риком Куинном в своей пугающей одежде. Вскоре после этого она была арестована и признана слишком психически неуравновешенной, чтобы нести полную ответственность за свои действия; избежав тюрьмы, Поли был отправлен в психиатрическую больницу для «реабилитации». Тори отправили в другую школу (хотя суд узнал, что она продолжала встречаться с Поли, пока находилась под стражей), а Мауса отправили домой в Пристань Мэдока, пока не утих шум по поводу ее причастности к преступлению Поли. Она вспоминает сон о сержанте после его поминальной службы и говорит, что рада, что он не знал, что его убил не его друг Льюис, а Поли.
Сейчас Маус шестнадцатилетняя, вспоминая свое время в колледже Бата, отдавая должное девушкам и женщинам, которые вдохновили ее быть самой собой, и подписывает себя как «МБ».
Персонажи фильма «Жены Бата»
[ редактировать ]Главные герои
[ редактировать ]Мэри Беатрис «Маус» Брэдфорд
[ редактировать ]Глубокомыслящий, застенчивый и умный. Обожание Мауса своего отца Морли и ее боготворение Джона Ф. Кеннеди позволяют предположить, что она, как и Поли, жаждет свободы и статуса мужчины. Однако, когда она сталкивается с конфронтационными ситуациями, проверяющими ее «мужественность», «женские» инстинкты Мауса (то есть пассивность, страх и послушание) имеют приоритет.
Полин «Поли» Сайкс/Льюис
[ редактировать ]Мятежный, беспокойный и дикий. Поли возмущается статусом, который наделяет женщина общество, и постоянно призывает задуматься над тем, что именно делает мужчину характерно «мужественным» (то есть сильным, уверенным в себе и находчивым). Поли обретает свободу, маскируясь под мальчика. Хотя Поли в основном несимпатичен, а иногда даже жесток по отношению к Маусу, он питает идеалистическую и преданную любовь к Тори. Ужасное убийство, которое Поли совершает в разгар романа, становится развязкой истории.
Виктория «Тори» Куинн
[ редактировать ]Добрая, красивая и ранимая, Тори можно охарактеризовать как достаточно «женственную». Хотя Тори и не такая подрывная, как Поли, она по-своему бунтарка. Она часто нарушает школьные правила и не относится серьезно к дисциплине, если ей не удается от нее уклониться. Самое главное, характер ее отношений с Поли не позволяет охарактеризовать ее как типичную девушку того времени. Ближе к концу романа Маус спрашивает, знала ли Тори, что Льюис и Поли были одним и тем же человеком; есть доказательства обоих аргументов, но интенсивность их отношений предполагает, что так оно и было.
Другие персонажи
[ редактировать ]- Вера «Девственница» Вон
- миссис Педди
- Морли Брэдфорд
- Сал Брэдфорд
- Сержант
- Ричард «Рик» Куинн
- Исмей Том
Основные темы, символы и мотивы
[ редактировать ]- Гендерные проблемы и стереотипы
- Репрессивная атмосфера 1960-х годов.
- Запретная любовь
- Фрейдистские/психоаналитические теории сексуальности и гендерной идентичности
- Кинг-Конг как герой-мужчина
Аллюзии/отсылки к другим произведениям/событиям
[ редактировать ]- Джеффри Чосера » « Жена из Бата
- Шарлотты Бронте Критика [ нужны разъяснения ] Джейн Остин
- Характер и самоубийство Вирджинии Вульф
- Убийство президента Джона Ф. Кеннеди
- Холокост
- Макдональд Триада
Награды и номинации
[ редактировать ]- Вошел в шорт-лист премии Guardian Fiction Award 1993 года.
- Вошел в шорт-лист премии Trillium 1993 года.
- Лауреат премии Совета искусств Торонто 1993 года в области художественной литературы.
Кино, ТВ или театральные адаптации
[ редактировать ]В 2001 году по «Женам Бата» был снят независимый фильм «Остаться в бреду» режиссера Леа Пул и адаптированный для экрана Джудит Томпсон . В фильме снимались Пайпер Перабо в роли Поли, Джессика Паре в роли Тори и молодая Миша Бартон в роли Мауса.
Сьюзан Свон недавно написала предисловие к новому изданию « Жен Бата», восхваляя «Потерянные и безумные» , хотя она утверждает, что на первый взгляд оно «значительно отличается» от оригинального романа. Фильм был включен в официальный отбор кинофестиваля «Сандэнс» в 2001 году.
Фамилии главных героев в «Потерянных и безумных» отличаются от фамилий в «Женах Бата» ; Имя Поли было изменено с «Сайкс» на «Остер»; Тори от «Куинна» до «Моллера»; и Мауса от «Брэдфорда» до «Бедфорда».
Убийство, которое служит развязкой истории , не было включено в Остаться в живых и безумии» сценарий « Джудит Томпсон , которая считала, что гротескный характер преступления Поли не будет должным образом транслироваться на экране. Вместо этого фильм заканчивается тем, что персонаж Поли совершает самоубийство.